Крупные техногенные катастрофы XXI века

Бригады спасателей разбирают завалы рухнувшего в аквапарке "Трансвааль-парк" купола Фото: Валерий Блинов/РИА Новости

«Трансвааль-парк», Москва

Погибшие: 28 человек, среди которых 8 детей.

Что случилось: В день трагедии в здании аквапарка в Ясенево, самого большого в Восточной Европе, находились около 1300 человек. Железобетонный купол обрушился прямо на зону водных развлечений. 193 человека, в том числе 51 ребенок, получили тяжелые травмы, многие остались инвалидами.

Кто виноват: Причиной катастрофы стала ошибка проектирования. Следствие предъявило обвинение начальнику Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолию Воронину, утвердившему проект, и главному архитектору парка Нодару Канчели. Канчели также проектировал подземный комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади, купол храма Христа Спасителя и крышу Басманного рынка, которая обрушилась в 2006 году. Через два года разбирательства Канчели был амнистирован в честь 100-летия Госдумы, а Воронин освобожден за отсутствием состава преступления. В 2013 году на месте аквапарка был открыт многофункциональный комплекс семейного отдыха «Мореон».

Басманный рынок, Москва

Погибшие: 68 человек.

Что случилось: Здание рынка рухнуло ранним утром, площадь обрушения составила 13 тысяч квадратных метров.

Кто виноват: Следователи установили, что катастрофа наступила из-за систематической неправильной эксплуатации здания. Например, на антресолях, спроектированных для лоточной торговли, были установлены торговые площадки, которые вместе с размещенным в них товаром перегружали конструкцию. Обвинение в нарушении эксплуатации были предъявлены директору Басманного рынка Марку Мишиеву. Через несколько дней его освободили из-под стражи, и все время следствия, которое продолжалось до 2008 года, он находился на свободе. Затем дело было внезапно прекращено, а через две недели снова возобновлено и завершилось к 2009 году. В 2010 году стало известно, что генеральный прокурор РФ Юрий Чайка отказался утвердить обвинительное заключение против Мишиева и снова направил дело на дорасследование.

Клуб «Хромая лошадь», Пермь

Погибшие: 156 человек.

Что случилось: Во время празднования восьмилетия клуба, рассчитанного на 50 человек, в здании произошел пожар. В момент трагедии в помещении находилось 300 человек, включая персонал. Когда начался фейерверк, от холодного огня загорелись декорации. Свет погас, аварийного освещения предусмотрено не было, у двери эвакуации была открыта лишь одна створка, начались паника и давка. Люди погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения.

Кто виноват: Сразу после трагедии все правительство Пермского края подало в отставку, со своего поста ушел глава администрации Перми Аркадий Кац. На скамье подсудимых оказалось восемь человек: соучредители, арт-директор и другие сотрудники клуба, а также поставщик пиротехники. Владелец «Хромой лошади» Анатолий Зак попытался скрыться, но был задержан и в конце концов приговорен к 9 годам и 10 месяцам колонии. Остальные обвиняемые получили от 4 до 6 лет колонии.

Теплоход «Булгария», Татарстан

Погибшие: 122 человек, в том числе 28 детей.

Что случилось: Теплоход шел по Волге по маршруту Казань — Болгар — Казань и, как позже выяснили следователи, не мог не затонуть: экипаж был неопытным и регулярно нарушал правила технической эксплуатации, а у судна имелись многочисленные повреждения — от неработающего дизель-генератора до дыр в корпусе. Кроме того, в день катастрофы поднялся шторм со скоростью ветра 20 метров в секунду. Следователи установили, что главной причиной крушения стали незадраенные экипажем иллюминаторы: в них залилась вода, когда из-за сильного порыва ветра и выполнения судном поворота возник крен. Корабль завалился на бок и ушел под воду за считаные минуты. В катастрофе спаслись лишь 79 человек.

Кто виноват: Расследование продолжалось два года. Среди обвиняемых — глава организации-субарендатора и эксплуататора «Булгарии», эксперт Российского речного реестра, лицензировавший теплоход, начальник и главный госинспектор Казанского отдела Ространснадзора, а также выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». Пятеро обвиняемых получили сроки от 5 до 11 лет.

ТЦ «Адмирал», Казань

Погибшие: 18 человек во время пожара и 1 человек, подполковник МЧС, при обрушении здания.

Что случилось: Пожар возник из-за кровельных работ на крыше пристройки к торговому центру. Так как при строительстве ТЦ были использованы материалы низкой огнестойкости, конструкции здания быстро начали заваливаться, перекрывая эвакуационные выходы. Пламя захватило площадь в 4 тысячи квадратных метров.

Кто виноват: По версии следствия, с 2013 года здание ТЦ незаконно эксплуатировалось без соответствующего разрешения и с грубыми нарушениями норм противопожарных правил. К уголовной ответственности привлечены 12 человек: собственник торгового центра, директор организации-арендатора, сотрудники, ответственные за пожарную безопасность, а также рабочие, чьи действия привели к возгоранию кровли. Часть дел передана в суд в 2017 году.

Подготовила Анна Карпова

(среднее: 4,80 из 5)


В прошедшую субботу, 27 июля 2013 около 50 тонн сырой нефти из трубы , достигнув пляжей курортного острова Самет в Таиланде. Сегодня вспомним крупные техногенные катастрофы, произошедшие в мире в XXI веке.

2000 год

Петробрайс - бразильская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира компании расположена в Рио-де-Жанейро. В июле 2000 года в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающей платформе в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3 180 тонн) . Для сравнения, недавно около курортного острова в Таиланде вылилось 50 тонн сырой нефти.

Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом (барьере). Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.

Компания «Петробрайс» выплатила 56 млн долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов - в бюджет штата.


2001 год

21 сентября 2001 года в французском Тулузе на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф . Взорвалось 300 тонн нитрата аммония (соль азотной кислоты), которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, виновато руководство комбината, которое не обеспечило безопасное хранение взрывоопасного вещества.

Последствия катастрофы были гигантские: погибли 30 человек, общее число раненых - более 3 00, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность. Общая сумма ущерба - 3 млрд евро .

2002 год

13 ноября 2002 года около берегов Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 000 тонн мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул. В результате катастрофы в море попали 63 000 тонн мазута.

Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млр долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

2004 год

26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.

Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории - временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция - 318 млн долларов.

2007 год

19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало ещё четыре взрыва, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти всё руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет .

2009 год

17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.

Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.

22 апреля 2010 в Мексиканском заливе у побережья американского штата Луизиана после взрыва, унесшего жизни 11 человек, и 36-часового пожара, затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon .

Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

2011 год

11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на авария . Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила 4 из 6 реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.

Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккрелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, который составил тогда 5.2 млн терабеккерелей.

АЭС «Фукусима-1»:

11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса , разрушив крупнейшую электростанцию острова.

Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.

13 марта исполняется 56 лет со дня Куреневской трагедии, когда из-за халатности чиновников погибли тысячи киевлян

Этой трагедии можно было бы избежать, но в высоких кабинетах на все это имели свое мнение. «Фундамент» Куреневской катастрофы был заложен еще в начале 50-х годов прошлого века. Тогда руководители города решили, что отходы от производства кирпича можно сливать неподалеку Бабьего Яра. Огромный естественный резервуар для пульпы перекрывала дамба, которая не пускала всю жидкую массу вниз, на Куреневку.

За десять лет пульпы туда слили столько, что дамба буквально трещала от нагрузки. Поговаривают, что на прием к тогдашнему городскому голове, а проще говоря, мэру Киева Алексею Давыдову, ходили активные киевляне, которые неоднократно предупреждали, что в некоторых местах через дамбу просачивается болотная жидкость. Но Давыдов ничего и слушать не хотел.

И вот с самого утра 13 марта 1961 года плотину прорвало. Поток грязи высотой 14 метров попер вниз к нынешней улице Кирилловской. Стадион «Спартак» был полностью затоплен. Также затопило трамвайное депо, которое находилось неподалеку. Болотная масса накрыла автомобили и общественный транспорт. Техногенная катастрофа фактически уничтожила несколько десятков жилых домов. По официальным данным советской власти, в результате трагедии погибли 150 человек. Да и то, эти данные изначально были настолько засекречены, что в докладах о трагедии вообще не было речи о погибших. Всего, по подсчетам известного столичного историка Александра Анисимова, который к сожалению уже умер, Куреневская трагедия унесла жизни по меньшей мере полторы тысячи киевлян.

Советская власть всегда имела привычку засекречивать данные о катастрофах, которые стали следствием некомпетентности чиновников. В день трагедии на Куреневке в Киеве отключили междугороднюю и международную связь. Поговаривали, что еще несколько месяцев спустя все письма, которые киевляне отправляли из столицы, перечитывались компетентными органами, чтобы не допустить утечки информации о трагедии за пределы Киева.

Depo.Киев решил сделать подборку техногенных катастроф, произошедших во времена СССР и о которых приказали молчать.

5 место — самолет на Осорках

Об этом случае также мало кто знает. 2 июня 1976 года над Киевом могла произойти настоящая трагедия. В тот день из литовского Каунаса в Киев вылетел пассажирский самолет ЯК-40, выполнявший регулярный рейс.

Когда самолет уже зашел в воздушную территорию столицы Украины и пилоты приняли решение о снижении высоты, ведь нужно было приземлиться в аэропорту «Жуляны», вдруг у самолета отказали сразу несколько двигателей. Интересно, что пилоты не растерялись и решили сажать самолет на заливные луга столичных Осокорков. Эта операция была проведена успешно. Более того, во время аварийной посадки никто из членов экипажа и пассажиров не пострадал.

Конечно, информацию о неудачном полете самолета засекретили, ведь руководство Советского Союза жило по принципу, что население должно думать, что в стране вообще нет никаких катастроф и несчастий. Впрочем, жители Осокорков, где уже тогда были дачи киевлян, все же «пронюхали» об истории с самолетом. Поэтому многие киевляне узнали, что при некоторых обстоятельствах на город мог бы упасть пассажирский самолет.

4 место — ядерный взрыв на Харьковщине

Не все украинцы знают, что на территории нашего государства был ядерный взрыв. Это произошло в далеком 1972 году. По некоторым данным, мощность ядерного взрыва была всего в три раза меньшей, чем от взрыва бомбы, которые сбросили в 1945 году на японскую Хиросиму.

В начале 70-х годов прошлого века на Харьковщине нашли очень большое газовое месторождение. Через несколько лет здесь уже по полной программе добывали газ. Как-то на одной из буровых установок произошел пожар на глубине более 20 метров. Впоследствии адский факел уже бил вверх на несколько десятков метров. Газ начал отравлять все вокруг. Потушить огненный столб не могли ничем и тогда ученые решили устроить подземный ядерный взрыв. По расчетам от взрыва должен был сдвинуться грунт и таким образом закрыть адское пламя. Такая себе естественная «пломба» из почвы.

Спланированный ядерный взрыв под землей провели утром 9 июля 1972 года. Очевидцы тех событий вспоминают, что после взрыва из-под земли начали лететь камни вперемешку с грязью. На некоторое время огненный столб исчез, но очень быстро начал «бить» с новой силой. И только почти через год удалось ликвидировать столб огня, что выходил из буровой установки. Сделали это с помощью заливки бетона под высоким давлением. Поэтому ядерный взрыв не выполнил своего дела и был осуществлен зря.

Радиация все же вышла на поверхность, хотя ученые и чиновники уверяли, что все останется под землей. По некоторым данным, радиоактивное облако пошло на Киевскую и Черниговскую области. Ходили даже слухи, что высшее руководство страны сразу после этого отказался есть продукты, произведенные в Киевской, а потому пищу для представителей партии возили из других областей. Жители окрестных населенных пунктов почти сразу вернулись к привычной жизни, ведь им никто не рассказывал о последствиях подземного ядерного взрыва. Все данные об этой техногенной катастрофе были конечно же засекречены. Сколько людей с годами умерли от радиационного воздействия также неизвестно.

3 место — ядерный взрыв на Донбассе

Советское руководство даже после неудачного ядерного эксперимента на Харьковщине в 1972 году продолжило «производить» ядерные взрывы в так называемых мирных целях. В 1979 году еще один такой взрыв был выполнен близ Енакиево Донецкой области. В то время на местной шахте «Юнком» наблюдались частые выбросы метана, что угрожало жизни шахтеров. Ученые решили, что мощный взрыв в горных породах разорвет так называемую связь между угольными пластами и метаном, а это даст возможность сделать угольные пласты безопасными для шахтеров.

Впрочем, когда речь зашла о мощности взрыва, то мнения тогда разделились. Одни специалисты были уверены, что небольшой ядерный взрыв ни к чему не приведет и метан не «отделится» от угля. А вот если взрыв сделать мощным, то это уже будет угрожать безопасности целого региона. Поэтому сошлись на том, что мощность ядерного взрыва должна быть на уровне в 0,3 килотонны в тротиловом эквиваленте, что в 50−60 раз меньше, чем ядерная бомба, сброшенная на Хиросиму.

16 сентября 1979 года подземный ядерный взрыв был произведен. Поговаривают, что после него в буквальном смысле слова дрожала земля вокруг шахты. Интересно, что перед ядерным взрывом местное население вроде бы успокоили, что, мол, будут проводиться учения по гражданской обороне, а поэтому людям незачем беспокоиться, если они услышат мощный взрыв.

Официальные органы тогда заявляли о положительном результате от ядерного взрыва в шахте. Вроде бы после этого действительно уменьшились выбросы метана. Но была и другая мысль, которая заключалась в том, что выбросы метана действительно уменьшились, но не так масштабно, как того хотели ученые. Поэтому эксперимент с подземным ядерным взрывом не оправдал надежд. Опять же официально не было зафиксировано повышения уровня радиации в шахте и на поверхности. Но куда же делась эта радиация? Хотя в СМИ неоднократно писали, что после 1979 года жители Енакиевского района стали чаще болеть и умирать от симптомов, похожих на те, что получили ликвидаторы Чернобыльской катастрофы.

2 место — взрыв на Чернобыльской АЭС

Высшее руководство страны знало о последствиях радиационного загрязнения вокруг Припяти и в столице Украины. Впрочем, людям об этом из официальных источников никто ничего не говорил. Только через несколько дней после взрыва на ЧАЭС в газетах появилась небольшая заметка о «небольшой» аварии на атомной электростанции. Конечно, партия говорила, что бояться нечего.

И уже когда западные страны начали отслеживать радиационный поток со стороны СССР, советским вождям уже не было куда деваться и о последствиях техногенной катастрофы начали понемногу рассказывать. Хотя на парад в честь 1 Мая киевлян все же «согнали». Уровень радиации в Киеве тогда уже зашкаливал, а киевляне, ничего не подозревая, шли колоннами по Крещатику.

Вроде бы тогдашний генсек Михаил Горбачев приказал руководителю советской Украины Владимиру Щербицкому не сеять панику и при любых условиях провести праздничный парад. Какие дозы радиации тогда получили киевляне, пришедшие на парад, можно только догадываться.

1 место — Тоцкие военные учения

Эта трагедия произошла не в Украине, но она четко показывает, что для советской власти человеческие жизни были абсолютно ничем и их никто не считал. Тоцкие учения состоялись в сентябре 1954 года в Оренбургской области. В них принимали участие около 45 тыс. военных. Главная цель учений: посмотреть, насколько советские войска готовы к прорыву обороны противника с использованием ядерного оружия во время возможной Третьей мировой войны. А реально советское руководство просто хотело проверить, как военные будут вести наступление после атомного взрыва.

Утром 14 сентября 1954 года самолет Ту-4 с высоты 8 тыс. метров сбросил на землю атомную бомбу мощностью 40 килотонн, а это почти втрое больше, чем сброшенная атомная бомба на Хиросиму.

На высоте 350 метров от земли бомба взорвалась. Взрыв был такой, что все это напоминало конец света. Почти сразу после этого военных отправили в эпицентр взрыва.

Здесь уровень радиации был 50 Рентген в час, что реально угрожало здоровью людей. Самолеты, которые были задействованы в военных учениях, вынуждены были пересечь так называемую ножку атомного гриба, образовавшуюся после атомного взрыва. Проще говоря, все военные были обычными подопытными, на которых изучались последствия радиационного заражения человека. Интересно, что по некоторым данным, перед Тоцкими учениями солдатам, которые принимали в них участие, говорили, мол, они должны быть благодарны, что партия выбрала именно их.

Конечно же, что информация о последствиях атомного взрыва полностью замалчивалась в СССР. И по данным исследователей, после этого нечеловеческого испытания у жителей окрестных населенных пунктов, начали чаще выявлять опухоли, а также заболевания крови. Также наблюдались различные мутации в организмах людей, а детская смертность выросла в несколько раз. По некоторым данным, от Тоцких учений пострадало около 10 тыс. гражданского населения.

Современное развитие технологий предоставляет нам огромное количество новых возможностей. К сожалению, в этом мире ничего не бывает бесплатно, ведь использование некоторых способов получения энергии или ресурсов, а также усовершенствования производства, таят в себе потенциальную опасность.

Как правило, крупнейшие техногенные катастрофы в мире связаны с человеческой беспечностью, несоблюдением правил безопасности, однако некоторые из них связаны с испытаниями новых видов вооружений.

Видео: ТОП техногенных катастроф мира

Ядовитое облако в Севесо

В итальянском городке Севесо когда-то проживало семнадцать тысяч жителей. Он располагался в долине реки По, у подножия холмов, в окружении зеленых лесов и полей. Живописная местность привлекала большое количество туристов из Милана. Однако главным предприятием был химический завод, на котором работало большинство жителей.

10 июня 1976 года на заводе произошел взрыв, который сопровождался мощным выбросом в атмосферу одного из самых страшных ядов, известных человеку – диоксина. Химикат образовал облако, которое нависло над городом, а со временем яд начал опускаться на сады и жилые дома.

У людей, которые вдыхали яд, наблюдались такие симптомы как приступы тошноты, развитие болезней глаз с ослаблением зрения. Сейчас Севесо является городом-призраком, в котором уже много лет никто не живет, его называют итальянской Хиросимой. Для того чтобы обеззаразить почву необходимо было потратить много лет. Последствия выброса химикатов были усугублены тем, что владельцы завода не сразу сообщили врачам причину ухудшения самочувствия жителей города.

Причиной аварии, было несоблюдение температурного режима – температура химической реакции была завышена, поскольку не соблюдались инструкции по охлаждению.

Авария на Трехмильном острове

28 марта 1979 года произошла одна из самых крупных техногенных катастроф мире и истории ядерной энергетики. Атомная электростанция «Три-Майл Айлэнд» (Трехмильный остров), располагалась на реке Саскэхуанна возле города Гаррисберга, в штате Пенсильвания.

В ночь с 27 на 28 марта второй энергоблок работал на 97% мощности. Незадолго до того как случилась авария все системы работали в штатном порядке. Однако было известно о существовании двух проблем:

  • Через затвор одного из клапанов компенсатора давления постоянно протекал теплоноситель. Из-за этого температура в сбросном трубопроводе была выше нормы, а избыток среды приходилось сливать каждые восемь часов.
  • Трубопровод выгрузки ионообменной смолы был закупорен, и рабочие пытались его продуть при помощи воды и сжатого воздуха.

Эти проблемы привели к тому, что операторы столкнулись с внезапной остановкой реактора, и при этом наблюдались два отклонения от стандартного сценария, которому следовал персонал.

Из-за разрушения оболочек ТВЭЛов произошел выброс радиоактивных материалов, а именно газов ксенон-133 и иод-131. Из-за того, что фильтрующие элементы не менялись вовремя, большое количество радиоактивных газов попало в атмосферу.

Несмотря на то, что серьезных человеческих жертв удалось избежать, эта авария заставила пересмотреть нормы безопасности эксплуатации ядерных объектов.

Происшествие в Лав-Канал

В окрестности города Ниагара-Фоллз, штата Нью-Йорк, располагался населенный пункт под названием Лав-канал. Изначально он строился как «Город мечты» — место, где должны были использоваться самые экологичные материалы, именно так его представлял предприниматель Уильям Лав.

К сожалению, из-за великой депрессии строительство пришлось остановить, и вместо прекрасного города долгие годы были только пара домов и гигантский котлован, который использовался для сброса химических отходов. В 1953 году эту помойку просто зарыли землей и забыли о ней. Через некоторое время, было принято решение закатать территорию под асфальт и начать возводить новый жилой район.

Первые дети пошли в школу района в 1957 году, а их родители, даже не подозревая о том, что находится у них под ногами и удивлялись странным лужам, которые возникали возле домов. В 1976 году анализы воды показали огромное содержание бензола, диоксинов и других ядовитых веществ. Начали рождаться дети с гидроцефалией, учащались случаи заболевания раком и астмой. Около 60% жителей района имели врожденный дефект.

Из-за того, что этот район предназначался для малоимущих людей, большинство жителей не могли уехать, даже после того, как они осознали всю опасность проживания на этой земле. Только спустя несколько лет при помощи привлечения СМИ, ученых и общественных деятелей удалось привлечь к этой проблеме внимание правительства США. Сейчас Лав-канал является городом-признаком, до сих пор напоминая об одной из самых страшных техногенных катастроф мира.

Взрыв на заводе AZF в Тулузе

21 сентября 2001 года в Тулузе произошел чудовищный взрыв, который стал причиной гибели тридцати человек и ранения тысяч людей, уничтожения огромного количества зданий и сооружений.

Из-за сих пор неизвестной причины произошла детонация трехсот тонн нитрата аммония, который находился в ангаре, принадлежавшем химическому заводу AZF. На месте взрыва осталась воронка диаметром до пятидесяти метров и глубиной примерно в пять метров.

Были серьезно повреждены производственные сооружения, несколько тысяч человек получили телесные повреждения разной тяжести. В течение следующих одиннадцати лет AZF, были вынуждены выплатить два миллиарда евро пострадавшим.

Мощность взрыва, причиненный ущерб и огромное количество пострадавших делают это происшествие одной из самых ужасных техногенных катастроф мира.

Химическая катастрофа в Бхопале

3 декабря 1984 года произошла одна из самых известных техногенных катастроф – Бхопальская трагедия. Из-за аварии, которая произошла на заводе американской компании «Union carbide» погибло более восемнадцати тысяч человек.

Официально причина этой трагедии до сих пор не установлена. Существует множество разных версий, среди которых нарушение техники безопасности, халатность и целенаправленный саботаж. Тем не менее, точно было установлено, что руководство компании давило на сотрудников завода, заставляя сокращать расходы, в том числе и за счет мер безопасности, что не могло не повлиять на вероятность появления этой катастрофы.

Катастрофа Саяно-Шушенской ГЭС

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, несомненно, является одной из самых больших технических катастроф в мире. Это происшествие считается самым крупным происшествием за всю историю гидроэнергетики и её последствия сказались не только на социальной и экономической обстановке в регионе, но и на экологии акватории прилегающей к электростанции.

В результате тщательного расследования было установлено, что авария возникла в результате многократной дополнительной нагрузки на гидроагрегат, из-за чего развились усталостные повреждения узлов крепления. Дополнительная нагрузка вызвала разрушение шпилек, которые держали крышку турбины, вследствие чего произошла разгерметизация водоподводящего тракта гидроагрегата.

Парламентская комиссия, в своем итоговом докладе отметила также такие факторы как злоупотребление служебным положением руководством станции, низкий профессионализм и ответственность сотрудников.

Помимо гибели семидесяти пяти человек авария вызвала попадание в Енисей масла из ванн подпятников гидроагрегатов, что привело к возникновению пятна растянувшееся на сто тридцать километров. Сумма экологического ущерба оценивается в 63 миллиона рублей.

Болезнь в Минамате

Под названием «Болезнь Минамата» подразумевают синдром, который вызывает отравление метилртутью и другими органическими соединениями ртути. Впервые это заболевание было обнаружено в городе Минамата, префектуры Кумамото в 1956 году.

Его симптомы:

  • Парестезия в конечностях;
  • Нарушения моторики;
  • Ухудшения речи;
  • Ослабление слуха и зрения;
  • Нарушения сознания;
  • Паралич.

Также это заболевание вызывает летальный исход.

Впервые врачи столкнулись с этим заболеванием в апреле 1956 года, когда к ним поступила пятилетняя девочка с симптомами, которые свидетельствовали о неизвестной нервной болезни. Постепенно начали обнаруживать аномалии в поведении животных, а также аналогичные симптомы среди жителей рыбацких деревень. Болезнь унесла жизни четырнадцати человек.

Дальнейшее расследование позволило обнаружить, что причиной возникновения патологий являлось сильное заражение метилртутью морепродуктов, которыми питались пострадавшие. После этого был проведен химический анализ воды, который позволил обнаружить повышенное содержание ртути, свинца, таллия, селена, мышьяка. Все эти металлы попадали в воду из-за продолжительного выброса ртути в воду компанией «Chisso». Важным моментом является то, что микроорганизмы, которые жили на дне моря, перерабатывали ртуть, превращая её в метилртуть, которая обладает большей токсичностью и накапливалась в организме. Это происшествие является одной из самых больших техногенных катастроф мира.

Авария на Чернобыльской АЭС

События, произошедшие 26 апреля 1986 года, по праву считаются крупнейшей техногенной катастрофой в мире, и одним из самых значительных событий в истории атомной энергетики.

В настоящее время существует множество версий катастрофы в Чернобыле, которые появлялись в результате расследований проведенных государственной комиссией СССР в 1986 и 1991 годах, консультативной группы INSAG.

Наиболее вероятными факторами, способствовавшими аварии на АЭС, считаются:

  • Конструктивные недостатки АЭС;
  • Замалчивание серьезности ситуации в первые дни происшествия;
  • Желание сотрудников провести эксперимент «любой ценой»;
  • Вывод из работы исправных технологических защит, которые могли бы вовремя отключить реактор.

Из-за аварии на Чернобыльской АЭС от лучевой болезни умерло 134 сотрудника и члена спасательных команд, которые находились на станции во время взрыва. Кроме того, мощный выброс радиации привел к развитию огромное количество случаев онкологических заболеваний, в частности рака щитовидной железы. Также зафиксировано множество патологий у новорожденных.

Из сельскохозяйственного оборота было выведено примерно пять миллионов гектаров земель, а вокруг электростанции была создана зона отчуждением радиусом в тридцать километров. Пришлось похоронить сотни небольших населенных пунктов, а также город Припять.

Кроме того, последствия аварии серьезно сказались на экологической обстановке в районе. Наибольшая концентрация цезия-137 была обнаружена в верхнем слое почвы, из которого он попадает в грибы и растения, через которые загрязнение передается птицам и животным. Радиоактивные осадки выпали в отдаленных районах, таких как Мордовия, Чувашия и Ленинградская область.

Авария на АЭС Фукусима

Катастрофу на АЭС Фукусима, которая произошла 11 марта 2011-го года, трудно назвать в чистом виде техногенной катастрофой, ведь она была вызвана природным катаклизмом, а именно землетрясением и вызванным им цунами. Именно это вызвало отказ системы электроснабжения, который остановил процесс охлаждения реактора с последующим выбросом радиоактивных веществ.

Отсутствие достаточного охлаждения вызвало сильное повышение давления пара, с последующим сбросом в гермооболочку. Для того чтобы не допустить разрушение герметичной оболочки пришлось сбрасывать пар в атмосферу. Со временем давление все-таки удалось сбросить, но при этом большое количество водорода проникло в обстройку реакторного отделения.

Кроме того, из-за аварии в морскую воду попало большое количество цезия-137 и иода-131. Из-за этого радиоактивность воды возросла в 4385 раз. Дополнительному распространению заражения поспособствовало то, что морские рыбы переносили в себе радиоактивные материалы.

Для того чтобы обеззаразить почву понадобится еще несколько лет и достаточно большие финансовые вливания. Уже сейчас специалисты оценивают стоимость восстановительных работ в сумму более одного миллиарда долларов, и со временем эта сумма будет только расти.

Плюсануть

Катастрофы происходят зачастую из-за нелепого совпадения событий и приводят к непоправимым последствиям. Последнее время наиболее часто происходят экологические катастрофы, оставляя огромные шрамы на теле нашей планеты. Мы подготовили подборку самых крупных катастроф, которые обошлись человечеству в рекордные суммы. Итак, вашему вниманию 10 самых крупных и дорогих техногенных катастроф, большая часть из которых произошла в течение последнего столетия

На первом месте самая глобальная техногенная экологическая катастрофа – взрыв на Чернобыльской АЭС . Эта катастрофа обошлась миру в 200 млрд долларов, при том что работы по ликвидации не закончены даже наполовину. 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС в бывшем СССР произошла самая страшная ядерная авария в истории. Более 135000 человек, проживавших в радиусе 30 километров (19 миль) от разрушенного реактора - и 35000 голов скота - были эвакуированы; вокруг станции, расположенной вблизи украинско-белорусской границы создали беспрецедентную по размеру зону отчуждения. На этой запретной территории природа должна была сама справляться с высоким уровнем радиации, вызванным катастрофой. В результате зона отчуждения по сути превратилась в гигантскую лабораторию, где ставился эксперимент - что происходит с растениями и животными в условиях катастрофического ядерного заражения местности? Сразу после катастрофы, когда всех волновали тяжелейшие последствия радиоактивных осадков для здоровья людей, мало кто думал о том, что произойдет с дикой природой внутри зоны - и уж тем более о мониторинге происходящего.

Чернобыльская катастрофа надолго останется самой крупной и дорогостоящей экологической катастрофой. На втором месте взрыв американского шаттла Колумбия, который обошелся в 13 миллиардов долларов, что в 20 раз меньше по стоимости, и в миллионы раз меньше по последствиям воздействия на окружающую среду.

Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии. Шаттл «Колумбия» погиб в результате катастрофы 1 февраля 2003 года, при входе в атмосферу Земли, перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии». Информацию с жесткого диска Колумбии удалось восстановить, были выявлены причины крушения, что позволило избежать таких катастроф в будущем.

На третьем месте снова экологическая катастрофа. 13 ноября 2002 года нефтяной танкер Prestige взорвался, 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим в истории Европы разливом нефтепродуктов. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Четвертое место – гибель шаттла Челленджер. Ни что не предвещало трагедию во время старта космического шатла Челленджер 28 января 1986 года, но через 73 секунды после старта он взорвался. Американским налогоплательщикам эта авария обошлась в 5,5 миллиарда долларов.

На пятом месте Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha - произошел 6 июля 1988, который признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Авария обошлась в 3,4 миллиарда долларов.


Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар.

На шестом месте снова экология. Разлив нефти из танкера компании Exxon Valdez - произошел 24 марта 1989Это самый масштабный разлив нефти за всю историю человечества. В воду попало более 11 млн. галлонов нефти. На ликвидацию последствий этой экологической катастрофы было потрачено 2,5 миллиарда долларов.



Седьмое место – взрыв бомбардировщика-невидимки B-2. Катастрофа произошла 23 февраля 2008, и стоила налогоплательщикам США полтора миллиона долларов. К счастью, никто не пострадал, последовали только финансовые затраты.

Восьмое место - Крушение пассажирского поезда Metrolink. Столкновение поездов, произошедшее 12 сентября 2008 года в Калифорнии, относится больше к халатности. Столкнулись два поезда, 25 человек погибло, компания MetroLink потеряла 500 миллионов долларов

На девятом месте столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля - произошло 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эту катастрофу, которая произошла 26 августа 2004 года, можно отнести к авариям на дорогах. Они часто происходят, но эта по масштабности превзошла все. Машина проезжая по мосту на всей скорости врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост. Кстати, на восстановительные работы моста ушло 358 миллионов долларов

Замыкает десятку самых дорогих катастров гибель Титаника. Трагедия произошла 15 апреля 1912 г. и унесла 1523 человеческие жизни. Расходы на строительство корабля составили 7 млн долларов (в пересчете на сегодняшний курс - 150 млн долларов).