Советы бывалого мастера начинающему печнику. Печное ремесло Старые секреты печного мастерства

К атегория: Печное отопление

Для того чтобы расколоть кирпич, нужно знать, что пережженные, недожженные и кирпичи с трещинами для приколки не годятся. Кирпич подбирают нормального обжига, без трещин. При ударе молотком он издает чистый звук.

Для отески лучше выбирать немного недожженный кирпич.

Вода для приготовления глиняного раствора не должна содержать кислоту и щелочь. Самый лучший вариант - использовать дождевую воду.

Кладка печи должна вестись строго по чертежу и описанию. Каждый ряд нужно сверять с чертежом и сразу исправлять сделанные ошибки. Особое внимание нужно обращать на перевязку швов, горизонтальность рядов и вертикальность углов.

При выкладывании первого ряда насухо между кирпичами оставляют промежуток для шва толщиной 5-6 мм. Углы выкладывают по угольнику. Боковые стенки между углами выкладывают точно по прямой линии, которую намечают, прикладывая правило. Стенки печи делают параллельными стенам здания. Для этого расстояния от крайних кирпичей одной боковой стороны до стенок здания делают равными. После укладывания кирпичей первого ряда насухо контур его обводят мелком и только тогда начинают кладку с раствором.

Горизонтальность первого ряда достигается следующим способом. Один из крайних кирпичей кладут на раствор, под второй кирпич помещают более толстый слой раствора и на эти кирпичи кладут правило с уровнем. Вдавливая второй кирпич в раствор, “добиваются строгой горизонтальности ряда. Так же поступают с остальными угловыми кирпичами.

Чтобы выложить углы по отвесу, в потолок в нужных местах вбивают гвозди. К гвоздям крепят шнур, нижние концы которого привязывают к гвоздям, вбитым в швы по углам. Чтобы добиться точной установки, гвозди загибают в нужную сторону.

Малогабаритные печи можно строить, используя выдвижную опалубку. Опалубка состоит из направляющих стоек из угловой стали, которые устанавливают по углам, и деревянного ящика без дна высотой 50 см. Размеры ящика по периметру равны размерам печи. Ящик вставляют в угловые стойки после укладки первых рядов, включая топочную дверку. Затем кладку ведут внутри опалубки до ее верха. После ее заполнения опалубку сдвигают вверх и повторяют операцию. Если опалубку будут использовать неоднократно, рекомендуется обить ее листовой сталью, чтобы внутренняя поверхность дольше сохранила гладкость.

Футеровку топливника огнеупорным кирпичом нельзя перевязывать с обычными кирпичами наружных стенок топливника, потому что огнеупорный и обыкновенный кирпич имеет разные коэффициенты теплового расширения.

Топливники и дымоходы нельзя внутри обмазывать глиняным раствором.

Для лучшего прохождения дымовых газов внутренняя поверхность дымоходов должна быть гладкой, углы - закругленными, а расширения - плавными.
Сжигание картофельных очистков уменьшает осаждение сажи в трубе. Для этой цели годятся также осиновые поленья. Тягу проверяют, сжигая свернутую в трубочку бумагу у поддувальной дверки. При хорошей тяге пламя втягивается в поддувальное отверстие.

Если кладку печи производят в зимнее время, температура в помещении, где ведутся работы, должна быть достаточной, чтобы раствор не замерзал. Раствор делают на воде температурой 18-20 °С.



- Советы бывалого мастера начинающему печнику

Строительство печей на даче, в домах или даже на улице не обходится без очень важного компонента – кирпич. Конечно, на сегодняшний день можно выбрать любой кирпич по марке и по виду глины, из которого его делают. Тем не менее, самым практичным могу считать и рекомендовать марки М-250.

Секрет №1. Кирпич и все, что с ним связано…

Данный кирпич, имеет очень много количественных показателей, которые дадут эксплуатировать вашу печь, без дополнительного ремонта, не менее 15 сезонов. Но при этом есть одна тонкость – сертификация.

Сопровождающая кирпич фирменная наклейка, которая может быть использована в суде, если вы обнаружите не ту марку по сравнению с заявленной.

При покупке обратите внимание на то, что данный кирпич не продается в открытых поддонах, он, как правило, упакован в два, а то и три слоя полиэтилена и под ним, на каждой пачке будет вот такая сопроводительная бумага. Нас сегодняшний день некоторые производители могут выпустить кирпич марки М-500 или даже М-700, но данный кирпич, как правило, очень дорогой. Обжиг данного кирпича происходит под воздействием температуры в 1300 – 1500 градусов, а многие производители не могут ее достичь и как правило под высокопробными марками продают более низкосортные кирпичи.

Если вы работаете в теплое время года, и ваш кирпич был складирован в штабеля, то, как правило, его влажность далека от идеальной и поэтому при работе с ним, он выжимает на себя воду из раствора. И часто бывает так, что раствор, применяемый при кладке, высыхает раньше, чем успевает схватиться. Это в особой мере касается кладки печных труб и других частей конструкции, которые кладутся на цементный раствор. Поэтому перед кладкой кирпич следует «искупать», чтобы он напитался водой и не брал воду из раствора.

Для «купания» кирпича подойдут все емкости, которые есть на вашем участке. Ошибка многих, что они просто поливают кирпич, уложенный в штабеля из лейки, шланга или просто из ведра. Обычно верхние ряды напитываются по норме, а остальные также недополучают влагу и затем «жадно» впитывают ее из раствора.

Кирпич вынимают из воды за минут пять до кладки, лишняя влага уходит, а внутренняя в капиллярах остается.

Секрет печного мастерства №2. Установка коаксиального дымохода

На сегодняшний день, многие строители предпочитают использовать коаксиальные дымоходы для отвода дыма от печки через крышу или с помощью коленного соединения через стену. Это и более конструктивно удобно, и уменьшает общую массу печной конструкции, а значит и фундаментные работы для печи можно провести с меньшими затратами как по финансам, так и по временным срокам. Но, необходимо сразу же оговориться, коаксиальный дымоход не должен применяться если печь используется дважды в день, то есть та, которая обогревает помещение. Данная труба, несмотря на все заверения производителей уже через пять сезонов придет в полную негодность.

Дело в том, что особенно зимой, когда конденсат становится обильный, а дым, взаимодействуя с конденсатом, образует кислотную среду, то все это приводит к тому, что образуются значительные области коррозии и эксплуатация данных дымоходов становится опасна. Главное предназначение коаксиальных дымоходов – это вывод дыма от банных печей, каминных комплексов и обогревательных котлов, работающих на природном газе и дизельном топливе.

Коаксиальный дымоход продается в виде отдельных «колен» различной длинны, которые стыкуются друг с другом посредством уплотнительных колец на теле дымохода. Обязательно применять «оголовок» для венца трубы, чтобы избежать попадания дождя или снега внутрь дымохода и обязательно применение резиновых уплотнителей для прохождения дымохода через крышу.

За видимой простотой монтажа коаксиального дымохода, есть одна строительная хитрость, которая значительно увеличивает срок службы дымохода, не давая базальтовой вате из простенков осыпаться вниз, и делает крепление к кирпичу более надежным.

Для работы нам понадобятся:

  • «болгарка» малой мощности с отрезным кругом по металлу;
  • пассатижи;
  • молоток.

Работа осуществляется только с помощником и с учетом всех мер безопасности (очки, перчатки и исправный рабочий инструмент).

Вначале отрезаем от нижнего края первого колена дымохода 15-16 см, чтобы оголить внутреннюю трубу дымохода. С помощью острого ножика удаляем базальтовую вату по линии пропила. Затем на внешней поверхности дымохода, простым карандашом прорисовываем окружность, удаленную от края дымохода на расстояние равное толщине простенка (от внутренней до внешнего диаметра). Расчерчиваем полосы направленные под углом в 45 градусов к основанию. И затем «болгаркой! Аккуратно пропиливаем стали дымохода по прочерченным линиям.

Первые наклонные прорези готовы, при данной процедуре очень важно не перекалить металл, иначе он в дальнейшем быстрее поддается коррозии, поэтому мощность «болгарки не должна превышать 0,8 кВт. Очень важно, чтобы помощник, а не вы проворачивали дымоход.

После того, как прорези готовы, приступаем к расчерчиванию полос, которые также направлены под углом в 45 градусов, но наклонены в другую сторону. И в точности повторяем процесс пропиливания металла дымохода.

Важно, чтобы вы точно останавливались у конца черты, которую прорисовали, иначе можно испортить дымоход. В идеале должны получиться равнобедренные треугольники пропилов.

После этого начинаем загибать получившиеся треугольники внутрь. Изгиб начинаете пассатижами и заканчиваете молотком, аккуратно подгибая треугольник до состояния прямого угла с внешним слоем дымохода.

Внимательно следите за тем, чтобы уплотнитель подгибался вместе с треугольником. Сила здесь не важна, очень важна аккуратность.

После подгиба последнего треугольника поставьте колено дымохода на горизонтальный кирпич и проконтролируйте с помощью показаний строительного уровня, ровно ли ложится колено на основание. Если есть проблемы, то лучше их исправить на этом этапе работ, чем исправляя собранный дымоход.

Чтобы лучше увидеть прижимание кирпича к загибам лучше использовать один кирпич, так вы точно определите, что нужно исправить.

После этой процедуры начинаем делать пропилы на нижней трубе дымохода. Делаем, как говорят печники «ромашку». Ширина одного лепестка должна быть не менее двух сантиметров, а длинна не менее десяти, а пять сантиметров останутся, чтобы ряд кирпича плотно прижал дымоход.

Обратите внимание на края пропилов, они не должны быть синего оттенка, он говорит о том, что металл перекалили. Нижний край пропилов неровный, это будет помехой укладки дымохода.

Затем с помощью пассатижей и молотка придаем лепесткам идеально ровную поверхность. Лучше всего это сделать на наковальне, а не на поверхности кирпича.

После того, как лепестки выровнены, проверьте, как дымоход встанет на кирпич.

Теперь пусть напарник держит вертикально колено, а вы смоделируйте ситуацию с укладкой дымохода, выложив еще один ряд кладки.

Дымоход не должен вплотную ложится на кирпич, потому, что вы должны предусмотреть расстояние для толщины шва раствора.

Перекаленные резы железа дымохода выведут его из строя менее чем через три – четыре сезона эксплуатации, проверено на практике.

Собираем колена дымохода на земле, устанавливаем их до положения прохождения коленами крепежного замка и фиксируем их на саморезы и одеваем специальные межколенные хомуты.

Это специальные саморезы по металлу, с широкой прижимной крышкой и буравчиком на конце. В народе их называют «семечки», они очень хорошо прижимают колена дымохода друг к другу. Длинна их должна быть не более (!) 20 мм.

После этого устанавливаем собранный дымоход на кирпичный венец и крепим его вначале на крыше, а уже затем выкладываем кладку.

Вставляем дымоход в прорезь крыши и фиксируем его.

Вырезаем нужный диаметр уплотнителя.

И одеваем его на дымоход.

Дымоход, защитный лист и уплотнитель – все помещены на свои места.

Прикладываем дымоход к венцу и кладем контрольный кирпич.

Обязательно выравниваем дымоход по показаниям уровня, фиксируем и выводим два финальных ряда кладки.

Два ряда кладки уложены, осталось надеть металлический хомут на венец кирпичной трубы.

Вот такие два секрета печного мастерства на сегодня. Продолжение следует.

Археологи относят возникновение первых печей для отопления жилища на Руси к IX-X вв. В начале XX в. была обнаружена столь древняя находка в виде сложенных в некое подобие очага необработанных валунов, которые не были скреплены никаким раствором.

Историки полагают, что в таком виде печь для отопления жилища и приготовления еды просуществовала вплоть до начала XV века. Шагом вперед в развитии печного дела явилась «курная», то есть печь, которую топили «по-чёрному». Это означает, что даже подобия трубы для отвода дыма не существовало, и он выходил наружу через отверстие в потолке.

Antonis Goeteeris , CC BY-SA 3.0

Чтобы устроить такие печи, особого искусства не требовалось, скорее всего каждый хозяин в те времена был «сам себе печник».

Вплоть до в XVII века в России отапливали «по-чёрному», пока однажды чья-то «светлая голова» не додумалась, что дым можно как-то направлять. Поначалу над печью стали устанавливать дымоотводящий колпак - епанчу, который соединялся с отверстием в потолке.

Только примерно через половину века появилась сквозная труба, выводящая продукты сгорания топлива прямиком на улицу. Это и явилось началом конструкции, которая до сих пор почти не меняется и называется - русская печь.

Для устройства такой печи нужно уже обладать специальными знаниями и умениями. Так возникло ремесло печника.

О ремесле

Как правило, на печника учились, что называется, «из-под руки». Сначала ученика брали в подмастерья, затем он мог стать самостоятельным мастером. Зачастую, возникали целые династии печников, где мастерство переходило от отца к сыну.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

В развитии печестроения принимали участие личности незаурядные. ПётрI пытался как-то модернизировать печи, заимствуя идеи за границей. Скорее всего он и учиться туда посылал наших печников.

Михаил Ломоносов увлекался печным делом и проводил научные исследования по улучшению схемы печи.

Печи модернизировались и совершенствовались. Это и понятно, ведь без отопления в холодное время не могли ни простые люди, ни цари.


Hanna Zelenko , CC BY-SA 3.0

Не смотря на то, что учёные умы занимались модернизацией печей, ремесло печника в XVIII-XIX вв оставалось одним из самых низкооплачиваемых, особенно в артелях.

В 1865 году архитектор Собольщиков В. И. (1813—1872) написал книгу «Печное мастерство. Книга, научающая как должен хороший печной мастер работать и как делать такие печи, которые будут греть и проветривать помещение». В своей книге он высоко оценивает значение качественной работы печника:

Прочитав мое наставление как должен работать печник, честный мастер скажет: работать-то так можно, да что ж надо брать за такую работу? На это можно ответить: делайте, как следует и берите, что следует.
Печного мастера нужно держать при доме так, как держат врача при семействе.

Ремесло печника становилось всё более востребованным с развитием технического прогресса, с построением фабрик и заводов. Приходилось устраивать специальные, особые печи. Конечно, конструкцию и схемы разрабатывали специалисты-архитекторы. Но без хороших печников было не обойтись.

Вот как описывает уже современного печника журнал «Советы Профессионалов»:

Каким видится примерный портрет современного печника, мастера своего дела: чуть больше средних лет.
Печник эрудирован – может без труда провести аналогию между печным «веком нынешним» и «веком минувшим».
Печник профессионал – грамотный специалист, человек, нашедший свое призвание и знающий цену качественной, искусной, со смыслом и с толком сделанной работе.

Профессиональные качества

Специалист-печник должен обладать широким набором навыков и знаний:

  • каменотёса
  • штукатура-плиточника
  • столяра
  • землекопа
  • арматурщика
  • бетонщика
  • слесаря
  • плотника

А кроме того:

  • разбираться в теплотехнике
  • уметь замесить раствор
  • разбираться в качестве материалов

И это далеко не всё. Опытные печники шутят, что им надо быть ещё и психологами, чтобы с заказчиками разговаривать, и художниками, и экономистами.

Основные инструменты

  • Молоток-кирочка - основной инструмент печника, применяется для колки,подтёски кирпичей, а так же выполняет все функции обычного молотка.
  • Мастерок - ещё один основной инструмент. Служит для расстилания раствора.
  • Резиновый молоток-киянка служит для осаживания, выравнивания кирпича в процессе кладки.
  • Строительный уровень определяет горизонтальность кладки стенок печи.
  • Рулетка - инструмент для измерения длины-ширины-высоты.

Кроме этого - отвесы, шлифовальные машины, дрели и многое другое.

Ремесло в наше время

Ремесло печника теперь можно назвать профессией. Обучаться можно на специальных курсах, а вот профессионально-технических училищ готовящих специалистов по этому направлению очень мало.

В конце 1990-х годов печники стали объединяться в гильдии. Есть например Гильдия печников Московской палаты ремёсел, в Санкт-Петербурге есть аналогичная организация.

Фотогалерея



Полезная информация

печеклад
печной мастер
печничать - промышлять ремеслом печника
печничество

Курная изба

«Курная», то есть, топящаяся по-черному, печь являлась основным, а у крестьян – единственным отопительным прибором жилой избы. Глинобитная русская печь без дымохода и печь, сложенная своими руками из камня на глинистом растворе, назывались - курные печи. А изба - курная изба. Как показывает, название курная печь не допускала разведения в ней большого огня из-за опасности воспламенения деревянной избы.

Указы Петра I

Царь запретил в Петербурге, в Москве и в других крупных городах, постройку черных изб с курными печами. Он ввел обязательную чистку дымовых труб от сажи, установку отопительных печей с отступками от стены (указ от 10 декабря 1722г.) и удешевил изготовление печных изразцов. По инициативе Петра 1 начали строиться в Москве, Петербурге и других городах заводы по выработке дешевого кирпича, изразцов и печных приборов и открылась торговля строительными материалами для постройки печи.

Свизяев И. И.

Центральной фигурой в Российском печестроении XIX века, можно считать архитектора Свиязева Иван Иванович (1797-1875). Сын крепостного, в 1815 был принят в Академию художеств, а в 1821 после получения вольной совет Академии присвоил ему звание художника-архитектора.

С 1834г. занимает должность старшего архитектора комиссии по сооружению Храма Христа Спасителя в Москве.
Свиязев И.И. в течение 50 лет своей деятельности главным образом изучал и испытывал многочисленные конструкции отопительного оборудования, теоретически обосновал приемы его проектирования, а также изобрел многие оригинальные топливники и печи.

Поверья

Печникам в старые времена приписывались мистические свойства, как и кузнецам. Их старались задобрить и не ссориться с ними, так как они и вправду могли скупому хозяину в дом «насадить кикимору». Так называли куклу, щепку, воплощавшую зловредного и беспокойного «домового демона», хорошо известного на Русском Севере.

Иногда, складывая печь, незаметно встраивали в нее полую бутылку или горлышко бутылки либо же дудочку-пищалку. Тогда при топке печи по избе раздавались вздохи и завывания – явный признак присутствия кикиморы, которая обычно представлялась обитавшей именно за печью.

Такого рода проделки, а также «былички» об этих и им подобных кознях, очевидно, являются позднейшим рациональным переиначиванием и перетолкованием древней уверенности в близком знакомстве этих«знающих» людей с нечистой силой.

Печник СССР

Практика развития печного дела в СССР не предусматривала принудительного лицензирования печников. Печники проходили обучение в ремесленных училищах, ПТУ, ФЗУ, организациях готовящих рабочие кадры за государственный счет и имеющих на это право, где им выдавали удостоверение установленного образца.

В СССР печникам, наравне со специалистами других строительных профессий, присваивались разряды от 1 до 6, и они работали в составе строительных, ремонтно-строительных организациях и не лицензировались. Это давало им право заниматься печным делом. Печное дело, вне строительных организаций было "народным творчеством", или индивидуальным предпринимательством.

Многие из нас восхищаются тем, что печи, построенные в начале 20 века, до сих пор находятся в рабочем состоянии и радуют глаз совершенной простотой своих внешних форм, но эта простота настолько привлекательна, что смогла вместить в себя всё лучшее из мира видимых и невидимых форм и источает поток благодатной энергии. Возникает вопрос, как в то далёкое время, из местных строительных материалов, получались столь успешно работающие и прекрасно сохранившиеся печи-долгожители. А ответ очень прост, он лежит на поверхности и поэтому незаметен, ибо на него не обращают внимания, а устремляют свой взор в другое – ложное направление.

Красота! А ведь в ней сжигают мусор.

Чтобы донести информацию до читателя, я постараюсь создать нестандартный поток текста. Для этого потребуется умение пользоваться стандартными словами, но через определённое построение фраз и тогда сказанное, становится якорем привязки и наполняется Силой.

Эта Сила будет стучаться в двери Вашего Ума, и, при совпадении вибрационных характеристик, он безбоязненно впустит её в свое ближнее индивидуальное пространство и распахнет свои объятия для принятия изложенного.

В любой профессии существуют разные уровни знания своего предмета. Данная статья предназначена для тех, кто достиг высшего профессионального мастерства и глубоких знаний по печной тематике. Естественно и речь пойдёт с точки Зрения и с Высоты этого Уровня, то есть с Уровня эталонных гроссмейстерских норм, что ни в коем случае не унижает тех, кто не достиг этих высот, но, тем не менее, строит вполне работоспособные печи, которых большинство на просторах Российского печестроения.

Начнём с того, что возведением печей занимались мастера этого направления, которые получали свои Знания и Секреты этого искусства по наследству от своих предков. Только наиболее достойных, освоивших практику печестроения в совершенстве, знакомили с миром Духов тех Стихий, в ведомстве и под контролем которых находилось печное изделие. Когда мастер заканчивал свой трудовой путь, он передавал своего Духа – Покровителя достойному ученику, и они начинали творить вместе. Печь считалась одухотворенным Творением Творца, ей давали Имя и проводили обряд освящения, которое совершал священник. Творение Творца, в свою очередь, становилось Творцом своего Творения, которое усмирило Огонь, родило тепло, испекло пищу. Печь имела свой неповторимый характер и темперамент мастера – творца, который дал ей жизнь в тесном содружестве с Астра - ментальными силами, без которых невозможно оплодотворить эмбрион задуманного творения. Без их участия печь будет мертворождённым строением и не будет испускать Благодатной силы, которая необходима там, где будут присутствовать люди и готовиться пища. Данная печь будет иметь только форму и будет подобна инкубаторному яйцу, которое не несёт в себе продолжение жизни, ибо является пустым и неоплодотворенным, в отличие от деревенских, в которых присутствует сгусток жизни. И он настолько силён, что при заболевании человека, болезнь выкатывается этим яйцом, зародыш которого наматывает на себя паутину болезни. Яйцо становится несъедобным, и им брезгуют даже голодные, бездомные собаки. Печь, построенная без покровительства Духа, обладает пассивной информационной ёмкостью, потому что в ней присутствует только Иньское или Яньское начало – это, по сути, печь-инвалид, хотя и имеет завершённые внешние формы. По законам парной гармонии, две несовместимые противоположные индивидуальности, мастера и существа мира невидимых астральных форм, мирно существуют, впуская друг друга в своё ближнее интимное пространство, становясь одним целым, стремясь к равновесию, то есть к существованию вопреки изменениям. Именно поэтому, мастер, творец печного творения, стоит одновременно обеими ногами в обоих мирах, не теряя своей тропы ни в одном из них. Здесь используется не скорость перемещения, а устранение расстояния – это некое пространство нулевого пункта времени, где оно неподвижно, так называемый все космический час, за продолжительность которого была создана Вечность и просторы Вселенной.

Если русская печь – это Царица печей и их признанная Королева, со спокойным и миролюбивым характером, то банная печь – её противоположность это вспыльчивый Царь и надменный Король, с гордым и независимым нравом, который не прощает пренебрежительного отношения к себе, требует от нас трепетного отношения и даже поклонения. Чтобы войти в контакт с Духом, в юрисдикции которого находятся банные печи, нужно обладать рекомендациями духов низшего Уровня, которые находятся у него в подчинении. Печи остальных направлений - это подданные и несмышлёные дети Духов Русских и Банных печей. Когда печной мастер сооружает печи под Астральной защитой Духа – Покровителя, то данное изделие будет излучать огромную созидательную и целебную силу, подобную намоленным Иконам, или многовековым Дольменам. Являясь узлом Силы, печь испускает энергию с длиной Волны и вибрационными характеристиками сходными с вибрацией живых организмов. Находясь в Зоне этого излучения, человек получает ту дозу лучистой и целебной энергии, которую способно принять и усвоить его тело.

Но попутно возникает вопрос, можно ли самому, без помощи учителя, прорваться в параллельный мир и вступить в контакт с Духами стихий. Да, это возможно, но это длительный процесс и трудный путь. Сначала необходимо в совершенстве овладеть мастерством Печного дела, научиться чувствовать и понимать характер и капризы, используемых материалов, любить свою профессию и растворяться в ней. Лишь владея знаниями, материального мира, можно освободить и ослабить его путы и попытаться войти в покои Мира Духовного. Для этого необходимо, Возможность, Способность и Желание, объединить в одно целое. Данная мыслеформа, уплотняясь себе подобными, превращается в кристалл мысли, который является формой мысли. Мысль, как энергия, ничем не ограничена, она беспредельна и всепроникающая. И хотя она не видит себя, она увидит результат собственного творения, так как будет его творцом. Считывание и усвоение информации происходит через просветление разума – это длительный процесс и трудный путь, но озарение мгновенно. Всё, что было достигнуто в период просветления, было воспринято мозгом в момент озарения. Именно Озарение даёт силы для создания неповторимых шедевров, какими бы сложными они не были. Потому что сложность – это сама простота, изложенная подробно. Силой озарения так же творят художники, скульпторы, поэты. Для лёгкого подключения своего сознания к энергиям параллельного мира, необходимо отрастить бороду и длинные волосы. Они служат антеннами и помогают не терять направления при общении с Духами Стихий. За счет длинных волос, женщины более продвинуты в этом диапазоне контактов. Как правило, люди, связанные с искусством, носят бороду и длинные волосы. Этими же приёмами пользуются служители Церкви для контакта с Миром Ангелов и Духов – Хранителей. Но, чтобы увидеть матрицу озарения, нужно войти с закрытыми глазами в пространство Тьмы, или натянуть её на себя. Её черный цвет – это цвет Силы и Король всех цветов, он вместил в себя все остальные цвета видимого спектра. Он везде во Всем и во Всех, он наполняет собой Вселенную от начала творения. Он никогда не рождался и поэтому не может быть уничтожен, ибо он Посланец Анти материальных Миров. Тьма, поглощая Свет, черпает энергию от него, а Свет черпает энергию из Тьмы, заполняя её Собою. При соединении Пустоты Сфер Света и Тьмы, рождается Информация, она не рождается в Умах, она через них проходит, а мозг является её Посредником.

Черный цвет активно используется служителями Церкви, в монашестве и Исламе, он находится в одном вибрационном поле с пространством Тьмы и поэтому не отторгается ею. Выдающийся скульптор современности Даши Намдаков, который признан цивилизованным мировым сообществом, произведения которого приобретают ведущие страны мира, получает Озарение из параллельного духовного Пространства. Об этом он поведал на одной из своих выставок. Это и позволяет ему создавать неповторимые шедевры. И, хотя в обычной жизни он незаметен среди низших, но сияет самородком среди Высших, и первый среди Равных.

Куб Каабы в великой Мекке – Святыне мусульман всего мира тоже чёрного цвета, как и священный камень неземного происхождения, находящийся в нем. Чёрный цвет родил все остальные цвета, он их Отец и Мать, в нем присутствуют одновременно мужское и женское начало, но не происходит борьбы противоположностей. Это их колыбель, именно отсюда они начинают наполнять собою остальные Миры.

Теперь более подробно можно охарактеризовать тот кирпич, который применяли при возведении печей. Как правило, он изготавливался методом ручного пластичного формования, из песка и глины данной местности. Сушка и обжиг производились кустарным способом небольшими партиями. Все компоненты печи были рождены в царстве минералов данной местности, и поэтому совпадали их резус факторные характеристики. В теле печи они работали как одно целое, и не происходило отторжения друг друга. Энергия и Дух мастера, возводившего печь, Дух царства минералов, наполняющие массив печи и Дух Астро-ментального Покровителя, наполняли тело печи совместной энергией, и она становилась источником Силы. Разбирая печи, построенные в 1900 году в ближнем Подмосковье, я был восхищен их продуманной конструкцией и качеством, прекрасно сохранившегося кирпича. Два года назад, из подобного кирпича, отобранного из разрушенных зданий постройки 1825 года, я возвёл две печи на подворье церкви Николая Чудотворца. Это была вынужденная мера, так как в Московской Патриархии не было денег на стройматериалы. И, хотя кирпич был с отклонениями в геометрии форм и размеров, он прекрасно обрабатывался во всех направлениях и благополучно выдержал два зимних холодных сезона, при двухразовой топке печи, утром и вечером. Температура стенок была от +70 до +90 градусов.

Печной кирпич должен иметь низкую марку, только такой кирпич применяли в то далёкое время при строительстве печей и он доказал своё право на существование. Он был с ярко выраженной пористостью, хорошо обрабатывался, был достаточно мягким. Ему легко можно было придать любую форму, обрабатывая ручным инструментом и не травмируя при этом внутренний массив кирпича. Но вместе с этим, он обладал высокой механической прочностью, применялся как в топливнике, так и в наружных стенах. При минимальном тепловом расширении, он обладал завидной огнеупорностью, а благодаря высокой пористости, достигается продолжительная и равномерная теплоотдача. Те водяные пары, которые выделяются при горении дров на старте розжига, когда температура мала, поглощаются порами кирпича без его повреждения. При увеличении температуры кирпич отдает накопленную влагу обратно.

В настоящее время печного кирпича, на бескрайних просторах России, просто не существует. Тот кирпич, который мы приобретаем, предназначен для любых строительных работ, но не имеет никакого отношения к печестроению, хоть и называют его печным. Современный кирпич не имеет в себе энергии Матери-Земли, хотя когда-то, в виде составляющих и находился в её чреве. Проходя через вереницу электромагнитных полей, при его производстве, уничтожается живая субстанция его тела, и кирпич становится мёртвым и пустым, он навсегда останется пассивным Пантаклем, хотя изделие из него может выглядеть Великолепным и радовать глаз красотой своих внешних форм, но в этом уже будет заслуга мастера, Творца своего Творения!