План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия "Пришла весна, прилетели птицы". План-конспект занятия по рисованию (средняя, старшая группа) на тему: НОД Рисование " Весна. Птицы прилетели"

Занятие 3
ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ. РИСОВАНИЕ
«ПРИШЛА ВЕСНА, ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ»

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цели : уточнить признаки весны; учить передавать в рисунке картины природы; упражнять в красивом расположении изображения на листе; закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы; развивать эстетическое восприятие; формировать представления о весне как периоде пробуждения природы: показать зависимость роста растения от изменений в живой природе, связанных с приходом весны (увеличение количества света и тепла, таяния снега, питание водой земли, корней растений); закрепить название первых весенних цветов.

Планируемые результаты : выражает положительные эмоции (удивление, радость, восхищение) при прочтении стихотворения Ю. Мориц «Весна» и прослушивании музыкального произведения «Как весна с зимою»; умеет поддерживать беседу о признаках весны, высказывать свою точку зрения; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование на тему «Пришла весна. Прилетели птицы»).

Материалы и оборудование : рисунки и картинки с изображением весенних цветов, птиц; цветные восковые мелки, акварель, гуашь (белила).

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

Послушайте стихотворение Юнны Мориц «Весна».

Динь! Дон!

Динь! Дон!

Это что за нежный звон?

Это пролесок-подснежник

Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч

Так щекочет из-за туч,

Заставляя малышей

Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота,

Чья такая доброта

Заставляет улыбаться

Зайца, курицу, кота?

И по какому поводу?

Идёт Весна

По городу!

И у пуделя – улыбка!

И в аквариуме рыбка

Улыбнулась из водицы

Улыбающейся птице!

Посмотрите, какая красавица Весна пришла к нам в детский сад. (Воспитатель ставит на стол три куклы, украшенные подснежниками, птицами, ягодами черешни.) Почему автор дала весне такие имена: Мартовна Подснежникова, Апрелевна Скворешникова, Маевна Черешникова? (Имя – название весеннего месяца, а отчество – название главного признака этого месяца.)

Когда распускаются подснежники? (В марте.)

Когда прилетают скворцы? (В апреле.)

Когда спеет черешня? (В мае.)

Давайте познакомимся с весенними гостями – Мартовной Подснежниковой, Апрелевной Скворешниковой, Маевной Черешниковой!

2. Ознакомление с признаками весны.

Ребята, скажите, как называется первый весенний месяц. А в народе его называли «утром года». Почему? Праздновали встречу весны всегда. Собиралась весна давно в дорогу, так приди же, приди, просили люди. Дети закликали весну, забравшись повыше на изгородь или крышу сарая. Давайте и мы позовем весну.

Приди к нам, весна, с радостью! Весна-красна,

С великой к нам милостью! Что принесла?

Ау, ау, аукаем, Теплое солнышко,

Весну приаукиваем. Красное летечко!

Март, март – Весна-красна,

Солнцу рад! На чем пришла?

Апрель, апрель На чем приехала?

Откроет дверь. На жердочке,

Май, май, На бороночке,

Сколько хочешь, гуляй! На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. Ребята, как мы узнаем, что идет весна? Кто назовет первые весенние приметы? (Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернеет, тает; звенит капель.) В народе март называют капельником. Кто может сказать, почему? Отгадайте загадку: «Белая морковка весной растет». Как вы догадались, что это сосулька? Про сосульку есть шаловливая песенка. Споем ее.

Шаловливые сосульки сели на карниз.

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Посидели. Чем заняться?

Стали каплями кидаться.

Целый день идет трезвон:

Кап-кап, динь-дон!

Ребята, снег растает, и что мы увидим? (Землю.) Какая же она будет после зимы, появившись из-под снега? (Черной, мокрой.) А где же трава? Как выглядят деревья? Что с ними происходит? (Вода питает землю, корни растений и деревьев, наполняет их влагой, питательными веществами.) Что можно заметить? (На ветках деревьев набухают почки, появляются первые весенние цветы, кое-где пробивается трава.) Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна. Какие вы знаете первые весенние цветы? (Подснежники, мать-и-мачеха, сон-трава, хохлатка.) Найди эти цветы на иллюстрациях.

Отгадайте загадку:

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

Что это? (Одуванчик.)

Найдите этот цветок на картинке. На что похож цветок одуванчик утром и вечером? Для кого этот цветок полезен? Словно маленькие лампочки сверкают на полянке эти цветы и как будто говорят всем: «Не рвите меня! Пусть пчелы и мухи пьют мой сладкий нектар». Подумайте, что было бы, если бы все стали рвать эти первые весенние цветы? Прочитайте стихотворение об этом.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты.

3. Хоровод «Как весна с зимою».

Придет весна, просохнут полянки, и начинают парни с девчатами хороводы водить, весну славить.

Как весна с зимою повстречалися.

Как зима с весною распрощалися.

Ай, люли-люли, повстречалися.

Ай, люли-люли, распрощалися.

Как весна ручьями разливалася,

Как весна цветами распускалася.

Как вставало рано солнце красное.

Как светило людям оно ласково.

Как весну мы славим за ее дела.

Слава ей, что нам она тепло дала.

4. Рисование на тему «Пришла весна. Прилетели птицы».

Какие стихотворения о приходе весны вы знаете?

* * *

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала...

Алексей Плещеев

* * *

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Самуил Маршак

О каких признаках весны рассказывают авторы в этих стихотворениях? Посмотрите на иллюстрации.

Давайте нарисуем картинку на тему: «Пришла весна. Прилетели птицы». Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображения на нем? Что можно изобразить? (Деревья, проталины, солнце, птиц, гнезда и т. д.)

Дети начинают рисовать. Воспитатель помогает детям придумать композицию рисунка.

5. Рефлексия.

Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Что изображено на каждом рисунке?

Давайте попрощаемся с весенними гостями Мартовной Подснежниковой, Апрелевной Скворешниковой, Маевной Черешниковой!

Развивать художественное восприятие, видение содержания и средств выразительности живописи; цветосочетание весенней природы, вызывающие соответствующие им настроения, композиционные построения картин, изображать разные деревья по законам перспективы

Задачи :

Обучающие :

1. Продолжать учить детей рисовать пейзаж, познакомить с законами перспективы. Учить располагать изображения деревьев по всему листу (ближе – крупнее, дальше - меньше) ;

2. Продолжать знакомить со свойствами акварельных красок, смешанной техникой работы (восковые карандаши и акварель, получения различных оттенков холодных и тёплых тонов для изображения неба и земли.

3. Учить детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунке, соблюдая колорит, характерный для ранней весны .

Развивающие :

1. Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, музыки и передавать настроение в рисунке.

2. Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники рисования.

3. Систематизировать и закреплять знания детей о весне , обогатить словарь словами «пейзаж» , «фон» , «линия горизонта» , «перспектива» .

Воспитательные :

1. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка)

2. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе,

Оборудование :

Слайды с изображениями природных явлений, характерных для весенней поры. Слайды с изображениями различных цветов-первоцветов.

Произведения «Подснежник» П. Чайковского, «Шелест весны » К. Синдинг, «Весна » – 1 ч. из цикла “Времена года” А. Вивальди.

Листы белой плотной бумаги, разноцветные восковые карандаши, комочки смятой бумаги, акварель, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа :

Презентация «Весна в картинах художников» с репродукциями картин весенних пейзажей известных художников и пейзажистов

Заучивание стихов о весне , чтение художественных произведений природоведческого характера, наблюдение на прогулке (проталины, лужи и ручейки, голубое весеннее небо, возвращение из теплых краев перелетных птиц , загадывание загадок о весне .

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает?

Дети : Весной .

Вос. Правильно, как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне . Весну издавна любил народ . Люди называли ее «весна-красна » . О весне поэты слагали стихи . Вот послушайте одно из них :

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна ! /Алферов /

Настя тоже нам расскажет стихотворение о весне .

(И. Плещеева «Травка зеленеет…» )

А сейчас давайте вспомним и назовем весенние приметы.

(Солнце высоко, светит ярче, день становится длиннее, звенит капель, снег чернеет, тает.)

Вос.:Молодцы. Много весенних примет вы знаете.

Если весь снег растает - что мы увидим под снегом?

Дети :Землю.

Вос.: Какая же будет земля, освободившаяся из-под снега?

Дети : Чёрная, мокрая.

Вос.:Конечно, такая же, как здесь. (слайд) .

На снегу появляются островки земли, которые называются проталины, на них пробивается первая травка. (слайд) .

Вос.:А как выглядят деревья в начале весны ? (Стоят голые)

Что можно на них заметить?

Дети : На ветках деревьев набухшие почки.

Вос.: Правильно. Почки – это маленькие домики, в которых живут листочки, они еще не раскрылись, потому что в начале весны еще довольно прохладно. (слайд.)

Вос.: Ребята, подумайте, что еще можно заметить на первых проталинах?

Дети : Первые весенние цветы.

Вос.: А какие вы знаете первые весенние цветы? (слайд)

Дети : Подснежники, мать-и-мачеха, сон-трава, первоцвет.

Вос.: Давайте полюбуемся этими красивыми цветами. (слайды)

Вос.: А какие птицы прилетаю к нам весной ?

Дети : Грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, журавли, гуси.

Вос.: Правильно, вот они – вестники весны . (слайды)

Вос.:Дети, давайте немного отдохнем и поиграем

Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Методические указания. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц , дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Вос.: А теперь подумайте, ребята, какой сюжет вы хотели бы нарисовать?

Я предлагаю вам самим стать художниками и нарисовать весенний пейзаж. Пейзаж – это значит изображение природы.

Что можно изобразить на листе бумаги, чтобы было видно, что «Пришла весна . Прилетели птицы » . (Деревья, проталины и лужи на земле, солнце, птиц , гнезда и т. д.)

Ребята, все что вы назвали (деревья и т. д.) будем рисовать восковыми карандашами.

Скажите, деревья которые будут расположены ближе к вам какие будут по величине? (большие) . А те, которые вдалеке будут какие?

(маленькие)

Акварельными красками нарисуем весеннее нежно голубое небо. А внизу на снегу-пробившуюся травку и лужицы напечатаем комочком мятой бумаги.

Чтобы небо получилось светлым, а не темным,сколько надо брать воды и краски? (воды много, а краски чуть-чуть)

Не забывайте о волшебстве : когда мы наносим акварель на восковые карандаши, рисунок остается прежним, не размытым. Не бойтесь рисовать прямо по деревьям, солнышку.

Вос.: А перед тем как приступить к работе я включу музыку. Она поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов, передаст весеннее настроение, а вы попытайтесь отразить это на бумаге.

Дети приступают к работе, воспитатель следит за осанкой детей, чтобы правильно и свободно, без напряжения держали карандаш и кисть, помогает кому советом, кому вопросом, учит аккуратности во время печатания комочком смятой бумаги.

В конце занятия работы выставляются на доске, ребята обмениваются впечатлениями – какой рисунок им понравился и почему.

Вос.:Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне , рассматривали слайды с иллюстрациями. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила.

У нас получилась выставка прямо как у настоящих художников. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно.

Вос.:А сейчас предлагаю вам самостоятельно оценить наше занятие и свою работу с помощью смайликов. Выберите :

Большой и улыбающийся – если занятие тебе очень понравилось, результатом доволен, с удовольствием порисовал ещё;

Средний и серьёзный – занятие понравилось , результатом не совсем доволен, рисовать буду, но не сейчас;

Маленький и грустный – занятие не понравилось , результатом не доволен, больше рисовать не хочу.

Я вижу больше больших смайликов, значит большинство из вас довольны результатом.

Наталья Левкина
Конспект занятия по рисованию с использованием ИКТ «Пришла весна, прилетели птицы» (старшая группа)

Цель занятия :

Развивать художественное восприятие, видение содержания и средств выразительности живописи; цветосочетание весенней природы, вызывающие соответствующие им настроения, композиционные построения картин, изображать разные деревья по законам перспективы

Задачи :

Обучающие :

1. Продолжать учить детей рисовать пейзаж , познакомить с законами перспективы. Учить располагать изображения деревьев по всему листу (ближе – крупнее, дальше - меньше) ;

2. Продолжать знакомить со свойствами акварельных красок, смешанной техникой работы (восковые карандаши и акварель, получения различных оттенков холодных и тёплых тонов для изображения неба и земли.

3. Учить детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунке, соблюдая колорит, характерный для ранней весны .

Развивающие :

1. Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, музыки и передавать настроение в рисунке.

2. Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники рисования .

3. Систематизировать и закреплять знания детей о весне , обогатить словарь словами «пейзаж» , «фон» , «линия горизонта» , «перспектива» .

Воспитательные :

1. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание , композицию, колорит рисунка)

2. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе,

Оборудование :

Слайды с изображениями природных явлений, характерных для весенней поры. Слайды с изображениями различных цветов-первоцветов.

Произведения «Подснежник» П. Чайковского, «Шелест весны » К. Синдинг, «Весна » – 1 ч. из цикла “Времена года” А. Вивальди.

Листы белой плотной бумаги, разноцветные восковые карандаши, комочки смятой бумаги, акварель, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа :

Презентация «Весна в картинах художников» с репродукциями картин весенних пейзажей известных художников и пейзажистов

Заучивание стихов о весне , чтение художественных произведений природоведческого характера, наблюдение на прогулке (проталины, лужи и ручейки, голубое весеннее небо, возвращение из теплых краев перелетных птиц , загадывание загадок о весне .

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает?

Дети : Весной .

Вос. Правильно, как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне . Весну издавна любил народ . Люди называли ее «весна-красна » . О весне поэты слагали стихи . Вот послушайте одно из них :

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна ! /Алферов /

Настя тоже нам расскажет стихотворение о весне .

(И. Плещеева «Травка зеленеет…» )

А сейчас давайте вспомним и назовем весенние приметы.

(Солнце высоко, светит ярче, день становится длиннее, звенит капель, снег чернеет, тает.)

Вос.:Молодцы. Много весенних примет вы знаете.

Если весь снег растает - что мы увидим под снегом?

Дети :Землю.

Вос.: Какая же будет земля, освободившаяся из-под снега?

Дети : Чёрная, мокрая.

Вос.:Конечно, такая же, как здесь. (слайд) .

На снегу появляются островки земли, которые называются проталины, на них пробивается первая травка. (слайд) .

Вос.:А как выглядят деревья в начале весны ? (Стоят голые)

Что можно на них заметить?

Дети : На ветках деревьев набухшие почки.

Вос.: Правильно. Почки – это маленькие домики, в которых живут листочки, они еще не раскрылись, потому что в начале весны еще довольно прохладно. (слайд.)

Вос.: Ребята, подумайте, что еще можно заметить на первых проталинах?

Дети : Первые весенние цветы.

Вос.: А какие вы знаете первые весенние цветы? (слайд)

Дети : Подснежники, мать-и-мачеха, сон-трава, первоцвет.

Вос.: Давайте полюбуемся этими красивыми цветами. (слайды)

Вос.: А какие птицы прилетаю к нам весной ?

Дети : Грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, журавли, гуси.

Вос.: Правильно, вот они – вестники весны . (слайды)

Вос.:Дети, давайте немного отдохнем и поиграем

Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Методические указания. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц , дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Вос.: А теперь подумайте, ребята, какой сюжет вы хотели бы нарисовать ?

Я предлагаю вам самим стать художниками и нарисовать весенний пейзаж . Пейзаж – это значит изображение природы.

Что можно изобразить на листе бумаги, чтобы было видно, что «Пришла весна . Прилетели птицы » . (Деревья, проталины и лужи на земле, солнце, птиц , гнезда и т. д.)

Ребята, все что вы назвали (деревья и т. д.) будем рисовать восковыми карандашами.

Скажите, деревья которые будут расположены ближе к вам какие будут по величине? (большие) . А те, которые вдалеке будут какие?

(маленькие)

Акварельными красками нарисуем весеннее нежно голубое небо. А внизу на снегу-пробившуюся травку и лужицы напечатаем комочком мятой бумаги.

Чтобы небо получилось светлым, а не темным,сколько надо брать воды и краски? (воды много, а краски чуть-чуть)

Не забывайте о волшебстве : когда мы наносим акварель на восковые карандаши, рисунок остается прежним, не размытым. Не бойтесь рисовать прямо по деревьям , солнышку.

Вос.: А перед тем как приступить к работе я включу музыку. Она поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов, передаст весеннее настроение, а вы попытайтесь отразить это на бумаге.

Дети приступают к работе, воспитатель следит за осанкой детей, чтобы правильно и свободно, без напряжения держали карандаш и кисть, помогает кому советом, кому вопросом, учит аккуратности во время печатания комочком смятой бумаги.

В конце занятия работы выставляются на доске, ребята обмениваются впечатлениями – какой рисунок им понравился и почему.

Вос.:Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне , рассматривали слайды с иллюстрациями. Каждый из вас старался , и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила.

У нас получилась выставка прямо как у настоящих художников. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно , аккуратно и дружно.

Вос.:А сейчас предлагаю вам самостоятельно оценить наше занятие и свою работу с помощью смайликов. Выберите :

Большой и улыбающийся – если занятие тебе очень понравилось, результатом доволен, с удовольствием порисовал ещё ;

Средний и серьёзный – занятие понравилось , результатом не совсем доволен, рисовать буду , но не сейчас;

Маленький и грустный – занятие не понравилось , результатом не доволен, больше рисовать не хочу .

Я вижу больше больших смайликов, значит большинство из вас довольны результатом.

Публикации по теме:

«Пришла весна, прилетели птицы» Организация и проведение прогулки в старшей группе Воспитатель: Солодкова А. Н. Цель: Расширить знания детей о жизни птиц весной. Задачи:.

«Весна. Прилетели птицы…» Программные задачи: 1. Уточнить в речи употребление слов: на, под, над. 2. Уточнить название геометрических фигур:.

Для грачей нам понадобилось: 1. Лист упаковочного картона (от коробки). 2. Втулка от туалетной бумаги. 3. Лист черной цветной бумаги,.

Конспект НОД по рисованию гуашью с использованием нетрадиционной техники «Сказочный лес» (старшая группа) Конспект занятия в старшей группе. (рисование гуашью с использованием нетрадиционной техники). Тема: «Сказочный лес». Программное содержание:.

Чем отличаются зимующие от перелетных птиц? Красивые картинки птицы, простые рассказы про каждую птичку и вопросы для викторины на тему «Птицы». Чем дальше уходит прогресс науки и техники, тем более оторванными от окружающей природы растут наши детки.

Порой они не могут сказать, как называются даже часто встречающиеся в пределах города растения и птицы, что уж говорить об обитателях дикого леса, особенно – зимнего леса, в котором еще реже, чем в летнем, доводится бывать ребятишкам. Поэтому каждому малышу будет полезно провести занятие на тему птицы зимой.

Тематический урок для детей «зимующие и перелетные птицы»

Тематический урок строится очень просто, если при этом используются изображенные на фотографиях или рисунках зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей просто необходимы, иначе они не смогут сформировать устойчивые зрительные образы и запомнить новую для них информацию. Зрительное восприятие обычно хорошо развито уже в дошкольном возрасте, поэтому начинать изучение подобного материала можно с ребятишками-дошкольниками.

Занятие на тему зимующие птицы традиционно начинается с простого вопроса – почему зимой птицам становится сложно жить в холодных краях? Так мы озвучиваем главную проблему урока и ищем ее решение.

Обычно детки предлагают варианты ответов, указывающие на некомфортные условия жизни зимой: холод, боязнь замерзнуть. Опровержением этой теории служит тот факт, что у птичек хорошо развито оперение, а значит – холод им не страшен. (Вспомним гусиный или лебяжий пух, которым набивают пуховые куртки – теплую зимнюю одежду, которую с удовольствием в любой мороз носят люди).

Плавно подводим ребенка к размышлениям о том, какие еще есть потребности у каждого представителя царства животных, в том числе – птицы. Выходим на ключевую потребность живого организма – питательные вещества, и вспоминаем, что обычно входит в рацион птиц: насекомые, ягоды и другие плоды.

Загадки про птиц:

Чтобы лучше запомнить полученную информацию, предложите ребенку сыграть в своеобразную викторину – вы задаете вопросы-загадки, а он называет птичку и находит ее изображение среди фотографий. Вопросы могут такого плана:

  1. Птичка-рыбак, любитель мелких рыбок (зимородок).
  2. На холме сидит, добычу сторожит. Только муха показалась – сразу в клюве оказалась (мухоловка).
  3. Над полями, над лугами в небе пролетает, песню мелодичную громко распевает (жаворонок).
  4. Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день (дятел).
  5. И вверх и вниз по стволу проползет, пока себе еду не найдет (поползень).
  6. По ночам поет и подражает птицам ловко маленькая (камышовка).
  7. Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный (снегирь).
  8. Птица мира и добра, обитатель города (голубь).
  9. Любит крупных насекомых этот маленький гурман: куст колючего растения он превращает в ресторан (жулан).
  10. Зимой по елкам, лиственницам, соснам пускается он в тур (щур).
  11. Всех червяков найдет на пашне этот шустрый удалец (скворец).
  12. Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель (свиристель).
  13. Живет в дупле девица – яркая птица (синица).
  14. Под карнизом строит дом и живет счастливо в нем (ласточка).
  15. В поисках корма скачет по полянке маленькая, шустрая (зарянка).
  16. Где угодно корм найдет, а если надо – украдет (ворона).
  17. Маленький и робкий, живет вблизи людей (воробей).

Такие простые вопросы с подсказками помогают деткам усвоить основную информацию.

Перелетные птицы картинки для детей

Зимой все насекомые прячутся от холода – следовательно, птичкам, которые питаются исключительно этим видом корма, приходится улетать в теплые края. К этой группе относятся (показываем картинки и изучаем птиц, кочующих из одного климатического пояса в другой):

  • Мухоловка – невзрачная с виду, но очень проворная птичка. Она ловит свою добычу прямо на лету, выслеживая ее с открытого холма или другой возвышенности.

  • Садовая камышовка – голосистая птичка, любительница устраивать ночные концерты, имитируя голоса других птиц. Питается исключительно насекомыми.

  • Скворец – хорошо знакомый ребятишкам обитатель многочисленных весенних новостроек – скворечников. Старается селиться неподалеку от человека, так как любит полакомиться фруктовыми плодами, зерном и червяками, выбрасываемыми на поверхность земли во время вспашки. Хорошо поет, может подражать голосам других пернатых.

  • Ласточка – прежде обитала в скалистых местностях, но хорошо приспособилась к жизни в городе. Относится к числу ловких охотников, схватывая добычу – насекомых – прямо в воздухе. Отличительной особенностью ласточек служит умение строить уникальные гнезда под навесом крыши какого-нибудь здания. Эти гнезда формируются из комочков земли, которые склеиваются между собой клейкой слюной птицы. Изнутри кладется мягкая подстилка – трава, шерсть. В одно гнездо пара ласточек может возвращаться несколько лет подряд, ремонтируя его при необходимости.

  • Зарянка – яркая птичка, которая предпочитает жить на поверхности земли, в зарослях травы или невысокого кустарника. Передвигается прыжками, выискивая червей, улиток и других насекомых. Считается одним из самых голосистых певцов.

  • Жулан – тихая птичка, которая любит полакомиться крупными насекомыми. Чтобы добычу было удобнее кушать, она накалывает ее на шипы растений или колючую проволоку, а затем отщипывает небольшие кусочки.

  • Жаворонок – один из самых громкоголосых представителей пернатых, обитающий на открытых местностях. Маскироваться от хищников ему помогает окраска, которая сливается с общим фоном травы и почвы. В отличие от других перелетных птиц, он питается семена травы и злаков (пшеницы, ржи, гречихи, проса), которые зимой невозможно достать из-под снежного покрова.

  • Зимородок – небольшая птичка, живущая неподалеку от водоемов. Рыбак по натуре, он питается мелкой рыбой, лягушками, пресноводными креветками и водяными насекомыми (в день может съедать около десятка мелких рыбешек). Вынужден улетать зимой, потому что водоемы в это время перемерзают.

Зимующие птицы картинки для детей

А вот птички, чей рацион более разнообразен и неприхотлив, могут постоянно жить на одном и том же месте. К ним относятся:

  • Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

  • Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

  • Щур – близкий родственник снегиря, певец по натуре. Любит семена хвойных деревьев, поэтому зимой, объединяясь в стайки, щуры путешествуют по хвойным лесам, собирая урожай.

  • Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.

  • Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

  • Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.

  • Свиристель – таёжный житель с уникальной окраской крыльев: кончики самых больших перьев на них окрашены в ярко-красный цвет, что заметно только при близком рассмотрении. Живет в больших стаях, летом питаясь насекомыми (ловит их на лету), ягодами и молодыми побегами, а зимой – оставшимися на поверхности ягодами, в том числе рябиной. Поэтому в холодное время года часто перебирается в дачные и садовые территории.

  • Голубь – любимец детей и взрослых, которые нередко балуют его семечками и кусочками хлеба на площадях и в парках. Кушает в основном растительную пищу, но летом не отказывается и от насекомых. От других птиц отличается умением пить воду, втягивая ее, как это делает человек через соломинку, тогда как другим пернатым приходится набирать в клюв несколько капелек воды и запрокидывать головку вверх, чтобы жидкость попала внутрь.

  • Поползень – маленький лесной обитатель, который в поисках своей основной пищи – насекомых – карабкается туда и обратно по стволам деревьев, в том числе вниз головой. Ближе к осени переходит на растительную пищу – семена и плоды. Любит орешки и желуди, из которых извлекает сердцевинку, продалбливая клювом отверстие. Делает из семян запасы, пряча их в щелях коры деревьев и прикрывая сверху кусочками мха и лишайников.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему:

Признаки весны. Рисование «Пришла весна, прилетели птицы».

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : уточнить признаки весны; учить передавать в рисунке картины природы; упражнять в красивом расположении изображения на листе; закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы; развивать эстетическое восприятие; формировать представления о весне как периоде пробуждения природы: показать зависимость роста растения от изменений в живой природе, связанных с приходом весны (увеличение количества света и тепла, таяния снега, питание водой земли, корней растений); закрепить название первых весенних цветов.

Целевые ориентиры дошкольного образования : выражает положительные эмоции (удивление, радость, восхищение) при прочтении стихотворения Ю. Мориц «Весна» и прослушивании музыкального произведения «Как весна с зимою»; умеет поддерживать беседу о признаках весны, высказывать свою точку зрения; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование на тему «Пришла весна. Прилетели птицы»).

Материалы и оборудование: рисунки и картинки с изображением весенних цветов, птиц; цветные восковые мелки, акварель, гуашь (белила).

1. Вводное слово воспитателя.

– Послушайте стихотворение Юнны Мориц «Весна».

Динь! Дон!

Динь! Дон!

Это что за нежный звон?

Это пролесок-подснежник

Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч

Так щекочет из-за туч,

Заставляя малышей

Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота,

Чья такая доброта

Заставляет улыбаться

Зайца, курицу, кота?

И по какому поводу?

Идёт Весна

По городу!

И у пуделя – улыбка!

И в аквариуме рыбка

Улыбнулась из водицы

Улыбающейся птице!

– Посмотрите, какая красавица Весна пришла к нам в детский сад. (Воспитатель ставит на стол три куклы, украшенные подснежниками, птицами, ягодами черешни.) Почему автор дала весне такие имена: Мартовна Подснежникова, Апрелевна Скворешникова, Маевна Черешникова? (Имя – название весеннего месяца, а отчество – название главного признака этого месяца.)

– Когда распускаются подснежники? (В марте.)

– Когда прилетают скворцы? (В апреле.)

– Когда спеет черешня? (В мае.)

– Давайте познакомимся с весенними гостями – Мартовной Подснежниковой, Апрелевной Скворешниковой, Маевной Черешниковой!

2. Ознакомление с признаками весны.

– Ребята, скажите, как называется первый весенний месяц. А в народе его называли «утром года». Почему? Праздновали встречу весны всегда. Собиралась весна давно в дорогу, так приди же, приди, просили люди. Дети закликали весну, забравшись повыше на изгородь или крышу сарая. Давайте и мы позовем весну.

Приди к нам, весна, с радостью! Весна-красна,

С великой к нам милостью! Что принесла?

Ау, ау, аукаем, Теплое солнышко,

Весну приаукиваем. Красное летечко!

Март, март – Весна-красна,

Солнцу рад! На чем пришла?

Апрель, апрель На чем приехала?

Откроет дверь. На жердочке,

Май, май, На бороночке,

Сколько хочешь, гуляй! На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

– Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. Ребята, как мы узнаем, что идет весна? Кто назовет первые весенние приметы? (Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернеет, тает; звенит капель.) В народе март называют капельником. Кто может сказать, почему? Отгадайте загадку: «Белая морковка весной растет». Как вы догадались, что это сосулька? Про сосульку есть шаловливая песенка. Споем ее.

Шаловливые сосульки сели на карниз.

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Посидели. Чем заняться?

Стали каплями кидаться.

Целый день идет трезвон:

Кап-кап, динь-дон!

– Ребята, снег растает, и что мы увидим? (Землю.) Какая же она будет после зимы, появившись из-под снега? (Черной, мокрой.) А где же трава? Как выглядят деревья? Что с ними происходит? (Вода питает землю, корни растений и деревьев, наполняет их влагой, питательными веществами.) Что можно заметить? (На ветках деревьев набухают почки, появляются первые весенние цветы, кое-где пробивается трава.) Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна. Какие вы знаете первые весенние цветы? (Подснежники, мать-и-мачеха, сон-трава, хохлатка.) Найди эти цветы на иллюстрациях.

– Отгадайте загадку:

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

Что это? (Одуванчик.)

– Найдите этот цветок на картинке. На что похож цветок одуванчик утром и вечером? Для кого этот цветок полезен? Словно маленькие лампочки сверкают на полянке эти цветы и как будто говорят всем: «Не рвите меня! Пусть пчелы и мухи пьют мой сладкий нектар». Подумайте, что было бы, если бы все стали рвать эти первые весенние цветы? Прочитайте стихотворение об этом.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты.

3. Хоровод «Как весна с зимою».

– Придет весна, просохнут полянки, и начинают парни с девчатами хороводы водить, весну славить.

Как весна с зимою повстречалися.

Как зима с весною распрощалися.

Ай, люли-люли, повстречалися.

Ай, люли-люли, распрощалися.

Как весна ручьями разливалася,

Как весна цветами распускалася.

Как вставало рано солнце красное.

Как светило людям оно ласково.

Как весну мы славим за ее дела.

Слава ей, что нам она тепло дала.

4. Рисование на тему «Пришла весна. Прилетели птицы».

– Какие стихотворения о приходе весны вы знаете?

– Давайте нарисуем картинку на тему: «Пришла весна. Прилетели птицы». Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображения на нем? Что можно изобразить? (Деревья, проталины, солнце, птиц, гнезда и т. д.)

Дети начинают рисовать. Воспитатель помогает детям придумать композицию рисунка.

5. Рефлексия.

– Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Что изображено на каждом рисунке?

– Давайте попрощаемся с весенними гостями Мартовной Подснежниковой, Апрелевной Скворешниковой, Маевной Черешниковой!