Календарные обряды в русском фольклоре. Обрядовый фольклор. Устное народное творчество

Календарные обряды в русском фольклоре

Контрольная работа

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ………….. 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………. 14

ВВЕДЕНИЕ

Календарные обряды и праздники являются одной из важнейших составляющих русского народного творчества. Ведущее место в фольклоре занимает непосредственно земледельческая обрядность, так как земледелие являлось основой всего уклада жизни людей. Обрядность берет свои истоки с дохристианских, языческих времен. До принятия христианства язычество было не чем иным как основной универсальной системой, которая обобщала процессы и явления мира, проникая во все сферы жизни и быта человека. Люди были четко убеждены в существовании, а, соответственно, и присутствии и непосредственном участии сверхъестественной силы, как в труде, так и в быту. Отсюда и появляются многочисленные обряды, сопровождавшиеся песнями, заговорами.

После принятия христианства язычество не исчезло, а переплелось с новой религией. До сегодняшнего дня мы празднуем достаточное количество христианских праздников, основа которых – из древних времен язычества. Православная церковь преобразовывала языческую сущность, накладывая на народный календарь церковный месяцеслов, в котором в календарном порядке располагались дни поминовения святых или события из истории церкви. В результате подобного наложения возникло смешение в обрядах языческих и христианских элементов, а земледельческий календарь тесно переплелся с христианским.

В народном творчестве календарные обряды особенно широко представлены песнями.

В наши дни интерес к календарной обрядности переживает настоящий бум. Мы отмечаем многие праздники земледельческого календаря несколько стилизовано, не всегда зная изначальное предназначение того или иного обряда. Поэтому вопрос изучения истоков календарной обрядности является актуальным для нас.

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Календарные обряды, сопровождающие жизнь человека в течение года, соотносятся с природным циклом и трудовой деятельностью крестьянина.

Начало сельскохозяйственного года связывалось либо с приходом весны и проведением посевных работ, либо с уборкой урожая осенью. До 1348 года начало Нового года на Руси отмечалось 1 марта , а в период с 1348 по 1699 год – 1 сентября . И только в эпоху петровских реформ Новый год стал отмечаться в январе.

В календарных обрядах и праздниках, в которых отражаются основные циклы земледельческого календаря, принято выделять 4 группы. Это обряды зимние (Коляды, Масленица), весенние (встреча весны, первый выход в поле, Юрьев день), летние (Купалье, зажинки, дожинки), осенние (Покров).

Началом годового цикла календарной обрядности традиционно считалось время зимнего солнцестояния, когда начинался прибавляться световой день, солнце, просыпаясь от зимней спячки, начинало греть сильнее. Встреча Нового года получила название Святок. Святки праздновали две недели – от Рождества Христова до Крещения (25 декабря – 6 января по старому стилю). Рождеству предшествовал святой вечер-сочельник. По сути, он и начинал Рождественские святки. Крестьяне верили, что по приметам Рождественской ночи можно определить будущий урожай, а при совершении магических обрядов будущий урожай можно улучшить. Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним избу. По возвращении несколько ложек кутьи выбрасывал за дверь, на двор, чтобы задобрить духов. Открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его весной не губить посевы. Этот игровой обряд воспринимался как начало праздников. Непременной частью их были заклинания и поверья: женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы летом уродились крупные кочаны капусты.

В этот же вечер начиналось колядование и щедрование, когда ряженые обходили дворы с исполнением песен. В этих обрядах принимали участие большие группы людей, начиная с детей и заканчивая пожилыми людьми. Колядовщики исполняли хозяевам дома поздравительные песни с пожеланиями счастья, материального благополучия, здоровья, приплода скотины, прославляли доброту, щедрость, великодушие хозяина и хозяйки.

На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом –
Туда жито кустом.
Куда коза рогом –
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.

Завершалось колядование песнями, которые содержали просьбу об угощении колядовщиков. Их одаривали салом, колбасой, пирогами, иногда деньгами. После обхода села устраивалось общее застолье с песнями и танцами…

Крестьяне, будучи неразрывно связаны с трудом на земле, с природой, верили, что при соединении усилий многих людей в обрядовом действе, возможно помочь плодородию. Ведь люди и природа-это две части одного целого, а обряд является средством сообщения между ними. Обязательные святочные игры, веселые забавы, обильная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнерадостную энергию, которая, сливаясь с возникающей энергией плодородия, удваивает ее.

Весеннее равноденствие, как правило, совпадало с проводами зимы - Масленицей. Праздничные гуляния длились неделю. Непременный спутник этого весеннего праздника – блины, масляные блины, которые по форме символизировали солнце. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица, олицетворявшая конец зимы и начала сезона плодоношения. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы, которое представлялось в виде чучела, одетого в женскую одежду. В конце гуляний чучело сжигали, Масленица должна была теперь успокоиться до следующего года. Зима уходила, уступая место весне, поля и пашни получали новую силу.

В марте пекли обрядовые печенья в виде птиц – жаворонков, дети и молодежь несли их в поле, забирались на высокие места, подбрасывали жаворонков вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых призывали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму:

Дай, весна,

Добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое:

Жито густое, колосистое,

Колосистое, едристо!

Чтобы было с чего пиво варити,

Пиво варити, ребят женити,

Ребят женити, девок отдавати.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостию:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Приход весны в народном сознании нередко связывался с прилетом птиц. Поэтому в песнях-веснянках обращались к птицам, к жаворонкам:

Жаворонки,

Жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги

Отморозила!

Жаворонки,

Перепелушки,

Птички-ласточки,

Прилетите к нам!

Весну ясную,

Весну красную

Принесите нам!

На жердочке,

На бороздочке,

И с сохой, и с бороной,

И с кобылой вороной…

В песнях крестьяне выражали обеспокоенность подготовкой к грядущим сельскохозяйственным работам: нужно было готовить бороны, точить сошки.

С приходом весны связан и другой обычай – в день Благовещенья выпускали из клеток птиц.

К весенним обрядам вышивали полотенца с изображениями богини плодородия. Одной из заметных традиций встречи весны являлась роспись яиц. Расписывать яйца весной - одна из древнейших, дошедшая до наших дней традиция. Расписное яйцо было важным атрибутом обрядов, и даже бытовал обычай пользоваться специально изготовленными керамическими разукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскрашенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойствами: им можно исцелить больного или даже потушить пожар, который случается от удара молнии.

Весенний цикл праздников был связан с пробуждением природы, с обновлением жизни. Одним из таких праздников является Юрьев день. Ритуальные обряды в честь Юрия носили скотоводческую и аграрную направленность, поскольку по древней традиции св. Юрий считался покровителем скота и хозяйства и приемником восточнославянского божества Велеса. Обычно на этот день приурочивали первый выгон скота. Хозяева три раза обходили свое стадо со свечой, которую специально освящали в церкви, а также с хлебом, который после ритуала отдавали животным. Пастухи в этот день получали богатое угощение.

Ой, выйду я на уличку, бычки бушуют,
Юрий, Юрий, бычки бушуют.
Бычки бушуют - весну чуют,
Юрий, Юрий, весну чуют.
Разлились речки, льды поплыли,
Юрий, Юрий, льды поплыли.
Зачернела земля, ее вспахали,
Юрий, Юрий, ее вспахали.
Задрожала береза - лопнули почки.
Юрий, Юрий, лопнули почки.
Повеселела дубрава, пташки запели,
Юрий, Юрий, пташки запели.
Зазеленела долипа, цветы зацвели,
Юрий, Юрий, цветы зацвели.
Ой, выйду я, выйду цветы собирать, Юрий, Юрий, цветы собирать.
Цветы собирать, веночки вить,
Юрий, Юрий, веночки вить. Веночки вить,
Юрия прославлять, Юрий, Юрий, Юрия прославлять.

Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеленые святки". Они приходились на конец мая - июнь (в разных местностях назначали свой срок).

Для крестьянина это время некоторого ожидания - все, что мог, он на полях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все зависело от природы, а значит, от прихоти управляющих природными стихиями существ. Поэтому крестьяне обращались к водным гладям - к рекам и озерам, источникам благодатной утренней росы. А душа - к русалкам, властительницам водоемов . И ожидали в это время от русалок не только шалостей и козней, но и орошения полей живительной влагой, которая способствовала колошению хлебов. Русальные ритуальные хороводы и песни сопровождались ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и прыжками, пронзительными выкриками участники приводили себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое буйство должно было привлечь внимание русалок и выманить их из омутов.

На дубу на ели русалки сидели
ма...ю, маю, маю зеляной (у)
Русалки сядели, рубашки прасили
Дев(ы)ки – маладухи двайти падавание
Хоть порым – поренье, ды бялым – бяленье.

Богатый урожай зависел не только от достаточного количества влаги, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых святок" были два "огненных", солнечных праздника - Ярилин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24 июня по старому стилю). Ими начинался летний цикл праздников.

Ярила – бог восходящего(весеннего) солнца, бог любви, покровитель животных, растений, бог силы и храбрости.

Купала – божество славянской мифологии, которое связано с культом солнца.


Вышли девки на луг, ой, да стали в круг.
Ой, рано, рано, ой, рано на Ивана
Вышли парни на луг, ой, да стали все в круг.
Ой, рано, рано, ой, рано на Ивана
Разожгли поленницу да играли до зорь.

Украшение и символ праздника – цветы иван-да-марья. По поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, который приносил счастье нашедшему. Колдовские чары окружали этот цветок, но смельчаки и в наше время пытаются найти этот волшебный цветок.

Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания "живого огня" начиналось главное действо: от затеплившегося огня разжигались священные костры, и удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился прыгнуть повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы. Девушки плели венки и пускали их на воду. Завершался праздник рано утром, когда все шли встречать рассвет и купаться в реке или озере.

К летним обрядам относились также обряды жнива (зажинки, дожинки), которым придавалось большое значение, поскольку от их исполнения зависел урожай, а значит и жизнь крестьянина. Основное содержание осенних обрядов – стремление вернуть работающим на поле затраченную силу и сохранить плодоносную энергию земли.

Символическое значение придавалось первому и последнему сжатым снопам, вокруг которых осуществлялся целый ряд обрядовых действий, проводились театрализованные представления с песнями, играми, обрядовой трапезой. Последний сноп несли с дожинок домой и помещали в «красный угол» под иконами. с него начиналась молотьба, а зерна его сохраняли до нового посева. Особые почести воздавали и последнему снопу.

Работа в поле сопровождалась "жнивными" и "дожиночными" песнями – под одни жали, а под другие собирали последний урожай.

А на нас сказали,

Что мы лено жали,

Что мы лено жали!

Ажно мы пожали

И в копы поклали,

В стоги наметали!

А в поле копами,

На гумне стогами,

На гумне стогами!

На гумне стогами,

На току ворохами,

А с току мехами!

Жнивные песни запечатлевали картины уборки урожая.

Завершение сельскохозяйственного года символизировал праздник Покрова. Считалось, что Покров приносит белое снежное покрывало на землю. Об этом сложены поговорки: "Покров кроет землю то листом, то снегом", "На Покров до обеда осень, после обеда зима".

Урожай собран, и крестьянин становится относительно свободен, чтобы встретить гостей. Снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая рассмотрение календарной обрядности в фольклоре, хочется отметить, что значительное место здесь принадлежит теме земледельческого календаря. Праздники и обряды этой направленности возникли в древности и представляли собой целостный календарный цикл, беря начало в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая.

В отличие от праздников, которые появились позднее, они имели преимущественно магический характер. Целью проведения всех обрядов являлось обеспечение хорошего урожая, богатого приплода домашней живности, что в свою очередь обеспечивало благосостояние крестьян, здоровье и лад в их семьях.

Сравнивая праздники и обряды земледельческого года между собой, легко убедиться в том, что отдельные компоненты в них совпадают, повторяются некоторые действия, употребляются одни и те же ритуальные кушанья, существуют и устойчивые поэтические формулы. Такое использование одних и тех же элементов в разных обрядах объясняется замкнутостью годового цикла, подчинено объединяющей все действия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Громыко русской деревни. - М., 1991. С. 269.

4. Костанян народная словесность. - М., 2008. С. 352.

5. , Лазутин устное народное творчество. - М., 1977. С.375.

6. Некрылова год. Русский земледельческий календарь. - М., 1989. С. 496.

7. Пропп аграрные праздники. - СПб., 1995. С. 176.

8. Сахаров русского народа. М., 1990. С. 328.

9. ародные праздники на Святой Руси. - М., 1990. С. 247.

Усский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 2014. С. 688.

Бакланова художественная культура. - М., 2000. С. 344.

Бакланова художественная культура. - М., 2000. С. 344.

Громыко русской деревни. - М., 1991. С. 269.

Усский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 2014. С. 688.

Некрылова год. Русский земледельческий календарь. - М., 1989. С. 496.

Усский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 2014. С. 688.

Обрядовые песни - это вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом - солнцестояниями и равноденствиями.

Фолькло́р - это устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. Важнейшей особенностью фольклора является ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители

Обряд - это церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Можно выделить 4 цикла календарно - обрядовой поэзии: зима, весна, лето, осень.

Колядки

Среди зимних календарно - обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен - колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

Ты нас будешь дарить -
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить -
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Масленичные календарно - обрядовые песни

Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом. Отмечается семь дней. Заканчивается сжиганием чучела Масленицы. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица Зиму замыкает,
Весну Красну приглашает!

Ой, Зимушка-Зима!
Иди спать, отдыхать!
Весна Красна!
К нам приди опять!

Становись в круг, весь народ!
Гармонист, грянь хоровод!

С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!

Весенние календарно - обрядовые песни

Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен Веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Один из самых больших весенних праздников славян - Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами.

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»

Юрий, добрый вечер!
Юрий, подай ключи,
Юрий, отомкни землю,
Юрий, пусти траву!
- Юрий, на что трава?
- Трава для коников!
- Юрий, на что роса?
- Роса для воликов!

Летние обрядовые песни

Самые известные летние обряды связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали березками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. Обычаи давних времен основаны на обновлении жизни – это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы.

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) - народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

Песня оповещала о наступлении праздника Ивана Купалы.

Сегодня, девочки, Купала,
Сегодня, девочки, Купала!
А кто сделал что - пропало,
А кто сделал что - пропало!

В песне заклинался богатый урожай.

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
- Пойдем, Иван,
Пойдем, Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро,
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!

Во время косьбы говорят:

Коси коса,
Пока роса,
Роса долой –
Коса домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок,
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки на Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост!

Осенние обрядовые песни

Это календарно - обрядовые песни связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:

Солнышко красное,
Садись поскорей,
Нас, сирот, пожалей!

После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:

Жнива, жнива,
Дай мне силушку
Еще на яровую жнивушку!

Бистяйкина Алёна

В наше время, опираясь на собственный опыт и наблюдения, нечасто встретишь молодых людей, которые поют или хотя бы интересуются устным народным творчеством, музыкальным фольклором, старыми песнями. Забыть данный вид искусства - это значит забыть наше прошлое, нашу основу, жизнь, быт и подвиги наших предков. В этом и заключается проблема данного исследования. На первый взгляд, кажется, что данная тема не требует долгого изучения и глубокого понимания. Это, конечно, ошибка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Народная песня - душа народа,

Его великое достояние.

Потерявший свою культуру народ -

уже просто народонаселение,

а каждый представитель -

Иван, родства не помнящий .

В наше время, опираясь на собственный опыт и наблюдения, нечасто встретишь молодых людей, которые поют или хотя бы интересуются устным народным творчеством, музыкальным фольклором, старыми песнями. Забыть данный вид искусства - это значит забыть наше прошлое, нашу основу, жизнь, быт и подвиги наших предков. В этом и заключается проблема моего исследования. На первый взгляд, кажется, что данная тема не требует долгого изучения и глубокого понимания. Это, конечно, ошибка .

Цель моего исследования : установить многообразные связи традиций музыкального фольклора в современном народном творчестве села Большие Березники.

Предметом моего исследования является обрядовый фольклор в культурной традиции населения села Большие Березники Большеберезниковского района Республики Мордовия.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: фактический материал, изложенный в работе, находит применение на занятиях в школьном обучении, а так же при проведении внеклассных мероприятий по обозначенной теме.

Перед началом нашего исследования мы ставили перед собой задачи , которые помогли нам добиться поставленной цели:

  • Встречи и беседы с представителями разных поколений по поводу обрядового фольклора данного села;
  • Анализ полученных сведений;
  • Изучение литературы на данную тему и выявление особенностей местного фольклора.

Большой объем информации для анализа предоставили нам участники наших встреч. Но не менее весомый вклад в наше исследование внесли сведения, полученные при изучении литературы. Много информации об особенностях фольклора мы почерпнули из разных источников. Энциклопедические словари позволили больше узнать о таком искусстве как устное народное творчество. А замечательная книга Алексеева Э.Е. «Фольклор в контексте современной культуры» помогла мне сделать общие выводы о связях народного творчества старого и современного миров.

ПОЧЕМУ МЕНЯ ЗАИНТЕРЕСОВАЛА ЭТА ТЕМА? В начале каждого учебного года уроки литературы начинаются с изучения раздела «Устное народное творчество». И я задалась вопросом, а какие фольклорные жанры встречаются в нашем районе? Как праздновали праздники мои предки? Лично побеседовать как с современной молодежью, так и со знающим поколением, выявить традиции песенного фольклора, установить влияние его на современную молодежь. И я пришла к мысли, что надо спешить записать все, что хранит память наших предков, чтобы прочувствовать их жизнь, страдания и невзгоды, выпавшие на их долю. А такие люди, кто хранит в себе все это – наша история и наша гордость! В своей работе я попыталась рассказать о собранных и обобщенных сведениях жанрового многообразия фольклора, бытующего в селе; определить роль фольклора в системе художественной самодеятельности, а также внести свою маленькую частичку в летопись родного края.

Мы выражаем искреннюю благодарность всем, кто помог нам собрать материал по данной теме.

1. КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ .

Общение с простыми деревенскими людьми - это увлекательное занятие. Как много интересного могут рассказать они о прошлой жизни! Какие же они сами интересные люди! Наши милые деревенские старушки вспоминают, какая веселая, энергичная жизнь была в деревне в их молодые годы. Многие из них участвовали в сельской художественной самодеятельности, пели на сцене, спектакли разыгрывали. Каждый вечер у какого-нибудь зимой дома, летом на завалинке собиралась молодежь посмеяться и поплясать. Многие мужчины умели играть на гармошке и были завидными женихами. Любимым делом была пляска под игру на гармошке. Не было в деревне ни наркоманов, ни бомжей, ни пьяниц. Все работали, держали подсобное хозяйство.

Героини моей работы люди зрелые, в основном им от 50 до 75 лет, во время войны они были детьми или подростками, испытали все ее тяготы на себе, рано начали работать. Они ещё помнят и знают старинные песни, поэтому являются хранителями местного деревенского фольклора.

Все чаще в наше время поднимается проблема разрыва поколений, отсутствия взаимопонимания между молодежью и старшим поколением, звучат обвинения в адрес молодежи в отсутствии патриотизма. Выполняя эту работу, я увидела, что культурное наследие прошлого хранится и живет по сей день и в сердцах молодого поколения.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем - распорядком работ по временам года. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. В зимних обрядах много мотивов, которые связаны с будущими весенне- летними сельскими работами, хотя до этих работ было еще далеко. Крестьяне верили, какие пожелания будут высказаны в начале нового года, таков будет и урожай, и личная судьба. По верованиям, все происходящее в первый день нового года распространялось и на последующие дни, месяцы. Год в целом. В этом проявилась так называемая «магия первого дня», этим объясняются многие новогодние обычаи и песни, например, колядки. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая, счастья и удачи. Колядовщики (молодежь, ряженые женщины и дети) желали в песнях хорошего урожая, богатства, уважения. В песнях всегда у хозяина хорошая семья, а если есть дочери, то они непременно скоро выйдут замуж. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. В настоящее время колядование превратилось из магического обряда в веселую забаву. И многие дети также почитают этот обряд. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря.

– Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
* * * * * * * * * *,

Хозяева одаривали и сейчас одаривают колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не дашь пирога -
Мы корову за рога.
Не дашь блинка -
Мы хозяина в пинка.

Святочные гадания были различны: серьезные и шутливые, с песнями и без песен, с использованием различным предметов, животных, проводимые в различных местах (в избе, в бане, в хлеву и т.п.) большинство гаданий совершалось во второй половине святок до крещения, т.к. существовало поверье, что в это время вся нечистая сила проявляет себя и устраивает в последний раз свой шабаш. Любое же гадание, по народному представлению, невозможно без ведьм и чертей, оборотней и прочих представителей нечистой силы. Среди святочных гаданий особое место занимает «подблюдное» гадание, сопровождаемое короткими подблюдными песнями, со своеобразными запевами, припевами, песенной символикой и своеобразной словесной закрепкой. Подблюдное гадание начиналось с прославления хлеба. Эти песни предвещали хозяевам того дома, в котором гадали. Затем в определенном порядке пелись песни, содержащие иносказательные образы, разгадка которых сулила гадающим счастье и богатство, свадьбу или безбрачие, разлуку, дорогу, бедность, несчастье, болезнь или смерть. В подблюдных песнях разнообразная символика: так, в одних местах песня может предвещать счастье, а в других - какую-то беду.

Еще нонче- то страшные вечера. Илею!

Ходит кисурка по кухоньке. Илею!

Зовет кисурка котика в конурку спать. Илею!

Кому эта песениа достанется, тому сбудется, не минуется,

Тому спать добро, почивать добро. Илею!

На Святках девушки и парни собирались в какой-нибудь избе и устраивали игрища, посиделки, вечерки. На этих вечерках водили хороводы, припевали парня к девушке. С пасхальной недели начинались народные развлечения: качание на качелях, хороводы, игры. В праздничные дни пелись песни.

Ты береза белая,

Ты белая кудрявая,

Да листом зеленая,

Да у чего стояти будешь,

Да при витри или при вихору

Да при большом пути- дороженьке,

да уж ты девка ли девица,

Не пора ли тебе, девица,

Да со старым да сосвататься.

Уж ты ли девка ли девица,

Не пора ли тебе, девице,

Да с молодым сосвататься?

Ты сходи-поди на тот базар.

Ты купи калачиков. Сядь поешь калачиков,

Позабудешь женитьбу, да всю девичью красоту.

Подблюдная песня цитируется и в 5-й главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина.

И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
Там мужички-то все богаты
Гребут лопатой серебро.
Кому поем, тому добро
И слава!

К календарным обрядовым жанрам относятся и разные заклички. Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором. Помимо закличек ребенок в крестьянской семье знал различные приговорки. Чаще всего их произносит каждый поодиночке. Это обращения к мыши, улитке, жучкам, что водятся на цветах; подражание птичьим голосам; приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая туда во время купания. Песенные заклички и словесные приговорки преисполнены веры во всемогущие - то губительные, то благотворные - силы земли, неба и воды; произнесение их приобщало крестьянских детей к жизни и труду взрослых. Закличка наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный урожай, достаток и богатство. Мои исполнители спели вот такие заклички:

1.Дождик, лей, лей, лей

Сорок бочек не жалей!

2. Уж дождь дождем,
Поливай ковшом.
Поливай весь день
На наш ячмень.

Дети просят дождь “припустить”, “поливать весь день”, “лить пуще”, так, чтобы дождевые струи сравнялись с “толстыми вожжами”. Если дождь становился не нужен и был во вред посевам, мешал полевым работам, на смену закличкам о дожде приходили заклички о солнышке и радуге:

Солнышко-ведрышко,
Выгляни, высвети!
Радуга-дуга,
Перебей дождя!
Твои детки плачут,
Пить-есть хотят.
Твои дети на повети,
По камушкам скачут.

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, кулачные бои. На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели...»

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.

– Весна, Весна Красная!
Приди к нам с радостию!
С великою милостию!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Жаворонушек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.

Так пели дети, обходя в этот день соседские дворы. Детям давали гостинец – выпеченный из постного теста жаворонки, воспринимались как вестники весны. Их просили прилететь, принести весну – и вот они прилетели. «Жаворонков» вешали на деревья, на плетни или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными. Детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они родственны между собой.

Жаворонки, жавороночки,
Летите к нам из-за заслоночки!

На Троицу девушки брали угощения и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому, как они поплывут о своей будущей жизни и женихе. Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки и загадывали желание. Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться.

В песне «Во поле березка стояла» поётся:

Я пойду, пойду погуляти
Белую берёзу заломати…

Семейно-обрядовые песни

Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты. Были и похоронные песни, песни-плачи. Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося,
Вседа миновалося,
Девье да беспечальное

житье

О женихе пелось:

Вот он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…

На свадьбе жениха и невесту величали.

Невеста

«Без белил … белешенька,

Без румян щечки алые,

Без сурьмил брови черные».

Жених

На коня садится,
А конь веселится,
По улице скачет –
Вся улица сияет.
К роще подъезжает –
Роща защумела…

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.

Похоронные причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:

Не дай Господи на сем да на белом свете
Уже жить да в грозной службе государевой:
Как еденьице солдатушкам – сухарики,
Как питемьице им – водушка со ржавушкой…

Традиционные лирические песни

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Лирические песни в народе до сих пор называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.

Вот современная народная песня, которую часто поют молодые люди, провожая своего друга служить в ряды Вооруженных Сил.

Зачем, мама, рано встала,

Зачем сумку собрала?

Восемнадцать лет кормила

И в солдаты отдала.

А солдатское житье да

Не житье – мучение.

Рано утром в 6 часов

Гонят на учение.

Ворошилов, Ворошилов

Дай мне серого коня

Дай мне шашку, дай винтовку,

Воевать поеду я.

Воевать поеду я

На германские поля.

На германские поля,

Солнышко не греет

Без отца и матери

Никто не пожалеет.

Во германские поля

Санитарный поезд шел.

Санитарный поезд шел.

Ко мне милый подошел.

Ко мне милый подошел

Хочет познакомиться

Чего, дура, захотела,

Чего, дура, вздумала,

Из веселенького парнишки

Ты угрюмого сделала.

Шура, Шура, я болею

Шура, вылечи меня

На границе есть больница

Шура, отвези туда.

Обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.

ЧАСТУШКА

Есть у нас такой особый жанр русского песенного творчества - частушка. Никого она не оставит равнодушным, и поэтому каждый призадумается, как рождается это небольшое произведение народного искусства. А родилась и развивалась она, все время чувствуя взаимодействие между русским и мордовским народным творчеством. Дело в том, что мордва и русские издавна были соседями. Сейчас эти грани совершенно стерлись: на территории нынешней Мордовии рядом с селом мордовским прижилось и русское, т.е. контакты между русским и мордовским населением самые тесные. Но важную роль в окончательном оформлении мордовской частушки сыграла частушка русская. Герой частушек не замыкается в кругу узко национальных интересов, а живет передовыми идеями своего времени и борется за новую счастливую жизнь
Мне и ещё двум моим помощницам удалось записать более 60 частушек. Мы ходили по деревням и встречались с жителями. Исполнителями частушек были женщины в возрасте свыше 70 лет, которые пережили все тяжести суровых военных лет. Лучшими исполнителями частушек стали: Кеняйкина Екатерина Ивановна, Киржаева Мария Семеновна, Кеняйкина Валентина Николаевна. Частушечный репертуар содержит тексты о проводах своего любимого на войну, о переживаниях девушки:

Я на улице гуляла,
А на улице мороз.
Милый запер мое сердце
И ключи на фронт увез.

Осталась я одна.
Я и лошадь, я и бык,
Я и баба, и мужик.

Глубинный смысл частушек - это логика переживания, психологическая реакция героини.
Уж вы знайте, приезжайте,
Я не избалована.
Я была за всю войну
ни разу не целована.

Частушку ещё в 20-е годы называли «живой газетой», в которой есть отклики на самые злободневные события. Сложные перипетии нашей национальной истории по-своему отражались в этом жанре. Но частушка не забывала и вечные человеческие темы. Жива она и поныне. Звучит живая душа народа! Нам удалось собрать около 30 частушек на разные темы. Как и песня, частушка живет в народе по своим законам. Поют эти частушки со сцен деревенских Домов культуры.

1. Проводила я миленка,
Он ушел фашистов бить.
На прощанье обещала
Одного его любить.

2.Получила письмецо,
Положила на полочку.
Треугольная печать
Расстроила девчоночку.
3. Ох, война, война,
Что же ты наделала?
Нас молоденьких девчонок
Без парней оставила.

4.Все бы пела, все бы пела
И была бы рада.
Если б кончилась война,
Ничего не надо.
5. Начинаю припевать

Песенку начальную.

Не могу развеселить

Головушку печальную.

6. Рано, рано солнышко

Рано закатилося

Ещё рано моя подруга

Замуж собиралася.

Денег нет, денег нет,

Очень всем обидно.

Покупателей на рынке-

Продавцов не видно!

8. На столе стоит машинка

На окошечке шитьё.

Приезжай, Путин, к нам в гости

Посмотри наше житье!

9. Ой, кака река глубока

Я кругом померила.

Ой, какой сосед сердитый

Я и не поверила.

Слушаешь частушку- и невольно вспоминаешь пушкинские слова об особенностях русского национального характера - «веселом лукавстве ума и живописном способе выражаться».

Глава 2. Методы для сохранения традиций народного музыкального фольклора.

Собирая материал, я убедилась, что сегодняшняя молодежь все-таки довольно активно принимает участие в различных мероприятиях, проводимых в этих селах. В январе 2011 года в селе Большие Березники состоялся зональный фестиваль «Играй, гармонь», и молодежь не осталась в стороне. Приняли участие и школьники (Оля Батина, тогда еще ученица 6 класса, спела русскую народную песню под гармонь), Н.А.Зиновьева исполнила частушки под аккомпанемент гармониста Дегтярева Геннадия Михайловича.

На общественных мероприятиях, посвященных религиозным праздникам, нужно больше номеров, где старшее и молодое поколение будут петь вместе. Тогда молодежь почувствует свою причастность к этому, вдумается в смысл песен и лучше поймёт их глубину.

В нашем районе, к счастью, немало фольклорных ансамблей, которые исполняют русские и мордовские народные песни. Это не только приближает молодежь к русской и мордовской культуре, но и помогает сплотить людей между собой.

Практическая часть

  1. Анкетирование


В практической части своей работы мы решили выяснить, что знают о русской народной (фольклорной) музыке русскоговорящие люди разного возраста. С этой целью мы провели небольшое социологическое исследование среди разновозрастных групп: подростков в возрасте 11-14 лет (учащиеся основной школы – 15 учащихся, студентов в возрасте 16-23 года (9); людей старшего возраста (37- 49) разных профессий (4).

Анкета
Результаты опроса для удобства представлены в виде диаграмм.

Рисунок 1. Количество слушателей русской народной музыки
Из диаграммы ответов на первый вопрос вырисовывается следующая картина: молодые люди независимо от возраста практически не слушают русскую народную музыку или слушают ее крайне редко, это же касается и более старшего поколения. В этой возрастной группе количество слушателей народной музыки с учетом периодичности самое большое из общего число всех опрошенных.

На вопрос: Как вы относитесь к русской народной (фольклорной) музыке? были получены следующие ответы.

Рисунок 2. Отношение к русской народной музыке
В целом все респонденты положительно относятся к русской народной музыке, радует, что среди подростков число утвердительных ответов достигает 75%, старшая возрастная группа была единодушна, а вот в средней возрастной группе почти треть опрошенных не смогла определиться со своим отношением к национальной певческой культуре, что вызывает недоумение. Скорее речь идет об утрате традиций культурного проведения досуга всей семьей. Хочется надеяться, что в большинстве семей, сохраняются национальные традиции и культура.

Рисунок 3. Посещение концертов русской народной музыки

Следующая группа вопросов предполагала открытые ответы, из которых мы выбрали наиболее часто встречающиеся, хотя некоторые респонденты давали сразу несколько ответов на один вопрос.
Назовите известную вам русскую народную песню.

Рисунок 4. Названия известных русских народных песен

Разнообразием знаний русских народных песен не может похвастаться ни одна возрастная группа, в основном назывались такие песни как «Ой, мороз, мороз», «Калинка-малинка», «Катюша». Старшее поколение знает гораздо больше песен, больше всего так называемых застольных: «Валенки», «То не ветер ветку клонит», «Ой цветет калина», «Камаринская».

Назовите один русский народный инструмент, который вам известен.

Рисунок 5. Названия известных русских народных инструментов
Из русских народных инструментов большинство респондентов отметило балалайку и гусли, некоторые называли домбру, ложки, баян, гармошку.

Какие жанры русского народного фольклора (песенные или литературные) вы знаете?

Рисунок 6. Известные жанры русского фольклора

Ответы на этот вопрос вызвали самое большое недоумение, если старшее поколение вполне разбирается в жанрах народного фольклора, то младшее поколение практически ничего об этом не знает, несмотря на школьные уроки музыки. Еще больше огорчило среднее поколение – почему басни стали жанром именно русского фольклора, остается непонятным. Или в России басни появились раньше, чем в Древней Греции?

Что на ваш взгляд является главной символикой русской народной музыки?

Рисунок 7. Символика русской народной музыки

Что касается символики русской народной музыки, то ответы респондентов разных возрастных групп были практически одинаковы: инструменты и костюмы, старшее поколение добавило так же манеру исполнения народной музыки. Кроме того некоторые респонденты отметили, что символикой русской народной музыки являются игры, хороводы.

Подводя итоги социологического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Вопросы, касающиеся песен и народных инструментов, у всех респондентов не вызвало затруднений, тогда как на вопросы, связанные с жанрами и символикой русской народной музыки, смогли ответить далеко не все.
  2. В ходе социологического исследования выяснилось, что старшее поколение больше знает о русской народной музыке, чем младшее поколение.
  3. Респонденты в возрасте 16-23 лет мало интересуются русской народной музыкой, а, следовательно, и историей культуры своего народа.
  4. Самые младшие респонденты знают гораздо больше о русской культуре, чем респонденты в возрасте 16-23 лет. Это можно объяснить тем, что в младших классах уделяют большее внимание изучению русской культуры, нежели, чем в старших классах.
  5. Сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения – молодежь мало интересуется национальной культурой, не знает традиций и истоков. Следовательно, мало что может передать по наследству своим детям. Что в условиях другой национальной культуры и языка, в условиях, когда культуре и истории России отводится в учебниках минимальное количество времени, может привести к появлению поколения «Иванов, родства непомнящих».
  6. В таких обстоятельствах возрастает роль русскоязычной школы по передаче и сохранению традиций и обрядов русской культуры и соответствующему воспитанию молодого поколения.

III. Заключение

Народная поговорка говорит: «Не я пою, душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна!

В специальной литературе подробно описываются различные жанры фольклорной музыки. Интересно было еще узнать о том, какие фольклорные жанры прижились в наших родных селах. Мы услышали и песни (лирические, обрядовые, праздничные), плясовые, частушки и страдания, колыбельные и потешки, игровые хороводы. Но никакие книжки не смогут передать красоты звучания русской и эрзянской песни. Чем больше слушаешь и узнаешь, тем больше они затягивают, заманивают. Постигая подлинное народное искусство, становится понятно, что человек достигает с песней высоты нравственности, душевного света, доброты, сострадания. Он учится чтить старинные обычаи и обряды. И отныне уже никогда не потеряет связи с Землей, что взрастила и вскормила, и, где бы ни жил он – в городе или деревне, - будет ощущать свои корни. И народная песня уже никогда не уйдет из его памяти.

Как не потерять это великое песенное искусство, песенную традицию, созданную многими поколениями русских людей? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Уходят из жизни наши прабабушки, а мы, вдруг, осознаем, что не спросили у них, как они жили, как любили, о чем пели. И не появилась бы эта работа, если бы вовремя я не обратилась данной проблеме. Теперь и я знаю и ценю этот бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше.

Понятно, что эта работа, как капля в море. И работать над этой темой можно практически бесконечно, в самых разных направлениях. Мы планируем продолжить собирать и записывать фольклор русской и эрзянской деревни, попытаемся проследить, как песни «путешествуют».

И все-таки современная молодежь слушает не только рэп и рок, но с удовольствием воспроизводит старинные хороводы, пляшет кадриль. Молодые с удовольствием участвуют в праздниках, различных фестивалях народного творчества, включающих проведение фольклорных интерактивных программ с вовлечением участников в свадебный, календарный обряды. По мнению многих исследователей народного творчества, знание традиций и обычаев народа помогает установить правильный стиль общения с родными и близкими людьми, друзьями, стариками.

Какое же из всего сказанного вытекает следствие? Думается, его не трудно угадать. Чтобы во всей полноте сохранить для общества или, вернее, для народа, историю его внутренней жизни в течение ряда предшествовавших веков, чтобы сохранить для науки важный материал, необходимо усиленно и энергично записывать постепенно исчезающие по местам произведения народного творчества. И в особенности необходимо это сделать там, где представляется еще пока для этого широкое поле деятельности, где народные произведения еще сохраняются. Школьные учителя и учащаяся молодежь должны, объединившись, выполнить это дело.

Литература

1.Алексеенко Е.В. Фольклорные традиции русского народа /

Е.Ф. Алексеенко // Начальная школа. - 2007. - №3. - С.3-9.

2.Библиотека русского фольклора. Том 9: Частушки.

Сост.: Ф.М. Селиванов.

3.Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. /

Гл. ред.А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия,

1991, т.2, 768 с., ил.

4. А.Г.Самошкин. Песни ходят по селеньям. Мордовское кн. Изд-во, г. Саранск, 1976

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Я, Кеняйкина Екатерина Ивановна, родилась в 1946 году в очень живописном селе Мариуполь. Отработала на ферме учетчиком-лаборантом. Из села никуда не уезжала, кроме как учиться. В семье нас было двое: я и сестра Наташа. С детства любили мы с ней петь. Пели на два голоса, она вторым голосом, я первым. Выступали и в нашем клубе и в Больших Березниках, а так же выезжали с агитбригадой по сёлам нашего района. Аккомпанировали нам Дубинкин Н. А. и Токарев А. Н., это когда мы ещё были не замужем. А когда вышли замуж, петь всё равно не перестали. Бывало, услышим новую песню, мы уже старались списать и выучить. Если услышим песню по радио, то у нас уже был договор, первую и третью строчки пишу я, а вторую и четвёртую – она. Вот так разучивали и пели.

Сейчас Наташи уже нет в живых, и жизнь моя как бы оборвалась. Всё остановилось. Если где – то и запою, то слёзы на глазах, это уже не пенье, а мурлыканье. Для меня она была воздухом. И песни хоть и знаю, но почти не пою. А песни очень люблю. Пела из репертуара М. Мордасовой, Л. Руслановой, сестёр Фёдоровых и многих других. Мои дед с бабушкой тоже, бывало, соберутся на праздник и поют, а я их с удовольствием слушала и пела вместе с ними. Они пели очень старинные песни, но я запомнила только одну «Рыбаки».

К большому сожалению, Екатерина Ивановна до сих пор в трауре, и она не смогла нам исполнить ни одну из своих любимых песен. Но она любезно представила богатый песенный материал, за что мы ей выражаем огромную благодарность.

Вот этот материал мы сохраним и будем использовать его в практической деятельности.

Семья рыбака

В одном прекрасном месте,

На берегу реки,

Стоял красивый домик,

В нём жили рыбаки.

В нём жил старик с старухой

Рыбацкого труда

У них было три сына

Три сына хоть куда.

Один любил крестьянку,

Другой любил княжну,

А третий - молодую

Охотника жену.

Охотник той порою

Охотился на дичь

На встречу ему цыганка

Умея ворожить

Раскинув она карты

Семёрка тут лежит

А туз виней – могила

Цыганка говорит.

Охотник той цыганке

Конечно, заплатил

А сам тропой знакомой

Коня поворотил

И едет, что ж он видит

У самого крыльца

Жена его неверна

Целует рыбака

Охотник с той досадой

К жене вдруг подскочил

И финский нож под ручку

Он в грудь её вонзил

Жена его упала

На тело рыбака

И тихо прошептала:

«Люблю рыбак тебя».

Подарок

Мой платочек

С розовой каймою
Был подарен

Парню одному,
Для того чтоб

Маленький подарок
Обо мне напомнил бы ему.

Десять лет проходят незаметно
Двадцать пять исполнилось мне лет,
Но платочек помню я заветный
Но не знаю, помнит он, иль нет.

Как–то раз я ехала в вагоне
Поезд мчится прямо на Восток
Тишину в вагоне нарушает
Паровозный, радостный свисток.

А на против спит спокойно летчик
Молодой красивый паренёк,
Из кармана выпал незаметно
Мой, с каемкою розовый платок.

Я платок спокойно поднимаю

И смотрю на вышивку свою

В том красивом – лётчике - герое

Я родного парня узнаю

Не могу я описать ту встречу
Не найду я подходящих слов

Но скажу, что после этой встречи
Вновь ласкала прежняя любовь.

Колыбельная

На улице дождик

Ведром поливает

Ведром поливает

Брат сестру качает

Припев:

Ой, лёлиньки лёли

Брат сестру качает

Брат сестру качает

Да всё величает

Сестрица родная

Расти скорее

Расти скорее

Да будь поумнее

Ой, лёлиньки лёли

Да будь поумнее

Да будь по умнее

Вырастишь большая

Отдадут тебя замуж

Отдадут тебя замуж

Во чужу деревню

Ой, лёлиньки лёли

Во чужу деревню

Во чужу деревню

Во семью не складну

Ой, лёлиньки лёли

Во семью не складну

Гармонист

На зоре гармонь играла

Моё сердце замирало

Гармонист в меня влюбился

Ходит каждый день ко мне

От меня идет играет

Страданья на зоре

Глазки черны у Срёжки

Играть мастер на гармошке

Не ходи с гармошкой парень

Я и так тебя люблю

А то девушки влюбляются

В гармошечку твою

Ты гармошка – говорушка

Отобьёт боюсь подружка

Если ты серьёзно любишь

То продай свою гармонь

Вот тогда подруженьки

Ходить не будут за тобой

Мы весь вечер просидели

Всё подружки песни пели

Всё подруженьки поют

Погулять нам не дают

А я с улицы уйду

И гармониста уведу

«В Москву с песнями»

Москва – матушка родная

Нам милее тебя нет

Мы от Кирова – колхоза

Привезли тебе привет

Неужели это правда

Ни поверим ни кому

Говорят, что раньше ездили

За песнями в Москву

А теперь на оборот

Вот какой пошёл народ

Мы в деревне родились

И в деревне мы росли

Наши песни и частушки

Мы в столицу привезли

Вот какая парочка

Тракторист – доярочка

Распускаются сады

Нивы золотые

И по песням все нас знают

Вот ведь мы какие

Всех мы уважаем

В гости приглашаем

Угостим вас дорогие

Мёдом, сыром, молоком

Мы ведь в Кировском колхозе

Хорошо теперь живём

За колхозным за столом

Погуляем и споём

Что об этом говорить

Хорошо теперь живём

О Мордовии пропели

О любви давай споём

Всем и всем известная

Очень интересная

«Кто любовь эту затеял

И в каком это году

Ходишь вроде не хвораешь

Ну, а сохнешь на ходу

Вот любовь какая

К тебе дорогая»

«Кудри вьются на картуз

Хорошо страдаешь

Но зачем – же ты других

Девок завлекаешь

Ходишь наряжаешься

Другим улыбаешься»

«Ой Маруся дорогая

Я скажу тебе секрет

Что в москвичку я влюбился

Мне не сна, покоя нет

Я собой приличный

Даже симпатичный»

«Чем – же я тебе не пара

Глазки карие горят

Я на песни мастерица

Так все люди говорят

Чем тебе ни парочка

Знатная доярочка

До свиданья дорогой

Милый мой Васятка

За мной ходят москвичей

Сразу три десятка

Вот тебе какая

С Мордовии такая

Вот вам какие

Мордовы такие

Не ждала

На знакомой скамье

Не встречать нам уж

Больше рассветов

Только сердцем своим

Я тебя постоянно зову

Вот уж тополь отцвёл

Белым дымом осыпался с веток

За?тел дорожку

Запорошил скамью

Значит вышло не так

Как мечталось и снилось когда–то

Значит ты не ждала

Значит зря переписку вела

Я тебя не виню

Нелегко ждать

Два года солдата

А друзьям напишу я

Каким ты был

Каким ты был, таким ты и остался

Орёл степной, казак лихой

Зачем, зачем ты снова повстречался

Зачем нарушил мой покой

Зачем опять в своих упрёках

Меня хотел ты обвинить

Но лишь в одном я только виновата

Что нету сил тебя забыть

Свою судьбу с твоей судьбою

Пусть не смогла связать на век

Но я жила, жила одним тобою

Я всю войну тебя ждала

Ждала когда наступят сроки

Когда вернёшься ты домой

И горьки мне, горьки твои упрёки

Любимый мой, желанный мой

Но ты взглянуть не догадался

Умчался в даль орёл лихой

Каким ты был таким ты и остался

Но ты мне дорог и такой.

Зоренька

1.В час заката, у причала

За деревнею у нас

Я парнишку повстречала

Повстречала в первый раз

Травушка зеленая

Я девчоночка волжанка

Самая влюблённая.

2.Мы по Волге плыли долго

Только где не помню я

Слева Волга, справа Волга

Впереди любовь моя.

Припев: Ой ты зоренька – зорянка

Травушка зеленая

Я девчоночка волжанка

Самая влюблённая.

3.Незабудь эти встречи

Песню первую мою

И теперь я эту песню

Каждый день ему пою

Припев: Ой ты зоренька – зорянка

Травушка зеленая

Я девчоночка волжанка

Самая влюблённая.

Летний вечерок

1.Опустился снова летний вечерок

И поют девчата и зовёт куда – то

2.У калитки дома я одна стою

Видно неумолкнуть в роще соловью

За рекою льется, в сердце отдаётся

Молодая песня про любовь мою.

3.Как мы расставались никому не знать

А любовь девичью не легко понять

Ты уехал в город навернешься скоро

А сегодня вечер до чего ж хорош.

4.Опустился снова летний вечерок

6 класс

Тема урока: «Календарно-обрядовый фольклор».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»

Планируемые результаты: знание понятия фольклор, обрядовый фольклор, основные особенности фольклора в жизни народа, заинтересовать старинной русской обрядовой поэзией, учить сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения.

Задачи:

1. раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.

2. Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Оборудование: Аникин В.П., Круглов Ю.Г. « Русское народное поэтическое творчество», презентация , иллюстрации к произведениям устного народного творчества, видеосюжеты реконструкции народных обрядовых праздников

Ход урока:

-Организационный момент.

- Постановка проблемы:

Какие слова из темы вам хорошо знакомы?

Значение каких слов вы знаете неточно?

Дети знакомятся с точным значением слов.

ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

Устное народное творчество воплощено в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Разыгрываются сценки из различных обрядов:

Колядки.

Веснянки-заклички.

Обрядовые песни.

Народные обряды делятся на два цикла:

- календарные обряды , связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)

- семейно-бытовые обряды , связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

Давайте рассмотрим календарно-обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельско-хозяйственным календарем - распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

    Зимние праздники.

Святки.

Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Коляда ходя-бродя»):

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение - признак полноты дома. Колядка - это песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом - формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале - пожелание или угроза.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

Сценка-гадание.

    Весенние праздники.

Масленица.

Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

Характеризуя масленичные песни , можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.


Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поеда-ния блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.

Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:

А мы свою маслёну провожали,
Тяжко - важко да по ней вздыхали:
-А маслёна, маслёна, воротися,
До самого великого дня протянися!


В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:


А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница - мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху.

Встреча весны.

В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…»

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр - веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.


Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.

Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:


Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!


Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

День Ивана Купалы - кульминация земельного годичного круга.

Купальские обряды . Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.

    Осенние праздники

Жатва, сенокос.

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни.

Рефлексия

Проводится беседа по вопросам.

1.Какой фольклор называется обрядовым?

2.Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

3.Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

4.Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

5.Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

6.Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

Домашнее задание. Групповой мини-проект «Приходите к нам на праздник»

Используемая литература:

    Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор – составитель В.П. Полухина, В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение

    Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001

    Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987

    Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006

    Культура русского народа богата традициями, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому сохранились древние традиции и обычаи. Русский народ в своем большинстве придерживается христианского вероисповедания его православной конфессии, ценности которой отражаются в народном творчестве. Вся жизнь русского народа подчиняется незыблемым традициям и обычаям своего народа.

    Фольклор - это устное народное творчество, которое складывается их обрядов и обычаев любого народа В народном фольклоре переплетаются религиозные и обыденные, бытовые обычаи и поверья народа.


    Крещение


    Крещение - традиции

    Это обязательный в православии обряд, по которому принято крестить, то есть принять в лоно церкви всех новорожденных детей. При обряде крещения должны кроме родителей присутствовать крестные мать и отец, в обязанность которых входило духовное наставление ребенка по мере его взросления. Мать ребенка загодя приготавливала крестильную рубашку и нательный крестик, а крестная мать дарила ребенку иконку с изображением святого покровителя. По православному обычаю ребенка при крещении нарекали именем святого, которое было в Святцах в день крещения ребенка.


    Подарки на крестины

    Приглашенные на крестины гости дарили ребенку памятные подарки, а родители готовили стол с богатым угощением. Мать ребенка хранила крестильную рубашку и бывало, что в этой крестильной рубашке крестили всех последующих в семье детей. Когда ребенку исполняется год крестная мать дарит ему серебряную или золотую ложечку «на зубок», которая хранилась в семье как семейная реликвия.


    Совет

    Если вы крещенный, то по всем вопросам по соблюдению обычаев и традиций обратитесь к своему духовнику.

    Как соблюдать бытовые обрядовые традиции?

    Современные молодые люди ищут и находят истоки народных обычаев и традиций. Даже люди, далекие от знания обычаев, при праздновании календарных или бытовых праздников, стараются соблюсти обрядовые традиции. Просто обратитесь к первоисточникам.


    Традиции русской свадьбы

    Свадебные гулянья обычно происходили между постами, в основном осенью после окончания страды в полях или зимой в так называемый «свадебник» - время от Рождества до Масленицы. После того, как уже определилась пара из будущего жениха и невесты, по традиции проводился Сговор, на котором родители жениха и невесты оговаривали все условия для заключения брачного союза. Родители сговаривались, что они дадут молодым для обзаведения собственного хозяйства, где молодые будут жить. Обряд бракосочетания происходил только через венчание в церкви. Венчаться могли только крещеные и только одного вероисповедания. Если кто-то из будущих супругов исповедовал другую веру, то непременным условием был переход и крещение его в православие.


    Важно!!!

    Будущие супруги перед алтарем дают клятву самому Господу Богу, поэтому развод венчанных пар был практически невозможен.

    Перед венчанием

    Перед венчанием жених и невеста должны были поститься 7 дней, а в день венчания совершить таинство причащения. В венчальном обряде использовались иконы Спасителя и Богородицы Родители молодых для венчания должны были подготовить свечи, рушник и венчальные кольца. На венчании присутствовали со стороны жениха шафер, а со стороны невесты ее подружки.


    После венчания

    После венчания на пороге дома, уже молодых, родители встречали хлебом-солью и зорко следили кто из молодых отломит больший кусок от каравая. Считается, что тот, кто отломит больший кусок, будет главенствовать в семье.


    Гуляние

    Для приглашенных гостей готовится щедрое угощение, а гостей перед тем, как усадить за стол вели показывать приданное невесты, что являлось гордостью и символом богатой невесты. Чем больше белья, посуды в приданном, тем богаче считается невеста и тем благосклоннее принимается невестка в семью мужа. Гуляние на русских свадьбах может продолжаться от трех дней до недели.


    Обычаи и обряды в русском фольклоре

    Знание и следование национальным обычаям дают русскому человеку ощущение причастности к своим корням, что очень ценится в традиционной русской культуре. Особо чтимые русские фольклорные традиции ярче всего проявляются в праздничные дни: Масленицу, Пасху, Рождество, Святки, день Ивана Ку палы - это особо чтимые праздники, которые относятся к календарным праздникам. Крещение, свадьба и похороны относятся к бытовым обрядовым традициям.


    Вывод:

    Церковь наиболее прочно и традиционно соблюдает все обычаи и традиции, присущие православной конфессии. Современные молодые люди ищут и находят истоки народных обычаев и традиций. Даже люди, далекие от знания обычаев, при праздновании календарных или бытовых праздников, стараются соблюсти обрядовые традиции.


    История русского фольклора