Что посадить в огороде список овощей. Планирование посадок. Сроки посева основных огородных культур в открытый грунт Посадки огородных растений в средней группе

Елена Калинина

Конспект НОД «Посадка растений » в средней группе

Мещерякова Елена Алексеевна, воспитатель

Задачи :

1. Уточнить и систематизировать знания детей о садовых и комнатных растениях ;

2. Закрепить знания детей по уходу и посадке растений ;

3. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений ;

4. Воспитывать бережное отношение и желание выращивать растения .

Предварительная работа. Беседы по теме «Комнатные и садовые растения » , дидактические игры «Что изменилось» , «Назови ласково» , чтение стихов о цветах.

Ход занятия:

Организационные моменты.

Ребята, я приглашаю вас на цветочную поляну. Посмотрите сколько красивых цветов на полянке. Почувствуйте, какой аромат цветов, вдохнем воздух.

Все мы любим цветы. Цветы, которые растут на клумбах как называются? (садовые цветы) .

Какие садовые цветы вы знаете? (Ирис, астра, роза, тюльпан)

Но цветы растут не только на клумбах, но и в домах, на нашем подоконнике.

Мы их называем как? (Комнатные цветы)

Какие комнатные цветы знаете? Молодцы, много знаете комнатных цветов.

А какие нужны условия, чтобы цветы росли? (Вода, тепло, земля)

Правильно, чтобы наши цветы росли, цвели, размножались и радовали нас, им нужен свет, тепло, вода, земля.

Комнатные цветы будут красивыми, здоровыми, если за ними будет хороший уход.

Мы все с вами знаем, как нужно ухаживать за цветами.

Давайте вспомним.

Как ты, София, ухаживаешь за цветами (Я поливаю цветы, рыхлю землю, опрыскиваю листья из пульверизатора, протираю листья).

Как нужно поливать цветы? (Поливать надо аккуратно, по краю горшка)

Какой водой нужно поливать? (Поливать цветы надо теплой, отстоянной водой)

За цветами нужно ухаживать и тогда цветы нам будут приносить пользу.

Какую пользу могут приносить человеку цветы? (Цветы поглощают плохой воздух, заживляют раны, успокаивают нервную систему)

Да, ребята, цветы очищают воздух, заживляют раны, поэтому цветы нужно беречь.

Физминутка

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

В космонавты мы пойдем,

Корабли мы поведем.

В вертолетчики пойдем

Вертолеты поведем.

А мы в летчики пойдем, самолеты поведем

В садоводы мы пойдем

И цветы мы все польем.

Ребята, нам пришло письмо от садовода,он задает вам загадку :

Встречаешь их везде :

И в клумбе, и в горшке,

И в парке, и в саду,

И даже на пруду,

Поднимут настроение зеленые…

(растения )

Какие красивые цветы,

Они называются бархатцы.

Вы хотите, ребята, чтобы летом бархатцы росли на нашей клумбе. А что для этого надо? (Надо посадить растение )

Представьте, как красиво будет на нашем участке, когда зацветут бархаты, но, чтобы семена бархатцев проросли, выросли, зацвели, нам надо много потрудиться.

Вспомним правила посадки .

Что сначала будем делать? (Вскопать землю, разрыхлить, сделать бороздки, полить, посадить семена , засыпать землей, полить бороздки водой)

Пойдемте трудиться, оденьте фартуки, подойдите к столу.

Все хорошо потрудились, мы теперь будем наблюдать, как прорастают семена .

Итог занятия.

Чем мы занимались? Что вам понравилось на занятии?

Публикации по теме:

Тема НОД: «Посадка репчатого лука» Возраст детей/группа: 4 - 5 лет, средняя группа Основная образовательная область: исследовательско-познавательное.

Конспект НОД (экология) «Посадка лука» в средней группе. Подготовила: воспитатель Степанова Елена Ивановна. Цель: Вызвать у детей познавательный.

Конспект НОД в средней группе «Посадка лука» Конспект занятия в средней группе «Посадка лука» Подготовлен воспитателем Бахолдиной А. Н. Цель: Учить детей сажать лук; закрепить знания.

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; развивать наблюдательность, учить связывать причину и следствие. Образовательные.

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми в старшей группе «Посадка комнатных растений» Тема «Посадка комнатных растений». Цель: Создать условия для формирования социально-коммуникативных навыков через элементарный бытовой.

Цель: 1. Знакомить детей с процессом посадки лука. 2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе. 3. Дать элементарные понятия.

На дачном участке обязательно отводится клин под огородные культуры, основную часть которых составляют овощные. Каждая культура отличается своими биологическими особенностями, сформировавшимися в климате ареала происхождения. Основным условием успешного выращивания овощных культур в несвойственной им среде является срок посева, связанный с температурой почвы и воздуха, яркостью освещения и продолжительностью светлого времени суток. Для некоторых культур эта продолжительность светового дня не влияет на всхожесть и развитие растений. Такие культуры можно высевать практически в течение всего теплого сезона. Другие – довольно болезненно реагируют на изменение освещения. Селекционеры, выводя новые сорта, всегда приучают их к климатическим условиям определенного района и соответственно рекомендуют ориентировочные даты посева, соблюдение которых обязательно.

В статье предложено ознакомиться с ориентировочными сроками посева семян основных овощных культур в открытый грунт для регионов с разными климатическими условиями.


Основные принципы и условия посева в открытый грунт

Отношение к температуре

Показателем начала сева является температура почвы на глубине залегания основной массы корней определенной культуры. На ее изменение и скорость прогрева влияют снежный покров, подземные воды, тип почвы, ее влажность. Именно прогрев почвы в корнеобитаемом слое обеспечивает возможность получения раннего урожая. Если высеять семена в холодную почву, то даже холодостойкие культуры могут взойти, но сформировать урожай будут не в силах. Корни в холодной почве не могут нормально функционировать для обеспечения условий развития надземной массы. Чтобы сохранить посев, теплолюбивые культуры высевают только при наступлении постоянной теплой погоды без возвратных весенних заморозков. При их угрозе всходы укрывают любым покровным материалом (спанбондом, лутрасилом), который снимают на следующее утро с наступлением теплой погоды. Солнечный прогрев покрытой грядки может отрицательно сказаться на всходах и молодых сеянцах.

Естественно, что сроки посева по регионам могут не совпадать по числовым данным весенне-летних месяцев. Поэтому основным ориентиром начала посева в открытый грунт в регионах с коротким теплым периодом и ранним наступлением холодов будет температура почвы, интенсивность освещения и установление безморозного периода.

1. При помощи термометров . Коленчатых термометров Савинова ТМ-5, вытяжных термометров и термометра-щупа.

Новичкам-огородникам удобнее определять температуру почвы послойно термометрами. Помните, что их используют только в теплый период, а при понижении температуры на глубине 5 см до 0°С – выкапывают и убирают в помещение. Методика проведения измерений указана в рекомендациях.

2. По растениям (состоянию кроны деревьев, надземной массы кустарников, наступлению цветения многолетних дикорастущих трав).

Возьмите на заметку:

  • Распустились почки у черной смородины, можно высевать овощные и цветочные культуры.
  • Развернулись почки у березы бородавчатой, значит почва на глубине 5 см хорошо прогрелась, настало время посева ранних зеленных, посадки раннего картофеля. Чуть развернулись листочки – пришло время сеять редис, морковь, другие корнеплоды. Готовится береза к цветению – почва прогрелась до 10 см глубины. Пора сеять томаты в открытый грунт.
  • Цветут одуванчики при прогреве температуры в 10 см слое почвы до +6…+8°С, а в слое 10-40 см – только до +3°С.
  • Цветет черемуха – пора высаживать картофель.

3. По физическому состоянию почвы . Этим способом чаще пользуются опытные огородники. Горсть земли сжимают в комок. Если на поверхности комка выступает жидкость – сеять рановато, а рассыпался комок – сеют ранние. Упал, да на комочки разлетелся – можно приступать к посадкам ранних капусты и картофеля, салатов, редиса.


Отношение к освещению

В комплексе главных условий следующим является свет. Он регулируется значительно большим перечнем требований: сроками посева, температурой воздуха, густотой стояния, своевременным прореживанием, уничтожением высокорослых сорняков, которые затеняют растения.

Каждый тип растений в природных условиях нормально растет и развивается при определенной длине светового дня.

1. Нейтральные. Культуры этой группы практически не реагируют на количество и период получаемой солнечной энергии. К ним относятся горох, фасоль, некоторые сорта томатов и огурцов, а также арбузы, спаржа и другие. Список постоянно пополняется селекционерами, которые новым сортам и гибридам «прививают» способность не реагировать на длину светового дня.

2. Короткодневные. В условиях укороченного дня (10-14 часов) растения быстрее зацветают и переходят к плодоношению. Это определенные сорта и гибриды томатов, фасоли, огурцов. В эту же группу входят другие тыквенные (кабачки, тыква, патиссоны), кукуруза, перец сладкий и горький, баклажаны. Быстро переходит к цветению (цветушность) группа зеленных (укроп, петрушка, салат, шпинат, щавель, лук на зеленое перо).

3. Длиннодневные. Растения этой группы при достаточной продолжительности освещения (более 14 часов) переходят к фазе цветения и плодоношения. В эту группу растений входят все виды капуст, редис, брюква, редька, репа северных сортов, пастернак, морковь, овощной горох, свекла. Если длиннодневным растениям создать условия короткого дня, используя ранний посев или затемнение, их развитие затормозится. Они не смогут перейти к фазам цветения и плодоношения. Останавливаются на формировании пышных розеток зелени (вегетативных органов).


Сроки посева овощных культур в открытый грунт

Ранневесенние посевы (середина марта – середина апреля)

Эту группу растений составляют культуры мало- и среднетребовательные к свету. Посев ранневесенних зеленных и овощей можно выполнять поэтапно, через 10-12-15 дней, что продлит получение свежей продукции.

Список культур для посева при температуре почвы в 7-10 см слое в пределах +3…+5°С.

  • Зеленные (пряновкусовые) – укроп, петрушка, кориандр, фенхель, пастернак, листовая горчица, сельдерей, спаржа, мелисса и другие.
  • Овощные листовые и с надземным формированием урожая – все виды салатов, хрен, шпинат, ревень, горох, ранняя цветная капуста, брокколи, капуста белокочанная раннеспелая.
  • Луковичные и корнеплодные – лук севок и лук чернушка на перо и луковицу, морковь ранняя, редис, редька, репа, брюква.

Средневесенние посевы (середина апреля – вторая декада мая)

Если весна будет холодной и влажной, переносят посев на более поздний срок (на 5-8 дней). Как и холодоустойчивые, эти культуры тоже можно высевать поэтапно, через 10-12-15 дней, что продлит получение свежей продукции.

При прогреве почвы в корнеобитаемом слое от +5°С можно продолжить посев некоторых мало– и среднетребовательных к условиям солнцеобеспечения, культур.

Список культур для посева при температуре почвы в 8-15 см слое в пределах +5…+8°С.

  • Зеленные – сельдерей листовой, черешковый, корневой, салатный цикорий.
  • Овощные – все виды капуст: белокочанная средняя, краснокочанная, брюссельская, савойская, кольраби и другие. Высаживают картофель ранний, средний, лук порей, чеснок яровой. Высевают лук севок и бобы, фасоль. Ближе к маю высевают кукурузу овощную сахарную, подсолнечник,
  • Корнеплоды: свекла, морковь средняя.

Поздневесенние посевы (последняя декада мая – середина июня)

Посев овощных в открытый грунт осуществляется в третьей декаде мая – июне месяце при наступлении постоянной теплой погоды без возвратных весенних заморозков. К примеру, в средней зоне России, Сибири, на Урале, теплая погода без заморозков устанавливается после 10-15 июня. Почва в корнеобитаемом слое прогревается до +12…+15-17°С. То есть посевы в открытый грунт даже ранних холодоустойчивых овощных культур сдвигаются на предлетье или начало лета. В этих регионах целесообразнее использовать ранние сорта, обязательно районированные под местный климат, использовать временные укрытия и доращивание овощных культур в защищенном грунте в осенний период.

3 – Список теплолюбивых культур, посев которых проводят при температуре почвы в 10-15 см слое до +13…+15-17°С

При наступлении устойчивого теплого периода высевают томаты, фасоль, бахчевые (дыни и арбузы), подсолнечник, базилик, майоран, корнеплоды (морковь, свеклу). Высаживают в открытый грунт рассаду пасленовых (томаты, баклажаны, перец сладкий и горький) и тыквенных культур (огурцы, кабачки, патиссоны, тыкву).

Таким образом, специалистами выделены группы растений, которым для всходов и нормального развития требуется определенная температура почвы, безморозная погода, количество и длительность поступления солнечной энергии.


При подборе сроков посева овощных на своем участке нужно учитывать, что некоторым короткодневным сортам необходим фактор темноты, но только в начале вегетационного периода (на это время их притеняют). С возрастом они нормально развиваются и формируют плодоношение в условиях длинного дня. Если короткодневным растениям обеспечить длину светового дня более 14 часов, то их развитие замедлится, начнет усиленно развиваться вегетативная масса. Это свойство используют при выгонке зеленных для быстрого получения свежей зелени и ранней овощной продукции.

В холодных регионах, сдвигая посев овощных культур на более ранние сроки, необходимо использовать временные укрытия, готовить утепленные грядки.

На Дальнем Востоке особый температурный режим. Овощеводство сосредоточено в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях. Влажное теплое лето позволяет снимать достаточно высокие урожаи холодостойких сортов перца сладкого и бахчевых, выведенных специально для этой зоны, а также капусты, моркови, которые можно выращивать в открытом грунте, проводя посев после 15 июня, то есть посевы будут предлетние. Зеленую продукцию пряновкусовых овощей, выращенных в открытом грунте, получают только при летних посевах. В этих регионах целесообразнее использовать ранние сорта, обязательно районированные под местный климат, использовать временные укрытия и доращивание овощных культур в защищенном грунте в осенний период.


Таблица 1. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Южного региона

Название культур
1-25 марта 5-15 июня
Салат листовой 5 марта – 15 апреля 15 апреля -10 мая
Лук на перо, лук на репку 10-30 марта с 15 апреля
Огурцы 10 апреля – 10 мая 25 мая – 15 июня
Чеснок яровой 1-10 марта
Картофель 1 марта – 10 апреля с 20 апреля (сорта среднего срока созревания)
Морковь 5-25 апреля; 15 апреля – 30 мая 25 мая – 10 июня
Редис 15-30 марта
Пастернак 5-10 апреля 20 апреля – 10 мая
Горох 1-30 марта
Кукуруза сахарная 20 апреля – 10 мая
Фасоль 15-20 мая
Свёкла 5-15 апреля 15-30 апреля 25 мая – 10 июня
Томаты 15-30 марта с 15 апреля (сорта среднего срока созревания)
15 апреля – 20 мая 20 мая-10 июня
Капуста белокочанная 10 апреля – 20 мая (сорта позднего срока созревания)
Кабачки, патиссоны 20 апреля – 10 мая
Арбузы, дыни

Таблица 2. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Центрально-Чернозёмного региона

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 1-25 марта 15 апреля – 20 мая 20 мая – 15 июня
Салат листовой 5 марта – 15 апреля 20-30 апреля 20-30 мая
Лук на перо, лук на репку 10-30 марта 20 апреля – 20 мая 20 мая – 15 июня
Огурцы 20 апреля – 20 мая 20 мая – 15 июня
Чеснок яровой 1-10 марта 11-20 мая 25 мая – 5 июня
Картофель 1 марта – 10 апреля 20-15 мая 11-20 мая
Морковь 15-30 марта, 5-25 апреля; 25 апреля – 10 мая 20-30 мая
Редис 5-10 апреля 20-28 апреля
Пастернак 1-30 марта 10 апреля – 1 мая
Горох 5-15 апреля 20-30 апреля 20 апреля – 25 мая
Кукуруза сахарная 20-30 апреля 20 мая – 1 июня
Фасоль 10-30 мая
Свёкла 15-30 марта 20 апреля – 10 мая 20-30 мая
Томаты С 15 апреля (под укрытие) 25 апреля – 5 мая 15 мая – 15 июня
Баклажаны, перец сладкий и горький С 15 апреля (под укрытие) 15-25 апреля (под укрытие). С 20 мая отслеживать погоду 20 мая – 15 июня
Капуста белокочанная 1-25 марта (сорта раннего срока созревания); 10-20 марта (сорта среднего срока созревания) 20-30 мая (сорта среднего срока созревания) 20-25 мая (сорта среднего и позднего сроков созревания)
Кабачки, патиссоны 10-15 мая
Арбузы, дыни 10-15 мая

Таблица 3. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Дальневосточного региона

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 20-30 марта; 10-20 апреля; 15-20 мая 25 мая – 10 июня
Салат листовой 1-20 марта; 1-20 апреля; 15-20 мая
Лук на перо, лук на репку 25 – 10 апреля 15-20 мая 25 мая – 15 июня (под укрытие)
Огурцы 15-20 мая (под укрытие в теплую грядку) с 15 июня
Чеснок яровой 10-15 апреля 15-30 апреля
Картофель 1-15 апреля (под укрытие); если холодная весна 10-15 апреля с 15 апреля по 20 мая (под укрытие) с 20 мая (сорта раннего срока созревания)
Морковь 20-30 (сорта раннего срока созревания); 10-20 апреля (сорта среднего срока созревания) 15 апреля – 20 мая (сорта среднего срока созревания); можно продолжить посев сортов раннего срока созревания с 25 мая (сорта позднего срока созревания); 20-25 мая (посев сортов среднего срока созревания)
Редис 20-30 марта с 20 мая (под укрытие в связи с удлинением длины дня) 25 мая – 15 июня (под укрытие)
Пастернак 20-30 марта
Горох 15 марта-15 апреля с 15 мая (под укрытие) с 15 июня
Кукуруза сахарная
Фасоль
Свёкла 10-20 апреля с 25 мая
Томаты
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная 15-20 мая (сорта раннего срока созревания под укрытие) с 20 мая
Кабачки, патиссоны с 15 июня
Арбузы, дыни с 15 июня

Таблица 4. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Сибири и Урала

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 20 апреля – 20 мая 25 мая – 15 июня
Салат листовой 20 апреля – 20 мая (под укрытие) 1-15 июня (под укрытие)
Лук на перо, лук на репку с 20 мая 1-15 июня (под укрытие)
Огурцы 20 мая – 10 июня (в теплые грядки или под временное укрытие) 25 мая – 15 июня
Чеснок яровой 12-15 мая
Картофель 28 апреля – 10 мая 10 мая – 1 июня
Морковь 25 апреля – 20 мая 20 мая – 10 июня
Редис 25 мая – 15 июня (под укрытие)
Пастернак
Горох
Кукуруза сахарная
Фасоль
Свёкла 15-30 мая 15-30 мая
Томаты
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная С 1 июня (под укрытие)
Кабачки, патиссоны
Арбузы, дыни

Таблица 5. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Северо-Западного региона

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 15 -25 мая 25 мая – 15 июня
Салат листовой 15-20 мая (под укрытие) 1-15 июня (под укрытие)
Лук на перо, лук на репку 15-20 мая 1-15 июня (под укрытие)
Огурцы 20 мая – 10 июня (в теплые грядки или под временное укрытие) 15 июня – открытый грунт
Чеснок яровой
Картофель 28 апреля – 10 мая (сорта раннего срока созревания) 10 мая – 1 июня
Морковь 25 апреля – 20 мая 20 мая – 10 июня
Редис с 25 мая (под укрытие)
Пастернак
Горох
Кукуруза сахарная
Фасоль
Свёкла 15-30 мая
Томаты 15 апреля – 5 мая (под укрытие)
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная 10-15 мая (сорта раннего срока созревания под укрытие) С 1 июня (под укрытие)
Кабачки, патиссоны
Арбузы, дыни

Таблица 6. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Средней полосы и Подмосковья

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 1-10 мая; (сельдерей 10-20 мая) 15-30 мая
Салат листовой 5-10 мая 20-30 мая
Лук на перо, лук на репку 10-20 мая 11-20 мая
Огурцы 10-20 мая (под укрытие) 20 мая – 15 июня (под укрытие)
Чеснок яровой 10-20 мая 11-20 мая
Картофель 10-20 мая 15-25 мая
Морковь 5-10 мая 20 мая – 10 июня
Редис 1-10 мая с 25 мая (под укрытие)
Пастернак 5-10 мая
Горох 5-10 мая с 10 июня
Кукуруза сахарная 8-15 мая
Фасоль 8-15 мая с 10 июня
Свёкла 5-10 мая 15-30 мая
Томаты 15 апреля – 5 мая (под укрытие)
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная 1-10 мая (сорта раннего срока созревания под укрытие)
Кабачки, патиссоны 15-20 мая (под укрытие) 20-30 мая – 5-10 июня
Арбузы, дыни

В консультации коротко рассказывается о том, как правильно выбрать овощи для посадки в соответствии с возрастом детей, размер грядок, правила и сроки посева и пересадки, глубина заделки, о правилах ухода за растениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ: «Как устроить огород в детском саду».

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1,5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1,5 до 2 кв. м. Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий.

На участке, отведенном под огород, делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 50 -60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5 м. На нее выносится стойка с инструментами для работы. Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставятся стол и скамейки.

Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений. Это могут быть примулы, маргаритки, анютины глазки, низкие астры, а также земляника, особенно безусая. Оформленный бордюром огород имеет привлекательный вид, кроме того, создается естественная изоляция групп.

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой. У детей средней и старших групп огород общий. Такая планировка дает возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.

Из овощных растений на участке выращивают: салат, шпинат, редис, лук, петрушку, горох, капусту (кочанную, цветную, кольраби), морковь, репу, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп, из многолетних культур - ревень. Овощные растения имеют много сортов. На участке выращивают те культуры, которые являются районированными для данной области и района.

Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и прежде всего такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять для них семена салата, моркови, репы.

На огороде для средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белым кончиком и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат. Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская), помидоры, огурцы, кабачки. Сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Посев и посадка овощей

Семена для посева должны быть чистосортными, иметь хорошие посевные свойства. Основные показатели посевных качеств семян - это всхожесть, чистота и низкая влажность. Для ускорения появления всходов семена намачивают и проращивают. Семена моркови, лука, свеклы стоят 1-2 сут., огурцов, капусты, редиса, салата, кабачков - 8-12 ч, гороха - 2-6 ч.

Сроки посева (для северо-западной зоны).

Сроки посева для растений различны. Морозостойкие культуры (морковь, петрушка, салат, редис, укроп) высевают с самого начала полевых работ - с первой половины мая, так как всходы этих растений могут выдерживать небольшие весенние заморозки. Семена зонтичных (морковь, петрушка, укроп) и лук долго не прорастают, поэтому их сеют раньше большинства культур, чтобы они успели прорасти до просыхания верхнего слоя почвы.

При температуре +5, +8° производят посев и посадку лука-севка, картофеля, репы, редьки, брюквы, а также высаживают в грунт рассаду капусты.

Культуры, требовательные к теплу (огурцы, тыква, кабачки, помидоры, фасоль), сеют и сажают рассадой тогда, когда температура почвы поднимается до +10° и минует опасность весенних заморозков.
Для получения более раннего урожая овощей применяют подзимние посевы. Их проводят с таким расчетом, чтобы семена не проросли до замерзания почвы, так как осенние всходы погибают от зимних морозов. Обычно сеют их во второй половине октября. Под зиму можно сеять редис, петрушку, морковь, салат, укроп, шпинат, сажать лук-севок, чеснок.

Глубина заделки семян. Глубина заделки семян зависит от их размеров, времени посева и влажности почвы. Чем мельче семена, тем меньше должна быть глубина их заделки. Мелкие, но быстро прорастающие семена салата, репы, брюквы заделывают на глубину 1-1,5 см, семена редиса и редьки - на 1,5-2 см. Проростки средних по величине семян огурцов и свеклы могут пробиться и сквозь более толстый слой почвы: их заделывают на глубину 2-3 см. Крупные семена гороха, фасоли, бобов заделывают на глубину 3-5 см.

Семена моркови, петрушки, лука из-за медленного прорастания при мелкой заделке не всходят, так как поверхностный слой почвы быстро подсыхает, а при глубокой - всходы не могут пробиться к поверхности почвы и тоже погибают. Поэтому семена их заделывают на глубину 0,5-1 см, а затем засыпают перегноем толщиной до 2 см.

Уход за растениями. Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними.

После дождя или искусственного полива почва уплотняется и часто образуется корка. Особенно страдают от этого всходы зонтичных, лука и свеклы. Корку разрушают рыхлением. Сорняки приносят вред растениям. Они более приспособлены к борьбе за свет, влагу и пищу, чем культурные растения.

Прополка, прореживание и правильная агротехника - основные условия борьбы с сорняками. Большое значение имеет и удаление сорняков на прилегающих дорогах и канавах до их цветения. Мульчирование, т. е. покрытие поверхности почвы навозом, торфом, перегноем, предохраняет посевы от сорняков и улучшает физико-химические свойства верхнего слоя почвы.

При выращивании овощных растений очень важной является борьба с вредителями и болезнями. Первое место среди вредителей занимают насекомые, затем млекопитающие (грызуны), паукообразные (паутинный клещ), мягкотелые (слизни), некоторые черви (свекловичная нематода). Многие бактерии и грибы вызывают заболевания растений.

Для борьбы с вредителями на участке можно применять профилактические методы, механические и биологические. Профилактические методы имеют большое значение, особенно соблюдение севооборотов - правильное чередование культур с учетом их биологических особенностей. Важное значение имеет предпосевная обработка почвы, а также соблюдение сроков посева семян.

Крестоцветные, особенно капуста, сильно повреждаются гусеницами капустной белянки. Гусениц собирают с растений и затем уничтожают (механический метод).

Биологические методы борьбы с вредителями должны занять ведущее место. Это, прежде всего охрана и привлечение насекомоядных птиц (развешивание на участке искусственных гнездовий и зимняя подкормка птиц). Хорошие результаты дает привлечение на участок жаб, истребляющих голых слизней.


Елена Фильченкова

Дата публикации 28.05.2019

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду .

Для чего же нужен огород в детском саду ?

Огород в детском саду нужен для того , чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива . И, конечно, огород в детском саду , труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Правила организации :

Для того, чтобы создать огород в детском саду , необходимо определить на территории детского сада место , которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.

На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада . Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.

Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров - чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.

Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.

Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

Что сажать на огороде в детском саду ?

Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних , старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений .

То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.

Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое) .

В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны.Основное требование к посадочному материалу : семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.

В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры , но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.

В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие, луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый, капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, плодовые (огурец, томат, перец, корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель, бобовые (горох, фасоль, хлебные злаки.

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Занятия в детском саду на огороде :

В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.

В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.

В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах : индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде : поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде , дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи .

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая .

Как правило , подводя итоги работы на огороде , в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая» , выставка «Что нам осень принесла» и другое.

Публикации по теме:

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе как можно больше.

Правила пожарной безопасности в детском саду и семье План работы в детском саду по обучению правилам пожарной безопасности детей и их родителей Работа с детьми: Занятия. Чтение сказки К. И.

Консультация для воспитателей по организации питания в детском саду Консультация для воспитателей по организация питания в детском саду В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Сервировка стола должна быть такой, чтобы.

МДОУ «Детский сад №14» Старший воспитатель Рыбнова Л. Н. с. Новоселицкое 2018 год Правила дорожного движения в детском саду.

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.