Как сделать лабораторную по биологии. Рекомендации по ведению тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии Пример оформления отчета по лабораторной работе

Тетрадь по биологии - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов с полями. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает или просит записать.

Наряду с обычными тетрадями могут использоваться специальные Рабочие тетради на печатной основе, которые изданы как сопровождение к соответствующей линии учебников.

Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой.

Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом.

Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя.

Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с Требованиями по проверке письменных работ по биологии.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии .
  • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему и цель работы, перечисляют используемое оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
  • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6×6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
  • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам - внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.

В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы ).

Лабораторная работа без вывода может не быть оценена.

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.

Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.

Оценка за лабораторную работу выставляется каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.

Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • формулирование вывода о результатах исследования и оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Составители: Миловзорова А.М., Кулягина Г.П. - методисты ГМЦ ДОгМ.

Лабораторные работы по биологии.

Лабораторная работа №1.

Тема: «Состав семян».

Посмотрите на таблицу на доске. Назовите части семени. Сделайте вывод, почему, изучая состав семян, мы можем судить о химическом составе растения.

1. Соблюдая правила техники безопасности , зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что вы наблюдаете?

2. Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.

3. Используя личный опыт, предположите, что произойдет дальше. Прекратите нагревание, закройте спиртовку, поставьте пробирку в штатив. Самостоятельно или пользуясь текстом учебника (с. 10), составьте в тетради схему «Химический состав клетки». Проведите взаимопроверку тетрадей и сравните с таблицей на доске.

Лабораторная работа №2.

Тема: «Определение физических свойств белков жиров и углеводов (крахмал, сахар).

1. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?

2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его. Как изменилась вода в стакане?

3. Капните1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой. Как изменился цвет воды?

4. Капните 1-2 йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?

5. Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша. Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?


6. Обсудите, какие физические свойства органических веществ можно исследовать и каким способом. Занесите полученные данные в таблицу.

Лабораторная работа №3.

Тема: «Строение клетки».

1. Прочитайте первые два абзаца на с. 16 учебника и составьте в тетради схему форм жизни. Дайте краткую характеристику каждой группы и приведите примеры представителей.

2. Настройте микроскоп и приготовьте препарат кожицы лука. Сделайте рисунок в тетради. Назовите хорошо видимые части клетки.

3. Зная функции нуклеиновых кислот, подумайте, какую роль может играть в клетке ядро?

4. Подумайте, почему в половых клетках одинарный набор хромосом, а в клетках тела двойной? Что будет, если изменится набор хромосом?

Лабораторная работа №4.

Тема: «Ткани растений».

1. Подумайте, все ли клетки в многоклеточном организме одинаковы по строению. Ответ обоснуйте.

2. Найдите в учебнике на с. 30 определение ткани, выпишите в тетрадь виды тканей растений.

3. Рассмотрите готовые микропрепараты тканей, сделайте необходимые зарисовки, сформулируйте вывод о связи строения клеток с выполняемой функцией.

4. Ответьте на вопрос: одинаковы ли по строению все клетки в многоклеточном организме растений?

Лабораторная работа №5.

Тема: «Ткани животных».

1. Пользуясь учебником, с. 32-34, выпишите виды тканей животных.

2. Рассмотрите микропрепараты этих тканей.

3. Сделайте вывод о связи строения и функции клеток.

4. Отличаются ли ткани животных от тканей растений? Почему?

Лабораторная работа №6.

Тема: «Строение корневых систем».

1. Рассмотрите корневые системы ржи и фасоли.

2. Найдите в корневой системе ржи придаточные и боковые корни. Можно ли найти в ней главный корень?

3. Как называется корневая система ржи? Зарисуйте и надпишите ее части.

4. Найдите главный корень в корневой системе фасоли.

5. Зарисуйте корневую систему фасоли. Надпишите ее части. Как называется такой тип корневой системы?

Лабораторная работа №7.

Тема: «Микроскопическое строение корня».

1. Рассмотрите в микроскоп препарат «Клеточное строение кончика корня», сравните с рисунком на с. 42 учебника, выделите зоны корня, назовите их функции.

2. Используя свой практический опыт, назовите функции корня. Запишите в тетрадь.

Лабораторная работа №8.

Тема: «Строение и расположение почек».

1. Рассмотрите предложенные вам гербарии, растения. Какие вы видите почки? Как они располагаются? Сделайте рисунок.

2. Найдите на побеге мелкие вытянутые и округлые почки. Сделайте рисунок.

3. Препаровальным ножом сделайте продольный разрез округлой почки. С помощью лупы и препаровальных игл рассмотрите ее внутреннее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.

4. С помощью препаровального ножа разрежьте вдоль более мелкую вытянутую почку. Пользуясь лупой и препаровальными иглами, рассмотрите ее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.


5. Почему почку называют зачаточным побегом?

Лабораторная работа №9.

Тема: «Простые и сложные листья».

1. Рассмотрите внимательно предложенные вам листья, разделите их на группы и объясните, по какому принципу вы их классифицировали. Ответ обоснуйте.

2. Зарисуйте в тетради черешковый, сидячий, сложный лист. Подпишите рисунки.

3. Рассмотрите на растении или гербарном экземпляре расположение листьев. Сравните с расположением почек. Сделайте вывод.

арисуйте в тетради черешковый, сидячий. ам листья, разделите их на группы и объясните, по какому принципу вы их классифицировал

Лабораторная работа №10.

Тема: «Строение цветка».

1. Рассмотрите цветок, держа его за цветоножку. Обратите внимание на его размеры, окраску, запах, количество частей, подумайте о его значении для жизни растения.

2. Аккуратно на листе бумаги отделите околоцветник.

3. Выделите главные части цветка: тычинки, пестик. Рассмотрите, как они устроены.

4. Надпишите на листке названия частей цветка и разложите их соответственно названиям (можно пользоваться текстом учебника на с. 40).

5. Зарисуйте в тетрадь схему строения цветка и подпишите ее. Сделайте вывод о роли цветка в жизни растения.

Лабораторная работа №11.

Тема: «Сухие и сочные плоды»

1. Используя личный опыт и текст учебника (с. 40, второй абзац снизу), расскажите о способах опыления растений. Что происходит после опыления с цветком? Как образуется плод?

3. Заполните таблицу, приведите примеры плодов и растений, у которых они встречаются, сделайте вывод о значении плодов в жизни растений.

Разнообразие плодов.

Лабораторная работа №12.

Тема: «Строение семян двудольного и однодольного растения».

1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.

2. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Какова ее роль для семени?

3. Рассмотрите строение зародыша. Сделайте рисунок, подпишите его основные части.

4. Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.

5. Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки.

6. Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зерновка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть в препаровальную лупу, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы»; надпишите его основные части.

7. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Найдите черты сходства и различия.

8. Заполните схему:

Лабораторная работа №14.

Тема: «Передвижение растворов по стеблю»

1. Сравните передвижение веществ по стволу дерева с передвижением их по стеблю картофеля (учебник, с. 74 и 75). Сделайте схему передвижения в тетради.

2. Рассмотрите микропрепарат «Сосудисто-волокнистый пучок ствола липы», сравните с рисунками учебника на с. 74 и 75, срезом клубня картофеля. Зарисуйте сосудисто-волокнистые пучки в тетрадь и подпишите рисунок.

Лабораторная работа №15.

Тема: «Строение клеток крови лягушки и человека».

1. Посмотрите микропрепараты крови человека и лягушки, сравните их размеры и сделайте рисунок в тетради. Сравните с рисунком в учебнике.

2. Сделайте выводы об увиденном.

Лабораторная работа №16.

Тема: «Строение костей».

1. Рассмотрите предложенные кости животных. Определите, чьи это кости, как называются. Разделите их на группы по размерам, строению.

2. Пользуясь рисунком учебника, назовите части кости, сделайте в тетради рисунок «Строение кости», подпишите его.

Лабораторная работа №17.

Тема: «Движение инфузории-туфельки и дождевого червя».

1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.

2. Накройте каплю покровным стеклом. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив 20, окуляр 15).

4. Пронаблюдайте биение ресничек.

5. Зарисуйте внешний вид инфузории.

6. Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.

Выводы по лабораторной работе – кратко сформулированные итоги обработки результатов измерений – должны быть приведены в разделе «Результаты обработки измерений и выводы» конспекта для каждого задания лабораторной работы. В выводах должна быть отображена следующая информация:

    что и каким методом измерялось;

    какие графики были построены;

    какие результаты были получены.

Также выводы должны содержать обсуждение построенных графиков и полученных результатов: совпадает или нет вид экспериментальных графиков с теоретическими предсказаниями и совпадают или нет результаты эксперимента с теорией. Рекомендуемая форма представления выводов по графикам и по ответу приведена ниже.

ВЫВОД по ГРАФИКУ (шаблон) :

Полученный экспериментально график зависимости название функции словами от название аргумента имеет вид прямой (параболы, гиперболы, плавной кривой) и качественно совпадает с теоретической зависимостью данных характеристик, имеющей вид формула (если вид зависимости неизвестен, то его приводить не надо).

ВЫВОД по ОТВЕТУ (шаблон) :

Полученное экспериментально значение величины полное название физической характеристики , равное символ = (среднее ± ошибка ) ·10 степень единица измерения (δ = ___ %), в пределах погрешности совпадает (не совпадает) с табличным (теоретическим) значением данной величины, равным число, единица измерения .

Построение графиков

1. Графики выполняются карандашом на миллиметровой бумаге или на листе в клетку размером не менее ½ тетрадного листа.

2. Используется прямоугольная система координат с РАВНОМЕРНОЙ разметкой осей. Значения аргумента откладываются по оси X, значения функции – по оси Y.

3. Масштаб и начало координат выбираются так, чтобы экспериментальные точки располагались по всей площади рисунка.

4. Единица масштаба должна быть кратна 1×10 n , 2×10 n 3×10 n и т. д., где n = …-2, -1, 0, 1, 2, ….

5. Рядом с осью дается буквенное обозначение, порядок и размерность физической величины.

6. Под графиком – полное название графика СЛОВАМИ .

7. Никаких линий и отметок, поясняющих построение точек на графикe, наносить нельзя.

Примеры:

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Оформление титульного листа

К

Отчет

по лабораторной работе №

«__________________________________________________________ __________________________________________________________»

Выполнил ст. группы

____________________________

Преподаватель (уч. ст., звание)

____________________________

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области высшего профессионального образования

«Астраханский инженерно-строительный институт»

К афедра Физика и математика, информационные технологии

Отчет

по лабораторной работе № 1.2.

«ИЗУЧЕНИЕ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ УСКОРЕНИЯ

СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА»

(название лабораторной работы)

Выполнил ст. группы ПГС – 11-10

Иванов Иван Иванович

Преподаватель: к.ф.- м.н., доц.

_____Петров Сергей Иванович

1.09.11 Петров

1.09.11 Петров

5.09.11 Петров

Цель работы: 1) изучение колебаний математического маятника: измерение периода его колебаний и определение ускорения свободного падения;

2) оценка случайной и приборной погрешностей измерения; изучение зависимости ширины доверительного интервала от числа опытов и доверительной вероятности.

Схема экспериментальной установки

1 – штатив;

2 – нить длиной l ;

3 – груз;

4 – секундомер;

5 – сантиметровая лента

Расчетные формулы

,

;

g ускорение свободного падения;

l длина нити;

N число колебаний за время t.

Результат измерения длины нити: l = 70,5 см = 0,705 м.

Расчет константы С

С = (2 5) 2 0,705 = 695,807 696 (м).

Задание 1. ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТЕЙ

РЕЗУЛЬТАТА 25 ИЗМЕРЕНИЙ

Таблица 1

Номер эксперимента

После работы

· Установить ручки приборов в исходное положение, выключить установку, вынуть вилки приборов из розеток.

· Сдать лаборанту полученные принадлежности.

Деятельность студента на занятии состоит из следующих действий:

1) допуск к занятию;

2) выполнение работы;

3) осуществление вычислений, получение результата;

4) оформление письменного отсчета.

Допуск к выполнению работы заключается в выяснении знаний студентами теоретического материала, понимания цели работы, знания экспериментальной установки. Подготовка студента к занятию состоит в том, что он внимательно читает все, что написано относительно данной работы в настоящем руководстве. После этого необходимо обратиться к литературе, указанной в рекомендациях, чтобы подробнее ознакомиться с теорией изучаемого явления и ответить на контрольные вопросы к работе, ответы на контрольные вопросы студент готовит дома. О допуске студента к экспериментальной работе преподаватель делает запись в своем журнале. После допуска студент получает исходные данные у преподавателя и приступает к выполнению работы. Прежде всего нужно убедиться в наличии всех принадлежностей, необходимых для ее выполнения.

В ходе выполнения студентом работы преподаватель руководит экспериментальной работой студента, производством измерений, записью их результатов и визирует в лабораторной тетради студента полученные результаты. Затем полученные результаты измерений обрабатываются математически: находятся средние значения, вычисляется искомая физическая величина, вычисляются погрешности, записывается окончательный результат, который показывается преподавателю и оценивается им.

Для получения зачета студенту необходимо иметь письменный отсчет о работе, который оформляется в лабораторной тетради. Письменный отсчет должен содержать все пункты, которые указаны в едином описании лабораторных работ (см. ниже).

1. Титульный лист по образцу.

2. Цель лабораторной работы.

3. Приборы и принадлежности.

4. Схема или рисунок установки (с надписью и пояснением всех входящих в схему элементов), а также рисунки, поясняющие вывод рабочих формул.

5. Основные расчетные формулы, с обязательным пояснением величин, входящих в формулу.

6. Таблицы.

7. Примеры расчета.

8. Если требуется по заданию – графики и диаграммы.

9. Вывод по лабораторной работе обязателен.

Выводы по лабораторной работе – кратко сформулированные итоги обработки результатов измерений – должны быть приведены в разделе «Результаты обработки измерений и выводы» конспекта для каждого задания лабораторной работы. В выводах должна быть отображена следующая информация:



· что и каким методом измерялось;

· какие графики были построены;

· какие результаты были получены.

Также выводы должны содержать обсуждение построенных графиков и полученных результатов: совпадает или нет вид экспериментальных графиков с теоретическими предсказаниями и совпадают или нет результаты эксперимента с теорией. Рекомендуемая форма представления выводов по графикам и по ответу приведена ниже.