Во сколько открывается маяковская. Какой график работы московского метро и переходов

Всем известно, что московское метро официально закрывается в 1:00 . В это время перестают пускать в вестибюли на всех станциях, прекращают работу эскалаторы в переходах между станциями. Но тем, что оказался в поезде в час ночи, известно и то, что на самом деле метро в час ночи не закрывается, а работает на выход еще довольно долго (в среднем до 1:30-2:00).

Что же такого происходит в метро в 1:00? Просто 1:03 с каждой конечной отправляется последний поезд с пассажирами. Понятное дело, у вошедших в 1:00 на конечных есть 3 минуты на проход к поезду. Вопрос: а что мешает пускать пассажиров на всех остальных, не конечных станциях и после часа ночи, но не позднее чем за те же 3 минуты до прохода последнего поезда ? Ведь время этого прохода известно! Тем более сбоев в графике в ночное время избежать легче, чем в час пик.

Однако сейчас метро закрывают в 1:00 везде и сразу! В результате люди, которые могли бы сесть в поезд в интервале с часу до, кое-где, двух часов ночи, вынуждены ехать другим транспортом. В такое время работает только такси, официальное и "левое". В результате метро недополучает доход, а потенциальные пассажиры тратят куда больше денег. В выигрыше лишь таксисты и бомбилы. :)

Вот что предложил Probok.net в программе "Удобное метро " еще в конце 2012 года, чтобы решить эту проблему.

Программа подготовлена под руководством куратора направления "Общественный транспорт" chek_pipinda , частично освещалась и ).

Продлить и указать время работы станции снаружи вестибюлей.

Продлить и указать время работы станции на самой станции

Продлить и указать время работы станции на переходе к ней

Важно обозначить время прохода последнего поезда в каждом направлении! Поскольку оно разное: с двух сторон поезда до станции едут разное время.

Официального ответа на эту инициативу (как и на остальные пункты программы "Удобное метро") мы пока не получили.

Недавно тот же вопрос поднял Максим Кац . Из Департамента транспорта ему ответили , упомянув про предложение Probok.net, что пока метро против. Под странным предлогом: мол, это сократит технологические окна в метро. Аргумент, мягко говоря, слабый: поезд все равно едет в тоннеле, а пассажиры на всех станциях все равно выходят! Что мешает этому поезду просто перевозить немного больше людей?

Мы, разумеется, будем настаивать на торжестве здравого смысла на встречах с Департаментом транспорта.
Спасибо Максиму за освещение темы.

PS. Кстати, по общественному транспорту у Probok.net еще много предложений . Около 15 уже реализовано. Про них напишу отдельно.

Метро в Москве служит основным и наиболее доступным видом общественного транспорта. Оно включает в себя более двухсот действующих и несколько десятков строящихся станций. Для многих жителей столичного региона России и многочисленных туристов точное время, во сколько открывается (и закрывается) метро, является достаточно важным. Прежде всего, это касается людей, работающих по нестандартному графику, в ночную смену, а также для тех, кто живет далеко от своего офиса, предприятия и т.п. Наибольшую актуальность график работы метро в Москве приобретает в холодное время года.

Во сколько начинает работать метро в Москве

Согласно официальным правилам столичное метро открывается каждый день в 5.30 утра по местному времени и продолжает принимать пассажиров до 1 часа ночи. Этот же график сохранится в 2019 году. Некоторые станции в связи с техническими или иными причинами могут открываться чуть раньше или позже (обычно в промежутке времени от 5.20 до 5.35). Иногда эти отклонения связаны с четными или нечетными днями месяца, что требует уточнения в каждом конкретном случае. Переходы между станциями метро в ночное время (после 1 часа ночи) не работают, но пассажиры, успевшие попасть внутрь до закрытия, обычно имеют возможность перейти с одной станции на другую и попасть на последние поезда, направляющиеся из центра города к окраинам.

Из общих правил работы московского метро существует несколько значимых исключений. Во-первых, это связано с различными праздниками и общественными событиями. Например, по сложившейся традиции столичное метро в Новый год функционирует в круглосуточном режиме. Ночь с 31 декабря 2018 года на 1 января 2019 года не станет исключением. Круглосуточный (или продленный) график может быть также установлен по решению властей Москвы в День города, в православное Рождество и т.п.

Во-вторых, некоторые станции московского метро в 2019 году будут функционировать по индивидуальному расписанию, связанному с их техническими особенностями (монорельс) и рядом других факторов. Среди таких:

  • Верхние Лихоборы (с 5.30 до 1.30);
  • Выставочный центр (с 7.00 до 23.00);
  • Телецентр (с 7.00 до 23.00);
  • Тимирязевская (монорельсовая, с 7.00 до 23.00);
  • Улица Академика Королева (с 7.00 до 23.00);
  • Улица Милашенкова (с 7.00 до 23.00);
  • Улица Сергея Эйзенштейна (с 7.00 до 23.00).

В-третьих, в 2019 году планируется открыть несколько новых станций в Новой Москве (Ольховая, Прокшино, Столбово, Филатов Луг). Кроме того, должно увеличиться число станций т.н. «Третьего пересадочного кольца» (Аминьевское шоссе, Воронцовская, Зюзино, Мичуринский проспект, Мневники, Ржевская, Стромынка, Улица Народного ополчения и др.). Точное время открытия этих новых объектов столичного метро в 2019 году пока не определено. Как правило, такие станции начинают работать в тестовом режиме, который предполагает особый, часто сокращенный график (они раньше закрываются, позже открываются). Власти Москвы заявляют, что о соответствующем расписании население будет уведомляться по мере открытия объектов.

Руководство столичного метрополитена может менять график работы отдельных станций в связи с необходимым ремонтом или иными обстоятельствами (природные и техногенные катастрофы, массовые спортивные мероприятия, иные социальные события и т.п.). Как правило, о таких изменениях сообщается предварительно на официальном сайте метрополитена mosmetro.ru .

Торговля на форекс ведется круглое время суток, исключая выходные и некоторые праздничные дни, но есть несколько временных периодов, на которые нужно обратить внимание - это открытие бирж форекс. Необходимо знать время торгов или работы на форекс (смотрите таблицу ниже), потому что в момент открытия торговой площадки на рынке (сессии), чаще всего происходит резкий скачок валюты, которая присуща этой стране.

За этим очень внимательно следят все трейдеры, так как в эти минуты зарождаются внутридневные движения, которые чаще всего дают направление тренда.

Существует 4 торговых сессии - Азиатская , Европейская , Американская и Тихоокеанская (Австралийская). Каждая из этих бирж открывается и закрывается таким образом, что они пересекаются только на час или два и в целом дают возможность круглосуточно вести торговлю.

Расписание открытия и закрытия бирж (время торговых сессий ) по Московскому времени:


Внимание! Следует учитывать, что время в таблице дается Московское и мировое - GMT (по Гринвичу). Если вы хотите узнать время открытия бирж в другом регионе, вам нужно прибавлять к GMT времени необходимое вам отклонение по часам

Сервис для определения торговых сессий

Если вам трудно по началу определять когда начинаются торги на форекс, есть сервис, который показывает графически какая сессия в данный момент открыта. Переходим на страницу сайта и выставляем ваше время, которое смотрим по городу, либо если вы знаете, по отклонению GTM+. В таблице появиться ваше время и активная сессия:

Второе , что нам необходимо знать, это когда открываются биржи в понедельник, после выходных и когда закрываются в пятницу.

Итак, начало торговли на форекс, как и время открытия бирж происходит в понедельник, в 00:00 по времени брокера. Обратите внимание, не по Московскому времени, не по Гринвичу, а непосредственно по терминальному времени. Смотрим в верхний левый угол терминала - это и есть нужное время.

Закрытие бирж на выходные производится в пятницу в 24:00 по времени брокера . См. скрин ниже.

Нюансы:

  • Время брокеров отличается, и закрываться/открываться они могут в разное время. Это необходимо учитывать при торговле советниками.
  • Некоторые брокеры, например Альпари (скрин выше), прекращают и начинают торги за 5 мин. до указанного времени.

Московская биржа открывается в 10:00 и закрывается в 15:00 по московскому времени. Это что касается работы самой биржи, что качается торговли рублем на форекс - читайте ниже. Это время работы Московской биржи с различными инструментами:

Время торговли рублем на форекс происходит с 10:00 до 21:00 по Московскому времени . В другое время график валют стоит на месте.

Обратите внимание, что активнее всего на рынке в данный момент та валюта, торговая сессия которой открыта. Торговля агрессивна на всех биржах, кроме Австралийской, в это время трейдеры чаще всего используют скальпинговые стратегии, так как небольшая волатильность дает возможность вести спокойную торговлю.

Азиатская торговая сессия

Азиатская сессия открывается в 3 утра по московскому времени и зачастую задает направление суточного тренда. Закрывается сессия в 12 часов. Центром торговли является Токио, по совместительству финансовая столица Азии. Во время начала торговли в Азии открываются все банки, фининституты и другие учреждения.

Японская йена входит в тройку самых торгуемых валют на форекс и занимает более 20% валютного оборота. Далее список валютных пар, которыми торгуют во время азиатской сессии - USD/JPY, AUD/USD, NZD/USD, USD/CAD, USD/CHF, EUR/JPY, GBP/JPY, AUD/JPY, EUR/CHF. Самые активные участники торгов, это евро/доллар/фунт/новозеландский доллар к японской йене.

Обычно данная сессия проходит спокойно с небольшой валатильностью. Зачастую это является тем, что американцы и европейцы уже отдыхают после своего тяжкого трудового дня. Исключения составляют важные новости, которые обычно выходят в районе 3 часов утра по Гринвичу (7 утра по Москве). Вот здесь и необходимо быть внимательным, движения зачастую происходят сильные и продолжительные. Если вы используете стратегию интрадей и оставили открытую позицию на ночь, необходимо свериться с календарем форекс и выставить стопы.

Европейская торговая сессия

Европейская сессия является самой активной из всех. Это обусловленно тем, что она пересекается с Азиатской и Американской сессией. К тому же в Великобритании локализованы крупнейшие финансовые фонды и банки. Более 30% всех сделок приходится на это время. Открытие бирж происходит 8 утра по Гринвичу в Лондоне (11:00 по Москве), закрытие в 17:00 (20:00 по московскому времени).

Самая активная часть торговли приходится на первую часть торговой сессии. Брокеры заключают основные сделки до своего обеденного перерыва. Затем по классике жанра идет спокойная часть, и ближе к закрытию опять происходят сильные скачки - открытие Американской сессии.

Торгуются все основные валюты - йена, доллар, евро, фунт, франк (EURUSD, GBPUSD, EURJPY, EURCHF). Но на европейскую сессию приходиться так же самое большое количество новостей. Торговля в данное время очень активна, используются внутридневные трендовые стратегии, так же активно пользуются торговлей на новостях.

Но имейте виду, что в конце торгового времени тренд может изменить направление, так как основная масса трейдеров начинает фиксировать прибыль и выводить деньги с рынка. Да и американцы могут подлить масла в огонь, выкинув какую-нибудь новость.

Американская торговая сессия

Открытие Американской сессии происходит в 13:00 по Гринвичу (16:00 по Москве). Но открытие биржи несколькими часами перекрывается с Европейской. И это довольно горячее время для торгов, так как американцы имеют большое количество средств и могу ими активно двигать рынок. Закрытие происходит в час ночи по Москве. Торгуются все основные пары с долларом - EURISD, GBPUSD и т.д.

Так как большинство валютных пар имеют в себе доллар, торговля ведется практически по всем парам. Америка также имеет большое количество крупных банков и спекулянтов. Возможны переломные моменты и сильные развороты тренда. Новости обычно выходят в первой половине торговой сессии и являются особенно сильными.

Это время приходится на 17-19 часов по Москве. В это время происходит торговля американскими акциями. Все пытаются продать или купить эти бумажки. Далее идет затишье, и возможно продлиться до конца торгов. Если дело происходит в пятницу, американцы полностью фиксируют прибыль и практически никогда не оставляют открытыми позиции на выходные. Так что в последний день недели, вечером, лучше фиксироваться, так как в понедельник с утра, торговля может открыться с гепом.

Режим работы метро в Москве

Если вы не являетесь автолюбителем, то для перемещения по мегаполису невозможно обойтись без Московского метрополитена. Но даже если вы владелец собственного транспортного средства, то в отдельных случаях перемещения по городу в «подземке» избежать нельзя. Далеко не все поездки укладываются в утреннее, дневное и вечернее время, изредка приходится допоздна задерживаться на работе или в гостях, ехать с длительного театрального представления или спешить по срочному вызову родственников. В таких обстоятельствах вопрос "до скольки работает метро в Москве" возникнет обязательно.

Когда закрывается метро "на вход"?

Как правило, режим работы «подземки» связан с календарными датами. Для будней, выходных и отдельных праздников имеется различный регламент. Также в различное время закрываются входы и выходы метро и вестибюли. "До скольки работает метро в Москве на вход?" - этот вопрос имеет единственный ответ. Зайти в «подземку» можно до часу ночи, но не во все вестибюли. О тех, в которые вы не сможете войти, можно узнать на сайте метрополитена. Или уточнить в справочной службе метро часы работы. Москва - город, засыпающий за полночь, и городские власти установили график для наземного и подземного транспорта, согласно его жизни. Если до этого времени вы не успели попасть в метрополитен, то следует пользоваться наземным общественным транспортом или ехать на такси. Но во сколько бы ни закрывался на вход пассажиров Московский метрополитен, работа там продолжается до прибытия последнего электропоезда на конечную станцию. И только после этого двери «подземки» закрываются до утра.

Когда закрывается метро "на выход"?

На различных ветках электропоезда ходят по своим графикам. "До скольки работает метро в Москве на выход?" - этот вопрос не имеет единого ответа. Последние поезда отправляются в интервале времени от 00:50 до 01:10. А прибывают на конечную станцию в зависимости от длины ветки. Это может быть и 02:00. Но переходы между станциями закрываются уже в час ночи, когда закрывают метро на вход. Если вы не успели пересесть на нужную вам ветку, вариант решения проблемы остается тем же - воспользоваться наземным транспортом. Особый график работы «подземки» устанавливается в определенные праздничные даты.

Праздничные графики

До скольки работает метро в Москве на Новый год, День города, Пасху, День Победы? Это время устанавливается заранее, о чем широко оповещается городское население во всех средствах массовой информации. Как правило, входные вестибюли в эти даты закрываются в 2 и даже в 3 часа ночи, с тем, чтобы жители столицы и ее гости смогли, не торопясь, посидеть в гостях, сходить на церковную службу или насладиться прогулкой в центре. А уже в 05:30 утра Московский метрополитен начинает свою работу. А станции "ВДНХ" и "Авиамоторная" начинают функционировать еще раньше - в 05:25, "Аэропорт" - в 05:20, "Беляево" - в 05:40. В Московском метрополитене 185 станций, и у каждой свой график работы, хотя в 6 часов утра «подземка» функционирует в полном объеме. Но если существует необходимость отправиться куда-либо раньше, опять же можно воспользоваться наземным транспортом - он начинает ходить раньше. Единственное ограничение - это отсутствие нужного маршрута.

Название станции Открытие
(четные/нечетные дни)
Закрытие
(четные/нечетные дни)
Андроновка 05:30 01:00
Измайлово 05:30 01:00
Локомотив 05:30 01:00
Белокаменная 05:30 01:00
Ростокино 05:30 01:00
Окружная 05:30 01:00
Верхние Котлы 05:30 01:00
ЗИЛ 05:30 01:00
Угрешская 05:30 01:00
Новохохловская 05:30 01:00
Нижегородская 05:30 01:00
Лихоборы 05:30 01:00
Балтийская 05:30 01:00
Стрешнево 05:30 01:00
Шелепиха 05:30 01:00
Лужники 05:30 01:00
Площадь Гагарина 05:30 01:00
Крымская 05:30 01:00
Хорошёво 05:30 01:00
Соколиная Гора 05:30 01:00
Бульвар Рокоссовского 05:30 01:00
Шоссе Энтузиастов 05:30 01:00
Владыкино 05:30 01:00
Ботанический сад 05:30 01:00
Кутузовская 05:30 01:00
Деловой центр 05:30 01:00
Автозаводская 05:30 01:00
Дубровка 05:30 01:00

Информация из Википедиии о Московском метро

Сотовая связь и Интернет в Московском метро

Wi-Fi-антенна «МаксимаТелеком» в тоннеле метрополитена

Сотовая сеть покрывает бо́льшую часть станций Московского метро [к 1] , кроме некоторых станций, запущенных в эксплуатацию во время правления Сергея Собянина. Также связью обеспечиваются многие переходы, эскалаторные наклоны и перегоны. Однако наличие покрытия и уровень сигнала сильно разнятся в зависимости от конкретной станции (перегона), а также от сотового оператора. Все перегоны Кольцевой линии обеспечены непрерывным покрытием [уточнить ] .

С марта 2007 года на трёх станциях Московского метро («Охотный Ряд», «Театральная» и «Площадь Революции») компанией «Комстар-ОТС» предоставляется платная услуга беспроводного доступа в Интернет (Wi-Fi) . В 2012 году пробное оснащение метрополитена оборудованием Wi-Fi производилось компаниями «большой тройки»: на перегонах Кольцевой линии был проложен излучающий кабель МТС , станции и перегоны участка Серпуховско-Тимирязевской линии от «Менделеевской» до «Боровицкой» были оснащены «МегаФоном» , а в двух поездах Сокольнической линии тестировался сервис Wi-Fi от «Билайна» . Впоследствии все три компании отказались от участия в конкурсе на оснащение всего метрополитена как от экономически невыгодного проекта .

Автомат Lenovo для зарядки гаджетов на станции «Борисово»

Обеспечением услуги Wi-Fi на всех линиях метрополитена согласилось заняться ЗАО «МаксимаТелеком», а соисполнителем выступила компания «Энвижн Груп» . На Каховской линии Wi-Fi запустили в сентябре 2013 года , на Кольцевой - в декабре . В течение 2014 года сервисом были оснащены оставшиеся ветки метрополитена: Калининско-Солнцевская (февраль) , Сокольническая (март) , Люблинско-Дмитровская (июль) , Замоскворецкая (август) , Калужско-Рижская (октябрь) , Таганско-Краснопресненская (октябрь) , Серпуховско-Тимирязевская с Бутовской (ноябрь) , Арбатско-Покровская и Филёвская(декабрь) . Услуга бесплатна и предоставляется только в вагонах, создавать точки доступа в вестибюлях и на станциях не планируется . В настоящее время бесплатный (на условиях договора, запрещающего любые блокировщики рекламы) Wi-Fi предоставляется на всех перегонах и во всех поездах, кроме ретропоезда «Сокольники».

В 2015 году АО «МаксимаТелеком» запустило новый сервис таргетированной рекламы, который получил название Aura Place. Сервис позволит показывать рекламу только определённым пользователям в зависимости от станции и линии метро, от времени, а также от предполагаемого места работы и проживания пользователя .

Линии Московского метрополитена и интегрированных с ним городских транспортных систем

Всем линиям даны названия и краткие обозначения, а также порядковые номера. Цвета в таблице соответствуют цветам линий на вышеприведённой схеме. Более того, эти цвета устоялись и дополнительно кодируют линии. Например, немалому числу людей выражение «красная ветка метро» скажет едва ли не больше, чем «Сокольническая линия», а говорить «серая ветка» можно быстрее и легче, чем запомнить и проговаривать официальное название «Серпуховско-Тимирязевская». Иногда используются и аббревиатуры названий линий, например, АПЛ - Арбатско-Покровская линия, ГЗЛ - Замоскворецкая (историческое название - Горьковско-Замоскворецкая).

Название Год открытия Год открытия последней станции Длина, км Число станций Среднее расстояние между станциями, км Время проезда по линии, мин. Средняя глубина станций, м
Сокольническая 1935 2016 32,5 22 1,55 51 −15,98
Замоскворецкая 1938 2015 39,9 22 1,90 59,5 −16,90
Арбатско-Покровская 1938 2012 45,1 22 2,15 67 −20,84
Филёвская 1958 [к 2] 2006 14,9 13 1,24 24/18 −6,28
Кольцевая 1950 1954 19,3 12 1,61 30 −40,96
Калужско-Рижская 1958 1990 37,6 24 1,63 57,5 −24,31
Таганско-Краснопресненская 1966 2015 42,2 23 1,92 59,5 −15,48
Калининский радиус Калининско-Солнцевской [к 3] 1979 2012 16,5 8 2,36 21,5 −35,63
Солнцевский радиус Калининско-Солнцевской [к 3] 2014 2018 10,7 5 2,67 17 −28,72
Серпуховско-Тимирязевская 1983 2016 41,2 25 1,72 59 −26,82
Люблинско-Дмитровская 1995 2016 33,4 20 1,76 51 −36,15
Каховская [к 4] 1995 1969 [к 5] 3,3 3 1,65 5 −8
Бутовская 2003 2014 10,0 7 1,67 18 +1,2
Всего (без учёта монорельса и МЦК): 346,6 206 1,79 529 −22,00
Монорельс [к 6] 2004 2004 4,7 6 0,94 20 +6
[к 7] 2016 2016 54 31 1,74 82

Тоннели и станции Сокольнической и Кольцевой линий. На центральном участке Сокольнической линии тоннели двухпутные мелкого заложения, далее - однопутные глубокого заложения. Вид из кабины машиниста диагностического электропоезда «Синергия-1».

Наземный участок Кунцевская - Фили Филёвской линии. Вид из кабины машиниста электропоезда «Русич»

Большинство линий московского метро проходит через центр города, за исключением Каховской и Бутовской, расположенных на окраинах. Кольцевая линия соединяет все остальные линии, кроме Каховской, Бутовской, Монорельса и МЦК.

Бóльшая часть путей и станций находится под землёй, однако есть и исключения. Так, Филёвская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с 7 наземными станциями , а четыре из семи станций Бутовской линии расположены над землёй на эстакадах. Наземные участки также есть на Таганско-Краснопресненской, Сокольнической, Замоскворецкой и на Арбатско-Покровской линиях.

Также в московском метро есть 5 открытых метромостов. Из них 4 пересекают Москву-реку (Смоленский, Лужнецкий, Нагатинский и Митинский) и 1 - Яузу (Преображенский). Кроме того, существуют 6 крытых метромостов - например, Медведковский, который представляет собой тоннель, проходящий над Яузой.

На Замоскворецкой, Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской, Калининской, Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линиях ходят 8-вагонные составы; на Сокольнической и Солнцевской - 7-вагонные; на Каховской - 6-вагонные. На Бутовской линии ходят поезда «Русич» из 3 вагонов (секция одного вагона «Русич» примерно в 1,5 раза длиннее обычного вагона). На Арбатско-Покровской линии используются 5-вагонные составы «Русич» и 7-вагонные составы из обычных вагонов; на Филёвской используются 4-вагонные составы «Русич» и 6-вагонные обычные. Кольцевая линия обслуживается только 5-вагонными составами «Русич».

Лёгкое метро

В 2001 году началась проработка проекта лёгкого метро в составе системы Московского метрополитена. Было решено провести линии в «спальные районы», остро нуждающиеся в высокоскоростном транспортном сообщении .

Изначально предполагалось сооружение эстакад с кривыми предельно малого радиуса и эксплуатация сочленённых двухвагонных составов «Яуза», однако позже было решено начать создание нового типа вагонов специально для наземных линий метрополитена. Допустимые радиусы кривых на лёгком метро определены в 150 м согласно СНиП (строительные нормы и правила). Для сравнения: допустимые радиусы кривых для обычного метро определены в 200 м (см. полное описание московского лёгкого метро).

Первый участок лёгкого метро из пяти станций Бутовской линии был открыт 27 декабря 2003 года. Однако по своим техническим характеристикам линия полностью соответствует обычному метро. В течение почти десяти лет она обозначалась на схемах как линия лёгкого метро. С конца 2012 года она указывается на схемах среди остальных линий метро, а с мая 2013 года обозначается на официальных схемах, изготовленных студией Артемия Лебедева, номером 12 вместо Л1. На пересадочных указателях Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линий используется старое обозначение Л1.

Электропоезд P30 на эстакаде Московского монорельса

В систему Московского метрополитена административно входит монорельсовая дорога. Участок монорельсовой дороги длиной 4,7 км с шестью станциями соединяет станции метрополитена «Тимирязевская» (линия 9), «Фонвизинская» (линия 10) и «ВДНХ» (линия 6). Первые поездки в «экскурсионном» режиме начались 20 ноября 2004 года, полностью система заработала с 10 января 2008 года.

Технологической связи между монорельсом и метрополитеном нет, поездка на монорельсе требовала до 31 декабря 2012 года отдельной оплаты. С 1 января 2013 года все виды проездных билетов для проезда на метрополитене также действуют и для оплаты проезда на Московской монорельсовой транспортной системе. При этом при осуществлении перехода со станций метрополитена на станции монорельса «ВДНХ» - «Выставочный центр», «Фонвизинская» - «Улица Милашенкова», «Тимирязевская» - «Тимирязевская» и обратно в течение 90 минут с момента входа на станцию дополнительная поездка с билета не списывается.

С декабря 2015 года на схемах в вагонах метрополитена система обозначается номером 13, вместо М1 [к 6]

23 января 2018 года на линию возвращён «экскурсионный» режим движения, поезд ходит раз в 30 мин .

Электропоезд «Ласточка» на подъезде к платформе «Шелепиха»

В 2012 году началась реконструкция Малого кольца Московской железной дороги под пассажирскую эксплуатацию. Изначально кольцо использовалось для грузовых перевозок между всеми десятью магистральными железнодорожными направлениями столицы, однако после реконструкции на первом и втором главных путях было организовано пассажирское движение. Линия пассажирских электропоездов представляет собой частично интегрированную с Московским метрополитеном (пересадки и частично система оплаты проезда) систему городской электрички - аналога немецкой модели S-Bahn, в рамках которого помимо основного названия Московское центральное кольцо (МЦК) также получила обозначение «Вторая кольцевая линия» и порядковый номер .

Московское центральное кольцо открылось для пассажиров 10 сентября 2016 года. Линия представляет собой кольцо, состоящее из 31 станции. В течение месяца со дня открытия проезд по МЦК был бесплатным для всех пассажиров.

Станции Московского метрополитена

Станция «Маяковская»

Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии

В Московском метрополитене 206 станций. Из них 203 расположены на территории Москвы (2 из них - «Румянцево » и «Саларьево » - на территории Новой Москвы), 1 («Мякинино ») - целиком в Московской области , 2 («Новокосино » и «Котельники ») расположены на границе регионов. Многие станции меняли свои названия, некоторые - по нескольку раз. Бо́льшая часть станций - подземные, только 12 станций - наземные [к 8] , и 5 - надземные (на эстакадах и мостах) [к 9] . Из подземных станций 79 глубокого заложения, 110 мелкого. Глубокие станции по конструкции разделяются на трёхсводчатые пилонные(55), трёхсводчатые колонные (20) и односводчатые (1, «Тимирязевская ») [к 1] . Станции мелкого заложения по конструкции разделяются на четырёхпролётные колонные (1, «Александровский сад »), трёхпролётные колонные (66), двухпролётные колонные (9) [к 10] , однопролётные со сводчатым перекрытием (31) и однопролётные с плоским перекрытием (3, «Волжская », «Марьино » и «Улица Старокачаловская »). Восемь станций имеют боковые платформы [к 11] , среди них только одна подземная - «Александровский сад ». Шесть станций имеют платформы, расположенные в кривой [к 12] . Две станции имеют по две островные платформы («Полежаевская» и «Партизанская »). Шесть станций состоят из двух залов [к 1] .

Так называемых «станций-призраков» в Московском метрополитене больше нет. Две закрывшиеся станции - изначальные «Калужская» и «Первомайская» - располагались на территории двух депо и теперь составляют их часть. В течение почти сорока лет на действующем перегоне Таганско-Краснопресненской линии присутствовала недостроенная станция, открывшаяся в 2014 году под названием «Спартак». На перегоне «Крылатское» - «Строгино» располагается техническая платформа «Троице-Лыково», которую теоретически можно перестроить в полноценную станцию для пассажиров. В пересадочный узел «Деловой центр » - «Выставочная » также входит законсервированная станция Третьего пересадочного контура.

Суммарно станции составляют 13 линий, обслуживаемых 31 пересадочным узлом. Из них один четырёхстанционный («Александровский сад » - «Арбатская» - «Библиотека имени Ленина » - «Боровицкая»), семь трёхстанционных и 23 двухстанционных. Шесть узлов («Китай-город », «Третьяковская », «Каширская », «Кунцевская », «Парк Победы » и «Петровско-Разумовская ») имеют кросс-платформенную пересадку (на «Третьяковской» в пересадочный узел входят три станции, но кроссплатформенной пересадкой связаны две из них, третья связана с первыми двумя обычными переходами и носит другое название; на «Кунцевской» пересадка является кроссплатформенной только для поездов, следующих от центра города).

Длина платформ подавляющего количества станций - 155 м (8 вагонов) - это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства первой очереди метрополитена. На новых станциях длина платформы была увеличена до 162 м. На станциях Филёвской линии, за исключением 160-метровой «Кунцевской», платформы имеют меньшую длину и рассчитаны на приём 6-вагонных составов, при этом платформы «Студенческой», изначально рассчитанные на приём 5-вагонных составов, были удлинены . На станциях Бутовской линии длина платформ составляет 90 м и рассчитана на приём 4-вагонных составов.

Платформы снабжены громкой связью, по которой осуществляются объявления (о случающемся следовании поезда без остановки, отсутствии посадки на прибывающий поезд, о возможных технических проблемах на линиях метро и пр.). Практически на всех станциях характерный звуковой сигнал извещает пассажиров о скором прибытии очередного поезда. На отрезках эскалаторного транспорта, а также на межстанционных переходах со сравнительно высокими пассажиропотоками звучат напоминания о правилах пользования метрополитеном, а также музыкальные темы и стихи знаменитых поэтов; в новогодние праздники звучат новогодние поздравления и новогодние песни; до 1 июня 2018 года там звучали сообщения рекламного характера .

Лифт на станции метро «Борисово»

Спуск на подземные станции метрополитена и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. В большинстве случаев эскалаторы однокаскадные, трёх- или четырёхниточные. Эскалаторами оборудованы 132 станции. Всего на станциях и в переходах Московского метрополитена 678 эскалаторов, в том числе 18 на станциях Монорельсовой транспортной системы. На выходах со станций Бутовской линии (кроме «Улицы Старокачаловской») и со станций «Тропарёво », «Жулебино », «Лермонтовский проспект », «Новокосино», «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово» (также на переходе на станцию «Красногвардейская»), «Алма-Атинская», «Пятницкое шоссе», «Митино», «Волоколамская», «Строгино», «Кунцевская» (только на платформе в сторону станции «Славянский бульвар») и «Славянский бульвар» построены лифты, а на станции «Новоясеневская» на лестнице для людей с ограничениями опорно-двигательной системы также установлен специальный подъёмник. До 2014 года аналогичный подъёмник существовал на станции «Алтуфьево».

Все подземные станции имеют наземные или подземные вестибюли, часто совмещённые с подуличными пешеходными переходами. Наземные вестибюли могут как представлять собой отдельные здания, так и быть встроенными в другие дома или объединёнными с ними (например, вокзалы). Подземные вестибюли часто имеют выход на поверхность в виде лестничных пролётов, вырезанных посреди улицы, которые иногда закрываются остеклёнными павильонами. Часть вестибюлей также играют роль перехода с одной станции на другую.

Вестибюли станций первой и второй очередей метрополитена, многоуровневые, часто имеют наземный или встроенный павильон, далее расходящиеся лестничные марши, которые спускаются на промежуточные кассовый и турникетный уровни, и только потом доступ к платформам. Однако из-за неудобства такой схемы, начиная с третьей очереди, их сменили наземные вестибюли. В начале 1960-х, в связи с появлением типового проекта станций, была принята и новая типовая схема - подземный вестибюль, соединённый с подземными переходами. С тех пор наземные вестибюли стали исключением, и их строили только в отдельных случаях.

Северный вестибюль станции метро «Алма-Атинская»

Площадь облицовки станций (всего) - 795,5 тыс. м², в том числе: мраморной плиткой - 358,5 тыс. м², гранитной плиткой - 72,6 тыс. м², разной плиткой - 219,9 тыс. м², прочей облицовкой - 144,4 тыс. м² .

См. также: Список станций Московского метрополитена и Список переименованных станций Московского метрополитена

Рекорды (статистика)

  • Самая глубокая станция - «Парк Победы» (84 м) .
  • Подземная станция, расположенная ближе всех к поверхности земли - «Печатники» (5 м) .
  • Самая длинная станция (по длине платформы) - «Воробьёвы горы» (282 м) .
  • Самая широкая станция - «Партизанская», а 2-е место занимает «Полежаевская» (обе эти станции трёхпутные) .
  • Самый длинный перегон - «Крылатское» - «Строгино» (6625 м) .
  • Самый короткий перегон - «Арбатская» - «Александровский сад» (328 м) и «Выставочная» - «Международная» (500 м) .
  • Самый длинный эскалатор - 126,8 м, высота подъёма 63,4 м («Парк Победы») .
  • Самый маленький (по объёму) вестибюль - южный выход станции «Аннино», открытый 15 июня 2012 года.
  • Самый долгий промежуток от начала строительства станции до её открытия - 39 лет (станция «Спартак»).
  • Станции, выходы которых располагаются сразу в нескольких городах: «Котельники» (в Москве, Котельниках и Люберцах); «Новокосино» (в Москве и Реутове).
  • Единственная станция, расположенная полностью за пределами Москвы, - «Мякинино» (в Красногорске).

Объявления названий станций

На радиальных линиях при движении к центру Москвы названия станций объявляются мужскими голосами, а при движении от центра - женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские - в обратную сторону . Это сделано для ориентации проезда незрячих и слабовидящих граждан. Такой вариант был предложен в 1984 году. Тем не менее, на участке Калужско-Рижской линии от Третьяковской до Тургеневской (включительно) станции объявляются только женским голосом в обе стороны. Аналогичная ситуация в настоящее время и на Арбатско-Покровской линии (станция Арбатская, только составы 81-740.1/81-741.1, приписанные к ТЧ-16). На Сокольнической линии на станции Лубянка по прибытии с Чистых Прудов и Охотного Ряда станция объявляется мужским голосом, при отправлении - женским. Аналогичная ситуация и на Люблинско-Дмитровской линии: при прибытии поездов на станцию Сретенский бульвар со стороны Чкаловской и Трубной станция и пересадки объявляются мужским голосом, а отправление - женским. На Филёвской линии в сторону станции Кунцевская объявляются женским голосом, в обратную сторону - мужским. На Каховской линии от Каховскойдо Каширской звучит мужской голос, в обратную сторону - женский. Аналогичная ситуация на Калининской линии (до соединения её с Солнцевским радиусом). На МЦК и монорельсе звучит только мужской голос. Записи объявлений в информаторах сделаны преимущественно Сергеем Куликовских и Юлией Романовой-Кутьиной , за исключением Таганско-Краснопресненской линии (Алексей Россошанский и Екатерина Пясецкая, за исключением объявлений автостанций, железнодорожных станций, переходов на МЦК, объявлений о поручнях и при объявлении об административной ответственности перед заездом в тупик, которые объявляют Сергей Куликовских и Юлия Романова-Кутьина), МЦК (только Алексей Россошанский) и монорельса. До 2018 года в резервных головных вагонах ТЧ-10 также действовал автоинформатор старого образца (1990-2005 годов), хотя в основном перепрошивка автоинформатора на Калужско-Рижской линии была произведена в июне 2004 года

Акция «Голос метро»

В 2004 году стартовала акция «Голос метро». Вместо привычных голосов в метро зазвучали голоса знаменитых актёров. Объявления станций Сокольнической линии озвучили своими голосами Элина Быстрицкая, Татьяна Васильева, Екатерина Васильева, Галина Волчек, Валерий Гаркалин, Людмила Гурченко, Лев Дуров, Валерий Золотухин, Владимир Меньшов, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Любовь Полищук, Константин Райкин, Нина Русланова, Валентина Талызина, Михаил Ульянов, Наталья Фатеева, Александр Ширвиндт, Борис Щербаков, Владимир Этуш, Сергей Юрский, Юрий Яковлев и Леонид Ярмольник. «Голоса метро» приветствовали пассажиров Сокольнической линии в День города, день рождения метрополитена и в новогодние праздники. После смерти Людмилы Гурченко акция «Голос метро» была приостановлена.

30 апреля 2015 года в связи с предстоящим празднованием 80-летия метро акция была возрождена под названием «Голоса метро» . В обновлённом варианте акции станции на всех линиях метрополитена объявляются актёрами театра и кино, певцами и телеведущими .

Линия Пара голосов
Сокольническая Армен Джигарханян и Екатерина Андреева
Замоскворецкая и Каховская Валерий Сюткин и Вера Алентова
Арбатско-Покровская Дмитрий Губерниев и Валерия
Филёвская Александр Васильев и Ирина Муравьёва
Кольцевая Никита Михалков и Кристина Орбакайте
Калужско-Рижская Гоша Куценко и Яна Чурикова
Таганско-Краснопресненская Александр Розенбаум и Светлана Немоляева
Калининско-Солнцевская Дмитрий Дюжев и Наталья Крачковская
Серпуховско-Тимирязевская Михаил Ефремов и Оксана Фёдорова
Иосиф Кобзон (поезд «70 лет Великой Победы»)
Игорь Кириллов (поезд «80 лет в ритме столицы»)
Люблинско-Дмитровская Дмитрий Маликов и Нонна Гришаева/Лолита Милявская
Бутовская Стас Михайлов и Анжелика Варум

В ходе акции не были переозвучены такие служебные объявления, как «Уважаемые пассажиры! Побыстрее выходите из вагонов! Побыстрее проходите в вагоны» . Официально было объявлено, что акция продлится до конца мая 2015 года, но фактически информаторы почти во всех поездах, кроме Калужско-Рижской линии, были возвращены к старым записям вскоре примерно в середине 20-х чисел мая.