Алмазный брусок стачивается. Заточка ножей: рекомендации специалистов. Использование абразивной бумаги

Данный обзор продолжает мою серию обзоров различных брусков для заточки ножей. Сегодня речь пойдет об алмазном бруске от Венёвского алмазного завода для точилок типа Apex.

Как обычно, обзор представлен в текстовой и видео версиях. Видео прикреплено в конце обзора.

ЧТО ЭТО
Сами по себе веневские алмазные бруски широко известны и пользуются популярностью среди заточников. На Ганзе есть большая тема, посвященная им, они упоминаются во многих темах, связанных с заточкой.

Но данный формат является новинкой. До сих пор веневские бруски выпускались в формате для ручной заточки в трех вариантах размеров: , и . Пользователи точилок типа Apex приспособились распиливать эти бруски и использовать в точилках. Процедура эта вполне выполнима и в домашних условиях, пусть и с определенными заморочками. Правда, брусок длиной 200мм не влезает в стандартное крепление, поэтому использовались два варианта: либо укорачивали брусок, либо снимали крепление с направляющей, удерживая брусок рукой. У брусков длиной 120мм свой минус- меньшая длина. Но все эти трудности окупались рабочими характеристиками брусков и их приемлемой стоимостью, особенно учитывая тот факт, что бруски двусторонние. Время от времени на форумах высказывалось сожаление-пожелание: «эх, были бы бланки специально для точилки!».

И вот появились бруски, созданные специально для точилки, имеющие соответствующие крепления и стандартный размер 150Х25. Ура! Наконец-то. Но тут же возникла дилемма. Оказалось, что брусок для точилки стоит примерно столько же, сколько стандартный брусок, и даже дороже. Можно купить героя обзора за 1180руб или брусок 120Х35 за 900 руб или брусок 200Х35 за 1132 руб. И это при том, что стандартные бруски двусторонние, т.е. это два камня в одном. Такой расклад привел к тому, что народ задумчиво чешет репу и думает, что предпочесть- удобство работы или экономию? Однозначного ответа нет, каждый сам для себя расставляет приоритеты.

ЗАЧЕМ
На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция в ножевой индустрии: всё шире распространяются твердые стали. Причем дело не только в твердости как таковой, но и в том, что широко применяются карбидообразующие легирующие добавки, в первую очередь ванадий.

Еще не так давно человека, привыкшего затачивать банальную нержавейку, часто ставила в тупик D2 или Р6М5 и приходилось слышать «этот нож не затачивается! Камень изнашивается, а ножу хоть бы хны!», а ведь там ванадия всего до 2,1% максимум. Сегодня же народ дружно воротит нос от сталей, которые уровнем ниже S30V и твердостью ниже 59HRC, и S30V с её 4% ванадия уже считается средненькой сталью, а ванадиевые монстры с 9% уже не такая уж редкость.
Короче говоря, ножи из твердых сталей с высоким содержанием ванадия уже стали доминировать, и их как-то нужно затачивать.

В принципе, слухи о невозможности заточить ножи из таких сталей сильно преувеличены. В большинстве случаев их вполне можно заточить и без использования алмазов, те же S30V и М390 совершенно нормально затачиваются обычными камнями. Но в то же время зачастую заточка современных ножей превращается в проблему, отнимая очень много времени и приводя к сильному износу брусков. В общем, если требуется регулярно затачивать современные ножи, без алмазов, увы, не обойтись.
Обзор на ютубе был размещен раньше, чем написан текстовый обзор. И в обсуждении под роликом один зритель уже посетовал на то, что не получается заточить нож из ванадиса камнями на основе оксида алюминия- бруски просто скользят по клинку, не снимая металл. Это иллюстрация к вышесказанному.

ЗАКАЗ
Тут всё просто. Заказал в интернет-магазине , получил по почте подтверждение отправки и трек-номер, понаблюдал за путешествиями посылки по России, через пару недель получил. С пересылкой в Казахстан стоило это 1326руб (еще до девальвации. Эх…). В общем, всё нормально и обычно.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Вокруг алмазных брусков существует масса споров и мифов.
Можно встретить две крайности:
1.Алмазы - это лучший абразив из всех существующих, всё остальное им проигрывает во всех отношениях, кроме может быть цены, поэтому можно купить алмазные бруски, и вы получите идеальный инструмент для всех ситуаций.

2.Алмазы можно использовать, только если вам нож не жалко. Да, работают алмазы очень быстро, этого у них не отнять, но в то же время работают они очень грубо, создавая дефектый слой металла, оставляя микродефекты, уходящие вглубь клинка и приводящие к сколам на режущей кромке. Заточка алмазами очень недолговечна, нет эффекта наклёпа и т.д. и т.п.

Я не претендую на истину в последней инстанции, просто выскажу своё субъективное мнение. По-моему, как обычно бывает, правда посередине, и обе крайние точки зрения не являются однозначно верными. Алмазы не стоит ни абсолютизировать, ни демонизировать. Это всего лишь инструмент, который в определенной ситуации и при определенном применении является оптимальным, а в другой ситуации и/или применении не очень хорош. У него есть свои достоинства и недостатки, которые нужно принимать в расчет при выборе инструмента для заточки.

В первую очередь, неправильно говорить об «алмазах вообще». Алмазный порошок, шаржированный в притир, алмазный порошок в виде свободного зерна на притире, алмазная паста на бумаге, алмазный брусок на гальванической связке, алмазный брусок на органической связке- это всё алмазы, но работают они очень-очень по-разному.

Если говорить конкретно об алмазных брусках, то они бывают разные. На практике наиболее распространенными являются два варианта: бруски на твердой гальванической связке и бруски на мягкой органической связке. Веневские алмазы- представители второй категории.


Бруски на гальванической связке представляют из себя металлическую пластину, на которой закреплены кристаллы алмаза (обычно с помощью никелевой связки). Алмазы образуют слой, просто распределенный по поверхности бруска. Такой вариант алмазов выпускается множеством производителей- и китайцами, и Edge Pro, и Полтавским заводом. Хорошо иллюстрирует эту технологию схема с сайта DMT:


Кристаллы алмаза прочно закреплены в связке и сильно выступают над ее поверхностью.

Веневские бруски сделаны принципиально иначе. Здесь кристаллы алмаза равномерно распределены в связке и образуют слой толщиной (на бруске из обзора) 3мм. Принципиально это то же самое, что традиционные точильные камни- абразивный порошок, распределенный в связке, только здесь вместо порошка карбида кремния или оксида алюминия использован алмазный порошок.

Как это различие сказывается на свойствах брусков? Сказывается очень сильно, настолько, что давать этим брускам какую-то обобщенную оценку «алмазные бруски вообще» не стоит.

Бруски на гальванической связке очень быстро и очень эффективно снимают металл с обрабатываемой поверхности. Это заслуга жесткой связки и сильно выступающих алмазов, которые играют роль резцов, глубоко врезающихся в сталь. В большинстве случаев такой брусок обеспечивает самую быструю заточку в сравнении с другими абразивами (хотя в силу определенных особенностей иногда он может проиграть в скорости). В любом случае, именно к этому типу брусков в полной мере относится оценка алмазных брусков как самого быстрого и эффективного абразива.
Оборотной стороной являются несколько особенностей.
Во-первых, понятно, что раз алмазные «резцы» очень эффективно и глубоко режут металл, оставляемые ими следы очень грубы. Разговоры об очень грубой работе алмазных брусков относятся опять же именно к ним.
Во-вторых, если такой брусок искривлен, то выпрямить его можно разве что сгибая пластину, на которую нанесены алмазы, а это получится сделать, мягко говоря, не всегда.
В-третьих, в процессе эксплуатации алмазы постепенно срабатываются, выдираются из связки, и брусок в буквальном смысле лысеет. В результате брусок постепенно теряет свою первоначальную эффективность и скорость.
В-четвертых, алмазы зачастую очень неравномерно выступают над поверхностью связки- либо в результате недостаточно высокого качества изготовления сразу на новом бруске, либо в результате неравномерного облысения. Отдельные торчащие алмазы оставляют более глубокие риски, создают более сильное давление и риск образования дефектов.

Бруски на органической связке по своим свойствам очень напоминают обычные камни для заточки. Кристаллы алмаза не выступают сильно над поверхностью, они утоплены в мягкой связке. В силу этого такой брусок по определению не может работать так быстро и эффективно, как брусок на гальванической связке.
Оборотной стороной этого являются несколько особенностей:
Во-первых, при равном размере алмазов брусок на органической связке работает гораздо менее грубо, чем брусок на гальванической. Оставляемые риски не такие глубокие. Разговоры об ужасных грубых алмазах, беспощадно распахивающих режущую кромку, в значительной степени не относятся к брускам этого типа.
Во-вторых, такой брусок можно легко выровнять.
В-третьих, он сохраняет свои свойства в процессе работы. Когда срабатывается верхний слой алмазов, из-под него проступают алмазы, расположенные ниже, и так до тех пор, пока не сработаются все 3 миллиметра алмазоносного слоя. По отзывам пользователей, при интенсивном (но правильном) применении веневские алмазы без проблем служат по 5 лет и более.
В-четвертых, нет проблемы с отдельными точащими по высоте алмазами. Зато появляется другая проблема- алмазы могут быть неравномерно распределены по объему: в одном месте густо, в другом пусто.

Если посмотреть на итоги сравнения, то может сложиться впечатление, будто веневские алмазы лучше, чем бруски на гальванической связке, ведь у них плюсов намного больше. Но это не так. Я вообще не пытаюсь подвести к выводу о превосходстве одних над другими. Они просто РАЗНЫЕ, у каждого типа свои плюсы и минусы, которые нужно принимать в расчет.
Алмазные бруски на гальванической связке незаменимы, когда требуется снять большое количество металла (убрать повреждения, сформировать подводы, изменить угол РК и т.д.). И при выполнении обдирки все их минусы уходят на второй план, окупаясь производительностью. А вот если нужно обеспечить аккуратный съем металла, то они грубоваты. Так что оба типа брусков вполне уживаются в одном наборе, используются на различных этапах заточки, и при разумном применении не приводят к негативным последствиям для ножа.

Возвращаясь крайним точкам зрения, о которых говорилось выше. Являются ли алмазные бруски идеальным инструментом для заточки всех типов ножей и сталей? Нет, не являются. По некоторым ножам и сталям они работают плохо.
Так ли всё плохо, что алмазами лучше вообще не затачивать ножи? Нет, при разумном применении риск негативных эффектов можно исключить или свести к минимуму.

ОСМОТР
Прибыл брусок в простом конверте

Внутри был товарный чек и брусок, находящийся в традиционном для Веневского завода чехле из кожзама.


Чехол в принципе ничего особенного из себя не представляет. Застежка велкро вполне нормальная. Сам материал чехла вряд ли поразит какой-то потрясающей износостойкостью. Но само наличие чехла- это все же плюс, поскольку брусок защищен от всяких случайных ударов.




Переходим к собственно бруску.
Первое, что бросается в глаза- это оборотная сторона бланка. Смотрится она просто шикарно. Ну, правда. Поверхность словно усыпана алмазами и переливается и поблескивает, когда наклоняешь брусок. Надписи дают легко читаются и хорошо смотрятся в плане эстетики.




Оригинальный алмазный брусок Edge Pro на фоне веневского смотрится очень бледно.


Внешнее оформление на функционале не сказывается, но все же создает приятное впечатление о товаре. Малость диссонируют с этим великолепием грани бланка, имеющие следы грубой обработки. Заводу бы убрать эти следы, раз уж уделили внимание товарному виду бруска.

Ну да ладно, брусок-то приобретался не для того, чтобы на него любоваться. Осматриваем рабочую поверхность.




Есть какая-то неравномерность в окрашивании- где-то светлее, где-то темнее. С чем связано, не знаю (после первой заточки цвет стал равномерным).

Если смотреть невооруженным глазом, покачивая брусок, то отчетливо видны блестящие на поверхности алмазы. Вертел так и сяк, вроде бы распределение алмазов вполне равномерное, разницы между различными участками не заметил.

Посмотрел под микроскопом. Тоже складывается впечатление, что связка вполне однородна, а алмазы распределены равномерно.








Обмеряю брусок. Получилось 150,6Х25Х3,1. Отклонения от заявленных размеров есть, но более толстый рабочий слой- это плюс, а не минус.
Один из самых интригующих вопросов: «а как с плоскостностью?». На традиционные Веневские бруски для ручной заточки частенько жаловались, что они кривоваты. В последнее время стали писать, что качество улучшилось, но про бруски для точилок еще отзывов не было. Итак…


Есть небольшая седловидность, но в рамках допустимого. Я не стал даже выравнивать. У брусков Edge Pro седловидность была примерно на таком же уровне.

Подводя итог, можно сказать, что качество изготовления хорошее, явных недостатков не обнаружено.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ РАБОТЫ
Прежде, чем говорить о том, какие результаты выдаёт брусок при заточке, я хочу отметить одну очень радующую особенность алмазных брусков. Они доставляют минимум хлопот с точки зрения процедуры заточки. В отличие от водных камней, не требуется замачивание, в процессе заточки не образуется такого количества грязи. Заточка проще и чище, места требуется меньше.

Брусок легко очищается от шлама, быстро сохнет после промывания.

Теперь о результатах.
Ради эксперимента пробовал я брусок на разных ножах и сталях- от «кастрюльной» мягкой нержавейка типа 40Х13 и хуже до быстрореза и порошковых со всякими промежуточными вариантами между ними- типа 8Cr13MOV, 440С и т.п.

Если просто сделать какой-то общий вывод, то работает брусок хорошо, быстро и справляется со всеми сталями, которые были испробованы. Можно сказать, что он вполне универсален и в общем-то может быть единым типом (но нужны будут разные зернистости) бруска для разных ножей.

Но есть и нюансы.

Мягкую кухонную нержавейку брусок режет как пластилин. Заточка происходит ну очень быстро, требуются буквально считанные движения. Режущая кромка под микроскопом выглядит вполне прилично, риски ложатся равномерно




Всё это здорово, но использование веневских алмазов для таких сталей я считаю неоправданным. Во-первых, с такими сталями легко справляются и обычные камни, включая копеечные китайские. Во-вторых (и это главное), такие плохонькие стали изнашивают брусок сильнее, чем твердые. Вроде бы парадокс, но на самом деле это объяснимо: по твердой стали алмаз работает как резец, режущий-царапающий твёрдые карбиды, а в такой плохонькой стали вязнет, как в пластилине, и в результате алмазы просто выдираются из связки, что приводит к быстрому износу бруска.
В общем, по таким сталям работать этим бруском приятно, но слишком расточительно.

Стали- «простушки», они же середнячки, типа 440С, AUS8, 8Cr13MOV брусок затачивает легко и весьма быстро. На этой группе сталей, особенно при низкой твердости и высокой вязкости, всё еще есть риск выдирания алмазов из связки, но уже не такой, как на предыдущей группе. Использование веневского бруска по таким ножам, пожалуй, в целом оправдано, хотя и не дает каких-то особых преимуществ в сравнении с обычными абразивными камнями. Отсутствие замачивания и грязи- это да, удобнее работать. А вот в плане скорости и обычные камни могут поспорить с веневским. При этом алмазы работают, как ни крути, грубее обычных камней. Надо понимать, что мягкость и деликатность веневских алмазов довольно относительна. Это на фоне брусков на гальванической связке они деликатно работают, но свойства алмазов как кристаллов никуда не делись. Так что тонкосведенные ножи на малый угол я всё же предпочту затачивать другими абразивами.

Ну и, наконец, самая интересная группа сталей, ради которых, собственно, брусок и приобретался- твердые высоколегированные порошки и инструменталки. Вот на них-то веневский брусок в полной мере раскрывает свои достоинства.
Если я скажу, что брусок жрет эти стали, как ненормальный, это будет сильным преувеличением. Такое можно сказать разве что про алмазные бруски на гальванической связке. Веневский брусок скорее просто уверенно снимает металл, позволяя затачивать эти ножи так же, как обычно затачиваешь ножи из сталей- середнячков, а не чертыхаться из-за того, что елозишь-елозишь камнем по ножу, а результата не видно.


Невооруженным взглядом, естественно, отчетливо различаются риски:


В общем, заточка ножей из твердых легированных сталей- это главная ниша для таких брусков, на мой взгляд. Я не хочу сказать, что веневские алмазы в этом плане не имеют альтернативы. Вовсе нет. Вполне можно подобрать бруски, которые в той или иной ситуации справятся с заточкой не хуже или даже лучше веневских.
Главным достоинством веневских является то, что в них одновременно сочетаются универсальность, скорость работы, мягкость работы, долговечность, удобство работы. Альтернативные варианты более узкоспециализированы, они превосходят веневские по какому-то из параметров, но проигрывают по другим (гальванические быстрее, но грубее, карбид кремния на мягкой связке работает деликатнее, но у него сильный износ и много грязи и т.д.), а веневские объединяют в себе достоинства сразу по всем этим параметрам.

ПРО ОСТРОТУ И ЗЕРНИСТОСТЬ

Для знакомства с новыми брусками был выбран вариант с размером зерна 50/40 по двум причинам:

Во-первых, этот брусок является «рабочей лошадкой», на которую ложится основная нагрузка при заточке, и если уж брать брусок для начала, то лучше самый ходовой.

Во-вторых, интересно было проверить одну точку зрения. Довольно часто среди заточников высказывается мнение о том, что 50/40- это оптимальная зернистость для достижения «рабочей остроты» и что нет смысла заморачиваться заточкой до высокой степени остроты- это пустая трата времени, не имеющая практического смысла. Высказывается это конкретно применительно к веневским алмазам. Звучит заманчиво. Если практиковать такой подход, то заточка упрошается до предела. Брусок 50/40 работает быстро и позволяет не только выполнять заточку, но и устранять небольшие повреждения, т.е. фактически он может стать вообще единственным бруском, с которого заточка начинается, и на нем же она заканчивается.

Получаемая в результате заточки на 50/40 режущая кромка получается, естественно, довольно «зубастой», что хорошо видно на фото под микроскопом. Насколько она острая, хорошо видно на видео. Можно ли считать, что такая острота оптимальна? Каждый решает для себя сам. В принципе, да, нож вполне острый, позволяет сбрить волосы с предплечья и т.п. Но считать такую заточку оптимальной для всех вариантов применения ножа я бы не стал. Такая заточка хороша, когда нужно резать какие-нибудь веревки, брезент, мясо и другие подобные материалы- режет очень агрессивно, «с хрустом». А вот если нужно что-то строгать, когда нужна повышенная стойкость РК, я выберу более тонкую и тщательную заточку и доводку.

ВЫВОД
Подытожу для тех, у кого нет времени читать весь обзор.

Качество изготовления бруска (соответствие размеров, плоскостность, равномерность распределения алмазов в связке) хорошее.
-Впечатления от результатов заточки положительные
-Очень удобно работать, поскольку не требуется замачивать, нет проблем с очисткой от шлама, нет такого количества грязи, как при использовании водных камней.
-Главными достоинствами является сочетание в одном бруске универсальности, производительности, аккуратности работы и долговечности.
-Хотя брусок универсален, на мой взгляд, лучше все же использовать его для заточки ножей из твердых легированных сталей, которые проблематично затачивать традиционными абразивами.

Недостатки
-явных недостатков не выявилось. Но можно, пожалуй, отметить довольно высокую цену, в связи с чем брусок для точилок испытывает внутреннюю конкуренцию со стороны брусков для ручной заточки этого же производителя. Приходится выбирать: «экономия или удобство?»
-Еще один фактор не является недостатком, а скорее особенностью веневских алмазов: скорость работы умеренная. Она нормальная, но может обмануть ожидания тех, кто наслушался про сумасшедшую скорость работы алмазных брусков.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

На всякий случай уточняю, что все вышеизложенные выводы сделаны относительно одного конкретного бруска зернистостью 50/40 с концентрацией 100%. Насколько их можно распространить на остальные варианты, я пока не знаю. Данный вариант брусков является новинкой, и отзывы пока что практически отсутствуют.

У меня самого есть вопросы, на которые интересно было бы получить ответы. Возможно, кто-то подскажет, если знает и/или уже успел приобрести?

1. Насколько стабильно качество у новых брусков разной зернистости? Раньше на мелких брусках бывали проблемы с неравномерным распределением алмазв в связке
2.Кто-нибудь сравнивал бруски одинаковой зернистости, но с разным содержанием алмазов (25/50/100%)?

3. Чем отличаются новые варианты брусков от старых? Я решил приобрести линейку брусков от грубых до тонких и выяснилось, что в продаже есть разновидность брусков с чуть другим обозначением (буквенное обозначение Coarse, Medium и т.д. и другой диапазон зернистости- 60/40 вместо 50/40). Недавно еще в их описании указывалось, что у них какая-то новая улучшенная связка, но теперь я этой фразы не вижу. Так чем реально отличаются эти варианты и что предпочесть?

Планирую купить +45 Добавить в избранное Обзор понравился +57 +104

Нож, каким бы хорошим он не был, со временем начинает затупляться. И, следовательно, каждый его владелец рано или поздно сталкивается с необходимостью заточки. В настоящее время существует несколько вариантов решения этой проблемы: использование электрического точильного станка, механического точильного станка и ручная заточка с помощью точильных брусков . Последний способ является самым распространенным. Вызвано это тем, что заточка с помощью брусков является одним из самых простых, но в то же время качественных вариантов доведения режущей кромки ножа, до необходимой остроты.При работе с брусками для заточки ножей нужно помнить о следующих пунктах:

  • Новичкам легче будет оперировать брусками, длина которых будет равной или большей, относительно длины затачиваемого лезвия;
  • Полная, качественная заточка осуществляется с применением трех видов камней, с разной степенью зернистости. Начинается все с камней, обладающих большой зернистостью и постепенно завершается мелкозернистыми брусками;
  • При работе с брусками для заточки необходимо использовать смазку. В ее роли выступает как обычная вода, так и специальные масла;
  • Для ежедневной правки режущей кромки необходим мусат. Мусат напоминает по виду напильник, с ребрами расположенными параллельно его полотну. Его используют для доведения остроты лезвия до оптимального состояния. А так же правят режущую кромку, после ее контакта с излишне твердыми материалами.

Керамические бруски для заточки

Керамические бруски являются довольно неоднозначным продуктом. Несмотря на свои положительные качества (хорошее качество обработки поверхности и долговечность), они проигрывают остальным видам брусков по ряду параметров. Во-первых, заточка керамическим бруском будет очень медленной и трудоемкой. Во-вторых, найти в современных реалиях мелкозернистый брусок – очень сложно. Зато керамические точильные камни сравнительно дешевы и неприхотливы в использовании (нет острой нужды в смазке, хотя ее использование продлит срок службы бруска). Такие точильные камни обычно применяют при частой тонкой правке и доводке, иногда такой брусок сможет даже заменить мусат. Керамические бруски производят не только для заточки обычных ножей, но и для доведения до ума серрейторной заточки, рыболовных крючков, иголок. На рынке в большом количестве представлены керамические точильные камни, произведенные в Польше, Китае и Германии. Однако до сих пор встречаются изделия СССР, такие бруски можно покупать не раздумывая и смело рассчитывать на отменное качество продукта. Поскольку керамические камни сравнительно дешевы, то при нарушение целостности одного бруска, проще пойти и приобрести новый, нежели корпеть над выравниванием старого точильного камня. Но для самых экономных есть просто способ привести старый брусок в надлежащий вид: необходимо регулярно притирать бруски друг об друга под струей теплой воды.

Японские водные камни

В числе достоинств японских водных брусков числятся высокое качество обработки металла и высокая скорость работы. И хотя японские точильные водные камни , конечно, вещь хорошая и в хозяйстве полезная, но только не для новичков в деле . Во-первых, водные камни стоят дорого. Очень дорого. Во-вторых, они прихотливы в использовании: работа с точильными водными камнями требует постоянного наличия смазки, предварительного замачивания перед использованием и тщательного высушивания после заточки(это относится к мелкозернистым брускам). Крупнозернистые и среднезернистые камни рекомендуется хранить в воде, которую надлежит регулярно менять и обеззараживать. Водные камни выделяются своей мягкостью, а следовательно и скоростью стачивания. Истончившийся камень можно приклеить на кусок древесины, тем самым продлив срок его службы до максимально возможного уровня.

Кроме того водные камни природного происхождения имеют свойство неравномерно стачиваться, что приводит к печальным последствиям. Для приведения точильного камня в рабочее состояние придется стачивать и выравнивать его поверхность. В отличие от керамических камней, которые, как говорилось выше, можно просто периодически тереть друг об друга под струей воды, японские бруски потребуют проведения целой процедуры. Вкратце, процесс будет заключаться в том, что бы найти подходящую ровную мраморную или стеклянную поверхность, накрыть ее водостойкой шкуркой (предварительно смоченной в воде) и методичными движениями, неспешно править брусок, водя его по шкурке.

Алмазные точильные бруски

Алмазные бруски часто выпускаются не только, как отдельный инструмент для заточки, но и как составляющая часть какого-нибудь точильного станка. Поэтому в продаже можно найти алмазные точильные бруски самых разнообразных форм и размеров. Более того периодически в комплекте с алмазными камнями для заточки поставляются всевозможные крепления.

Хорошую репутацию завоевали бруски, произведенные американской компанией DMT. Обычно такие бруски представляют собой металлическую (а иногда пластиковую) основу, на которую напылен алмазный узор. Алмазные абразивные зерна удерживаются на поверхности основы, как правило, за счет электролитически осаженного никеля или меди. Алмазные бруски очень долговечны, просто им требуется некоторое время, дабы притереться. Все ненадежные зерна выкрашиваются и точильный камень приобретает свою нормальную форму, рассчитанную на долгое время качественной работы.

Такие точильные камни – это как раз то, что подойдет новичку. Они доступны и просты в использовании. При работе с ними желательна, но вовсе не обязательна смазка. В ее роли здесь выступает вода или мыльный раствор. После заточки алмазный брусок необходимо просто тщательно промыть и убрать в надежное место. Алмазные точильные камни износостойкие и обеспечивают высокий темп работы. Обратной стороной медали здесь выступает возможность неисправимо повредить режущую кромку, при небрежной быстрой заточке. Алмазные бруски никогда не теряют своей ровной рабочей поверхности, их не нужно править. Такие точильные камни не боятся падений и ударов. Повредить рабочую поверхность алмазного бруска крайне сложно. Для этого нужно приложить особое усилие и настойчивость.

Натуральные бруски для заточки

Существует великое множество природных камней, пригодных для создания точильных брусков . Среди этого разнообразия материалов выделяют «бельгийский камень», представляющий собой мелкозернистый мусковитовый сланец и арканзасский камень (кварц), а так же различные виды сланца. Арканзасский камень облает уникальной структурой. Его по праву можно считать самой мелкозернистой и однородной породой, обладающей поразительно крепкими связями между зернами. На таких брусках работать можно исключительно с применением смазки. Чаще всего в виде смазочного материала выступает минеральное масло. Если пренебречь этим, то вся рабочая поверхность точильного камня очень быстро засорится и станет непригодна для использования.

Камни природного происхождения далеко не всегда выигрывают у брусков созданных искусственно. Хотя бы потому, что абразивные зерна в них могут быть далеко не однородны и имеют свойство сильно колебаться в своих размерах. Оптимальная длина бруска из натурального материала составляет 20 и более сантиметров. Хорошие натуральные точильные бруски дорого обходятся своим владельцам. При этом чаще всего, искусственный аналог оказывается более долговечным и эффективным. Природные точильные камни очень хрупкие и скорее всего, только что купленный брусок придется обтачивать и выравнивать вручную.

Сегодняшний обзор посвящен заточным брускам Веневского алмазного завода, приобретенным в интернет-магазине этого самого завода. Точнее, юридически это вроде не совсем магазин непосредственно завода, но скажем так завод является аффилированным лицом

Как обычно, обзор в двух версиях- видео и текстовой. Видеоверсия в конце обзора.

Ранее я уже делал . В том обзоре я постарался подробно рассмотреть теоретические вопросы: какие плюсы и минусы есть у алмазных абразивов, какие виды алмазных абразивов бывают, чем они отличаются, почему по-разному работают алмазы на гальванической связке и Веневские алмазы и т.д. Чтобы не дублировать обзоры, я не стану повторно рассматривать те же вопросы, так что если вам вся эта теория интересна, можете перейти по ссылке и посмотреть первый обзор.
В двух словах напомню только, что алмазы на гальванической связке, такие как DMT, EdgePro и многие другие, отличаются тем, что работают гораздо быстрее и грубее веневских, а веневские работают мягче, деликатнее, если хотите, и обладают бОльшим ресурсом из-за толстого алмазоносного слоя, плюс поддаются обновлению и выравниванию.
Когда я только изучал тему алмазов, мне бросалось в глаза, что в обсуждениях акцентировали внимание, говорили не просто «алмазы», а именно «Веневские алмазы», что-то в духе «ну, для этого надо брать Веневские алмазы». Я тогда думал, что отдельные личности так пиарят производителя в силу какой-то корыстной заинтересованности. Когда разобрался, понял, что на самом деле акцент делался из-за того, что Венёвские алмазы в чисто техническом плане отличаются от остальных имеющихся на рынке, и для многих обсуждений существенным является указание на то, какими именно алмазами выполнялась та или иная операция. Так что это указание на производителя на самом деле является информацией о типе инструмента, и указание важно, т.к. в одних случаях этот инструмент хорош, а в других- нет.
Теперь про сегодняшний обзор. Сейчас у меня собрана вся средняя часть линейки абразивов Веневского завода, кроме самых тонких и самых грубых. И речь в обзоре пойдет об этих бланках:




Этот набор позволяет полностью обеспечить заточку ножа. Я имею в виду заточку в узком смысле этого слова, т.е. придание ножу остроты. В ассортименте завода есть еще более грубые абразивы для обдирки-200/160 и 160/125. Принципиальным отличием обдирки является то, что на этом этапе выполняется формирование режущей кромки и (если необходимо) устранение повреждений, таких как сколы, например. Часто поэтому говорят, что обдирка- это фактически работа по ремонту, а не заточке ножа.
И есть более тонкие бруски для выполнения доводки- 3/2 и 1/0. К моменту использования этих брусков заточка давно закончена, нож уже острый. Главные задачи доводки- обеспечить доведение (отсюда и название) режущей кромки до заданного состояния с целью обеспечения стойкости и т.д. Повышение остроты в ходе доводки- это сопутствующий эффект.
Обдирочные и доводочные в этом обзоре не рассматриваются. На мой взгляд, их неправильно валить с одну кучу с заточными. Во-первых, это неправильно в точки зрения методики заточки. А во-вторых, может сложиться впечатление, что все веневские алмазы, от самых грубых, до самых тонких, обладают идентичными свойствами, и оценка одного их них распространяется на всю линейку. А это в корне неправильно, и позже станет понятно- почему.
Вот эта средняя часть линейки образует единый набор, который я в этом обзоре и рассматриваю, как единый набор для поэтапного выполнения единой задачи по заточке ножа.

Все бланки в обзоре имеют одинаковую концентрацию 100%.

Полученный товар
Для начала о товарном виде.
Про упаковку особо говорить не стану- упаковано было надежно, все бруски приехали в целости и сохранности.
Поставляются бланки в уже знакомых чехольчиках из кожзама, внутри которых к каждому бруску имеется паспорт.




Про чехлы подробно говорить смысла не вижу. Чехлы как чехлы, то что они есть- это плюс, хотя я бы не сказал, что они удивили своим качеством или что-то в этом роде. Ну и сейчас, насколько знаю, чехлы стали совсем другие. На сайте производителя бруски показаны уже с новыми чехлами.
Внешний вид брусков такой же, как у ранее обозревавшегося 50/40. И теперь набор у меня выглядит вот так:




Точнее, выглядел, когда приехал.
Опять похвалю венеские бруски за внешний вид. Смотрятся они просто шикарно, четко читаемые надписи- это очень удобно.

Плоскостность.
Но бруски покупаются не чтобы любоваться, а чтобы ими работать, поэтому есть гораздо более интересный вопрос: что у брусков с плоскостностью? По этому пункту возникает много споров и претензий к заводу. Показываю.


На всех моих брусках невооруженным взглядом видна седловидность. Причем алмазоносный слой имеет одинаковую толщину на протяжении всего бруска (замерял штангенциркулем), а вот бланки выгнуты - все как один.
На мой взгляд, это может говорить о том, что в процессе изготовления возникает какая-то деформирующая нагрузка. Например, в результате воздействия температуры. Органическая связка, насколько я знаю, при изготовлении предусматривает воздействие высокой температуры, и возможно при нагревании/остывании бланк может выгибать. По крайней мере, при неудачной термообработке такое бывает с клинками ножей. Ну да ладно, с этим должны разбираться технологи завода.
Для нас как для пользователей важнее состояние конечного продукта. Я говорил, что насчет кривизны идут споры. С одной стороны, представитель завода и в личной переписке со мной, и в Интернет-обсуждениях уверяет, что каждый брусок проходит проверку на плоскостность, и кривые бруски обязательно отбраковываются. Приводились и фотографии оборудования, на котором проверяется плоскостность.




Раз брусок прошел ОТК, значит он соответствует ТУ и кривым быть не может.
Но я верю своим глазам. А глазами я вижу гнутые бруски. Надо было бы с помощью щупов проверить величину зазора, но умная мысля приходит опосля. Бруски уже выровнены, так что могу только сказать, что на глаз кривизна явно больше, чем заявлено заводом. Как это сочетается с уверениями завода о прохождении ОТК, не знаю. Может, бруски ведет уже после прохождения проверки, в частности от процессов нагревания-остывания? В любом случае есть факт- бруски имеют седло.




Можно глянуть и под микроскопом. И брусок 100/80 тут интересен тем, что алмазы хорошо видны.




Хочу обратить внимание на пару моментов.
Во-первых, видна форма алмазов. В различных обсуждениях достоинств и недостатков абразивов используются иллюстрации такого рода.


Они призваны показать, что алмазы- это суперабразив с острыми гранями, очень эффективно режущий металл. Занятно, что эти картинки используют и сторонники алмазов, показывая, какие они замечательные, и противники алмазов, показывающие как ужасные алмазы безнадежно портят ножи, оставляя на их поверхности страшные трещины.
В реальности же промышленные алмазы похожи вовсе не на ювелирные ограненные бриллианты.


Они по форме скорее похожи на обычный камешек, подобранный на дороге.


Во-вторых, обратите внимание, что алмазы по-разному утоплены в связке. Я недавно, проходя мимо хрущевки, вдруг заметил, что ее стена является вполне наглядной моделью, по которой можно объяснить устройство бруска.


Верхняя часть стены- это у нас условно поверхность бруска при малом увеличении, а нижняя- это она же при большом увеличении. А еще слева- 100% концентрация, а справа брусок с 50% концентрацией.
И вот тут видно, что одни камни сильно утоплены и едва выглядывают из стены, то есть связки, а другие практически полностью находятся на поверхности. Плюс все камни разному сориентированы- одни повернуты к нам плоской частью, другие острой гранью. К чему я это? К тому, что эта особенность может ввести в заблуждение. Когда возможности оптики не позволяют отчетливо увидеть алмазы, мы судим об их наличии и размерах по блеску. И тут легко неправильно интерпретировать увиденное. В одном месте алмазы не отсвечивают из-за ориентации в связке, а в другом месте алмаз на поверхности отсвечивает удачно повернутой плоскостью, и можно подумать, что мы наблюдаем большой разброс, может показаться, что одни алмазы крупные, другие мелкие, да еще то пусто, то густо.
Учитывайте этот момент, когда просматриваете снимки более тонких брусков. То, что блестит- это не алмаз целиком.
В общем, к рабочему слою у меня претензий нет. Ну и вообще по качеству поставляемых брусков единственная проблема- это кривизна.

В работе
Теперь о том, как эти бруски проявили себя в работе. Общий вывод прост: все бруски работают хорошо. Маркировка не перепутана, каждый следующий брусок работает тоньше предыдущего и эффективно убирает следы его работы. Но как всегда, есть масса нюансов.

Первый пример- это нож Андрея Бирюкова из стали М390 твердостью больше 60.




Точнее, это клинок Андрея Бирюкова, который был потом превращен в полноценный нож усилиями моего земляка.
М390 в плане заточки не слишком сложная сталь, но всё же вполне подходит для примера в рамках этого обзора, поскольку и химический состав и твердость у неё весьма внушительны, это гораздо более сложная сталь, нежели быстрорез из прошлого обзора, и она хорошо подходит для того, чтобы наглядно показать, зачем же нужны алмазы, когда есть гораздо более дешевые абразивы.
Итак, первый брусок 100/80- это примерно 180грит по наиболее распространенной классификации.
Отработал без проблем. Брусок легко и непринужденно грызет М390, словно кухонную нержу. В результате имеем подводы с явно различимыми рисками.


Под микроскопом видно, что каких-то явно выпадающих из общего ряда глубоких рисок не наблюдается.




Остроту на таком этапе особо проверять смысла нет, хотя газету нож уже режет совершенно спокойно

50/40- это примерно 360-320 грит
Риски стали тоньше, ложатся всё так же равномерно. Нож стал еще острее и уже в общем-то способен сбривать волосы с предплечья, хотя и делает это грубовато.




Главное, что радует-это скорость. После прошлого бруска на заточку этим ушло буквально несколько минут со всеми настройками и подготовкой.

20/14- это примерно 800-1000грит
Всё то же самое, что и раньше, нож стал еще острее, а подводы красивее, и они уже заметно блестят.





7/5-это примерно 2000-3000грит
Ну, тут все понятно- конечный результат хорошо виден: подводы блестят, нож бреет, риски аккуратные, режущая кромка без безобразных бесформенных зубцов. В целом вполне неплохой результат, на котором вполне можно остановиться.





Что в итоге я хочу сказать про заточку М390 и других подобных сталей? Веневские алмазы их затачивают так, словно это какая-то совершенно тривиальная сталь из тех, которые сейчас немного высокомерно называют простушками. М390 стачивается как кухонная нержавейка. Конечный результат зависит исключительно от вашего умения. Если вы умеете затачивать, то Веневскими алмазами сможете заточить быстрорез или порошковую суперсталь до хорошего результата. В Интернете идут холивары насчет того, что конечный результат заточки алмазами хуже, особенно в части стойкости. Не буду сейчас углубляться в эту тему, потому что, как говорила известная дочь офицера, «не всё так однозначно», и если копаться, то говорить про это придется много, причем выводы и рекомендации будут не однозначными, а зависят от ситуации. Я же пока напомню, что все ножи, выигрывающие Чемпионат России по резу каната, затачиваются именно Веневскими алмазами. Это показательно, вне зависимости от того, как относиться к резу каната. Игорь Лукинов вообще считает этот вид абразивов самым лучшим. Опять же, можно с ним дискутировать, но его мнение стоит упомянуть, поскольку у него очень богатый практический опыт.
В общем, получаемый при заточке порошковых высоколегированных сталей как минимум хороший. Ну а главное достоинство Веневских алмазов с моей точки зрения в том, как идет процесс заточки. Я имею в виду два момента.

Во-первых, Веневские алмазы позволяют работать насухую , т.е. без замачивания или использования масла. Как результат- процедура заточки становится намного проще и чище, чем при использовании водников, к примеру.
Во-вторых, для меня очень важным являетсяресурс и стабильность Веневских брусков. Обычно обсуждение достоинств алмазов крутится вокруг скорости работы. Да, это важно. Да, при использовании неалмазов для заточки порошковых монстров время заточки может растянуться до совершенно неприемлемых значений. Но, справедливости ради, надо сказать, что есть абразивы, например, карбид кремния на мягкой связки, которые работают по таким сталям не медленнее, а то и быстрее алмазов . Вот только скорость обеспечивается очень быстрым обновлением зерна и как следствие- очень быстрым износом камня. В некоторых случаях это означает, что затачиваешь-затачиваешь и видишь, как камень буквально тает на глазах. Работы еще много, а камень уже выработан до заметного седла, и надо прерваться, чтобы его подровнять, то есть имеем дополнительные хлопоты. А по окончании обдирки с печалью смотришь, как камень заметно похудел. И это после одного ножа . Сам пока не сталкивался с совсем уж эпичными примерами, но встречал отзывы людей, у которых камня Boride CS-HD не хватило, чтобы довести до конца обдирку ножа.
И вот тут алмазы имеют огромное преимущество, на котором я хотел бы особо акцентировать внимание. Даже если они и не выиграют заметно в скорости работы, они точно выиграют в долговечности. Покупая алмазы, понимаешь, что даже в сложных случаях их хватит не на пару-тройку ножей-монстров, а очень надолго. В любительском формате использования- на годы, возможно даже на долгие годы.

А если сравнить алмазы между собой, то у алмазов на органической связке, под которыми по умолчанию подразумеваются Веневские, есть еще одно достоинство. Дело в том, что алмазы на гальванической связке постепенно лысеют. Можно опять для примера показать стену дома как модель.


Алмазы постепенно выдираются из связки, как камни из стены на фото. Для алмазов на гальванической связке это необратимый процесс. И это плохо. Получается, что на облысевшем бруске, то там, то сям торчат одинокие алмазы, что приводит к весьма неравномерной работе. А вот у Веневских под облысевшим верхним слоем есть еще миллиметры свежих алмазов, которые проступают наружу после вырабатывания верхних. То есть гальванические работают всё хуже и хуже, а Веневские стабильны, пока не сработаются до самой подложки. Ну и работают Веневские медленнее гальванических, но мягче и аккуратнее.

Ладно, с суперсталями всё понятно. А как насчет сталей попроще? После прошлых обзоров, судя по комментариям, у некоторых зрителей сложилось впечатление, что алмазы вообще и Веневские в частности не годятся для ножей из, скажем так, обычных сталей, то бишь сталей уровня 40Х13, 420 семейства, 440С и т.п.
Нет, это не так. Дело не в том, что алмазы не годятся для заточки таких сталей. Речь была о том, что они чаще всего избыточны . По таким сталям без проблем можно работать камнями из оксида алюминия или карбида кремния, которые стоят обычно заметно дешевле качественных алмазов. Плюс есть некоторые особенности в том, как разные абразивы воздействуют на сталь и как сталь влияет на абразив. Короче, если предстоит затачивать только подобные стали-простушки, насущной необходимости в покупке алмазов нет.
Но это не значит, что алмазы нельзя использовать в таких ситуациях. Для примера покажу заточку вот этого Викторинокса.


У него нужно убрать скол на кончике.


Вообще-то работа плевая, и алмазы тут совсем необязательны. Тем более нет надобности в использовании грубых алмазов. Но раз уж он удачно подвернулся под руку, будет подопытным.

Итак, этап первый, используем Веневский алмаз 100/80. На ноже был угол 30 градусов, попросили увеличить до 36, так что алмазу тут работы меньше, чем на минуту. Минута это в буквальном смысле.


В общем, как говорил, использовать алмаз 100/80 тут было ни к чему- это палить из пушки по воробьям. Тут просто показательно, что алмаз такую сталь просто-напросто режет словно это пластилин.
Под микроскопом кромка выглядит относительно неплохо. Для меня, кстати, это сюрприз.




Я ожидал, что будет глубоко распаханный подвод и грубые неравномерные зубья на режущей кромке. Самому интересно было глянуть, поскольку по таким сталям обычно алмазы не использую.

Второй этап, Веневский алмаз 50/40. Опять же избыточный вариант в нашей ситуации. Вполне можно было бы пропустить. Но для примера использую.


Если не выводить аккуратную кромку для показа результата этого этапа, то через полминуты уже можно было бы переходить к следующему бруску. Брусок опять же режет сталь как пластилин и очень быстро убирает следы от 100/80.

Идем дальше- 20/14. Если бы я не делал обзор, а просто затачивал бы этот нож Веневскими брусками, то начал бы, пожалуй, сразу с 20/14 . Он тот скол тоже убрал бы моментально, и при этом суммарное время заточки было бы меньше, поскольку пропускаем два этапа.
Вид под микроскопом особых комментариев не требует.

Ну и завершаем последним бруском из сегодняшнего обзора- 7/5. Им поработал чуть подольше, чтобы перестраховаться, то есть не оставить риски от предыдущих брусков, не оставить заусенец.
Вот так выглядит кромка под микроскопом. Вполне нормально. Грубых рисок не осталось, зубцы на кромке довольно равномерные.


Всё, заточка закончена.



По большому счету, нож был острым уже после 100/80, и в принципе, уже на том этапе можно было бы даже остановиться. Нож не бритвенно острый, но режущий агрессивно. Некоторым даже нравится такая агрессивная заточка. Проблема в том, что она держится недолго , особенно если работать по чему-нибудь твердому, типа дерева. Ну а с каждым следующим бруском нож становился острее, а удержание остроты- лучше. После 7/5 всё нормально, только с эстетической точки зрения подводы смотрятся не очень, особенно из-за четко видимой границы на подводе после перехода на больший угол, поэтому я их чуть подлинзовал, не выходя на кромку. Это заняло еще минуты полторы-две.




Что я вообще хотел сказать этим примером с Викториноксом? В этой ситуации легко можно было обойтись без Веневских алмазов и использовать что-то попроще и подешевле. Даже не можно, а это был бы более оправданный вариант. Веневские я тут использовал только ради обзора. Но с другой стороны, Веневские позволили убрать скол и заточить нож реально за несколько минут, буквально играючи. Конечный результат недостаточно хороший? В прошлый раз я этот нож затачивал природными камнями. Если через некоторое время спрошу хозяина ножа, заметил ли он, что в этот раз заточка сделана иначе, то как думаете, что он ответит? Скажет, что сразу заметил- в этот раз что-то не то, заточка совсем не держится, клинок испорчен и вообще всё намного хуже, чем прошлый раз? Да ничего подобного. При таком слепом исследовании он не отличит «алмазную» заточку от «неалмазной»- это я уже не раз проверял.

Выводы
Ладно, обзор уже получается долгим, пора как-то подытожить и дать оценку этим четырем брускам. Да, кстати, давайте я опять акцентирую внимание на том, что все выводы и оценки относятся именно к этим брускам . Я говорю не о Веневских абразивах «вообще», а о брусках для точилок с концентрацией 100% имеющих зернистости 100/80, 50/40, 20/14 и 7/5. Почему это имеет значение?
-Первое. В заточке принято выделять три основных этапа: обдирку, заточку и доводку. Так вот, эти четыре бруска образуют набор, обеспечивающий этап собственно заточки. Более грубые для обдирки и более тонкие для доводки- это тема для отдельного разговора, поскольку некоторые озвученные тут моменты для обдирки и доводки неактуальны.
-Второе. На свойства бруска влияет концентрация. Я слышал, что Веневские алмазы 100% и 25% работают совершенно по-разному. Настолько по-разному, что иногда можно использовать вместе бруски одной зернистости, но разной концентрации. Слышал, но своего опыта в этом плане не имею, поэтому я говорю конкретно за 100% концентрацию.
-Третье. Сейчас на заточных ресурсах можно встретить серьезные претензии к Веневским алмазам. Вообще, кстати, почти во всех сферах бывает так, что сначала что-то дружно восхваляют, а потом настроения меняются, и не менее дружно тот же товар ругают. С Веневскими алмазами схожая ситуация. Был период, когда их превозносили. Но если человек решит глянуть свежие обсуждения, то он обнаружит, что их жестко критикуют и может сложиться впечатление, что абразив-то вообще никуда не годится- вон сколько недовольных, сплошная ругань
Так вот, не делайте поспешных выводов из поверхностного изучения дискуссий. К Веневскому заводу действительно предъявляются претензии, и завод признает наличие проблемы. Но есть один очень важный нюанс. Проблема выявлена на самых тонких брусках и причина ее пока не ясна. Первоначально считалось, что связана она с тем, что в органической связке использован карбид бора, который сам по се6е является очень эффективным абразивом, и размер зерен карбида бора оказался больше, чем размер основного абразива, т.е. алмазов. Сейчас завод заявил, что по результатам их исследований проблема не в карбиде бора, но вчем именно- не понятно.
Сейчас Веневский завод экспериментирует со связками, пытается сделать тонкие бруски, лишенные этой проблемы.
Но я бы хотел акцентировать внимание на том, что эта проблема не имеет отношения к тем брускам, которые сегодня были на обзоре.
Опять же проблема неплоскостности брусков менее актуальна для данных брусков для заточных систем, но более актуальна в случае брусков для ручной заточки.

В общем, повторю. Не стоит давать какую-то обобщенную оценку Веневским алмазам «вообще» и переносить претензии к доводочным брускам 1/0 на всю линейку. Или прочитав про гнутость «винтом» брусков для ручной заточки, думать, что такое встречается на брусках для точилок. К рассмотренным сегодня заточным брускам у меня претензий нет. Нет, не так. У меня есть претензии к кривизне, о которой я уже говорил. Но в части работы они мне очень нравятся, и я считаю их крайне полезным для меня приобретением и готов ради этого смириться с неплоскостностью.
Не буду говорить за остальную продукцию завода, чтобы не быть обвиненным в превзятости, но про эту часть их линейки с чистой совестью могу сказать, что она мне нравится и меня устраивает. Про недостатки написал- решайте сами, насколько они будут критичны для вас

На этом можно было бы закончить, но опыт показывает, что некоторые прокручивают на конец обзора и ищут прямой четкий совет: «Просто скажи- покупать или не покупать такие бруски?».
Короткий ответ для таких зрителей будет таким:
«-если вам предстоит регулярно затачивать ножи из сложных сталей вроде быстрорезов и порошковых суперсталей, то я очень рекомендую приобрести набор из веневских брусков от 100/80 до 7/5. Им реально нет сейчас достойной альтернативы в этой категории- это не нахваливание производителя, это объективная ситуация на рынке.
-Если вы не знаете, что вам понадобится затачивать и вы хотите иметь универсальный набор, который гарантированно справится с любым ножом и позволит его заточить быстро и беспроблемно, я тоже советую приобрести такой набор. Он вообще может стать единственным.Всё будет устраивать до тех пор, пока не полезете читать форумы, и вот тогда можно потерять покой и сон из-за сомнений по поводу влияния алмазов на ресурс и износостойкойсть ножа:).
- Но если вы точно знаете, что затачивать будете только ножи из рядовых сталей-простушек, то я не вижу смысла брать алмазы- это неоправданно ни финансово, ни технологически.»

Показательно, что на той же ганзе, если человек вынужден часто или тем более преимущественно затачивать ножи из износостойких сталей, и особенно если ему приходится это делать по возможности быстро и получая гарантированный результат, он становится горячим сторонником веневских алмазов и часто пишет, что это единственный абразив, который ему нужен (Игорь Лукинов, Александр и т.д.). Если же человек затачивает преимущественно японские кухонные ножи или бритвы, то он обычно тяготеет к природным камням.

Вот такой вывод.
Что до меня лично, то я не фанат и не противник алмазов. В спорах «алмазы против природных камней» я не участвую. У меня есть алмазы на гальванической связке, есть веневские алмазы на органической, есть синтетические камни, керамика, природные абразивы. И все они прекрасно друг с другом уживаются, друг друга дополняют и никто никого не вытеснил.

Если в доме есть ножи, то рано или поздно они становятся тупыми, и их приходится точить. При всей кажущейся простоте этой процедуры, заточка ножей, тем не менее, является делом в достаточной мере непростым. Правильная заточка ножей доступна не всем. Это в равной степени касается и заточки кухонных ножей, и заточки коллекционных ножей из дорогих сортов стали, и ножей для какого-либо вида профессиональной деятельности. Рассмотрим вопрос о том, как все же правильно точить ножи.

Из каких материалов бывают камни для заточки ножей

В данном случае речь идет о камнях для ручной заточки ножей. Такие камни (они же бруски для заточки ножей) бывают четырех видов, в зависимости от того, из каких материалов они изготовлены:

  • из керамики;
  • из алмазных камней;
  • из естественных камней, встречающихся в природе;
  • из японских водяных камней.

У всякого из перечисленных брусков имеются индивидуальные свойства и характеристики.

Подробные характеристики камней для ручной заточки ножей

Бруски, изготовленные из керамических материалов, считаются самыми распространенными и доступными. По большей части именно такие бруски продаются во всех хозяйственных торговых заведениях. Такие бруски делятся на несколько подвидов. Наиболее часто встречается брусок типа «лодочка». Это очень некачественный брусок: с его помощью возможна лишь грубая заточка или правка углов заточки лезвия ножа. Несколько качественнее бруски, на одной стороне которых гладкая поверхность, а на другой — грубая.

Что касается алмазных брусков, то профессиональная заточка ножей с их помощью является делом достаточно редким. Во-первых, точить ножи алмазными брусками сложно. Во-вторых, наточенное алмазными брусками лезвие очень быстро опять становится тупым. В-третьих, алмазы глубоко царапают режущую кромку ножа, а, кроме того, уничтожают само лезвие, «съедая» его.

Лучше всего ножи точить с помощью природных камней для заточки ножей, а также японских водяных камней. Большей частью их привозят из-за рубежа, и у них высокая цена.

Как правильно выбрать брусок для заточки ножа

При выборе бруска для заточки ножа имеется несколько хитростей. Эти хитрости проверены годами, и потому их следует принять во внимание. Первым делом, надо обратить внимание на размеры бруска. Длина его должна быть вдвое больше, чем ножевое лезвие. Если предполагается заточка ножа своими руками, следует также обратить внимание, какова поверхность бруска. Она должна быть ровной и не иметь трещин или царапин.

Чтобы произвести заточку кухонных ножей, хватит двухстороннего бруска из керамики. Можно также для этой цели приобрести два или три бруска с разной зернистостью. Лучше, если такие бруски были произведены еще в эпоху СССР. Советские точильные бруски считаются самыми качественными. Конечно, в магазинах их сейчас не найти, но на рынках и барахолках они еще встречаются.

Все эти советы вполне приемлемы для заточки кухонных ножей. Если же речь идет о заточке более серьезных ножей (например, охотничьих), то в этом случае, помимо точильных камней, необходима еще всем известная паста ГОИ. Ею после заточки полируется режущая кромка заточенного ножа.

Соблюдение правил заточки ножей

Чтобы правильно наточить нож, нужно знать и четко соблюдать правила его заточки:

  • Необходимо четко выдерживать угол заточки ножей. У ножа для какого-то специального применения угол заточки должен равняться приблизительно двадцати градусам. Если это универсальный нож, то угол заточки может быть больше (от 30 до 40 градусов). Угол заточки во многом зависит от того, каково качество стали полотна ножа. Если сталь качественная, то заточка может держаться долго. Обычно кухонные ножи под малым углом не точат, для них стараются выдержать угол побольше;
  • Не надо с силой нажимать на нож в процессе заточки. Сила при заточке значения не имеет, зато точильный камень при этом очень быстро выходит из строя;
  • Перед тем, как приступить к заточке ножа, необходимо вымыть брусок водой, разбавленной каким-либо моющим средством;
  • В процессе заточки лезвие должно скользить по бруску, а не наоборот. Причем, строго от себя, а не в обратной последовательности, а также не в последовательности «туда-сюда». Одна сторона ножа точится до тех пор, пока на режущей кромке не появится так называемый заусенец. После того, как он появился, точно в такой же последовательности точится вторая сторона лезвия;
  • Поточив нож на грубом камне, рекомендуется завершить процесс точения на мелкозернистом камне. Процесс заточки в данном случае один и тот же.

Если это кухонный нож, то после заточки на мелкозернистом камне процесс можно считать завершенным. Если же это более «серьезный» нож, то после мелкозернистого камня лезвие предстоит отшлифовать на коже, применяя при этом пасту ГОИ.

Подробнее о заточке японских ножей

Заточка японских ножей производится несколько по иному принципу. Дело в том, что у лезвия японских ножей несколько иная конструкция, чем у большинства других ножей. Японские ножи точатся лишь с одной стороны. Благодаря такой геометрии, продукты, разрезанные японским ножом, не могут прилипнуть к полотну ножа.

В остальном же японские ножи точатся, как все прочие. Вначале идет предварительное затачивание на камне с грубой поверхностью, после чего заточка завершается с помощью мелкозернистого точильного камня. В завершение заточенная кромка отшлифовывается.

Что такое станок для заточки ножей?

Многие под станком для заточки ножей подразумевают всяческие самодельные точильные агрегаты. На самом деле точить ножи такими точилками крайне нежелательно. Всего за несколько заточек самодельное устройство для заточки ножей способно испортить любой нож до такой степени, что его останется только выбросить.

Лучше приобрести приспособление для заточки ножей заводского производства. С помощью него ножи точатся быстро и надежно, до бритвенного состояния. Кроме того, с помощью такого приспособления можно легко сделать нужный угол заточки. Правда, стоит заводское приспособление для заточки ножей немало, больше 7 тысяч рублей.

Устройство для заточки ножей в домашних условиях

Впрочем, качественное устройство, с помощью которого точат ножи дома, можно изготовить и собственноручно. Это не так и сложно. Чертеж для такого устройства легко можно отыскать в интернете.

В интернете можно найти инструкции по изготовлению двух домашних приспособлений для заточки ножей. Одно приспособление по своей конструкции напоминает фирменную точилку Lanski. Другое приспособление во многом напоминает модель Edge Pro Apex. Первую точилку изготовить проще, чем вторую, но зато на второй модели можно наточить нож быстрее и качественнее.

Набор для заточки ножей в полевых условиях

Если кому-то нужно отправиться на охоту, или в поход, или геологическую разведку, или по каким-то другим надобностям, то, разумеется, полный набор для заточки ножей в рюкзаке может не поместиться. Однако набор для заточки ножей в урезанном виде положить в рюкзак настоятельно рекомендуется. Двухсторонний брусок, лоскут кожи для правки лезвия – это и есть походный набор для заточки ножей.

Такой набор в полевых условиях очень может пригодиться. Понятно, что булатное лезвие таким набором не наточишь, а вот для лезвия попроще походный набор для заточки ножей сгодится вполне.

Какую ошибку можно допустить при заточке ножей

При заточке ножей можно допустить целый ряд типичных ошибок:

  • Невозможно полноценно наточить нож лишь одним камнем. Для правильной заточки нужно использовать несколько камней с разной степенью зернистости;
  • Нож можно не доточить, не заметив на режущей кромке мелких заусенцев;
  • Невозможно полноценно наточить нож, не очистив его предварительно от остатков грязи или жиров;
  • Еще одна ошибка – это выбор неправильного угла заточки. При большом угле заточки таким ножом очень трудно резать продукты тонкими слоями. При большом угле заточки нож скоро затупится в процессе нарезки твердых продуктов.

Полноценно нож можно наточить только при соблюдении всех выше перечисленных несложных правил.

Описать все нюансы того, как правильно точить ножи, в рамках одной статьи просто невозможно, однако это и не всегда нужно. Особенно, если в заточке нуждается обыкновенный кухонный нож или вы просто новичок, которому нужно с чего-то начать.

  • На самом деле, в домашних условиях заточить кухонный нож до остроты можно легко и быстро. Но сложность состоит в том, что сделать это нужно так, чтобы острота лезвия сохранилась надолго, и при этом с лезвия не было снято слишком много стали.

В этом материале мы попытаемся просто и наглядно рассказать о том, как правильно заточить нож бруском. Ведь именно этот способ является не только базовым и доступным каждому, но и самым эффективным. Кроме пошаговой инструкции по заточке и доводке, здесь вы найдете подборку обучающих видео и обзор альтернативных методов – начиная от заточных систем и заканчивая дном керамической тарелки.

Немного о выборе камней

Точильные бруски бывают следующих видов:

  • Керамические;
  • Алмазные;
  • Природные;
  • Японские водные камни.

При желании, как только вы наберетесь опыта, вы можете купить несколько солидных и дорогостоящих алмазных камней или японских водных. Однако начинать лучше с обыкновенных керамических брусков (типа «Лодочки»), которые продаются в каждом магазине хозтоваров. Они износостойки, долговечны и доступны. Из недостатков можно назвать лишь их неравномерное истирание.

Вот советы, которые помогут найти верного помощника:

  • Какого размера должен быть брусок? В идеале – длиннее в 1,5-2 раза или хотя бы не короче лезвия ножа. Ширина и форма бруска не принципиальна.
  • Покупая брусок, убедитесь, что он плоский и не имеет сколов.
  • Для начала вы можете купить один универсальный точильный камень средней твердости. Но если есть желание, купите один брусок с двумя сторонами разной зернистости или два камня с большой и меньшей в два раза зернистостью. В будущем вашу коллекцию может пополнить еще пара камней.
  • Лучше всего постараться раздобыть пару оселков советского производства, скажем, на барахолках или у дедушки. Бруски с маркировкой «Сделано в СССР» имеют одноразмерные зерна и качественный связующий материал.

Чтобы довести нож до бритвенной остроты, кроме точильных камней вы можете купить и абразивную пасту ГОИ, о работе с которой мы также расскажем.

7-шаговая инструкция по заточке и доводке кухонного ножа

Итак, в заточке ножа одна цель — истереть с лезвия столько металла, чтобы режущая кромка стала снова острой. Начинать работу нужно с крупнозернистого абразива и заканчивать мелкозернистым.

Важно помнить и следующие принципы заточки ножей:

  • Самое главное — подобрать оптимальный угол заточки и удерживать его на всей режущей кромке во время скольжения по бруску.
  • Движения должны быть плавными, без давления.
  • Все бруски нужно смачивать водой, а лучше мыльным раствором: до заточки (чтобы лезвие лучше скользило, а металлическая пыль не засоряла поры), в процессе (чтобы убирать появляющуюся суспензию) и в конце, чтобы очистить брусок.

И еще один важный совет – первые разы лучше потренироваться на ножике, который не жалко испортить. Особенно, если ваш основной нож уж слишком добротный и дорогой. Ну что ж, приступим к практике.

Шаг 1. Ополаскиваем камень водой, а затем проводим по нему, скажем, губкой с каплей жидкости для мытья посуды.

Шаг 2. Далее садимся за стол и устанавливаем камень на деревянную доску, например, разделочную. Можно подложить под камень и полотенце. Кому-то удобнее ставить брусок перпендикулярно к себе, а кому-то под углом примерно 45 градусов. Со временем вы поймете, как удобнее работать именно вам.

Шаг 3. Теперь нужно определиться с углом заточки и зафиксировать положение ножа. Каким же должен быть угол? Общий принцип — чем он меньше, тем острее получается лезвие, а чем он больше - тем дольше лезвие сохраняет остроту.

  • Обычные кухонные ножи затачивают на угол 40-45 градусов. Если вы точите филейный нож (предназначенный для нарезки тонких кусков рыбы, птицы и мяса), то его стоит заточить поострее — на угол 30-40 градусов. Выбранное значение нужно разделить на 2, и тогда мы получим угол, который должен быть между лезвием и поверхностью бруска. То есть, для заточки лезвия в 45 градусов нужно каждую его сторону заточить под 22,5 градусов к точильной поверхности.

Зафиксировать нож под углом 22,5 градусов вам поможет простой прием, показанный на фото ниже.

  • Помните, выбранного угла нужно стараться придерживаться во время всей работы.

Шаг 4. Ставим нож поперек бруска так, чтобы верхний край рукояти находился над нижним краем камня. Держа одной рукой рукоять, а другой – лезвие, начинаем скользить по бруску от себя по траектории, показанной на картинке ниже.

Посмотрите короткое и наглядное видео:

  • Суть в том, чтобы режущая кромка, скользящая по камню, всегда была перпендикулярна направлению движения.
  • На изгибе лезвия рукоять ножа нужно чуть приподнимать, чтобы выдерживать выбранный угол.
  • Помните также, что нельзя давить на лезвие, но и слабину давать не стоит.

Таким образом нужно провести лезвие по камню около 40-50 раз, а именно до появления по всей длине РК (режущей кромки) «заусенца» (грата, микропилы). Его появление скажет вам о том, что излишек металла истерся и дальше шлифовать смысла нет. Затем нужно перевернуть клинок и повторить те же действия. Наглядно на видео:

  • Заусенец – это небольшая шероховатость, которую сложно разглядеть, зато можно нащупать, осторожно проведя пальцем вдоль края лезвия (но не по кромке, чтобы не порезаться).

Во время работы на лезвии появится суспензия – металлическая пыль, которую периодически нужно смывать водой.

Шаг 5. Итак, заусенцы появились, теперь приступаем к доводке. Для этого повторяем те же манипуляции на камне с вдвое меньшей зернистостью. Альтернативный способ доводки – с помощью мусата.

  • Мусат — это стальной стержень овального или круглого сечения с продольными насечками. Он годится лишь для правки и поддержания остроты, но не для заточки ножа. Мусатом рекомендуется править нож каждый раз до и после работы.

Как править кухонный нож мусатом можно увидеть в следующем видео-мастер-классе от уважаемого ножевщика Геннадия Прокопенкова, который, кстати, специализируется на изготовлении именно кухонных ножей.

Шаг 6. При желании вы можете довести ваш нож до бритвенной остроты. Для этого возьмите любую кожу или кожаный ремень, обработайте его абразивной пастой ГОИ, Dialux или любой другой, а затем проделайте все те же действия, но только по направлению от режущей кромки.

Шаг 7. И наконец, проверяем качество заточки. Делается это очень просто. Достаточно порезать помидор или разрезать бумагу. Если вы хотели добиться бритвенной остроты, то нужно попытаться сбрить волосы на руке. Самые острые ножи могут даже настругать волос, как показано на фото ниже, однако на кухне для самого обыкновенного ножа такая острота не требуется.

Альтернативные способы заточки

Если ваш кухонный нож — простой и недорогой «работяга» и/или просто вникать в «культуру ножа» вам не хочется, то рекомендуем для заточки в домашних условиях использовать электрическую точилку, роликовую ножеточку или заточную систему. В чем же их плюсы и минусы?

  • Электроточилка точит ножи отлично и быстро, но даже самые качественные модели снимают с лезвий слишком много материала, тем самым сокращая срок его службы. Еще один недостаток электроточилки – хороший прибор стоит более 200 $.
  • Роликовая ножеточка – вариант недорогой и простой в использовании. С ее помощью можно быстро наточить кухонный нож, но, к сожалению, острота лезвия сохранится ненадолго и нож будет со временем портиться. Наибольшим доверием среди роликовых ножеточек пользуется инструмент от Fiskaris (на фото). Не путайте роликовую ножеточку с V-образной. Последняя – вариант для самых небережливых.

  • Заточные системы хороши тем, что позволяют более точно выставлять и выдерживать угол. Такие точилки бывают разные – с фиксацией клинка (производители DMT и Lanski) и с фиксацией самих камней под определенным углом (Spyderco Triangle Sharpmaker). Отдельно можно выделить заточную систему, в которой можно выбирать нужный угол и контролировать положение ножа – это система Edge Pro Apex Knife Sharpening System. У каждой системы есть свои плюсы и недостатки. Так, например, на точилках с фиксацией клинка неудобно точить широкие шеф-ножи, а на триангле от Spyderco ножи скорее правятся, чем точатся, да и угол можно выбрать только 30 или 40 градусов. Впрочем, для кухонных ножей как раз эти углы и нужны, а пользоваться трианглом очень просто. Подробный обзор и инструкцию по эксплуатации точилки от Spyderco можно увидеть в следующем видео.

Какие же минусы имеет Apex Edge Pro? Пожалуй, это лишь высокая цена – 245 $. Впрочем, для заточки кухонных ножей вы можете купить китайскую копию этой точилки (н-р, на Алиэкспресс).

Есть еще один хитрый способ наточить нож в домашних условиях – с помощью шершавой риски на дне керамической кружки или тарелки. Принцип действия все тот же – сохранение угла, плавные движения, выдерживание РК (режущей кромки) перпендикулярно направлению.