Как рассчитать объем мусора. Сколько кубов в килограмме мусора? Удельный вес строительного мусора

В ходе строительства и ремонтных работ остается мусор. Еще больше его образуется при сносе, демонтаже или реконструкциях зданий. Эти остатки вывозят, а затем утилизируют. Чтобы минимизировать расходы, надо правильно рассчитать объем и массу отходов.

Например, вычислив вес строительного мусора в 1м3 при демонтаже, можно точно заказать грузоподъемность машины, рассчитать количество рейсов.

После разборки зданий остаются различные по своим характеристикам материалы. Это может быть бумага, дерево, бетон или битый кирпич. Плотность у каждого вида своя, и расходы для вывоза тонны кирпича будут отличаться от расходов на вывоз бетона. А так как расходы на вывоз закладывается в сметную документацию, важно точно рассчитать расходы на эти услуги. Для этого используют таблицу, где указан объемный и удельный вес по видам отходов.

Вид отходов Фасовка Объемный вес, т/м3

Удельный вес, м3/т

Min-max расчетная величина Min-max расчетная величина
Строительный навалом 1,10 – 1,40 1,20 0,91 – 0,71 0,83
Бытовой и уличный 0,30 – 0,65 0,55 3,33 – 1,54 1,82
Обрезки деревянные 0,35 – 0,55 0,40 2,86 – 1,82 2,86 – 1,82
Обрезки тканей 0,30 – 0,37 0,35 3,33 – 2,70 2,86
Опилки древесные 0,20 – 0,30 0,25 5,00 – 3,33 4,00
Снег мокрый 0,70 – 0,92 0,80 1,43 – 1,09 1,25
Снег влажный 0,40 – 0,55 0,45 2,50 – 1,82 2,22
Снег сухой 0,10 – 0,16 0,12 10,00 – 6,25 8,33
Шлак котельный 0,70 – 1,00 0,75 1,43 – 1,00 1,33
Щебень кирпичный 1,20 – 1,35 1,27 0,83 – 0,74 0,79
Щепа древесная 0,15 – 0,30 0,25 6,68 – 3,33 4,00
Электрическая арматура 0,37 – 0,63 0,50 2,70 – 1,59 2,00
Асфальт, битум, гудрон дробленый 1,15 – 1,50 1,30 0,87 – 0,67 0,77
Бой разный, стекло, фаянс 2,00 – 2,80 2,50 0,50 – 0,36 0,40
Бумага рулоны 0,40 – 0,55 0,50 2,50 – 1,82 2,00
Бумага кипы 0,65 – 0,77 0,70 1,54 – 1,30 1,43
Бумага связки 0,50 – 0,65 0,55 2,00 – 1,54 1,82
Бумага старая прессованная - макулатура кипы 0,35 – 0,60 0,53 2,86 – 1,67 1,89
Бутылки пустые навалом 0,35 – 0,42 0,40 2,86 – 2,38 2,50
Ветошь кипы 0,15 – 0,20 0,18 6,68 – 5,00 5,56
Изделия металлические крупные, части труб 0,40 – 0,70 0,60 2,50 – 1,43 1,67
Изделия из пластмасс без упаковки 0,40 – 0,65 0,50 2,50 – 1,54 2,00
Изделия стеклянные, кроме листового 0,26 – 0,50 0,40 3,85 – 2,00 3,85 – 2,00
Картон кипы 0,59 – 1,00 0,70 1,70 – 1,00 1,43
Картон связки 0,42 – 0,45 0,43 2,38 – 2,22 2,33
Лом стальной, чугунный, медный и латунный навалом 2,00 – 2,50 2,10 0,50 – 0,40 0,48
Лом алюминиевый 0,60 – 0,75 0,70 1,67 – 1,33 1,43
Лом бытовой негабаритный 0,30 – 0,45 0,40 3,33 – 2,22 2,50
Машинные части разные мелкие 0,42 – 0,70 0,50 2,38 - 1,43 2,00
Мебель разная 0,25 – 0,40 0,30 4,00 – 2,50 3,33

Удельный вес строительных отходов

Отношение массы к занимаемому объему называется удельным весом. Формула для расчета:

Где m - масса остатков (кг);

V - объем отходов (м3).

Объемный вес мусора от строительства для смет

В сметной документации указывают расходы по вывозу, погрузке образовавшихся при демонтаже остатков, отходов от строительно-ремонтных работ. При включении затрат ориентируются на установленные цены, объемный вес, удаленность мусорного полигона.

Имеются нормативы, в которых указан усредненный объемный вес остатков после разборки. Расчетные значения для сметы при сносе конструкций:

  • бетонных - 2400 кг/м3;
  • железобетонных - 2500 кг/м3;
  • из кирпича, камня, отбивке штукатурки, облицовочной плитки -1800 кг/м3;
  • деревянных, каркасно-засыпных-600 кг/м3;
  • прочих (за исключением металлоконструкций, оборудования)-1200 кг/м3;
  • металлоконструкций, оборудования - проектные данные.

При этом усредненный объемный вес для смет принимается в «плотном теле» конструкций.

Перевод строительного мусора из м3 в тонны

Образовавшиеся в результате сноса отходы, в основном, считаются в куб. метрах, а стоимость вывоза, погрузки рассчитывается для тонны. Чтобы включить затраты на перевозку в смету, переводят значения из 1м3 в тонны.

Для этого можно воспользоваться данными усредненной объемной массы. Если надо узнать, сколько тонн будет весить 3м3 кирпичной кладки, надо его усредненное значение (1800 кг/м3) умножить на объем (3м3).

1800×3=5400 кг=5,4 тонны.

Когда данных об усредненной объемной массе нет, можно высчитать тоннаж отходов, зная объем, плотность данных остатков.

Плотность строительного мусора

К строительному мусору относят остатки из различных материалов. Эти материалы имеют свою плотность. Это важно учитывать при:

  • построении логистических маршрутов;
  • выборе грузоподъемности автомобиля для вывоза отходов;
  • определение количества, вида контейнеров.

Для сыпучих демонтажных остатков, (согласно СНиПу), учитывают насыпную плотность.

Насыпная плотность = массе свободно засыпанных отходов, разделенных на объем.

При этом учитывается не только объем материала, но и пространство между ним. Поэтому насыпная плотность меньше, чем обычная.


Плотность разных видов строительного мусора

Соотношение веса и объема

Чтобы узнать соотношение отходов (m и V) после разборки, используют расчетные значения. В таблицах указывают объемный, удельный вес вывозимого материала. Зная их, легко выполнить перевод тонны мусора в м3 и наоборот.

Методы расчета

Еще на подготовительном этапе рассчитывается количество отходов. Для этого применяется следующий алгоритм.

  1. Рассчитывается объем объекта (в плотном теле). При этом учитывается фундамент, размеры оконных проемов, крыша.
  2. Рассчитанное значение увеличивают на 2 (коэффициент разрыхления), и получают действительный объем строительного мусора.
  3. Находят массу отходов с участка, перемножив действительный объем на плотность материала.
  4. Определяют, как вывозить отходы. Для одного вида рассчитывается количество контейнеров, для других - грузоподъемность машин.

Масса кубометра строительных отходов

Чтобы узнать, сколько метр кубический составляет веса, используют среднюю величину плотности. Значение показывает массу отходов данного объема. Например, масса кубометра смешанных отходов, образовавшихся в ходе ремонта, равна 160 кг (0,16 т), а кубометр точно такого же мусора от сноса уже составит 1600 кг(1,6 т). Так как усредненная плотность этих материалов составляет при ремонте 0,16т/м3, а при сносе (разборке) - 1,6 т/м3. Точно также можно узнать массу кубометра песка, щебенки, утеплителя.

Если нет данных по усредненной плотности, то для перевода кубометров в тонны достаточно перемножить объем на плотность.

Как посчитать строительный мусор от разборки зданий?

Чтобы узнать, какое количество строймусора образуется после сноса объекта, определяют плотность материала, входящего в остатки. Для этого используют таблицы плотности материала, или используют общие расчетные значения.

Затем рассчитывают удельный вес или массу кубометра. Для определения расходов на доставку к месту захоронения переводят метры кубические в тонны. Рассчитывают по виду строительного мусора с учетом данных объемного удельного веса.

В процессе разборки (демонтажа) зданий или сооружений или отдельных конструктивных элементов, а также при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ образуются возвратные материалы, возвратные материалы с остаточной стоимостью - металлолом и дрова или строительный мусор. Возможна ситуация, когда до начала ремонта или строительства (реконструкции) на строительной площадке имеется не убранный мусор. В этом случае затраты по уборке мусора учитываются в сметной документации на основании акта, подписанного представителями заказчика, эксплуатирующей и проектной организаций, а также подрядной организации, если она уже определена, а затем утвержденного инвестором или заказчиком. В акте указывается количество мусора и класс его опасности. В этом случае на основании данных из акта составляется локальная смета, в которой учитываются затраты по разработке мусора и погрузке его в транспортное средство, перевозке к месту складирования или на свалку,плата за прием и переработку мусора на свалке.

Строительный мусор образуется также в процессе выполнения строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ:

  • От разборки зданий и сооружений, их отдельных конструктивных элементов или инженерно-технологического оборудования;
  • От пробивки проемов и отверстий;
  • От той части материалов, которые не могут быть использованы в процессе производства работ(затвердевшая в транспортных средствах бетонная смесь или раствор, осколки кирпича, мелких блоков идругих стеновых материалов и т.п.);
  • Трудноустранимые потери и отходы (концевые отходы,обрезки материалов при изготовлении длинномерных деталей (изделий);
  • При раскрое материалов в связи с некратностью размеров конструкций с размерами применяемых материалов (плиты, листы) и т.п.).
  • От упаковок, реквизита и невозвратной тары, использованной при транспортировке материалов и оборудования (отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов);
  • В результате обслуживания работников строительства - твердые коммунальные отходы.

Затраты по разборке (демонтажу) зданий и сооружений, их отдельных конструктивных элементов или пробивке отверстий определяются по сборнику. Предусмотрены 2 способа разборка зданий и сооружений:

  • с сохранением (поэлементная разборка)
  • без сохранения годных материалов (обрушение).

Способ разборки определяется проектом организации строительства. Дополнительно могут быть учтены только затраты на демонтаж систем отопления, горячего и холодного водоснабжения.

При определении затрат по уборке материалов от разборки зданий и сооружений, инженерно-технического оборудования или отдельных конструкций, а также от пробивки проемов и отверстий необходимо учитывать данные:

  • затраты по горизонтальному и вертикальному (опусканию через окно в лотках)
  • перемещению мусора и материалов от разборки в зданиях и сооружениях (на расстояние до 80 м) до места их складирования в пределах строительной площадки объекта на расстояние до 50 м от зданий и сооружений
  • вертикальный транспорт мусора, полученного при разборке и ремонте конструкций, учтен для зданий высотой до 15 м;
  • при большей высоте ремонтируемых зданий следует учитывать дополнительные затраты на вертикальный транспорт;
  • отдельно оплачиваются затраты:
  • затратыпо затариванию мусора в мешки;
  • стоимость мешков;
  • спуск мусора с отноской вручную на носилках или в мешках;
  • работа двух рабочих при затаривании мусора в мешки, или по данным хронометража.

В случае, когда фактическое расстояние по выноске мусора, превышает средневзвешенное суммарное 80+50 м,в сметную документацию следует включать затраты на его дополнительное перемещение в пределах строительной площадки. При расчете фактического расстояния переноски мусора (приведенного к горизонтальному) необходимо учитывать, что при спуске мусора с этажей или покрытий здания к фактической длине пройденного пути за каждый метр спуска следует добавлять 8 м.

В том случае, если проектом организации строительства (ремонта) обоснованы стесненные условия выполнения работ по разборке, то рекомендуемые коэффициенты к оплате труда рабочих и к затратам на эксплуатацию машин распространяются и на погрузочные работы. На затраты по транспортировке конструкций от разборки, строительного мусора и т.д. за пределы строительства объекта, а также на затраты по разгрузке этих материалов за пределами строительной площадки (площадки капитального ремонта) указанные выше коэффициенты не распространяются.

Объемная масса строительного мусора должна приниматься усредненной в плотном теле конструкций по следующим нормам:

  • При разборке бетонных конструкций - 2400 кг/м3;
  • При разборке железобетонных конструкций - 2500 кг/м3;
  • При разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки - 1800 кг/м3;
  • При разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных - 600 кг/м3;
  • При выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования) - 1200 кг/м3;
  • При разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования принимается по проектным данным.

О бъ ем строительного мусора от разборки (разрушения) бетонных и железобетонных конструкций значительно больше объема этих конструкций в плотном теле и поэтому объемная масса мусора была принята в размере 1800 кг/ м3. В случаях, когда в сметной документации масса строительного мусора принимается по объему разбираемых железобетонных конструкций в плотном теле, то затраты по транспортировке строительного мусора следует также исчислять исходя из массы конструкций в плотном теле - 2500 кг/ м3.

Затраты по погрузке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения, образовавшихся в результате разборки зданий, конструкций и оборудования, в транспортное средство и его вывозке со строительной площадки к месту складирования или на свалку определяются по действующим тарифам и учитываются в локальных сметах.

"Положением о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации" предписано, что заказчик должен сообщать в исходных данных для проектирования места вывоза и складирования излишнего грунта, строительного мусора и материалов от разборки, непригодных для дальнейшего использования. На основе этих данных определяется расстояние вывозки со строительной площадки грунта и строительного мусора. В случае, когда в составе исходных данных для проектирования заказчиком не указывается место вывоза или складирования излишнего грунта, строительного мусора, в локальных сметах затраты по их транспортировке от строительной площадки до места его утилизации (переработки) или временного складирования следует принимать на основании схемы оптимального маршрута движения автотранспортных средств на этом маршруте или акта. На основании приведенных выше данных составляется локальная смета, в которой учитываются затраты по погрузке мусора в транспортное средство, перевозке к месту складирования или на свалку, а плата за прием и переработку мусора на свалке. Затраты по транспортировке следует учитывать в локальных сметах без выделения оплаты труда водителей. Затраты связанные со сносом или разборкой зданий и сооружений учитываются в сметной документации строительного мусора и возврата материалов от разборки территории строительства сводного сметного расчета стоимости строительства.

При отсутствии необходимых норм или единичных расценок затраты по разборке или демонтажу определяются по соответствующим нормам или единичным расценкам на строительные и специальные строительные, монтажные или ремонтно-строительные работы с применением к соответствующим элементам из нормы, а также к средствам на оплату труда и к затратам на эксплуатацию строительных машин и механизмов, указанных в единичной расценке, понижающих коэффициентов. При разборке сборных бетонных, железобетонных или деревянных конструкций этот коэффициент принимается 0,8, металлических конструкций - 0,7, наружных трубопроводных сетей -0,6, а внутренних - 0,4.

Затраты на демонтаж или выведение конструкций из рабочего положения, освобождение конструкций от закрепления и снятие нагрузок, а также последующий монтаж расценки не учтены.

Затраты, связанные с выноской мусора, образовавшегося в результате разборки конструкций при реконструкции зданий и сооружений, надлежит учитывать в порядке по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы.

При демонтаже оборудования величина указанного коэффициента зависит от его дальнейшего использования. Так, если предполагается дальнейшее использование оборудование после его длительного хранения принимается коэффициент 0,7, без надобности хранения - 0,6. Указанное положение распространяется и на работы по демонтажу кабеля с его последующим монтажом по новой трассе (перетрассировка);- оборудование не подлежит дальнейшему использованию (предназначено в лом) с разборкой и резкой на части - 0,5; - то же, без разборки и резки - 0,3. Если же демонтируемое оборудование не подлежит дальнейшему использованию, то при его разборке и резки на части принимается коэффициент 0,5, а без разборки и резки - 0,3. Указанные коэффициенты не применяются к стоимости материальных ресурсов, учтенных при монтаже оборудования. Расход материальных ресурсов, фактически используемых при демонтаже оборудования, учитывается дополнительно при составлении локальной сметы на демонтаж (по факту, по аналогичным видам работ). Коэффициенты к стоимости работ по демонтажу оборудования установлены из условия его демонтажа (разборки) в незакрепленном состоянии, освобожденных от заделок в конструкции, а также от сварки или иного крепления с другими конструктивными элементами.

Дополнительные затраты, связанные с пробивкой и заделкой борозд, ниш гнезд в существующих конструкциях, в которые заделано демонтируемое (разбираемое) оборудование, а также срезка закладных деталей или элементов металлоконструкций, к которым оно приварено, надлежит учитывать дополнительно в локальных сметах на основании проектных решений, либо актов обследования.

В случае, если при демонтаже (разборке) оборудования возникает необходимость подводки лесов для поддержки демонтируемого оборудования во время его демонтажа (разборки), дополнительные работы по установке и разборке поддерживающих лесов надлежит учитывать в локальных сметах дополнительно. При определении сметной стоимости демонтажа оборудования путем применения к стоимости монтажа (без учета стоимости материальных ресурсов) понижающих коэффициентов дополнительно могут учитываться только те виды работ, которые не были предусмотрены в составе работ и учтены в норме (расценке) на монтаж данного вида оборудования. В нормах (расценках) на монтаж светильников учтена установка кронштейнов и присоединение светильников, следовательно, при определении стоимости демонтажа светильников демонтаж кронштейнов и отключение светильника от сети дополнительно не учитываются.

В тех случаях, когда в не предусмотрены единичные расценки на монтаж(устройство) конструкций, подлежащих согласно проекту демонтажу (разборке), затраты на демонтаж могут включаться в сметную документацию по индивидуальным единичным расценкам, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с установленным порядком. В случаях, когда конструкции, материалы и изделия, полученные в результате разборки или сноса зданий и сооружений, признаются пригодными для повторного применения, то в локальных сметах приводится их возвратная стоимость по цене возможной реализации (определяется конъюнктурой рынка и ограничивается только величиной стоимости аналогичной стоимости нового материала или изделия), за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в состояние, пригодное для повторного использования и доставке в места складирования или продажи. Стоимость возвратной тары, включенной в стоимость оборудования и других материальных ресурсов, учитывается в аналогичном порядке.

Учет в сметной документации строительного мусора и возврата материалов от разборки.

Размер возвратных сумм на этапе подготовки проектной документации допускается определять по экспертной оценке заказчика, отражаемым им в задании на проектирование или исходных данных на разработку сметной документации. Все возвратные материалы, получаемые на объекте, являются собственностью заказчика (владельца объекта) и используются им по назначению. Объем получения возвратных материалов, изделий и строительного мусора образовывающегося на объектах определяется проектно-сметной документацией или на основании результатов обследования разбираемых конструкций. Возвратные суммы приходуемых материалов от разборки временных трубопроводов водопровода, газопровода и т.д. следует определять на основании акта, в котором должно быть установлено состояние материалов от разборки, размер неизбежных потерь при демонтаже трубопровода. Стоимость труб при разборке временного трубопровода следует принимать по средним отпускным ценам, сложившимся в регионе, за минусом затрат по приведению их в годное состояние для повторного использования и доставке в места складирования. Исходя из сложившейся практики, возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов от разборки временных трубопроводов, составляет около 80 % от стоимости материалов на их устройство. Если в локальной смете принято устройство шпунтового ограждения без учета оборачиваемости свай, и шпунт извлекается, то объем возврата шпунтовой стали учитывается в размере 85% массы шпунтовых свай, подлежащих извлечению.

Процент выхода годного камня для определения его возвратной стоимости по норме и расценке ориентировочно рекомендуется принимать в размере 60%. Фактический выход годного камня для дальнейшего использования определяется на месте производства работ и оформляется соответствующим актом.

Возможность повторного применения материалов от разборки сетей водоснабжения и канализации устанавливается актом между заказчиком и подрядной организацией.

Возвратные суммы от сдачи металлолома учитываются расчетом путем исключения из цены приема металлолома, установленной базой Вторчермета, затрат по погрузке и доставке металлолома от строительной площадки до приемного пункта металлолома.

Количество асфальтобетонного лома или крошки, полученного в результате разборки асфальтобетонного покрытия, определяется на месте производства работ и оформляется соответствующим актом. При определении возвратных сумм следует дополнительно учитывать затраты по его погрузке, если она не учтена расценкой на разборку, и транспортировку асфальтобетонного лома на регенерационный или асфальтобетонный завод.

Аналогичным порядком учитывается и стоимость вторичного сырья (дров, щебня и т.д.) полученных в результате разборке или сноса строений.

Возвратную стоимость демонтируемых отопительных котлов в сметах следует учитывать условно из расчета не менее 30% отпускной цены по типам демонтируемых котлов. В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается. Возвратные суммы не исключаются из итога сметного расчета (сметы), объектного сметного расчета (сметы) и сводного сметного расчета стоимости строительства. Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования). В договоре (контракте) устанавливается ответственность подрядчика за получение возвратных материалов в объеме и номенклатуре, определенной в проектной документации, а также порядок их использования.

Материалы от разборки нетитульных временных сооружений учитываются на основании внутренних актов произвольной формы, утверждаемых руководством подрядной организации.

Затраты по уборке строительного (технологического) мусора, образовавшегося в период производства работ (трудноустранимые потери и отходы, невозвратная тара и бытовые отходы), погрузка и вывоз его на свалку или к месту переработки относятся к расходам на организацию работ на строительных площадках, которые учтены в составе норм накладных расходов. Следовательно, они не подлежат дополнительному учету в сметной документации.

Учет в сметной документации строительного мусора и возврата материалов от разборки предусмотрен. Плата за предоставляемые услуги по размещению и переработке на площадках специализированной организации строительного мусора и материалов от разборки, непригодных для дальнейшего использования, учитывается в сметной документации(прочие затраты). Объемы строительного мусора и других отходов строительного производства, класс их опасности принимаются по данным регламента по обращению со строительными отходами, который должен входить в состав проектной документации.

В процессе разборки (демонтажа) зданий или сооружений или отдельных конструктивных элементов, а также при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ образуются возвратные материалы, возвратные материалы с остаточной стоимостью - металлолом и дрова или строительный мусор. Возможна ситуация, когда до начала ремонта или строительства (реконструкции) на строительной площадке имеется не убранный мусор. В этом случае затраты по уборке мусора учитываются в сметной документации на основании акта, подписанного представителями заказчика, эксплуатирующей и проектной организаций, а также подрядной организации, если она уже определена, а затем утвержденного инвестором или заказчиком. В акте указывается количество мусора и класс его опасности. В этом случае на основании данных из акта составляется локальная смета, в которой учитываются затраты по разработке мусора и погрузке его в транспортное средство, перевозке к месту складирования или на свалку,плата за прием и переработку мусора на свалке.

Строительный мусор образуется также в процессе выполнения строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ:

  • От разборки зданий и сооружений, их отдельных конструктивных элементов или инженерно-технологического оборудования;
  • От пробивки проемов и отверстий;
  • От той части материалов, которые не могут быть использованы в процессе производства работ(затвердевшая в транспортных средствах бетонная смесь или раствор, осколки кирпича, мелких блоков идругих стеновых материалов и т.п.);
  • Трудноустранимые потери и отходы (концевые отходы,обрезки материалов при изготовлении длинномерных деталей (изделий);
  • При раскрое материалов в связи с некратностью размеров конструкций с размерами применяемых материалов (плиты, листы) и т.п.).
  • От упаковок, реквизита и невозвратной тары, использованной при транспортировке материалов и оборудования (отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов);
  • В результате обслуживания работников строительства - твердые коммунальные отходы.

Затраты по разборке (), их отдельных конструктивных элементов или пробивке отверстий определяются по сборнику. Предусмотрены 2 способа разборка зданий и сооружений:

  • с сохранением (поэлементная разборка)
  • без сохранения годных материалов (обрушение).

Способ разборки определяется проектом организации строительства. Дополнительно могут быть учтены только затраты на демонтаж систем отопления, горячего и холодного водоснабжения.

При определении затрат по уборке материалов от разборки зданий и сооружений, инженерно-технического оборудования или отдельных конструкций, а также от пробивки проемов и отверстий необходимо учитывать данные:

  • затраты по горизонтальному и вертикальному (опусканию через окно в лотках)
  • перемещению мусора и материалов от разборки в зданиях и сооружениях (на расстояние до 80 м) до места их складирования в пределах строительной площадки объекта на расстояние до 50 м от зданий и сооружений
  • вертикальный транспорт мусора, полученного при разборке и ремонте конструкций, учтен для зданий высотой до 15 м;
  • при большей высоте ремонтируемых зданий следует учитывать дополнительные затраты на вертикальный транспорт;
  • отдельно оплачиваются затраты:
  • затратыпо затариванию мусора в мешки;
  • стоимость мешков;
  • спуск мусора с отноской вручную на носилках или в мешках;
  • работа двух рабочих при затаривании мусора в мешки, или по данным хронометража.

В случае, когда фактическое расстояние по выноске мусора, превышает средневзвешенное суммарное 80+50 м,в сметную документацию следует включать затраты на его дополнительное перемещение в пределах строительной площадки. При расчете фактического расстояния переноски мусора (приведенного к горизонтальному) необходимо учитывать, что при спуске мусора с этажей или покрытий здания к фактической длине пройденного пути за каждый метр спуска следует добавлять 8 м.

В том случае, если проектом организации строительства (ремонта) обоснованы стесненные условия выполнения работ по разборке, то рекомендуемые коэффициенты к оплате труда рабочих и к затратам на эксплуатацию машин распространяются и на погрузочные работы. На затраты по транспортировке конструкций от разборки, строительного мусора и т.д. за пределы строительства объекта, а также на затраты по разгрузке этих материалов за пределами строительной площадки (площадки капитального ремонта) указанные выше коэффициенты не распространяются.

Объемная масса строительного мусора должна приниматься усредненной в плотном теле конструкций по следующим нормам:

  • При разборке бетонных конструкций - 2400 кг/м3;
  • При разборке железобетонных конструкций - 2500 кг/м3;
  • При разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки - 1800 кг/м3;
  • При разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных - 600 кг/м3;
  • При выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования) - 1200 кг/м3;
  • При разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования принимается по проектным данным.

О бъ ем строительного мусора от разборки (разрушения) бетонных и железобетонных конструкций значительно больше объема этих конструкций в плотном теле и поэтому объемная масса мусора была принята в размере 1800 кг/ м3. В случаях, когда в сметной документации масса строительного мусора принимается по объему разбираемых железобетонных конструкций в плотном теле, то затраты по транспортировке строительного мусора следует также исчислять исходя из массы конструкций в плотном теле - 2500 кг/ м3.

Затраты по погрузке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения, образовавшихся в результате разборки зданий, конструкций и оборудования, в транспортное средство и его вывозке со строительной площадки к месту складирования или на свалку определяются по действующим тарифам и учитываются в локальных сметах.

"Положением о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации" предписано, что заказчик должен сообщать в исходных данных для проектирования места вывоза и складирования излишнего грунта, строительного мусора и материалов от разборки, непригодных для дальнейшего использования. На основе этих данных определяется расстояние вывозки со строительной площадки грунта и строительного мусора. В случае, когда в составе исходных данных для проектирования заказчиком не указывается место вывоза или складирования излишнего грунта, строительного мусора, в локальных сметах затраты по их транспортировке от строительной площадки до места его утилизации (переработки) или временного складирования следует принимать на основании схемы оптимального маршрута движения автотранспортных средств на этом маршруте или акта. На основании приведенных выше данных составляется локальная смета, в которой учитываются затраты по погрузке мусора в транспортное средство, перевозке к месту складирования или на свалку, а плата за прием и переработку мусора на свалке. Затраты по транспортировке следует учитывать в локальных сметах без выделения оплаты труда водителей. Затраты связанные со сносом или разборкой зданий и сооружений учитываются в сметной документации строительного мусора и возврата материалов от разборки территории строительства сводного сметного расчета стоимости строительства.

При отсутствии необходимых норм или единичных расценок затраты по разборке или демонтажу определяются по соответствующим нормам или единичным расценкам на строительные и специальные строительные, монтажные или ремонтно-строительные работы с применением к соответствующим элементам из нормы, а также к средствам на оплату труда и к затратам на эксплуатацию строительных машин и механизмов, указанных в единичной расценке, понижающих коэффициентов. При разборке сборных бетонных, железобетонных или деревянных конструкций этот коэффициент принимается 0,8, металлических конструкций - 0,7, наружных трубопроводных сетей -0,6, а внутренних - 0,4.

Затраты на демонтаж или выведение конструкций из рабочего положения, освобождение конструкций от закрепления и снятие нагрузок, а также последующий монтаж расценки не учтены.

Затраты, связанные с выноской мусора, образовавшегося в результате разборки конструкций при реконструкции зданий и сооружений, надлежит учитывать в порядке по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы.

При демонтаже оборудования величина указанного коэффициента зависит от его дальнейшего использования. Так, если предполагается дальнейшее использование оборудование после его длительного хранения принимается коэффициент 0,7, без надобности хранения - 0,6. Указанное положение распространяется и на работы по демонтажу кабеля с его последующим монтажом по новой трассе (перетрассировка);- оборудование не подлежит дальнейшему использованию (предназначено в лом) с разборкой и резкой на части - 0,5; - то же, без разборки и резки - 0,3. Если же демонтируемое оборудование не подлежит дальнейшему использованию, то при его разборке и резки на части принимается коэффициент 0,5, а без разборки и резки - 0,3. Указанные коэффициенты не применяются к стоимости материальных ресурсов, учтенных при монтаже оборудования. Расход материальных ресурсов, фактически используемых при демонтаже оборудования, учитывается дополнительно при составлении локальной сметы на демонтаж (по факту, по аналогичным видам работ). Коэффициенты к стоимости работ по демонтажу оборудования установлены из условия его демонтажа (разборки) в незакрепленном состоянии, освобожденных от заделок в конструкции, а также от сварки или иного крепления с другими конструктивными элементами.

Дополнительные затраты, связанные с пробивкой и заделкой борозд, ниш гнезд в существующих конструкциях, в которые заделано демонтируемое (разбираемое) оборудование, а также срезка закладных деталей или элементов металлоконструкций, к которым оно приварено, надлежит учитывать дополнительно в локальных сметах на основании проектных решений, либо актов обследования.

В случае, если при демонтаже (разборке) оборудования возникает необходимость подводки лесов для поддержки демонтируемого оборудования во время его демонтажа (разборки), дополнительные работы по установке и разборке поддерживающих лесов надлежит учитывать в локальных сметах дополнительно. При определении сметной стоимости демонтажа оборудования путем применения к стоимости монтажа (без учета стоимости материальных ресурсов) понижающих коэффициентов дополнительно могут учитываться только те виды работ, которые не были предусмотрены в составе работ и учтены в норме (расценке) на монтаж данного вида оборудования. В нормах (расценках) на монтаж светильников учтена установка кронштейнов и присоединение светильников, следовательно, при определении стоимости демонтажа светильников демонтаж кронштейнов и отключение светильника от сети дополнительно не учитываются.

В тех случаях, когда в не предусмотрены единичные расценки на монтаж(устройство) конструкций, подлежащих согласно проекту демонтажу (разборке), затраты на демонтаж могут включаться в сметную документацию по индивидуальным единичным расценкам, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с установленным порядком. В случаях, когда конструкции, материалы и изделия, полученные в результате разборки или сноса зданий и сооружений, признаются пригодными для повторного применения, то в локальных сметах приводится их возвратная стоимость по цене возможной реализации (определяется конъюнктурой рынка и ограничивается только величиной стоимости аналогичной стоимости нового материала или изделия), за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в состояние, пригодное для повторного использования и доставке в места складирования или продажи. Стоимость возвратной тары, включенной в стоимость оборудования и других материальных ресурсов, учитывается в аналогичном порядке.

Учет в сметной документации строительного мусора и возврата материалов от разборки.

Размер возвратных сумм на этапе подготовки проектной документации допускается определять по экспертной оценке заказчика, отражаемым им в задании на проектирование или исходных данных на разработку сметной документации. Все возвратные материалы, получаемые на объекте, являются собственностью заказчика (владельца объекта) и используются им по назначению. Объем получения возвратных материалов, изделий и строительного мусора образовывающегося на объектах определяется проектно-сметной документацией или на основании результатов обследования разбираемых конструкций. Возвратные суммы приходуемых материалов от разборки временных трубопроводов водопровода, газопровода и т.д. следует определять на основании акта, в котором должно быть установлено состояние материалов от разборки, размер неизбежных потерь при демонтаже трубопровода. Стоимость труб при разборке временного трубопровода следует принимать по средним отпускным ценам, сложившимся в регионе, за минусом затрат по приведению их в годное состояние для повторного использования и доставке в места складирования. Исходя из сложившейся практики, возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов от разборки временных трубопроводов, составляет около 80 % от стоимости материалов на их устройство. Если в локальной смете принято устройство шпунтового ограждения без учета оборачиваемости свай, и шпунт извлекается, то объем возврата шпунтовой стали учитывается в размере 85% массы шпунтовых свай, подлежащих извлечению.

Процент выхода годного камня для определения его возвратной стоимости по норме и расценке ориентировочно рекомендуется принимать в размере 60%. Фактический выход годного камня для дальнейшего использования определяется на месте производства работ и оформляется соответствующим актом.

Возможность повторного применения материалов от разборки сетей водоснабжения и канализации устанавливается актом между заказчиком и подрядной организацией.

Возвратные суммы от сдачи металлолома учитываются расчетом путем исключения из цены приема металлолома, установленной базой Вторчермета, затрат по погрузке и доставке металлолома от строительной площадки до приемного пункта металлолома.

Количество асфальтобетонного лома или крошки, полученного в результате разборки асфальтобетонного покрытия, определяется на месте производства работ и оформляется соответствующим актом. При определении возвратных сумм следует дополнительно учитывать затраты по его погрузке, если она не учтена расценкой на разборку, и транспортировку асфальтобетонного лома на регенерационный или асфальтобетонный завод.

Аналогичным порядком учитывается и стоимость вторичного сырья (дров, щебня и т.д.) полученных в результате разборке или сноса строений.

Возвратную стоимость демонтируемых отопительных котлов в сметах следует учитывать условно из расчета не менее 30% отпускной цены по типам демонтируемых котлов. В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается. Возвратные суммы не исключаются из итога сметного расчета (сметы), объектного сметного расчета (сметы) и сводного сметного расчета стоимости строительства. Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования). В договоре (контракте) устанавливается ответственность подрядчика за получение возвратных материалов в объеме и номенклатуре, определенной в проектной документации, а также порядок их использования.

Материалы от разборки нетитульных временных сооружений учитываются на основании внутренних актов произвольной формы, утверждаемых руководством подрядной организации.

Затраты по уборке строительного (технологического) мусора, образовавшегося в период производства работ (трудноустранимые потери и отходы, невозвратная тара и бытовые отходы), погрузка и вывоз его на свалку или к месту переработки относятся к расходам на организацию работ на строительных площадках, которые учтены в составе норм накладных расходов. Следовательно, они не подлежат дополнительному учету в сметной документации.

Учет в сметной документации строительного мусора и возврата материалов от разборки предусмотрен. Плата за предоставляемые услуги по размещению и переработке на площадках специализированной организации строительного мусора и материалов от разборки, непригодных для дальнейшего использования, учитывается в сметной документации(прочие затраты). Объемы строительного мусора и других отходов строительного производства, класс их опасности принимаются по данным регламента по обращению со строительными отходами, который должен входить в состав проектной документации.

Если вы запланировали снос дома, то должны четко осознавать необходимость вывоза оставшегося после сноса строительного мусора. И эти работы нужно планировать и закладывать в расчеты при заказе работ по демонтажу дома. Ведь за частую, стоимость работ по вывозу и утилизации превышают стоимость самих работ по сносу.

Как же понять какое количество мусора нужно будет вывезти после сноса Вашего строения и как рассчитать стоимость вывоза мусора при демонтаже. Несколько секретов раскроем в этой статье.

Во-первых, сразу оговоримся, что такое дело как точный расчет количества мусора при сносе больших многоэтажных зданий посильно только подготовленному инженеру. Погрешность в таком деле может быть тем больше, чем не опытней специалист.

Слишком много факторов нужно учитывать. Вот только часть:

Характер мусора (материалы строения);

Методика демонтажа и измельчения;

Способ погрузки;

Удаленность полигона вывоза;

Сложности погрузочных работ;

Необходимости отчетности по утилизации;

Объема контейнера (кузова);

Географического положения объекта (мегаполис, город, сельская местность и т.п.).

Важно понимать одну не маловажную деталь: не думайте что при расчетах вы сможете перемножить все геометрические размеры деталей дома, длину высоту каждой из стен, перекрытий, площадь кровли и умножив все это на толщину данных деталей получить точный объем вывозимого мусора. Дело в том, что при погрузке в кузове (контейнере), как бы Вы не старались, останутся пустоты, ведь при сносе детали не будут иметь правильные геометрические формы. При таком способе расчета придется, учитывая способ демонтажа, погрузки, вид материала дома, умножить получившийся объем на 1,5, а то и на 2,5! Это так называемый прямой коэффициент разрыхления. Такой способ расчета нам не подходит, ведь придется засесть за строительные справочники, какой коэффициент нам учесть. Доверьте эту работу профессионалам.

Известно множество случаев когда, не имея опыта в сносе, приступив к расчетам, допускают ошибки в меньшую сторону. Это неприятно, когда вывезти приходится значительно больше, чем ожидалось. Но может быть и обратная ситуация – когда подрядчик завышает объем, а следовательно и стоимость. Здесь важно не упустить данный момент и по возможности проконтролировать.

Теперь приведем простой пример, как без всех этих премудростей понять, сколько же строительного мусора вывезет конкретный подрядчик и не обманывает ли он при расчетах.

Кроме геометрических размеров указанного здания (площадь на земле, высота в коньке), понадобится всего одно число. Назовем его обратный коэффициент разрыхления, равен он 2,65 Это среднее его значение для зданий малоэтажных, при учете материала строения он может не значительно меняться в большую или меньшую сторону. Но именно этого числа будет достаточно, чтобы рассчитать приблизительный объем вывозимого строительного мусора при сносе малоэтажного частного дома. Число, которое выведено специалистами опытным путем.

Рассмотрим пример с дачным домом, имеющим размер 6 на 6 метров. Высота здания от земли до конька 7 метров. (Именно в коньке, потому что так рассчитывается строительный объем здания. Если крыша плоская, то высоту считаем до верхнего угла здания)

Рассчитываем строительный объем здания:

6х6х7=252 метров кубических.

Делим на обратный коэффициент разрыхления 2, 65:

252/2,65 = 95 метров кубических

95 м3: это и есть приблизительный объем строительного мусора, который потребуется вывезти при сносе данного строения.

Объем рассчитан с учетом подземной части фундамента (если нет подвала). Именно так работает это магическое число.

Не забывайте, что стоимость вывоза одного и того же количества строительного мусора в разных регионах может сильно отличатся. Так же в зависимости от сложности объекта, может отличаться стоимость погрузочных работ. Ну и конечно, на строительном, как и на других рынках, действует правило опта, чем больше объем, тем меньше стоимость единицы.

zdesbildom.com

2.Расчитываем реальный объем строительного мусора, приготовленного к вывозу:

V мусора = V здания в воздухе: К разрыхления

Объемная масса строительного мусора должна приниматься усредненной по следующим нормам: - при разборке бетонных конструкций - 2400 кг/м3; - при разборке железобетонных конструкций - 2500 кг/м3; - при разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки - 1800 кг/м3; - при разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных - 600 кг/м3; - при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования) - 1200 кг/м3. Примечание: - объемные массы строительного мусора от разборки строительных конструкций приведены из учета их в плотном теле конструкций;

Обычно легкий объемный мусор вывозится контейнерами.

Тяжелый мусор вывозится большегрузными самосвалами (кирпичный и бетонный бой, грунт). Для погрузки используется спецтехника, т.к. вручную самосвал загрузить не получится.

В нашей работе мы используем контейнеры объемом 27 м3 (грузоподъемность 12 т.) и самосвалы объемом кузова 18-20м3 и грузоподъемностью до 30 т

Количество контейнеров/самосвалов рассчитываем так:

К = Vмусора /27 м3 (или 20 м3 для самосвалов)

Стоимость контейнера (27 м3) по Москве на конец декабря 2014 г. составляла в среднем 9500 рублей (по области 10000-11000). Стоимость самосвала Москва/область составляет 8000/10000 соответственно.

Производим консультации по вопросам демонтажа зданий и сооружений, загородных домов, сносу любых строений и разборке любых конструкций, сделаем предварительную смету на услуги по сносу зданий и строений.

stroydemontag.ru

Расчет стоимости вывоза строительного мусора

Реальную стоимость утилизации строительного мусора Вы сможете рассчитать по методике:

1.Определяется объем демонтируемого здания в «Воздухе» или в геометрии здания:

Длинна дома Х Ширина дома Х Высота (от нижней точки фундамента до конька крыши).

2.Расчитываем реальный объем строительного мусора, приготовленного к вывозу (в твердом теле):

V мусора в твердом теле = V здания в воздухе: К разрыхления

К разрыхления=2,0 - 3,0--- эмпирический коэффициент, учитывающий все отдельные коэффициенты разрыхления образовавшегося строительного мусора.

К разрыхления=2,0- опытным путем установлено, что реальный объем мусора (с учетом печей, старой мебели и прочего мусора) получается при использовании такого значения

3. Рассчитываем Вес вывозимого мусора.

P вес выв. Мусора= V мусора в твердом теле х Моб.

Где Моб.=1600 кг/м3--- масса объемная строительного мусора полученного при разборке.

Объемная масса строительного мусора должна приниматься усредненной по следующим нормам:- при разборке бетонных конструкций - 2400 кг/м3;- при разборке железобетонных конструкций - 2500 кг/м3;- при разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки - 1800 кг/м3;- при разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных - 600 кг/м3;- при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования) - 1200 кг/м3.Примечание:- объемные массы строительного мусора от разборки строительных конструкций приведены из учета их в плотном теле конструкций;

Масса разбираемых металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования принимается по проектным данным.

Т.е. мы рассчитали Вес вывозимого мусора в тоннах.

4. Далее, в зависимости от Веса и объема вывозимого мусора, определяем количество контейнеров, либо самосвалов, необходимых для вывоза мусора с участка на утилизацию. За основу берем именно ОБЪЕМ вывозимого мусора.

Обычно легкий объемный мусор (бревна, брус вывозиться только контейнерами)вывозится контейнерами.

Тяжелый мусор вывозится большегрузными самосвалами (кирпичный и бетонный бой, грунт)

В нашей работе мы используем контейнеры объемом 27 м3 (грузоподъемность 10 т.) и самосвалы объемом кузова V=20м3 и грузоподъемностью 20 т

Количество контейнеров рассчитываем так:

К конт.= Vмусора /27 м3 (или 20 м3)

Стоимость контейнера (27 м3) по Челябинску на конец декабря 2013 г. составляла в среднем 9500 рублей (по области 10000-11000). Стоимость самосвала Челябинск/область составляет 6000/8000 соответственно.

Мы выполняем демонтажные работы: слом, снос, демонтаж, зданий и сооружений, фундаментов, загородных домов, дач, торговых павильонов, мини-рынков, магазинов, ларьков, демонтаж стен, перегородок, стяжек, потолков, любых металлоконструкций, перекрытий, паркета, плитки, ламината, гипсокартона, сантехкабин.

Производим консультации по вопросам демонтажа зданий и сооружений, загородных домов, сносу любых строений и разборке любых конструкций, сделаем предварительную смету на услуги по сносу

kdc74.ru

Расчет коэффициента разрыхления грунта

При некоторых строительных работах происходит разработка грунта для закладки фундамента.Для планирования работ, связанных с выемкой и вывозом земли, следует учитывать некоторые особенности: разрыхление, влажность, плотность.

Представленная ниже таблица коэффициента разрыхления грунта поможет вам определить увеличение объема почвы при ее выемке из котлована.

Виды

  • Скальные, каменные, горные и сцементированные породы – разработка возможна лишь с применением дробления или с использованием технологии взрыва.
  • Глина, песок, смешанные типы пород – выборка производится вручную или механизировано с помощью бульдозеров, экскаваторов или другой специализированной техники.

Свойства

  • Разрыхление – увеличение объема земли при выемке и разработке.
  • Влажность – соотношение массы воды, которая содержится в земле, к массе твердых частиц. Определяется в процентах: грунт считается сухим при влажности менее 5%, превышающий отметку 30% – мокрый, в диапазоне от 5 до 30% – нормальная влажность. Чем более влажный состав, тем более трудоемкий процесс его выемки, исключением является глина (чем более сухая – тем сложнее ее разрабатывать, слишком влажная – приобретает вязкость, липкость).
  • Плотность – масса 1 м3 грунта в плотном (естественном) состоянии. Самые плотные и тяжелые скальные породы, наиболее легкие – песчаные, супесчаные почвы.
  • Сцепление – величина сопротивления к сдвигу, песчаные и супесчаные почвы имеют показатель – 3–50 кПа, глины, суглинки - 5–200 кПа.

Исходя из строительных норм и правил (СНИП), коэффициент разрыхления грунта (первоначальный), показатель плотности в соответствии категории, приведены в таблице:

Проанализировав таблицу, можно сказать, что первоначальный коэффициент разрыхления грунта прямо пропорционален диапазону плотности, проще говоря, чем более плотная и тяжелая почва в природных условиях, тем больший ее объем при разработке.

Существуют также вычисления коэффициента остаточного разрыхления грунта, результат определяет, насколько почва поддается осадке при слеживании, при контакте с водой или утрамбовке. В строительстве эти расчеты имеют огромное значение для определения количества необходимого материала, а также их учитывают при складировании, утилизации земли.

Как рассчитать проведение необходимых работ

Для расчета необходимых работ следует знать геометрические размеры планируемого котлована. Далее умножьте коэффициент первоначального разрыхления на объем земли в природном состоянии.

В результате вы получите объем, который будет изъят из строительного карьера. Теперь очень просто рассчитать количество изъятой земли для складирования, погрузки, транспортировки для утилизации.

Посмотрите видео: ВИДЫ ГРУНТА. ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧАСТКА

В одном кубе мусора (в 1 м3 мусора) 160 - 640 килограмм (кг).

В одном килограмме мусора 0,00625 - 0,00156 кубов.

Для перевода килограмм (кг) в кубы и обратно воспользуйтесь .

Как производится расчет:

Расчет производится по простой физической формуле Масса = Плотность * Объем.

Плотность мусора зависит от типа мусора и составляет от 160 до 640 кг/м3.

Следовательно:

1) Если необходимо определить массу мусора, то умножьте плотность мусора на его объем.

2) Если необходимо определить объем мусора, то разделите массу мусора на его плотность.

Теория:

Теоретические и практические понятия о переводе одной единицы измерения в другую основываются на многовековом опыте научных исследований человечества в прикладных областях знаний.

Масса - это характеристика тела, являющаяся мерой гравитационного взаимодействия с другими телами.

Объем - это величина пространства, занимаемого телом или веществом.

Плотность - это физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.

Практика:

На этой странице представлен самый простой ответ на вопрос сколько килограмм (кг) в кубе (м3) мусора и наоборот. Один куб мусора равен 160 - 640 килограмм (кг). Один килограмм мусора равен 0,00625 - 0,00156 кубов.