Урок по технологии " Соединение деталей гвоздями и шурупами" (5 класс). Соединение шурупами II. Изложение программного материала

\ Документы \ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислал Глебов А.А. учитель технологии и трудового обучения МОУ "Веселолопанской средней обшеобразовательной школы"

Цель: научить учащихся правильно подбирать гвозди и шурупы для соединения деталей изделия; отрабатывать приемы выполнения соединения.

Оборудование: молоток, отвертка, гвозди, шурупы, заготовки древесины.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Какие виды сверл вы знаете?

"Как определить диаметр сверла?

2.Практическое задание.

"Выполните сверление отверстия в заготовке с помощью коловорота (дрели).

3.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1. Иллюстративный рассказ.

Учитель. В зависимости от назначения гвозди различаются диаметром, длиной, формой шляпки.

Учитель демонстрирует различные виды гвоздей.

При соединении деталей гвоздями необходимо придерживаться основных правил:

"тонкую деталь прибивают к толстой;

"толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали;

"длина должна соответствовать 2-3 толщины детали;

"расстояние от кромки 4 диаметра;

"расстояние от торца 15 диаметров.

Учитель демонстрирует приемы забивания гвоздя и его вытаскивания, если гвоздь согнулся или вошел в заготовку криво. {См. Приложения, рис. 32.)


Для улучшения прочности соединения выступающие гвозди подгибают на оправке.

Учитель демонстрирует прием выполнения этой операции. {См. Приложения, рис. 33.)


Для выдергивания гвоздя операции проделывают в обратном порядке.

2.Инструктирование по правилам безопасного применения молотка.

Учитель. При работе с молотком необходимо соблюдать правила безопасности:

"работать только исправным молотком;

"не стоять за спиной товарища, работающего молотком;

"ударять по шляпке гвоздя строго вертикально;

"не оставлять молоток на краю верстака.

3.Практическая работа.

Выполнение заданий:

На непригодном материале выполнить соединение деталей гвоздями.

"Тренировка в сгибании гвоздей.

"Вытащить забитые гвозди.

4.Объяснение и отработка соединения деталей шурупами.

Учитель. Теперь давайте рассмотрим соединение деталей шурупами.

Шуруп состоит из головки (полукруглой, потайной и полупотайной), стержня различной длины и толщины с винтовой нарезкой. {См. Приложения, рис. 34.)

Учитель обращает внимание учащихся на разновидности шлицов головки шурупа.

Учитель. При выборе длины шурупа необходимо учесть, что его длина должна быть в 2-3 раза больше соединяемой детали (верхней).

В верхней детали сверлят отверстие чуть более диаметра шурупа, а в нижней - 4/5 0 шурупа.

Для потайных и полупотайных головок шурупов отверстие раз-зенковывают. (См. Приложения, рис. 35.)

Завинчивают шуруп отверткой по часовой стрелке. (См. Приложения, рис. 36.)

Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами.

Как вы думаете, какое соединение деталей будет более прочным и надежным - гвоздями или шурупами?

На предприятиях сборщики выполняют операцию завинчивания шурупов с помощью электрошуруповертов, пневмошуруповертов.

5.Инструктирование по правилам безопасности при соединении деталей шурупами.

Учитель. Основными правилами безопасности являются:

"не пользоваться шурупами со сбитым шлицом;

"пользоваться только исправной отверткой;

"ввинчивать шуруп только под прямым углом;

"при ввинчивании не трогать шуруп руками;

"после ввинчивания шуруп зачистить от заусенцев.

6.Практическая работа.

На непригодном материале потренируйтесь ввинчивать шурупы, предварительно подобрав шурупы и отвертку.

III. Итог урока.

Учитель оценивает качество выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися.

Урок № 25-28. Соединение деталей гвоздями и шурупами.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Открытый урок по технологии

на тему:

«Соединение деталей гвоздями и шурупами»

КЛАСС: 5 класс

УЧИТЕЛЬ: Янбарисов М.Ф.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа

2015 год

Конспект урока по ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока

Предмет: технология Класс:5 Учебник (УМК)

Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов

Тип урока

Оборудование: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки, мультимедийные средства обучения.

предметные результаты – умение разметки, прямой угол, строение древесины, понятие волокна.

Адаптация учеников: в связи с тем, что учащиеся 5 класса только вышли из начальной школы, то в процессе урока материал не должен идти сплошным потоком информации, а перемешиваться с разгрузочными темами, в процессе урока будет показан художественный фильм на надлежащую тему, что отвлечет учащихся от нагрузки. В течении урока будут проводится физкультминутки, для того, чтобы ученики не засиделись и разминались в процессе изучения нового материала.

Учебные действия

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Ход урока:

1. Иллюстративный рассказ.

Учитель. В зависимости от назначения гвозди различаются диаметром, длиной, формой шляпки.

Учитель демонстрирует различные виды гвоздей.

При соединении деталей гвоздями необходимо придерживаться основных правил:

"тонкую деталь прибивают к толстой;

"толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали;

"длина должна соответствовать 2-3 толщины детали;

"расстояние от кромки 4 диаметра;

"расстояние от торца 15 диаметров.

Учитель демонстрирует приемы забивания гвоздя и его вытаскивания, если гвоздь согнулся или вошел в заготовку криво. {См. Приложения, рис. 32.)

Для улучшения прочности соединения выступающие гвозди подгибают на оправке.

Учитель демонстрирует прием выполнения этой операции. {См. Приложения, рис. 33.)

Для выдергивания гвоздя операции проделывают в обратном порядке.

2.Инструктирование по правилам безопасного применения молотка.

Учитель. При работе с молотком необходимо соблюдать правила безопасности:

"работать только исправным молотком;

"не стоять за спиной товарища, работающего молотком;

"ударять по шляпке гвоздя строго вертикально;

"не оставлять молоток на краю верстака.

3.Практическая работа.

Выполнение заданий:

На непригодном материале выполнить соединение деталей гвоздями.

"Тренировка в сгибании гвоздей.

"Вытащить забитые гвозди.

4.Объяснение и отработка соединения деталей шурупами.

Учитель. Теперь давайте рассмотрим соединение деталей шурупами.

Шуруп состоит из головки (полукруглой, потайной и полупотайной), стержня различной длины и толщины с винтовой нарезкой.(См. Прило жения, рис. 34.)

Виды шурупов

1. Шурупы с плоской головкой и шурупы с крестообразной головкой подходят для большинства обычных работ с деревом. Головка шурупа после ввинчивания лежит на поверхности или утапливается в нее. Крестообразный разрез на головке шурупа обеспечивает более прочное сцепление с отверткой при ввинчивании. Кроме того, с крестообразными шурупами можно работать практически одной отверткой, независимо от их размера (на шурупах с большими крестообразными головками отвертка глубже входит в шлиц), в то время как для каждого обычного шурупа требуется подходящая по размеру отвертка.

2. Шурупы с полу-потайной головкой применяют для крепления фурнитуры с расширенными отверстиями, такие шурупы производятся с хромовым или никелевым покрытием. Фурнитура без расширенных отверстий требует применения шурупов с полукруглой головкой, которая также может быть хромированной или никелированной.

3. Зеркальным называют тип шурупов, на которых навинчен хромированный колпачок различной формы, определяемой конструктивными и декоративными требованиями к изделию.

4. Ключевые шурупы предназначены для крепления деревянных изделий, фиксируются в отверстии при помощи гаечного ключа. Ключевые шурупы предназначены для соединения крупных строительных деталей и конструкций. Нержавеющие покрытия на декоративных никелированных или хромированных шурупах делают их незаменимыми для применения во влажных помещениях или вне дома.

5. Двойной шуруп незаменим для скрытого соединения деревянных деталей.

6. Наконец, работы с жестью и ДСП требуют применения специальных шурупов. В первом случае это шуруп специальной формы из закаленной стали, твердость которой позволяет при ввинчивании прорезать резьбу в жести и пластмассе непосредственно шурупом. Во втором случае (ДСП) в связи с рыхлой структурой поверхности материала применяют шурупы с незаостренным кончиком (рис. 20).

7. Шурупы по дереву выпускают с плоской, полу-потайной и полукруглой головками, можно встретить также шурупы с привинченными дополнительными декоративными головками.

Шлицы шурупов различаются по форме (рис. 21). Наряду с шурупами с простым шлицем используют крестообразные шурупы, головку которых отвертка «схватывает» намного прочнее, не соскальзывает и не повреждает поверхность шурупа; отвертка в этом случае автоматически центрируется в прорези.

Шурупы могут комплектоваться колпачками и шайбами - при некоторых видах креплений необходимо под головку шурупа подложить шайбу, прокладку или подкладное кольцо (рис. 22).

Соблюдение данной рекомендации особенно важно в тех случаях, когда соединению подлежат детали из мягких материалов: шайбы или прокладки помогают избежать слишком сильного утапли- вания головки шурупа в деталь, так как давление распределяется на большую площадь поверхности. Колпачки и покрышки для головки шурупа применяют в случаях, когда шуруп выполняет помимо функционального еще и декоративное назначение, является декоративным элементом; они изготавливаются из разных материалов и бывают разных цветов.

Учитель обращает внимание учащихся на разновидности шлицов головки шурупа.

Учитель. При выборе длины шурупа необходимо учесть, что его длина должна быть в 2-3 раза больше соединяемой детали (верхней).

В верхней детали сверлят отверстие чуть более диаметра шурупа, а в нижней - 4/5 0 шурупа.

Для потайных и полупотайных головок шурупов отверстие раз-зенковывают. (См. Приложения, рис. 35.)

Завинчивают шуруп отверткой по часовой стрелке. (См. Приложение)

Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами.

К ак вы думаете, какое соединение деталей будет более прочным и - гвоздями или шурупами?

На предприятиях сборщики выполняют операцию завинчивания шурупов с помощью электрошуруповертов, пневмошуруповертов.

5.Инструктирование по правилам безопасности при соединении деталей шурупами.

Учитель. Основными правилами безопасности являются:

"не пользоваться шурупами со сбитым шлицом;

"пользоваться только исправной отверткой;

"ввинчивать шуруп только под прямым углом;

"при ввинчивании не трогать шуруп руками;

"после ввинчивания шуруп зачистить от заусенцев.

1) Шуруп при ввинчивании не держите рукой, чтобы не повредить её, если отвёртка соскользнёт.

2) Пользуйтесь исправной отвёрткой, точно подходящей к шлицу.

3) Ось отвёртки, вставляемой в шлиц, должна быть продолжением оси шурупа.

4) Нажимайте на отвёртку равномерно, так как она может выскочить из шлица головки шурупа

5) Держите отвёртку двумя руками: левая направляет её на стержень, а правая - вращает.

6) Не используйте шурупы с рваными прорезями и затупленным остриём, а также со­гнутые.

Контроль нового материала

ТЕСТ к теме: "Соединение деталей гвоздями, шурупами, склеиванием"

1. Какими из перечисленных способов соединяются деревянные заготовки?

При помощи гвоздей, шурупов, сваркой

При помощи шурупов, на клею, пайкой

На клею, сваркой, при помощи гвоздей

2. Какие инструменты нужны для соединения деталей на гвоздях?

Молоток, ножовка, клещи

Молоток, клещи, шило

Шило, шерхебель, молоток

3. Крепёжная деталь, соединяющая деревянные детали.

4. Шурупы, с какой формой головки НЕ применяются для соединения деревянных деталей?

Потайной

Полупотайной

Квадратной

Полукруглой

5. Что такое шлиц?

Острие шурупа

Винтовая линия на стержне

Прорезь для отвёртки

Стержень

6. Инструмент для завинчивания шурупа в соединяемую деталь

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Номер

вопроса

Правильный ответ

1

При помощи гвоздей, шурупов на клею

2

Молоток, клещи, шило

3

Гвоздь

4

Квадратной

5

Прорезь для отвёртки

6

Отвёртка

6.Практическая работа.

На непригодном материале потренируйтесь ввинчивать шурупы, предварительно подобрав шурупы и отвертку

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебноговзаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг.момент 2 мин.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

фронтальная

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулиро-вать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актулизация знаний

Целеполага-ние и постановка задач.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: строение древесины, направление волокон, приёмы разметки, инструмент для разметки.

Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта.

Фронтальная и групповая

каким образом можно соединить детали из древесины (клей, гвозди, шурупы)?

Какое из соединений будет прочнее?

Демонстрирует образцы гвоздей и шурупов и предлагает ответить на следующий вопрос:

по какому принципу можно подобрать гвозди или шурупы.

Подводит учащихся к цели занятия: «научиться соединять детали из древесины с помощью гвоздей и шурупов в единое изделие» и ставит задачи:

1.Научится делать разметку для гвоздей и шурупов;

2. Научиться подбирать гвозди и шурупы соразмерно деталям и их функциональности;

3. Овладеть основными безопасными приёмами работы с молотком и отвёрткой.

Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о прочности соединений.

Рассматривают образцы, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки гвоздей и шурупов с точки зрения прочности соединения, функциональности, эстетичности.

Личностные:

Регулятивные:

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Поисково-исследователь-ский этап

Выбор гвоздей и и шурупов, нструмента для выполнения поставленной задачи

Анализ и обсуждение вариантов инструментария. Сравнение гвоздей и шурупов по величине соединяемых деталей.

групповая

Объясняет приёмы соединения деталей на гвоздях и шурупах.

Предлагает ответить на вопрос: куда легче забить гвоздь вдоль или поперёк волокон? Можно ли забивать шуруп?

Конролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует действия.

Выбирают гвозди и шурупы (по длине и диаметру стержня) соразмерно соединяемым деталям, подбирают инструмент;сравнивают анализируют и объясняют свой выбор.

Формулируют критерии подбора используемого инструмента.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инст-румент и оборудование.

Практический этап

Умение ана-лизировать полученную информацию и применять на практике.

Практическая работа

В парах и группе.

Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.

Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака.

Демонстрирует возможные искажения формы, угла вхождения гвоздя, шурупа в древесину.

Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака.

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции.

Лчностные:

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Рефлексивно-оценочный этап

умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Фронталь-ная

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы бригад.

Предлагает ответить на вопросы:

Доступно и понятно ли данный способ соединения деталей?

Где его можно применить?

Соответствует ли изделие их проекту?

Для каких птиц предназначена ваша кормушка?

Подводит учащихся к выводу о декоративной отделке изделия:

Можно ли прозвести какие-либо работы с изелием с тем,чтобы оно стало привлекательнее.

Объясняет о целесообраз-ности работы в бригаде.

Фиксирует оценки учащихся.

Поздравляет учащихся с первым изделием.

Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении соединения деталей на гвозди и шурупы, отмечая возникшие трудности при этом и их причины.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:


Итог урока.

Учитель оценивает выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися.

Самоанализ урока.

Данные об учителе: Александр Викторович, учитель технологии МБОУСОШ №28 г. Тулы

Предмет: технология Класс:5 Учебник (УМК) : В.Д. Симоненко. «Технология»

Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов Тип урока : комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).

Оборудование: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение разметки.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень - понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень - самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)

2 уровень - совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень - самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Этап урока

Уровень достижения планируемого результата (оценка)

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято).

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Орг. момент

Организовать

самоопределение детей к деятельности на уроке.

Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.

Личностные УУД :

самоорганизация.

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Болезнь учащихся, усталость, рассеян-ное внимание (последний урок)

Напомнить на перемене о подготовке к уроку.

Внести изменения в составах групп, сократить количество изделий.

Актуализация знаний

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети свободно ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно, формулировали задачи.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Поисково-исследовательский этап

Выбор материала и инструмента для выполнения поставленной задачи

Обучающиеся смогли проанализировать полученную информацию, объяснить и сделать свой выбор инструмента.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

Сделан неверный выбор инструмен-та, который может повлечь за собой брак и травмиро-вание.

Объяснить критерии выбора инструмента

Практический этап

Умение анализировать полученную информацию и применять на практике.

Учащиеся определили необходимые технологические операции, наметили план действий, выполнили работу, осуществляя самоконтроль, правильно выбрали инструмент и приспособления.

Цели данного этапа урока были реализованы, т.к. результаты деятельности детей показали принятие нового знания. Обучающиеся оценили себя и своих одноклассников, аргументируя свои доводы.

Лчностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую инфор-мацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

Рефлексивно-оценочный этап

Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка)

умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе

Учащиеся представляют, выполненные в группах работы сравнивают их, оценивают свою работу и работы членов группы.

Учащиеся определили алгоритм технологической операции, сформулировали вывод о важности декорирования готового изделия.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умениесформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство 1-3 класс, природоведение 1-3 класс, трудовое обучение 1-3 класс.

Литература для учащихся:

Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П., Технология, учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / под редакцией В.Д. Симоненко.- М., Просвещение, 2008.

Литература для учителя:

Бушлева Б.В. Поговорим о воспитанности.- М., Просвещение, 2006.

Коваленко В.И., Куленок В.В. Объекты труда.- М., Просвещение, 2003.

Программа образовательных учреждений. Технология 5-11 классы.- М., Просвещение 2007.

Шпикалова Т.Я. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы.-М., 2003.

Методическая литература.

Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии /вариант для мальчиков 5 класс, ВАКО,2009.

Технология.5 класс (вариант для мальчиков). Поурочные планы по учебнику

«Технология.5 кл.» под ред.В.Д. Симоненко, сост. Т.А.Жданова ИТД «Корифей» 2008.

  1. Какие подготовительные технологические операции нужно выполнить для соединения деталей склеиванием?
  2. Какие другие виды соединений, кроме склеивания, тебе известны? В чем их сущность?
  3. Приведи примеры известных тебе соединений и объясни их общие и отличительные признаки.

Для соединения деревянных деталей в конструкцию применяют соединение с помощью гвоздей. Промышленность выпускает различные виды гвоздей. Общим для них является их строение (рис. 107).

Вместе с тем гвозди отличаются формой головки, длиной и диаметром стержня, назначением, материалом, из которого изготовлены, и т.п. (рис. 108). Большое распространение получили гвозди с плоской голов кой (рис. 109). В зависимости от этих параметров гвозди используют для соединения толстых и тонких деталей в конструкцию, для стекления окон, крепления тканевых, резиновых, металлических и других конструкционных элементов с древесными элементами конструкции и т. п. Для работы с фанерой и ДВП применяют тонкие гвозди.

Рис. 107. Строение гвоздя: а – головка; б – стержень; в – острие

Рис. 108. Виды столярных гвоздей: а – с плоской головкой; б – с конической головкой; в – со сферической головкой; г – с выпуклой декоративной головкой; д – спиральный

Рис. 109. Виды столярных гвоздей с плоской головкой

Основные инструменты, которые используются для соединения деталей с помощью гвоздей, – столярный молоток, клещи, инструменты для вытягивания гвоздей (рис. 110). При соединении деталей следует помнить, что соединяют всегда более тонкую деталь с более толстой. В соответствии с размерами заготовок подбирают длину и диаметр гвоздей. Длина гвоздя, не проходящего насквозь, должна быть в 2...4 раза больше толщины более тонкой детали, а его диаметр – в 10 раз меньше ее толщины.

Рис. 110. Основные инструменты для соединения деталей с помощью гвоздей: а – молотки; б – клещи; в – инструмент для вытягивания гвоздей

Забивают гвоздь на расстоянии не менее 10 мм от покромки детали, иначе она может расколоться. Если гвоздь необходимо забить ближе чем 10 мм от покромки, в детали сверлят отверстие, диаметр которого меньше диаметра гвоздя на 0,5 мм. При забивании гвоздя молоток держат за ручку на расстоянии 20…30 мм от ее конца (рис. 111) и наносят удар по центру головки гвоздя. Гвоздь при этом удерживают за стержень около головки (рис. 112). Направление удара должно совпадать с осью гвоздя, иначе он согнется (рис. 113).

Рис. 111. Хватка молотка

Рис. 112. Удерживание гвоздя в начале забивания: а – пальцами; б – плоскогубцами

Гвоздь начинают забивать несильными ударами молотка, а когда он войдет в заготовку приблизительно на треть длины стержня, – силу удара увеличивают. Чтобы углубить шляпку гвоздя в древесину, используют также специальные цилиндрические устройства (рис. 114). Для соединения деталей из фанеры места забивания гвоздей накалывают шилом (рис. 115). Если соединяются детали со сквозным прохождением гвоздя, его длина должна быть на треть больше толщины соединяемых деталей. Для этого используют гвоздь с плоской или конической головкой. Часть гвоздя, вышедшую насквозь, загибают поперек волокон (рис. 116).

Рис. 114. Углубление шляпки гвоздя с помощью цилиндрического устройства

Рис. 115. Накалывание мест забивания

Если направление забивания гвоздя сместилось или он согнулся, его следует удалить. Такую технологическую операцию выполняют клещами, молотком или специальным инструментом с прорезью. Чтобы не повредить изделие при удалении гвоздя, под эти инструменты подкладывают кусок древесины или фанеры (рис. 117).

При выполнении соединений с помощью гвоздей необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда:

  1. На рабочем месте должны находиться лишь те инструменты и материалы, которые необходимы для работы.
  2. Можно использовать лишь исправные инструменты. Боек молотка не должен иметь сколов, трещин, других неровностей, а ручка должна быть крепко закреплена в его корпусе с помощью клина (рис. 118).
  3. Гвозди должны быть размещены в коробках, а инструменты – в укладках.
  4. При забивании гвоздя его следует держать под головкой двумя пальцами.
  5. В начале забивания гвоздя удары молотком должны выполняться с незначительным усилием, а потом – с большим.
  6. Если ослабилось крепление бойка молотка на ручке, его необходимо насаживать ударами в противоположную от ручки сторону (рис. 119).

Рис. 116. Последовательность загибания гвоздя

Рис. 117. Способы вытягивания гвоздя: а – клещами; б – молотком; в – инструментом для вытягивания

Рис. 118. Схемы крепления бойка молотка с помощью клина: а – правильно; б – неправильно

Рис. 119. Насадка бойка молотка: а – правильная; б – неправильная

Новые термины

    гвоздь, клещи.

Закрепление материала

  1. Какова особенность соединения деталей в конструкцию с помощью гвоздей?
  2. Как подобрать гвоздь для соединения деталей из древесины?
  3. Как правильно удерживать молоток при забивании гвоздей?
  4. Как правильно удалить гвоздь из заготовки?
  5. Какие правила безопасности следует соблюдать при соединении деталей гвоздями?

Тестовые задания

1. Конец ручки молотка должен выглядывать из руки на

    А 5…10 мм
    Б 10…15 мм
    В 15…20 мм
    Г 20…30 мм

2. Гвоздь в заготовку забивают на расстоянии от покромки не меньше

    А 5 мм
    Б 10 мм
    В 15 мм
    Г 20 мм

3. При вытягивании гвоздя под клещи подкладывают кусок древесины, чтобы

    А гвоздь не согнулся
    Б поднять клещи над поверхностью заготовки
    В не портить поверхности заготовки
    Г было удобнее работать

4. Длина гвоздя должна быть больше толщины детали, которую прибивают, в

    А 1,5…2 раза
    Б 2…4 раза
    В 5…6 раз
    Г 10 раз

5. Диаметр гвоздя должен быть меньше толщины детали в

    А 10 раз
    Б 2…4 раза
    В 5…6 раз
    Г 7 раз

Я познакомлю вас с новым материалом. Вы не только будете внимательно слушать, но следить, как я буду соединять детали.

Моё объяснение будут дополнять ребята, которые работали с энциклопедиями и техническими справочниками. Они подготовили для вас важную информацию.

После объяснения будет блиц-турнир (опрос) по вопросам новой темы.

Большинство столярных изделий состоит из нескольких частей. Чтобы из отдельных деталей получить готовое изделие, их надо соединить между собой. Соединение деталей из древесины часто выполняют с помощью гвоздей, шурупов и клея. Сегодня мы будем учиться соединять детали с помощью гвоздей и шурупов.

На Руси производство гвоздей известно с XIII века, но только в XIX веке были созданы первые машины для их изготовления. Сейчас гвозди делают с помощью станков-автоматов.

Забитые гвозди удерживаются в деталях за счёт защемления между волокнами древесины.

Гвоздь имеет шляпку, стержень и остриё.

Гвозди – детали стандартные. Они различаются в зависимости от назначения . (записать в тетрадь)

(Учитель демонстрирует различные виды гвоздей)

Гвозди бывают разных размеров. В зависимости от длины стержня (40, 50, 100 мм и т.д.) гвозди в обиходе часто именуются «сороковками», «пятидесятками», «сотками» и т.д.

Прежде чем забивать гвоздь, размечают места соединения и шилом делают углубления.

При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой.

Толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2…3 раза больше толщины прибиваемой детали. При этом нужно помнить, что соединение будет более прочным, если гвоздь входит в основную деталь поперёк волокон и менее прочным – если вдоль волокон.

Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.

Гвозди забивают столярным молотком .

Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20…30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по шляпке гвоздя несильные удары.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

После того как гвоздь надёжно войдёт в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары.

Избежать раскалывания древесины при забивании гвоздей можно, предварительно слегка затупив гвозди ударами по их острию. Такой гвоздь смещает волокна древесины, не разрывая их, поэтому деталь не раскалывается.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Если гвоздь при забивании пошёл криво или согнулся, его необходимо выдернуть. Для этой цели применяют клещи или молоток со специальной прорезью на носке.

Чтобы не повредить поверхность изделия, под губки клещей или боёк молотка подкладывают кусочек фанеры или небольшую дощечку, захватывают гвоздь за шляпку или стержень и поворотом инструмента вытаскивают его из древесины.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Если концы гвоздей выступают, их подгибают на оправке и забивают обратно в древесину. Это повышает прочность соединения.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Забитый гвоздь выдёргивают следующим образом: отгибают стамеской загнутый конец гвоздя. Выравнивают его клещами или плоскогубцами. Выбивают конец гвоздя молотком, а затем выдёргивают его за головку клещами.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Работы по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняет плотник .

Об этой профессии расскажет нам

А теперь я познакомлю вас с соединением деталей шурупами.

Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями.

Шуруп – это крепёжная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой . Термин «шуруп» - немецкого происхождения, в переводе означает «винт».


Как и гвозди, шурупы – стандартные детали. В зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины,

(Учитель демонстрирует различные виды шурупов)

а также с различной формой головки: полукруглой , потайной и полупотайной .

Чаще всего используют шурупы с потайной головкой, так как она не выступает над поверхностью детали.

1. Шурупы для дерева
- Головка: утапливаемая полукруглая

2. Шуруп для листового металла
- Головка: цилиндрическая – овальная - круглая
- Используется для: крепления тонких листов металла или пластика. Эти шурупы являются самонарезными.

3. Резьбовой нагель (шуруп с нарезкой на двух концах)
- Головка: резьба под дерево (метрическая)
- Используется для: потайных соединений деревянных панелей, балок и т. п.

4. Шуруп для дерева или шуруп с шестигранной головкой
- Используется для: крепления тяжелых балок и иных строительных элементов из дерева

5. Шуруп для навешивания зеркал
- Головка: утапливаемая
- Используется для: подвески зеркал и аксессуаров ванной комнаты. Головка винта закрывается хромированной или пластиковой накладкой.

6. Шуруп для дерева
- Используется для: общих работ по дереву

7. Шуруп для дерева
- Головка: овальная
- Используется для: крепления металлических изделий и аксессуаров. Головка шурупа выступает над поверхностью дерева.

8. Соединительный винт
- Головка: утапливаемая
- Используется для: крепления дверных петель, пластин и прочих декоративных элементов с раззенкованными отверстиями.

9. Шуруп для дерева
- Головка: утапливаемая
- Используется для: разнообразных работ по дереву. Головка шурупа утапливается при его закручивании.

Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки. Термин «шлиц» образован от немецкого слова, означающего «щель», «паз».

При выборе шурупа нужно учитывать, что его длина должна быть в 2 - 3 раза больше толщины более тонкой соединяемой детали. Однако шуруп не должен проходить основную (более толстую) деталь насквозь.

При соединении крупных деталей используют шурупы большого размера с квадратной или шестигранной головкой под гаечный ключ. У них необычное название – глухари.

Шурупы для дерева имеют острый кончик, поэтому они входят в материал как клин и расщепляют его. Особой нагрузке подвергается материал, когда в него входит стержень шурупа.

В настоящее время наряду с шурупами широко применяются саморезы .

В отличие от шурупов у саморезов винтовая нарезка начинается от самой головки стержня.

Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В более тонкой детали сверлят сквозное отверстие диаметром, немного большим диаметра шурупа.

В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом.

Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большого диаметра или специальным инструментом – зенковкой – расширяют входное отверстие.

Термины «зенкование» и «зенковка» происходят от немецкого слова, означающего в переводе «углублять». Диаметры сверла и зенковки должны быть равны диаметру головки шурупа.

После подготовки деталей шуруп ставят в отверстие и завинчивают отверткой по часовой стрелке.

Важен также выбор правильной отвертки.

Если вы возьмёте отвертку не того размера, вы можете повредить ею шлиц на головке шурупа, после чего, даже применяя силу, закрутить его будет невозможно.

(Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами)

На предприятиях деревообрабатывающей промышленности сборочные работы (в том числе и с помощью шурупов) производят столяры и сборщики изделий из древесины.

Об этой профессии расскажет вам

Итак, вы внимательно слушали моё объяснение и внимательно следили за техникой выполнения операций.

СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ НА ГВОЗДЯХ Многие изделия из древесины, которые вы будете делать в учебных мастерских, содержат несколько деталей. Их соединяют между собой различными способами. Процесс соединения деталей в целое изделие называется сборкой. Многие изделия из древесины, которые вы будете делать в учебных мастерских, содержат несколько деталей. Их соединяют между собой различными способами. Процесс соединения деталей в целое изделие называется сборкой.


В зависимости от расположения деталей в изделиях различают концевые и серединные соединения. Они могут быть выполнены с помощью гвоздей, шурупов или клея. Концевые соединения Серединные соединения Промышленность выпускает гвозди различной толщины, длины и с разными головками. Основные инструменты, применяемые для соединения деталей на гвоздях, столярный молоток, клещи и шило. Столярные молоткиШило Клещи


При соединении деталей гвоздями тонкую деталь прибивают к толстой. Для того чтобы соединение деталей было надежным, длина гвоздя должна быть в 23 раза больше толщины прибиваемой детали. Диаметр же гвоздя должен быть меньше толщины прибиваемой детали, иначе в детали может появиться трещина. Место забивания гвоздя должно отстоять от кромки или торца детали на расстоянии не меньше половины толщины детали. Целесообразно предварительно накалывать его шилом. Гвоздь начинают забивать несильными ударами молотка, а когда он войдет наполовину стержня ударять надо сильнее. Удары молотком по гвоздю наносят сверху, прямо по шляпке, а не под углом к стержню гвоздя. Наиболее прочное соединение получается в том случае, когда гвоздь вбивают поперек волокон или под некоторым углом к ним. Если гвоздь пошел косо или согнулся, не огорчайтесь! Такой гвоздь надо вынуть молотком со специальной прорезью на носке или клещами. Накалывание отверстий шилом Забивание гвоздей Забивание гвоздей под прямым углом к волокнам древесины Согнутые гвозди можно выпрямить на металлическом бруске или твердой доске и использовать в дальнейшей работе. Чтобы не повредить изделие, под губки клещей или боек молотка подкладывают кусочек древесины или фанеры. Вытаскивание гвоздей клещами Вытаскивание гвоздей молотком


ВНИМАНИЕ! Работать можно только исправным инструментом, использовать его надо строго по назначению. Молоток при работе надо держать на расстоянии 2030 мм (2 3 пальца) от свободного конца ручки. Нельзя оставлять столярный молоток на краю верстака. Нельзя стоять за спиной человека, работающего молотком. Острие шила должно быть направлено в сторону от работающего.


СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ НА ШУРУПАХ Со временем гвоздевое соединение ослабевает: гвоздь может раскачаться и даже совсем выпасть. Гораздо более прочно соединение деталей на шурупах. Со временем гвоздевое соединение ослабевает: гвоздь может раскачаться и даже совсем выпасть. Гораздо более прочно соединение деталей на шурупах.


Шуруп это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой. На головке шурупа сделана канавка шлиц для отвертки. Шлиц может быть прямой и крестообразный. Различаются шурупы по виду головок, которые бывают полукруглыми, потайными и полупотайными, а также по длине стержня. Чаще всего используют шурупы с потайной головкой. Такой шуруп не выступает над поверхностью детали. Шуруп с полукруглой головкой Шуруп с потайной головкой Шуруп с полупотайной головкой Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. Завинчивать шуруп в деталь трудно, поэтому в заготовке перед установкой шурупов небольших размеров шилом делают отверстие на глубину, равную примерно 2/3 длины шурупа. Для потайной головки сверлом большого диаметра расширяют входное отверстие. Шуруп вставляют в отверстие и завинчивают отверткой по часовой стрелке. Отвертку подбирают таких размеров, чтобы ширина ее рабочей части равнялась ширине шлица. Форма рабочей части отвертки должна быть такая же, как у шлица. Под толстые и длинные шурупы отверстия высверливают сверлами. Диаметр их 4/5 диаметра стержня шурупа, глубина сверления примерно равна половине его длины.


ВНИМАНИЕ! Пользоваться надо только такой отверткой, которая точно подходит к шлицу головки шурупа. Шуруп надо ввинчивать под прямым углом к деталям. При сборке деталей нельзя пользоваться шурупами со сбитым шлицем. Шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь. Заусенец на головке ввернутого шурупа надо обязательно удалить шлифовальной шкуркой.




Чаще всего для получения клеевых соединений используют столярный клей. Он выпускается в виде зерен или темно-коричневых плиток. Готовят клей в специальной посуде клееварке и используют в горячем виде. Клей должен быть не очень густым и без комков. Клей тонким слоем наносят равномерно на поверхность соединяемых деталей при помощи кисти и сжимают приспособлением струбциной. Деревянная струбцина Металлическая струбцина После выдержки (время ее определяется с учетом применяемого клея) склеенные детали освобождают из струбцины, выступившие из швов остатки клея снимают. Иногда для склеивания деревянных деталей используют и синтетические универсальные клеи типа ПВА, «Суперцемент», БФ, которые широко применяются в быту для склеивания изделий из других материалов. Однако синтетические клеи выделяют вредные для здоровья пары. Поэтому их применение требует специальных условий: хорошей вентиляции помещений, наличия теплой воды для мытья рук после работы.






Отделка окончательная обработка собранного изделия с целью улучшения его внешнего вида и защиты от действия влаги, повреждения насекомыми и пр. Отделка изделия включает в себя несколько операций: зачистку поверхностей, покрытие красителями, нанесение рисунков путем выжигания и т. д. Эти операции могут быть выполнены перед сборкой или после сборки деталей. В зависимости от назначения изделия некоторые операции могут не применяться. Зачистку неровностей после пиления, а также скругление острых углов заготовки проводят рашпилем или напильником с крупной насечкой. При опиливании левая рука работающего должна лежать на носке инструмента, не охватывая его. Нажимать на инструмент надо только при его движении вперед. Зачистка деталей напильником Зачистку деталей после изготовления производят шлифовальной шкуркой. Основу ее составляет хлопча­тобумажная материя или плотная бумага, на одну сторону которой приклеены мелкие зерна стекла или твердых минералов.


Для удобства работы кусок шлифовальной шкурки прикрепляют к деревянному бруску. Небольшие детали удобно шлифовать так, как это показано на рисунке. Зачищенные детали или изделия часто окрашивают краской для хлопчатобумажной ткани, акварелью или гуашью. Применяют и специальный краситель морилку. Иногда изделия из древесины покрывают лаком он придает ей красивый внешний вид и защищает поверхность от влаги. Независимо от вида красителя его наносят кистью или тампоном кусочком ваты, завернутым в марлю. Покрывают поверхность сначала вдоль волокон, затем поперек. Нанесение красителей кистью Нанесение красителей тампоном