Подробно узнать о тестировании при поступлении в 1 класс вы можете в моей «Всё, что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс».
Тестирование при поступлении в 1-й класс
Скоро в школу. Поступление в первый класс-это дело особо ответственное. Требования к подготовке детей возросли. Во многих образовательных учреждениях введено собеседование или психологическое тестирование.
Родители все чаще сталкиваются с тем, что собеседования перерастают в настоящие экзамены, и поступление не только в гимназии и лицеи, но и в обычные школы (!) осуществляется на конкурсной основе. Означает ли это, что для малышей, не получивших специальную подготовку, шансы на зачисление в первый класс приближаются к нулю? Строго говоря - нет, ведь согласно постановлениям Министерства образования и науки, всех детей, достигших школьного возраста, принимают в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от их уровня подготовки.
Обязательное условие для зачисления в первый класс - достижение ребенком возраста не менее 6,5 лет к началу учебного года. Только отсутствие свободных мест иногда служит поводом для отказа в приеме детей, не проживающих в ближайшем микрорайоне. Никто также не вправе требовать от будущего первоклассника умения читать и писать - все тесты и задания проверяют лишь интеллектуальное развитие малыша.
Основной задачей тестирования должно быть знакомство педагогов с поступающими в школу детьми и возможность корректировки программы обучения в зависимости от уровня их общего развития. Таким образом, результаты любых собеседований, проводимых с ребенком, имеют только рекомендательный характер, в противном случае это считают нарушением действующего законодательства.
Однако пренебрегать подготовкой к школе все же не стоит. Составив, после собеседования первое впечатление о ребенке, педагог не скоро его изменит. Данный процесс в каждом случае индивидуален и зависит от способностей и характера конкретного ребенка, а также внешних условий (особенностей воспитания в семье, «опыта», приобретенного в детском дошкольном учреждении и т.д.). Родителям надо ориентироваться приблизительно на два-три месяца регулярных занятий на развитие логики, мышления и памяти. Подобная тренировка в любом случае окажется весьма полезной и обязательно пригодится будущему первокласснику. Любящие родители и сами великолепно подготовят ребенка к приемному тестированию в 1-й класс, причем в школу любого уровня. Тестирует ребенка, как правило, будущая первая учительница. Уверяем, у нее сложится самое благоприятное, положительное отношение к вашему «вундеркинду» после блестящих ответов на «каверзные вопросы» к которым малыш был подготовлен дома!
На собеседованиях обычно проверяют следующие аспекты: восприятие, память, внимание и концентрация, мышление, моторика, речь. Задают также вопросы по темам «Окружающий мир», «Город», «Распорядок дня». В тесты включают и несложные арифметические задачки.
В аспекте ВОСПРИЯТИЯ большое значение имеет визуальная память ребенка, его способность к запоминанию цвета, формы, составных частей предметов. Задание на восприятие могут сформулировать, к примеру, таким образом: дорисуй стрекозу (рис.1).
ПАМЯТЬ — один из самых сложных аспектов. В качестве проверочного теста чаще всего предлагают ряд простых картинок или геометрических фигур, которые необходимо запомнить за 10-20 с и затем нарисовать на чистом листе. Здесь нередко требуется более длительная тренировка.
На ВНИМАНИЕ и КОНЦЕНТРАЦИЮ существуют отдельные задания. Например: запомни рисунок с точками и попробуй повторить его (рис.2). Справа приведены возможные варианты выполнения теста).
Для проверки МЫШЛЕНИЯ будущего первоклассника предлагают следующие задания:
1. Назови как можно больше черт сходства и различия:
а) кошка и собака (домашние животные, хвост, уши, усы, шерсть; царапается/кусается, мяукает/лает, ловит мышей/сторожит дом и т.д.);
б) пастух и корова (ноги, нос, живые, двигаются; человек/животное, говорит/мычит и т.д.);
в) ворона и щука (хвост, дышат, питаются; птица/рыба, летает/плавает, каркает/молчит и т.д.).2. Дорисуй четвертый кораблик так, чтобы сохранить закономерность (рис.3).
Развитие МОТОРИКИ будущего школьника часто тестируют с помощью практического задания, например: нарисуй человечка. Критериями оценки здесь служат адекватность и аккуратность изображения (рис.4).
Тесты из раздела РАЗВИТИЕ РЕЧИ могут звучать следующим образом .
1. Назови одним словом: Мальчик, который ходит в школу (ученик);
женщина, играющая в теннис (теннисистка);
человек, играющий на пианино (пианист).
Если лошадка сделана из дерева, то какая она? (Деревянная.)
Если у папы темные волосы, то какой он? (Темноволосый). Если сегодня идет дождь, то день какой? (Дождливый).
2. Скажи правильно. Одна варежка, а много (варежек). Один мяч, а много (мячей). Одно дерево, а много (деревьев).Кроме того, необходимо знать слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), уметь разбивать слова на слоги, различать гласные и согласные звуки и рифмовать слова (мишка - шишка) .
Нередко детям дают задание составить рассказ по картинке. Полезно разучить с малышом несколько коротких стихотворений и несложных скороговорок («Хорош пирожок - внутри творожок»), потренироваться в разгадывании популярных загадок («Сидит девица в темнице, а коса на улице»).При беседе на тему «Окружающий мир » ребенок должен знать:
- названия насекомых, животных, их детенышей, повадок и среды обитания;
- уметь разделять их на группы (дикие и домашние, хищники и травоядные);
- знать названия растений (деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов), а также о делении их на съедобные и несъедобные.
Важное место в беседе педагога с дошкольником занимает тема «Город». Малышу надо уметь хорошо ориентироваться в правилах поведения пешеходов на дороге, определять вид транспорта, соотносить магазины и продаваемые в них товары, различать профессии. Ребенку обязательно нужно выучить свой домашний адрес и телефон .
Знание времен года и суток, умение определять время как по электронным, так и по обычным часам пригодится при ответах на вопросы темы «Распорядок дня».
Чтобы в дальнейшем смело решать задачки по математике, будущий первоклассник должен считать от 1 до 20, решать простейшие примеры на вычитание и сложение (типа 3-1 =…; 4 + 4 =…; 15-2 =…; 20-9 =…; 10 + 1 =…) и распознавать знаки «больше», «меньше» и «равно». Малышу могут предложить такую картинку с заданием: где мячиков больше? (рис.5).
По правилам собеседования засчитывают только полные, ясные и конкретные ответы на поставленные вопросы. Например, если требуется назвать фамилию, имя и отчество папы, то правильный ответ звучит так: «Моего папу зовут Михаил Васильевич Иванов», а ошибочный: «Папа Миша».
Детям нужно достаточно быстро реагировать на задания - времени на размышление дают немного. Имеет смысл предварительно потренироваться дома , даже если в целом ребенок неплохо подготовлен.
Следует учитывать, что, попадая в непривычную обстановку, дети нередко начинают нервничать и часто, обладая необходимыми знаниями, они не в состоянии сосредоточиться и дать правильный ответ .
Незнакомое место, чужие люди - все это создает стрессовую ситуацию, в особенности для малышей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Поэтому родителям надо позаботиться и о морально-психологической подготовке дошкольника. Проверить, расширить и укрепить знания ребенка родители вполне могут самостоятельно: методические пособия и сборники тестовых заданий широко представлены в книжных магазинах. Такого рода пособия обычно содержат многочисленные варианты упражнений и логических задач, сформулированных в доступной для восприятия дошкольника форме и снабженных иллюстративным материалом.
Рис.1. Дорисуй стрекозу |
Рис.2. Запомнить первый рисунок и воспроизвести (так по разному отвечают дети) |
Рис.3. Дорисовать недостающий кораблик | Рис.4. Нарисуй мужчину |
Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста. Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д. 1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание. Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления. По поводу интерпретации Я.Йерасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов. Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чащеайтесь с ним всеми играми и упражнениями, которые развивают мелкую моторику, память и мышление. ИТАК, ПРОВОДИМ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ ТЕСТА КЕРНА-ЙЕРАСЕКА : а) Тест “Рисунок человека”
б) Копирование фразы из письменных букв
в) Срисовывание точек
“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”. Оценивание г) ОПРОСНИК.
Последняя часть теста Керн-Йерасика Какое животное больше – лошадь или собака? Утром мы завтракаем, а днем… Днем светло, а ночью… Небо голубое, а трава … Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? Почему во всех автомобилях тормоза? Чем похожи друг на друга молоток и топор? Чем похожи друг на друга кошка и белка? Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это… Какие ты знаешь транспортные средства? Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Почему люди занимаются спортом? Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? Почему на письмо нужно наклеивать марку? Суммируем баллы. Литература: Следующие тесты для приема в 1-й класс применяют после проведения теста Керна-Йирасека: 3. Тест «Найди отличия»
. Выявляет уровень развития наблюдательности. 4. Тест «Десять слов».
5. Тест «Чего не хватает?»
6. Тест «Четвертый – лишний»
.
Подготовьте картинки или слова, например: Возможные словесные варианты: 7. Тест «Классификация».
8. Тест «Составление рассказа по картинкам».
Только одного ребенка тестировать недостаточно. А Вы-то сами готовы?
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий; 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Продвинутый тест для будущих первоклассников: Если же вы пребываете в полной уверенности в том, что ваш ребенок полностью готов к гимназии уже в 5 лет, а все окружение считает вас сумасшедшей, пройдите с ребенком размещенный ниже тест, который используют некоторые развивающие центры для оценки возможностей своих воспитанников и ответы на вопросы которого призваны определить, обладает ли ваше чадо всеми способностями, которые необходимы 6-7-летнему ребенку — тому самому, который идет в первый класс…
Напоследок всё-таки всем хотелось бы напомнить: все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры; при поступлении ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов, школьные психологи выбирают самые информативные и простые в исполнении; не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней; сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не только описание, но и наглядный материал, примерные нормы. И ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК — САМЫЙ ЛУЧШИЙ! По материалам сайта kmist.nm.ru |
— вопрос, который каждый год вызывает ажиотаж на «мамских» форумах. Мамы будущих школьников хотят точно знать, что ждет их в школах, которые они наметили для ребенка. И надеются, что эта информация обеспечит малышу беспроблемное поступление.
Не смотря на волнения, которые вызывает эта тема, на стоит бояться собеседований перед первым классом. И не нужно настраивать ребенка на борьбу и сложности. Это лишь поднимет его уровень тревожности, но не поможет ему сконцентрироваться и проявить себя.
Разъяснительное письмо Министерства образования о правилах приема в первые классы запрещает сложные тестирования, вступительные экзамены для будущих первоклашек. Задача собеседования — оценить общее развитие ребенка и его функциональную готовность к школе.
Собеседование проводят не чтобы отсеять вашего ребенка по конкурсу, а чтобы посмотреть: готов он учиться в школьном режиме, или ему это пока будет трудно, и стоит еще годик побыть в детском саду.
Если ребенок поступает в школу, к которой приписан по месту жительства, вам не могут отказать в зачислении на основании результатов собеседования.
Единственная причина для отказа — отсутствие свободных мест. В этом случае преимущество будет у тех детей, чьи родители подали заявление на прием раньше.
Собеседование проводит будущий классный руководитель вашего ребенка вместе со школьным психологом. Существует определенный перечень вопросов, на которые они попросят ответить малыша. И, проанализировав его ответы, порекомендуют вам, как подготовить ребенка к началу обучения, с какими специалистами (психолог, логопед, психоневролог) проконсультироваться, и тд.
Примерный список вопросов, которые могут задать ребёнку на собеседовании в первый класс
- Как тебя зовут?
- Как зовут твоих родителей (ФИО)?
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два?
- Назови свой день рождения. (желательно год, месяц и день)
- Сейчас утро или вечер? День или ночь? (почему ты так думаешь? что может показать нам это?)
- Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови свой адрес.
- Кем работают твои родители? (ответ должен быть достаточно простым, не обязательно называть должность родителей, важно, чтобы ребенок понимал, поэтому продумайте, как можно легко назвать вашу работу. Так же надо сказать, где работают мама и папа.)
- Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
- Какое сейчас время года - зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь? (Весна - снег начинает таять, дни стали длиннее, стало тепло, месяц апрель, а это весенний месяц)
- Когда можно кататься на санках - зимой или летом? (почему? Летом можно кататься, если есть колеса, а санки плохо катятся по земле.)
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе? (звонок сообщает детям, что пора идти на урок. За партой дети сидят, пишут, читают. На полу делать это не очень удобно. На доске можно писать мелом. Доска удобная, так как можно стереть и написать еще, а если бы была бумажная доска, то каждый раз надо было бы менять.)
- Ты хочешь пойти в школу?
- Чему ты там научишься? (Обязательно поговорите на эту тему. Дети говорят о чтении и письме. Если есть возможность, покажите учебники по разным предметам, расскажите, что есть еще и пение, рисование, физкультура...)
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего человеку глаза, уши, рот?
- Каких домашних животных ты знаешь? Диких? (Поговорите о том, какое домашнее животное что нам дает, почему люди одомашнили то или иное животное.)
- Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких. (Домашних птиц легко запомнить в таком порядке: куры, гуси, утки, индюки. Попугай не является домашней птице. Домашние это те, что несут нам яйца.)
- Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?
- У кого больше лап: у собаки или у петуха?
- Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
- Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь?
- Чем отличаются (похожи) молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой человек и старый. (Обязательно рассмотрите инструменты, ребенку проще понять отличия, если он может потрогать, рассмотреть. Со старым и молодым человеком сложнее. Присмотритесь к бабушке на лавочке, попробуйте вместе с ребенком сформулировать)
- Дать определение слову тигр. (Не менее трех пунктов: тигр - это хищное животное, живет в Африке и Азии, у него есть полосы, он похож на большую кошку.)
- Зачем люди делают что-то: умываются, занимаются спортом, соблюдают правила дорожного движения.
- Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи. (28, 29 и 30 вопросы достаточно сложны для дошкольников, и в то же время очень интересны. Если вы поговорите с ребенком на эти темы, и для него будет польза, и вы можете узнать много интересного о своем ребенке.)
- Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь, винт…
- Какие достопримечательности есть в твоем городе?
- Чем отличается город от деревни?
- Как называется наша планета? Какие ты еще знаешь планеты?
- Луна - это планета?
Простой тест для будущих первоклассников
Минимальные знания будущего первоклассника оцениваются не по количеству слов, которые он может прочитать в минуту, и не по знанию таблицы умножения. Чтобы оценить подготовленность ребенка к получению начального образования, ему могут задать такие вопросы:
Назови свою фамилию, имя, отчество.
Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
Как зовут твоих родителей?
Утром ты завтракаешь, а днем...?
Сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
Футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
Нож - что это? Велосипед - что это? Килограмм - что это?
Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
В какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
Береза, дуб, осина - это...?
Каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
У коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
Огурец, помидор, морковь, свекла - это...?
Рисовать, а также проводить на бумаге разные черточки умеет каждый дошкольник. Вот только его умение это делать чаще всего проверяется весьма конкретными способами. Например, тестом Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий, во время выполнения которых ребенку нельзя подсказывать:
Нарисовать фигуру человека (чем больше деталей воспроизвел ребенок - пальцы, ресницы, волосы, - тем лучше);
Скопировать небольшую фразу (например, написать на листе «Он ел суп» и попросить ребенка максимально точно переписать фразу на чистый лист);
Скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Еще один «рисовательный» тест, показывающий развитие мелкой моторики у ребенка, состоит в следующем: нарисуйте циркулем круг диаметром 2,5-3 см. Пусть ребенок обведет его по контуру, не отрывая руки от бумаги. Обратите внимание, насколько точно он выполнит задание.
Педагоги также предлагают родителям как минимум за год до школы посещать курсы подготовки к школе либо самостоятельно развивать внимательность, наблюдательность и усидчивость своего малыша, предлагая ему выполнение различных упражнений… Например:
«Десять треугольников». Предложите ребенку цветными карандашами нарисовать в ряд десять треугольников. Когда работа будет завершена, попросите его заштриховать третий, седьмой и девятый треугольники. Задание повторяется только один раз. Ребенок выполняет его, как понял с первой попытки.
«Как это можно использовать?». Любой предмет можно сделать объектом развития мышления и сообразительности ребенка. Например, обычный карандаш. Спросите у малыша, как его можно использовать? Пусть он придумает не менее 10 вариантов (рисовать, как палочку, удочку, градусник и пр.).
«Нелепицы». Для этого задания необходимо подготовить картинки с нелепицами - например, висящими на деревьях овощами и растущими на грядках фруктами. В течение двух минут ребенок должен найти все изображенные на картинке несоответствия.
Психологи утверждают, что ребенок должен не только уметь многие вещи, но также хотеть идти в школу. Хочет ли стать первоклассником ваш ребенок? Это можно проверить, задав ему несколько вопросов. Правда, предлагаемый на многих образовательных сайтах тест наверняка вызовет улыбку у родителей, которые, положа руку на сердце, выбрали бы «неправильные» варианты ответа…
Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает
Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы - в одной за хорошие ответы ставили бы десятки и девятки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы мама сказала: «Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?
Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?
Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.
Впрочем, отстанем от ребенка. Ведь часто наше, родительское мнение о собственном ребенке кажется нам гораздо более объективным. В этом случае можно попробовать оценить готовность малыша к школе, ответив на вопросы…
Тест для родителей будущих первоклассников
Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Продвинутый тест для будущих первоклассников
Родители, которые сомневаются, отдавать ребенка в школу с 6 или 7 лет, могут воспользоваться советами, которые портал interfax.by публиковал в статье и в материале . Если же вы пребываете в полной уверенности в том, что ваш ребенок полностью готов к гимназии уже в 5 лет, а все окружение считает вас сумасшедшей, пройдите с ребенком размещенный ниже тест, который используют некоторые развивающие центры для оценки возможностей своих воспитанников и ответы на вопросы которого призваны определить, обладает ли ваше чадо всеми способностями, которые необходимы 6-7-летнему ребенку - тому самому, который идет в первый класс…
Сколько лет папе (маме, сестре, брату)? Когда их дни рождения?
Где и кем работает папа (мама)?
Какой размер обуви у тебя?
Как вдеть нитку в иголку?
Как пришить пуговицу?
Что делать, если ты порезал себе палец?
Что делать, если ты ушиб голову и тебя тошнит?
Как звонить по телефону?
Ты купаешься (в реке, в озере, море). Каковы признаки того, что надо немедленно выходить из воды?
Где нельзя есть мороженое?
Как вести себя за столом?
Когда пчела кусает? Отличие пчелы от осы.
Что можно есть, если болит живот?
Чего нельзя есть, если болит зуб?
После какой еды хочется пить?
Сколько и когда можно пить в жару?
Как вымыть грязную посуду?
Какая картошка быстрее варится - целая или резаная? Как ее жарить?
Как правильно почистить картошку старую и молодую? Как чистить морковь?
Куда девать остатки пищи, негодные к употреблению?
Как заварить чай? Сколько сахара надо положить в стакан чая?
Сколько стоит буханка белого (серого) хлеба?
Можно ли купать собаку так же, как кошку? Если можно, то как?
В квартире запахло газом. Что делать?
Как почистить обувь, постирать рубашку?
Где лед толще - у берега или в середине водоема?
На полу лужа воды. Какой тряпкой лучше всего убрать воду - сухой или влажной?
Почему посетителям зоопарка нельзя кормить зверей?
Какой мусор нужно подметать мокрым веником?
Как вести себя в гостях?
Что больше всего любит папа (мама)?
Почему нельзя играть на строительной площадке?
Сколько кусочков хлеба тебе нужно на обед?
За сколько минут ты добираешься в школу пешком?
Как бороться с мухами, комарами, тараканами?
Какой твой адрес (номер домашнего телефона)?
Как ухаживать за комнатными цветами?
Электрический прибор стал искрить и в квартире появился запах гари. Что делать?
Стеклянная вещь (стакан, графин) упала на пол и разбилась на мелкие кусочки. Что делать?
Мяч полетел на мостовую. Как поступить?
Землетрясение произошло ночью. Что делать?
Укусила собака. Что делать?
Перед тобой раненая птица. Как поступить?
Как без циркуля нарисовать правильный круг?
Как без линейки провести прямую линию?
Во время ходьбы в ступне появилась резкая боль. Что делать?
Что делать со старыми газетами и тетрадями?
В кипящую воду упала ложка или чашка. Как ее достать?
Во время дождя перед подъездом дома образовалась большая лужа. Что сделать, чтобы облегчить людям вход и выход?
Записывая своего малыша в первый класс, родители неизбежно задают себе вопрос: «А готов ли мой ребёнок к школе, всеми ли знаниями и навыками он обладает?» В сегодняшнем материале мы расскажем, какие существуют тесты для поступления в школу для первоклассников, и дадим некоторые советы и рекомендации.
Какова цель тестирования и как оно проводится?
Многие родители считают тестирование своеобразным экзаменом и заранее настраивают ребёнка на то, что если он будет давать неверные ответы, его не примут в школу.
Такая позиция крайне неправильна. Тестирование - это не экзамен, его основной задачей является знакомство учителей с будущими учениками и возможность корректировки программы обучения в зависимости от возможностей и уровня развития детей.
Тестирование проводится в классе в присутствии родителей малыша. Так что, если ребёнок испугается, разволнуется или будет стесняться, родные люди смогут приободрить карапуза, поддержать его, а может, даже и подсказать.
На тестирование одного ребёнка отводится 15–20 минут, за это время малышу будет предложено несколько заданий на логику, внимание, математику, развитие речи. Также будут заданы вопросы, позволяющие составить представление об общем развитии карапуза.
Мы предлагаем вам ознакомиться с примерными заданиями на различные навыки и умения.
Общие знания
Ребёнок должен уметь связно рассказать о себе и своей семье, отвечая на вопросы учителя:
- Назвать своё полное имя и фамилию.
- Назвать свою полную дату рождения.
- Назвать полный домашний адрес (номер дома и квартиры, улицу, город, область, страну).
- Назвать полные имена родителей, их возраст, где и кем они работают.
- Назвать своих братьев и сестёр, если такие есть, их возраст, а также сказать, чем они занимаются - школьники, дошкольники, студенты и т.д.
Кроме того, малыш должен уверенно назвать:
- Части суток, дни недели, месяцы, времена года, уметь назвать месяцы конкретного времени года.
- 5 мужских и 5 женских имён.
- Несколько музыкальных инструментов.
- 5 диких и 5 домашних животных.
- 5 диких и 5 домашних птиц.
- По 5 названий деревьев, кустарников, грибов.
- Цветы, которые растут в саду и в комнате, тоже минимум по пять.
Также ребёнок должен уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы, волосы и т. п.
Знания по математике
Эта серия вопросов позволит преподавателю составить суждение не только об уровне математической подготовки малыша, но и о его пространственном мышлении.
- Цифры от нуля до двадцати и обратный счёт.
- Чётные цифры от нуля до десяти и назад.
- Нечётные цифры от единицы до девяти и назад.
- Соседние числа.
- Состав числа.
- Простые арифметические действия с числами - сложение, вычитание.
- Основные двухмерные геометрические фигуры - квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, умение их нарисовать.
- Знание нескольких объёмных фигур - шар, пирамида, цилиндр, конус.
- Понимание и умение показать направления сторон (право, лево, верх, низ).
- Умение сравнивать: «больше» - «меньше», «выше» - «ниже», «короче - длиннее».
Знания по грамоте и развитию речи
Малыш должен уметь составить связный рассказ по нескольким картинкам, предварительно разложив их в правильном порядке. Кроме того, ребёнок должен обладать такими навыками:
- Знать алфавит, уметь прочитать (хотя бы по слогам) небольшой отрывок из нескольких простых предложений.
- Уметь писать печатными буквами простые слова.
- Уметь отличать гласные звуки от согласных.
- Уметь отличать твёрдые от мягких звуков.
- Уметь определять количество звуков в слове.
- Уметь составлять простые предложения с заданным словом.
- Рассказать небольшое стихотворение.
- Уметь пересказать простой текст, рассказ, сказку.
- Уметь подбирать синонимы и антонимы к заданному слову.
Задания на логику, память и внимание
Во время тестирования преподаватель может предложить ребёнку следующие вопросы и задания:
- Запомнить 5–7 из 10 чётко названных простых слов.
- Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно показанных малышу в течение 30 секунд.
- Находить сходство и различия между предметами. Например, на вопрос, что общего между грушей и яблоком, карапуз должен сказать, что это фрукты, их едят, из них варят компот и варенье, и то и другое растёт на дереве, они имеют кожуру, мякоть и семечки и т. д. А отличаются они формой - яблоко круглое, а груша состоит как бы из двух шаров, и т. п.
- Владеть навыком исключения из ряда. Например, малышу предлагают ряд слов или картинок: сыр, масло, сметана, песок. Ребёнок должен не только исключить лишнее слово (песок), но и объяснить, почему лишним является именно оно. «Песок лишний, потому что он несъедобный. А всё остальное - это еда».
- Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше: завтрак или обед? Что наступает после зимы: весна или лето? Кто больше: корова или коза? Как называют детёныша коровы, лошади, собаки?»
- Уметь обобщать предметы по признаку: из предложенных картинок карапуз должен выбрать те, которые что-либо объединяет. Например, если перед ним лежат картинки с машиной, чашкой, яблоком, кошкой и автобусом, то ребёнок должен отложить в сторону машину и автобус и сказать, что это транспорт. Если на карточках нарисованы пальто, перчатки, шапка, носки, то малыш должен сказать, что это одежда и т. п.
- Выполнить определённую последовательность из 3–5 действий, которую предложит учитель (например, взять карандаш из пенала, нарисовать окружность, отнести лист на стол, карандаш положить в пенал).
- Уметь давать объяснения простым явлениям (например, почему снег тает в комнате).
По результатам тестов преподаватель сможет сделать выводы об уровне подготовки конкретного ребёнка и даст его родителям рекомендации о том, на какие навыки и умения нужно обратить наибольшее внимание в оставшееся до школы время.
Cоветы по подготовке ребёнка к тестированию
Чтобы тестирование прошло без лишних волнений для вас, уважаемые родители, и без слёз для малыша, воспользуйтесь при подготовке к нему нашими советами:
- Расскажите карапузу про свои школьные годы, покажите фотографии, вспомните забавные случаи из своей школьной жизни.
- Не настраивайте заранее малыша против учителей, не пугайте «страшным директором школы», двойками и наказаниями. Напротив, скажите, что в школе все ждут появления нового ученика, ему будут рады. Школа - это интересные уроки, много новых друзей, доброжелательные учителя.
- Занимаясь с ребёнком подготовкой к тестированию, хвалите его за любые правильные ответы, говорите: «Ты молодец! Ты отлично справишься! Вот увидишь, у тебя всё получится!» Малыш должен поверить в свои силы и не бояться тестов.
- Займитесь физическим развитием карапуза: играйте с ним в подвижные игры, учите кататься на велосипеде или роликовых коньках, запишите в секцию по плаванию или гимнастике. Во-первых, малышу так или иначе придётся пройти «медицинское тестирование» в поликлинике, а во-вторых, здоровому, крепкому и физически развитому ребёнку легче будет адаптироваться к школьной жизни.
- Уделите внимание социальному воспитанию малыша. Коммуникабельному ребёнку легче будет общаться с незнакомыми людьми во время тестирования. Учите карапуза разговаривать со сверстниками и взрослыми, организовывайте во дворе или дома коллективные игры, водите малыша на выставки, в театр, на другие интересные мероприятия.
Подготовка ребёнка к прохождению тестов - задача не из лёгких. Чтобы эффективность была как можно выше, а занятия - как можно более результативными, их можно организовать по-разному:
- Записать малыша в детский развивающий центр.
- Обратиться к частным преподавателям.
- Заниматься с карапузом самостоятельно дома, вооружившись методической литературой и рекомендациями специалистов, которые, кстати, в большом количестве есть на сайте НИИ «Эврика».
Мы желаем вам удачной подготовки и благополучного прохождения тестов. Ни пуха ни пера тебе, малыш! До новых встреч!