Критическая функция философии. Функции философии

Специфика философских проблем. Предмет и основные разделы философии.

Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Первым, кто назвал своё учение философией был др.греч. математик и философ Пифагор (VI – нач.V в.в. до н.э.) «Никто не мудр – писал Пифагор – ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего. А тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть назван любомудром, т.е. философом». Любить мудрость – это стремиться к тому, чтобы самому, силой своего собственного мышления проникнуть в тайны мироздания. Любящий мудрость сам постигает, не полагаясь только на авторитет, веру и традицию. Такой человек «философствует; т.е. проявляет способность к абстрактным размышлениям о природе, собственной жизни, отношениях к другим людям и к Богу. Например, он размышляет о том, в чём состоит смысл человеческой жизни, что такое судьба, добро, зло, истина и об других вопросах, которые являются «вечными» т.к. всегда интересовали мыслящих людей.

Из изложенного, таким образом, следует, что философия – изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру, в его ценности и ориентирующих людей в их социальных действиях.

Так как философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир и на место в нём человека, то и её предмет, т.е. круг её проблем шире предмета исследования любой отдельной науки.

Основанием философии является не слепая вера, а обоснованное знание и в этом отношении она похожа на частные, отдельные науки. Однако философское знание и научное знание существенно отличаются друг от друга. Это отличие состоит, например, в том, что частные науки (химия, физика, биология и мн. др.) безразличны к проблемам цели и смысла человеческой жизни, счастья и судьбы человека. Другими словами, философия разрабатывает такие знания, которые недоступны никакой иной форме духовной деятельности – науке, религии, искусству и т.д. Характерными признаками философского отражения природной и социальной действительности являются универсализм и субстанциализм.

Универсализм означает, что философия претендует на выработку универсального, всеохватывающего, всеобъемлющего знания. Поэтому очевидно, что философия – это познание всеобщих оснований бытия.

Субъективизм (лат.substantia – сущность, и то, что лежит в основе) означает, что всё , что происходит в мире, само его устройство и развитие философия стремится объяснить, через единое устойчивое начало.

Таким началом может признаваться Бог, абсолютная идея (религия и идеализм) или материя (материализм).



Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела.

1. Онтология – учение о бытии.

2. Гносеология – учение о познании.

3. Философская антропология – учение о сущности человека.

4. Социальная философия – учение об обществе как целостной системе.

Функции (лат.functio –исполнение) – это основные направления применения философии, через которые реализуется её цели, задачи, назначение.

Выделяют следующие девять функций философии:


1 Мировоззренческую;

2 Методологическую;

3 Гносеологическую;

4 Критическую;

5 Аксиологическую;

6 Социальную;

7 Воспитательно-гуманитарную;

8 Прогностическую;

9 Мыслительно-теоретическую


Каждая функция имеет свою цель и своё содержание.

1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, целостных представлений об его устройстве, о месте человека нём.

2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Гносеологическая функция имеет целью обеспечить правильное и достоверное познание природной специальной действительности.

4. Роль критической функции состоит в том, чтобы подвергать сомнению окружающий мир и существующее о нём знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Таким способом расширяются границы познания, разрушаются догмы, увеличивается достоверность знания.

5. Аксиологическая (гр.axios – ценный) заключается в оценке явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др.

6. Социальная функция имеет целью объяснить общество, причины его возникновения, его эволюцию, современное состояние, структуру, движущие силы, вскрыть противоречия указать пути их разрешения и совершенствования общества.

7. Цель воспитательно-гуманитарной функции – культивировать гуманистические ценности, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

8. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития, предвидеть будущее человека, природы и общества.

9. Мыслительно-теоретическая функция ориентирует на то, как концептуально мыслить, философствовать, т.е. рассуждать на самые общие, абстрактные темы, умствовать, мудрствовать.

В заключение отметим, чтобы философствовать, по мнению др.греч. философа Аристотеля, люди должны были достичь знания своего незнаний.

Знание незнания не дано непосредственно и нередко люди своё незнание не осознают. А незнание, если оно не осознано, не может быть преодолено. Др.греч. философ Платон отмечал, что прежде чем стремиться познать что-либо, человек должен осознать, что он этого не знает. Это ввергает его в состояние удивления, недоумения, изумления и здесь находится психологический источник философии.

Контрольные вопросы

1 Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?

2 какова структура, уровни и исторические формы мировоззрения?

3 Каковы основные черты мифологического мировоззрения?

4 Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

5 Что такое философское мировоззрение?

6 Чем отличается оно от мифологического и религиозного мировоззрения?

7 Возможно ли «чисто научное» мировоззрение?

8 В чём состоит специфика философских проблем?

9 Сводима ли философия к науке?

10 Какова структура философского знания?

11 Может ли философия изменить мир? Каким образом?

12 Каковы основные функции философии?

13 Может ли человек философствовать если он не осознает своего незнания?


Литература

1 История философии. Под ред. проф.Ч. Кирвеля. Мн.2001

2 Е.З.Волчек. Философия. Мн.2006

3 Философия. Под ред. Ю.Харина. Мн.2006

4 О.Г.Волкогонова, Н.М.Сидорова. Основы философии. М.2006

5 А.Г.Спирин. Философия. М.2006

6 В.Г.Кузнецов и др. Философия. Учебник. М.2006

7 В.Д.Губин. Философия: актуальная проблема. М.2006

Дополнительная литература

8 Мир философии: в 2т. М.1991

9 Философия. Под ред. проф. В.П.Кожановского. Ростов-на-Дону. 2004

Задание

1. Подготовить ответы на вопросы.

2. Составить глоссарий.

В статье мы рассмотрим функции философии кратко, ее предмет и особенности метода. Все это - основополагающие вопросы при изучении данной науки. Прежде чем обозначить функции философии, кратко расскажем о самом термине, обозначающем интересующую нас науку.

Термин "философия"

Отметим, что философия зародилась примерно две с половиной тысячи лет назад. Произошло это в Греции, Индии, Риме. В Древней Греции она приобрела наиболее развитые формы.

Термин "философия" происходит от двух греческих слов: "любовь" (phileo) и "мудрость" (sophia), то есть он означает в переводе "любовь к мудрости". Сами философы на вопрос о том, что же представляет собой мудрость, отвечали по-разному, и каждый по-своему мудрствовал. С этим связано и то, что понятие "философия" сегодня употребляется в различных значениях. Первым, кто объяснил само это слово, был Пифагор, живший во второй половине шестого - начале пятого века до н. э. Согласно этому мыслителю, смысл философии заключается в поиске истины.

Смысл философии (по мнению софистов)

Софисты придерживались другого мнения о том, в чем состоят функции философии. Краткое содержание их позиции по этому вопросу следующее. Основная задача философа заключается в необходимости научить мудрости своих учеников. Они при этом отождествляли мудрость не с достижением истины, а со способностью доказывать то, что каждый считает выгодным и правильным. Для этого любые средства признавались приемлемыми, вплоть до различных ухищрений и уловок.

Мнение Платона и Аристотеля

Платон, древнегреческий мыслитель, также изучал предмет и функции философии. Краткое содержание его трудов позволяет сделать ряд важных замечаний, касающихся рассматриваемой нами темы. В частности, он считал, что задача философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. А это под силу лишь мудрецам, с рождения наделенным соответствующей душой. С его точки зрения, философами рождаются, а не становятся. Аристотель (на фото ниже) полагал, что задача философии заключается в постижении всеобщего в мире, а предмет ее - причины и первые начала бытия. При этом она является единственной наукой, существующей ради самой себя. Философия представляет понимание и знание ради них самих.

Связь предмета философии с социально-историческими условиями

Следует отметить, что и с социально-историческими условиями связано понимание предмета философии. Например, разложение общества (средневекового, античного, греческого и т. п.), конечно же, повлияло на возникновение концепций, по которым эта наука должна освободить людей от страданий и страха перед будущим, способствовать достижению душевного здоровья и счастья.

Выполняет также функции культуры философия. Кратко поясняя это утверждение, можно сказать, что она обеспечивает адаптацию человека к среде, к историческим и природным условиям обитания.

В чем состоит предмет философии?

Философию отличает множество и разнообразие пониманий и подходов к ее предмету, что говорит о плюралистическом характере. Предмет и функции философии, кратко изложенные в этой статье, действительно позволяют сделать вывод о том, что наука эта далеко не однозначна. Сказанное, однако, не подразумевает, что философским концепциям общее не присуще.

Можно выделить свойственные предмету философии некоторые существенные моменты:

Исследование вопросов бытия, являющихся наиболее общими (сама проблема бытия при этом понимается в смысле универсальном: идеальное и материальное, бытие человека, общества и природы, бытие и небытие);

Анализ общих вопросов познания, таких как: познаваем или непознаваем этот мир, каковы цели, методы и возможности познания, в чем состоит сущность познания как такового и что такое истина, каков объект и субъект познания;

Изучение общих вопросов развития и функционирования общества;

Исследование самых существенных и общих вопросов человека.

Изучив такие темы, как предмет, структура и функции философии, кратко можно определить эту науку как учение об общих принципах познания, бытия и отношениях человека с миром.

Философия оформляется всегда в виде теории, которая формулирует определенные категории и их систему, принципы, методы и закономерности исследования. Специфика такой теории состоит в том, что ее принципы, категории и законы имеют всеобщий характер. Они одновременно распространяются на само мышление, человека, общество и природу. Предмет этой науки включает и вопрос о том, что такое философия, а также изучение ее истории.

Специфические вопросы

Продолжая раскрывать тему "Структура и функции философии" кратко, выделим специфические вопросы этой науки. Дело в том, что как сложившаяся система интересующая нас область знания имеет свои собственные вопросы. Она должна на них ответить, опираясь на методы и функции философии. Кратко расскажем об основных.

В любой философской системе есть главный, стержневой вопрос. Его раскрытие составляет ее сущность и основное содержание. Например, для античных философов это был вопрос о первоосновах сущего, для Сократа - принцип "познай себя", для мыслителей Нового времени - возможность познания, для позитивизма современности - в чем заключается суть "логики научного открытия". Однако существуют и общие вопросы, которые раскрывают характер самого философского мышления. Среди них, прежде всего, вопрос о том, что первично: материальное или идеальное, материя или дух. От решения данного вопроса зависит понимание бытия, поскольку идеальное и материальное - его предельные характеристики. Выделяются в зависимости от его решения такие философские направления, как идеализм и материализм.

Особенности метода

Любая наука имеет свой метод. Философия, однако, выступает как самая общая методология. В этом заключается суть ее метода. Он, можно сказать, является системой общих приемов практического и теоретического освоения действительности, представляет собой способ обоснования и построения системы философского знания.

Он берет начало, как и методы других наук, в практической деятельности человека. Философский метод является в истоке своем отражением закономерностей и логики развития объективной реальности. Это, конечно, относится лишь к философии, опирающейся на науку. Общие принципы исследования задает философский метод. Однако различные философские направления и школы в соответствии со своим пониманием предмета и своей спецификой формулируют и применяют разные методы.

Таким образом, плюрализм методов соответствует плюрализму концепций в этой науке. К их числу относятся логические методы (индукция, дедукция) и опытные (самонаблюдение, рефлексия, эксперимент). Общее, свойственное всем им, - теоретическое мышление, которое выражено в философских законах, принципах и категориях.

Идеализм и материализм

Идеализм и материализм выступают в качестве наиболее общих способов и подходов рассмотрения познания и бытия. С самого начала теория познания определяется во многом тем, что берется как первичное: сознание или материя, природа или дух, то есть идеалистические или материалистические предпосылки. Общий процесс познания в первом случае рассматривается как отражение объективной действительности в сознании, а во втором он понимается как самопознание сознания, изначально присутствующей в вещах абсолютной идеи (объективный идеализм) или же как анализ собственных наших ощущений (идеализм субъективный).

Метафизика и диалектика

Еще один аспект различения методов философии - метафизика и диалектика. Диалектика - это учение об общих закономерностях развития познания и бытия. Она выступает одновременно и общим методом познания действительности, рассматривающейся как единство и борьба различных противоположностей. В принципе, диалектика совместима как с идеализмом, так и с материализмом. Она выступает в первом случае как идеалистическая диалектика (например, Гегель), а во втором - как материалистическая (Энгельс, Маркс).

Диалектика возникла и в дальнейшем развивалась вместе с метафизикой как способ познания и мышления, противоположный ей. Ее особенностью является тенденция к созданию статичной, однозначной картины мира, а также стремление к абсолютизации и рассмотрению тех или иных фрагментов бытия или моментов изолированно.

Метафизический метод рассматривает процессы и предметы по одному принципу: да или нет, черное или белое, друг или враг и т. д. Метафизика при изучении движения тяготеет к сведению различных форм к некоторой одной. Например, характерно для материализма Нового времени сведение разных форм движения материи лишь к механической (так называемый механистический материализм). Ошибка метода возникает тогда, когда момент покоя или же некоторая сторона, характеристика предмета исследования возводится в абсолют, вырывается из общей взаимообусловленности и взаимосвязи.

Другие методы философии

Кроме указанных методов в философии есть и другие. Среди них наиболее распространенными являются следующие.

Сенсуализм - методологический принцип, согласно которому чувства берутся за основу познания. Он стремится вывести все знание из деятельности ощущений, органов чувств, абсолютизируя при этом их роль в познании (Фейербах, Гольбах, Беркли, Локк, Гоббс, Эпикур). Рационализм - это метод, по которому основой действия людей и познания является разум (Гегель, Лейбниц, Спиноза, Декарт). Иррационализм представляет собой методологический принцип, отрицающий или, по меньшей мере, ограничивающий роль в познании разума. Основное внимание он уделяет иррациональным способам постижения действительности (Бергсон, Дильтей, Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр).

Бурное развитие познания и науки в последнее время привело к пониманию методологии как области знания, являющейся специализированной. В ее рамках изучаются внутренние механизмы, организация и логика науки (знания). Например, рассматриваются критерии, по которым можно определить научность знания, анализируется язык науки, структура научных революций, прослеживаются рост и логика научного знания.

Функции философии

Специфику и предмет философии нельзя в достаточной степени полно раскрыть, не затрагивая при этом вопроса о функциях этой науки. Среди них стоит особенно отметить следующие.

Мировоззренческая связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением мира. Оно отличается от всех других уровней и видов мировоззрения (мифологического, обыденного, религиозного). Роль, которую играют мировоззренческие функции философии, кратко можно определить следующим образом: они способствуют формированию представлений об устройстве мира, его целостной картины, месте в нем человека, а также принципов, по которым происходит взаимодействие с окружающим нас миром.

Мировоззрение имеет свою структуру: знание (научное и обыденное), принципы, вера, убеждения. Оно служит средством познания окружающего мира человеком. Мировоззрение вбирает опыт познания, а философия ориентирована на понимание общих принципов того, как устроен мир, каковы его важнейшие характеристики. Она решает лишь наиболее общие мировоззренческие вопросы, отнюдь не стремится дать свой ответ на все познавательные вопросы.

Методологическая состоит в том, что философия является общим учением о методе, а также совокупностью общих методов освоения и познания человеком действительности. По-другому эта функция называется поисковой. Методологическая функция философии кратко может быть описана так: эта наука формулирует для всех частных наук правила познания.

Продолжая описывать функции философии кратко, мы переходим к прогностической, выдвигающей гипотезы об общих тенденциях, по которым развивается мир, человек, сознание и материя. Степень вероятности прогноза при этом будет выше в такой степени, в какой философия опирается на науку.

Эта наука является школой мудрости и теоретического мышления, что касается в особенности истории философии.

Критическая дополняет другие функции философии. Кратко о ней скажем следующее. Со времен античности многими философами проповедуется принцип, гласящий: "Подвергай все сомнению!". Это свидетельствует о важности в этой науке критического подхода, а также о наличии по отношению к существующим социокультурным ценностям и знанию некоторой доли скепсиса. Этот принцип играет в их развитии антидогматическую роль.

Описывая основные функции философии кратко, расскажем еще об одной, аксиологической. Она тесно связана с критической. Каждая философская система включает момент оценки изучаемого объекта с точки зрения различных ценностей: идеологических, эстетических, нравственных, социальных. Эта функция особенно остро проявляется тогда, когда в общественном развитии наблюдается переходный период, когда встает проблема выбора пути дальнейшего движения и вопрос о том, что из старых ценностей необходимо отбросить, а что - сохранить.

У философии есть также социальная функция. Она состоит в том, что эта наука должна выполнять двуединую задачу. Философия должна объяснить социальное бытие и в то же время способствовать его духовному и материальному изменению. Следует помнить при этом, что социальные реформы, эксперименты, различные изменения в общественной жизни имеют особое значение и ценность. Поэтому нужно до попыток изменить социальный мир его хорошо объяснить. Сегодня особенно важны социальные функции философии, кратко описанные выше. У этой науки есть прерогатива в разработке концепций консолидации и интеграции общества, являющихся всеобъемлющими.

Опишем и другие функции философии в обществе кратко. Тесно связана с социальной гуманитарная. С этой точки зрения философия должна играть жизнеутверждающую и адаптационную роль для индивидов, способствовать формированию в обществе гуманистических идеалов и ценностей, утверждению цели жизни и позитивного ее смысла. Таким образом, она призвана выполнять функцию интеллектуальной терапии, являющейся наиболее важной в периоды, когда состояние общества нестабильно, когда существование людей находится в пограничной ситуации и необходимо сделать свой выбор каждому.

Основные функции философии кратко были нами описаны. Каждая из них по-своему важна, а вместе они определяют то большое значение, которое имеет эта наука в системе знания. Ведь именно она описывает функции сознания. Философия, кратко о которой мы рассказали в этой статье, позволяет нам приблизиться к пониманию сути всех вещей.

Философия в переводе с греческого - это любовь к мудрости (phileo - люблю, sofic - мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н. э.) по отношению к людям стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование же и закрепление термина «философия» связано с именем Платона. Первым греческим и вместе с тем первым европейским философом считают Фалеса.

Место и роль философии в системе знаний:

Философское знание отличается от чисто научного тем, что если в науке человек нацелен на познание, то в философии на понимание мира с позиции своих ценностных идеалов. То есть наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду то, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека.

Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Исходя из этого философский способ мышления называют критически рефлексивным.

Философия в отличие от науки, по характеру более национальна, чем интернациональна поэтому можно сказать: «русская философия», но абсурдно звучит «немецкая физика» и т. д.

Подчеркивая качественную определенность философского и научного знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки.

В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:

Философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;

Философия выступает методологией науки;

Философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;

Философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет.

Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Функции философии:

Основными функциями философии являются мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая, гуманистическая.

Мировоззренческая функция - это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, способность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего.

Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем.

Гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формулируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм.

Активный, действенный характер научной философии проявляется не только в том, что она учит и воспитывает, дает новое знание и общий взгляд на мир, но и в ее методологической функции, то есть в том, что она конкретно направляет сознательную и практическую деятельность людей, определяет ее последовательность и применяемые средства.

Методологическую функцию философия выполняет в двух видах: как теория метода и как всеобщий метод. В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие (руководство) постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.

Аксиологическая функция философии способствует ориентации человека в окружающем мире, направленному использованию знаний о нем при помощи выработки и передачи целого комплекса ценностей.

Прогностическая функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.

Критическая функция основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.

Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях.

Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

Эвристическая функция предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания.

Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

Структура философского знания

Как система научного знания современная философия имеет свою внутреннюю структуру. Она складывалась постепенно. Так для многих учений XVII–XIX веков было характерно разделение философии на онтологию (греч. ontos - сущее), то есть учение о бытии как таковом, бытии самом по себе, гносеологию (греч. gnosis - знание), то есть учение о познании и логику - учение о законах и формах мышления.

В лоне философии развились и приобрели известную самостоятельность следующие философские дисциплины и направления:

Социальная философия - более детальное распространение философских принципов на изучение социальных исторических явлений. Она изучает не только проявление всеобщих законов развития в жизни общества, но и действие особых, общесоциологических законов, источники и движущие силы общественного развития;

История философии - изучает объективные закономерности и этапы становления и развития философии, основных ее исторических типов;

Этика - (греч. Ethos - привычка, обычай) - учение о сущности морали, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни;

Эстетика - (греч. Disthetikos - чувственный) - философская дисциплина, изучающая выразительные формы, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т. п.;

Аксиология - (греч. Axio - ценность) - философское учение о сущности, структуре и назначении ценностей;

Философия культуры - философское осмысление сущности культуры как особой формы бытия;

Философия науки - философское осмысление сущности и специфики научного познания в тесной связи с человеческой деятельностью;

Философская антропология - философское учение о человеке;

Философия истории - философское учение, которое занимается постижением закономерностей процесса развития общества во времени.

Философия техники - это раздел философии, который занимается исследованием техники.

Философия природы (натурфилософия) - это умозрительное постижение природы.

Роль и значение философии в жизни человека и общества заключаются в

тех функциях, которые она выполняет. Само понятие «функция» означает какой-либо способ действия, активности философии при решении поставленных ею задач.

Одной из первых функций, которую философия выполняет, является мировоззренческая функция. Философия синтезирует все имеющиеся взгляды на мир, создавая систему целостной картины мира, включая знания, оценки, ценностные установки, идеалы и руководящие принципы, и выясняет место человека в этом мире. Философия активно участвует в формировании мировоззрения, критикуя иллюзорные, а в современном мире виртуальные ценности.

Познавательная функция философии заключается в осмыслении знаний, полученных конкретными науками, систематизации этих знаний, создании единой картины мира. Философия сама не открывает новых знаний, она пытается объяснить мир на основе знаний других наук.

Социально-критическая функция философии заключается в критическом осмыслении социальной действительности, в которой живет и действует человек. Философия показывает систему ценностей необходимых и возможных, на основе которых должно развиваться общество.

Аксиологическая функция философии выражается в осмыслении ценности, значимости и смысла жизни человека и истории общества.

Выполняявоспитательную функцию, философия способствует формированию у человека представлений о сущем и должном, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Без усвоения этих ценностных ориентиров невозможна жизнь человека, общества и развитие человеческого в человеке.

Методологическая функция философии заключается в разработке философией как собственных методов, без которых не может быть представлен предмет философии, так и методов, которые используют в познавательной деятельности другие науки.

Обратимся к рассмотрению основных методов, которые разработаны философией в истории ее развития. Метод критической рефлексии – один из главных методов философии. Рефлексия означает критический анализ собственных действий, познания и осознания психического состояния. Философское познание от других форм научного познания отличает именно способность к рефлексии, то есть способность познания субъективного бытия. Философия – единственная область знания, в которой человек познает самого себя и это познание делает одной из проблем исследования.



Диалектический метод начинает разрабатываться еще в античной философии, в беседах Сократа, который для выяснения истины сознательно приводил своих собеседников к противоречивым высказываниям. Сократ называл этот метод познания «майевтикой», в философской литературе этот метод получил название «отрицательной диалектики». Наиболее последовательно этот метод был разработан в XVIII веке в философии Гегеля, а затем в философии марксизма, где было представлено иное понимание этого метода. Суть диалектического метода сводится к тому, что, во-первых, сам процесс познания противоречив, в нем присутствуют одновременно противоположности, которые находятся в единстве и борьбе, позволяя познанию развиваться; во-вторых, в любом изучаемом объекте также присутствует противоречивость, которая должна быть познана. Этот метод неразрывно связан с другими методами, с единством исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Диалектический метод используется в познавательной деятельности всех наук и правоведении в частности.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот разрабатывается в философии Гегеля и философии марксизма. Следует отметить, что в философии Гегеля это метод разрабатывался только применительно к познанию, ибо признавалось тождество мышления и бытия, а в марксизме применительно к бытию и познанию. Сущность метода заключается в том, что в самом начале об изучаемом предмете дается самое общее, абстрактное понятие, а затем в процесс дальнейшего познания происходит конкретизация изучаемого объекта, наполнение понятия о нем конкретным содержанием. Например, при изучении права дается самое абстрактное понятие права, при изучении различных форм права и правовой теории это понятие наполняется содержанием, в результате возникает у обучаемого целостное представление о праве и государстве, регламентирующем жизнь людей на основе этого права.

Герменевтический метод разработан в философии XIX-XX веков и широко используется не только в философии, но и в других областях научного познания. Гермене́втика в переводе с древнегреческого (объясняю, истолковываю) означает искусство толкования текстов, культуры, эпохи или истории в целом. В истории философии герменевтический метод разрабатывался в философских концепциях XIX века (Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера) и XX века (Г. Гадамера, П. Рикера и других). Каждый из упомянутых мыслителей внес определенный вклад в разработку герменевтического метода. Сущность герменевтического метода сводится к нескольким основным положениям: необходимость предварительного понимания, бесконечность интерпретации и герменевтический круг.

Необходимость предварительного понимания означает, что каждая попытка толкования руководствуется уже известными представлениями об изучаемом объекте, то есть существует уже определенное знание, которое является основой для дальнейшего понимания. Наше предварительное понимание, от которого мы не можем уже никогда избавиться, позволяет нам, определяя значение предмета или текст, иметь какую-либо гипотезу. Бесконечность же интерпретации означает, что существует множество толкований смысла одного и того же события действительности, или текста будь то текст письма, научного сочинения или позитивного закона.

Предпонимание и бесконечность интерпретации неразрывно связаны с герменевтическим кругом. Понятие «герменевтический круг» введено Шлейермахером. Герменевтический круг представляет собой принцип понимания текста, памятника культуры, эпохи на основе соотношения части и целого, то есть понимание целого складывается из понимания отдельных его частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого. Такова сущность герменевтического круга. Герменевтический метод особенно важен при познании социально-культурной реальности, каковой является и правовая реальность, где из множества интерпретаций на основе анализа и сравнений выясняется истинное знание.

Структуралистский метод разрабатывается в ХХ веке, в философии структурализма и постструктурализма (Клод Леви-Строс, Мишель Фуко и др.) и неомарксизме, в дальнейшем это метод стал использоваться в других науках. Сущность этого метода заключается в том, что изучаемый объект представляет собой систему, состоящую их элементов, вначале изучается каждый элемент структуры, анализируются его функции, а затем проводится анализ всей системы и выявляются ее функции. Например, государство как сложная система, состоящая из элементов, выясняется сущность различных ветвей власти и их функции, в затем функции и роль государства в жизни общества и человека.

Это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы - мировоззренческие функции и методологические функции , которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.

Мировоззренческие функции проявляются в процессе формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д.

Среди мировоззренческой функции следует отметить такие ее подфункции, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

1. Гуманистическая подфункция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

2. Информационно -отражательная подфункция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

3. Идеологическая подфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем.

4. Социально -нравственная подфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.


5. Художественно -эстетическая подфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.

6. Аксиологическая (ценностная) подфункция (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения ; Реформация ; кризис капитализма конца XIX - XX вв. и др.).

7. Практическая подфункция - связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

8. Социальная подфункция - объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

9. Культурно -транслирующая функция - связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

10. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Методологические функции проявляются в организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод - это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется тогда, когда надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания.

Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе.

Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие, как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

1. Логическая подфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

2. Эвристическая подфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

3. Селективная подфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности.

4. Интеграционная подфункция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом.

Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

5. Прогностическая подфункция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества.

6. Критическая подфункция , роль которой - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Философия выполняет ряд познавательных функций , родственных функциям науки . Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов.

Философия объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие её возможностей в познании мира.

Контрольные вопросы

1. Как вы ответите на вопрос «Что такое философия?».

2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

3. Всякое ли мировоззрение является философией?

4. Назовите уровни отражения действительности.

5. Что является предметом философии?

6. С постановки каких вопросов начинается философия?

7. Объясните, в чём заключается философский метод.

8. Назовите функции философии и объясните, как они связаны.

9. В чём состоит методологическая функция философии?

10. Как соотносятся между собой философия и наука?

11. Каково соотношение знания и веры?