Деятельности иностранной компании в России: Открытие филиала или создание дочернего общества (сравнение вариантов). Особенности регистрации филиала иностранной компании в россии

Развитие рыночных отношений в России, интеграция в мировой экономический процесс обусловливают необходимость масштабного привлечения в экономику страны иностранного капитала. На современном этапе Россия по мере преодоления последствий кризиса активизирует свою внешнеэкономическую деятельность. Одним из условий повышения эффективности внешнеэкономических связей России является активное привлечение иностранных инвестиций на внутренний рынок.
Расширение масштабов внешнеэкономической деятельности, сложность правового регулирования и налогообложения иностранных компаний на территории Российской Федерации предопределили появление многочисленных вопросов у бухгалтеров .
Деятельность иностранных компаний в РФ может осуществляться в двух направлениях: пассивное инвестирование в российские компании и активное самостоятельное ведение бизнеса в России. Выбирая первое направление, иностранные фирмы не создают представительства в России. В этом случае российская организация - источник выплаты дохода - выступает налоговым агентом и удерживает налог из доходов, подлежащих выплате в пользу иностранной компании, в соответствии со ст. ст. 309, 310 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
В настоящее время иностранные компании при выборе организационной формы ведения бизнеса в России отдают предпочтение созданию обособленных подразделений (представительств, филиалов и др.) иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. Подразделение иностранной компании должно быть аккредитовано и поставлено на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности в РФ с целью исчисления и уплаты налогов.
Филиалы и представительства иностранных организаций не являются юридическими лицами, а значит, не имеют правоспособности, их правовой статус регулируется правом страны, где зарегистрирована головная организация . Это означает, что процесс создания, объем прав и обязанностей, порядок функционирования и прекращения деятельности, порядок назначения руководителя и порядок наделения его полномочиями регулируются головной организацией по законодательству страны инкорпорации. Например, создание филиала или представительства турецкой компании происходит в соответствии с законодательством Турецкой Республики. На территории РФ представительства и филиалы обязательно проходят аккредитацию, т.е. получают разрешение на осуществление деятельности на ее территории.
Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Как правило, основными задачами деятельности представительства являются проведение маркетинговых исследований, проработка деловых контактов и поиск клиентов, способствование деятельности головной фирмы на территории России, подготовка соглашений с российскими клиентами в интересах головной фирмы.
Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства .
Представительства и филиалы иностранных компаний имеют ряд общих характеристик , а именно:
- создаются как обособленные подразделения вне места нахождения иностранной организации и действуют на основании положений;
- наделяются частью имущества иностранной организации, которое учитывается ими обособленно;
- не имеют правоспособности, отдельной от организации, создавшей обособленное подразделение, не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют от имени юридического лица;
- руководители филиалов и представительств назначаются иностранной организацией и действуют в рамках полномочий, перечисленных в доверенности, выданной уполномоченным лицом иностранной организации;
- ответственность за действия филиалов или представительств несет головная иностранная организация.
Следует отметить и отличия :
- филиал выполняет более широкий перечень функций, чем представительство, так как кроме представления интересов и их защиты филиал может осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная компания за рубежом;
- филиал или представительство иностранной организации создается и ликвидируется в соответствии с решением иностранного юридического лица - головной организации.
Аккредитация филиала или представительства иностранной компании на территории РФ осуществляется с целью государственного контроля за их созданием, деятельностью и ликвидацией в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон N 160-ФЗ) филиалу иностранной компании разрешается осуществлять деятельность со дня его аккредитации. Филиал иностранной организации согласно п. п. 1 и 2 ст. 22 Закона N 160-ФЗ осуществляет свою деятельность на основании положения о филиале, в котором должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории РФ и не противоречащие законодательству РФ.
Филиал иностранной организации, созданный на территории РФ, может выполнять часть или все функции головной организации. Согласно п. 3 ст. 4 Закона N 160-ФЗ головная организация обязана нести непосредственную материальную ответственность по принятым ею обязательствам в связи с функционированием всех ее подразделений на территории РФ.
Аккредитация представляет собой официальное признание, подтверждение правового статуса обособленного подразделения (филиала, представительства) иностранной организации.
В настоящее время отсутствует единый орган по проведению процедур аккредитации представительств иностранных юридических лиц.
В зависимости от сферы деятельности иностранной организации аккредитацию осуществляют следующие органы :
1. Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также проводит аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ (ст. 52 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Приказ ЦБ РФ от 07.10.1997 N 02-437 "О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций").
2. Министерство иностранных дел РФ выдает разрешения на открытие представительств зарубежных средств массовой информации, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией (ст. 55 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").
3. Министерство юстиции РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных религиозных организаций (ст. 13 Закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Приказ Минюста России от 03.03.2009 N 62 "Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций").
4. Федеральная авиационная служба РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации на территории РФ (Приказ ФАС России от 05.08.1997 N 166 "О введении в действие "Инструкции о порядке проведения аккредитации представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, действующих в области гражданской авиации на территории Российской Федерации").
5. Торгово-промышленная палата РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат (ст. 15 Закона от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").
6. Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (далее - ГРП) аккредитует представительства иностранных компаний на территории РФ (п. 9 Устава федерального государственного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации").
Аккредитация филиалов иностранных компаний производится ГРП в соответствии с Временным положением "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации" (утв. Минюстом России 31.12.1999) и Регламентом исполнения процедур аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в федеральном государственном учреждении "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации" (утв. Приказом ФГУ "Государственная регистрационная палата при Минюсте России" от 10.10.2007 N 60/об). В указанных документах, в частности, содержится перечень необходимых документов для прохождения процедуры аккредитации филиалами и представительствами.
Все иностранные документы должны быть апостилированы или иметь подлинные отметки о консульской легализации. Они представляются с переводом на русский язык, который должен быть заверен нотариально либо в консульском загранучреждении за исключением случаев, когда международным соглашением РФ и страны инкорпорации предусмотрено освобождение от данной процедуры.
ГРП проводит аккредитацию филиалов и осуществляет ведение Государственного реестра представительств зарубежных юридических лиц, аккредитованных в РФ. Когда аккредитация представительства или филиала осуществляется в ГРП, то включение в реестр производится одновременно с аккредитацией. Однако включение в реестр необходимо для всех представительств и филиалов независимо от того, в какой период и каким органом производилась аккредитация. Свидетельство о включении в Сводный государственный реестр аккредитованных в РФ представительств и филиалов зарубежных компаний является подтверждением официального статуса компании на федеральном уровне. Свидетельство об аккредитации также требуется при открытии банковских счетов, проведении процедур на таможне и получении российских виз. Таким образом, аккредитация имеет большое значение для развития бизнеса иностранной организации на территории РФ.
Все иностранные организации могут быть разделены на две группы:
- вставшие на учет в российских налоговых органах, т.е. получившие ИНН и соответствующее свидетельство ;
- не вставшие на учет в российских налоговых органах, т.е. не имеющие ИНН .
Если иностранная компания планирует проводить свою деятельность в Российской Федерации через филиалы или представительства больше 30 календарных дней непрерывно или же в совокупности, то она обязана встать на налоговый учет по месту деятельности своего обособленного подразделения (филиала или представительства) не позднее 30-дневного срока с момента начала своей деятельности.
Независимо от факта аккредитации обособленного подразделения иностранной компании на территории РФ уже его наличие является основанием для постановки иностранной организации на учет в налоговых органах по месту деятельности отделения (филиала, представительства или другого обособленного отделения).
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ филиалы и представительства иностранных юридических лиц, компаний и прочих корпоративных образований, которые были созданы в соответствии с законодательством иностранных стран и обладающие гражданской правоспособностью, для целей налогового законодательства считаются организациями и подлежат учету в налоговых органах. Постановка на учет организаций проводится в налоговых органах по месту расположения организации, ее филиалов или представительств, а также по месту расположения ее транспортных средств, недвижимого имущества и по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка иностранной организации на учет в налоговых органах по месту деятельности отделения (филиала, представительства или другого обособленного отделения) производится на основании Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, далее - Положение). В соответствии с этим документом иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах не только при создании подразделений в России, но и в большинстве других случаев, когда их деятельность связана с территорией РФ, в том числе при приобретении в России имущества, транспортных средств, открытии счетов, получении доходов от источников в РФ и т.п.
В ряде случаев постановка на учет происходит с присвоением иностранной организации ИНН и КПП (разд. 2 Положения). В некоторых ситуациях организации ИНН не присваивают, а в свидетельстве указывают КИО (код иностранной организации) и КПП (п. 1.3 разд. 1, разд. 3 и 4 Положения).
Согласно п. 2.1.1.2 Положения иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет.
При постановке иностранной организации на учет налоговых органов требуются следующие документы (п. 2.1.1.1 Положения):
- Заявление о постановке на учет, которое должно быть составлено по форме 2001И (Приложение N 2 к Положению);
- легализованные сертификат об инкорпорации либо выписка из торгового реестра. При отсутствии этих документов может быть предоставлен какой-либо другой документ подобного характера, содержащий информацию об органе, который зарегистрировал иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Данные сведения могут быть представлены в виде копий перечисленных документов, заверенных в установленном порядке;
- справка, выданная в налоговом органе иностранного государства в произвольной форме, о том, что иностранная организация зарегистрирована в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации. В справке должен быть указан код налогоплательщика или какой-либо аналог, заменяющий его;
- решение уполномоченного органа иностранной компании о создании обособленного подразделения в РФ. В случае же отсутствия такого решения должна быть представлена копия договора, на основании которого совершается деятельность на территории Российской Федерации;
- доверенность, выданная иностранной компанией на руководителя филиала или представительства.
Согласно п. 1.7 Положения налоговый орган не вправе истребовать дополнительные документы для постановки на учет иностранной организации. В течение пяти дней с момента подачи заявления и представления требуемых документов налоговый орган должен поставить иностранную организацию на налоговый учет. Постановка иностранной организации на налоговый учет завершается выдачей иностранной организации свидетельства, соответствующего форме 2401ИМД, в котором указаны ИНН и КПП.
НК РФ не связывает возникновение постоянного представительства с определенной корпоративной формой подразделения. Постоянное представительство в налоговых целях может возникать в форме филиала, представительства, а также в результате деятельности любых юридических или физических лиц, ведущих коммерческую деятельность в России от имени и/или в интересах иностранного лица.
Согласно п. 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Этим Положением можно воспользоваться исключительно при наличии у РФ действующего международного договора с соответствующим иностранным государством (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Пунктом 1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н) установлено, что названные организации могут выбирать, формировать учетную политику в соответствии с данным ПБУ либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если они не противоречат МСФО.
Следует отметить, что практически все ПБУ, утвержденные Приказами Минфина России, устанавливают правила ведения бухгалтерского учета для юридических лиц, созданных в соответствии с российским законодательством. Только некоторые ПБУ касаются вопросов ведения учета представительствами и филиалами иностранных юридических лиц. Так, Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) необходимо применять в силу требований, установленных п. 2 ст. 374 НК РФ для исчисления налога на имущество; Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н) также относится к деятельности представительств и филиалов иностранных организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации не предусматривают обязанность составления бухгалтерской отчетности филиалами и представительствами иностранных организаций.
Что касается обязанности составления налоговой отчетности, то ст. 3 НК РФ признается принцип равенства налогоплательщиков, который гарантирует равенство прав и обязанностей российских и иностранных организаций в части предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов.
Иностранные организации, состоящие на учете в российских налоговых органах, самостоятельно исчисляют и уплачивают все налоги в том же порядке, что и российские организации , за исключением особенностей, предусмотренных НК РФ и положениями международных соглашений, которые согласно ст. 7 НК РФ имеют приоритетное значение перед национальным законодательством. Указанные международные соглашения могут распространяться на различные налоги Российской Федерации: налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц и др.
Особенности налогообложения иностранных организаций налогом на прибыль изложены в ст. ст. 306 - 312 НК РФ. Иностранная организация должна уплачивать налог на прибыль на территории РФ в случае, если ее деятельность образует постоянное представительство (ст. 306 НК РФ). При решении вопроса о наличии или отсутствии постоянного представительства для целей налога на прибыль необходимо учитывать положения международных соглашений. В соглашениях об избежании двойного налогообложения приводятся критерии постоянного представительства для целей налогообложения. Например, в ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Анкара, 15 декабря 1997 г.) установлено, что "строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев". Таким образом, строительная площадка турецкой компании, существующая менее 18 месяцев, не платит налог на прибыль на территории Российской Федерации, а обязана уплачивать его на территории страны инкорпорации. Тем не менее этот факт не отменяет обязанности по предоставлению налоговой декларации по налогу на прибыль по деятельности этой строительной площадки в каждом отчетном периоде в течение 18 месяцев. Если срок работ на строительной площадке превысил 18 месяцев, то декларация по налогу на прибыль подается в первом отчетном периоде, наступившем после такого превышения срока, с расчетом налоговых обязательств исходя из всех доходов и расходов, возникших с начала существования строительной площадки.
В соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода и не уплачивают ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.
Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1 и заполняется на основании Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (утв. Приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118). По окончании отчетного года иностранные организации также обязаны представить Годовой отчет о деятельности иностранной организации в Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19). При этом каждое подразделение иностранной компании на территории РФ является самостоятельным налогоплательщиком налога на прибыль и финансовый результат деятельности подразделений одной иностранной организации на территории РФ в общем случае не сальдируется.
Иностранная организация, осуществляющая на территории РФ через свои филиалы и представительства деятельность, облагаемую налогом на добавленную стоимость (НДС), и состоящая на учете в налоговом органе в каждом из мест осуществления такой деятельности, является плательщиком НДС. В соответствии с п. 7 ст. 174 НК РФ иностранная организация выбирает подразделение, по месту налоговой регистрации которого она будет представлять консолидированную налоговую декларацию и уплачивать НДС в целом по операциям всех подразделений, находящихся на территории РФ.
О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории РФ. Форма и сроки представления письменного уведомления НК РФ не установлены. Очевидно, что уведомление должно быть составлено в произвольной форме и представлено в налоговый орган не позднее наступления первого отчетного периода по НДС по каждому филиалу или представительству.
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н (ред. от 21.04.2010).
Иностранные организации признаются плательщиками налога на имущество организаций в случаях (п. 1 ст. 373, п. п. 2, 3 ст. 374 НК РФ), если они:
- осуществляют деятельность в России через постоянное представительство;
- если постоянного представительства у них нет, но они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ или получили его по концессионному соглашению.
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций и налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также Порядки их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.
Кроме того, иностранные организации, зарегистрированные в налоговых органах РФ, в частности, обязаны представлять:
- налоговую декларацию по транспортному налогу (утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н) и налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (утв. Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н);
- налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, и налоговую декларацию по акцизам на табачные изделия (утв. Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н).
Таким образом, иностранные организации, состоящие на учете в налоговых органах РФ, самостоятельно исчисляют и уплачивают все налоги РФ в том же порядке, что и российские организации, за исключением особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и международными соглашениями.

На обширной и богатой территории Российской Федерации совместно с российскими организациями могут вести деятельность и иностранные. Для ведения такой деятельности законным способом необходима регистрация филиала иностранной компании в России, представительства или открытие дочерней компании. В этой статье пойдет речь о том, как открыть иностранную компанию в России.

Оптимальные варианты налогообложения, открытие компаний и счетов в оффшорных зонах, помощь в выборе готовых оффшоров .

Представительство, филиал или дочерняя компания - что лучше открыть?

Эти формы зависят от видов деятельности организации. При этом представительство не является отдельным юридическим лицом. Оно не может вести коммерческую деятельность. Его задачи: защищать и представлять интересы иностранной компании на территории РФ (участие в тендерах, проведение рекламных акций и др.). Филиал, в отличие от представительства, берет на себя осуществление части функций юридического лица, он вправе вести коммерческую деятельность, владеть собственностью и вести другую хозяйственную деятельность. Дочерняя компания, чаще ООО, обладает теми же правами и обязанностями, что и любая другая фирма в России. Дальше каждый вариант будет рассмотрен подробнее.

Дочерняя компания в России

Для работы в России чаще всего выбирается общество с ограниченной ответственностью (ООО). В этом легко убедиться, если посмотреть на этикетку любого товара компании, чей головной офис находится за рубежом. ООО - самая распространенная форма, потому что она позволяет вести все виды коммерческой деятельности без ограничений. Доли в ООО не подпадает под понятие «акции», поэтому не являются ценными бумагами. Налоговая нагрузка точно такая же, как для всех российских фирм. Если в качестве учредителя выступает иностранная компания, ей необходимо представить следующие документыдля создания ООО:

  1. свидетельство о создании компании за рубежом;
  2. учредительный договор и устав;
  3. документ, указывающий местонахождение компании;
  4. гарантия от банка о финансовой устойчивости компании;
  5. свидетельство о регистрации налогоплательщика в другой стране;
  6. свидетельство из коммерческого реестра о назначенных директоров иностранной компании-учредителя.

Указанные документы должны быть заверены и легализованы (апостиль или консульская легализация). Подписи руководителей должны быть нотариально заверены.

Представительство или филиал иностранной компании

Надо заметить, что нет необходимости в образовании данных форм юридических лиц, если деятельность не является постоянной или носит вспомогательный характер. В таком случае можно работать без представительства. Это позволит снизить налоговую нагрузку. Недостатком является ограниченность сфер деятельности и короткий промежуток времени для деятельности, в течение которого нет необходимости платить налоги.

Если принято решение образовать представительство или филиал, то для этого необходимо получить аккредитацию в Федеральной налоговой службе. Деятельность на территории для организации доступна лишь в сроки, указанные в полученном свидетельстве об аккредитации.

Налогообложение таких представительств мало чем отличается от налогообложения российских фирм.

Порядок аккредитации представительств и филиалов иностранных фирм

Порядок определен приказом Федеральной налоговой службы от 26.12.2014 ММВ-7-14/

  1. Иностранная компания в течение 12 месяцев после принятия решения о создании представительства в РФ представляет в МИФНС России №47 по г. Москве заявление об аккредитации по форме №15АФП, подписанное уполномоченным лицом.
  2. Необходимо представить учредительные документы юридического лица.
  3. Документ, подтверждающий юридический статус иностранной компании.
  4. Решение иностранного юридического лица о создании представительства или филиала на территории РФ.
  5. Положение об иностранном представительстве.
  6. Доверенность на руководителя представлять интереса компании на территории РФ.
  7. Документ об уплате Госпошлины. Согласно пункту 5 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации сейчас она составляет 120 тыс. руб.
  8. Опись представленных документов (в двух экземплярах).

Если все представленные документы в порядке и нет оснований в отказе, в течение 25 рабочих дней после подачи документов ФНС аккредитует представительство или филиал. После этого в течение пяти рабочих дней Аккредитованному представительству (филиалу) выдается Свидетельство о внесении записи в Государственный реестр аккредитованных представительств (филиалов) иностранных компаний. Также ФНС направляет данную информацию во внебюджетные страховые фонды.

Кроме того, компаниям, планирующим вести бизнес в России необходимо помнить об исполнении трудового законодательства. Например, с каждый сотрудником необходимо заключить трудовой договор в согласии с положениями Трудового кодекса и установкой заработной платы не ниже МРОТ. Помимо этого, каждый нанимаемый иностранный гражданин должен иметь разрешение на работу и рабочую визу.

Вместо заключения

Видно, что наиболее выгодной формой работой будет образование дочерней компании, т.к. это позволяет проводить налоговое планирование, и нет ограничений на ведение деятельности, как работа без представительства. Наименее привлекательно выглядит образование постоянного представительства.

Для осуществления коммерческой деятельности в любых регионах Российской Федерации имеют возможность открывать свои филиалы иностранные организации. Начать свою работу может исключительно после прохождения процесса аккредитации, который с начала 2015 года уполномочена осуществлять МИФНС России №47 по городу Москва. Для аккредитации своего обособленного подразделения иностранное юридическое лицо должно подготовить целый перечень документов и оплатить госпошлину.

Подготовка документов

Со списком документов, необходимых для прохождения всех этапов регистрации филиалов иностранных юридических лиц либо зарубежной фирмы, можно ознакомиться в Приказе ФНС от 26.12.2014 года №ММВ-7-14/680@. Этот перечень открывает заявление об аккредитации по форме №15АФП. Помимо него нужно подготовить еще ряд документов:

  • Учредительные документы юрлица иного государства.
  • Документ, который подтвердит юридический статус компании, открывающей филиал на территории РФ. Как правило, это выписка из реестра юрлиц страны, где зарегистрирована компания.
  • Документ, указывающий код налогоплательщика и подтверждающий постановку на учет в качестве налогоплательщика в нашей стране. Его выдает уполномоченный орган той страны, где зарегистрировано юридическое лицо.
  • Решение иностранной компании об открытии на территории Российского государства своего обособленного подразделения в виде филиала.
  • Положение об обособленном подразделении.
  • Доверенность, выданную руководителю филиала, о том, что он наделен необходимыми полномочиями.
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины за аккредитацию обособленного подразделения зарубежной организации.
  • Два экземпляра описи документов, представленных в ФНС России для аккредитации.

Дополнительно могут понадобиться документы о местонахождении филиала в Российской Федерации. Обычно это гарантийное письмо с копией договора аренды, отметкой БТИ или копией свидетельства о праве собственности. Также необходимо иметь копию паспорта руководителя нового филиала с переводом, освидетельствованным нотариально.

До момента подачи документов в ФНС России для регистрации филиала на территории РФ, составлять или получать в соответствующих органах их нужно заранее. Но дата выдачи или составления должна быть не более 12 месяцев.

Все иностранные документы должны быть легализованы в консульстве. Перевод на русский язык должен быть освидетельствован нотариусом или консульским загранучреждением.

Составление заявления для регистрации филиалов и представительств иностранных компаний рассмотрено далее.

Особенности регистрации филиалов иностранных компаний рассмотрены в этом видео: .

Составление заявления

Формат заявления об аккредитации обособленного подразделения зарубежной организации утвержден Приказом ФНС РФ №ММВ-7-14/681@ от 26 декабря 2014 года. Форма №15АФП проста и понятна для заполнения. Необходимо внимательно следовать инструкции и четко отвечать на запросы, указанные в бланке заявления.

Особенно следует отметить, что заявление, составленное по форме 15АФП, перед подачей в ФНС необходимо утвердить торгово-промышленной палатой. Утверждению подлежит страница, в которой нужно указать сведения о численности иностранцев, которые будут работать в данном филиале.

Подготовленный пакет документов передается в ФНС. Аккредитация или отказ в аккредитации осуществляется работниками налоговой службы в течение 25 дней с момента приема документов. В случае положительного решения вопроса ФНС выдает свидетельство и информационный лист о внесении должной записи в госреестр аккредитованных филиалов.

Этапы регистрации филиала иностранной компании в России

Открытие иностранного филиала или другого обособленного подразделения включает следующие этапы:

  • Подача в ФНС заявления об аккредитации обособленного подразделения с утверждением в торгово-промышленной палате численности работников-иностранцев. Срок процесса аккредитации — 25 дней.
  • Изготовление печати филиала. Процедуру можно осуществить за один рабочий день.
  • Получение документа о постановке на учет иностранного филиала в статистическом регистре . Уведомление можно получить за один день.
  • Постановка на учет иностранного филиала в ИФНС, которая осуществляется максимум за 10 дней.
  • Постановка на учет иностранного филиала во внебюджетных фондах. На это уйдет примерно неделя.
  • Подготовка документов с целью открытия расчетного счета филиала иностранной фирмы в банке на территории РФ.

Свою деятельность филиал иностранной компании может начать только после выдачи соответствующих документов регистрирующим органом.

Цена вопроса

С 1.01.2015 года сумма госпошлины за осуществление госрегистрации на территории нашей страны филиала либо представительства фирмы иного государства составляет 120000 рублей. Указанная сумма распространяется на регистрацию одного обособленного подразделения. То есть, если иностранная компания решила открыть несколько филиалов или представительств, то за аккредитацию каждого из них придется заплатить по 120000 рублей.

Несмотря на введённые против нашей страны экономические санкции и ограничения, российский рынок остаётся весьма привлекательным для иностранного бизнеса. Это подтверждается данными статистики: на начало текущего года в РФ действовали 1,7 тысячи зарубежных фирм, и ещё 1,3 тысячи коммерческих организаций являлись совместными предприятиями с долей иностранного уставного капитала.

Российское законодательство предоставляет широкие возможности для деятельности иностранных коммерческих организаций на всей территории страны. Правда, для этого им придётся соблюсти ряд обязательных процедур, связанных с официальной регистрацией. Касается это и открытия представительств зарубежных фирм в различных регионах РФ. Рассмотрим, как производится регистрация представительств и филиалов иностранных компаний в 2018 году.

Чтобы иметь возможность осуществления предпринимательской деятельности в различных городах и субъектах РФ, зарубежные компании могут открывать там свои филиалы и представительства. Данная процедура регулируется положениями федерального законодательства №160 от 1999 года. Если быть точнее, то в нём прописана возможность аккредитации филиала фирмы, но относительно регистрации представительства иностранной фирмы в данном ФЗ ничего не говориться. Однако, по умолчанию, данные правила распространяются на обе формы обособленных подразделений зарубежного контрагента.

Ни представительство, ни филиал иностранной компании сами по себе не являются отдельным юридическим лицом. Поэтому, весь порядок их деятельности зависит от правового статуса головной организации. Фирма-метрополия должна быть официально зарегистрирована на территории РФ. Несмотря на нахождение на территории России, подразделения иностранной коммерческой организации подчиняются правилам деятельности головного офиса. Несмотря на то, что филиалы не являются отдельными юридическими лицами, для их работы потребуется получения аккредитации в местных налоговых органах.

Полный перечень документов, необходимых для прохождения процесса регистрации филиала или представительства, дан в приказе налогового министерства от 2014 года. Выглядит список документации следующим образом:

  • Письменное заявление, составленное в соответствии с формой №15-АФП.
  • Пакет учредительной документации иностранной компании.
  • Выписка из госреестра юридических лиц того государства где находится головной офис, для подтверждения правового статуса фирмы.
  • Идентификационный налоговый номер центрального офиса, свидетельствующий о постановке компании на учёт в российской ФНС.
  • Документально запротоколированное решение совета директоров или постановление руководства иностранной компании об открытии в РФ отдельного филиала или представительства.
  • Доверенность, выписанная руководством фирмы на имя руководства филиала, наделяющая его полномочиями вести дела от имени данной компании.
  • Банковский чек об оплате регистрационной пошлины.
  • Опись пакета документов, передаваемых в органы ФНС, составленная в двух экземплярах.
  • Документы, подтверждающие месторасположения филиала или представительства по определённому адресу. Ими могут являться копия соглашения об аренде офисного помещения, правоустанавливающий документ о приобретении в собственность коммерческой недвижимости и так далее.
  • Ксерокопия паспорта руководителя регистрируемого отделения. Если им является иностранный гражданин, то потребуется также предоставить нотариально заверенный перевод его удостоверения личности.

Срок действия документов и справок с момента их получения до предоставления в налоговые инстанции составляет не более одного года. Вся иностранная документация должна быть в обязательном порядке переведена и официально заверена. Сделать это можно в любом консульском учреждении той страны, резидентом которой является данная иностранная компания. Там же можно и официально заверить подлинность перевода.

Заявление о регистрации представительства должно соответствовать определённым стандартам. Они установлены положениями ФНС, принятыми в 2014 году, и получили наименование форма-15АФП. Она достаточно проста в оформлении, для этого необходимо лишь заполнить соответствующие поля документа. Перед подачей в налоговое учреждение, заполненный бланк потребуется зарегистрировать в торгово-промышленной палате. Утверждению в ТПП подлежат данные о количестве иностранных служащих, которые будут работать в открываемом филиале.

Заявление Ф-15, вместе с перечисленным выше пакетом документации, передаётся в налоговую службу. Работникам ФНС законодательные нормативы отводят 25 рабочих дней на рассмотрение ходатайства, и вынесение своего вердикта – разрешить или отказать в регистрации отделения иностранной компании. Если вопрос о регистрации решится положительно, то компания получает от налоговой службы соответствующее свидетельство, а также справку о внесении филиала в госреестр.

Пошагово весь процесс регистрации выглядит следующим образом:

  1. Составление, регистрация в ТПП, и подача в налоговые органы заявления по стандарту Ф-15АФП, вместе с сопутствующей документацией. Сроки рассмотрения 25 рабочих дней, или календарный месяц.
  2. Изготовление индивидуальной печати открываемого представительства. Данная процедура обычно занимает один-два дня.
  3. Получение от налоговиков свидетельства о постановке на государственный учёт подразделения иностранной компании.
  4. Постановка филиала на налоговый учёт в местном отделении ФНС. Эта процедура осуществляется максимум в десятидневный срок.
  5. Регистрация представительства во внебюджетных госфондах, что осуществляется в течение одной недели.
  6. Открытие счёта для произведения финансовых операций в любом из российских банков.

После прохождения всей процедуры регистрации, и получения необходимых документов, филиал может приступать к предпринимательской деятельности.

Согласно положениям налогового законодательства, регистрация иностранного филиала на территории РФ облагается госпошлиной. Начиная с 2015 года, её размер составляет 120 000 рублей. Данная стоимость подразумевает открытие только одного представительства. То есть, если фирма пожелает открыть на территории нашей страны пять своих филиалов, то ей придётся заплатить в государственный бюджет 600 000 рублей. Помимо этого, взимается пошлина в 200 рублей за предоставление данных из государственного реестра иностранных представительств.

Кроме этого, потребуется дополнительно оплатить сопутствующие расходы. К ним относятся:

  • Сбор необходимого пакета документов.
  • Услуги по переводу иностранных документов на русский язык.
  • Заверка нотариусом переведённой документации.
  • Легализация документации в иностранном посольстве или консульстве.

Стоимость данных услуг может быть различной, в зависимости от тарифов конкретной организации.

Как открыть представительство или филиал иностранной компании в России

Татьяна Бушуева получила высшее экономическое образование в Вятской государственной сельскохозяйственной академии по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Она также имеет юридическое образование, полученное в Кировском филиале Московской государственной юридической академии, по специальности «Юриспруденция». Татьяна является аттестованным аудитором. До присоединения к команде Alinga, Татьяна работала в аудиторских фирмах ООО «ШАТС», ЗАО «ПОЛИАУДИТ».

У многих иностранных компаний, начинающих работать на российском рынке, возникает вопрос - в какой форме организовать деятельность российского подразделения?

В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено два основных типа организации иностранного бизнеса:

  1. Открытие на территории России обособленного подразделения в форме представительства или филиала.
  2. Создание российской дочерней компании.

В данной статье мы проведем анализ и сравнение двух вариантов ведения деятельности иностранной компании в России.

Несколько слов о понятиях «филиал» и «представительство» компании

Согласно ГК РФ , представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту . Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства . То есть разница между указанными формами обособленных подразделений - в объеме полномочий.

Представительство - это сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности (ст. 182 ГК РФ). Следовательно, представление интересов включает в себя, в том числе, заключение сделок. То есть представительство может совершать любые сделки в интересах иностранной организации.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» , иностранное юридическое лицо, имеет право осуществлять деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня их аккредитации. Соответственно, исходя из прямого толкования данной нормы, мы можем сказать, что иностранное юридическое лицо может работать в России через филиал или представительство со дня их аккредитации, не делая различия между указанными формами обособленных подразделений.

С точки зрения налогового законодательства - ведение коммерческой деятельности сопряжено с получением дохода на территории РФ и не имеет значения, в какой форме создано обособленное подразделение иностранной организации: филиал или представительство.

НК РФ использует понятие постоянного представительства иностранной организации - филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности организации , через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Таким образом, российское законодательство не устанавливает каких-либо существенных различий в регулировании деятельности филиалов и представительств иностранных компаний. Далее в статье мы будем использовать термин «филиал», как более широкий и включающий в себя также функции представительства.

Ниже мы рассмотрим и сравним основные параметры работы через филиал и российское Общество с ограниченной ответственностью (дочерняя компания). Предполагается, что созданное дочернее Общество будет применять общую систему налогообложения, так как для применения УСН не допускается доля владения в нем других организаций более чем 25%.

1. Юридические вопросы

Критерий

Филиал

Дочернее Общество

Юридический статус

Не является самостоятельным юридическим лицом. Компания и Филиал рассматривается как одно юридическое лицо. Компания отвечает по всем обязательствам своего Филиала.

Является обособленным юридическим лицом. Общество самостоятельно отвечает по всем своим обязательствам всем принадлежащим Обществу имуществом.

Срок деятельности на территории РФ

После проведения процедуры переаккредитации или открытия филиала уже в 2016 году - может продолжать свою деятельность без ограничений срока.

Может быть зарегистрировано без ограничений срока деятельности.

Право подписи

Глава Филиала на основании нотариальной доверенности

Генеральный директор общества без доверенности. Уполномоченное лицо на основании доверенности.

2. Налогообложение

Критерий

Филиал

Дочернее Общество

Налог на прибыль - налоговая база и ставка 1

Налогом по ставке 20% облагаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Налог на прибыль - авансовые платежи 2

Уплачивает авансовые платежи ежеквартально независимо от объема выручки.

Уплачивает авансовые платежи ежеквартально. Если же выручка за четыре квартала превышает в среднем 15 млн. руб. за квартал - уплачивает ежемесячные авансовые платежи.

Общие правила налогообложения, установленные гл. 21 НК РФ.

Налог на имущество

Объектом налогообложения является недвижимое имущество (в отдельных случаях движимое имущество, которое относится к деятельности данного филиала), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Объектом налогообложения является недвижимое имущество (в отдельных случаях движимое имущество), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Страховые взносы

Признается плательщиком страховых взносов в ФСС РФ и ПФР РФ. Начисляет и уплачивает страховые взносы в общем порядке.

Дивиденды и иные платежи 3

Не является отдельным юридическим лицом, не перечисляет дивиденды (в части расчетов с головной Компанией).

Движение денежных средств между Филиалом и головной Компанией рассматривается как внутрихозяйственные расчеты.

При выплате дивидендов компании-учредителю Общество признается налоговым агентом. По общим правилам ставка налога составляет 15%. Существует возможность удерживать налог по пониженной ставке, но Общество должно подтвердить это право.

Иные сделки между Обществом и компанией-учредителем рассматриваются как расчеты между юридическими лицами и требуют документального оформления и подтверждения.

Комментарии

1 Филиал уплачивает налоги с полученных доходов и представляет налоговую отчетность в порядке, установленном НК РФ для постоянного представительства иностранной организации, осуществляющей коммерческую деятельность. В большинстве случаев, созданное дочернее Общество будет применять общую систему налогообложения, которая практически идентична налогообложению постоянного представительства. Для расчета налоговой базы и документального подтверждения доходов и расходов определены единые требования в НК РФ.

2 Принцип расчета ежемесячных авансовых платежей базируется на определении суммы возможного налога на прибыль, который Общество должно будет уплатить по итогам деятельности за следующий квартал. За основу берется сумма налога на прибыль, уплаченная по итогам предшествующего квартала. Система авансовых платежей негативно отражается на компаниях, деятельность которых не позволяет генерировать прибыль равномерно (например, имеющих сезонный бизнес). Для нивелирования негативных последствий авансовых платежей - Общество сможет перейти на добровольную уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

3 Дивиденды, выплачиваемые Обществом своему иностранному участнику, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ. Российское Общество, выплачивающее дивиденды, признается налоговым агентом и обязано исчислить и удержать налог. Согласно НК РФ в отношении доходов, полученных иностранной организацией в виде дивидендов от участия в капитале российских организаций, установлена ставка налога на прибыль 15%. Однако следует также учитывать, что с иностранным государством, резидентом которого является компания-получатель дивидендов, может быть заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, устанавливающее более низкую ставку налога (например, 5% или 10%). Право использования пониженной ставки должно быть подтверждено Обществом.

Помимо выплаты дивидендов, между дочерним Обществом и компанией-учредителем могут заключаться и иные сделки (купля-продажа товаров, оказание услуг, предоставление займов и др.). При заключении таких сделок следует учитывать положения НК РФ о налогообложении и контроле в сделках между взаимозависимыми лицами (ТЦО).

3. Бухгалтерский учет, отчетность и аудит

Критерий

Филиал

Дочернее Общество

Обязанность ведения бухучета и составления отчетности

Вправе вести бухгалтерский учет согласно МСФО или российским правилам. Должно вести налоговый учет согласно требованиям НК РФ.

Должно вести учет и составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии с требования РСБУ. Должно вести налоговый учет согласно требованиям НК РФ.

Внешний аудит 4

Не подлежит обязательному аудиту.

В случае превышения установленных показателей объема выручки или активов баланса, должно проводить ежегодный обязательный аудит.

Комментарии

4 Случаи проведения обязательного внешнего аудита закреплены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, обязательный внешней аудит проводится в случаях, если объем выручки российской организации, за предшествующий отчетному год, превышает 400 млн. руб., или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.

4. Валютное регулирование и контроль

Критерий

Филиал

Дочернее Общество

Правовой статус

Не признается резидентом РФ

Признается резидентом РФ

Валютные операции

Вправе совершать валютные и иные операции с нерезидентами и резидентами. Перевод денежных средств от Филиала в головную Компанию не требует оформления документов для отдела валютного контроля. Резиденты, совершающие сделки с Филиалом, будут являться объектом валютного контроля.

Практически все валютные операции между резидентами запрещены. Вправе совершать валютные операции с нерезидентами, но при этом такие операции Общества будут являться объектом валютного контроля, что потребует от Общества оформления подтверждающих документов.

Отчетность по банковским счетам в иностранных банках 5

Не предусмотрена

Должно представлять в налоговые органы отчетность по счетам в иностранных банках.

Документы валютного контроля 5

Упрощенные требования. Ограничиваются указанием кода валютной операции в платежных поручениях.

Общие требования к составу и содержанию представляемых документов.