Лабораторная работа 4 строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа по биологии "строение цветка" (7 класс). Какими бывают цветки? Почему их так называют

Строение и многообразие цветка.

Цветок -это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для размножения покрытосеменных (цветковых) растений. Исключительная роль цветка связана с тем, что в нем совмещены все процессы бесполого и полового размножения, в то время как у низших и многих высших растений они разобщены. В обоеполом цветке осуществляются микро- и мегаспорогенез, микро- и мегагаметогенез, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов. Особенности строения цветка позволяют осуществлять перечисленные функции с минимальными затратами пластических веществ и энергии.

Строение цветка

Цветок состоит из стеблевой части (цветоножка и цветоложе), листовой части (чашелистики, лепестки) и генеративной части (тычинки, пестик или пестики). Цветок занимает апикальное положение, но при этом он может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового. Он прикрепляется к стеблю посредством цветоножки. Если цветоножка сильно укорочена или отсутствует, цветок называется сидячим(подорожник, вербена, клевер). На цветоножке располагаются также два (у двудольных) и один (у однодольных) маленьких предлиста - прицветника, которые часто могут отсутствовать. Верхняя расширенная часть цветоножки называетс цветоложем, на котором располагаются все органы цветка. Цветоложе может иметь различные размеры и форму -плоскую (пион), выпуклую(земляника, малина), вогнутую (миндаль), удлинённую (магнолия). У некоторых растений в результате срастания цветоложа, нижних частей покрова и андроцея образуется особая

структура - гипантий. Форма гипантия может быть разнообразной и иногда участвовать в образовании плода (цинарродий - плод шиповника, яблоко). Гипантий характерен для представителей семействрозовых, крыжовниковых, камнеломковых, бобовых.

Части цветка делят на фертильные, или репродуктивные (тычинки, пестик или пестики), и стерильные (околоцветник). Околоцветник Околоцветник - стерильная часть цветка, защищающая более нежные тычинки и пестики.Элементы околоцветника называются листочками околоцветника, или сегментами околоцветника.У простого околоцветника все листочки одинаковы;у двойного - дифференцированны. Зелёные листочки двойного околоцветника образуют чашечку и называются чашелистиками, окрашенные листочки двойного околоцветника образуют венчики называются лепестками. У подавляющего большинства растений околоцветник двойной (вишня, колокольчик, гвоздика). Простой околоцветник может быть чашечковидным (щавель, свёкла) либо (что бывает чаще) венчиковидным (гусиный лук). У небольшого числа видов цветок вообще лишён околоцветника и поэтому называетсябеспокровным, или голым(белокрыльник, ива).Цветок одного из лютиковых - живокости, с пятью голубыми чашелистиками и белым глазком, образованным лепестками-нектарниками и лепестками-стаминодиями.

Чашечка состоит из чашелистиков и образует наружный круг околоцветника. Основной функцией чашелистиков является защита развивающихся частей цветка до его распускания. Иногда венчик полностью отсутствует, или сильно редуцирован, а чашелистики принимают лепестковидную форму и ярко окрашены (например, у некоторых лютиковых). Чашелистики могут быть обособлены друг от друга или срастаться между собой.

Запрос «Венчик» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Венчик образован различным количеством лепестков и образует следующий за чашечкой круг в цветке. Происхождение лепестков может быть связано с вегетативными листьями, но у большинства видов они представляют собой утолщённые и разросшиеся стерильные тычинки. Вблизи основания лепестков иногда образуются дополнительные структуры, которые в совокупности называют привенчиком. Как и чашелистики, лепестки венчика могут срастаться с собой краями (сростнолепестнойвенчик) или оставаться свободными (свободнолепестной венчик). Особый специализированный тип венчика - венчик мотылькового типа - наблюдается у растений из подсемейства Мотыльковые и семейства Бобовые.

Венчик, как правило, самая заметная часть цветка, отличается от чашечки более крупными размерами, разнообразием окраски и формы. Обычно именно венчик создаёт облик цветка. Окраску лепестков венчика определяют различные пигменты: антоциан(розовая, красная, синяя, фиолетовая), каротиноиды (жёлтая, оранжевая, красная), антохлор (лимонно-жёлтая), антофеин(коричневая). Белая окраска связана с отсутствием каких-либо пигментов и отражением световых лучей. Чёрного пигмента тоже не бывает, а очень тёмная окраска цветов представляет собой очень сгущённые тёмно-фиолетовые и тёмно-красные цвета.

Аромат цветков создают летучие вещества, главным образом эфирные масла, которые образуются в клетках эпидермы лепестков и листков околоцветника, а у некоторых растений- в смофорах (особых различной формы желёзках, имеющих секреторную ткань). Выделяющиеся эфирные масла обычно сразу испаряются.

Роль венчика заключается в привлечении насекомых-опылителей. Кроме того, венчик, отражая часть спектра солнечных лучей, днём предохраняет тычинки и пестики от перегрева, а закрываясь на ночь, создают камеру, препятствующую их охлаждению или повреждению холодной росой.

Тычинки (андроцей)

Тычинка - мужской репродуктивный орган цветка покрытосеменных растений. Совокупность тычинок называется андроцеем.

Большинство ботаников считают, что тычинки являются видоизменёнными микроспорофиллами неких вымерших голосеменныхрастений.

Количество тычинок в одном цветке у разных покрытосеменных широко варьируется от одной (орхидные) до нескольких сотен (мимозовые). Как правило, число тычинок постоянно для определённого вида. Нередко расположенные в одном цветке тычинки имеют разное строение (по форме или длине тычиночных нитей).

Тычинки могут быть свободными или сросшимися. По числу групп сросшихся тычинок различают разные типы андроцея: однобратственный, если тычинки срастаются в одну группу (люпин, камелия); двубратственный, если тычинки срастаются в две группы; многобратственный, если многочисленные тычинки срастаются в несколько групп; братственный - тычинки остаются несросшимися.

Тычинка состоит из тычиночной нити, посредством которой она нижним концом прикреплена к цветоложу, и пыльника на её верхнем конце. Пыльник имеет две половинки (теки), соединенныне связником, являющимся продолжением тычиночной нити. Каждая половинка разделена на два гнезда- два микроспорангия. Гнёзда пыльников иногда называют пыльцевыми мешками. Снаружи пыльник покрыт эпидермой с кутикулой и устьицами, затем располагается слой эндотеция, за счёт которого при подсыхании пыльника вскрываются гнёзда. Глубже в молодом пыльнике проходит средний слой. Содержимое клеток самого внутреннего слоя-тапетума- служит питанием для развивающихся материнских клеток микроспор (микроспороцитов). В зрелом пыльнике перегородки между гнёздами чаще всего отсутствуют, исчезает тапетум и средний слой.

В пыльнике происходит два важнейших процесса: микроспорогенез и микрогаметогенез. У некоторых растений (лён, аистник) часть тычинок становится стерильной. Такие бесплодные тычинки называются стаминодиями. Часто тычинки функционируют как нектарники(черника, голубика, гвоздичные).

Плодолистики (гинецей)

Внутреннюю часть цветка занимают плодолистики, или карпеллы. Совокупность плодолистиков одного цветка, образующих один или несколько пестиков называют гинецеем. Пестик - наиболее существенная часть цветка, из которой формируется плод.

Полагают, что плодолистики - это структуры, у которых прослеживается листовая природа происхождения. Однако функционально и морфологически они соответствуют не вегетативным листьям, а листьям, несущим мегаспорангии, то есть мегаспорофиллам. Большинство морфологов считают, что в ходе эволюции из плоских и открытых возникли вдоль сложенные (кондупликатно) плодолистики, которые затем срослись краями и образовали пестик. Пестик занимает центральную часть цветка. Он состоит иззавязи, столбика и рыльца.

Лабораторная работа Тема: «Строение цветка». Цель: закрепить знания о строении цветка, как органа размножения растений. Оборудование: муляжи цветов растений.

Слайд 27 из презентации «Строение цветка» к урокам биологии на тему «Цветок»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке биологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Строение цветка.ppt» можно в zip-архиве размером 3517 КБ.

Скачать презентацию

Цветок

«Побег биология» - в Мех. часть Тубус И ш К Р Окуляр Столик пред. Р. верх встав. раст Бот… жив эукар. ЦИТОЛОГИЯ клетка наука. С т р о е н и е. К Объектив Препарат. Орган размножения. Ч. Сосуды - мин. Луб. С т е б е л ь. ФУНКЦИИ передвиж. в-в выносит раст. на свет запас. Ксилема. Прям. Кл. сок. Назад. В. Сады, парки. Кож.

«Строение стебля» - Функции стебля. Подорожник. Удлиненные укороченные. Одуванчик. Выводы: Внешнее строение стебля. Тема: Стебель. Подорожник одуванчик маргаритки примулы. Внутреннее строение стебля. Внешнее и внутреннее строение стебля. Проводящая Опорная Запасающая. Подсолнечник кукуруза астра гладиолус. Укороченные стебли.

«Строение листа» - Листья кактусов превратились в колючки. Густое опушение на листьях. Листья - иголки. Листья - ловушки. Сочные листья очитка и молодила. Почему осенью листья изменяют окраску? Листья и фактор влажности. Восковый налет, мелкие листья. Теневой лист. Листья растений влажных мест обитания - гидрофитов. У алоэ, агавы, толстянок, листья сочные и мягкие.

«Семя плод» - Таким образом, можно разделить плоды на односемянные многосемянные. Количество семян зависит от количества семязачатков внутри завязи. МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа». Сочные и сухие плоды. Но у многих растений в завязи много семязачатков. Односемянные и многосемянные плоды. Виды плодов.

6 класс

Лабораторная работа № 14, 15

«Строение и функции цветка»

Цель: закрепить знания о строении цветка как органа размножения растений.

Оборудование: натуральные объекты, муляжи цветов растений, рисунки.

Ход работы

Задание 1

    Рассмотрите рисунок, показывающий строение цветка (раздаточный материал)

    Зарисуйте рисунок в тетрадь, подпишите все части цветка.

Задание 2

Рассмотрите муляж цветка (или рисунок), подсчитайте количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков; составьте формулу цветка и заполните таблицу:

Название растения

Количество чашелистиков

Количество лепестков

Количество тычинок

Количество пестиков

Формула цветка

Задание 3.

    Цветки, с каким околоцветником изображены на рисунке?

Задание 4.

Ответьте на вопросы:

1 Вариант

    Дайте определение цветку.

    Назовите женский орган цветка. Из чего он состоит?

    Какие цветки называются обоеполыми?

    Какие цветки называются правильными?

    Какие цветки называются однодомными?

2 Вариант

    Дайте определение цветку.

    Назовите мужской орган цветка. Из чего он состоит?

    Какие цветки называются раздельнополыми?

    Какие цветки называются неправильными?

    Какие цветки называются двудомными?


Донецк ая общеобразовательн ая школа I-III ступеней № 83 имени Г.И. Баланова

Разработка урока по теме: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков», в 7 классе.

Разработала учитель биологии

Штец Т атьяна С ергеевна

Урок № 20

Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».

Цель: ознакомить учащихся со строением генеративных органов у растений. Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Развивать внимательность, умение обобщать и анализировать, выделять главное, сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе; культуру записи при выполнении практической части работы.

Базовые понятия и термины: генеративные органы, цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.

Концепция: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побегом. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов. Сформировать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, а также об однодомных и двудомных растениях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить внимание на тип их симметрии.

Тип урока: интерактивный.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем перейти к новой теме, учащимся предлагается вспомнить ранее изученные биологические понятия.

Беседа:

  • Что такое размножение? Назовите основные виды размножения.
  • Назовите все известные синонимы определению «половое размножение».
  • Как вы думаете, почему половое размножение называют генеративным?
  • У всех ли растений есть цветок? Назовите растения не имеющих цветков.
  • Из чего развивается цветок?

III. мотивация учебной деятельности.

  • Появление первого слайда на мультимедийной доске Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».
  • Сообщение учащимся о том, что во время урока они будут знакомиться с материалом по следующему плану, (он записывается на доске):

ЦВЕТОК

4 симметрия

1 видоизмененный

побег 2 строение цветка 3 классификация цветков (растений)

  • Параллельно объяснениям темы на доске учитель записывает новые термины, понятия как словарь.

IV. Изучение нового материала.

Рассказ с элементами беседы, использованием проблемных ситуаций.

Демонстрация слайдов – фотографий с изображением растений в период цветения. Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.

Цветы, цветы …. Как много их

И розовых и голубых

Как мотыльков на тонких стебелечках.

Цветы, цветы …. Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Цветы, цветы …. И там и тут

Они смеются и цветут.

Обсуждение увиденного материала. Эстетическое значение цветов.

Изучение цветка вишни. Слайд «Цветущая ветка вишни», «Продольный разрез цветка вишни».

Учащимся предлагается прокомментировать данную схему (проблемная ситуация). Слайд – приложение № 1.

Учитель заполняет словарь: пестик, тычинка, лепесток, чашечка, цветоложе, цветоножка.

С помощью слайда – приложения № 2. «Морфологическое строение цветка».

Учитель рассказывает о таких образования как:

  • Венчик (сростно-, свободнолепестной).
  • Чашечка (сростно-, свободнолистная).
  • Околоцветник: двойной, простой (венчиковый, чашечковый).

Демонстрация слайда – приложение № 3 «Цветок тюльпана».

Учитель заполняет словарь: венчик, чашечка, околоцветник.Учитель предлагает вернуться к изучению главных частей цветка.

Учитель читает стихотворение.

Цветок всю ночь готовил мед,

Пчелу - сластену в гости ждет.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу

Пыль мучную эту перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял и зреет плод.

Проблемная ситуация . Учащимся предлагается обсудить процесс происходящий в цветке. И ответить на вопрос, почему пестик и тычинки являются главными частями цветка.

Демонстрация слайда – приложение № 4 «Микроскопическое строение тычинки и пестика».

Учитель заполняет словарь: мужская и женская гаметы.

Проблемная ситуация . Учащимся предлагается подвести итоги 2 пункта плана урока.

Классификация цветков:

  • Обоеполые.
  • Однополые.

Растения с однополыми цветками разделяют на:

  • Однодомные.
  • Двудомные.

Учитель заполняет словарь: обоеполые, однополые, однодомные, двудомные.

Демонстрация слайда – приложение № 5 «Кукуруза во время цветения»

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 3 пункта плана урока.

Симметрия цветков:

  • Актиноморфные (вишня, яблоня …).
  • Зигоморфные (горох, фасоль …).
  • Асимметричные (каштан, гладиолус).

Учитель заполняет словарь: актиноморфные, зигоморфные, асимметричные.

Подведение итогов 4 пункта плана урока.

V. Выполнение лабораторной работы.

Приложение № 6 «Инструктивная карточка» для выполнения лабораторной работы.

VI. Обобщение, систематизация, контроль знаний, умений, навыков учащихся.

Игра «Ромашка» (проверь себя).

С обратной стороны лепестков записаны термины, понятия изученные на уроке. Учащимся по очереди предлагается оторвать лепесток и раскрыть изученный на уроке термин или понятие (из словаря, заполненного на уроке).

VII. Домашнее задание.

Параграф 27 учить, на вопросы 1-7 с 115 ответить устно. Подготовить интересные факты о цветках.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: Строение и разнообразие цветков.

ЦЕЛЬ: изучив строение цветка предложенного вам растения, доказать, что он является органом размножения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: слайдовое изображение цветка на мультимедийной доске, гербарные коллекции цветковых растений, цветки комнатных и декоративных растений, учебник.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, главные части цветка.
  2. Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
  3. Определите тип околоцветника, чашечки, венчика.
  4. С помощью рисунков 97,98 в учебнике, изучите микроскопическое строение тычинки и пестика.
  5. Изученный вами цветок опишите по приведенному ниже плану. Для этого достаточно подчеркнуть признак, характерный для вашего цветка.

ПРИЗНАК

ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип околоцветника:

1. Простой. 2. Двойной.

Чашечка:

1. Раздельнолистная. 2. Сростнолистная

Венчик:

1. Свободнолепестный. 2. Сростнолепестный

Окраска венчика:

1.Неяркая. 2. Белая. 3. Желтая. 4. Красная.

5. Розовая. 6. Синяя. 7. Фиолетовая.

Симметрия цветка:

1. Правильный. 2. Неправильный.

3. Ассиметричный.

Наличие тычинок и пестиков:

1.Обоеполый. 2. Пестичный. 3. Тычиночный.

Что находится внутри пыльника:

Что находится внутри завязи:

1. Семена. 2. Пыльцевое зерно. 3. Семязачаток.

ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________