Исцеление творчеством. Исцеление творчеством: методы арт-терапии и советы психолога

Преимущество метода исцеления души, в основе которго лежит рисунок, танец, театр, музыка или движение, в том, что пациенту даётся возможность самовыражения без слов. А так как происходящее в фантазиях тесно связано, как правило с событиями реальной жизни ребёнка, у нас появляется возможность увидеть мир его глазами.

Мы с десятилетней Олей подходим к игрушкам, - рассказывает Наталья Кобкина, специалист по драммотерапии детей и подростков. - Я прошу девочку посмотреть на игрушки и выбрать одну. Оля выбирает белую зайчиху. Я прощу дать зайчихе имя. Оля выбирает имя Минни. Спрашиваю девочку, как дела у Минни, и получаю ответ:
- Я же заяц, значит должен бежать. Извини...
- Я спрячусь в скалах, мне страшно! - при этом она прячет Минни за спину.
- Чего ты боишься?
- Шума. И лесных зверей, - отвечает она. - Я хочу забраться в большие скалы и спрятаться там. Не хочу, чтобы меня нашли.
- Почему? - спрашиваю я.
- Они меня разорвут. Большие звери съедят меня, потому что я маленький зайчик, а тигры и слоны могут меня растоптать.

Оля нуждается в лечении из-за проблем в общении, замкнутости. При помощи Минни нам удалось поговорить о чувствах девочки, которую недолюбливают в классе.
У неё не было друзей, она отказывалась принять это, но замкнулась в себе.

Лечение творчеством

Это общее название целого комплекса воздействий различных видов искусства, чья цель - укрепить здоровые проявления в человеке, поддержать процесс изменения к лучшему его души и тела. Лечение творчеством основывается на раскрытии себя в рисунке, драме, литературе, музыке, театре - для больших и маленьких, здоровых и нет, всех и каждого.

При помощи фантазии пациент не только развлекается, но проявляет тайные мотивы своего поведения. События в выдуманном мире обычно связаны с реальными событиями, что позволяет проникнуть в то, что ребёнок скрывает, увидеть мир его глазами.

"Творчество даёт свободу самовыражения, позволяет оторваться от действительности и взлететь на крыльях фантазии, - говорит Наталья. - В терапии важен сам акт творения, а не его плоды. Вначале вообще нет никакой связи с талантом или творческими способностями. Во всех нас они присутствуют, а особенно в детях. Но в отличае от взрослых малыши не скованы стремлением к отличному результату и могут действовать совершенно свободно."

Важно, чтобы ребёнок занялся тем видом творчества, который му по душе, а не тем, который ему подходит по мнению родителей. На терапию направляются дети, имеющие проблемы в поведении или общении, страдающие от стресса, гиперактивные, с проблемами в учёбе, замкнутые в себе. Творческий процесс позволяет использовать те символы, что связаны с самозащитой человека, подобно свободным асоциациям, используемым в конвенциональном психоанализе, подобно той защите, что мы чувствуем во сне.

В процессе игры ребёнок может отделиться от проблемы, которая его беспокоит, переложить её на другого - куклу, нарисованный образ или на того, чью роль играет. В игре проявляются важные ситуации из жизни ребёнка, он открывает свои чувства без боязни. Его чувства, желания, потребности переносятся на вымышленный образ. Так ребёнок может увидеть себя сос стороны, увидеть проблему и избавиться от неё.

Драмотерапия - раздвоение личности

Истоки драмы кроются в Древней Греции, смысл слова - действие, занятие. Драматическое действо в терапии использует любые способы выражения - взгляд, черты лица, движения тела, пантомиму, ролевую игру, кукольный театр, карнавал масок...

Наш актёр проявляется сразу в двух образах, который он играет и как свой собственный прообраз. В игре ребёнок вновь проживает свой день, совмещая реальность и фантазию. С помощью фантазии он словно отдыхает от реальности, видит её сос стороны. Он покидает на время своё привычное Я, он сам себя создаёт, возникает незнакомец с другими мыслями, чувствами, поведением.

По словам Натальи Кобкиной, драмотерапия особенно подходит детям, ведь в детстве игра приносит так много удовольствия. Многие взрослые считают ролевые игры баловством, особенно те, которые тщательно подавляют всякое проявление ребячества в себе. Они воспринимают игру как угрозу. Дети же наслаждаются игрой, легко меняют роли, костюмы, возятся с куклами. И с помощью драмотерапии происходит освобождение, проблемы решаются, и ребёнок учится управлять собой, постигает искусство жить среди других, общаться, работать в коллективе и справляться с любой ситуацией.

Лечение движением - разрядка и освобождение

Зал для терапии в движении представляет большое и уютное помещение, на полу которого брошены маты, чтобы дети могли прыгать и падать сколько угодно, везде игрушки, которые можно пинать и бросать, а со стен и потолка свисают кольца, мячи, другие снаряды. Эта терапия основывается предположении о существовании о тесной связи между душой и телом.

"Движение становится непосредственно общением, - говорит Алексей Ягодный, специалист по лечению детей с помощью телодвижений. - При помощи тела можно проследить душевный настрой и вести беззвучный лечебный процесс. Терапия в движении подходит для всех, ведь речь идёт о тех первичных навыках, которыми владеет каждый. Тем детям, которые не могут выразить себя с помощью слов, этот метод подходит лучше всего. Иногда истоки проблемы кроются в том периоде, когда малыш ещё не говорил. При помощи движений мы возвращаемся в то время и находим пути к исцелению. А поскольку движение зачастую связано с музыкой и ритмом, мы иногда используем музыкальные инструменты: барабаны - для быстрого танца, погремушки и серьёзные инструменты - для долгих композиций".

Алексей рассказывает, что большое внимание уделяется взаимодействию с окружающей средой. Тут необходима помощь родителей, учавствующих в занятиях и проходящих соответствующий инструктаж.

Такая терапия подходит и детям - аутистам, и детям с другими проблемами в общении.

"Иногда ребёнку не под силу выразить свои чувства словами, - говорит Алексей. - потому что он считает их запретными или угрожающими другим. В процессе лечения он выражает себя в движении - и получает разрядку. Здесь ребёнку позволено любое физическое проявление, и он знает, что окружающие поддержат его. Здесь возникает связь без слов, приближающая детей к полноценному общению, дающая чувство понимания".

Лечение музыкой - опыт физического контакта

Алла Силаева, специалист в области лечения музыкой детей-аутистов, рассказывает: "Музыка не требует слов, в этом её преимущество. И подходит всем. Многим людям, особенно детям, трудно учавствовать в лечении, основанном на беседе. Музыка же позволяет проявить свои чувства, желания, ощущения без угрозы, слышной в словах. Этот путь подходит тем особым пациентам, кому легче обойтись без слов".

Терапия опирается на составные части музыки - мелодию, пение, ритм - путём использования известных мелодий. Музыка изменяется в соответствиями с ощущениями пациента.

"Моя цель - сопровождать ребёнка постоянно, принимать его таким, какой он есть, и помочь его понять самого себя. Я стучу в ту дверь, которую он открывает. Вместе с одними мы сочиняем мелодии, другие любят петь, а кто-то танцевать. Агрессивные дети снимают агрессию, занимаясь музыкой, бьют в барабан, шумят, избавляясь от избытка энергии. Иногда кто-то полгода раскладывает барабанные палочки в тишине и вдруг взрывается морем звуков. А я терпеливо жду, потому что у каждого свой темп.

В работе с аутистами важно дать им представление о своём теле и своём Я. Когда тело ребёнка отзывается (естественно!) на звуки музыки, он ощущает каждый орган - ножки, ручки, животик. Так он осознаёт своё тело - через музыку, а не через грубые прикосновения", - говорит Алла.

Музыка и движение тесно взаимосвязаны, так что музыкотерапия сочетается с терапией в движении. Музыка - единственный вид искусства, заставляющий нас плясать, связующий воедино душу и тело. Таким образом, лечение музыкой полезно тем, кто теряет взаимосвязь сос воим телом, не любит его.

Обнаружено, что ритм воспринимается телом человека лучше, чем сама музыка. Дыхание, походка, сердцебиение и секс - все они подчиняются определённому ритму.

Лла говорит, что одна из наиболее важных процедур для детей-аутистов связана именно с ритмическими музыкальными инструментами, организующими и направляющими ритм. Игра на них стимулирует двигательные навыки и даёт чувство самовыражения. Занятия музыкой позволяют развивить у детей-аутистов те навыки, которые невозможно развить никакими дургими способами.

Под звуки музыки они легче осваивают новые движения. Дети, не владеющие речью совершенно, производящие впечатление отсутствующих в нашем мире, при помощи музыки способны научиться принимать участие в выступлениях и легче развивают речь.

На более продвинутом этапе лечения можно попробовать самим сочинить мелодию, что требует от ребёнка внимания, умения сосредоточиться и сотрудничать с другим человеком.

Так с помощью музыки аутист учится налаживать связь с внешним миром - связь, которая не прервётся за стенами лечебницы.

Пластика - определение твоего места в мире

Елена Гошева, занимающаяся с детьми лепкой и рисунком, учит их так: "Зажмурьтесь и погрузитесь в свой мир, в своё воображение... Осмотритесь хорошо вокруг - на что это похоже? Представьте своих близких - какими вы их видите? Попробуйте перенести их образ на бумагу. нарисуйте свой мир, найдите в нём место каждому предмету. Найдите в нём место для себя..."
Рисунок открывает дорогу к понятию внутреннего мира детей. С помощью лепки и живописи дети отображают всё то, на что у них не хватает слов. На бумаге легче упорядочить свои чувства, понять самого себя.

"До десяти лет почти все дети рисуют, это часть нормального развития, - говорит Тамара Николаева, специализирующаяяся на терапии с помощью изобразительного искусства. - До этого возраста рисунок - часть игры, естественный способ самовыражения. Позже появляется критичность к своим работам, к работе относятся как к проверке способностей. Малыши же очень увлечены процессом и материалами, пользуются разнообразными красками, карандашами, углём, клеем, пластилином, песком, пёрышками..."
При помощи красок, фигур и линий дети приоткрывают нам свой внутренний мир. Рассматривая рисунки, мы узнаём о жизни своего реьёнка - какими он видит нас, свою семью, как он чувствует себя в этой жизни.

"Важно помнить, что рисунок - это лишь повод начать беседу, - подчёркивает Тамара.-Рисунок никогда не откроет взрослому однозначной правды, рисунок лишь отражает чувства ребёнка. Поэтому нужно выяснить у малыша, что он хотел изобразить, что значат для него нарисованные предметы".

Например, если в детской работе много чёрного цаета, можно предположить, что он в депрессии и "видит всё в чёрных тонах", а на самом деле для этого ребёнка чёрный цвет ассоциируется всего лишь с соседской собакой, с которой он дружит и которая для него - радость и счастье.

Так что нужно не обощать, а анализировать работу на основе дружеского разгоаора с малышом.

У некоторых детей рисунки свидетельствуют об их отношении к жизни, у других работы отражают тот мир, в котором им хотелось бы жить. Так что важно дать каждому возможность разъяснить, что же он имел в виду.

Рисунок совсем не обязан быть реалистичным, многие дети выражают себя, используя линии, пятна, сочетание красок или геометрических фигур.

Не менее важной частью терапии является возможность для детей возможность вдоволь повозиться с материалами, выпаскаться в них. Например, при работе с песком (отличный подручный материал для любого возраста!) Песок приятно трогать, пересыпать. Если добавить воды - его можно замесить и лепить фигурки, высушить и снова намочить. Игра с песком даёт простор фантазии, можно строить пещеры и замки, топить и закапывать. В ящик с песком можно добавить игрушки и разные предметы, это позволит создать целый воображаемый мир. Песок превращается в море и сушу, поле боя, горы, пляж и ещё, ещё, ещё...

Другое преимущество песка - фигуры из него легко разрушить. Агрессивный ребёнок сам пушается своего желания нанести вред окружающим, тех сил, что бушуют в нём. Строя из песка, он выражает свои чувства, он хозяин этого созданного им же мира и вправе сохранить или разрушить его. В процессе терапии мы предполагаем, что ребёнок научится освобождаться от злости, управлять ею, перестанет бояться наказания и разрушительной силы своего гнева.

Играя с материалами, мы даём детям физичекое ощущение свободы. Ребёнок, извозившийся по уши в подручных материалах и не боящийся получить замечание, полностью погружается в работу и максимально раскрывается в ней.

Все эти факты, наблюдения и закономерности послужили созданию одного из оригинальных направлений в современной психотерапии, получившему название «терапия творческим са­мовыражением». Его основатель - известный отечественный психиатр и психотерапевт Марк Евгеньевич Бурно, выпустивший по детальной разработке этого метода немало интересных работ.

М.Е, Бурно определяет свой метод как клинический, не пси­хоаналитический, психотерапевтический способ лечения людей с тягостными переживаниями своей неполноценности, страдаю­щими тревожными и депрессивными расстройствами. В основе метода лежат следующие две основные идеи:

Человек, страдающий каким-либо психопатологическим рас­стройством, в процессе творчества может лучше узнать и понять особенности своего характера. А, узнав свои силь­ные и слабые стороны, пациент может смягчить свое нега­тивное состояние, потому что наши недостатки - это про­должение наших достоинств.

Любое творчество высвобождает большое количество пози­тивной энергии, поэтому любое творчество целебно. Именно вследствие этого в психике происходят позитивные сдвиги. Занятия ТТС. практикуемые М.С. Бурно, проводятся в не­принужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под мело­дичную классическую музыку. Пациенты в процессе групповых встреч сближаются друг с другом, часто становятся друзьями, поддерживающими друг друга.

На занятиях они слушают рассказы своих товарищей о самих себе, о художниках, скульпторах, писателях и музыкантах, пы­таясь вникнуть в особенности их характеров. Члены группы на живых примерах видят, как творческая деятельность помогала многим людям. Поэтому, глядя на них, они могут начать жить своей собственной творческой жизнью, которая может иметь раз­ные формы - от переписки с врачом до ведения дневников и при­думывания своих собственных рассказов и повестей.

Как отмечает М.Е. Бурно, метод ТТС особенно эффективен в лечении пациентов с различными дефензивными нарушениями и как профилактика нервной патологии у здоровых людей, испы­тывающих расстройства настроения дефензивного характера в рамках нормы.



Принятый в клинической психиатрии термин «дефензивный» (от лат. defensio - оборона, защита) по своему содержанию про­тивоположен термину «агрессивный» и подразумевает смешение пассивной оборонительности с ранимостью, сопровождаемое пе­реживанием чувства неполноценности.

Дефензивность обнаруживается как ведущее расстройство у многих больных неврозоподобной шизофренией, у психастенических и астенических психопатов, у дефензивных шизоидов, циклоидов, эпилептоидов, дефензивных истерических психопа­тов, у больных алкоголизмом и наркоманов склада. В Большом Городе таких людей - огромное количество.

Расстройства настроения подобного характера нередки и у здоровых людей, особенно у тех, кого относят к так называемым акцентуированным личностям. Всем таким пациентам ТТС помо­гает проникнуться целебным творческим вдохновением, научиться в нравственном самовыражении преодолевать трудности, не об­ращаясь при этом за смягчением душевной напряженности к ле­карствам, алкоголю или наркотикам.

Творчество в ТТС понимается широко - как выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями. Поэтому творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда - созидание, несущее в себе позитивную индивидуальность автора.

Поскольку главный инструмент всякого творчества - прояв­ление живой духовной индивидуальности, то и больной, и здоро­вый человек познают в творчестве свою уникальность, становят­ся самими собой и освобождаются от тягостной неопределеннос­ти, которая всегда присутствует в расстройствах настроения.

Основной и специфический механизм терапии творческим са­мовыражением (объединяющей на едином основании лечение че­рез общение с музыкой, живописью, архитектурой, лечение со­зданием творческих произведений и т. д.) - это целебное ожив­ление духовной индивидуальности, подведение пациентов к возможности испытать творческое переживание - вдохновение.

Конкретные методики терапии творчеством по М.Е. Бурно включают в себя:

Терапия создания творческих произведений (рассказов, ри­сунков, фотографий и т. д.) с целью обнаружить во всем этом свою личностную особенность и сравнить свое творчество с особенностями творчества своих товарищей по группе;

Терапия творческим общением с природой (с поиском себя в природе через созвучие и несозвучие с определенными расте­ниями, насекомыми, ландшафтами и т. д.);

Терапия творческим общением с литературой, искусством, нау­кой (поиск созвучного в различных произведениях культуры);

Терапия творческим коллекционированием (собирание пред­метов, созвучных и несозвучных - для выяснения своих осо­бенностей);

Терапия проникновенно-творческим погружением в про­шлое (общение с дорогими душе предметами детства, с пор­третами предков, изучение истории своего народа, истории человечества - с целью отчетливее познать себя в созву­чии со всем этим, свои «корни», свою неслучайность в мире);

Терапия ведением дневника и записных книжек (разнооб­разные творческие записи обнаруживают, подчеркивают особенности их автора);

Терапия домашней перепиской с психотерапевтом (как воз­можность проявить личностную особенность в живой пере­писке);

Терапия творческими путешествиями - поиски себя в по­знании нового, незнакомого в путешествии;

Терапия творческим поиском одухотворенности в по­вседневном - увидеть необычное в обычном, возможность усмотреть и почувствовать окружающий мир лишь позна­вая обычное по-своему, личностно).

Все эти виды творческой активности способствуют обога­щению и развитию личности как пациента, так и здорового че­ловека. Главное - чтобы пациенты соблюдали и руководство­вались сами для себя тремя принципиальными положениями:

Познай характеры людей;

Найди среди них свой характер и присущие ему склонности и устремления;

Выбери для себя, сообразно своему характеру, путь в жиз­ни, род занятий и увлечений.

Нижеследующие музыкально-психотерапевтические фор­мулы нацеливают человека на поисковую активность и форми­руют необходимые установки на творчество. Они - плод кол­лективного творчества группы, занимавшейся музыкальной психотерапией.

Терапия творческим самовыражением, примененная в сфе­ре психологического воздействия на человека как с лечебны­ми, так и немедицинскими целями, неизменно обнаруживает способность помочь человеку познать и изучить себя при по­мощи творческой деятельности, сознательно и целенаправлен­но прояснить свою индивидуальность и значимость. Она помо­гает найти свое место в социуме, обрести себя в творчестве, способствует активному нахождению средств преодоления кризисных состояний и подниматься на новую ступень в своем развитии.

Личность, здоровье и творческая смелость

При всех прочих равных условиях творческий человек, как можно заключить из сказанного выше, более живуч и более здоров. Поэтому повышение творческого потенциала оказы­вается важным не только для профессионального роста, но и для хорошего самочувствия.

Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тэйлору, являются: стремление быть на передо­вых рубежах в своей области; независимость и самостоятель­ность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поис­ках; неудовлетворенность существующими традициями и ме­тодами и отсюда - стремление изменить существующее поло­жение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения. (Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991). Другие исследователи указывают на такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; спо­собность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения; способность разре­шать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем.

Человек творческий готов творить и создавать нечто для него интересное без всякого материального вознаграждения, ибо самая большая радость для него - это сам процесс твор­чества. И в конце концов от этого он выигрывает в смысле сво­его здоровья и радостного мироощущения. Этого не дано мало творческому человеку, ибо, как сказал Элберт Хаббард: «Кто делает не больше того, за что ему платят, никогда не получит больше того, что он получает».

Современные психологические исследования говорят о том, что жизненные установки, характерные для творческой лич­ности, можно воспитывать. Для этого в книге Стенберга Р. и Григоренко Е. «Учись думать творчески» приводятся следую­щие 12 стратегий. Для этой цели учитель должен:

Быть примером для подражания.

Поощрять сомнения, возникающие по отношению к обще­принятым предложениям и допущениям.

Разрешать делать ошибки.

Поощрять разумный риск.

Включать в программу обучения разделы, которые бы по­зволяли учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

Поощрять умение находить, формулировать и переопреде­лять проблему.

Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.

Предоставлять время для творческого мышления.

Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.

Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути твор­ческой личности.

Стимулировать творческое развитие.

Найти соответствие между творческой личностью и средой. (Стенберг Р., Григоренко Е. «Учись думать творчески»

12 теоретически обоснованных стратегиий обучения твор­ческому мышлению. Основные современные концепции твор­чества и одаренности. М., 1997. С. 191-192.)

Американский психолог Торранс выявил у творческих людей такие личностные черты, как стремление к превос­ходству, к риску, к нарушению привычного порядка, тяго­тение к независимости, радикализм, напористость, упрям­ство, дерзание и смелость. Эти черты личности связаны с определенной долей агрессивности. Можно предположить, чтовоспитание в себе здоровой агрессивности, связанной с общей стеничностью и стремлением к позитивному само­утверждению - один из путей к здоровью. Одним из поло­жительных качеств агрессии является то, что она способ­на подавлять страхи и беспокойства, которые являются оп­ределяющими свойствами невротизированной личности.

Доминирование эмоции страха по мнению ряда исследо­вателей есть препятствие для формирования черт креатив­ности. Страх делает человека ригидным, предопределяет привязанность к традиционным формам, ограничивает стремление к самостоятельным поискам, в страхе люди лег­че поддаются внушению. При снятии чувства страха креа­тивные показатели резко повышаются. Поэтому при ис­пользовании методики брэйнсторминга, нацеленной на по­иск решения проблемной ситуации, категорически запрещается какая-либо критика вносимых предложений. Таким простым правилом работы значительно увеличива­ется шанс творческих находок.

В основе его лежат две идеи.

Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения.

Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь в творчество.

Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной психотерапии в том, что терапия творческим самовыражением, развивая клинические подходы Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении: каждый характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться.

Терапия по методу Бурно строится с учетом особенностей каждого характера, а не из экзистенциального единства человеческой личности.

Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической депрессией, мог понять особенность своей депрессии, своего характера, он на групповых занятиях в "психотерапевтической гостиной" вначале слушает рассказы своих товарищей о художниках, писателях, композиторах, философах, пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологической типологии, отличить один характер от другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо него в череде занятий характер.

Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибо вербальное знание о них легко подкрепить живой репродукцией, создавая тем самым стереоскопический образ характера.

Занятия терапией творческим самовыражением проходят в непринужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под располагающую к релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, часто становятся друзьями, способными морально поддерживать друг друга.

В качестве методологического фона в начале занятия часто демонстрируются две противоположные картины, например синтонный "Московский дворик" Поленова и аутистичный, полный уходящих в бесконечность символов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставление реалистического, синтонного и аутистического начала присутствует в каждом занятии.

На этом фоне перед пациентами проходят синтонные Моцарт и Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович, эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный, психастеники Клод Моне и Чехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя, Дали, Розанов, Достоевский, Булгаков.

В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтому каждый приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" уже овеян творчеством: нужно определить трудный характер того или иного человека, понять, какой характер ближе самому себе. В основе проблемы не обязательно конкретный человек, это может быть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм, деперсонализация - все это рассматривается с характерологической точки зрения.

Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляло великого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если терапия творческим самовыражением показана пациенту, он может по своей воле начать жить творческой жизнью, которая проявляется в самых разнообразных формах - в переписке с врачом, в придумывании рассказов, создании картин, фотографировании, даже в коллекционировании марок.

Когда человек постигает свой характер, ему легче понять характеры окружающих, он знает, чего можно ожидать или требовать от того или иного человека, а чего нельзя. Он включается в социальную жизнь , и болезненные изломы его собственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкого противостояния болезни.

Терапия по методу Бурно имеет философский и гуманитарно-культурологический уклон. Она не просто способствует оздоровлению личности, но и делает людей образованней и нравственнее.

1. О существе лечебного творчества.
Творчество - "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью". В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом широком смысле слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям.

Бурно занимается лечением взрослых психопатов (психастеников, астеников, циклоидов, шизоидов, эпилептоидов) и малопрогредиентно-шизофренических пациентов, которые сами обращаются за помощью к врачам по поводу своих душевных трудностей и противоположны асоциально-агрессивным психопатическим натурам своей дефензивностью.

Дефензивность - это пассивная оборонительность, склонность к защите вообще, "тормозимость". Все дефензивные пациенты несут в себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием, робость, неуверенность в себе, боязливо-инертную нерешительность, патологическую застенчивость, тревожную мнительность, житейскую непрактичность, ощущение ненужности и бесполезности.

Проблема лечения дефензивных психопатий весьма актуальна, поскольку такого рода патология в настоящее время широко распространена как среди взрослого населения, так и среди подростков и юношей, и нет разработанных достаточно эффективных методов лечения.

Значение глубокого контакта с людьми для дефензивного пациента трудно переоценить. Но и творческое углубление в себя само по себе действует здесь, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, "медузности", беспомощности, поддерживающее болезненную напряженность. Самое тягостное для многих клинических пациентов - чувство неопределенности в душевной напряженности, когда не знаешь, чего хочется, чего бояться, что любить. Когда же дефензивный пациент, обретающий в творчестве самого себя, осознает себя среди близких, товарищей, незнакомых людей, в своем народе, в человечестве как неслучайную, созидающую личность , проникается душевным светом, он уже не способен страдать так остро, как прежде. Поэтому в созданном пациентом творческом произведении нас должно интересовать не столько то, есть ли это истинное произведение искусства или науки, сколько то, как удалось в этом произведении пациенту выразить свою индивидуальность и как это лечебно ему помогло.

2. Общая характеристика метода.
Пациенты в обстановке душевной, человеческой заботы о них врача и медицинской сестры, в индивидуальных беседах с терапевтом, в групповых занятиях в раскрепощающей "немедицинским" уютом обстановке психотерапевтического кабинета (чай, слайды, музыка, свечи и т.п.), в домашних трудах над полученным заданием в течение 2-5 лет учатся понимать себя и других, выражать себя творчески сообразно своим клиническим особенностям. Конкретные методики терапии творчеством, составляющие содержательную сердцевину приема, сплетаются, растворяются друг в друге в этом методе на основе разъяснительно-воспитательного нравственно-творческого познания себя и других, вплоть до изучения известных характерологических радикалов, патологических расстройств, свойств (болезненные сомнения, тревоги, неуверенность, рефлексия, деперсонализация, ипохондрия, депрессия и т.д.), которые также нередко возможно научиться лечебно-творчески и с пользой для людей применять в жизни.

3. Отдельные методики терапии творчеством - это терапия:

1) созданием творческих произведений,

2) творческим общением с природой,

3) творческим общением с литературой, искусством, наукой,

4) творческим коллекционированием.

5) творческим погружением в прошлое,

6) ведением дневника и записных книжек,

7) домашней перепиской с врачом,

8) творческими путешествиями,

9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Суть его - по-своему, с привнесением в любое дело (служебное общение с людьми и домашнее приготовление салата) своего, индивидуального. Именно это индивидуальное есть истинный духовный путь к другим людям. Термин "творческий" уместен в названии каждой отдельной указанной методики еще и потому, что важно постоянное осознавание пациентом своей самобытности, например, и в художественной галерее, и при чтении художественной литературы, и в отношении всего того, с чем он знакомится в путешествии. Пациенты должны ясно осознавать то, что происходит с ними в процессе этого лечения.

Познание других душевных расстройств и других человеческих характеров;

Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой основе стойкого светлого мироощущения.

Суть терапии творческим самовыражением - в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии своей индивидуальности, своего места среди людей, в личностном, творческом самоутверждении.

Пациент пишет рассказ или рисует картину не только и не столько для того, чтобы увлечься самим процессом писания, сколько для того, чтобы развивать и обогащать творческую индивидуальность, чтобы жить и действовать в постоянном поиске своего самого общественно полезного смысла в жизни.

Отсюда вытекают цели и задачи подобной терапии.

1. Вызвать стойкое, необратимое улучшение у дефензивных пациентов, помогая им сделаться "самими собой", помогая им найти свой смысл жизни;

2. Открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые резервы пациентов, которые помогут им значительно лучше адаптироваться к общественной и нравственной деятельности;

3. Помочь дефензивным пациентам на основе укрепленной творческой индивидуальности стойко и продуктивно войти в коллективы - трудовые, учебные, бытовые и т.п.

5. Индивидуальная и групповая формы работы по методу Бурно.

В практическом применении терапии творческим самовыражением Бурно выделяет две приемлемые формы работы - индивидуальные встречи и работа с открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении.

Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.

6. Немного о терапии созданием творческих художественных произведений.

Занимаясь групповой терапией со стационарными и амбулаторными больными, Бурно чаще всего использовал следующие конкретные виды терапии творчеством - писание рассказов и очерков, творческая фотография, графика и живопись. Как он указывает, это и есть тот минимум, которым должен овладеть врач в смысле собственного творчества. побуждающего пациентов к целебной работе. Важно при этом помнить, что врач не ставит своей целью сделаться писателей, фотографом или живописцем. Он только должен научиться раскрывать пациентам свою духовную индивидуальность, подавать им пример общения через творчество. Чем меньше мастерства в творчестве врача, тем, видимо, легче ему внушить пациентам смелость первого шага. Конечно, от врача требуется клинико-терапевтическое понимание всех видов творчества для дифференцированной терапии пациентов с различными личностными склонностями и способностями, то есть врач, занимающийся терапией творчеством, должен прежде всего быть хорошим клиницистом. Так, шизофреникам более близки абстрактная живопись, символизм в прозе и глубокое вчувствование в музыку. А психастеники с их "жухлой" чувственностью и врожденной основательностью понятнее язык реализма. Для них необходимо приоткрыть непосредственную радость бытия, яркие краски и звуки жизни. Дефензивным пациентам, неуверенным в себе и своих силах, часто важно подчеркнуть свободу, отсутствие рамок, для того, чтобы простимулировать творческий процесс.

Терапия графикой и живописью возможна без помощи уроков специалиста-художника, потому что цель ее - не в создании истинных произведений искусства, а в стремлении выяснить, подчеркнуть свою индивидуальность при помощи кисти, карандаша, фломастера и красок.

Бурно выделяет такие механизмы терапии графикой и живописью:

Рисование может быть так же доступно в любом месте пациенту, как и запись в книжку, и оно приносит нередко такое же мгновенное симптоматическое смягчение душевной напряженности, как и ведение дневника;

Постоянно рисующий пациент невольно, по привычке уже, приглядывается к краскам и линиям вокруг, и таким образом постоянно целебно выясняет свою духовную индивидуальность и "привязывается" к окружающему;

Писание красками, смешивание красок, рисование пальцами и ладонями на большом листе обостряет, "поджигает" блеклую чувственность дефензивных пациентов и способствует еще большему "привязыванию" их к жизни;

Лечебно-творческий рисунок в группе на заданную тему, например, "Дом моего детства", дает возможность сразу же, через несколько минут рисования, в выставленных вместе рисунках увидеть каждого члена группы и яснее - самого себя через сравнение с другими.

Врач и медицинская сестра прежде всего должны сами показать в группе, как это просто - нарисовать свое. Для этого требуется только вдохновенное стремление передать свое переживание, не задумываясь над тем, как это сделать. Смысл и рефрен при этом- мы рисуем (пишем, фотографируем) для того, чтобы лучше видеть мир и себя в нем. Бурно рекомендует делать все это со снисходительно-теплым отношением к неумелости рисовальщиков, кратко, но серьезно поддерживать робких пациентов, заглушаемых стыдливым малодушием ("Где уж мне!" , "У меня нет воображения" и т.д.)

Темы для рисунков и картин, равно как и темы для рассказов и эссе, могут быть самыми разнообразными. Главное - выразить себя. Это могут быть "Пейзажи моего детства", "Цветок, который мне нравится", "Животное, которое мне по душе", "То, что мне неприятно" и пр.

Целесообразно рассматривание в группе альбомов по древнегреческому, древнеегипетскому, древнеримскому искусству, чтобы пациенты могли сориентироваться, что им созвучнее, куда каждый из них ближе по собственной своей характерологической манере рисунка.

Нередко приходится помогать пациентам выбираться из формалистических "клеток", в которые они прежде уже заперли свою духовную индивидуальность. Например, дефензивные в отличие от нравственно-пустых психопатов, выхолощенно-манерных шизофреников наполнены переживанием неполноценности, нравственными заботами, им есть что сказать людям тепло, от души. Однако, боясь раниться, некоторые из них уходят в стихийном творчестве в эстетски-холодноватую формалистичность изображения, копирование чужих картин, и эти заборы-маски не столько прячут от людей их муки, сколько усугубляют душевную напряженность, затрудняют общение с людьми. В таких случаях, нужно помочь пациенту работать именно по-своему, искренне, проще. одухотвореннее, рассказывая именно о своих собственных сокровенных переживаниях.

Иногда пациента необходимо "выводить" в рисование или писание из его особенных, живых интересов. Так, к примеру, пациент, охваченный древнеисторическими размышлениями, начинает рисовать мамонтов среди первобытной природы.

Нередко потянуться к графике или живописи помогает чтение литературы о видах и жанрах изобразительного искусства, о технике исполнения и материалах. Та, нелюбопытный, рассеянный дефензивный пациент, узнав, что духовно близкие ему картины написаны пастелью, разглядев в группе впервые пастельные мелки, пробует порисовать ими и увлекается.

Психастеникам без музыкального слуха и интереса к музыке показано сочетать слушание музыки с рисованием картин, с просмотром художественных слайдов, созвучных данному музыкальному произведению. Ведь психастенику свойственно конкретно представлять, что там, "в музыке", происходит. Творческие образы, которые при этом возникают, не просто интересны - они целительны. Также помогает пониманию музыки и вчувствованию в нее и чтение мемуарной литературы о композиторах.

Дефензивные шизоиды часто воспринимают музыку без всяких представлений - так звучит как бы сама душа. Шизоиду, напротив, параллельные занятия будут мешать слушанию музыки, отвлекать и даже раздаржать.

Исходя из собственного опыта, Бурно предлагает следующую систематику музыкального созвучия в зависимости от клинических групп пациентов:

Дефензивным циклоидам обычно созвучны Моцарт, Глинка, Россини, Штраус, Римский-Корсаков, Шуберт, Кальман, Равель, Стравинский.

Дефензивным шизоидам - Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Бетховен, Паганини, Лист, Григ, Шопен, Вагнер, Чайковский, Верди, Шостакович.

Психастеникам - Вивальди, Глинка, Сен-Санс.

Дефензивным эпилептоидам - Мусоргский, Бородин, цыганские романсы.

Пациенты, более склонные к музыке, обычно и более расположены к поэзии. Однако, Бурно советует время от времени в любой лечебной группе слушать музыку с одновременным чтением вслух специально подобранных к мелодиям стихов, пытаясь усиливать таким образом целебно-музыкальное переживание поэтическим.

7. О показаниях и противопоказаниях к терапии творческим самовыражением.

Этот терапевтический прием показан широкому кругу дефензивных пациентов.

Абсолютным противопоказанием считается глубокая психотическая депрессия с суицидальными мотивами. Пребывание таких больных в группе творчески самовыражающихся людей может усугубить чувство депрессивной безысходности, выключенности из жизни и подтолкнуть к суициду (в том числе и через продуманную с помощью записей в дневнике подготовку к уходу из жизни).

Противопоказанием считается также дефензивные малопрогредиентно-шизофренические случаи, когда пациенты упорно сообщают, что становятся в процессе лечения все более "хрупкими", ранимыми, лечение будит радостные надежды - и только больнее от всего этого "удары жизни". Дома так плохо, так серо, холодно-равнодушно. "Лучше бы и не знать этого контраста!"

Противопоказанием (относительным) служит бредовая и сверхценная настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям. А также различные психопатологические состояния, противоположные по своему содержанию дефензивности: истерическая и эпилептоидная психопатия с агрессивными тенденциями без всякого чувства неполноценности.

Отдельные моменты терапии творческим самовыражением Бурно советует использовать в работе участкового психиатра и любого врача-лечебника.

Терапия творческим самовыражением имеет и свои психогигиенические формы в здоровой повседневности. Это вполне актуально при современном уважении ко всякому творчеству, при нынешней распространенности субклинических, в том числе и дефензивных, расстройств, при необходимости массовой творческой увлеченностью предупреждать разнообразные душевные расстройства, алкоголизацию, наркотизацию, токсикоманию подрастающего поколения.

Из терапии творческим самовыражением по методу Бурно можно немало почерпнуть для психологии и педагогики с существенной выгодой для общества в целом.

Таким образом, мы рассмотрели одно из современных направлений отечественной психотерапевтической школы, базирующееся на глубоком анализе лечебно-коррекционных механизмов, проявляющихся в ходе изобразительной и иной творческой работы, а также в ходе обсуждения созданных произведений в группе или с терапевтом. Мы увидели, что за счет подключения интеллектуальных и творческих операций происходит облегчение психотерапевтического контакта и доступа врача к психопаталогическим переживаниям пациента, что в свою очередь помогает ассоциативно-коммуникативной адаптации пациента, его наибольшей вовлеченности в жизненный процесс, пониманию и принятию себя и окружающих, а, следовательно, и всему лечебному процессу в целом.

Любой творческий процесс помогает в самовыражении справиться с проблемами, развивать и проявлять своё поведение и чувства, уменьшить стресс и повысить самоуважение.

Вам необязательно быть талантливой личностью или художником, чтобы получить преимущества профессионалов, которые постоянно погружаются в искусство. Для вас искусство может стать помощником в решении проблем.

«Лечение искусством» (арт-терапия) помогает людям в разных ситуациях: психологи применяют его во время консультаций, врачи - для реабилитации после физических и психологических травм, а простые люди - для снятия стресса, улучшения настроения и познания себя. Давайте подробнее рассмотрим пользу от «лечения творчеством» или арт-терапии.

Арт-терапия - одна из форм экспрессивной терапии, которая использует процесс художественного самовыражения для улучшения физического, психического и эмоционального благополучия человека.

В мире, где существует множество способов общения и самовыражения, арт-терапия - способ инновационный и эффективный. Одним из основных различий между арт-терапией и другими формами общения является то, что последние используют для общения слова и язык. Часто люди не способны выразить себя и свои чувства в ограниченном диапазоне.

Прелесть искусства как терапии состоит в том, что оно способно помочь человеку выразить своё эмоциональное состояние через многие виды творчества. Есть экспрессивные формы художественного самовыражения (например, актёрская игра). В остальных случаях можно применять живопись, графику, фотографию, скульптуру и множество других видов визуального искусства.

Арт-терапия облегчает психологическое напряжение, улучшает настроение и используется как способ самопознания. Иными словами, это «творческое» решение беспокоящей вас проблемы.

В каких случаях применяется арт-терапия

Арт-терапия применяется для лечения широкого спектра психических расстройств и психологического стресса.

Также она применяется в сочетании с другими психотерапевтическими методиками, такими как когнитивно-поведенческая терапия и индивидуальная терапия.

Вот некоторые ситуации, в которых используют «лечение творчеством»

  • Склонность к постоянному стрессу среди взрослых и детей;
  • Проблемы с психическим здоровьем;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Ограниченные возможности обучения у детей;
  • Поведенческие и социальные проблемы у детей;
  • Для детей и взрослых, переживших травматические события;
  • Для поднятия настроения.

Люди, испытавшие определённую проблему, могут выразить свои эмоции и переживания сквозь призму художественного самовыражения, используя различные методы: рисование, скульптуру, фотографию, графику и т.д. Всё это возможно провести в домашних условиях, предварительно закупив необходимые инструменты. Во время сеансов арт-терапии акцентируется внимание на внутреннем опыте человека, его чувствах, восприятии и воображении. Необязательно создавать шедевры, главное - научиться комфортно проявлять свои переживания. Цель оправдывает средства, а ваша цель - привести себя в порядок.

Приёмы арт-терапии для борьбы с плохим настроением

Как упоминалось ранее, эта техника помогла многим людям справиться с симптомами стресса, с депрессией и плохим настроением.

С помощью простых приёмов вы можете восстановить себя за считанные минуты, вот некоторые из них.

Методы арт-терапии

Арт-терапия предлагает множество методов, которые существуют для психологической коррекции и воздействуют на психоэмоциональное состояние.

Методика арт-терапии базируется на тезисе, что каждый раз, когда человек лепит, рисует или пишет, его внутреннее «Я» отражается в этих зрительных образах .

Метод арт-терапии это синтез искусства и психотерапии для осуществления психологической помощи.

Арт-терапия имеет ряд направлений и методов, в основе которых лежат разные виды творческой деятельности.

Давайте рассмотрим некоторые методы арт-терапии.

  • Музыкотерапия - «лечение» музыкой. Известно, что прослушивание определённых музыкальных произведений или музыкальных инструментов освобождают сознание человека от страха, апатии, испуга, гнева и других отрицательных эмоций.
  • Цветотерапия . Практическое применение цветообразов благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние человека, помогает провести взаимосвязь эмоциональных переживаний с цветом.
  • Рисуночная терапия (изотерапия) . Побуждает к спонтанности и проявлению креативности с помощью процесса рисования, помогает в личностном развитии и при борьбе с плохим настроением.
  • Фототерапия . Как форма визуального искусства создаёт фотографические образы с целью достижения терапевтического эффекта. Технологии фототерапии: галерея образов, фоторепортаж, слайд-терапия, метафорический портрет. Применяется как помощь в повторном переживании отрицательного опыта, как «отражение» жизни человека и его проблем.
  • Библиотерапия (сказкотерапия) - помогает образовать связи между литературным произведением и поведением человека в реальной жизни. Перенос нереальных смыслов в реальность позволяет расширять рамки обычной жизни и справляться с любыми переживаниями.
  • Игротерапия . Цель игровой терапии - получить возможность «прожить» в игре волнующие ситуации, не меняя при этом свои поведенческие навыки. Часто применяется для коррекции поведения детей и подростков.

Арт-терапия, или «лечение искусством» базируется на убеждении, что в процессе вовлечения в искусство человек поддерживает изменения в своём внутреннем мире, прорабатывает травматический опыт прошлого, решает внутренние конфликты . Она предоставляет уникальную возможность использовать невербальное общение для безопасного выражения своих чувств, преодоления стрессовых ситуаций, улучшения взаимоотношений с окружающими.

Перечисленные методы арт-терапии каждый может выбрать на своё усмотрение. Все они прекрасно помогают и не требуют существенных материальных затрат. Если ваше настроение ухудшилось, вы не в состоянии преодолеть агрессию, гнев, уныние, страх, то обращение к искусству. Арт-терапия - простой и прекрасный путь к решению этих проблем.

Занимайтесь терапией с помощью искусства ( арт-терапией) и хорошего Вам настроения!

Видео: Арт-терапия - открытие себя