Учет электронной подписи. Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) для ИП и ООО Учет расходов по изготовлению эцп

Что такое ЭЦП

ЭЦП – это реквизит электронного документа, аналог собственноручной подписи, позволяющий одновременно идентифицировать лицо, подписавшее документ и защитить сам документ от подделки и искажения информации в нем.

Чем отличается электронная цифровая подпись (ЭЦП) от электронной подписи (ЭП)?

Ничем. ЭЦП и ЭП это одно и тоже. Определение «электронная цифровая подпись» (ЭЦП) на данный момент является устаревшим. Термин ЭЦП был введен в 2002 году с принятием закона № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и утратил силу с 1 января 2014 года, когда вступил в силу закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Для чего нужна ЭЦП

Сферы применения ЭЦП различны. К ним относится:

  1. Электронная отчетность в государственные органы . Документ, подписанный ЭЦП, имеет юридическую силу и потому может применяться при сдаче отчетности в электронной форме в государственные органы: таможенные, налоговые, внебюджетные фонды, органы статистики и учета и др.
  2. Электронные торги (коммерческие или по госзаказу) . Торги в электронном виде проводятся на электронных торговых площадках. Для регистрации на них, отправки заявок и подписания контрактов поставщикам необходим сертификат ЭЦП.
  3. ЕГАИС . ЭЦП необходима для регистрации в ЕГАИС. На крипто-ключ JaCarta записывается сертификат электронной подписи. Ключ необходим для защиты информации, передаваемой в ЕГАИС , а также он используется непосредственно для соединения с системой. С помощью крипто-ключа документам присваивается электронная подпись и они приобретают юридическую силу.
  4. Корпоративный документооборот . Являясь полным аналогом собственноручной подписи ЭЦП может использоваться при визировании абсолютно любых документов, как внутренних, так и внешних. Применение ЭЦП в документообороте организации и ИП значительно сократит время подготовки, подписания и доставки документов до адресата.
  5. Электронная регистрация сделок с недвижимостью . ЭЦП значительно упрощает и удешевляет процедуру регистрации сделок по купле-продаже недвижимости и получения выписок из ЕГРП о сделках с переходом прав на недвижимость.
  6. Госуслуги . С помощью ЭЦП любой гражданин может направлять обращения и заявления в государственные и муниципальные органы («электронное правительство», «электронный гражданин»).

Виды электронно-цифровой подписи (ЭЦП)

Существует три вида ЭЦП:

  1. Простая электронная подпись.
  2. Усиленная неквалифицированная подпись.
  3. Усиленная квалифицированная подпись.

Простая электронная подпись

Посредством применения кодов, паролей или иных средств, простая ЭЦП подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Данный вид ЭЦП имеет низкую степень защиты и применяется в основном для получения государственных и муниципальных услуг при которых не требуется применение более защищенных видов ЭЦП. Например, с помощью простой ЭП гражданин может подписать и направить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ для получения имущественного , социального (за обучение и лечение) или стандартного вида вычетов.

Также, примером использования простой ЭП является оплата услуг или перевод средств через интернет-банк.

Примечание : простая электронная подпись не защищает документ от подделки и внесения в него изменений.

Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись

Неквалифицированная ЭЦП, помимо удостоверения лица, подписавшего документ, позволяет защитить информацию, содержащуюся в документе от подделки и искажения. Данный вид ЭП имеет среднюю степень защиты и для его использования необходим сертификат ключа проверки. В большинстве случаев, для приравнивания неквалифицированной подписи к бумажному документу с собственноручной подписью, необходимо заключение дополнительного соглашения.

В настоящий момент применение неквалифицированной подписи для формирования документов налогового учета может послужить основанием для возникновения спорных ситуаций с налоговыми органами. Налоговая служба не признает документ, подписанный неквалифицированной подписью, равнозначным бумажному документу с собственноручной подписью.

Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись

Усиленная ЦП имеет самую высокую степень защиты и применяется в большинстве сфер ведения бизнеса. Документ, подписанный квалифицированной подписью, признается равным бумажному документу с собственноручной подписью и не требует каких-либо дополнительных соглашений и подтверждений.

Примечание : ряд документов налогового и бухгалтерского учета может быть подписан только квалифицированной электронной подписью, например, годовая бухгалтерская отчетность , налоговые декларации , заявления о постановке на налоговый учет, возврате (зачете) сумм излишне уплаченных налогов, сборов и страховых взносов и т.д.

Как получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП)

Порядок получения электронной подписи зависит от ее вида.

Для получения простой электронной подписи каких-либо особенных действий совершать не нужно. Например, для получения услуги на сайте необходимо ввести логин или пароль, или СМС код в соответствующую форму.

Для получения квалифицированной и неквалифицированной подписи необходимо оформить сертификат электронной подписи в удостоверяющем центре.

Для получения сертификата квалифицированной подписи удостоверяющий центр должен быть аккредитован в Минкомсвязи, для получения неквалифицированной подписи аккредитация в Минкомсвязи не требуется.

Более подробно про порядок получения ЭЦП можно узнать здесь.

ООО на ОСН. Как в БУ и НУ отразить приобретение: Лицензия КриптоПро, сроком 1 год, в составе сертификата ключа подписи, Изготовление Ключа подписи и сертификата ЭП на комплект "Коммерческий", сроком действия 1 год, Электронный идентификатор Rutoken lite. Спасибо

В налоговом учете расходы на электронную подпись необходимо списывать равномерно весь срок действия ключа (п.1 ст.272 НК РФ). При этом стоимость флэшки, токена можно списать единовременно как прочие расходы (пп.49 п.1 ст.264 НК РФ).

В бухгалтерском учете компания сама вправе выбрать способ списания:

Единовременно, списав на счет затрат 26, 44;

Через счет 97 «Расходы будущих периодов».

Если организация выбирает первый вариант, то формируется проводка: Дт 26, 44 Кт 60.76 – на стоимость сертификата. Если выбран второй вариант, то первоначально Дт 97 Кт 60, 76, далее стоимость сертификата равными долями весь срок использования относим в состав расходов Дт 26, 44 Кт 97. Флэшка, токен в бухгалтерском учете учитывается: Дт 10 Кт 60, 76, Дт 26, 44 Кт 10.

При применении первого варианта у организации возникают разницы между налоговым и бухгалтерским учетом, во втором случае разницы нет.

Обоснование

Из статьи журнала «Учет. Налоги. право», №12, марта 2014
О чем спорят коллеги. На каком счете отразить электронную подпись: 97 или 26?

Яблоко раздора: для сдачи отчетности необходимо приобрести электронный ключ подписи и специальную программу. Действует подпись год, поэтому не ясно, на каком счете отразить расходы и сколько времени их списывать.

Почему это важно: неверный учет может привести к ошибке в бухучете. А за искажение строк отчетности на 10 процентов и более возможен штраф на директора до 3000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ).

Версия 2

Электронный ключ можно сразу списать на 26-й счет

Другие участники форума пришли к выводу, что изготовление ключа - это услуга, которую приобретает компания у удостоверяющего центра. А значит, стоимость токена, сертификата и «КриптоПро» можно списать на счета учета затрат в момент получения документов - счет 26 или 44. После чего эти расходы можно включить в себестоимость продукции (п. 9 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина от 06.05.99 № 33н).

Наше мнение

Компания вправе сама выбрать способ списания

Если для компании плата за сертификат и программу будет существенной, то отразить ее стоимость надо на счете 97 . А потом списывать в расходы равными долями в течение срока использования. Тогда остаток внесенной, но еще не списанной платы за ключ попадет в строку 1210 «Запасы» бухгалтерского баланса (п. 20 ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н). Если же для компании такие расходы несущественны, то можно единовременно списать всю плату за электронный ключ. Причем существенность расходов - это оценочное значение, и компания вправе определить его сама.

Что касается токена или флешки, на которые записан код защиты, то их надо учесть на счете 10 «Материалы». Эту стоимость можно также единовременно списать в расходы (на счет 26 или 44) на дату передачи электронного устройства в бухгалтерию.

Из статьи журнала «Учет. Налоги. право», №19, мая 2013
Расходы на новые электронные подписи…

…безопаснее учитывать равномерно . Как правило, сертификат ключа электронной подписи действует год или несколько лет, поэтому расходы стоит распределить на этот срок (п. 1 ст. 272 НК РФ). И учитывать ежемесячно равными долями. А вот стоимость USB-брелока, на котором хранится сама подпись сотрудника компании (токен), можно списать единовременно как прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

…списывают независимо от количества . В НК РФ и других законах нет ограничений в том, сколько подписей должно быть в компании. Поэтому можно оформить электронную подпись хоть на каждого сотрудника и все эти подписи списать в расходах, подтвердили в Минфине. Но обосновать затраты все же необходимо. Закрепить, кому из сотрудников и зачем требуется электронная подпись, можно в положении об электронном документообороте.

…учитывают и при переоформлении взамен утраченных . Затраты на такое переоформление обоснованны, ведь прежняя подпись потеряет свою действительность. Кроме того, можно включить в затраты по налогу на прибыль стоимость подписи, которую оформили из-за смены реквизитов компании (местонахождения, названия, организационно-правовой формы и т. д.). Ведь иначе компания не сможет сдать электронную отчетность.

…признают на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» , хотя в закрытом перечне такие расходы прямо не названы. Как нам подтвердили специалисты Минфина России, компании вправе учесть затраты на сдачу электронной отчетности, в том числе на электронную подпись. Списать ее можно как расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги (

Э лектронные документы, подписанные электронными цифровыми подписями, являются не только основанием для проведения операций, но и первичными документами, подтверждающими операции для целей обложения налогом на прибыль и НДС, как важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями-налогоплательщиками. В статье рассмотрены практические ситуации по включению в состав расходов затрат, подтвержденных электронными документами, использование электронных счетов-фактур и порядок применения электронных цифровых подписей на электронных документах.

Особенности документов, имеющих ЭЦП

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ) электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписавшего информацию. То есть электронная цифровая подпись (ЭЦП) равнозначна собственноручной подписи на документе, выполненном на бумажном носителе.

В настоящее время оборот документов, заверенных ЭЦП, постоянно увеличивается. Электронные цифровые подписи, согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ, используются в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашениями сторон. Наиболее важным моментом является волеизъявление сторон в обмене «электронными документами», заверенными ЭЦП. Документы, заверенные ЭЦП, могут быть использованы во всех видах гражданско-правовых сделок.

В некоторых случаях документы, заверенные ЭЦП, носят обязательный характер. Так, в письме Федеральной антимонопольной службы от 15.07.2011 № АЦ/27696 указано, что при проведении открытых аукционов в электронной форме на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд весь документооборот должен осуществляться только в электронной форме. Государственный (муниципальный) контракт, оформляемый по результатам открытого аукциона в электронной форме, в обязательном порядке должен быть зафиксирован в электронной форме. При этом ФАС ссылается на ст. 168 ГК РФ и предупреждает о том, что госконтракт на бумажном носителе будет считаться ничтожным. Желание антимонопольного ведомства увеличить электронный документооборот и приблизиться к мировым стандартам понятно. Однако следует отметить, что не все поставщики и подрядчики товаров, работ и услуг для государственных нужд обладают электронными подписями. Большинство субъектов малого предпринимательства (индивидуальные предприниматели, «упрощенцы») об ЭЦП и не слышали и получать ее не собираются. А не допускать их к участию в конкурсах, аукционах или иным формам закупок заказчик не имеет права, так как в этом случае его та же антимонопольная служба оштрафует за создание условий допуска, не предусмотренных законодательством о государственных закупках. Таким образом, вышеуказанное письмо ФАС России — в какой-то степени документ с потенциалом на будущее.

Ряд федеральных органов исполнительной власти полностью перешел на электронный документооборот. В частности, органы ФНС принимают налоговые декларации только в электронной форме. Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах или произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и/или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Порядок направления требований о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по специальным телекоммуникационным каналам связи в настоящее время регулируется приказом ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». В соответствии со ст. 93 НК РФ, если затребованные у организации-налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным форматам, такие документы могут быть отправлены в налоговый орган по защищенным каналам связи также в электронной форме.

Согласно письму Минфина РФ от 07.07.2011 № 03-03-06/1/409 организация может оформлять первичные и сводные учетные документы как на бумажных, так и на электронных носителях. Если организация составляет документы на электронных носителях, то она обязана за свой счет сделать копии таких документов на бумажных носителях для представления в контрольные органы, органы прокуратуры и суды различных инстанций (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, далее - Закон № 129-ФЗ). В соответствии со ст. 6 Закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случаев, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. То есть электронный документ, подписанный ЭЦП, имеет те же права, что и документ, подписанный собственноручной подписью должностного лица и скрепленный печатью организации. Аналогичная позиция изложена и в письме УФНС РФ по г. Москве от 22.09.2010 № 16-15/0997625@.

В настоящее время Закон № 63-ФЗ вступил в силу, но ряд статей из него начинает действовать только с 01.07.2012, а до этого момента действует Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее - Закон № 1-ФЗ), и все имеющиеся нормативные акты были подготовлены с учетом норм этого закона. Закон № 1-ФЗ, безусловно, явился серьезным шагом в дальнейшем развитии электронного документооборота, хотя он и имеет некоторые недостатки. Так, ст. 3 Закона № 1-ФЗ установлено, что владельцем сертификата ключа ЭЦП (т.е. тем, кто проставляет ЭЦП) является физическое лицо, а не организация. То есть организация оформляет ЭЦП на свое определенное должностное лицо. В этом случае возникают риски того, что после увольнения (а в условиях экономического кризиса эта вероятность велика) данное должностное лицо может совершить мошеннические действия от имени организации. Другая ситуация связана с тем, что в случае отсутствия физического лица (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) его сертификатом ключа может воспользоваться кто-либо из коллег или это может быть сделано по поручению руководства организации с целью подписания контракта или иных документов. В этих случаях велика вероятность того, что сделку могут признать ничтожной.

В настоящее время арбитражные суды в основном исходят из формальных признаков в отношении контрактов, то есть требуется их оформление на бумажном носителе, наличие подписей, печатей. Не всегда арбитражные суды принимают в качестве доказательства контракт в электронной форме в качестве доказательства правомерности действий одной из сторон. На практике, чтобы представить в качестве доказательства «электронный контракт» с ЭЦП, необходимо распечатать его скриншот с экрана в присутствии нотариуса и получить заверительную подпись этого же нотариуса на распечатанном документе. Также надо будет представить в качестве доказательства документы, подтверждающие факт наличия у должностного лица сертификата ключа подписи и внутренние документы организации, подтверждающие факт того, что данный сотрудник обладал правом подписывать ЭЦП-контракты.

Важнейшим фактом, определяющим возможность представлению в суды контрактов и иных документов, подписанных ЭЦП, является наличие соглашений между сторонами об использовании электронного документооборота.

Судебная практика

Свернуть Показать

Согласно определению ВАС РФ от 28.05.2009 № ВАС-662/09 в случае отсутствия между сторонами соглашения о возможности использования факсимильного воспроизведения подписи договора подписанный таким образом договор признается незаключенным. Данная норма распространяется и на электронные документы, подписанные ЭЦП.

В ч. 4 ст. 2 Закона № 63-ФЗ указывается, что владельцем сертификата ключа проверки ЭЦП является лицо, которому выдан сертификат проверки ключа ЭЦП. Данный закон устанавливает следующие виды электронных подписей: простую и усиленную. Последняя подразделяется на квалифицированную усиленную подпись и неквалифицированную электронную подпись. Простой электронной подписью является подпись, которая путем использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования ЭЦП определенным лицом. Такая подпись является подписью физического (должностного) лица.

Согласно ст. 5 Закона № 63-ФЗ неквалифицированной электронной подписью является подпись, которая получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа ЭЦП. Также неквалифицированная электронная подпись позволяет определить лицо, подписавшее документ, и обнаружить факт внесения изменений или дополнений в документ уже после его подписания ЭЦП. Квалифицированная электронная подпись выполняет те же функции, но защищена более надежно. В соответствии со ст. 9 Закона № 63-ФЗ соглашения между участниками электронного взаимодействия устанавливают случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанных собственноручной подписью. При этом такие соглашения должны предусматривать правила определения лица, подписавшего электронный документ, по его простой электронной подписи и обязанность данного лица соблюдать конфиденциальность. То есть использование ЭЦП без письменного согласия физических лиц не допускается. Квалифицированная ЭЦП признается действительной до ее отмены решением суда (ст. 11 Закона № 63-ФЗ). Таким образом, Закон № 63-ФЗ снижает риски противоправных действий с незаконным использованием ЭЦП.

Вопросы применения ЭЦП для целей налогообложения прибыли

Наиболее важным вопросом является возможность признания для целей исчисления налога на прибыль доходов и расходов, подтвержденных документами, составленными в электронной форме и/или заверенными ЭЦП. Данная проблема является ключевой. Однако вопрос равнозначности бухгалтерских и налоговых документов, оформленных в электронном виде, и документов, выполненных на бумажных носителях, до конца еще не урегулирован. При проведении проверок налоговые органы в этом вопросе ссылаются на норму п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, согласно которой все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Согласно п. 2 ст. 9 этого же закона первичные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Налоговые органы очень внимательно относятся к документам, выполненным на электронных носителях в качестве подтверждения осуществленных операций. К этому вопросу они подходят с формальных позиций.

Пример 1

Свернуть Показать

Организация, расположенная в Москве, часто посылала сотрудников в командировку в свои филиалы в Тулу, Рязань и Брянск. Для поездок им приобретались электронные железнодорожные билеты, имеющие ЭЦП и все необходимые реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Однако при проведении проверки налоговики не посчитали наличие электронных билетов основанием для принятия расходов в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Свою позицию они мотивировали тем, что электронные билеты доказывают только факт их приобретения, а поездки сотрудника на поезде они не доказывают. Возражения организации о том, что сотрудники действительно находились в командировке, что подтверждается отметками в командировочных удостоверениях, авансовыми отчетами и т.п., приняты не были. Организация была вынуждена произвести перерасчет налога на прибыль, подать уточненную налоговую декларацию и уплатить штраф. После этого организация отказалась от приобретения электронных билетов и перешла только на билеты на бумажном носителе.

Однако ситуация для организаций-налогоплательщиков не является потенциально критической. Согласно ст. 4 Закона № 1-ФЗ электронная подпись считается равнозначной собственноручной подписи под документом, выполненном на бумажном носителе, в следующих случаях: сертификат ключа подписи не утратил действие на момент подписания электронного документа, при наличии доказательств, определяющих момент подписи; подлинность ЭЦП подтверждена. Налоговые органы придерживаются позиции, что если иное не предусмотрено законодательством, то первичные учетные документы налогового и бухгалтерского учета могут составляться в электронном виде и заверяться ЭЦП лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, при соблюдении требований Закона № 1-ФЗ (см., в частности, письмо УФНС РФ по г. Москве от 22.09.2011 № 16-15/099725@). Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (см., в частности, письмо Минфина РФ от 27.10.2008 № 03-03-06/1/605, от 26.11.2009 № 03-03-08/85).

Наибольшую проблему вызывает требование ст. 4 Закона № 1-ФЗ доказать момент подписания документа ЭЦП и правомочность должностного лица, проставившего ЭЦП. Таким подтверждением могут быть: приказ о наделении должностного лица полномочиями проставлять ЭЦП на электронных документах, а в случае если ЭЦП наделен руководитель организации, то его приказ по организации о том, какие документы составляются в электронном виде и подписываются ЭЦП; соглашения с контрагентами об электронном документообороте, в котором указано, кем и какие документы заверяются ЭЦП. При этом главным будет правильное оформление всех необходимых документов. Момент подписания электронного документа определяется с помощью программных продуктов. Если передача электронных документов сторонами осуществляется через специализированную организацию, использующую средства криптографической защиты для передачи конфиденциальной информации, в этом случае будет достаточно сделать официальный запрос - и можно будет получить информацию о времени совершения ЭЦП.

Как уже отмечалось, документы в электронном виде, заверенные ЭЦП, имеют ту же правомочность, что и документы на бумажных носителях, заверенные подписью должностного лица и печатью организации. На практике встречаются ситуации, когда документооборот между организациями происходит только в электронной форме. В частности, в электронной форме происходит выставление счетов от интернет-провайдеров за услуги связи, за приобретение авиационных и железнодорожных билетов и т.п. Чтобы налоговые органы не предъявили претензий в необоснованности затрат и отсутствии их документального подтверждения, организации-налогоплательщики должны выполнить следующие обязательные условия.

Во-первых, четко определить круг контрагентов и операций, по которым будет осуществляться электронный документооборот и совершаться ЭЦП.

Во-вторых, должны быть в наличии соглашения между сторонами об использовании электронного документооборота, составление электронных документов, подписанных ЭЦП, и порядке обмена электронными документами.

В-третьих, компьютер, на котором будет осуществляться работа с электронными документами, подписанными ЭЦП, и их прием-передача контрагенту, должен быть аттестован и использоваться только для указанных целей.

В-четвертых, весь документооборот должен проходить только по защищенным каналам связи и/или через специализированную организацию.

В-пятых, приказом по организации должны быть установлены должностные лица, имеющие право проставлять ЭЦП, и типы документов, на которые эти электронно-цифровые подписи проставляются.

В-шестых, все составленные в электронном виде документы должны отвечать формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а те документы, формы которых не содержатся в альбомах унифицированных форм, должны иметь следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, составившей документ; содержание хозяйственной операции; измерение хозяйственной операции в денежном и натуральном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции; личную подпись этого должностного лица (на электронном документе - его ЭЦП).

В-седьмых, электронные документы будут служить основанием для включения расходов в расчет налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если контрагент организации-налогоплательщика будет их подписывать ЭЦП.

Пример 2

Свернуть Показать

Организация заключила договор на услуги Интернета. Договор был заключен в электронной форме, счета выставлялись так же. Весь документооборот между сторонами осуществлялся в электронной форме. Для того чтобы расходы были произведены, в целях обоснования оплаты подключения, использования и технического обслуживания системы Интернет были подготовлены следующие документы: приказ об использовании системы Интернет сотрудниками, правила ее эксплуатации и порядок осуществления документооборота. Обмен документами между сторонами осуществлялся только с заверением их ЭЦП. Все полученные в электронной форме счета, дополнения, тарифы и пр. помещались в отдельную электронную папку и дублировались копиями.

На практике ряд бухгалтеров задает вопрос о необходимости дублировать электронные документы документами на бумажных носителях. Такая необходимость не является обязательной, так как законодательство приравнивает к документам на бумажных носителях документы на электронных носителях (при соблюдении последними ряда определенных условий). Поэтому наличие дополнительных экземпляров договоров, контрактов, счетов и т.д. на бумажных носителях не будет считаться нарушением. Также в определенных установленных законодательством случаях копии электронных документов выполняются на бумажных носителях в обязательном порядке.

Некоторые налоговые инспекции при проведении проверок неправомерно истребуют от организаций-налогоплательщиков бумажные аналогии электронных документов. Такое требование является нарушением нормы ст. 93 НК РФ. Согласно письму Минфина РФ от 26.08.2011 № 03-03-06/1/521 в тех случаях, когда запрашиваемый налоговыми органами у организации-налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленной форме, представление документа производится организацией-налогоплательщиком на бумажном носителе в виде заверенной им копии с отметкой о подписании документа ЭЦП. Однако в своем письме главное финансовое ведомство не указало, должна ли организация-налогоплательщик представлять на бумажном носителе документ, составленный не по унифицированной форме, но содержащий весь необходимый перечень обязательных реквизитов? По мнению автора, наличие в электронном документе всех обязательных реквизитов, указанных в п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, не приравнивает его к документу, составленному по унифицированной форме. Возможны различные точки зрения на данный вопрос, но для избежания санкций со стороны налоговых органов будет наиболее оптимальным представить копии таких документов на бумажных носителях.

Вопросы применения ЭЦП для целей налогообложения добавленной стоимости

С налогом на добавленную стоимость ситуация обстоит проще. Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть составлен и выставлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Пункт 9 данной статьи вообще очень широко трактует возможность использования электронного документооборота при уплате и исчислении НДС: счета-фактуры, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж могут вестись в электронной форме по образцу, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор в сфере налогов и сборов, то есть по образцу и форме, утвержденным ФНС.

Счета-фактуры, выполненные в электронной форме, согласно п. 9 ст. 169 НК РФ, подписываются ЭЦП руководителя организации или ЭЦП иных должностных лиц, уполномоченных на это приказом или иным распорядительным документом организации. Законодательство разрешает использовать при этом доверенности, но, по мнению автора, это влечет дополнительные риски.

Порядок составления и обмена счетами-фактурами аналогичен всему хозяйственному документообороту в электронной форме. Счета-фактуры в электронной форме составляются по взаимному согласию сторон и при наличии у сторон соответствующих технических средств и возможностей приема и обработки счетов-фактур. Аналогичной позиции придерживается и Министерство финансов России (см., в частности, письмо Минфина РФ от 01.08.2011 № 03-07-09/26). Ведомство рекомендует при оформлении согласия исходить из обычаев делового оборота (правил делового оборота). Однако во избежание рисков невыставления счетов-фактур все-таки лучше заключить между организациями-контрагентами соглашение об обмене счетами-фактурами в электронной форме, подписанными ЭЦП.

Пример 3

Свернуть Показать

Организации подписали договор на поставку товара. В качестве дополнения к контракту было подписано соглашение об обмене электронными счетами-фактурами. В этом дополнительном соглашении отдельным пунктом были прописаны должностные лица сторон, имеющие ЭЦП, и их полномочия. Также в дополнительном соглашении был прописан порядок документообмена и оператор, через которого осуществляется документооборот по закрытым каналам связи.

В настоящее время порядок электронного обмена счетами-фактурами регламентирован «Порядком выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи», утв. приказом Минфина РФ от 25.04.2011 № 50н (далее - Порядок). Согласно п. 1.5 Порядка счет-фактура считается исходящим документом от участника электронного документооборота, если он подписан ЭЦП, принадлежащей уполномоченному лицу, при условии, что он направлен через оператора электронного документооборота. Сертификаты ключей подписей выдаются участникам электронного документооборота удостоверяющими центрами, что позволит серьезно снизить риски несанкционированного использования ЭЦП и мошенничества. Согласно п. 1.9 Порядка электронный документооборот осуществляется по каждому счету-фактуре в отдельности, пересылка счетов-фактур одним файлом не допускается. Отличительной особенностью Порядка является то, что все взаимоотношения между сторонами по поводу обмена счетами-фактурами, внесения в них изменений и дополнений и пр. будут проходить только через специального оператора. Безусловно, Порядок является «шагом вперед» в части электронного документооборота. Однако его недостаток заключается в том, что он подготовлен на основании Закона № 1-ФЗ и не связан с нормами Закона № 63-ФЗ. Между тем уже с 01.07.2012 Закон № 63-ФЗ вступает в силу, поэтому будет очень сложно при выставлении и получении счетов-фактур и возникающих спорных вопросах опираться на нормы отмененного законодательного акта.

В случае с применением электронных счетов-фактур возникает вопрос о датах их выставления и получения. Согласно п. 1.10 Порядка датой выставления покупателю счета-фактуры в электронной форме по специальным каналам связи считается дата его поступления оператору от продавца, указанная в подтверждении этого оператора. Электронный счет-фактура считается выставленным, если продавцу поступило подтверждение от оператора. Датой получения покупателем счета-фактуры считается дата направления покупателю оператором электронного счета-фактуры.

Пример 4

Свернуть Показать

Продавец выставил счет-фактуру в электронной форме, подписанный ЭЦП уполномоченного должностного лица 3-го октября. Файл с электронным счетом-фактурой поступил оператору, о чем тот известил продавца. В этот же день оператор направил счет-фактуру покупателю, о чем последний известил оператора. Таким образом, датой выставления и датой получения является 3-е октября. Стороны обмениваются между собой сообщениями, заверенными ЭЦП.

Однако возможна и такая ситуация, когда счет-фактура будет получен оператором от продавца в один день, а отправлен покупателю - в другой. Или же произойдут сбои в электронной системе, и отправленный файл со счетами-фактурами не будет получен. В случае неполучения необходимых сведений стороны извещают об этом оператора. Взаимоотношение сторон происходит только в случае неполучения счетов-фактур и по вопросам внесения изменений в счета-фактуры. Причем все сообщения подписываются ЭЦП уполномоченных лиц.

Вопрос ведения в электронном виде журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж, их заверение ЭЦП и представление в налоговые органы в настоящий момент еще не регламентирован нормативными актами Минфина России. Однако уже имеется ряд специальных бухгалтерских программ, позволяющих вести журналы учета и книги покупок и продаж в электронном виде. Но эти программы носят прикладной характер, их данные не имеют утвержденного электронного формата, не подписываются ЭЦП и не могут быть представлены в налоговые или любые другие контрольные органы в качестве доказательства и претендовать на возмещение НДС. Поэтому организации могут вести журналы и книги в электронной форме, но лишь для своих нужд. В налоговые же органы они должны представлять их только на бумажном носителе.

Срок хранения электронных счетов-фактур, подписанных ЭЦП, составляет четыре года. При этом Минфин РФ в письме от 18.10.2005 № 03-03-04/2/83 указал, что течение данного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения доходов и расходов. Установленный четырехлетний срок хранения подтверждается и судебными решениями.

Судебная практика

Свернуть Показать

Согласно определению ВАС РФ от 04.03.2010 № ВАС-1745/10, основываясь на норме подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, налогоплательщик обязан обеспечивать в течение четырех лет.

Но когда речь идет об электронных документах, то, по мнению автора, необходимо делать их резервные копии.

Таким образом, имеющаяся система обмена электронными документами, заверенными ЭЦП, в целом решила главную проблему электронного документооборота: приравняла электронные документы с ЭЦП к документам на бумажных носителях, оформленных соответствующим образом.


вывод документа

Расходы на приобретение сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП) относятся к группе 6 нематериальных активов (НМА)

Сразу же заметим, что эта консультация налоговиков касается двух элементов учета - расходов предприятия на приобретение прав пользования компьютерными программами и собственно ЭЦП. Покажем некорректность ее вывода в отношении ЭЦП.

Как правило, речь идет об ЭЦП директора, ЭЦП главбуха и ЭЦ-печати предприятия (при наличии).

Так вот, любая ЭЦП подобно «сим-симу» на вашей входной двери состоит из двух «подогнанных» друг к другу (т. е. генерируемых совместно) элементов. Это:

1) закрытый (персональный) ключ ЭЦП подписанта (или ключ ЭЦ-печати) - как аналог вашего дверного ключа, но только в электронной форме - надежно хранящийся у вас на флешке (как правило);

2) усиленный сертификат открытого ключа ЭЦП - как аналог так называемого секрета (или личинки) дверного замка, и тоже в электронной форме - выложенный в открытый доступ на сайте аккредитованного центра сертификации ключей (далее - АЦСК). Тут заметим, что, в отличие от «обезличенной» секретки, в усиленном сертификате зашиты не только «цугалики», соответствующие строго уникальному персональному ключу ЭЦП, но также информация, идентифицирующая уникальную персону подписанта и самого предприятия. То есть эту секретку вы даете всем (и налоговикам в том числе), чтобы они могли убедиться, что ваш ключ - настоящий. ☺

Главное, что оба этих элемента связаны неразрывно - и с точки зрения их генерирования в виде электронных файлов, и с точки зрения учета тоже.

Причем, если речь идет о бесплатных ЭЦП, полученных вами в АЦСК ГФСУ, то сегодня нет никаких оснований для параноидальных подозрений в их «бесплатно-доходности». Ну, хотя бы по причине невозможности достоверной оценки такого «дохода» - а это один из обязательных критериев его признания согласно п. 5 П(С)БУ 15 «Доход» . Ведь этот АЦСК ключи ЭЦП в принципе не продает…

И хотя есть небесплатные аналоги таких ключей, их стоимость настолько мизерна, что вы всегда сможете аргументировать бездоходность бесплатных ключей несущественностью этой информации для вашего бухучета (см. письмо Минфина от 29.07.2003 г.

№ 04230-04108 ).

Если же говорить о небесплатных ЭЦП, то сперва обратимся к малодоходникам, не корректирующим бухфинрезультат на налоговые разницы при исчислении объекта обложения налогом на прибыль.

1. Отнесение НМА к той или иной группе согласно п.п. 138.3.4 НКУ - это обязанность лишь высокодоходников (и малодоходников-добровольцев). Остальные вправе руководствоваться конкретно П(С)БУ (ну или МСФО ). То есть вам разницы побоку…

2. Если вы вдруг решили классифицировать ЭЦП как НМА - флаг вам в руки. ☺ Мы предпочитаем относить их стоимость на «админ»-счет 92 (согласно п. 18 П(С)БУ 16 «Расходы» ) - либо осторожно распределив эту сумму (через счет 39) на предполагаемый срок действия ЭЦП (1 или 2 года)**, либо же сразу.

Что касается высокодоходников , то для них супер-осторожная стратегия - прислушаться к налоговикам, т. е. играться с копеечными амортизационными суммами согласно п. 138.3 НКУ и разницами согласно пп. 138.1, 138.2 НКУ . Но будь они такими трусами, никогда не стали бы высокодоходниками! ☺ Поэтому наверняка классифицируют обсуждаемые расходы как административные - и не заморачиваются подобными мелочами…


Организацией от удостоверяющего центра получены сертификаты ключей электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) четырех уполномоченных сотрудников организации. Ключи ЭЦП переданы на материальном носителе, в связи с чем передача оформлена накладной. Подписание акта выполненных работ (оказанных услуг) договором не предусмотрено. Счет-фактура получен. Организация применяет общий режим налогообложения. Каков порядок отражения оказанных услуг в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Генерация ключей ЭЦП и выдача сертификатов ключей ЭЦП являются услугами удостоверяющего центра, несмотря на то, что передача ключей ЭЦП оформлена товарной накладной. По общему правилу факт оказания услуг удостоверяется актом, подписываемым сторонами договора.

Для целей налогообложения прибыли, по нашему мнению, расходы по оплате услуг удостоверяющего центра могут быть отнесены к расходам в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и признаны в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Сумма НДС может быть принята к вычету, если выполнены основные требования главы 21 НК РФ: услуги приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС, приняты на учет, имеется оформленный должным образом .

Для целей бухгалтерского учета стоимость услуг удостоверяющего центра относится к расходам по обычным видам деятельности в качестве управленческих расходов.

Обоснование вывода:

Электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП) - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", далее - Закон N 1-ФЗ).

Сертификат ключа подписи, согласно указанной выше норме, - это документ на бумажном носителе или электронный документ с ЭЦП уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца сертификата ключа подписи.

Ключи ЭЦП (как открытый, так и закрытый) представляют собой лишь уникальную последовательность символов, известную владельцу сертификата ключа и предназначенную для создания в электронных документах ЭЦП, а в случае с открытым ключом - доступную любому пользователю информационной системы и предназначенную для подтверждения подлинности ЭЦП в электронном документе.

Изготовление сертификатов ключей подписей, создание ключей ЭЦП, а также предоставление участникам информационных систем иных услуг, связанных с использованием ЭЦП, согласно п. 1 ст. 9 Закона N 1-ФЗ, отнесены к деятельности так называемых "Удостоверяющих центров".

Таким образом, изготовление сертификатов ключей подписей, создание самих ключей, равно как и ведение реестра (внесение записи в реестр) сертификатов ключей подписей, являются услугами, оказываемыми удостоверяющим центром. Следовательно, сама ЭЦП, как и сертификаты ключей подписей, не может быть отнесена к материальным активам организации, приобретенным по договору с удостоверяющим центром. Согласно нормам ст. 783 и ст. 720 ГК РФ факт приемки услуг удостоверяется актом, подписываемым сторонами договора.

Так, согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 1-ФЗ срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре определяется договором между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи. Таким образом, сертификаты ключей ЭЦП действуют в течение ограниченного срока. Обычно они обновляются ежегодно, что также является платной услугой. Кроме того, ключ может быть заменен в случае его утраты или компрометации.

Налог на прибыль

Основные требования для признания расходов для целей налогообложения изложены в п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, определяющим критерием для признания расходов является то, что расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Помимо составления первичных документов в электронном виде с применением ЭЦП, налогоплательщику предоставлено право, а в некоторых случаях вменено в обязанность представление в электронном виде отчетности, следовательно, расходы по оплате услуг удостоверяющего центра полностью соответствуют критерию обоснованности, установленному п. 1 ст. 252 НК РФ. Таким образом, расходы организации на оплату услуг удостоверяющих центров могут быть признаны для целей налогообложения.

Так, в частности, ст. 264 НК РФ предусматривает учет в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затрат организации на:

Юридические и информационные услуги (пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ);

Расходы на оплату услуг вычислительных центров, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы) (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ);

Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Обращаем внимание, что перечень прочих расходов не является исчерпывающим.

Следовательно, расходы организации на оплату услуг удостоверяющего центра могут быть признаны в составе прочих расходов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Согласно положениям п. 1 ст. 318 НК РФ указанные расходы являются косвенными. Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Сумма НДС, предъявленная удостоверяющим центром, согласно нормам п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ может быть принята к вычету налогоплательщиком при наличии следующих условий:

Услуги приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;

Услуги удостоверяющего центра приняты на учет;

Имеется оформленный должным образом счет-фактура.

Как мы поняли из формулировки вопроса, в рассматриваемой ситуации все три условия выполняются. Следовательно, сумма НДС может быть принята организацией к вычету.

Бухгалтерский учет

Действие сертификата ключа подписи может быть приостановлено удостоверяющим центром по некоторым основаниям либо аннулировано (ст.ст. 12, 13, 14 Закона N 1-ФЗ). Таким образом, по нашему мнению, стоимость услуги по генерации ключа и выпуску сертификата нецелесообразно относить на расходы будущих периодов.

Расходы организации на оплату услуг удостоверяющего центра являются, по сути своей, управленческими расходами, которые формируют расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 9/99 "Расходы организации). Управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 9/99).

Напомним, согласно п. 20 ПБУ 9/99 порядок признания управленческих расходов должен быть раскрыт в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг . Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.