Преодолейте свой страх перед публичным выступлением. Как побороть страх публичных выступлений

Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью...

Знакома ли вам такая ситуация? Впереди концерт, ваш отчет о проделанной работе, а вы за полгода начинаете переживать, как все пройдет. У вас уже сейчас стынут руки и перехватывает дыхание при одной мысли, что вы окажетесь на сцене. Потому что когда вы выходите на нее, вы словно проваливаетесь в параллельную реальность, где слышите только громкий стук собственного сердца и, как сомнамбула, двигаетесь к своей голгофе.

Все остальное кажется нереальным. Звуки как будто вязнут в плотном тумане. Все плывет перед глазами, как в ночном кошмаре. Вас слепит яркий свет осветительных приборов, а там, в черной яме зрительного зала, сидят те, кого вы боитесь больше всего – зрители. Вы стараетесь не смотреть туда, но вы же знаете, что они будут слушать и смотреть только на вас. Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью.

Все! Вы уже опозорены, потому что все видели, как вам страшно. Вы еще ничего не сделали, но вам уже стыдно, потому что вы не на высоте, вы не совершенны, не идеальны. А если вы еще и ошибку совершили, то это позор на всю оставшуюся жизнь! Вы больше никогда не выйдете на сцену. Вы уже не сможете сказать людям то, что было для них так важно. Вы не сможете разбудить их сердца поэмой, музыкой или пламенной речью. Вы не выполните свое предназначение в этой жизни.

Страх, который мешает реализации

Страх сцены и публичных выступлений – это не шутка. Это крест на реализации таланта. А что может быть для человека важнее, чем реализация своих свойств? Ведь только это дает ему ни с чем несравнимое ощущение счастья и удовольствия от жизни. Отказаться от реализации – все равно, что не жить.

Когда люди испытывают страх сцены, они часто рационализируют, что «раз у меня это не получается, значит, это не мое». Но почему-то все равно хочется оказаться там, испытать сумасшедший подъем от всеобщего внимания и последующей за выступлением благодарности, которая может выражаться по-разному – в виде цветов, восхищения талантом, уважения. В конце концов, хочется почувствовать, что жизнь прожита не зря, что все то, что наполняет вас, может быть разделено с другими людьми.

Мы живем среди людей и, так или иначе, должны уметь находиться в центре внимания, доносить до окружающих свои мысли. Можно сказать, что в какой-то мере вся жизнь – это сцена. Поэтому проблема страха перед публичными выступлениями для многих людей становится настоящим камнем преткновения. Можно ли помочь в этом случае? Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что это возможно.

Эмоциональность внутрь и наружу

Системно-векторная психология говорит, что существует восемь векторов – наборов врожденных психических свойств человека, которые определяют его желания и способности. Как объясняет системно-векторная психология, прежде всего, страх сцены характерен для людей со . Это очень эмоциональные люди, экстраверты, которые, к тому же, в определенных состояниях очень любят себя показывать, имеют склонность к публичности, демонстративности. То есть это как раз те люди, которые при правильном развитии своих свойств чувствуют себя на сцене наиболее органично, выступают с удовольствием, раскованно, свободно, заражая своими эмоциями зрителей, пробуждая в них сопереживание.

Однако свойства зрительного вектора могут быть не развиты в детстве. Это означает, что ребенка с богатым эмоциональным потенциалом не научили выносить свои эмоции наружу, проявлять свои чувства. Например, зрительному мальчику запрещали плакать, потому что «мужчины не плачут». Или у родителей просто не было времени, чтобы проявлять внимание к ребенку, в то время как маленький зрительник особенно сильно нуждается в нем, гораздо больше, чем другие дети. Ему обязательно нужно выражать свои эмоции, а родителям некогда. Ситуации бывают разные, а вот результат всегда один – закупоривание эмоций внутри.


Обладая огромнейшей эмоциональной амплитудой, зрительные люди часто попадают в крайние ее состояния – переживание невероятной любви на одном конце и страх смерти на другом. У последнего есть корень в нашем коллективном бессознательном. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей древней человеческой стаи. Она первая своим зорким зрением замечала в саванне притаившегося хищника и пугалась, выделяя феромоны страха. Сильнейший страх смерти, который могла испытывать только эта женщина с большим чувственным потенциалом, спасал жизнь стае. Тогда он был оправдан, однако и сейчас он по-прежнему присутствует в психике зрительных людей.

Зрительники от рождения подвержены страху смерти, а он, в свою очередь, является причиной множества других страхов, в том числе, и страха сцены. Развитие чувств, вынос их наружу, на других людей помогают избавиться от этого коренного страха, а заодно и от всех других страхов разом.

Бесполезно уговаривать себя и представлять, что в зале вместо людей сидят тыквы. Бесполезно обивать пороги ораторских курсов, пытаясь регулярной тренировкой избавиться от онемения, которое охватывает тебя при виде зрителей. Нужно осознать свои свойства и научиться направлять их в правильное русло. Страх сцены уходит, как только удается забыть о себе и сосредоточить свои чувства на тех, кому они предназначены – на зрителях.

Как я выгляжу?

Есть еще один фактор, который мешает зрительным людям почувствовать себя свободно на сцене – это зацикленность на собственном внешнем виде. Они могут подолгу смотреться в зеркало. Их приводит в отчаяние маленький прыщик на носу. Посадив пятно на одежду, они пробираются «по стеночке», чтобы кто-нибудь не заметил, что с ними что-то не так. Мятые брюки, испортившаяся прическа, грязные туфли вызывают у них чувство физического дискомфорта. Представьте теперь, что трясущиеся руки такого человека, мертвенную бледность и подкашивающиеся ноги видят десятки людей. Это же ужас!

Но чаще всего неудачи, связанные с фиксацией на том, как он выглядит, проявляются у человека при наличии анально-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно способствует тому, что человек хочет видеть себя совершенным, без изъянов и недостатков, а также чтобы и другие люди видели его таким. Так проявляется анальный перфекционизм, стремление к совершенству.

Сцена часто обнажает внутренние зажимы человека. Человек теряет естественность, поэтому не всегда выглядит привлекательно. И человеку с анальным вектором это бывает очень сложно принять. Редко ему удается простить себе минуты позора. И хотя с точки зрения зрителей позора может и не быть (бывает, что они и не замечают, что человек сильно волнуется), но зрительный вектор человека уже расписал все происходящее в самых мрачных тонах. Выступающий уже уверен, что был безнадежно плох на сцене. Все пропало! Финита ля комедия! Зрительники - большие фантазеры, склонные «делать из мухи слона».

В плену плохого опыта

Анально-зрительный человек, совершивший хоть раз ошибку на сцене в состоянии сильнейшей зрительной экзальтации, может больше никогда на нее не выйти. Он будет долго переживать собственную неудачу, вплоть до того, что постарается оборвать связи с людьми, которые видели его позор. По-зрительному он будет драматизировать ситуацию. По-анальному постоянно прокручивать свою неудачу в голове, не в состоянии простить себе того, что случилось. Для этого есть предпосылки – у анального человека очень хорошая память, но, к сожалению, он долго помнит не только хорошее, но и плохое.

Плохой опыт может стать для него ориентиром в жизни, и он навсегда поставит крест на том, что у него не получилось однажды.


Страх опозориться

Есть еще категория людей, которые принципиально не хотят рисковать выступать на сцене. Это чисто анальные люди. Выступление на сцене не входит в область их желаний. Они являются интровертами и гораздо более комфортно ощущают себя дома, в кругу семьи, или занимаясь скрупулезной, точной работой, а не под светом рампы. Они не рвутся на сцену. Она для них стрессовый фактор. А в стрессе анальный человек может впадать в ступор, вплоть до неспособности двигаться (когда отказывают руки и ноги). Но будучи ученым, аналитиком, преподавателем, он вынужден бывает выступать перед публикой. И здесь ему также может мешать его родной страх опозориться, природу которого раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Стресс вызывает у такого человека сжатие всех сфинктеров в организме. Именно анальный человек от стресса теряет на сцене голос, так как сжимается горловой сфинктер. Но больше всего страдает самая чувствительная его зона – анальный сфинктер. Поэтому состояние длительного стресса ведет к запорам у такого человека. А вот внезапный стресс может привести к потере контроля над анальным сфинктером и вызвать диарею. Это случается не всегда, но подсознательно анальный человек всегда боится этого, боится опозориться.

Наши свойства даны нам на счастье

Природа не создает дефекта. Это мы неверным использованием наших свойств превращаем нашу жизнь в сплошное страдание. Просто потому, что не понимаем, почему мы созданы такими и для чего в нас вложены те или иные качества. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет нам глубже понять себя.

Мы начинаем видеть, что наши эмоции имеют два полюса – страх и развитая чувственность, любовь. И чтобы не бояться, надо любить. Причем не себя, а другого человека. Мы осознаем, что анальный вектор дается нам для передачи опыта следующим поколениям, для выполнения качественной и нужной обществу работы. Поэтому и память у людей с анальным вектором хорошая, и перфекционизм идет в дело.

И это осознание бесценно, потому что оно меняет жизненные ориентиры, и плохие состояния, в том числе и любые страхи, уходят мягко и естественно. Так, что мы даже не замечаем, как стали другими. Не верите? Почитайте отзывы тех, кто прошел тренинг:

«Начну с того, что постепенно начали уходить страхи, которые очень мешали жить! Огромная благодарность Юрию за эти бесценные знания! В особенности снизился страх публичных выступлений, на сцене начала чувствовать себя свободнее. Видение мира кардинально изменилось, начинаю чувствовать людей не как раньше (через призму своих убеждений), а по-настоящему понимаю мотивы их поступков! Это невероятно!»

Если вам мешает страх перед публичными выступлениями, начните с познания самого себя на бесплатных вводных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на них можно по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология » admin

Публичная речь – частая причина дрожи в коленях и ужаса. Люди уверены, что тревога перед подобным выступлением посещает стеснительных личностей. Но на деле через такие чувства проходит каждый. Даже умудренные опытом ораторы волнуются, когда им предстоит доклад с новой темой и незнакомой аудиторией.

Как странно бы это ни звучало, но подобный страх – это наиболее популярная фобия на планете. Каждый чувствовал тревогу при выступлении с докладом, тостом, речью или даже со стихотворением на творческом вечере. В зависимости от публики, важности события тревога имеет разную степень. В эти моменты учащается сердцебиение, возникает дрожь, хрипота, тело порывается красными пятнами.

Причины страха публичных выступлений

Причиной страха выступления на публике становится неизвестность. Это пугает людей чаще всего, особенно тех, у кого нет опыта. Она становится причиной волнений даже у ораторов, умудренных опытом.

Кроме того, основой страха выступает воспитание. Родители не разрешают малышам громко говорить на людях. Аргументируется это тем, что люди смотрят, это не красиво и т.п. В результате, когда кроха вырастает, взрослая личность начинает стесняться публики.

Главное, понимать, что вы не одиноки, с такой фобией сталкивается 9 из 10 ораторов. Но волнение посещает перед самим выступлением всех людей. Тех, кто боится выступлений до дрожи, называют глоссофобами.

Избавление от страха. Главные способы

Действенным способом является практика. Во избежание тревоги необходимо постоянно ее преодолевать. Регулярные выступления уменьшают подобный страх публики. Пользуйтесь каждым шансом, чтобы получать практику.

Следующий пункт – подготовка. Лучшим методом уменьшения тревоги является хорошая подготовка. Для удачного выступления важно отлично разбираться в теме. Выступление можно репетировать заранее, подумать обо всех нюансах. Чем сильнее будет ваша уверенность в знаниях, тем меньше возникает страх того, что вы попадете в нелепое положение.

Не думайте о том, что нужно всегда быть совершенством. Многие из нас боятся публики по причине страха ошибиться при всех. Это только усиливает вероятность. А ведь ошибки не становятся причиной смертного приговора, ничего страшного не произойдет.

Продумайте внешний вид. Важно выглядеть хорошо на выступлении. Здесь работает такой психологический момент. К примеру, у девушки возникла «стрелка» на колготках, она из-за этого переживает, но хоть 90% людей ее не заметят, она все равно будет переживать. Такие мысли крадут уверенность. Продумайте все нюансы, чтобы не было дискомфорта.

Как избавиться от страха перед выступлением

Итак, разберемся, как можно избавиться от страхов конкретно перед выступлением:

репетируйте и готовьтесь;

Очень важно скрупулезно проанализировать публику. Страх сцены нередко является соединением нескольких. Отрицательное влияние приносит страх неизвестности. Для избавления от этого важно узнать, где, как и перед какими слушателями, вы . По возможности проанализируйте, сколько людей будет, их интересы и взгляды. Избавление от страхов связано с вашими знаниями и информированностью.

Когда узнаете, кто будет вашей аудиторией, начинайте усердно готовиться. Доклад требуется выстраивать, базируясь на среднем интеллекте слушателей. Не стоит делать сложные логические цепочки, употреблять узконаправленные термины и т.п. Не используйте слова, чье значение вы не до конца понимаете. В случае если предстоит короткий доклад, нельзя игнорировать подготовку. Тему важно изучить тщательно.

После написания речи стоит подумать о вопросах слушателей. Обязательно тренируйтесь заранее, представляйте себе состояние, комфортное для вас. Потренируйтесь выступать перед кем-то из друзей или знакомых.

успокойтесь;

Если вы не понимаете, как расслабляться и избавляться от страха, то помогут некоторые упражнения. Медитация отличается приемом, называющимся осознанное дыхание. Его сущность в фокусировке на выдохе и вдохе. Необходимо держать воздух на счет от 1 до 5. Это дает шанс уменьшить напряжение и тревожность. Еще один вариант: напрягите все мышцы тела на пару секунд. Затем полностью расслабьтесь и снова повторите.

отыщите поддержку;

Если среди публики есть знакомые или близкие, то попросите поддержки у них. Любой контакт принесет пользу. Перед началом выступления найдите среди слушателей своего знакомого.

подумайте о невербальной части.

Важно оценить необходимость невербальной части доклада. Любопытно, что 60% данных каждый человек получает из этого источника. Если фразы иногда дают ошибочное представление, то жесты читаются подсознанием правильно.

Как избавиться от страха во время выступления

Даже если получается целиком успокоить себя перед речью на публике, страх снова возникает при выходе на сцену. Есть методы, которые дают возможность избавиться от страха непосредственно в ходе выступления.

Популярный метод снятия напряжения – это аффирмации с текстом, подбадривающим и обнадеживающим вас. Важно выбрать позитивные фразы, типа «Я люблю всех присутствующих, а они меня», «Все в ожидании моего интересного доклада», «Я умею быть хорошим оратором» и т.д.

Другой способ – это принятие страхов. Разрешите себе волноваться, ведь вы живой человек. После принятия данного факта становится заметно легче. Но помните о том, что важно настроиться на хороший итог. Не растрачивайте энергию на негативные воспоминания.

Эксперты говорят, что чересчур волнующимся людям важно публичное признание собственного страха. Так снимается ответственность, если внезапно вы позабудете информацию или сойдете с темы. Но часто пользоваться этим методом нельзя, ведь аудитория в следующий раз негативно отреагирует на заявление. Откровенность подойдет для первого выступления. Пользуйтесь таким способом, только если другие не помогают.

Для ораторов без опыта экспромты не лучшее решение. Немногие из нас обладают умениями выпутываться из сложностей. По этой причине лучше не заключать себя в сложную ситуацию. Если придется давать ответы на вопросы, то правильнее произносить банальности, подходящие для ситуации.

Есть и другие интересные советы, как побороть свои страхи сцены. Представьте, что в аудитории не серьезные деятели, а котята или кролики. Позитивный эффект принесут мысли о хорошем. Но эти советы даются опытными ораторами, и действуют они на тех, у кого нет панического страха.

Для глоссофобов подойдет любой вариант, из перечисленных выше, чтобы снять тревогу и напряжение. Если вы не будете пренебрегать практикой, то очень скоро увидите прогресс.

Опыт является главным ключом к тому, чтобы достичь успеха в искусстве ораторства. Начинайте с малого – произносите тосты в компании друзей. Потом практикуйте громкий голос в публичных местах. Это помогает бороться со страхом отрицательной реакции людей. Вы увидите, что тон станет вальяжнее, покровительственнее.

Получив часть уверенности, начинайте действия и на работе. Задайте вопросы другим ораторам. Так вы снизите страх оказаться в центре чужого внимания и заметите у себя тягу к выступлению.

18 января 2014, 11:37

Человеку, желающему добиться определенных успехов в современном обществе, приходится постоянно разговаривать с другими людьми и выступать перед маленькими и большими аудиториями. Профессия учителя и политика, ученого и обычного менеджера требует развитых коммуникативных навыков. Раскрыть ораторские таланты человеку может помешать боязнь сцены (пейрафобия, глоссофобия,), которая есть практически у 95% населения.

Глоссофобия: симптомы

Страх публичных выступлений знаком каждому: дрожание конечностей, легкое волнение, бессонница, которая появляется только накануне того самого важного дня, и спутанные мысли. Однако, достаточно заговорить перед аудиторией, увидеть одобрение и понимание в глазах слушателей, и новоиспеченный оратор становится более уверенным и раскрепощенным. Пейрафобия вызывает у человека куда более глубокое беспокойство и тревогу, она является лишь одним из вариантов боязни говорить вообще. В медицине связанный с заиканием страх говорить с людьми называется логофобия либо глоссофобия. Если страх перед сценой связан именно с тем, как бы ни начать заикаться на людях, такой вариант расстройства именуется лалофобия. Бывают ситуации, когда панический страх вызывает необходимость говорить какие-то конкретные слова, произношение которых вызывает у человека заикание. Такая форма расстройства носит название вербофобия.

Логофобия в любом ее проявлении вызывает характерные симптомы:

  • повышенное артериальное давление и пульсация в висках;
  • тахикардия и усиленное потоотделение;
  • сухость во рту и «ватные» ноги;
  • иногда пропадает голос, может меняться его тембр: становится писклявым или грудным, слишком громким или тихим;
  • в других случаях человек паникует настолько, что не может выдавить из себя ни слова.

Если пациент эмоциональный и чувствительный, то в момент, когда он окажется перед аудиторией, у него может побледнеть лицо, появиться тошнота, закружиться голова, конечности могут стать холодными. Закончится такое выступление достаточно быстро, ведь в большинстве случаев оратор либо собирается с духом и успокаивается, либо теряет сознание. У маленьких детей, которых заставили рассказывать стишок перед толпой родственников или отвечать перед всем классом, иногда лалофобия сопровождается непроизвольным мочеиспусканием. У взрослых подобный симптом наблюдается редко.

Боязнь сцены, как результат воспитания

Лалофобия развивается чаще у детей, воспитанных строгими и авторитарными родителями. Маме или папе достаточно сказать ребенку, что нельзя громко разговаривать на улице или в публичных местах и привлекать к себе внимание, чтобы у него со временем появился страх сцены. Других детей стараются воспитывать интеллигентными и скромными, внушают, что лучше сидеть в зрительских рядах, чем пытаться занять место лектора.

Страх публичных выступлений нередко преследует людей, которым в юном возрасте все запрещали, запугивали, к которым применяли физическое или психологическое насилие. Атмосфера постоянного прессинга и обесценивания любых достижений способствует занижению самооценки. Когда оратор не уверен в своих умственных способностях, внешних данных или значимости предлагаемой идеи, ему сложнее собраться и преодолеть страх перед аудиторией

Дети, которым прививали честолюбие и необходимость всегда быть первыми, страдают от перфекционизма и завышенной самооценки. Она заставляет их дорожить мнением общества, из-за чего и формируется страх перед выступлением. Человека пугает возможность быть осмеянным или услышать критику слушателей, которая заденет его самолюбие и заставит сомневаться в собственных силах.

Боязнь публичных выступлений: генетическая память

Некоторые психологи утверждают, что логофобия – это генетическая проблема. В первобытном обществе человек старался не отделяться от массы, чтобы не быть отвергнутым. Изгнание в большинстве случаев означало смерть от хищника или голода. Современные ораторы вполне приспособлены для выживания в гордом одиночестве, но подсознательные инстинкты и страхи могут сыграть с ними злую шутку.

Причиной развития фобии считают и наличие неудачного опыта в прошлом. Например, когда школьника или студента публично высмеяли, заставив почувствовать себя никчемным. Воспоминания глубоко врезаются в подсознание, если активное участие в травле принимали не только одноклассники, но и сам учитель. Сильные личности стараются получить из подобных ситуаций максимальную выгоду, используют полученный опыт для тренировки силы воли и характера. Люди чувствительные, склонные к самокритике и депрессивным состояниям, замыкаются и просто отказываются от возможности делиться мыслями с другими.

Появляется логофобия у пациентов с дефектами речи. Они вполне комфортно себя чувствуют в компании друзей, но большая аудитория их пугает, ведь слушатели могут высмеять его нарушения речи. Таким людям рекомендуют лечение, которое направлено на улучшение дикции и повышение уверенности в собственных силах.

Боязнь покраснеть, как причина глоссофобии

Пациенты с эритрофобией отказываются от публичных выступлений из-за особенностей собственного организма. Испытывая волнение или другие сильные эмоции, они краснеют. Среди причин предательского румянца выделяют проблемы с нервной и сосудистой системой, гормональные нарушения и последствия стрессовых ситуаций.

Чаще глоссофобия в такой форме диагностируется у голубоглазых и светловолосых пациентов с тонкой и бледной кожей. Эритрофобы стараются лишний раз не появляться на публике, ведь скопление незнакомых людей заставляет их волноваться и паниковать, краснеть и смущаться еще больше.

Эритрофобы отказываются от высоких должностей, ведь директору или успешному юристу придется обязательно принимать участие в конференциях, выступать перед подчиненными или присяжными. Некоторым пациентам избавиться от страха публичных выступлений помогают дыхательные гимнастики и лечение самовнушением, другим приходится долгое время работать с психологами. Если лечение препаратами и психотерапией не помогает, человеку предлагают хирургические пути преодоления проблемы. Просто зажимают определенные нервные окончания, и пациент получает возможность общаться с другими людьми, выступать перед огромными аудиториями и не краснеть.

Как побороть страх публичных выступлений?

Кто-то считает страх сцены пустяком, но запущенная логофобия может перерасти в серьезную проблему. Пациент сначала избегает публичных выступлений, после стесняется друзей, а со временем старается отгородиться от социума в целом, чтобы не попадать в неловкие ситуации.

Классический совет, который дают всем ораторам-новичкам, – мысленно раздеть публику или одеть в смешные костюмы, чтобы снять напряжение. Другие рекомендуют подружиться с аудиторией, сосредоточиться на слушателях, которые с интересом и восхищением следят за каждым сказанным словом. Улыбка, жесты одобрения и поддержки помогают справится с напряжением.

Чтобы побороть панику и волнение, рекомендуют тщательно готовиться к выступлению. Подбирать интересный и достоверный материал, несколько раз прорепетировать свою речь перед зеркалом или домашним животным. Можно надиктовать речь на телефон, после прослушать, чтобы найти ошибки и избавиться от них до выступления.

Людям, зацикленным на перфекционизме, с педантичными наклонностями, следует немного расслабиться. Дать себе право на одну или несколько несерьезных ошибок, ведь никто не идеален, даже оппоненты, старающиеся с довольной ухмылкой найти неточности в приведенных фактах.

Избавляемся от негативных воспоминаний

Сложнее справиться с воспоминаниями прошлого, которые мешают расслабиться и заставляют ожидать худшего. Психологи дают несколько советов, как побороть страх сцены и поверить в себя. В домашних условиях полезно выполнять специальные упражнения и освоить дыхательную гимнастику, которая поможет нормализовать сердцебиение и приглушить страх.

Преодолеть напряжение, которое вызывает лалофобия, может медитация, но заниматься ею нужно минимум несколько месяцев. За пару часов до выступления полезно решать простые или сложные математические уравнения, чтобы активизировать левое полушарие мозга. Тогда будет проще сконцентрироваться на теме и отвечать на все вопросы аудитории.

Чтобы перебороть панику, следует настраиваться на позитивный результат. Представлять, как слушатели вскакивают с мест и аплодируют стоя, пораженные выступлением. Как предложенная идея перевернет мир или сделает жизнь людей проще, а своему создателю принесет всеобщее признание и славу.

Необходимо следить за своим телом: не скрещивать руки или ноги, не закрываться от аудитории. Мышцы и жесты должны быть максимально расслабленными, а позы открытыми. В серьезных случаях, когда пейрафобия мешает продвижению по карьерной лестнице, а самостоятельно избавиться от проблемы не получается, следует проконсультироваться с психологом и пройти курс лечения. Возможно, придется принимать седативные препараты или транквилизаторы.

Лечение у специалиста поможет раскрепоститься и раскрыть свой ораторский потенциал. Но главное оружие всех успешных лекторов, юристов и тренеров по бизнесу – это улыбка. Искренняя, широкая, уверенная и обезоруживающая. Ведь иногда достаточно улыбнуться миру, чтобы он улыбнулся тебе.

Глоссофобия это страх сцены или публичных выступлений. Во многих профессиональных сферах людям приходится так или иначе сталкиваться с необходимостью публичных выступлений, общением с большой публикой. Политика, педагогическая сфера, юриспруденция, менеджмент, актерское мастерство – все это требует выступлений на публике, общения с аудиторией, умения переубедить ее, управлять эмоциями и настроением толпы.

Все мы так или иначе попадали в своей жизни в ситуацию, когда была необходимость выступить на сцене, проявить свои ораторские и интеллектуальные способности перед большим количеством людей. В результате психологического исследования было выявлено, что более 95% всех людей испытывают страх перед выступлением на сцене. Страх перед сценой – одна из самых распространенных и, к сожалению, злободневных фобий. Ведь она не только вызывает сильнейший стресс, провоцирует неприятные соматические реакции и заболевания. Многие люди хотят узнать, как бороться со страхом сцены совсем по другой причине. Глоссофобия вызывает у них существенное снижение качества жизни, мешает развитию карьерной деятельности, повышению финансового дохода, выполнению профессиональных задач.

Среди людей с глоссофобией, как ни парадоксально, нередко встречаются известные и публичные личности: певцы, актеры театра и кино, музыканты. Тем, кто боится публичных выступлений, будет полезно почитать истории таких людей с глоссофобией, как Фаина Раневская, Артур Рубинштейн, Пабло Казальс, Гленн Гульд и других.

Страх сцены – это серьезное и тяжелое расстройство, которому многие люди придают огромное значение. Особенно это касается тех, кто по роду деятельности вынужден постоянно выступать публично. Если такие личности запускают свое заболевание, не проводят коррекцию расстройства, не обращаются к терапевту своевременно, это может приводить к тяжелым психическим патологиям, другим тревожно-фобическим расстройствам, развитию хронических соматических заболеваний, а также к алкогольной и наркотической зависимости. Некоторые люди пытаются преодолеть страх сцены, вырабатывая определенные защитные «ритуалы» и модели поведения. Либо же принимают допинги, сильные антидепрессанты и седативные средства, а чаще – алкоголь или наркотики. Такое искусственное игнорирование проблемы помогает лишь на время. Симптоматика словно «загоняется» еще глубже в подсознание, страх только усугубляется. Прекращается личностный рост и развитие, формируются новые фобии (например, боязнь того, что другие уличат индивида в алкоголизме или наркомании), усугубляются и зависимости, вредные привычки. Нередки случаи, когда сценическая боязнь становилась предпосылкой для развития шизофрении, расстройства личности, психопатии и других тяжелых психических заболеваний.

Вот почему так важно своевременно при наличии симптомов тревожного расстройства, объективно оценить ситуацию, признать наличие проблемы и начать немедленную психологическую работу над ней.

Как проявляется глоссофобия?

Среди психологов и психиатров боязнь сцены принято называть глоссофобией или пейрафобией. Анализируя проявление боязни сцены, стоит четко отличать нормальные, естественные переживания перед выступлением, которые испытывает каждый, зная, что его будет слушать большая публика. Ведь среди них почти все люди – незнакомые. Каждый будет оценивать его внешность, каждое слово, манеру держаться и говорить. Все без исключения в той или иной степени волнуются во время экзамена, защиты диплома или диссертации, дебютного выступления на сцене с танцем или музыкальным произведением. Причем, волнуются и те, кто выступает на сцене вот уже многие годы. Однако, небольшое волнение – это вполне нормальная и здоровая реакция. Нормальность реакции определяется отсутствием непереносимой паники: выйдя на сцену, человек постепенно переключается на свою речь/выступление/беседу с аудиторией и просто выполняет свою задачу.

Некоторые специалисты даже отмечают, что нормальное и адекватное волнение перед выступлением имеет свои плюсы. Накануне важного мероприятия человек ответственно подходит к предстоящему выступлению. Становится более внимательным и собранным, тщательно готовится, продумывая каждую деталь. В итоге, умеренное беспокойство приводит к тому, что выступление тщательно подготовлено и имеет успех у публики. В то же время те, кто не боится публики, не всегда имеют стимул достаточно продумать каждый момент выступления. В итоге, их появление на сцене становится провальным.

Патологическая боязнь сцены проявляется интенсивными переживаниями, сильной и неконтролируемой тревогой. Даже если человеку предстоит выступать перед немногочисленной публикой, большинство представителей которой ему знакомы лично, он теряется и испытывает приступ паники. То есть, он не выбирает, кого бояться, а кого –нет. Он боится выступлений в любом виде и в любой обстановке.

Симптомы глоссофобии

Несмотря на причины, провоцирующие глоссофобию, ее симптомы у всех индивидов проявляются примерно одинаково. Накануне важного публичного мероприятия человек испытывает сильную тревожность и беспокойство. Оно нарастает с каждым днем по мере наступления «важного» дня. Субкортикальная система головного мозга активирует мощную выработку гормонов стресса, что, в свою очередь, усиливает двигательную активность всех мышц, меняет работу всего организма, приводя его в состояние «боевой готовности», активирует для борьбы с мнимой опасностью.

Распространенными симптомами глоссофобии являются:

  • Мышечные спазмы и напряжение.
  • Тревожные жесты, нетипичная мимика.
  • Меняется голос: становится тихим, приглушенным.

На уровне вегетативной системы проявляются следующие симптомы:

  • усиленное потоотделение;
  • учащенный пульс;
  • повышение или понижение кровяного давления;
  • мигрени и головные боли;
  • трудности с дыханием.

Характерны при глоссофобии и поведенческие реакции:

  • Ощущение жажды.
  • Дрожь в голосе.
  • Эмоциональный ступор.
  • Потеря речи, неспособность связать мысли от волнения.
  • Непроизвольная диуринация.

В некоторых случаях сильное волнение приводит к обморочным состояниям или непреодолимому желанию обратиться в бегство прямо со сцены. Перед обмороком могут наблюдаться такие реакции, как:

  • общая слабость;
  • тремор;
  • рвотные позывы;
  • бледность кожных покровов;
  • замедленный, еле ощутимый пульс;
  • холодные, «ледяные» руки.

Наличие симптоматики и интенсивность ее проявления у каждого человека индивидуальны и определяются его типом нервной системы, силой переживания эмоций, общего состояния здоровья и физического состояния (усталость, недосып), от конкретной деятельности на момент приступа страха. Если глоссофобия сильная то на сцене у человека может случиться .

Причины глоссофобии

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на развитие страха сцены. Это – наследственная предрасположенность и социальное влияние.

Наследственность подразумевает врожденную склонность к интенсивному переживанию любых эмоций, реагирование только на определенные объекты фобии, генетически унаследованную боязнь социума. В случае, если причиной боязни сцены стала унаследованная социофобия, сам страх перед публикой зиждется на страхе быть осужденным, поруганным, непринятым или осмеянным публикой. По наследству также передаются тип темперамента, особенности характера, интенсивность переживаемых эмоций. Родители и дети действительно очень похожи между собой в психологическом плане: у них одинаковые объекты фобий, схожее эмоциональное восприятие, они одинаково реагируют на те или иные стрессоры, идентична у них и длительность фиксации внимания на них.

Эксперты в области психологии считают, что социальные предпосылки оказывают влияние на развитие глоссофобии в наибольшей степени. Среди них:

  • Непедагогичное, деспотическое воспитание в детстве.
  • Строгое и конфликтное, агрессивное поведение родителей с ребенком.
  • Придание важного значения критике со стороны.
  • Высокая степень самокритики, как результат – полное послушание перед авторитетными личностями, желание угодить всем.
  • Нелюбовь к себе, неприятие своей личности, заниженная самооценка как следствие влияния чрезмерно строгого воспитания и критики со стороны родителей.
  • Провальная, неудачно выполненная в детстве, но важная задача, результаты которой подвергались критике со стороны.
  • Ирреальное видение действительности, интерпретирование фактов в негативную сторону.

Еще одной предпосылкой для развития пейрафобии может стать неуверенность в своей компетенции, недостаточная подготовленность к выступлению, недостаток знаний и сведений. Также многие люди боятся сценических выступлений из-за того, что у них никогда не было достаточной практики в этом.

Излишний перфекционизм, желание во всем быть первым, владеть всем в совершенстве зачастую приводит к сценической тревожности. Для таких людей жизненно важно мнение их публики. А поскольку оно очень изменчиво, и толпа не всегда встречает выступающих с абсолютным восторгом (что является нормой), развитие страхов неизбежно.

Глоссофобии также подвержены педантичные и щепетильные личности, которые стремятся держать все под контролем. Огромное собрание людей очень сложно контролировать, не всегда можно добиться желаемого результата. Это и провоцирует развитие патологической тревожности у таких личностей.

Как преодолеть страх сцены?

Как победить страх сцены? Этим вопросом задаются многие из нас. Данная фобия успешно поддается коррекции при своевременном обращении за помощью и работе с грамотным, квалифицированным специалистом. Вмешательство психолога требуется в случае, если страхи носят патологический, навязчивый характер, если человек страдает приступами паники и интенсивными соматическими проявлениями. Что касается людей, для которых сцена является постоянным местом профессиональной деятельности – актеров, музыкантов, ораторов, постоянных участников конференций, презентаций, совещаний и других публичных личностей, то в их случае фобию вполне возможно победить самостоятельно.

Лечение такого фобического расстройства как глоссофобия проводится в 4 этапа:

  • Признание наличия болезни.
  • Анализирование и выявление предпосылок его развития.
  • Формирование возможных путей решения, составление плана действий.
  • Осуществление составленного плана.

Рассмотрим подробнее возможные варианты действий для снижения беспокойства, которые помогли бы индивиду поднять самооценку и вылечить тревожно-фобическое расстройство.

  1. Пересматриваем отношение к незнакомым людям.

Публика для выступающего – всегда нечто неизвестное, непредсказуемое и неуправляемое. Пересмотрев восприятие аудитории как неизвестных личностей, получив сведения об этих людях, оратору гораздо легче будет выступать, волнение заметно снизится. Итак, перед выступлением тщательно анализируйте следующие моменты:

  • Контингент (пол, возраст, социальный статус, возможные интересы и увлечения людей, которые собираются посетить ваше выступление)
  • Подумайте, что именно хотели бы услышать от вас эти люди. Какая информация им будет интересна, а какая – не очень. Нужно ли подходить к ним с юмором, или выступление требует максимальной серьезности и сосредоточенности. Что они «унесут с собой» после вашего выступления, какая информация будет для них полезной.

Проработав эти пункты, вы сможете спланировать идеальную, информативную речь, продумать модель поведения на сцене заранее, предусмотреть возможные вопросы от публики, и т.д.

  1. Перестаем бояться «страшной и критичной» публики.

Многие выступающие на сцене нервничают из-за того, что воспринимают публику как строгого критика. Они обращают внимание на смешки из зала, на неодобрительные выражения лиц, критические недовольные взгляды, неодобрительный шепот.

Пересмотрите свое отношение к аудитории: перестаньте воспринимать ее как критика, сконцентрируйтесь на положительных моментах. Мнение публики никогда не может быть однозначным. Поэтому обращайте внимание на заинтересованных слушателей, одобрительные кивки, возгласы восторга, пристальный внимательный взгляд. Также визуализируйте в воображении положительное, одобрительное восприятие вашего выступления.

  1. Исключите возможность провального выступления.

Чтобы снизить вероятность провала к минимуму, тщательно готовьтесь к своему выступлению. Пусть ваша компетентность, уровень знаний и осведомленность перекроют волнение и тревожность. Ведь знающий, компетентный человек всегда чувствует себя гораздо уверенней, с легкостью может ответить на самые каверзные и сложные вопросы публики. Проработайте подробный план выступления, отточите каждую деталь до совершенства.

Например, вы выступаете с докладом. План вашей подготовки должен быть следующим:

  • Нахождение, анализирование и проработка информации из разных источников.
  • Написание оригинальной речи на основе изученных материалов.
  • Конспект ключевых моментов, точек ориентира (чтобы ничего не забыть).
  • Продумайте последовательность всех частей выступления.
  • Подберите факты: чем можно подкрепить вашу точку зрения в случае возникающих у публики вопросов.
  • Заучите подготовленную речь.
  • Предупредите заранее возможные вопросы аудитории, составьте ответы на них заранее.

Лучше, если вы проведете несколько репетиций перед выступлением. Пусть слушателями станут ваши друзья, родные, коллеги. Также очень хорошо работает такой метод: запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте и оцените ее критически. Проделайте это несколько раз. С каждой новой записью вы будете замечать улучшения, вычищать недочеты. Эти методики позволят вам чувствовать себя гораздо увереннее на сцене, поможет исключить возможные ошибки.

  1. Дайте себе право на ошибку.

Не придавайте гипертрофированного значения критике со стороны других людей. Помните, что ошибиться может каждый. А критика не всегда бывает справедливой: зачастую причиной раскритиковать ваше выступление может стать плохое настроение слушателя, его скептический циничный взгляд на большинство явлений, личная неприязнь и антипатия к вам независимо от качества выступления, предвзятое отношение к вам. Также стоит помнить, что и одобрение не всегда бывает объективным.

Постоянно прорабатывайте психотехники, формирующие адекватную самооценку, повышающие вашу значимость в собственных глазах, помогающие воспринимать себя объективно и независимо от других людей. Такими техниками могут стать аффирмации и медитирование.

  1. Оптимизм – превыше всего.

Зафиксируйте свое внимание на процессе, а не на том, каков будет итог выступления. Во время речи продумывайте каждое слово, сосредоточьтесь на предмете, о котором вы говорите. Замечайте все преимущества вашего выступления на сцене. Ведь вы – в поле зрения всех людей! Сколько информации вы можете до них донести, сколько полезного дать, развлечь, развеселить, подарить знания и хорошее настроение. Старайтесь обращать внимания на все преимущества, настройтесь на позитив!

Прекрасной дополнительной мерой для преодоления страха сцены станут следующие методы:

  • Комплексная гимнастика, которая направлена на укрепление всех мышц тела.
  • Дыхательные практики.
  • Тренировка левого полушария мозга – занятия логикой, математикой, выполнение задач, требующих аналитического мышления.
  • Занятия вокалом – тренируют голос, приводят в тонус диафрагму.
  • Во время выступления ваша поза должна быть максимально открытой к публике.
  • Медитативные техники.
  • Аффирмации и самовнушение.

Не забывайте и о самом простом способе поднять настроение себе и публике. Даже если вам очень сложно этой сделать, заставьте себя улыбнуться, сказать всем этим собравшимся людям несколько важных и приятных слов. Несомненно, вы получите море улыбок в ответ. А это вселит в вас уверенность и нивелирует вашу тревожность!

Итак, мы надеемся, что приведенная здесь информация позволила вам прояснить причины и закономерности развития глоссофобии, а перечисленные психотехники и советы помогут справиться с боязнью сцены. Если статья показалась вам полезной, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в соцсетях. Также для нас очень важны ваши отзывы и пожелания, написать которые вы можете ниже.

«Как перестать бояться публичных выступлений?» - вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Впервые мы сталкиваемся с необходимостью выступить перед серьезной публикой уже в институте или на работе. И если в школе выступления перед одноклассниками доставляли вам дискомфорт, и вы ловили себя на мысли – «я боюсь это делать», то задания по работе, где необходимо донести определённую информацию перед профессионалами, скорее всего, приводят вас в ужас.

Но вся эта боязнь публичных выступлений есть только у нас в голове, поэтому от неё можно легко избавиться, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют.

Волнение перед выступлением на сцене бывает разным, но ощущаем мы одинаковое состояние, которое крайне тяжело побороть: руки и коленки трясутся, пересыхает во рту, голос звучит как будто со стороны, зрители превращаются в одну пугающую массу. Чтобы понять, почему страх так управляет нами и как можно с ним справиться, выясним его причины.

Возможно, самая первая и недооцененная причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко заговорит в публичном месте, то родитель заставит его замолчать. В последующем это и будет объяснением того, почему у человека возникает фобия громко излагать мысли перед аудиторией.

Когда голос зажимается, то это приводит к волнению, и в итоге к страху. Добавить масло в огонь, конечно же, не забудут и школьные учителя, принижающие способности, и одноклассники, которые могут задеть чувства не подумав о последствиях. Эти моменты – причины социальных фобий, в том числе провоцирующих страх публичных выступлений.

Вторая причина, из-за которой бесстрашная публичная речь обходит нас стороной, относится к психологической составляющей страха. Раньше страх был синонимом слова опасность. Почувствовал холод – попытался быстрее согреться, подошел к краю пропасти – испугался высоты и отошел. Под действием каждодневных стрессов: работы, учебы, экономических и политических изменений в обществе, инстинкт самосохранения претерпел изменений. Вследствие чего волноваться мы начинаем в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением на сцене. Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:

  • Боязнь людей как таковых из-за низкой социальной активности.
  • Боязнь сказать глупость или оговориться.
  • Постоянное накручивание себе той мысли, что слушатели негативно настроены по отношению к вам, и будут пристально оценивать выступление.

Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы. В отличие от боязни людей, о которой написано выше, этот страх глубже, и люди даже не осознают, что боятся именно большого скопления людей и страдают таким видом фобии.

Почему не стоит бояться выступать на сцене

Разобравшись в источниках формирования фобии к сценическим выступлениям, нужно в первую очередь убедить самого себя в том, что этого страха нет, что мы зря начинаем волноваться.

Главный момент на пути преодоления страха, который нужно осознать и прочувствовать – публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны и оценить свои навыки работы с аудиторией. Это важно, поскольку каждый день, на работе или учебе мы общаемся с людьми, и когда нам приносит это дискомфорт, у нас падает производительность, ухудшается настроение и т. д.

Бесстрашная публичная речь - ключ к вашей уверенности в себе. Тренируя навыки с помощью изложения информации перед другими людьми, вы доводите действия до автоматического выполнения, и со временем перестанете чувствовать дискомфорт при общении с людьми. Резюмируем полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене:

  • Опыт общения с большой аудиторией, который поможет развить коммуникативные навыки.
  • В процессе подготовки, вы углубите свои знания, связанные с темой выступления.
  • На рабочих конференциях или студенческих саммитах вашу речь заметят влиятельные деятели, что может оказать вам услугу в будущем.
  • При правильной подготовке к докладам, в скором времени ваша речь станет более грамотной.

Как побороть страх сцены

Если применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже на носу, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:

  • Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.
  • Ваша поза на сцене должна быть уверенной: обе ноги стоят на земле, руки не в закрытой позе, спина прямая. Опорную ногу поставьте вперед для устойчивости. Это позволит кровообращению лучше циркулировать, доставлять в клетки мозга больше кислорода, вы станете меньше волноваться.
  • Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
  • Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
  • Если бесстрашная публичная речь ни с того ни с сего сопровождается дрожью в коленях, то попробуйте мысленно направить на них внимание. Или обманите мозг, и осознанно заставьте коленки дрожать. После этого дрожь часто прекращается.
  • Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.
  • Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы лаконично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.

Рекомендации из данной статьи помогут побороть страх, и бесстрашная публичная речь станет постоянным спутником выступлений на сцене. Вы никогда не скажите – «я боюсь выступать на сцене, я не смогу с этим справиться». Впервые почувствовав себя уверенным перед публикой, вы поймете, что и в жизни стали намного раскрепощеннее, а фобия, преследующая вас, отступила.