Эмоциональный интеллект у детей. Уроки сопереживания: как развить эмоциональный интеллект у ребенка. Игра «Плохое и хорошее»

В наше время никто не сомневается в необходимости обладания эмоциональным интеллектом. Очевидно, что для того, чтобы быть социально успешным, мало обладать запасом знаний, умений и навыков. Важно уметь видеть, замечать, различать свои чувства и чувства других людей. Понимать эффект, который вы производите. Все чаще важно не «что» вы делаете, а «как».

Простой способ развития ЭИ у ребенка

Взрослые книги про развитие эмоционального интеллекта уже давно пользуются популярностью. Для детей существуют целые курсы, хотя есть и волшебный по своей простоте способ овладеть эмоциональным интеллектом легко и непринужденно - чтение детям книг с раннего детства. Книг, в которых происходят события разной переживательной сложности и поляризации. Это действительно отличный способ развить у ребенка эмоциональный интеллект.

Весь спектр эмоций

В книгах мы можем найти все: переживание страха, стыда, радости, горя, вины, наивности, мести, злости, гордости, единения. Прочитать, как персонажи переживают эти чувства, в каких случаях люди их испытывают, как справляются и куда эти чувства их ведут. Впитывая эту информацию, не в виде обучения, не в виде скучных лекций, а в виде интересных историй, ребёнок обучается эмоциональному интеллекту, овладевает им.

Почему именно книги?

Играя в компьютерные игры, такого результата не достичь. Там можно ругаться, драться, даже убивать кого-то. Но там нет объяснений к чему это ведет. Важно лишь достигнуть цели.

А в жизни человек сталкивается и общается с живыми людьми, которые реагируют на одно и то же действие не всегда одинаково. Для любителей компьютеров стираются эмоциональные составляющие. Тонкость чувств пропадает. Ребенок вырастает слишком роботоподобным с точки зрения эмоционального интеллекта. А книги учат эмпатии, успешной социализации человека.

Какие книги для развития эмоционального интеллекта ребенка можно прочесть?

Чем больше книг вы будете читать сами и своим деткам, тем легче будет прокачиваться эмоциональный интеллект всех членов семьи. Постарайтесь выбирать для детей книги, где есть неоднозначные герои, различные ситуации, эмоции и переживания. Ниже лишь малая часть тех книг, которые вы можете прочитать.

Само словосочетание «эмоциональный интеллект» многим кажется странным и нелогичным. Ведь нам привычно, что интеллект – это рациональность, противоположная чувствам. Однако у человека есть и такое качество, которое позволяет анализировать, сравнивать, контролировать и совершать другие операции, но в сфере эмоций.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями. Он включает в себя способность к сопереживанию, осознание собственных границ и уважение к границам окружающих, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку. Впрочем, эмоциональный интеллект, как и любые полезные навыки, необходимо развивать.

Это факт
Впервые понятие «эмоциональный интеллект» употреблялось еще в 70-х годах XX века, но особого резонанса тогда не получило. Позже, в 1990-х годах, несколько авторов в своих работах пытались развить понятие «эмоциональный интеллект». Но, пожалуй, своего расцвета теория эмоционального интеллекта достигла в 1995 году, когда Д. Гоулман написал первую научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект». Сегодня специалисты, занимающиеся с детьми, отмечают, что только лишь умственный интеллект (IQ) не гарантирует счастья и успеха ребенка в будущем.

Что даст ребенку развитый эмоциональный интеллект?

1. Комфортная социализация.

Он сможет лучше распознавать настроение окружающих, их к нему отношение (эмпатия), понимать то, что хочет сам (целеустремленность), и искать пути, как этого добиться (мотивация). Такому ребенку будет проще строить отношения, ведь он «чувствует» своих людей, тех, с кем у него есть что-то общее. И, самое главное, он сможет понимать собственные чувства и желания. Это важно: ведь нередко родители, проецируя свои несбывшиеся мечты на ребенка, навязывают ему занятия, к которым у него душа не лежит (игра на фортепиано, единоборства, изостудия и др.).

2. Общее благополучие ребенка.

Низкий уровень эмоционального интеллекта, как показывают исследования ученых, повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Возможно, от того, что ребенок не умеет осознавать и выражать свои отрицательные эмоции, под влиянием воспитания загоняет их внутрь, а нервная система дает свой «ответ»…

3. Преуспевание в жизни.

Исследователи установили, что около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % – умственные способности. Неразвитый EQ может нивелировать карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это то, как человек может справиться со стрессами и трудностями.

4. Взаимопонимание с близкими.

Именно от эмоционального интеллекта зависит то, что называется «погода в доме». Атмосфера благополучия, понимания, искренности между родителями и детьми напрямую зависят от способности понимать свой внутренний мир, принимать его и делиться им с близкими. Дать волю чувствам

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка может происходить уже «с пеленок». Для малыша очень важно формирование чувства базового доверия к миру, и мама с самого его рождения (а в идеале и с момента беременности) должна стараться создать для крохи атмосферу безопасности. Частое ношение на руках, быстрая и позитивная реакция на звуки, издаваемые малышом, телесный и зрительный контакт, колыбельные и разговоры с ребенком уже в младенчестве дают ему понять, что мир открыт и доброжелателен для него. Это является первым звеном формирования положительной самооценки и оптимистичности малыша.

Для развития эмоционального интеллекта ребенку, прежде всего, необходимо полноценное общение с близкими, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Именно это порой вызывает наибольшую трудность, поскольку взрослым нередко оказывается тяжело преодолеть барьер, воспитанный в себе годами. Однако необходимо преодолеть в себе запрет на выражение чувств и учиться вместе с ребенком ими управлять.

Итак, с чего начать работу над воспитанием эмоционального интеллекта у ребенка? Вот несколько способов.

  • Богатый мир эмоций. Важно учить ребенка называть свои чувства и выражать их, ведь малыш нередко не способен сам определить, что его мучает, и уж тем более высказать это. А ведь в нашем языке есть десятки слов, обозначающих разнообразные оттенки эмоций! Помочь малышу познакомиться с этим богатым миром может чтение художественной литературы. Неплохо иметь дома словарь или список эмоциональных состояний, к которому можно обратиться, описывая свое чувство и помогая ребенку выразить свое: «Ты не подошел к друзьям на площадке, потому что стеснялся».
  • Мимика, жесты, поведение. Надо обращать внимание детей на те способы, по которым они могут распознать эмоции окружающих: мимику, интонацию, жесты, поведение. Понимая, что чувствует собеседник или партнер по игре, малыш сможет реагировать адекватно ситуации. Существует множество игр, направленных на развитие способности распознавать чувства, например, игры-пантомимы, или лото, где на карточках изображены конкретные ситуации, а вам с ребенком необходимо подобрать к ним нужные карточки со словами-эмоциями.
  • Искренность на собственном примере. В общении с ребенком не стоит бояться проявлять и озвучивать собственные чувства, делиться ситуациями из жизни, пусть и не совсем приглядными: «Знаешь, а я ведь тоже солгала своему начальнику, что уже сделала работу, и мне теперь очень стыдно. Вот думаю, что мне теперь делать?» Говорите с малышом, особенно если вы недовольны его поведением. Ваше я-сообщение («Мне так грустно, когда я вижу разбросанные игрушки») быстрее найдет отклик в душе ребенка, чем критика или выговор.
  • Услышанные переживания. Когда малыш подрастает и начинает высказывать свои переживания, важно помочь ему в этом. Постарайтесь показать свое внимание ребенку (смотрите ему в глаза, присядьте, чтобы быть на его уровне), проговорите в утвердительной форме то, что услышали. «Ваня отнял у меня машинку!» – «Ты расстроился и обиделся на Ваню и не хочешь с ним дружить».
  • Социальное взаимодействие и коллективные игры. Для малыша взаимодействие с разными людьми в различных обстоятельствах (при поддержке и близости родителей) дает опыт знакомства с видами темперамента и способами выражения чувств. Поощряйте коллективные игры ребенка с детьми разного возраста, приобщайте малыша к настольным играм со старшим поколением, организуйте возможность для малыша бывать в разных обстоятельствах и получать новые впечатления (например, ездить с ним не только на машине, но и автобусе, электричке).

Безусловно, все родители хотят видеть своего ребенка счастливым. Поэтому не забывайте помогать развитию эмоционального интеллекта наряду с другими «талантами» малыша.

Звездные родители

Наталия Лесниковская, актриса, Егор (5 лет) и Марк (3 года)

Прежде всего, я сама стараюсь быть внимательной к сыновьям. Если Марк или Егор вдруг упадут или поранятся во время прогулки, я их всегда жалею. Мой супруг, Иван, увлекается разведением растений. Весной он подарил сыновьям по лотку, куда они сами сажали семена, ухаживали за ними. Это воспитывает ответственность.

Ирина Сашина, телеведущая, Саша (13 лет), Герман (10 лет), Рома (7 лет), Марийка (1 год)

Воспитать сочувствие, отзывчивость – это задача любого родителя. Мне бы очень хотелось, чтобы мои дети выросли добрыми. Поэтому при встрече с нищими (на улице, в церкви…) объясняю детям, что надо помогать им по мере сил. Также иногда меня приглашают на благотворительные мероприятия, в том числе в детские дома. Я неоднократно брала сыновей с собой. Еще мы вместе отбирали игрушки ребятам из детского дома.

Эмоции – важнейшая составляющая жизни человека. Без них никто не смог бы проявлять чувства по отношению к близким, показывать свое отношение к тем или иным вещам, а также просто быть счастливым. Эмоциональный интеллект (EI) же представляет собой навык распознавания своих и чужих эмоций. При взрослении многие начинают ощущать свою отсталость в этой способности, что становится главной причиной невозможности достижения целей и выстраивания крепких взаимоотношений с людьми. Избежать такой проблемы можно, но заниматься таким вопросом нужно в раннем возрасте. Поэтому развитие эмоционального интеллекта у детей становится обязательной частью воспитательных и обучающих занятий.

Особенности EI

Под эмоциями понимают личное восприятие человеком любого явления, выражающееся в виде определенных признаков. С их помощью окружающие могут сразу понять, как именно относятся другие люди к происходящему. Эмоции выражаются жестами, мимикой, пантомимикой, изменениями тональности голоса, а также некоторыми внешними проявлениями (потоотделение, покраснение и т.п.). При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте человек не только обладает скудным набором эмоций, но и не способен определить, какие чувства испытывают окружающие его люди. Это может стать серьезной проблемой для социализации, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.

Составляющие EI

Эмоциональный интеллект может быть достаточно развитым с детства. Его формирование происходит уже в первые годы жизни малыша, причем прямое влияние оказывается абсолютно со всех сторон. Наибольшее значение для качества будущего EI имеет поведение родителей, а также их отношение.

Официально EI включает несколько составляющих, которые являются его основами. Именно на них направляют все тренировки по развитию эмоциональности. Всего в эмоциональном интеллекте 4 компонента:

  1. Правильность оценки и выражения. Навык определения чувств окружающих, а также способность самостоятельного выражения эмоций.
  2. Понимание. Способность понять причинно-следственные связи при возникновении тех или иных эмоций.
  3. Применение в мыслительной деятельности. Направление внимания с учетом эмоций, взаимосвязь мыслей с чувствами.
  4. Управление. Возможность вызвать или подавить эмоции, использование информации, полученной из проявляющихся чувств окружающих.

Все 4 компонента применяются людьми практически ежедневно. Первые же интеллектуальные действия, связанные с эмоциями, появляются уже в трехлетнем возрасте, когда ребенок начинает оценивать действия окружающих или героев сказок. К 4 годам у детей появляется способность определять эмоциональный окрас речи взрослых, а также осознавать причины возникновения любых чувств.

Важность EI

От развития эмоционального интеллекта зависит качество жизни. Если человек имеет высокий уровень EI, то у него будут все шансы достичь поставленных целей, добиться назначения на высокую должность, сформировать правильный круг общения, а также создать крепкую семью. Люди с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом сталкиваются с массой трудностей в повседневной жизни, испытывают сложности при общении с окружающими, часто меняют работу и не достигают большинства поставленных себе же задач.

Эмоциональный интеллект обеспечивает человека важными навыками, без которых практически невозможно прожить полноценную жизнь. Среди них:

  • Взаимодействие с окружающими;
  • Понимание чувств людей;
  • Контроль своих эмоций;
  • Способность ориентироваться в сложных ситуациях;
  • Проявление лидерских качеств;
  • Быстрый поиск компромиссных решений.

Большинство людей склонны думать, что заниматься улучшением EI нужно во взрослом возрасте, и не понимают, зачем вообще развивать эмоциональный интеллект детям. Но они не задумываются о том, насколько он может быть полезным для учебы. Дети с развитым EI обладают высокой стрессоустойчивостью, способны мыслить креативно, быстро находят решения, а также без проблем включаются в процесс обучения на школьных уроках.

Татьяна Черниговская, известный ученый, в своем интервью рассказала, что наибольшую важность EI представляет в вопросе творчества, развитость которого дает людям большое преимущество над стремительно развивающимся искусственным интеллектом.

Развивать эмоциональный интеллект у детей не так трудно, но быстрого результата ждать не стоит. Только родители смогут помочь своему малышу, своевременно включив в жизнь определенные правила. Нужно стараться прилагать все усилия, чтобы ребенок имел именно те навыки, которые являются частью EI.

Начинать занятия по улучшению эмоционального интеллекта лучше всего в дошкольном возрасте. Если этот период уже прошел, то не стоит отчаиваться, т.к. достичь цели все равно получится. При развитии EI у детей старших возрастов нужно лишь более тщательно отбирать методы, а также прилагать все усилия, чтобы убедить ребенка в значимости этих занятий.

Самым важным в развитии эмоционального интеллекта является отношение родителей. Без правильного взаимодействия с малышом добиться результата не удастся. Взрослые должны показать ребенку, что их интересуют не только его успехи в плане обучения. Для этого нужно проявлять по отношению к нему особую любовь, ласку и заботу, при этом следует обязательно считаться с его мнением и воспринимать его полноправным членом семьи. Атмосфера, созданная такими действиями родителей, позволит ребенку легко начать улучшать EI.

Для родителей, желающих развить EI у своего ребенка, существует небольшой перечень рекомендаций, которые помогут добиться желаемого эффекта. Очень важно следовать хотя бы большей части из них, т.к. они направлены на повышение результативности занятий, а также создание благоприятной обстановки дома.

  1. Принимать ребенка именно таким, каким он является. Нужно относиться положительно ко всем особенностям своего малыша и ни в коем случае не проявлять негатив по отношению к каким-либо из них.
  2. Показывать все свои чувства, не скрывать эмоций. Малыш должен понимать, что именно чувствуют его родители. Это поможет не только создать хорошую атмосферу внутри семьи, но и развить EI.
  3. Обсуждать все спорные ситуации. Следует совместно обговаривать образовавшиеся проблемы, стараться найти их решение. При возможности поиск компромисса нужно доверить ребенку.
  4. Научить малыша описывать испытываемые чувства. Родителям следует регулярно просить ребенка рассказать о том, что именно он чувствует. Хорошим помощником могут выступить ассоциации.
  5. Говорить о своих недостатках. Важно донести ребенку, что идеальных людей в мире не существует. Но нельзя упоминать о его недостатках, т.к. это может оказать обратный эффект.
  6. Проявлять оптимизм по отношению к окружающему миру. Задача родителей в том, чтобы ребенок научился самостоятельно находить светлые стороны даже в самых плохих событиях. Важно показать ему это на своем примере.
  7. Продемонстрировать целеустремленность. Так же, как в предыдущем случае, взрослые должны показать все малышу на примере себя. Целеустремленность лучше всего прививать незадолго до первого посещения школы.
  8. Быть честными. Нужно всегда говорить ребенку все именно так, как есть. Откровенность очень важна для отношений и поможет малышу начать воспринимать мир несколько иначе. Не стоит скрывать даже плохую информацию.
  9. Контролировать времяпрепровождение. Родители должны проследить, чтобы ребенок не посвящал слишком много времени бесполезным развлечениям, из которых мог бы подхватить злобу, а также спал достаточное количество часов ежедневно.
  10. Стимулировать социальное взаимодействие. Нужно поощрять стремление малыша общаться со сверстниками, обеспечивать его такой возможностью, а также регулярно устраивать семейный отдых, подразумевающий общение.

Развитие эмоционального интеллекта у самых маленьких нужно начинать именно с выполнения таких простых правил, а уже потом переходить к целенаправленным тренировкам. Эти рекомендации можно считать основной для достижения результата.

Всем родителям стоит прочесть книгу Татьяны Данилиной «В мире детских эмоций». Она научит лучше разбираться в чувствах детей, что повысит шансы на получение высоких результатов тренировок.

Основные способы

Существует множество методов улучшить EI у ребенка. Большинство из них являются вполне привычными для многих людей вещами, но требуют особого подхода, что позволит направить их именно на развитие . Реализовать любой из перечисленных способов не составит труда.

Арт-терапия

Применение арт-терапии для улучшения EI позволяет добиться хороших результатов за короткий промежуток времени. Рекомендуется предоставить детям право выбора, куда именно они хотят пойти. Художественное рисование, танцы или музыка – лучшие варианты для любого малыша.

Важно обеспечить ребенка возможностью заниматься такой терапией на регулярной основе. При этом нужно следить за тем, чтобы ему не надоел выбранный вид деятельности. В случае отказа от повторных посещений занятий стоит позволить выбрать другой тип тренировок.

Сказкотерапия

Такой вид занятий относится к арт-терапии, но заслуживает отдельного упоминания, т.к. оказывается крайне эффективным для малышей. Суть метода заключается в том, что сказки позволяют научиться самостоятельно распознавать эмоции героев.

Родители должны читать интересные книги маленьким детям ежедневно. А школьники младших или даже старших классов могут заниматься этим уже самостоятельно, причем никаких специальных условий для чтения нет – нужно просто познакомиться с выбранным произведением. Правильный выбор книги окажет положительный эффект и на умственные способности, что не менее важно.

Физическая активность

Физически развитый человек имеет большие шансы получить высокий уровень интеллекта. Это связано с тем, что при занятиях спортом повышается мозговая активность, нормализуется кровообращение, улучшается обмен веществ, возрастает уверенность в себе. Такой эффект от любой физической тренировки могут получить даже школьники младших классов, но в их возрасте нужно внимательно контролировать нагрузку.

Начать рекомендуется с утренней гимнастики, закаливания и длительных прогулок. Уже позже можно будет переключиться на более тяжелые виды спорта, исходя из предпочтений ребенка. Наибольший эффект принесут дисциплины, связанные с командной игрой.

Специальные проекты

Для тех, у кого нет времени или желания заниматься развитием EI у ребенка самостоятельно, существует еще один вариант. Однако он потребует наличия денежных средств и может быть применен только для детей среднего или старшего возраста.

Различные проекты основываются на эффективных программах. Как правило, занятия проводятся для целой группы детей, что повышает их эффективность. Они очень разнообразные, причем некоторые могут оказаться весьма специфичными. Большинство проектов подразумевает обучение детей в виде уроков, а также проведение практических занятий.

Можно воспользоваться очень простыми способами развития EI. Например, давать ребенку трудные задания, а потом поощрять за их выполнение, или регулярно открывать для него что-то новое, выделяя некоторые дни для приключений.

Упражнения и игры

Развитие эмоционального интеллекта для детей упражнениями или играми будет довольно простой задачей. От родителей потребуется лишь наличие свободного времени и желание помочь своему малышу. Практически все игры и упражнения универсальны, что делает их применимыми для всех детей.

Какие тренировки могут понравиться ребенку:

  1. Сравнение предметов. Родители дают задачу найти предмет определенного цвета или из конкретного материала, после чего его нужно взять и сравнить с другими вещами, подходящими для поиска.
  2. Танцы. Очень простая игра, которая не займет много времени. Родители задают определенную эмоцию, а ребенок должен придумать танец, отражающий ее. Допускается поочередное выступление нескольких детей.
  3. Горячо или холодно. Известная многим с детства игра вызывает массу эмоций у малышей. Ее суть в том, что родители прячут сюрприз, а ребенок должен его найти. По мере приближения или удаления малыша от местонахождения подарка родители говорят «горячо» или «холодно», что помогает быстрее справиться с поисками.
  4. Коробочка с эмоциями. Нужно совместно собрать маленькие вещи, вызывающие положительные чувства. При их анализе следует попросить ребенка сказать, с какими ощущениями у него ассоциируется каждый предмет.
  5. Вторая жизнь для сказок. Взрослым следует выбрать способ, как повторно прожить эмоции от любимой сказки ребенка. Можно совместно сыграть спектакль, создать кукольный театр, нарисовать ее и т.п.
  6. Итоги дня. Совместными усилиями нужно вырезать сердечки и тучки из цветной бумаги. Незадолго до сна малыш должен вспомнить все свои положительные и отрицательные поступки за день, после чего взять вырезанные фигурки в том же количестве и положить в свою коллекцию «доброты». Большое количество сердечек следует поощрять.
  7. Ролевые игры. Каждый член семьи получает свою роль, обсуждается ситуация, после чего все вместе начинают разыгрывать сценку. Так ребенок сможет начать лучше понимать эмоции окружающих.
  8. Составление историй. Родители находят 3 изображения или готовые карточки, выкладывают их на стол, после чего сочиняют по ним историю. Затем собственный рассказ должен придумать и рассказать уже малыш.
  9. Правильное дыхание. Упражнение для повышения осознанности дыхания. Ребенок ложится на спину, а на живот ему кладут мягкую игрушку. Суть упражнения заключается в совместном наблюдении за тем, как плюшевый «друг» поднимается и опускается.
  10. Эмоциональные фото. Такая игра идеально подходит для путешествий, но применима даже дома. Родители делают фото, на котором присутствует ребенок. Особенность снимка заключается в том, что малыш должен изобразить яркие эмоции. Например, имитация эмоционального укуса кактуса или попытка залезть на луну.

Все перечисленные варианты очень эффективны. Однако важно учитывать желание ребенка, т.к. при его отсутствии результат будет противоположным. Особенно, если это станет регулярностью. Поэтому к вопросу выбора игр или упражнений нужно подходить совместно.

Стать специалистом по чувствам означает освоить несколько навыков, объясняет Марк Брэккет , директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Во-первых, признавать эмоции в себе и других («Да, я действительно огорчен!»). Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций («Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют?»). В-третьих, точно маркировать происходящее («Моя досада обусловлена растерянностью»). В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом («В этом племени уволенные рвут на себе волосы»). В-пятых, управлять своими эмоциями («Я постою на голове и все пройдет»), а также помогать другим людям справиться с чувствами («Я принес тебе чай и готов тебя выслушать»).

Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции?

Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают , что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач.

Зачем это детям

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют , что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали , что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

Психологи из Орегонского университета добавляют , что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

Кадр из фильма Warner Bros.

Много ли зависит от родителей

Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям : папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование , изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом.

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект

В 2-4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.

Кадр из фильма Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 2 до 7 лет

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева рекомендует четыре шага для развития эмоционального интеллекта у детей до 7 лет.

  • Показать эмоцию. Можно изображать разные чувства, рисовать рожицы, демонстрировать крупные планы из мультфильмов.
  • Называть эмоции. В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения , на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира.
  • Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство.
  • Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть?

Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.

Кадр из фильма Sony/Columbia

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 7 до 10 лет

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова, создательница «Мастерской домашней психологии», советует следующие шаги.

  • Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. «Мама озабочена, дедушка в эйфории, дядя боится грозы» — это нужно детям не просто проговаривать, но и показывать мимикой и языком тела.
  • Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.
  • Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. «Давай поплачем, а потом пойдем в чулан топать ногами и рвать салфетки».
  • Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. «Одна девочка тоже пришла в новый класс…»

Кадр из фильма Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Подросткам могут помочь все вышеперечисленные пункты. На что стоит обратить внимание особо.

  • Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора!»
  • Родителям важно признать, что у ребенка появилась масса сложных, новых и раздирающих ощущений, не отвергать и не обесценивать их. Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас.
  • Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.

И что — действует?

Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют : у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.Готтмана и Д.Деклер . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций» , книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день» , серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка» . Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?» . С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.Г.Шмидт до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых» .

Психология и педагогика

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект - относительно молодой теоретический конструкт, появился примерно 25 лет назад. На пике исследований интеллекта, психологи заметили, что есть целый пласт явлений, которые стандартные тесты интеллекта измерить не могут - пласт про чувства, переживания, эмоции. Так появилось понятие эмоциональный интеллект . Изначально в это понятие входила способность человека понимать и верно интерпретировать свои эмоции и эмоции других людей.

Было высказано предположение, что понимание чувств других людей позитивно влияет на успех человека в жизни. Но это не отменяло того, что когнитивные способности детей так же важны и играют ключевую роль в их жизни, учебе и дальнейшей карьере.

Рассуждения про роль понимания переживаний других людей явились логичными продолжениями исследований интеллекта. Человек существо социальное, а чувства других людей, их реакции - важная часть социальной реальности. Таким образом, рациональное и чувственное в человеческой природе уравновешено, и нет смысла гадать, какой из этих компонентов является ключевым для успеха.

Структура эмоционального интеллекта

Из каких компонентов складывается ясное понимание человеческих чувств и реакций? Исследователи этого вопроса до сих пор расходятся в мнении относительно этих компонентов. Майер, Соловей и Карузо выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

    Восприятие эмоций- способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.

    Использование эмоций для стимуляции мышления- способность человека оживлять свой мыслительный процесс, обогащая переживаниями, придумывать новое, быть креативным.

    Понимание эмоций - способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем.

    Управление эмоциями- возможность выбирать наиболее подходящую к ситуации форму для выражения той или иной эмоции.

В любом случае, важно отметить, что навык распознавания своих переживаний и переживаний других людей - многоплановый, сложный, формирующийся постепенно. Начиная с младенчества, дети погружены в социальную и чувственную реальность, через мимику и жесты происходит взаимодействие ребенка и его близких. Как ребенок обучается улыбкам, смеху, плачу? Есть множество исследований по этому поводу. Исторически считалось, что эмоции - врожденные древние инстинкты, которые одинаковы у всех людей. Но дальнейшие исследования опровергли универсальность переживаний в разных культурных контекстах. Психологи обнаружили, что эмоции - культурный феномен, проявление и развитие которого зависит от обучения. С детства, нам в общих чертах, объясняют, когда люди сердиты, когда - рады. В зависимости от социальной среды ребенок обучается быть более или менее экспрессивным, в том числе, сила выражений эмоций сильно зависит от конституции нервной системы.

Социальный интеллект и успех

Изначально, считалось, что для достижения успеха детям очень важно научиться контролировать себя, уметь заставлять делать трудные операции, отодвигать получение удовольствие на потом, а так же быть умными, интеллектуальными. Проводилось много исследований, подчеркивающих важность IQ. Родители волновались, и старались как можно лучше подготовить своих детей к дальнейшей жизни, развивая их мышление, и обогащая знаниями. Внимание к социальным навыкам человека обогатило эту картину. Выяснилось, что для успеха детей так же важны социальные навыки: умение договариваться, сочувствовать, вступать в отношения, понимать чувства свои и других. Но это вовсе не означает, что всем детям для достижения успеха важно стать эмоциональными и открытыми в выражении своих чувств. Экспериментально не было установлено, что для всех профессий необходим высокий эмоциональный интеллект.

Ребенок и его эмоциональность

У детей есть право отличаться в проявлении своих переживаний. Проведенные исследования эмоций доказали, что у каждого переживания - многообразие форм. Один и тот же человек может в разные моменты и заплакать от злости, и вскипеть, начать кричать. Иногда родителям бывает сложно с эмоциональным характером своего ребенка. Кому-то тяжело, если ребенок чересчур замкнут и закрыт в своих переживаниях. А кому-то, напротив, чрезмерная страстность своего ребенка - тяжелое испытание.

Вектор развития эмоциональности

Неважно, экспрессивен ли ребенок или сдержан, есть общий вектор развития эмоциональной сферы - саморегуляция. Эмоциональная саморегуляция - это важный итог развития многих навыков и процессов. Это способность ясно осознавать свои переживания, давать им имя, и выбирать наиболее адекватную форму выражения, выбирать, когда давать ход чувствам, а когда - контролировать. Научиться грамотно обходиться со своей эмоциональностью - все равно, что научиться управлять сложной и тонко устроенной машиной, которая иногда ломается или едет по скользкой дороге. Ребенок, в течение своей жизни, чувственно усложняется, в подростковом возрасте в арсенале переживаний ребенка те же составляющие, что и у взрослого человека: от эйфории до отчаяния. Ребенку доступны сильные переживания с рождения, дети в младенчестве уже испытывают сильнейший страх или гнев, а так же радость и успокоение. Родителю важно помогать давать переживаниям разные имена, читать литературу, в которой есть различные переживания, рассказывать ребенку про них. Так же важно в рамках разумного объяснять ребенку свои состояния: например, папа расстроен, что у него не получилось взять отпуск, и он не сможет поехать с нами на дачу и поэтому грустит.

Эмоциональный интеллект - это способность распознать чувства, развить положительные и погасить разрушительные эмоции. Эта книга впервые рассказывает о понятии эмоционального интеллекта с точки зрения российской действительности, опыта и традиций.

Эмоционально-волевая регуляция - краеугольный камень в процессе взросления ребенка. Очень важно, чтобы ребенок в процессе своего становления научился быть в крепких отношениях с разными людьми, доверять, заботиться, вовремя понимать, что происходит в этих отношениях. Часто мы наблюдаем, либо перекосы в сторону доверия, или в сторону подозрительности. Слишком доверчивые дети воремя не замечают подвоха, и могут легко попадаться на удочки манипуляций, обмана и использования. Подозрительные дети бывают настолько закрыты, что им трудно открываться в отношениях, быть спонтанными, эмоциональными, и они могут страдать от одиночества. Важно эти перекосы вовремя заметить и сгладить. Если ребенок гибок, и чувствителен - то его можно обучить хорошо ориентироваться в отношениях с людьми. Важно обучить технике безопасности, рассказать про манипуляции и обманы, привести примеры диалогов, которые могут насторожить ребенка. Пугливым и закрытым детям может помочь поддержка их экспрессивности, важно поддерживать ребенка на пути выражения чувств, не давить и не стыдить ребенка, дать ему достаточно времени обучиться выражать эмоции. При этом, стоит не забывать, что иногда невозможно застенчивого ребенка сделать эмоционально раскрепощенным и открытым, есть конституциональные отличия и ограничения.

Импульсивность в выражении эмоций так же может мешать адаптации ребенка в коллективе. Можно объяснить ребенку, что его взрывы чувств могут пугать других детей и отталкивать.

Таким образом, можно подытожить, что эмоциональное развитие каждого ребенка уникально, родителю важно быть чутким, и замечать где ребенку нужна поддержка, а где - ограничения. Для развития эмоционального интеллекта необходима активная социальная жизнь ребенка, когда есть взаимодействие с другими и есть возможность обсуждать с родителем плоды этого взаимодействия. Необходимо помнить, что чувственные смыслы и социальная грамотность - результат культуры и обучения, важно разговаривать с ребенком про переживания, давать им имена, обучать взаимодействовать с другими людьми. Не стоит пускать такое важное дело как формирование эмоционального интеллекта на самотек.

Эмпатия и сочувствие.

Эмпатия - вишенка на торте социального интеллекта. Этот навык чрезвычайно сложен и не у всех зрелых людей развит в достаточной мере. Изначально, дети очень слабо умеют сопереживать другим. В их природе - эгоцентризм. Дети хорошо и ясно отстаивают свои интересы, и могут относиться к другим людям потребительски. Как обучать ребенка эмпатии? Для начала, важно понимать реальность, что эмпатия - не возникает сама собой в определенный период. Эмпатия - результат теплых, доверительных отношений ребенка со взрослым. Сначала ребенок усваивает, что к нему относятся с любовью и заботой, и только затем обучается отдавать любовь и заботу сам. Приблизительно в пять лет дети начинают признаваться своим родителям в любви, хотя этот возраст у всех разный. После этого дети учатся новой для них идее, что взрослый - тоже человек, тоже устает, тоже расстраивается, тоже может настаивать на своем. Если в уважительном ключе эту идею получится донести до ребенка - то это положит начало подлинной, а не показной эмпатии. Эмпатия - это возможность переместиться своим сознанием в другого человека, встать на его место. Эта процедура требует довольно большого внутреннего напряжения. Способность встать на место другого, особенно на место своего оппонента в ссоре развита даже не у всех подростков. Этот навык называется децентрация, и развивается он в отношениях, в процессе разговоров и обучения.

Значение эмоционального интеллекта в жизни ребенка

Понимание своих переживаний и умение придавать им необходимую форму выражения - возможность быть свободным, возможность выбирать степень и форму чувствам, а не быть у них в рабстве. Эмоциональный интеллект - важная ступень на пути к зрелости и автономии. Когда ребенок научается ориентироваться в мире чувств и взаимодействий он получает возможность вступать в отношения с другими, дружить и любить, а так же конструктивно конфликтовать в случае необходимости. Для развития эмоционального интеллекта ключевыми являются два фактора: отношения с родителями, их обучение выражать свои чувства и общаться, и разнообразная социальная среда, в которой ребенок может взаимодействовать с другими людьми.

«Выяснилось, что преуспевающие люди обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, который определяет эффективность их взаимодействия с окружающими людьми и с миром вообще. Повышение уровня EQ, то есть развитие самовосприятия, социальной восприимчивости, навыков управления собой и управления отношениями - дело вполне посильное, достаточно внимательно отнестись к рекомендациям книги.»