Дом из бумаги

Ошибочным будет считать, что макеты домов из бумаги своими руками делают только маленькие девочки. Разумеется, ваша принцесса тоже будет рада такому подарку, но они могут пригодиться и в архитектурной задумке. Прежде чем приниматься за строительство, всегда делают уменьшенную копию. При этом используют ПВХ (поливинилхлорид), из которого фрезерным станком вырезают тончайшие детали. Затем они соединяются растворителем.

Но повторить шедевры архитекторов можно и без специального оборудования. Такой домик может быть не только полезным макетом, но и украшением дома. Самым распространенным материалом для этого является бумага, поэтому процесс обойдется вам не слишком дорого.

Покупаем материалы

Для работы вам понадобится цветная бумага или картон. Последний предпочтительней для сложных моделей, так как там требуется повышенная прочность. Для развертки лучше взять бумагу.

Все окна, двери и прочие мелкие части будут прорезаться ножом. Следите, чтобы он был достаточно острым, покупать лучше в строительном магазине.

Соединять детали можно как супер-клеем – он позволяет ускорить процесс, – так и ПВА (но его высыхание лучше ускорить с помощью фена). Кроме того, пригодятся ножницы, карандаш и линейка. Для декорирования можно использовать краски.

Выбираем развертку

Если это ваш первый опыт в воспроизведении макетов домов, лучше конечно взять готовую развертку. Их можно не только найти в Интернете, но и сделать самостоятельно. Это очень увлекательный процесс.

Выбрать можно практически любую программу. Желательно, чтобы она работала с векторными изображениями. Одна из самых удобных в этом плане – CorelDRAW. Построения в ней производятся очень легко, можно менять толщину линий и загружать собственные текстуры. Но встроенная библиотека также радует предложенными фото.

Первым шагом нужно нарисовать продолговатый прямоугольник. Теперь его нужно разбить на две пары одинаковых стен, расположенных через одно. По нижним краям нужно построить пол, он прикрепляется за одну из граней к общему макету. Крышу разбиваем на сегменты и также прикрепляем. После этого можно добавить архитектурных элементов и визуальных эффектов. И не забудьте про полосы-крепления.

Этапы сборки

Распечатываем и вырезаем ранее полученную нами схему.

Если у вас нет цветного принтера или вы не использовали текстуры, можно перевести заготовку на картон.

С помощью иголки и шила обозначьте места окон, дверей и элементов декора. Вырезать нужно все сразу, целиком. И желательно канцелярским ножом – ножницы будут оставлять засечки. Предварительно подложите лист фанеры.

Дополнительно сделайте ставни, двери, навесы и тому подобное. Приклеивать их будем в самом конце. С помощью линейки проработайте все сгибы – так легче будет собирать.

Видео по теме статьи

В нашей подборке видео-уроков вы сможете узнать, как создаются более сложные дома, и почерпнете много интересных идей:

Любой начинающий моделист должен знать основы работы с бумагой. От этих элементарных знаний зависит качество создаваемых бумажных моделей.

Всем следующим приёмам нужно учить детей с малого возраста, чтобы в школе они уже делали это не задумываясь. Как и любая хорошая привычка, азы моделирования нужно довести до автоматизма в сознании ребёнка. Я говорю не только о тех детях, кто хочет заниматься бумажным моделированием, это касается любого ребёнка потому, как именно с работы с бумагой начинается любое творчество и развитие детей! Данный вид деятельности не только способствует творческому развитию, но и развивает в ребёнке усидчивость, аккуратность, моторику рук. Перейдём от теории к практике.

Рабочее место. Позаботьтесь о хорошем, удобном столе и стуле, освещение должно падать из-за левого плеча, при необходимости используйте настольную лампу. Чтобы не выпачкать стол клеем застелите его бумагой, плёнкой или положите лист стекла с зашлифованными краями, чтобы не порезаться.

Помните, что локти рук не должны ложиться на стекло - это вредно для суставов!

Бумага - это то, с чем мы работаем. Следует уделить особое внимание качеству бумаги, мне нравится работать с хорошей бумагой! Хорошая и плохая бумага это как два автомобиля, один Мерседес, а второй Запорожец, на чём вам «ехать» выбирайте сами:) Для начального творчества и несложных игрушек из бумаги лучше всего использовать обыкновенную бумагу, для печати на принтере, формата А4 типа «Снегурочка», она имеет хорошие качества и является самой белоснежной по отношению к другим маркам. Плотность такой бумаги должна быть 80 г/м.

Более сложные модели и игрушки клеят из плотной бумаги или картона. Сегодня картон стали выпускать очень плохого качества и найти хорошие листы очень сложно. Набор картона бывает цветным и белым, из какого картона вы будете клеить модели, выбирайте сами.

Если вам по душе плотная бумага, то я советую приобретать плотную бумагу для черчения. Обратите внимание, чтобы листы в наборе не были скреплены по краю липким клеем, лучше всего, когда листы просто сложены без склейки. Плотность бумаги для черчения может сильно отличаться в разных наборах, поэтому при выборе сравнивайте листы из разных наборов и покупайте самую белую и плотную бумагу.

Если вам нужна супер белая и плотная бумага, то к вашим услугам широкий выбор фотобумаги. На такой бумаге можно распечатывать цветные развёртки. Из листов фотобумаги получаются самые красивые и красочные модели. Для работы выбирайте фотобумагу плотностью от 200 г/м и более, бывает фотобумага почти как плотный картон. В зависимости от будущей бумажной модели можно купить фотобумагу одностороннюю или для двухсторонней печати - это очень удобно!

Для склеивания обычной бумаги годится канцелярский (силикатный) клей, но я всё же советую пользоваться клеем ПВА, в чём разница вы поймёте, когда попробуете клеить и тем и другим. Фотобумагу склеить клеем ПВА возможно получится, но лучше использовать клей Момент. Помните, в продаже бывают разные клеи и дешёвый не значит качественный, поэтому я и привожу вам фотографии того, чем пользуюсь сам.

Намазывать клей можно кисточкой или выдавливать из тюбика прямо на бумажную деталь и размазывать полоской плотной бумаги (используйте обрезки). Если клеите Моментом, то проветривайте помещение, так как клей очень токсичен!

Работа с бумагой. Для бумажного моделирования не нужно много знаний и инструментов.

Основные инструменты: карандаш, нож, стёрка, линейка, циркуль, ножницы.

Карандаш обязательно деревянный, средней твёрдости (буквенное обозначение на карандаше: ТМ, T, F), даже с разной маркировкой карандаши могут не соответствовать качеству, выбирайте внимательно. Нож для заточки карандашей не должен быть слишком длинным!

Помните о том, что порезаться тупым ножом проще, чем острым!

Стёрка обязательно большая и мягкая, чтобы не размазывала карандаш, а стирала его!

Линейка желательно металлическая от 30 до 50 см. Пластмассовые линейки даже новые вообще практически все не имеют ровной линии. Циркуль должен быть жёстким, без шатающихся частей, грифель или карандаш не должны сдвигаться иначе «грошь цена» такому циркулю!

Ножницы могут быть разных размеров, главное, чтобы они не ходили туго и удобно лежали в руке.

Самое сложное в бумажном моделировании это начертить развёртки модели, и без знаний черчения это будет сложно сделать. Если вы не любите самостоятельно разрабатывать модели, то можно взять уже готовые развёртки.

Я расскажу о распространённом приёме качественного сгибания бумаги, чтобы линия сгиба получалась ровной и острой. Для примера я взял два прямоугольника, один я согнул руками без применения каких-либо инструментов, линия получилась просто отвратительная, согнуть таким способом бумагу по прямой начерченной линии очень сложно. Второй прямоугольник я буду гнуть по линии, сделанной иголкой от циркуля под металлическую линейку. Такие действия многие советуют делать отработавшей шариковой ручкой, но найти пустой стержень трудно и линию ручкой вы всё равно не сделаете достаточно качественной, именно поэтому я советую использовать циркуль. Внимание, иголкой можно прорезать бумагу, лучше, если иголка будет затупленной, когда будете проводить линию, нагибайте циркуль в направлении движения почти положив его набок.

Посмотрите на результат, сгиб слева получился ужасным, а сгиб справа очень аккуратным. Попробуйте сами проделать этот эксперимент, вы убедитесь сами в моих словах.

Работа с карандашом. Уделите этому не меньше внимания, чем всему остальному, ведь именно от качества заточки карандаша зависит итоговая работа. Сойдутся у вас при склейке детали или нет, зависит именно от карандаша!

Заточите карандаш остро, чтобы он рисовал тонкую, чёткую линию. Суть даже не в качестве и красоте заточки «деревяшки», а в остроте грифеля. Научитесь точить карандаши ножом или лезвием, а вот про точилку забудьте навсегда!

Будьте осторожны с режущими инструментами!

Теперь поговорим о вырезании. Для резки бумаги нужны острые ножницы! Не стоит точить ножницы путём резки наждачной бумаги , ножницы заточатся, но при этом вы поцарапаете их внутренние боковые грани, они станут резать неаккуратно, будут рвать бумагу. Лучше попросите помощи у кого-нибудь умеющего точить ножницы!

Сложным элементом для вырезания является самый обыкновенный круг. Дети без навыков вырезают вместо круга многогранник, нужно показать и научить их делать это правильно! Для начала нужно вырезать деталь вокруг линии на расстоянии 2-5 мм., чтобы ничего больше не мешало, потом уже вырезать по чистовой линии.

Вырезанный круг не должен иметь никаких углов, только чистая ровная линия!

Нередко приходится вырезать сложные детали с маленькими треугольниками для приклеивания (см. фото). Перед вырезанием такой детали нужно сначала пройтись циркулем по всем местам сгиба, они начерчены штриховой линией. Далее ножницами срезаем лишнюю бумагу по верхушкам треугольников.

В любом направлении сделайте надрезы по одной из сторон треугольника до линии сгиба.

Затем уже с обратной стороны треугольника сделайте второй надрез до того момента пока обрезок бумаги сам не отпадёт, не нужно его из уголка вырывать руками! У вас получится аккуратная деталь, а уголки легко загнуться благодаря заранее проведённой линии иголкой циркуля.

Чтобы нарезать полоски длинные или короткие и сэкономить время, воспользуйтесь металлической линейкой и острым ножом или лезвием. Резать нужно на листе пластика или стекла, чтобы не испортить стол! Крепко прижимайте линейку, иначе она может сдвинуться, вы испортите бумагу.

Часто чтобы склеить цилиндр, например колесо автомобиля, нужно клеить бумагу по окружности, чтобы бумага не сопротивлялась её можно согнуть ножницами или об край стола. Для этого возьмите сложенные ножницы в правую руку, в кулак, приложите сверху полоску бумаги и прижмите большим пальцем правой руки, теперь левой рукой потяните за полоску бумаги, чтобы полоска тёрлась о край ножниц. Тоже можно сделать протянув полоску о край стола.

На этом я заканчиваю знакомство с основами бумажного моделирования, если что-то и не рассказал вам в этой статье, так расскажу в других или вы сами научитесь этому в процессе работы. А я желаю вам творческих успехов и с удовольствием посмотрю на ваши бумажные модели!

Для окрашивания опилок берется синька ультрамарин, разводится в горячей воде, куда и погру­жается древесная пудра, окрашивающаяся на глазах до степени нужного колера. Вынутая из краски, она отжимается и кладет­ся тонким слоем на противень для сушки.

Древесную пудру можно применять для покрытия макетов вместо краски, но для этого она заготовляется самых разнооб­разных цветов, высушивается и складывается в банки. Лучшая краска для этого - анилиновая, продаваемая пакетиками для окраски хлопчатобумажных тканей. Пудра накладывается тон­ким слоем на горячий столярный клей и придавливается. Избы­ток ее, по высыхании, ссыпается в банку и хранится для сле­дующих работ.

Снеговая поверхность делается так: нужная часть смазы­вается клеем и обсыпается бурою с примесью борной кислоты для придания блеска. Можно также поверхность сделать из ваты (гигроскопической), которая расстилается ров­ным и тонким слоем поверх белой бумаги. Вата сверху посы­пается борной кислотой.
Когда склеенные части высохнут, они покрываются шпаклев­кой, приготовленной из мела (зубного порошка) и клея. В за­висимости от окраски, которую должен иметь грунт, к мелу прибавляют различную краску. Шпаклевка накладывается тон­ким слоем, а в тех местах, где требуется, она принимает формы необходимых выпуклостей, рельефа, выступов, берегов и т. п.

Покрытие шпаклевкой имеет целью скрепить макет, выров­нять неровности или создать их, сделать его плотным и моно­литным. В шпаклевку при ее накладке могут быть вкраплены камешки, корешки, имитирующие тот или другой предмет.

Задний фон макета можно окрасить коричневой краской или осыпать древесной пудрой по клею, или же оклеить темной бумагой. Весь макет после отделки, пока он сырой, посыпать бриллиантовыми насыпями, от чего он оживает, особенно при вечернем свете.

Надписи делаются на чертежной бумаге тушью и помещают­ся под стекло, как этикетки, и макет готов.
Обратимся к изготовлению некоторых деталей макетов.

Лес и кустики условно изображают зеленые лиственные мхи. Они собираются заранее. Нужно выбирать самые зеленые, яркие и не очень сочные, высушивать их на сквозняке, но не на солн­це. Из мхов связываются очень плотные букетики, которые и вставляются в отверстия, сделанные в макете шилом.

Макет травы

Травянистую поверхность на моделях можно также изобра­зить мхом. Поверхность оклеивается матовой зеленой бумагой или красится зеленой краской. Зеленый фон смазывается клеем и обсыпается мелко настриженным мхом. Можно мох заменить окрашенными в зеленый цвет мелкими древесными опилками. Если надо представить часть растительности в естественном виде, то приходится брать настоящие растения или части их, засушенные в песке.

Неровности поверхности, ямки, мелкие повышения и т. д. сделать так: смочить в жидком столярном клее нужной величи­ны комок тонкой бумаги и наклеить на поверхность подставки. Намочить еще кусок цветной бумаги в клее. Когда она станет мягкой, наложить на комок и примять вокруг комка края к поверхности подставки. Обмазать сделанные неровности клеем и обсыпать стриженым мхом или землею.

Имитация поверхности земли. Проще всего устроить ровную поверхность почвы. Достаточно смазать кусок картона и обсы­пать землей или песком. Картон необходимо окрасить в тот цвет, какой имеет приготовляемая почва.

«Земля» делается так. Возьмите тонкий картон и черную ма­товую бумагу. Вырежьте кусок картона нужной величины, оклейте его матовой черной бумагой, обратную сторону картон­ки надо сейчас же оклеить бумагой, иначе он покоробится. За отсутствием бумаги картон можно с полным успехом покрасить сажей на клее. На черную сторону картонки нанести столярный клей, ровным слоем густо засыпать землей, дать полчаса посох­нуть и только потом стряхнуть лишнюю землю.

Сухая земля имеет не черный, а серый цвет и потому, чтобы она осталась черной, ее надо окрасить. Это делается до наклей­ки. Возьмите черной минеральной краски, разведите на блюдеч­ке и насыпьте в него земли. Пропитавшуюся краской землю высушите на солнце или в духовой печке.

Точно такими же приёмами делается и песчаная поверх­ность, надо лишь вместо черной бумаги взять желтую, лучше всего обыкновенную оберточную. Изредка приходится окраши­вать фон акварельной краской, если приготовляемая «порода» имеет оттенок другого цвета.

Для песчаных ландшафтов заготовляют искусственный песок. Он составляется из 20% натурального песка и 80% охры. Смесь тщательно перемешивается.

Из натуральных камешков лучше всего употреблять камеш­ки, добытые из ручейка, а также мелкий гравий. Для того чтобы прикрепить к картону камешки, палочки или какие-либо предметы, они смазываются очень густым столярным клеем и опускаются на предназначенные им места. При варке лея для крепости прибавляют немного сахарного песка.

Макет ручья

Ручеек оформляется красками, а ложе его засыпается по специально наложенной замазке синего цвета порошком голубой насыпи, которая издает блеск, а берег - землей и камешками.

Животные для оживления ландшафта могут быть выпилены из фанеры, раскрашены и прикреплены в соответствующих ме­стах макета. Также и растения переднего плана. Камни надо приготовить из бумажной массы, а затем раскрасить. Можно для этой цели использовать и соответствующие рисунки, вырезав и наклеив их на картон, а затем прикрепить на макете.

Высокие склоны и обрывы. Из картона сгибается и склеи­вается коробка нужной величины. Дном кверху она наклеивает­ся на кусок картона. Это будет остов горы. Со всех или некото­рых сторон можно наклеить лист плотной бумаги так, чтобы одним краем он был прикреплен к краю дна коробки, а другим к картону, получится склон желаемой крутизны. Бумага берет­ся соответственного цвета в зависимости от того, будет ли это склон земляной, песчаный или травянистый. Когда модель будет закончена, склон этот мажется клеем и обсыпается песком, зем­лею или стриженым мхом.

Для обрыва берется тонкая оберточная серая бумага. От­режьте нужный кусок, намочите ее в жидком столярном клее и наложите так же, как и «склон», но, конечно, спустите гораздо круче. Клей скоро подсохнет, и вы легко можете собрать бумагу в любые складки и сборки. Когда клей засохнет и бумага зат­вердеет, обмажьте еще раз клеем и, держа «обрывом» кверху, осыпьте песком. Тогда сборки и складки будут напоминать рыт­вины, промытые водой на склоне оврага. Можно обсыпать «обрыв» не только песком. Набрав разноцветных глин, насыпьте их на клей горизонтальными полосами и изобразите наглядно слоистость земной коры.

Такие модели гор, обрывов, берегов и даже оврагов можно легко делать с натуры, если иметь рисунки и карты данной местности.

Если вы собираете коллекцию горных пород из какого-нибудь обрыва, то точная, с соблюдением пропорции модель обрыва, сделанная (обсыпанная по клею) из подлинных, взятых на ме­сте материалов, чрезвычайно поднимет ценность вашей коллек­ции.

Постройка моделей жилищ или селений развивает у учащихся находчивость и творческую ини­циативу. А изготовленные такие модели послужат ценными по­собиями для географического кабинета. Для руководства можно использовать картины, рисунки и т. д., а также описания в журналах и книгах. Для примера при­ведем описание одного макета.

Перед входом в пещеру у костра сидит человек. Все обитатели пещеры ушли на охоту. Оставшийся должен охранять жилище и поддерживать «вечный огонь».

Хорошо выполненный макет пещеры первобытного человека поможет вам представить себе жизнь наших древних предков. Размер подмакетника - 40 X 40 см. Высота задней стенки 40 см. Вылепите из глины мо­дель горы с пещерой. Обклей­те модель слоями бумаги. Бу­магу предварительно нарвите кусками 150×150 мм. У вас получится слепок горы из па­пье-маше. Пришейте гору к подмакетнику и к задней стен­ке макета.

Площадку вокруг горы засыпьте землей и зеле­ными опилками. Гору окрасьте так, чтобы составилось впечат­ление, будто она каменная. Звериные шкуры хорошо по­лучаются из кусочков старого мохнатого полотенца. Рас­красьте «шкуры» и приклейте их внутри пещеры. В пещере лежат каменные орудия. Каменные части топора и копья вылепите из пластилина или другого мате­риала. Костер сделайте из папиросной бумаги, окрашенной в красный и желтый цвет. Для фигуры первобытного человека сделайте каркас из мягкой тонкой проволоки, затем нанесите на него пластилин. Оденьте человека в кусок звериной шкуры.

Макет дома и его архитектурная модель - чем они отличаются? Первый можно сделать из доступных материалов: бумаги, картона или дерева. Он необязательно должен повторять формы какого-то определенного строения. Архитектура постройки может быть какой угодно, лишь бы результат вашего творчества понравился и вам, и окружающим.

Архитектурная модель - это точная копия какого-либо здания с повторением всех основных и второстепенных признаков. Она строится из дорогих материалов, и ее создание может занять несколько месяцев упорного труда. Поэтому мы предлагаем для начала построить макет дома из подручных материалов. Не знаете как? В этой статье вы найдете рекомендации и подробные инструкции о том, как сделать макет картона и дерева.

Миниатюрный дом из бумаги

Макет дома из бумаги, схема которого прилагается в данной статье, является несложной постройкой, хотя работа по его созданию может стать интересным творческим процессом, требующим внимания и усидчивости. Бумага понадобится плотная, газетная или упаковочная не подойдет.

Лучше взять стандартный лист 29х21 см. В случае если контуры вашего будущего дома не вмещаются в размер листа, можно склеить два по методу "стык в стык" с наложением полоски шириной в 2 сантиметра. После того как заготовка нужного размера получена, необходимо сделать разметку. Мы предлагаем построить макет дома из бумаги, который будет прямоугольный в плане, двухэтажный, с тремя дверями, окнами и

Чертеж

В первую очередь рекомендуем скопировать нашу схему, которую вы видите на фотографии, для того чтобы обозначить размеры будущей постройки. Затем нужно решить, какая у макета будет длина и ширина. Напишите эти цифры на схеме. Далее определите высоту первого и второго этажей, а также крыши. Теперь можно перенести полученный чертеж на лист-основу с помощью линейки и карандаша, отмерив все параметры будущего дома. На следующем этапе необходимо начертить окна и двери. Их расположение можно изменять как угодно, полагаясь на свой вкус. Макет дома из бумаги позволяет вносить конструктивные изменения на любой стадии постройки.

Сборка макета

На следующем этапе необходимо прочертить все "крылышки", которые вы видите на схеме. Они будут играть роль монтажных кронштейнов при сборке макета, поддерживать крышу и соединять стены. Далее следует самая ответственная часть работы, требующая аккуратности и внимания. Пройдите по всем линиям чертежа шариковой ручкой по линейке и с нажимом. Это делается для того, чтобы можно было сгибать бумагу в нужном месте.

Макет дома из бумаги требует точных линий сгиба. После того как прочерчены все границы, можно вырезать ножницами окна и двери, а также "крылышки". Следующий ответственый момент: необходимо правильно согнуть всю конструкцию и склеить ее в нужных местах. Для этого рекомендуем клей ПВА. Когда макет высохнет, можно приступать к раскраске.

Макет дома из картона

Такие постройки выполняют не только из бумаги. Макет дома своими руками можно сделать также из картона, материала достаточно прочного для того, чтобы строение выглядело "по-настоящему", с открывающимися дверями, окнами, полами и потолком, внутренним убранством и даже обитателями, сидящими внутри на миниатюрных диванчиках и стульях.

Все зависит от того, насколько "строитель" заинтересован в конечном результате. Он может построить любой макет дома своими руками. Однако его выполнение - это сложный творческий процесс, требующий аккуратности и усидчивости. Инструмент понадобится обычный: ножницы, канцелярский выдвижной нож, шило, линейка (лучше металлическая) и клей ПВА.

Гофра как основной материал

Картон для изготовления макета лучше взять двух типов: гладкий и гофрированный трехслойный. Второй пойдет на пол и потолок, а первый - на изготовление уголка для соединения отдельных частей конструкции, мелких деталей наружного и внутреннего оформления. Макет дома из картона нуждается в основе. Это может быть пластина, склеенная из двух слоев гофры или вырезанная из фанеры. Основа или подошва макета расчерчивается по размерам будущего дома и может быть заставлена декоративными миниатюрными цветочными клумбами, садовыми вазами, скамеечками.

Далее необходимо начертить на основании схему расположения стен, крыльца и пристроек. После этого можно приступать к изготовлению главных деталей: стен с вырезанными дверными и оконными проемами, потолка и пола второго этажа (если Для сборки конструкции необходимо заготовить уголки из тонкого гладкого картона. Чем длиннее будет уголок, тем прочнее соединение. Оптимально длина его должна быть не менее 70% длины соединения. Ширина картонного уголка - 1,5-2,0 см.

Макет дома из дерева

Макет дома своими руками из дерева можно изготовить только при участии взрослых, так как работа связана с деревообрабатывающими станками для домашнего пользования. Они достаточно опасны, если нет рабочих навыков. Ручной инструмент для обработки древесины также требует осторожности при работе с ним. Лезвия ножей, рубанков, пилочек и штихелей имеют остро заточенные режущие кромки.

Заготовки

Макеты деревянных домов своими руками требуют аккуратности в процессе работы. Их создание - это увлекательное творческое занятие, в процессе которого мастер может проявить сообразительность и смекалку. Сначала необходимо сделать чертеж будущего дома. Затем изготовить основание для макета. После этого можно приступить к созданию деталей.

Стены и полы лучше делать из тонких дощечек шириной 1,5-2,0 сантиметра и толщиной 5,0-7,0 мм. Заготовки располагаются на ровной поверхности вплотную друг к другу и скрепляются такими же рейками, которые накладываются перпендикулярно сверху и прижимаются каким-либо грузом. Предварительно все детали промазываются клеем ПВА. После того как изготовленный блок просохнет, его можно подгонять по чертежу и стыковать с другими деталями.

Отделка

Собранный макет необходимо зашкурить и прошлифовать. Это делается вручную стеклошкуркой марки 25-Н на тканевой основе. Затем поверхности шлифуются вчистую шкуркой марки 8-Н до полной гладкости. После обработки макет можно раскрашивать, устанавливать двери, вставлять окна и производить отделочные работы.

Макет дома, своими руками созданный, как правило, имеет съемную крышу. Это нужно для того, чтобы был свободный доступ к внутренним помещениям, так как в миниатюрном здании придется устанавливать игрушечную мебель и другие предметы внутреннего убранства. Поверхность стен оклеивается "обоями", т. е. раскрашенными полосками бумаги. Пол необходимо покрасить в коричневый цвет или застелить его линолеумом - его можно изготовить из клеенки.

Как отмечалось выше, основными материалами для макетирования являются картон и бумага «Ватман». Эти материалы удобны и легки в ручной обработке, обладают достаточной жесткостью, пластичностью, что дает возможность в той или иной форме воплотить творческие идеи автора. Если для макетирования используется рулонный «Ватман», то его необходимо натянуть перед работой на подрамник, так как при скручивании он не представляет ровной поверхности. Бумага «Ватман» позволяет выполнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование. Она хорошо режется и клеится, на белой бумаге хорошо видны светотеневые градации. Бумага для макетов должна быть идеально ровной, листы должны храниться в горизонтальном положении, желательно под прессом. Для определения направления волокон листа следует отрезать две узкие полоски произвольной длины ─ одну по вертикальному краю, другую по горизонтальному. С помощью спицы или карандаша нужно скрутить обе полоски в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной (по направлению волокон), а другая покрыта мелкими трещинками и надломами. Бумага применяется в основном чертежная (ватман), белая, плотная.

Существуют основные приемы придания бумаге конфигураций, которые в дальнейшем будут применяться.

1. Чтобы склеить любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через цилиндрический предмет (карандаш, спицу) (рис. 32).

2. Для того чтобы сделать цилиндр, конус или другое тело вращения, нужно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной 3─5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца (рис. 33). Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке (рис. 34). Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета. Этот способ придает материалу дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.

3. Если необходимо создать структуру или жесткий пространственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм можно использовать П-образные или Г-образные в сечении элементы, так как они обладают геометрически предельной жесткостью.

Рис. 32. Криволинейная поверхность

4. Для того чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше (рис.34).


Рис. 33. Тело вращения

Рис. 34. Ребра, грани сгибов бумаги

При изготовлении сложных объемных форм появляется необходимость стадии эскизной развертки формы: склеивают. На нем проверяют характер членений, пропорции, правильность самой развертки. Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней. Чтобы правильно вычертить развертку, надо развернуть эскизный макет в плоскость. При построении бумажных макетов сложных объемных форм рекомендуется действовать следующим образом:

1. Изготовьте чертежи граней. Можно использовать приведенные ниже чертежи, увеличив их до нужного масштаба. Будьте очень аккуратны, от точности чертежа зависит, насколько точно подойдут детали.

2. Изготовьте по чертежу трафарет. Для этого наложите чертеж на лист плотного картона и проколите оба листа в вершинах многоугольника иглой или тонким шилом. Острым карандашом соедините по линейке полученные проколы. Аккуратно вырежьте ножом или ножницами трафарет, отступив от карандашной линии примерно на 0,5 см.

3. Выберите материал, из которого вы будете изготавливать макет. Для макетов среднего размера неплохо подходит плотная чертежная бумага. Хорошо также использовать тонкий глянцевый картон. Если же вы делаете большой макет, нужно выбирать более плотный материал, чтобы он не разрушился от собственного веса. Если вы делаете цветной макет, надо использовать цветной материал или самостоятельно окрасить его до того, как вы сделаете заготовки.

4. По трафарету изготовьте требуемое число заготовок. Для изготовления заготовки положите трафарет на лист материала, выбранного вами для модели, и сделайте проколы в вершинах многоугольника. Теперь острым предметом ─ иглой или шилом ─ нанесите между проколами границы и линии сгибов. Если вы используете достаточно толстый картон, вместо иглы можно воспользоваться очень острым ножом, аккуратно надрезав картон на треть толщины.

5. Вырежьте детали, оставляя поля-наклейки, которыми части будут соединены, размером от 0,3 до 0,5 см. Есть несколько технологий соединения деталей (о них сказано ниже); оставляйте те наклейки, которые требуются при выбранной вами технологии. Срежьте уголки заготовок так, чтобы разрез прошел точно через прокол.

6. Аккуратно согните заготовки по проведенным вами линиям. Если сгиб очень длинный (более 8 см) то, чтобы не помять заготовку, воспользуйтесь линейкой, прижав ею заготовку по линии сгиба.

7. Этот этап можно пропустить, но если вы делаете одноцветный макет, с такой обработкой он значительно выиграет. Отогнув наклейки, аккуратно окрасьте черной тушью ребра будущей модели. Чтобы не испачкать заготовки, окрашивайте ребра по одному, не приступая к следующему, пока не высохло предыдущее. Очень удобно работать «конвейерным» способом, делая одновременно много одинаковых заготовок ─ вы окрашиваете у каждой заготовки по одному ребру, и, когда вы обработаете последнюю деталь, первая уже полностью высохнет.

8. Если макет имеет очень острые многогранные углы, дополнительно подрежьте уголки наклеек. Это не стоит делать преждевременно, иначе будет тяжело аккуратно отогнуть наклейки. Постарайтесь оставлять для склейки как можно больше места. Срезайте ровно столько, чтобы наклейки не мешали граням и друг другу вблизи вершин многогранника.

9. Когда все детали готовы, можно приступать к склейке макета.

Примеры разверток бумажных сложных форм изображены на