Диалоговые формы на уроках географии. «активизация познавательной деятельности через интерактивные формы обучения на уроках географии» учебно-методический материал на тему. Формы работы на уроке

Диалогическое обучение на уроках географии и биологии.
Сагитжанова Б.Е., Павлюк Е.В.
ГУ «Средняя школа № 26»
«Школа - это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее».
Барбюс А.
Основная задача программы Кембриджских курсов - это помощь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать нашу педагогическую практику. Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей, все они между собой взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии, и подходы, применяемые на занятиях. Для повышения эффективности обучения, мало простого усвоения знаний умений и навыков, необходимо, чтобы дети понимали « Зачем им это нужно» и могли брать на себя ответственность за собственное обучение. «Если учителя смогут разработать учебный процесс, чтобы ученики не только усваивали содержание образовательной программы, но и могли развивать свою способность к обучению, то это даст возможность обучаться эффективнее» (Руководство для учителя. стр. 142.). Понимание обучения лежит в основе одного из семи модулей Программы «Новых подходов в преподавании и обучении», мы рассмотрим один из новых подходов «Обучение через диалог». «Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление» (Руководство для учителя.стр. 11.). Слово «обучение» с точки зрения социоконструктивисткой (Выгодский 1978 г. Wood 1998) лежит в основе «новых подходов в преподавании и обучении». Требуется такое понятие «научиться обучению», здесь нам нужно создать такую среду, в которой ученики станут активными и начнут принимать участие в учебном процессе. Особенность заключается в том, что информация передается, а понимание формируется у ученика самостоятельно. Мы же только оказываю помощь в процессе обучения, стремимся «создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008г.) называет «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009г.) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию». (Руководство для учителя, стр. 140)
«Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета/содержания обучения. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения» (Задания для выполнения в период практики в школе).
Диалог – это особая форма общения с учениками, потому что в процессе беседы мы можем установить контакт с классом, выявить проблемы класса, определить пробелы в знаниях. Бразильский педагог Фриери считает, что назначение учителя - вступать в диалог с учениками, общаться с ними, что будет способствовать выявлению и развитию знаний не с тенденцией пополнения, увеличения, а углубления (2007 ред., с.43). Убеждения Фриери наводят на мысль, что на наших уроках в основном диалог с учениками отсутствовал, а был только монолог учителя. Мы заметили, что когда учитель много говорит на уроке или объясняет тему, основной части класса не всегда интересны теоретические основы. Мы считаем, что если дети не участвуют в диалоге, не происходит их развитие, низкая активность мыслительной деятельности. А наша цель – добиться в процессе диалога учителя и учеников, учеников в группе, выражать свое мнение, честно раскрывать себя в этих речевых обменах, взаимообучаться с помощью обмена информацией, задавать вопросы в процессе оценивания.
Мерсер и Литлон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Руководстводляучителя,стр.155). Выготский считает, что диалог является главным инструментом обучения. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Поэтому, мы на своих уроках при использовании «диалогического обучения», пытаемся сформировать группы так, чтобы в каждой группе был ученик, который своим умением рассуждать поддерживал диалог в группе. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные мнения, идеи, содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителю понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. (Руководство для учителя, стр. 155).
Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
В своей практике, на уроках географии и биологии, мы организовываем самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оставаясь при этом её управляющим (ставим цели деятельности, описываем средства деятельности и контролируем результаты), т.е. наше лидерство предполагает активность учащихся. Более развивающим является диалог, в котором учащийся, не боясь реакции, критики со стороны учителя и со стороны одноклассников, аргументируют свою позицию. Часто применяем стратегии, которые способствуют развитию диалога на уроках географии и биологии, такие как: «шесть шляп мышления», «работаем сообща..», «ты мне – я тебе», «мозаика проблем» и т.д.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью диалогического обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты: беседа – дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа (Руководство для учителя.стр.156). На уроках географии и биологии «диалогическое обучение» реализуется через исследовательскую беседу, беседу – дебаты, которые ведутся в группах при работе над созданием постеров.
Работая в группах или парах, всегда определяется лидер. В классе лидеры – спикеры чаще выбираются самими группами, дети выделяют в свои представители учеников с хорошим словарным запасом, которые могут очень хорошо донести суть своих проектов или же учеников, которые учатся на «отлично», а иногда лидерами оказываются сильные по характеру дети, т.к. они могут контролировать работу групп. В ходе заданий и слабые и сильные ученики с помощью беседы, общения создают свои работы. Надо отметить, что в итоге, мы всё чаще стали слышать «тихие голоса» некоторых учеников, которые обычно пассивны на уроке.
Анализируя роль диалога на уроках географии и биологии, мы согласились с утверждением, что «дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию» (Руководство для учителя.стр. 167). С помощью исследовательской беседы, метода опровержений и доказательств, мы лучше отслеживаем результативность, потому что дети работают самостоятельно, оживленно обсуждают в группе задание, выдвигают свои идеи, отстаивают свое мнение, становятся активнее. Практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. И все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Диалоговое общение ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых задач. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Адольф Дистервег
Литература:
Задания для выполнения в период практики в школе.
Руководство для учителя. Третий базовый уровень.
www.wikipediya.ru.

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами.

Диалог задевает эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда принимают его аргументы. Эмоционально-эстетический аспект диалога нельзя целиком отнести лишь к внешней форме учебного занятия. Он органично связан с содержанием, однако выходит за рамки логической предметности, естественно обращаясь к личностной сфере участников диалога. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают украшены особым эмоциональным оттенком.

Диалог - это не просто разговор. Это - совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе истории и географии.

Таким образом, многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе совместной учебной деятельности. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебно-познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления, позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя: порождение проблемы и формирование поиска решения задачи; объяснение партнеру найденного решения; сопоставление гипотез; констатацию вывода; правильного ответа.

Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативность в обучении. Опираясь на все это я разрабатываю свои уроки, где диалог занимает ведущую роль. При таком подходе взаимодействие между мной и учениками является интерактивным, духовным, продуктивным, событийным, а значит - диалоговым. На протяжении уроков при работе в парах и группах дети активно включались в диалог, составляли вопросы, задавали вопросы друг другу.

В процессе диалог - сложный метод обучения, который реализует иерархию целей личностно-ориентированного обучения:

  • на дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами, способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний и умений;
  • на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие дивергентного мышления, развитие познавательных, исследовательских умений, обеспечивает истинное представление об изучаемом предмете;
  • на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность, пережить неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение и восторг.

На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской беседы. Так как предмет истории и географии это, предмет, на котором нужно проводить исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Исследовательская беседа позволяет:

  • каждому предлагать уместную информацию;
  • идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку;
  • участникам задавать друг другу вопросы;
  • участникам составлять вопросы по таксономии Блума.

Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам.

Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.

Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения учеников:

  • стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, они грамотно стали применять термины, называть даты и события и т. д. ,
  • в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему,
  • появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры.
  • ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других областей знаний,
  • изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета образованности и культуры общения,
  • приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков.

Немецкий педагог 19-го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.

Литература :

  1. «Использование диалогового обучения на уроках географии», Васько О.В.
  2. «Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии». Канищева О.В.

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»
городского округа Саранск
учитель географии
Левина Татьяна Алексеевна
Тема: « Проблемно – диалоговое обучение на уроках географии».
Задача предмета географии сформировать мировоззрение в основе которого лежит географическое мышления, целостная картина мира, взаимосвязь природных, социальных и экономических факторов, а также формирование ответственного отношения к своим действиям по природопользованию. Федеральные Государственные Стандарты 2 поколения акцентируют внимание не на формирование ЗУН по предмету как это было раньше, а на развитие личности школьника.
Я работаю в средней школе №3. Наша школа работает над проблемой « Реализация компетентностного подхода в процессе обучения». МЫ понимаем, что будущее России сегодня заключается в сегодняшней школе. Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель компетентностного подхода не в том, чтобы выпускник знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел решать проблемы в любых ситуациях, и в учебных, и профессиональных, и житейских.
В связи с этим меняется и позиция учителя. Сегодня учитель должен по новому понимать свою профессиональную деятельность. Если раньше от нас требовали, чтобы мы дали знания, умения по предмету, то сейчас мы должны развивать личность ученика средством предмета. Компетентностный подход в обучении напрямую связан с проблемно – диалоговым обучением. Я второй год работаю по программе «Школа 2100», это в основном программа начальной школы, но она в нашей школе получила продолжение в среднем и старшем звене.
Программа «Школа 2100» представляет собой образовательную систему, в которой разработан не только учебно-методический комплект, но и содержит образовательные технологии, которые позволяют с этими учебниками работать по новому, т.е. уже сам материал учебника предполагает, что он будет подаваться уже путем проблемного диалога, позволяющим более качественно усваивать знания учащимся и позволяет воспитывать активную и инициативную личность. А также поддерживать интерес и мотивацию.
На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два этапа проблемно-диалогического метода:
1. Постановка учебной проблемы
2. поиск решения
На 1 этапе постановка учебной проблемы, формилируется либо тема урока, либо основной вопрос, поиск решения будет представлять собой «открытие нового знания», т.е. нового для детей географического понятия.
Роль учителя на этих этапах заключается в умении организовать деятельность учеников, учитель выступает организатором деятельности в ходе которой ученики сами получают, добывают, открывают эти знания, ученик в процессе этой деятельности находит решения, т.е. не является пассивным слушателем, а активный участник урока. Научившись ученик перенесет это на жизненные проблемы, т.е этот метод проблемно-диалогический позволяет учить определять цель своей деятельности, намечать план действия, соотносить результат своей деятельности с целью, оценивать результат своей деятельности.
В чем же суть метода проблемного диалога? Постановка учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально организованного учителем диалога. Мы используем 2 вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий выглядит следующим образом. Учителем создаётся проблемная ситуация т.е в ходе диалога с классом, учитель создает эту ситуацию.
Например: тема «Япония»
На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению Японии, определите тему сегодняшнего урока сравнив следующие факты:
Кто проиграл II мировую войну?
Ответ: Япония
Какая страна богата природными ресурсами?
Ответ: Россия
Какая форма правления этих стран.
Ответ: Япония – монархия. Россия – федеративная республика
А какая страна является мировым экономическим лидером?
Ответ: экономический лидер Япония.
И какой же вопрос у нас с вами возникает?
Ответ: Как и почему Япония стала мировым экономическим лидером?
Вот это и есть основной вопрос урока, который определяет тему урока, это и проблемная ситуация в ходе решения этой проблемы и предстоит открыть новое знание.
5.В мире даже термин такой существует. Напомните?
Ответ: Японское экономическое чудо.
6.Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Ответ: Причины Японского экономического чуда.
Но материал нам не всегда позволяет вот так преподавать, поэтому мы используем либо побуждающий диалог, либо подводящий диалог.
Побуждающий диалог будет выглядеть так:
Например: Какие у вас будут гипотезы? Для этого вспомните, что мы знаем о Японии из курса географии, истории.
Ответ: Япония хоть и проиграла войну, но она тратила финансы на развитие хозяйства, а не на вооружение.
Какие еще гипотезы вы бы выдвинули? (необходимо выслушать все высказывания, даже если они неверны).
Ответ: Была выбрана верная экономическая политика.
Ответ: Создана уникальная система образования.
Ответ: Скупались патенты других стран.
Ответ: Лозунг Японии «Да пусть электроника станет нефтью страны».
Назвав причины, выдвинув все гипотезы. Подводим итоги.
В чем же причины экономического чуда Японии?
Ученики перечисляют причины, т.е. происходит открытие нового знания, путем побуждения к высказыванию этих гипотез, тем самым раскрывая тему урока, которая и была ими же обозначена.
Как вы думаете в любом ли классе по уровню подготовки мы можем использовать для решения проблемы побуждающей диалог? Конечно же нет. Вот так можно работать в классе где есть ученики с прочными знаниями по географии, а как быть если нет таких учеников? Тогда мы используем не побуждающий. Подводящий диалог. Что это значит?
Учитель предлагает школьникам посильные(подводящие) вопросы и задания которые шаг за шагом формулируют тему урока или приводят к постановке вопроса и как правило подводящий диалог выстраивается на повторение пройденного материала.
Например: выстраивается логическая цепочка вопросов подсказок, таких как: А вспомните как Япония распределяла свои финансы после 2 мировой войны?
Как японцы относятся к труду?
Какое образование в Японии? И т.д.
Учитель подсказывает вопросы на которые школьники могут ответить или найти ответы в тексте учебника. В конечном итоге учитель подводит детей к конкретному ответу.
В ходе всего урока идет диалог.
Следующий этап урока применение нового знания, т.е. закрепление материала. Задания могут быть различными, например, выполнение заданий в рабочей тетради, на контурной карте, заполнение таблицы, составление схемы и т. д.
Итак суть проблемно-диалогового метода на уроках географии заключается в осуществлении двух этапах:
Постановка учебной проблемы
Поиск решения этой проблемы
Осуществить всё это помогает сам учебник и структура урока в этой образовательной системе «Школа 2100»
Структура урока:
1 этап – Создание проблемной ситуации, актуализация знаний
2 этап – Открытие нового знания
3 этап – применение нового знания
4 этап – итог, оценивание, домашнее задание
Как видно из этой схемы урока, большую часть урока говорят дети, а учитель выступает как организатор деятельности и ведет постоянный диалог.
Структура учебника соответствует структуре урока.
Перед началом каждого параграфа поставлен проблемный вопрос. Ученикам предлагается выдвигать свои версии, гипотезы решения проблемы. С помощью вопросов вспомнить какие изученные понятия и факты пригодятся при решении учебной проблемы? Совместно определяется план решения проблемы.
В соответствии с планом происходит открытие нового знания. После открытия нового знания предлагается школьникам индивидуально и в группах, самостоятельно и с помощью учителя решать проблему, устно и письменно выполнять различные задания.
После открытия нового знания авторы учебника предлагают повторить изученное и потренироваться в самостоятельном применении знаний.
В конце урока определяется общий вывод по решению проблемы и домашнее задание – ознакомиться с новым параграфом и ответить на вопросы.
Проблемно – диалогическая технология позволяет снимать психологическое напряжение на уроке, что ведет к укреплению здоровья учащихся, дети размышляют, высказываются, предлагают, т.е. чувствуют себя на уроке комфортно, отсюда и результат урока.
Работа не завершена, надо еще много трудится, успех приходит не сразу. Есть желание сделать свою работу максимально эффективной.

Интерактивные технологии в преподавании географии.

Новые социально – экономические отношения, высокий уровень конкуренции требуют от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и качественнее происходит формирование этих компетентностей при использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Интеракция предполагает равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности.

Интерактивные методы – система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение. Для реализации интерактивного обучения можно использовать:

    технологию имитационных игр;

    метод кейсов (конкретная ситуация – проблема – пути решения);

    ролевые игры;

    эвристические технологии;

    метод «мозгового штурма»;

    метод синектики, основанный на аналогии;

    метод ассоциаций;

    диалоговое обучение;

    игровое проектирование;

    тренинги;

    взаимодействие пользователя с компьютером;

    метод «кластер»;

    метод «пазл»;

    метод сравнительных диаграмм;

    метод рисуночной диагностики др.

Работа в малых группах – один из популярных методов интерактива, так как позволяет всем учащимся (в том числе и стеснительным) участвовать в работе. Критериями экспертизы групповой работы для школьников являются:

    активность всех членов группы – 3 балла;

    верность высказываемых суждений каждым членом группы – 3 балла;

    уровень культуры общения – 2 балла;

    логика ответов – 5 баллов;

    полнота ответов – 5 баллов;

    глубина ответов – 5 баллов;

    умение слушать товарища – 2 балла.

Технология проблемного обучения

опирается на принцип интегрированности, означающий связь рассматриваемой технологии с другими: личностно ориентированного обучения и дифференцированного обучения. Проблемным называется обучение, при котором усвоение знаний и формирование навыков происходят в процессе решения проблемы («Переброска северных рек России – за и против» или «Строительство ГЭС на реках – за и против»).

Технология критического мышления

умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, умение работать с большим количеством информации и пользоваться различными способами интегрирования её, умение самостоятельно формулировать гипотезу и решать проблемы (экономика регионов страны или отдельных государств).

Креативное мышление

продолжение критического мышления, способствующее развитию новых идей решения. Оно основано на различных технологиях – индивидуальная работа с рисованием и записями в тетради; фронтальная работа; выполнение заданий с помощью компьютера. (оценка природно – ресурсного потенциала России, рациональное использование, неблагоприятные для человека геоэкологические процессы в своей местности).

Технология «мозговой штурм»

Одним из видов работы является экспресс – разминка – быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера:

    атмосфера – это не водная оболочка Земли, а …………….

    тропосфера – это ……………..слой атмосферы.

    анероид – прибор для определения ……………………….

Метод синектики

Для генерации новых идей или решения проблем часто используют метод синектики (примеры). Его смысл заключается в поиске этих решений в сходных ситуациях, которые уже случались. Но синектика – это все-таки многоплановый метод, в котором используются иногда несовместимые элементы. Примером метода синектики можно назвать решение проблемы американской компанией Kellogg, которой надо было уменьшить упаковку для своих сухих завтраков, но при этом так, чтобы продукт не покрошился и не помялся. Решение нашлось в схожей ситуации – уборке осенних листьев. Когда упаковывается сухая листва, она ложится хаотично, оставляя много воздуха между листьями, которые крошатся. А если убирать ее после дождя, листья более гибкие, поэтому легко прессуются. С этой идеи и начались чипсы Принглс. Вот такая простая иллюстрация метода синектики. Четыре вида аналогий:

1. прямая, когда находится любое сходство ситуаций.

2. символическая, когда проблема переосмысляется через метафоры или сравнения.

3. субъективная или, как ее еще называют, личная. В этом случае метод синектики требует от исследователя перевоплотиться в предмет исследования или его часть, представить как он может функционировать, и что можно сделать, чтобы он функционировал лучше.

4. фантастическая, когда предмет рассматривается в отрыве от своих особенностей вне существующих физических законов.

Дискуссия - «Аквариум»

Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

От себя могу отметить, что участники в "аквариуме" должны обсуждать ситуацию настолько громко, чтобы остальные всё слышали!.. (не кричать, конечно... , но... :-) разговаривать достаточно громко) - это преодоление застенчивости, развитие умения публично выражать свою точку зрения.

Этапы реализации :

1 . всех участников разделить на малые группы (по 2-3 человека).

2. участники одной из малых групп садятся за стол (в "аквариум") в центр зала (активная рабочая группа), ведущий предлагает им задания для выполнения и необходимую информацию. А остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей.

3 . участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо:

Обсудить ее в группе, используя метод дискуссии;

Прийти к общему мнению (3-5 мин).

Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, и наблюдать.

4 . Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают следующие вопросы:

Согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?

Была эта мысль достаточно аргументированной?

Какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?

5. После этого место в "Аквариуме" занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию.

Все группы поочередно должны побывать в "Аквариуме", и деятельность каждого из них должна быть обсуждена аудиторией.

Метод «Карусель» заключается в том, что обучающиеся образуют два круга: внешний и внутренний. Внутренний круг – это сидящие неподвижно, а во внешнем ученики через определённый промежуток времени меняются. Ученики внутреннего и внешнего круга получают карточки с заданиями. Ученики внутреннего круга объясняют своё задание ученикам внешнего круга, при этом слушают объяснения друг у друга. Затем берут другие карточки с заданиями.

Метод «Кластер»

представлен несколькими видами: классический (для закрепления материала), бумажный кластер, кластер с нумерацией слов, групповой кластер, обратный кластер. Кластер представляет собой запись фраз по ключевому слову: классический - используя слово «АПК» составить кластер; бумажный – выбрать слова, которые относятся к данному слову; кластер с нумерацией слов – написать ключевое слово на доске и к нему ученики подписывают слова, затем расставить ответы в порядке значимости для данного слова (промышленность России); групповой кластер – работа в группах, но только по своей теме.

Метод сравнительных диаграмм

анализ предлагаемой проблемы, темы и выявление различий и общих черт объектов, сюжетов, событий, явлений. Этот метод можно использовать при работе с текстом учебника, таблицами, схемами (вспомните и назовите отличительные черты, характерные для Северо – Западной России).

Метод «Пазл»

собрать текст по определённой теме, а в качестве фрагментов (пазлов) используются карточки с отрывками текста (назовите пять признаков, которые присущи населению России).

Рисуночная диагностика

Рисунок – один из признанных методов в обучении географии. География – это исследование, процесс создания картины мира. Составной частью географической картины мира являются образы.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных методов познавательной деятельности значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока.

«Использование интерактивных форм обучения на уроках географии»

Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Общее среднее образование - результат целенаправленного процесса овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности.

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит? Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Может, используя разные формы работы с детьми на уроках.

В своей работе я использую интерактивные формы обучения. В чем их преимущества?

Интерактивное обучение - способ позна­ния, основанный на диалоговых формах взаимо­действия участников образовательного процес­са; обучение, погруженное в общение, в ходе ко­торого у обучающихся формируются навыки со­вместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способ­ностей учащихся, их саморазвития.

Используя технологию интерактивного обу­чения на практике, я убедилась в том, что урок, организованный на основе оптимального педа­гогического взаимодействия, имеет ряд преиму­ществ.

1. Урок проходит в оптимальном темпе, час­ти урока логически связаны, сочетаются различ­ные виды учебной работы.

2. Ход урока настраивает учащихся на продук­тивную работу, разнообразные виды и формы за­даний обеспечивают занятость всего класса, по­зволяют учащимся проявить себя.

3. Материал урока усваивается всеми учащимся в соответствии с индивидуально-психологически­ми особенностями, приобретаются новые умения и навыки в познании и общении.

4. На уроках преобладает атмосфера сотрудни­чества и сотворчества. Отсутствуют конфликты.

Один из основных методов интерактивного обучения - групповая форма обучения, при ко­торой эффективность в решении задач повыша­ется, по данным исследований, не менее чем на 10%. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально со­зданной среде опыт (знания, умения) ученик смог перенести во внешний мир и успешно ис­пользовать его. Не менее важным является и то, что в процессе происходящих в группе взаимо­действий ребята осознают ценность других лю­дей, учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение остальных.

Интерактивное обучение соотносимо с кол­лективным подходом в обучении, смысл которого в следующем - «все обучают каждого и каждый обучает всех». Я использую в своей практике следу­ющую технологию интерактивного обучения:

1. Организация обучения в диадах, триа­дах.

При делении учащихся на группы обязательно учитываю психологические особенности каждо­го. В научно-методической литературе отмечается особая эффективность учебного процесса, орга­низованного в тройках. Преимущества учебной деятельности в триаде:

большая коллегиальность (по сравнению с диадами), аргументированность (за счет боль­шего числа возникающих идей),

большая контактность группы,

рефлективность (за счет появления третье­го лица).

2. Организация обучения в малых груп­пах.

Малая группа - относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены кото­рой находятся в непосредственном взаимодей­ствии друг с другом. В условиях урока эта группа представляет собой объединение учащихся с це­лью решения конкретно-познавательных, ком­муникативно-развивающих и нравственно-по­знавательных задач.

Чаще всего я использую групповую работу в четверках и учебных шестерках

3. Нестандартные уроки для всего класса:

Уроки-диалоги, урок-пресс-конференция, урок-конференция,

Уроки типа КВН,

уроки-дискуссии и др.

Особенно часто я провожу в клас­сах уроки-дискуссии. Успех и результативность такого занятия обусловлены:

нетрадиционной постановкой обсуждае­мой проблемы, когда нужно - в течение урока определить свою точку зрения и попытаться обосновать ее;

серьезной подготовительной работой;

готовностью настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);

соблюдением правила «Человек отличает­ся не только умением говорить, но и умением слушать»;

использованием «поддерживающих при­емов» общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы;

стремлением всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение.

Примеры упражнений используемых на уроках.