Курсовая работа Фоторепортаж.Методика работы. Что нужно делать? Сюжеты для репортажа

«Я нахожу сюжеты в шестидесяти ярдах от своей двери»

Друзья, последуем правилу Козьмы Пруткова: «Зри в корень!». Корневая часть слова «фоторепортаж» - reportage - в переводе с французского означает «информировать», «извещать».

Как метод съемки и самостоятельный жанр фотографии, фоторепортаж начал развиваться в сфере журналистики в Европейских странах в первой половине прошлого века. Одним из первопроходцев на этом пути был Эрих Соломон, юрист, владевший многими языками. Он делал закулисные съемки известных международных политических деятелей на конференции Лиги Наций в конце 20х годов. Фотографы газет и журналов с тех пор подхватили его манеру снимать по ходу события, не дожидаясь позирования. Сегодня фоторепортаж перестал быть уделом только профессиональных фоторепортеров. Если у тебя в руках легкая и простая в обращении цифровая камера, ты имеешь опыт фотографирования и оказался в центре события – не исключено, ты сможешь сделать хорошие фотографии и разместить в интернете. Известны случаи, когда любительские кадры, опубликованные в интернете, становились сенсацией. Связный рассказ в нескольких фотографиях о событии - это и есть фоторепортаж. Его отличает правдивость, объективность, повествовательность, он дает зрителю представление о сути
события и его развитии в конкретном историческом отрезке времени. О событии рассказывают сами фотографии и короткая подпись к ним. Применение репортажного метода означает проведение съемки без вмешательства в естественное течение ситуации, а подразумевает мягкое незаметное сопровождение. В итоге можно получить не только информационно-значимый фотоотчет о событии, серию фотографий, имеющих исторически-документальную значимость, но и увлекательную фотоисторию, которая может иметь самостоятельную художественную ценность.

Фоторепортаж и фотоистория. Виды репортажной съемки

По существу особой разницы между понятиями фоторепортаж и фотоистория нет. Их объединяет репортажный метод съемки. На Западе, например, любая серия фотографий, представленная в СМИ или на выставке, именуется «photostory». Можно ли назвать серию фотографий из вашей поездки в деревню к бабушке или на конференцию в Лондон фоторепортажем? Можно, если героев своей съемки вы не выстраивали перед камерой, не заставляли их позировать, а незаметно фиксировали моменты их бытия. Репортажная съемка - альтернатива постановочной, в которой фотограф управляет героями и выстраивает их перед камерой, как режиссер. Допустимы ли элементы постановки в репортажной съемке? Здесь нет единой установки, теоретики и практики расходятся во мнениях. Но мы поговорим об этом на следующих уроках. А пока приведу слова моего коллеги, прекрасного фотожурналиста и литератора, Геннадия Михеева: «В
фоторепортаже - как в любви и на войне - все средства хороши. Кроме тех, которые нарушают Закон».

Условно принято в нашей российской фотографии выделять два вида репортажной съемки – событийную и тематическую (повседневную, повествовательную). В журналистике первый вид съемки и составляет суть фоторепортажа в узком понимании этого слова, а второй называется фотоочерком.Событийный фоторепортаж - это новость, сообщение об общественно значимом событии, мероприятии, празднике, фестивале, визите какой-либо выдающейся личности, делегации, происшествии, чрезвычайной ситуации и т.д. В этом виде фоторепортажа
особенно важна информационная, документальная сущность фотографии. При событийной съемке фотограф скован временными рамками - в короткий промежуток времени он должен успеть сфотографировать главные, яркие моменты события, в считанные секунды найти точку съемки, план, ракурс. Такая съемка требует автоматизированных навыков, хорошей реакции и интуиции, способности предвосхищать события, предвидеть «ключевой кадр».

Примеры событийного фоторепортажа

Михаил Рогозин. Землетрясение в Армении. Декабрь

Также в качестве примеров событийного репортажа можно рассматривать всю серию фотографий, размещенную в разделе Примеры.

Сколько снимков может включать репортаж? Количество снимков зависит как от характера события и задач съемки, так и от мастерства фотографа. Событийныйфоторепортаж может состоять всего из одной-двух карточек либо расшириться до десятков фотографий (для формата журнального разворота или интернета).

Тематический репортаж – уводит нас в гущу повседневной жизни. В будничной жизни фотограф находит интересные островки, ситуации и рассказывает о них языком фотографии. Это фоторассказ об отдельном человеке или людях, их взаимоотношениях, деле, отдыхе, увлечениях. Тематика фотоисторий разнообразна и охватывает все сферы мира человека - от родильного дома и клубного рок-концерта до производства ракетных двигателей и жизни церковного прихода.

Пример тематического фоторепортажа

Михаил Рогозин. Парижский дом моды Lanvin — первая империя моды.

В отличие от событийного репортажа, работа над фотоисторией может продолжаться длительное время. Фотограф имеет возможность прерывать работу, а затем снова возвращаться к съемке, постепенно накапливая материал по теме. Цель тематического фоторепортажа, как и событийного, - точно отразить действительность. В фотоистории мы располагаем большей свободой и временем для изучения своих героев, проникновения в их психологию. У нас широкие возможности для реализации специфических фотографических приемов. В силу этого снимок имеет больше шансов стать художественным произведением, нести в себе элементы обобщения.

Тематическая фотосъемка дает простор творческим силам фотографа, если для последнего репортаж не просто ремесло, а искусство. Выдающийся фотомастер XX века Анри Картье-Брессон, считающийся среди фотографов королем фоторепортажа, писал: «Для меня фотография – это искусство в какую-то долю секунды проникнуть в самую сутьявления и одновременно передать ее в такой художественной форме, которая бы зрительно точно и ярко воспроизводила эту суть». По содержанию можно выделить еще два вида фотоисторий. К первым относятся истории со спокойным, ровным развитием события, отношений-переживаний героев. Второй вид - проблемный, конфликтный репортаж. Это ситуации, где прослеживается драма, противостояние, накал страстей, противоборство, интрига.

Михаил Рогозин. Дороги Чечни. Январь 1995

Михаил Рогозин. Молодые солдаты в вертолете Ми-26 на подлете к Грозному. Июнь 1995

Михаил Рогозин. Каска погибшего командира. Чечня, июнь 1995

Михаил Рогозин. Грозный, на улице Мира. Август 1996

Где сегодня в повседневной жизни используется фоторепортаж? Практически везде. Репортажный метод съемки стал популярен в свадебной фотографии, широко используется при создании слайд-шоу для конференций, презентаций. Он стал незаменим в путешествиях и поездках, на вечеринках, в клубной жизни, запечатлевает жизнь наших близких и детей в домашних альбомах. Условимся, чтобы не было путаницы понятий, следовать отечественным традициям. В наших уроках слово фоторепортаж будем употреблять в двух значениях: как метод репортажной съемки и как событийный репортаж. Тематический репортаж будем называть фотоисторией.

Творческие основы фоторепортажа. Развиваем наблюдательность Репортажный метод, отточенный профессиональными фотографами на протяжении прошлого столетия, имеет свои секреты. Прежде всего, хороший фоторепортаж – это плод творческой работы. Серия из нескольких фотографий может вызвать сильное чувство,размышление, дать новый взгляд на жизнь. В наши дни проводится большое количество конкурсов репортажной фотографии, что само по себе говорит об актуальности и востребованности этого направления, не побоюсь сказать, фотоискусства. Разумеется, как замечено выше, даже новичок по воле случая может сделать удачный репортажный снимок. И даже продать его, ведь фоторепортаж сегодня востребован, он существует в сфере рыночных отношений. Без совершенствования, без знаний хитростей репортажа и изобразительных средств создавать качественный впечатляющий фоторепортаж с завидной регулярностью невозможно. «Ходжа Насреддин в фотографии» Геннадий Михеев поучает: «Ты …можешь затеряться в толпе, раствориться в бытии. Не возбраняется и постановка, и красивые «мизансцены». Можно снимать исподтишка, в лоб, снизу, сверху… Окликать людей, просить повторить движение. Но если у тебя в итоге выйдет г…., не сваливай
вину ни на кого, кроме себя.» Самокритичность - вещь полезная. Она направляет сознание к вопросам: «Что можно улучшить? Чему надо учиться? Что я еще не умею?».

Основу фотографического творчества в репортаже составляет наблюдательность и умение мыслить сюжетами. Фотоистория начинается, как только вы замечаете необычное в обычном, видите происшествие, трагизм или комизм действия, смену настроения людей, игру света и тени, ритма, красоту пейзажа… Поэтому, мой первый совет - наблюдайте! Посейте и
взращивайте в себе идею, высказанную еще К. Гельвецием: «Гений – есть непрерывное внимание». Вооружитесь фотоаппаратом и ищите интересный кадр, сюжет, тему, где бы вы ни были. Окружающий мир наполнен ими. Нет скучных тем, есть наш скучающий взгляд. Сам процесс поиска-наблюдения похож на игру, охоту, разведку. Он сулит радость открытий. Увидеть кадр и поймать его - настоящее чудо! Удовольствие можно получить, работая над «скучной темой». Над тем, что вас окружает в повседневной жизни - семья, друзья, учеба, работа, отдых, увлечение и проч. За интересной темой, кадром не обязательно уезжать на край света. Знаменитый фотограф Альфред Стиглиц делится своим секретом: «Я нахожу сюжеты в шестидесяти ярдах то своей двери». Научитесь и вы находить сюжеты рядом. Это второй совет. Мыслим сюжетами. Умение мыслить сюжетами – другая особенность творческого процесса. Что я понимаю
под этим? Цель фоторепортажа - показать событие в развитии, действии, а героя - в смене его эмоционального состояния. Важно также отразить дух, атмосферу происходящего. Однако «…элементы, рождающие искру смысла, рассеяны в пространстве» (Анри Картье-Брессон). В фоторепортаже эти «рассеянные» элементы соединяются в связный рассказ. Каждая фотография из серии представляет собой самостоятельный сюжет, раскрывающий зрителю фазу события (начало, кульминация, завершение), основные сцены взаимодействия его участников. Фоторепортаж может подаваться зрителю хронологически последовательно, как в замедленном кино в виде визуального ряда с остановкой на важных моментах, каждый из которых фотография- сюжет. В другом варианте, серия фотографий раскрывает тему или событие ассоциативным образом, без соблюдения хронологической последовательности. Фотографии-сюжеты дополняют друг друга по смыслу, настроению, художественнымкачествам (подробности построения истории, отбор и редактирование будут изложены позже).

Сюжет в фотографии, таким образом, имеет такой же смысл, как в изобразительном искусстве. Сюжет (от французского sujet - предмет) - это предмет изображения. Основным объектом изображения в фоторепортаже является человек и его взаимоотношения с миром. Сюжет раскрывается непосредственно в сценах взаимодействия людей друг с другом, с вещами, природой и т.д. А также мы узнаем о человеке опосредованно: фотограф снимает окружающий человека мир, интерьеры, предметы. Это тоже сюжеты.

На практике, главное содержание истории может быть отражено в одной ключевой фотографии (сюжете), иногда в 2-3-х. Это стержень всей истории. Другие сюжеты иллюстрируют и детализируют событие-историю. Чем больше разнообразных сюжетов (в них новые лица и детали, повороты действия, переживания, состояния, пейзаж), тем богаче и любопытнее история.
Поначалу вам поможет простая схема. В каждой истории или событии есть начало, развитие действия, кульминация и финал. Можно разбить ее на мелкие сюжеты. Тогда сказка про «Красную Шапочку» будет выглядеть так:

1. Красную Шапочку возле дома провожает мать.
2. Девочка идет по лесной тропинке.
3. Встреча с волком.
4. Волк у дома бабушки.
5. Волк набрасывается на бабушку.
6. …
7. …

В завершении урока я советую вам развивать свой вкус, перенимая опыт российских мастеров фотографического сюжета. Очень разнообразные по сюжетам фотоистории у Геннадия Михеева. А Павел Кривцов, на мой взгляд, непревзойденный мастер построения сюжета в одной фотографии. Их работы вы найдете в интернете.

Дополнительная литература по теме урока

1. Эрих Эйнгорн. «Основы фотографии», М., «Искусство», 1989
2. Анри Картье-Брессон. «Решающий момент»
3. Морозов Сергей. «Творческая фотография», М., «Планета», 1985
4. Чудаков Георгий. «Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура», «Советское фото», 1982, No10
5. Михеев Геннадий. «Занимательно о фотографии. Язык фотографии»

Задания к уроку No1 «Фоторепортаж и фотоистория»

Учимся снимать сюжеты в формате фотоистории

Цель задания: научиться снимать сюжеты в формате фотоистории.

Описание задания:

1. Для освоения «сюжетного мышления» и съемки сюжетами, выберите учебную тему (список тем прилагается), над которой вы сможете работать на протяжении последующих уроков. В работе над этой темой мы будем изучать основные приемы и изобразительные средства репортажной съемки.
Тема – это направление для вашего ума. Вы можете ее сузить и конкретизировать.

Например, тему «Семья» свести к «Моя бабушка печет пироги». Или в теме «Дворовые истории» найти свое — «А у нас в гараже…» и т.д.
В выборе тем есть одно исключение! Не рекомендую выбирать съемку своих детей, да и маленьких детей вообще, как основную, сквозную тему уроков. Элемент субъективизма в оценке своих детей будет всегда присутствовать, т.к. свои дети на любой фотографии, любого качества будут хороши и дороги. Качественной репортажной съемки не получится! И еще. Крайне нежелательно высылать в качестве домашнего задания архивные снимки сделанные давно. Снимайте все в реальном времени по прочтении урока! На выходе нашей совместной работы мы должны получить законченную фотоисторию. Тема в процессе работы может поменяться. Главное - тема должна вам нравиться и быть доступной для регулярной работы над ней на протяжении следующих уроков. То есть вам придется по моему заданию что-то переснимать или доснимать.

2. Начните съемку по выбранной теме. Перед съемкой продумайте основные сцены своей истории, разбейте ее на сюжеты, дай им названия. Вам поможет правило, описанное в теоретической части урока («Красная шапочка»). Позаботьтесь, чтобы сюжеты были разнообразны.

3. Вышлите фотографии в количестве до 30 штук. Приложите к фотографиям текст - короткое описание темы. Прошу вас высылать фотографии и текст в одном ZIP- архиве. Напомню, очень важно, чтобы архивов было не более трех. Дополнение: мне бы хотелось также знать ваше имя, возраст, род занятий и какое место в вашей жизни занимает фотография, какие цели вы ставите перед собой.

Темы фотоисторий

1. Творческая мастерская

Творческий процесс в любом коллективе – детском кружке, танцевальной, фольклорной группе, самодеятельной или профессиональной, музыкальной школе, художественном училище, театральной студии и т.д.

Тренировки, турниры, спортивный коллектив (жизнь), рассказ об известном спортсмене, тренере, о спортивном клубе, болельщики и фанаты.

3. Оздоровительные клубы и занятия

Фитнес-клуб, шейпинг, тренажерные залы, йога и т.д.

4. Уличная жизнь

Паркур, граффити, байкеры, скейт и другие молодежные субкультуры. Торговцы, музыканты, художники, толкучки, базары, книжные развалы, птичьи рынки и др.

5. Люди и транспорт. «Жизнь на ходу».

6. Учеба. Студенческая и школьная жизнь.
На учебном семинаре, экзамены-зачеты, общежитие, жизнь класса, развлечения.

7. Увлечения моих друзей.
Охота, рыбалка, коллекционирование, вышивание, фотография и т.д.

8. Духовная жизнь.

Жизнь прихода и прихожан. Рассказ о священнике. Воскресная школа, жизнь духовной семинарии.

Загородная поездка. Выходной день на природе. Посещение музея, выставки, усадьбы, заповедника (для тех, кто живет рядом, кому доступно наблюдение этого процесса). Вечеринка с друзьями.

Фотокорреспондента газеты “Московские новости”, который провел в Бишкеке семинар для журналистов. У кого-то из участников уже был существенный опыт в фотографии, но не для СМИ, у кого-то был опыт только написания текстов, но никак не фотографирования.

Если суммировать, то советы Евгения Гладина таковы: “Фотожурналистика – это прощай вспышка и обработка фотографий”. Даже если вы уже 10 лет снимаете художественное фото, вам нужно понять, в чем суть фотографии для СМИ. Потому что это совсем другая история.

  • Каждый снимок должен быть осмысленным. Думайте, прежде чем фотографировать. Возможно, вам не стоит тратить время на какие-то кадры.
  • В фотографии должна быть глубина, чтобы взгляд устремлялся во внутрь снимка.
  • Источник света – за спиной, не снимать в зените. Есть исключения. Очень редкие.
  • Снимаем только горизонтально. Вертикальная съемка только при большой необходимости.
  • Подходим к объекту как можно ближе.
  • Крупный, средний, дальний план.
  • Вспышку не используем, только когда темно и нужно снять объект, даже если вы снимаете футбол ночью. Если вспышку направить в потолок, она дает рассеянный свет. Или надеть пластиковый стакан на вспышку. Лица у людей, сфотографированных со вспышкой, похожи на блины. А кадр безжизненный и плоский.
  • Играть со светом.
  • Создавать контраст. Не снимать людей в черных костюмах на черном фоне.
  • Обработка допускается – только с контрастом, уровнями и кадрированием. Остальное – самодеятельность и художественное фото. Никак не для СМИ.
  • В формате raw лучше не снимать.
  • Сюжетная линия большинства кадров развивается по диагонали. Пытайтесь прокладывать линии – диагональ из нижнего в верхний угол и наоборот.
  • Выставляем глубину резкости – чтобы не было расплывчато.
  • На снимке должна быть история.
  • Если вы снимаете серию (10-15 кадров), она должна отвечать на следующие вопросы: что произошло, где это произошло (общие планы), кто задействован, кто участник конфликта, например, фотографии всех сторон с митинга.
  • Снимайте, чтобы была перспектива. Кадр “заработает”, если вы присядете или пройдете два-три шага влево и вправо. У фотографии должно быть несколько планов, она должна “считываться” постепенно.
  • Управляйте источниками света, которые попадают в кадр. Источники света должны быть сзади или сбоку, но не за объектом.
  • Снимайте только визуально интересные события. Отчетный концерт Дома культуры никому не интересен, кроме его организаторов. Многим интересно, что находится в кабинете чиновника, потому что мало у кого есть туда доступ, но никого не интересует портрет этого чиновника с ручкой в руках за столом с легкой улыбкой.

На прошедшем в Бишкеке семинаре участники отрабатывали документальный жанр фотоистории . Это – съемки того, что происходит на протяжении какого-то времени. Евгений предложил семинаристам два практических задания: в первый день – принести историю с улицы. Были истории с городских базаров, девушек в хиджабах, молодых людей с биржи труда и другие. Во второй день было задание – продумать и сделать серию о человеке и его профессии или жизни. Вот подборка того, что получилось у участников.

Фотоистория “Другая реальность” о рок-музыканте. Автор фото: Дмитрий Мотинов

Фотоистория “Север на востоке” о бишкекских рэп-исполнителях. Автор фото: Абылай Саралаев

Фотоистория “Один тренировочный день чемпиона Кыргызстана по пауэрлифтингу”. Автор фото: Дина Токбаева

Фотоистория “Прима-балерина Кыргызстана”. Автор фото: Наргиз Чыналиева

Другие фотоработы участников нашего мастер-класса вы можете посмотреть в галерее:

30.09.2016

Знакомое многим слово «репортаж» произошло от французского «reporter» - «переносить», и английского - «report», что буквально означает - «доклад, отчет». Несложно догадаться, что в прямом смысле слова - репортер или журналист - это человек, который «перемещает» новостные события из реального мира в мир бумажный или виртуальный.

А фоторепортаж представляет эти события зрителю не посредством слов и интонаций, а при помощи изображения, зрительного восприятия образов. Иными словами - это рассказ о каком-либо событии в фотографиях.

Фоторепортаж интересен тем, что в нем невозможно срежессировать кадр, он исключает постановочную съемку. Фотограф ловит моменты реальной жизни в вихре событий, должен уметь видеть наиболее удачный ракурс, находится в гуще происходящего. А главной особенностью такой фотографии остается ее документальность. Кроме того, у фотохудожника нет возможности сделать повторный кадр, дубль одного и того же момента.

Фотограф Белый Владимер

Виды репортажной фотографии

В жанре фото-репортажа можно условно выделить два вида, порой тесно взаимосвязанных друг с другом:

  • Событийный;
  • Повседневный.

Первый - событийный репортаж. Это съемка всевозможных событий - премьеры, соревнования, различные форумы, презентации, праздники и т.д.

Второй - повседневный вид репортажа, который отражает события обычной жизни в ее бытовых моментах, привычных многим.

Особенности фоторепортажа

Фоторепортаж может состоять из одного единственного кадра, в котором отражен весь сюжет события, или быть в виде фотоочерка, серии снимков. Не важно, последовательны ли события или происходят хаотичным образом, главное, чтобы они были объединены одной общей темой.

Фото-очерк позволяет фотографу передать более связанное и полное повествование. Чтобы зрителю было удобнее воспринимать и понимать ход событий, материал снимается по простой схеме, похожей на сценарий фильма: начало, развитие, кульминация и финал.

Фотограф Коренев Дмитрий

Съемка в данном жанре не самая простая и не столько потому, что нужно быть все время в тонусе, ловить момент, быть внимательным к деталям происходящего и в целом оценивать ситуацию, выискивая самые удачные места для кадров.

Событийный репортаж, например, - это не только съемка радостных моментов и событий. Событийный репортаж также включает в себя съемку похорон, мест аварий и катастроф, забастовки, а также вооруженные столкновения и даже военные действия. Зачастую помимо тяжелой эмоциональной нагрузки, работа представляет еще и угрозу жизни фотографа.

Однако помимо репортажей из «горячих точек» нашей планеты, фоторепортеры освещают спортивные мероприятия и концерты, публичные выступления и праздники, конференции и выставки. Кроме того, этот жанр часто применяется и для съемки домашних событий: свадьбы, выпускные вечера, детские утренники и дни рождения.

Качественный фотоочерк сохраняет в памяти наиболее значимые события, впечатления, эмоции, настроения и переживания. А перед фотографом стоит задача выхватить и запечатлеть на снимке наиболее яркие моменты, создавая целостную картину происходящего.

Интересные публикации на сайте

Профессионализм фотографа при создании репортажа заключается в том, чтобы показать ситуацию объективно и беспристрастно, сохранить четкую хронологию событий, а также подметить запоминающиеся и характерные детали, которые станут «изюминкой» всей съемки.

Что нужно для съемки фоторепортажа?

С точки зрения технического оснащения каких-либо специальных требований нет. Достаточно иметь фотоаппарат, объектив и, если съемка будет в помещении - вспышку или светосильную оптику (в случаях, когда вспышка будет привлекать нежелательное внимание.) В принципе, камера может быть любой.

Особенность съемки фоторепортажа - отсутствие времени на подготовку: выбор точки съемки, фокусировку, установку экспозиции. Фотографу необходимо «поймать» мгновение, которое уже не повторится. Поэтому желательно, чтобы камера позволяла делать снимки быстро и точно. Лучше всего с эти справится зеркальная камера.

Но, на самом деле, определяющее значение в съемке фоторепортажа имеет опыт и практика, а не технические характеристики оборудования.

Где учиться?

Естественно, ни один фотограф не рождается с умением всегда быть в нужное время в нужном месте. Так что навык съемки фоторепортажей нужно тренировать, причем много и часто. Практиковаться можно, посещая различные культурные мероприятия. Также начинающие фотографы часто тренируются, снимая фотоотчеты из ночных клубов.

Сегодня ночная жизнь кипит почти во всех городах нашей необъятной Родины, поэтому найти площадку для оттачивания профессиональных навыков можно без особого труда. При этом фотограф даже может обойтись без лишних трат: часто руководство клуба специально приглашает фотографов на вечеринки. В обмен на фотографии их пускают на мероприятия бесплатно.

Также для обучения мастерству фоторепортажа подойдут различные спортивные состязания, выставки и мастер-классы, общественные события (митинги, пикеты, собрания). Последние хороши тем, что позволяют запечатлевать сильные эмоции, интересные детали.

Составляющие фоторепортажа

У фоторепортажа есть свои законы жанра, которые необходимо соблюдать.

1. Непредвзятость. Снимки должны объективно и честно отображать события. Личное отношение к тому или иному событию или человеку не должно влиять на подачу материала.

2. Художественная выразительность. Для того, чтобы сделать хороший фоторепортаж, недостаточно просто последовательно снять все, что происходит вокруг. Мастерство фотографа-репортера заключается в том, чтобы показать всю суть события при помощи выразительных деталей. Для этого нужно учиться подмечать незаметные, на первый взгляд, детали и «ловить» живые эмоции участников мероприятия.

3. Повествовательность. Фоторепортаж - это, фактически, законченное произведение искусства, которое даже без каких-либо пояснений должно создавать объективную и полную картину происходящего. Из этого вытекает следующая особенность жанра.

4. Время. Для того, чтобы дать зрителю максимально точное представление о событии, снимки должны располагаться в хронологической последовательности.

Чтобы сделать действительно хороший фоторепортаж, необходимо внимательно следить за происходящим, следить за эмоциями участников или зрителей. Также, если придется снимать какое-либо давно запланированное мероприятие, очень полезно заранее связаться с организаторами и попытаться уточнить его программу. Это позволит лучше ориентироваться на месте, составить примерную концепцию репортажа, выбрать удобное место для съемки.

Как снимать?

Во-первых, в течение всего мероприятия фотоаппарат должен быть наготове. Это позволит быстро реагировать на происходящее, мгновенно делать снимок при возникновении нужного кадра. Если фоторепортер лишен возможности передвигаться непосредственно по месту съемки (демонстрация, парад, спортивное шествие и т.д.), необходимо произвести настройку резкости по тому месту, где люди непременно должны пройти. При этом скорость затвора устанавливается с учетом скорости передвижения людей.

Масштабные шествия лучше всего снимать с высоких точек (3-4 этаж). При этом желательно выбирать освещение сбоку, а кадр строить не прямо, а слегка по диагонали.

Публичные выступления, конференции и заседания лучше снимать с высоты примерно в 2-3 метра, а, возможно, и выше. Во время перерывов участников мероприятия лучше снимать с высоты уровня глаз, стараясь при этом не привлекать внимания. Это позволит сделать живой, реалистичный кадр без нарочитого позирования.

Если ваш фоторепортаж будет использован в печатном издании, старайтесь избегать обилия мелких деталей. Дело в том, сетка растра для газетного клише довольно крупна и разбивает изображение на точки, которые делают мелкие детали смазанными и плохо различимыми. Так что для газет больше подойдут изображения с крупным передним планом. Присутствие мелких деталей при публикации снимков в журналах или интернет-ресурсах допустимо.

Что делать, если ничего не происходит?

Такой вопрос может встать перед фотографом-репортером, скажем, при съемке какого-либо официального мероприятия или научного симпозиума. Основная сложность подобных мероприятий в том, что с точки зрения картинки там нет ничего необычного и неординарного.

Совершенно естественно, что светила науки или же государственные деятели будут обсуждать важные вопросы с серьезными выражениями на лицах, а не станут устраивать лазерное шоу с канканом и конфетти. Поэтому задача фоторепортера - изобразить видимость какого-либо действия там, где этим действием, казалось бы, и не пахнет.

Так что здесь упор стоит делать эмоции и детали. Стоит снимать каждого выступающего. Конечно, значительная часть снимков, в конечном итоге, отсеется, но чем больше вариантов, тем лучше. Тем более, что снять говорящего, особенно, если он вступил в спор с оппонентом - это непростая задача.

Здесь может быть огромное количество брака - то закрытые глаза, то несуразно открытый рот, то перекошенное в нелепой гримасе лицо. Но игра стоит свеч: если вы сможете удачно снять человека в пылу дискуссии, то получите очень эмоциональный и выразительный кадр, который, возможно, станет «изюминкой» репортажа.

Чтобы сделать хороший кадр, старайтесь нажимать спуск затвора в момент, когда человек делает паузы между предложениями. Это позволит снять человека с более-менее благопристойным выражением лица и, в то же время, к примеру, поймать интересный жест, как бы подтверждающий только что сказанное.

Ни в коем случае нельзя забывать и про детали места проведения мероприятия: сцену, трибуны, проекторы и прочие фрагменты интерьера. А когда вы «примелькаетесь» и перестанете привлекать внимание публики, можно заняться и зрителями. Чаще и проще всего получаются кадры, на которых посетитель мероприятия внимательно смотрит на сцену и как бы набирается опыта у выступающего.

Сначала у вас, в основном, будут получаться именно такие снимки. Но по мере роста профессионального мастерства вы научитесь ловить и другие эмоции: скуку, возмущение, скепсис или же неприкрытую иронию от сказанного оратором.

Также сделать фоторепортаж более интересным можно, снимая различные детали: красиво разложенные программки мероприятия, приветливых девушек в одежде с символикой организации, различные вывески и украшения.

Умело разбавляя такими снимками нескончаемое море «говорящих голов», вы сделаете интересный отчет даже о самом, казалось бы, скучном мероприятии.

Сделать хороший фоторепортаж - это непростая задача. Здесь очень многое будет зависеть от наблюдательности и способности «поймать момент». Подготовиться и просчитать все возможные варианты развития событий при съемке репортажа сложно, однако основным моментам вполне можно научиться. Фотографу необходимо запомнить основные особенности репортажного жанра и правила съемки, а также постоянно оттачивать свое мастерство.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Югорский государственный университет
Гуманитарный институт
Кафедра журналистики и литературы

Фоторепортаж. Методика работы.

Введение ……………………………………………………… ………………………………………….....3
Глава 1. Фотожурналистика ……………………………………………………………………….. 6
1.1. Система жанров фотожурналистики ……………………………………………………6
1.2. История развития фотожурналистики в России …………………………………7
1.3 Кризис фотожурналистики ………………………………………………………………..…7
Глава 2. Фоторепортаж. ………………………………………………………………………….. ….10

2.1. История возникновения и развития фоторепортажа в России............10
2.2.Принципы и методы фоторепортажа…………………………………………… ………11

2.3.Технология создания фоторепортаж……………………………………………… …….13
2.4 Выбор иллюстраций………………………………… ……………………………………………..14
Глава 3. Анализ фоторепортажей, опубликованных на официальном сайте Чемпионата Мира по биатлону и лыжным гонкам…………………………………… 18
3.1. Анализ собственного фоторепортажа. Фоторепортаж №1. «Российские паралимпийцы поделились опытом с юными спортсменами Ханты-Мансийска» (приложение) ………………………………………………………………………..… .18

3.2.Анализ фоторепортажа №2 «Спортсмены сборной Канады познакомились с Ханты-Мансийском» (приложение)……………………………………………… …………………………………………………..20
3.3 Анализ фоторепортажа №3 «Эрик Ангштадт: Необходимо добиться независимости и устойчивого развития каждого вида спорта»……………….…..21
Заключение ……………………………………………………………………………… …………………..…24

Библиографический список……………………………………………………………… ……………..27


Введение

Фотография прочно вошла в современную жизнь. За короткое время она проникла практически во все сферы человеческой деятельности. Особенно широкое применение фотография получила в печати, став незаменимым средством информации и пропаганды. Сложилась специальная отрасль журналистики – фотожурналистика. Появление массовой иллюстрированной прессы и возможностей тиражирования визуальной информации сделали фотожурналистику мощным фактором влияния на общественное сознание.
Но, к сожалению, присутствие фоторепортажа в традиционных средствах массовой информации становится все менее заметным.Традиционные иллюстрированные периодические издания и общественно-политические журналы отдают фотожурналистике все меньше и меньше места. И этому есть много объяснений. Практика журналистики в свете всемирных корпоративных объединений продиктована материальной целесообразностью изданий, желанием инвесторов вернуть вложенные средства. В целом журналистика превратилась в "бизнес", в котором бухгалтеры и менеджеры оказывают не меньшее влияние на то, как освещаются события, чем редакторы. Затем, выросло давление со стороны рекламодателей, что также отразилось на редакторской политике. И, наконец, представители многих изданий утверждают, что аудитория требует от них все более подробного освещения мира шоу-бизнеса, таким образом ограничивая возможности для публикации репортажной или документальной фотографии.
С другой стороны, количество печатных изданий неуклонно растет, и во многих странах, где успешно проходят экономические и политические реформы, новые журналы выходят каждый месяц. Более того, издания, ранее не поддерживавшие жанр фотожурналистики (например, глянцевые женские журналы), приходят к необходимости говорить на более серьезные темы, что заставляет их чаще и лучше использовать качественную фотографию. Определенным выходом для фотографов являются, в первую очередь, онлайн-СМИ. Кроме представления фотографий в формате мультимедиа, существует востребованность со стороны некоммерческих организаций, структур, занимающихся развитием различных областей бизнеса, правительственных и городских администраций и т.п. В наше время, когда понятие "коммуникации" применимо во всех сферах, многие структуры стали осознавать информационную ценность фотоизображений.
Следовательно, тема данной курсовой работы достаточно актуальна , потому как фоторепортаж сталкивается с двумя противоречащими друг другу проблемами: не востребованностью традиционных иллюстрированных периодических изданий и общественно-политических журналов, и наоборот, повышенной востребованностью со стороны некоммерческих организаций, структур, занимающихся развитием различных областей бизнеса, правительственных и городских администраций.
Научная новизна исследования – впервые в качестве анализа мы использовали фоторепортаж собственного производства (с соревнований Чемпионата мира по парабиатлону 2011г.).
Цель данной работы: рассмотреть фоторепортаж как жанр фотожурналистики и методы работы над ним.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    дать определение понятию «фоторепортаж» и изучить его виды;
    подробно рассмотреть методы работы над фоторепортажем, а также изучить технику связки фотографий с текстом;
    проследить, как на практике применяются изученные методы.
Объект исследования: Фотожурналистика как особая форма журналистики.
Предмет исследования: Фоторепортаж и методология его создания.


Методы исследования:
Методологическая база: основу теоретической главы составили труды таких исследователей, как И. Д. Бальтерманц, Я.Д. Фельдман и Л.Д Курский.


Глава 1. Фотожурналистика

      Система жанров фотожурналистики
Фотожурналистика - особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:
      Время - снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
      Объективность - ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
      Повествовательность - снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
      Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.

Три основные составляющие фотожурналистики:
Новостная фотожурналистика – это просто новость. Новость может быть в большей степени визуальной (открытие памятника), вербально-визуальной (театральная премьера) и всего лишь уточнением вербальной новости (портрет докладчика, обнародовавшего сенсационную новость).
Репортажная фотожурналистика - это почти то же, что и новостная, но растянутая во времени на дни или недели. Это может быть обращение издания к одной теме в нескольких номерах (репортаж о ходе забастовки или с крупной международной выставки; освещение продолжительного судебного процесса или международных спортивных игр и т. д.).
Документальная фотожурналистика - это тот же репортаж, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. 1
      История развития фотожурналистики в России
В 1994 году в стране был проведен первый фестиваль документальной фотографии России, Балтийских государств и стран СНГ «ИнтерФото» - фестиваль профессиональной документальной фотографии в России, Балтийских государствах и странах СНГ. Фестивали проводились до 2004 года. В рамках «ИнтерФото» проходил ежегодный конкурс и выставки «ПрессФотоРоссии».
13 января 2010 года в День российской печати российские фотожурналисты впервые выступили с акцией протеста на Красной площади в Москве, где с 2008 года приказом ФСО России запрещена фотосъемка с использованием любой профессиональной фотоаппаратуры, в частности с объективом длиной свыше 7 сантиметров. Группа из 20 фоторепортеров газет, журналов и мировых фотоагентств провели флешмоб (заранее спланированная массовая акция), в ходе которого производили фотосъемки, используя профессиональную аппаратуру. 2
1.3 Кризис фотожурналистики
С 1990-х годов телевидение, имевшее несравнимо большие бюджеты благодаря рекламе, стремительно развивалось, изменяя подачу новостей - вместо диктора в студии, читавшего по бумажке, в обиход пришли прямые трансляции с мест событий. Не скупились телекомпании и на дорогие качественные репортажи. Как следствие, стали падать тиражи у печатных изданий, цветных иллюстрированных журналов, не способных конкурировать в оперативности с телевидением. Экономический кризис поразил большинство мировых фотожурналистских агентств. За этим последовала частичная потеря авторских прав, понижение ставок фотографов. Тройка основных информационных мировых агентств, ранее сосредоточенных преимущественно на текстовой информации - Associated Press, Agence France Press и Reuters наняли за фиксированную зарплату фотографов - профессионалов высокого класса, тем самым резко повысили качество своей новостной фотографической продукции, которую стали охотно покупать газеты и журналы по недорогой годовой подписке. В результате чего большинство мелких и средних и даже крупных агентств, не имевшие возможности предложить таких демпинговых условий, были вытеснены с рынка.
Приход новых технологий, в частности появление на рынке Royalty-free фотографий, за которые не надо платить лишь усугубил кризис. Газеты и журналы стали охотно приобретать за бесценок любительские фотографии, а интернет оказался перенасыщен визуальной информацией, что существенно сказалось на уровне фотожурналистов и способствовало разорению журналистских агентств.
В России в начале XXI века стало нормой пренебрежение авторским правом фотографов и кража фотографий из сети Интернет с целью публикаций на страницах печатных СМИ. Многим репортажным фотографам пришлось уйти в коммерческую фотографию ради того, чтобы выжить.
В 2009 году основатель и директор фестиваля фотожурналистики VisaPourl’Image во французском Перпиньяне Жан-Франсуа Лерой (Jean-FrancoisLeroy) осудил крупные фотоагентства (прежде всего - Associated Press, AFP, Reuters) за то, что они «старательно роют могилу для своей профессии», предлагая средствам массовой информации подписные схемы, основанные на очень больших скидках. Лерой утверждает, что это ухудшает ситуацию для фотожурналистов, которым приходится делать вывод о ненужности этого вида творчества.
В августе 2009 года объявило о своем банкротстве одно из ведущих мировых журналистских агентств «Гамма», существовавшее с 1966 года. По данным французской газеты L’Umanite на сентябрь 2009, за год в мире закрылись более 20 процентов агентств, специализирующихся на фотожурналистике. По мнению журналиста газеты, издания стали интересовать лишь как максимально быстрая скорость в получении фотографий с места событий, а не качество материала и вдумчивость фотографа в работе над темами и репортажами.
На «плаву» остаются лишь агентства, находящиеся на дотациях у государства за счет налогоплательщиков, например «Франс Пресс» или «Риа Новости» 3 .
    Глава 2. Фоторепортаж.
    2.1 История возникновения и развития фоторепортажа в России
Фоторепортаж
Репортаж может быть серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или, наоборот, хаотических, событий, объединенных одной темой из области непознанного, неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей. Феномен такого фоторепортажа получил особенно широкое распространение в прессе постсоветской России. В достаточно короткий промежуток времени на страницы газет, журналов и книг хлынула информация из всех областей человеческого знания и незнания, человеческой деятельности, окружающей человека естественной и неестественной природы.
Каждый фоторепортаж должен иметь свою фабулу, четко очерченные пространственные и временные координаты изображения. Исследователи фотожурналистского творчества выделяют следующие разновидности жанра:
    хроникальный фоторепортаж;
    фоторепортаж-отчет;
    фоторепортаж с оценочным началом.
В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям и зрителям в публикациях журнала "Всемирная иллюстрация", затем иллюстрированных журналов "Стрекоза" и "Нива". Широко известным фоторепортером конца XIX - начала XX в. стал Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником отечественного фоторепортажа.
Внутри жанра сложились такие популярные направления как - политический фоторепортаж, производственный, сельскохозяйственный, научный, событийный, спортивный, криминальный, экологический и другие.
Фоторепортаж на страницах газет, как правило, ограничен несколькими разноплановыми снимками. "Классический" газетный фоторепортаж состоит из трёх фотографий - общего, среднего, крупного плана, текста и подтекстовки. Этому есть свои причины. Первое - газета ограничена местом и не может себе позволить напечатать более трёх снимков. Второе - в трёх разноплановых фотографиях можно дать самую подробную визуальную информацию о происходящем. Еще потребуется место для текста, он может быть коротким, но совсем без него не обойтись. Что касается толстого глянцевого журнала или интернет-издания, то в них можно опубликовать в несколько раз больше фотографий. 4

2.2. Принципы и методы фоторепортажа
Фоторепортаж располагает двумя методами фотосъемки – репортажным и постановочным. При репортажном методе фотограф не пытается влиять на ход событий, он лишь фиксирует момент подлинного события, которое происходит независимо от того, фотографируют его или нет. При репортажном методе съемки важна фаза запечатления события. Поэтому фотограф фиксирует наиболее выразительные моменты, делая разнообразные дубли. Просматривая затем отснятый материал, он выбирает наиболее удачные кадры.
Сильная сторона фоторепортажа состоит в его правдивости. Подлинность, документальность фоторепортажа превращает его в мощное средство агитации и пропаганды.
Постановочный метод заключается в предварительной организации сюжета с целью фотосъемки. Происходят фиксация заранее подготовленного эпизода. Это близко к особенностям съемки кинофильма, съемки в театре, в фотопавильоне.
С точки зрения совершенства формы фотографического снимка постановочный метод несомненно обладает значительно большими возможностями.
Фоторепортер часто не имеет возможности найти лучшее освещение и композиционное решение, выбрать лучшую точку съемки и т.д. Его снимки могут быть протокольны, а порой недостаточно осмыслены, потому что часто на это не хватает времени. Они могут проигрывать в художественном отношении, но выигрывают в подлинности фактов.
Каждый репортер снимает событие по-своему и эта его субъективность никак не повлияет на событие.
Но репортажный метод может утратить правдивость, если люди, изображенные в кадре, реагируют на присутствие фотографа. Героям встречи необходимо адаптироваться, привыкнуть к фотографу.
Репортаж ценен своей правдивостью. Это относится к справедливости движения, жеста, правдивости эмоциональной фазы, все это имеет прямое отношение к репортажу.
Снимок может быть сделан репортажно, но если выбран неудачный момент съемки и освещения, то снимок будет выглядеть неправдиво, противоестественно.
Кроме того, репортаж,особенно газетный, связан с большой оперативностью. Если фоторепортер опоздает с передачей информации о событии, она утрачивает свой смысл. Оперативность – это первая заповедь фоторепортера. 5

2.3. Работа над фоторепортажем
При работе над фоторепортажем, фоторепортер получает техническое задание, где подробно описывается тема и главные лица, которых нужно снимать. Затем фоторепортер прибывает на место события, знакомится с помещением,где будет происходить съемка, оценивает освещение и делает несколько технических снимков, для того, чтобы проверить верный ли режим съемки он выбрал.
Главное в процессе съемки не пропустить интересные эксклюзивные кадры общения. Для репортажа очень важно зафиксировать эмоции, взгляды, жесты, процесс общения.
Цель фоторепортажа – освещение события с помощью серии фотографий и небольшого текста, зачастую фоторепортаж создается без описательной части (текста).
Основной план работы:

    Сделать несколько кадров общего плана, показывая всю локацию
    Крупный план (как люди наблюдают за событием)
    Зафиксировать на камеру главные лица встречи
    Для того, чтобы «привязать» людей к событию –необходимо снять различные «баннеры»
    Важно зафиксировать все моменты, свойственные тому или иному виду события. К примеру, если фоторепортер снимает бизнес-встречу –необходимо зафиксировать рукопожатие, подписание бумаг и т.д. Что касается спортивных соревнований, важными моментами во время них являются: старт, падения, финиш.
Если фоторепортаж делается без текста, то репортер должен изобразить все с помощью фотографий так, чтобы человек, который будет их просматривать, смог без текста понять все, что происходило во время мероприятия.
Если же фоторепортаж сопровождается текстом, то главное изобразить основные моменты встречи: место проведения мероприятия, кто его открывал, кто участвовал, реакция публики, закрытие встречи.

2.4 Выбор иллюстраций

Появление на страницах газет хороших, качественных снимков зависит прежде всего от фотокорреспондента. Фотограф может улучшить качество своих снимков, пользуясь следующими советами:
1. Меняйте направление съемки. Необязательно всегда снимать “в лоб”, посмотрите, как будет выглядеть объект съемки снизу, сверху, сбоку - это даст читателю возможность увидеть различные ракурсы.
2. В каждом снимке должно присутствовать действие. Если в кадре находятся люди, они должны что-то делать, а не позировать для снимка. Характерные выражения лиц, непринужденные жесты людей на снимке создают впечатление живости и неофициальности происходящего.
3. Используйте подходящую бутафорию для того, чтобы люди не смотрели в объектив. Сделайте что-нибудь на переднем плане центром их внимания.
4. Композиция снимка должна быть плотной, без пустых мест между людьми или на заднем плане - это делает снимок единым целым.
5. В каждой фотографии должен присутствовать единый композиционный центр, фокусирующий внимание читателя. Если их несколько, оно рассеивается.
6. Число людей на снимке следует ограничивать. Если вы не стремитесь создать эффект толпы, сократите их число до наиболее рационального. Группа из 3-4 человек предпочтительнее, чем из 10-12.
7. Пусть на снимках присутствуют люди. Во-первых, это помогает читателям оценить размеры помещений, улиц, деревьев и т. д., во-вторых - придает снимкам динамику.

8. Продумайте “настроение” снимка. Покажите читателю, как чувствовал себя “объект” во время съемки. Если мэр города сердился на заседании муниципального совета, а победивший на выборах политик улыбался, пусть читатели увидят это. Но не просите людей улыбаться, если фотография предполагает серьезное или траурное настроение.
9. Иногда поворачивайте камеру вокруг - это позволяет снять не только действие, но и реакцию на него. Не снимайте только участников матча - запечатленная реакция болельщиков на забитый гол может быть гораздо красноречивее.
10. Следует предъявлять высочайшие требования к качеству снимков. Нерезкие, затемненные снимки неприемлемы.
11. Фотоснимок должен нести сообщение, а не только переносить читателя на место события. Часто фотография, на первый взгляд не иллюстрирующая материал буквально, может сказать читателю многое. Фотокорреспондент обязан знать и понимать материал и лишь потом искать к нему живописные, “говорящие” кадры.

Элементы, привлекающие внимание читателя

Следует помнить о некоторых элементах, особо привлекающих читателя. Это повышает читаемость материалов. Вот несколько элементов содержания фотоиллюстраций.
Дети . Просто хорошая фотография ребенка или же снимки детей, иллюстрирующие менее важные новости.
Животные . Универсальные объекты съемки, которые нравятся буквально всем.
Люди, выдающиеся личности . Фотопортрет с подписью может в несколько раз больше привлекать внимание читателей, чем короткая заметка на ту же тему.
Необычный снимок . Рядовое событие может быть эффектно снято с помощью нетрадиционных методов, включающих в себя необычные ракурсы, использование специального фотооборудования и т.д.
Юмористические иллюстрации . Фотография, заставляющая редактора фыркать от смеха, обычно производит то же действие и на читателя.
Жанровые снимки . Удачно снятые, они особенно хороши на первой странице.
Цвет . Привлекает внимание и позволяет искать более широкие возможности использования иллюстраций. 6

Кадрирование
Планирование иллюстраций, отличная работа фотографа, прекрасная подпись под фото, удачная разметка полосы - все это теряет ценность, если фотографии обрезаны неудачно.

1. Кадрируя снимок, выбирайте заполненные части - “сердце” снимка - и избавляйтесь от пустых пространств.
2. Сохраняйте первоначальную композицию: если снимок сделан по вертикали, так ее и оставьте. Менять композицию можно лишь с большой осторожностью.

3. Сохраните композиционный центр снимка. Если сфотографирована группа людей, двое из которых смотрят в центр, а третий - куда-то в сторону, последнего можно вырезать.
4. Сохраняйте прямоугольную форму снимка. Проверьте, чтобы линия горизонта, линии домов были расположены параллельно или перпендикулярно сторонам фотографии и чтобы люди на ней не были наклонены вправо или влево.
5. Каждая иллюстрация должна легко “ читаться”. Когда требуется схема, сделайте ее. Если стрелка поможет указать нужного человека в толпе, используйте стрелку. Если нужно обозначить на фото новый корпус колледжа, сделайте это шрифтом с помощью наложения.
6. Избегайте вырезов. Когда в фотографии сделан вырез, читателю труднее ее воспринимать, особенно если удалена часть запечатленного события.
7. Поэкспериментируйте со снимками необычных размеров, например одна колонка на 10 дюймов или шесть колонок на 2 дюйма, -это привлекает читателя и разнообразит оформление газеты.
8. Учитывайте размер снимков. Нет большого различия в воздействии фотоснимков шириной в 5 и 6 колонок. Но различие в воздействии 2- и 3-колоночных снимков огромно. Иногда бывает полезно сократить количество снимков на полосе, а оставшиеся снимки увеличить.
9. Нельзя обрезать на снимках головы людей, даже частично. Макушка, уши, подбородок - отсутствие этих частей тела у героев снимка вызывает у читателей раздражение. У этого правила почти не бывает исключений.
10. Поищите серии фотоснимков, особенно людей. Губернатор на заседании городского совета, президент городского клуба, политик, наблюдающий за подсчетом голосов, и т. д. Телезритель ловит только момент действия, газета же должна уметь поймать выражения лиц. 7


Заключение

В ходе курсовой работы мы решили все поставленные перед собой задачи:

    Дали определение понятию «фоторепортаж» и изучили его виды
Фоторепортаж - развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.
Фоторепортаж бывает трех видов:
    А)хроникальный фоторепортаж;
    и т.д.................