Целеполагание. Целеполагание в педагогике, типы, этапы и условия его успешности

Что заставляет человека активно совершать определённые действия и прилагать усилия? Что его мотивирует? Цель — та путеводная звезда, которая наполняет нас жизненной силой. Видеть цель и идти туда, куда хочется — это замечательное состояние.

Цель — это мечта в реальной форме. Каждый человек свободен в выборе своих целей. И реализовать цель, — значит претворить её в жизнь, сделать реальностью. Если мечта — это некий хаос в нашей голове, то цель — результат размышлений логичного ума. Ум понимает только цели, — чёткие, стройные, обоснованные. Что выбрать? Жить, следуя только разуму, или подключить интуицию. Лучше, если они работают в команде.

Наши мечты обычно глобальны, и не всегда понятны конкретные шаги к их достижению. Если же мечту разложить на цели, то мы увидим её направление. Цель достижима , её только нужно конкретно описать. Что бы мы не делали, мы всегда движемся к определенной цели, которая является частью мечты.

Как отличить мечту от цели? Во-первых, должна быть убеждённость в возможности её достижения. Если есть хоть малейшие сомнения, нужно разложить мечту на еще более мелкие шаги до тех пор, пока вы не почувствуете, что каждый шаг по направлению к цели реален для вас. Любое большое дело неподъемно до тех пор, пока его не начнешь раскладывать на составляющие.

Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание — это не волшебство. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание помогает определять основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.

В целеполагании важно прописывание и конкретизация целей. Как говорится — "что написано пером, не вырубить топором" . У записанной в деталях цели больше шансов стать реализованной . Мы можем верить или не верить в цель, но метод записи желаний работает независимо от нас. Наше подсознание включается в активную работу, а нам нужно верить в успех.

Очень часто человек не может описать словами, что же он хочет. Поэтому обязательно нужно сформулировать цель, ведь мы тратим на её достижение своё время, силы, деньги. А сформулированная цель делает каждый последующий шаг осмысленным и придаёт уверенность. В целеполагании также важен положительный настрой и ограничение сроков достижения цели. Составление календарного плана, это уже первый шаг. И необходимо постоянно держать цель в фокусе внимания. А отвлекаясь на что-то, возвращаться к своей цели.

Неотъемлемой составляющей целеполагания является визуализация с ощущениями, настроениями, действиями, раскрашенная цветом.

У вас есть выбор, — плыть по течению своей жизни, которая не приносит удовлетворения или встать на путь успешного человека, который знает чего он хочет и сам выбирает направление своего движения. Достигая своих целей и воплощая мечты, вы сможете сказать — у меня была счастливая жизнь, приносящая удовольствие и радость.

В воспитательном процессе педагогу приходится участвовать в целеполагании разного уровня. Существует большое разно­образие целей и подходов к их классификации.

Прежде всего различают общие, групповые и индивидуаль­ные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформи­рованы у всех людей; как групповая - у людей, которые уча­ствуют в совместной группе; как индивидуальная, когда пред-полагается воспитание отдельного человека. Важно, чтобы в оп­ределении целей воспитания участвовали педагоги, учащиеся, а родители имели возможность выразить свой заказ.

Общая цель может быть задана группе извне, может быть выработана самой группой, или она формируется в единстве внешнего задания и внутренней инициативы группы. По-раз­ному также может идти определение способов достижения це­лей. Опираясь на материалы проведенных исследований, мы условно выделяем следующие типы целеполагания: «свобод-

ное», «жесткое» и «интегрированное», сочетающее элементы первых двух 1 .

Кратко охарактеризуем эти типы.

При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, состав­ляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; при жестком - цели и программы дей­ствий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. Сво­бодное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуаль­ные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие. При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться занижен­ными, для других - недоступными, хотя внешне могут объе­динять участников совместной деятельности. При интегриро­ванном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения. распределение действий осуществляются в процессе совмест­ного поиска с учетом интересов и потребностей детей (см. таб­лицу 9).

Таблица 9 Характеристика типов целеполагания в группе

Свободное целеполагание

Интегрированное целеполагание

Жесткое целеполагание

Поиск общих целей

Определение целей

Определение целей

в процессе совместного

педагогами,

педагогами,

интеллектуального

руководителями

руководителями

Учет достигнутых

Учет планируемых

Учет планируемых

результатов.

результатов.

результатов.

Ориентация наличные

Ориентация на мотивы

Ориентация

потребности.

долга и учет личных

на мотивы

интересов.

Коллективная

Коллективная

Программа действий

разработка программы

разработка действий

задается

действий по реализации

по реализации цели

педагогами.

Для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Тип целеполагания зависит от особен-

1 Лeбeдeв О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в систе­ме образования: Автореф. две. докт. пед. наук. - СПб., 1992. - С. 28.

ностей объединения: возрастного, количественного и каче­ственного состава группы, длительности существования, спо­соба возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов. Безусловно, что наиболее эффек­тивным является свободное целеполагание.

Во всех организованных группах на первом этапе общая цель, как правило, задается извне педагогами, организатора­ми работы. Она является основой для объединения школьни­ков в данную группу. Так, перед классом ставится обществен­но значимая цель: организация дежурства по школе. Но в дан­ном случае также возможен переход от жесткого к интегриро­ванному, а затем и свободному целеполаганию.

Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситу­ации (ситуации творческого процесса) педагогами при целеполагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагаыия каждый смог в цели группы открыть для себя личностный смысл деятельно­сти. А это зависит также от того, как строится взаимодействие педагогов и учащихся в процессе целеполагающей деятельнос­ти: не на основе подавления, а на основе сотрудничества, парт­нерства взрослых и детей.

Опираясь на исследование В.В.Горшковой, можно предста­вить процесс целеполагания как межсубъектного, партнерско­го взаимодействия с помощью двух моделей 1 .

Первая модель: один партнер приобщает к своему способу мышления, опыту отношений, ценностям другого по его жела­нию, ищет в его личности «точку опоры» для установления контакта с ним и развития в себе готовности понять и принять от него и в нем что-то незнакомое для себя.

Вторая модель: индивид пытается приобщиться к способу мышления, ценностям, установкам другого индивида, выража­ет уверенность в наличии у партнера сложившихся личност­ных установок, стремится их адекватно понять и процесс при­общения к ценностям своего партнера сделать способом своего собственного движения, изменения.

Реализация этих моделей, согласование деятельности субъектов в процессе целеполагания возможны, если участни­ки ориентированы на общечеловеческие ценности, имеют вы­сокую культуру общения.

1 См.: Грановская Р. М„ Березная И. Я. Интуиц-чя и искусственный интеллект. Л.:ЛГУ,1991.-С.21.

Кораблю, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Целеполагание - это постановка цели и ее достижение. Достижение цели - трудновыполнимое занятие, и это объясняет, почему так много людей живет без четкой цели. Однако поставленная цель в жизни человека наполняет ее большой осознанностью и смыслом.

Почему у людей возникают сложности в постановке и достижении постановленных целей?

Проблема может быть, например, в том, что человек имеет противоположные критерии. Критерий ценности выбора - то, на основании чего человек делает свой выбор. Критерии, в отличие от целей, не лежат на поверхности и могут быть неочевидны человеку сразу. Определить критерии ценности можно, ответив себе на вопрос - что для меня важно в жизни?

Пример противоположных критериев: стремление быть успешным и стремление никогда не рисковать. Ведь известно, что невозможно стать успешным человеком, ничем не рискуя. Таким образом, необходимо провести инвентаризацию своих целей, на предмет того - нет ли в ваших желаниях противоречащих и взаимоисключающих критериев?

Также, в постановке и достижении целей многим мешает такое понятие, как время. Люди обеспокоены сроками достижения, полагая, что на это могут уйти месяцы и годы. Подобные мысли способны полностью отбить желание что-либо делать, но это неверное понимание времени.

Время - это тот ресурс, который мы не можем потратить. Время расходуется само по себе, вне зависимости от того, делаем мы важное дело или занимаемся ерундой.

Также есть понятия прошлого, настоящего и будущего, к которым мы привычно апеллируем, однако стоит принять тот факт, что мы существует всегда в настоящем. Прошлого уже нет, а будущего еще нет. Настоящий момент - это все что есть у человека. Поэтому нет смысла постоянно думать и переживать о долгосрочных целях.

Человек должен ставить цель, не для того, чтобы строить свое будущее, ведь оно всегда существует только в воображении. Смысл целеполагания состоит в том, чтобы оно улучшало качество жизни в текущий момент. Поставленная цель помогает лучше сконцентрироваться на деле в настоящий момент. В момент постановки цели необходимо спрашивать себя, чем конкретно эта цель улучшает текущую ситуацию? Если цель никак не влияет положительно на настоящий момент, значит, эту цель можно отбросить. Однако если цель дает больше понимания и ясности, привносит мотивацию – это стоящая достижения цель.

Не стоит думать о том, что достижение целей потребует много жертв и страданий. Подобное отношение может привести к неудаче. Необходимо сконцентрироваться на том позитивном влиянии, которое цель оказывает на качество жизни в настоящее время, даже если до полного воплощения потребуется еще много времени. Каким образом поставленная цель улучшает жизнь уже сегодня?

Не стоит много думать об огромных трудностях, что ждут в будущем. Их может вовсе не случиться, или они окажутся совсем не такими ужасными, как это представляется сегодня. Необходимо концентрировать свое внимание на том, как все будет здорово, когда цель будет достигнута. Если подобные мысли вдохновляют и дают надежду, то стоит прокручивать их чаще, а также размышлять над тем, как улучшить ситуацию уже сегодня.

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание - это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание - это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание - это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже поняли, что постановка задач - это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении - основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание - это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в воспитательном процессе - создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Индивидуальные цели

Целеполагание на уроке - это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:

  • свободный стиль - цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль - цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль - цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание - это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание - это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Целеполагание - процесс выбора идеи, средств, ресурсов и установление границ допустимых отклонений в осуществлении этой идеи. Это одна из функций управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с миссией и стратегией организации, а также имеющимися организационными ресурсами.

Цель как психическое явление - это отражение предполагаемого результата с учетом объективных условий осуществления деятельности. Точно определенная цель - это цель с четко определенными временными рамками и выбранными для ее осуществления ресурсами (материальными, интеллектуальными, эмоциональными и др.). Она должна соответствовать определенным критериям:

  • действительная заинтересованность субъекта цели в ее достижении;
  • возможность разделения ее на подцели и частные задачи;
  • обеспеченность ресурсами;
  • установление временных пределов достижения промежуточных действий;
  • четко сформулированное, структурированное и конкретное представление о конечном результате.

Исследователем О. К. Тихомировым предложена система в рамках проблемы целеполагания, которая делает упор на исследование сущности процессов целеобразования, определяемого как «формирование образа будущего результата действий (в процессе общения или самостоятельно) и принятие этого образа в качестве основы для практических или умственных действий». Система целеобразования О. К. Тихомирова служит для формулирования стратегических целей и планирования достижения предварительного результата. Исследователем произведено разделение целей на внутренние (генерируемые самим субъектом) и внешние (задаваемые извне) и выдвинута гипотеза о наличии у человека автогенерируемой «интеллектуальной» деятельности, которая проявляется при решении мыслительных задач .

В свою очередь, В. Е. Клочко исследует целеобразование при решении творческих задач. Им сформулирована специфика целей, требующих креативного подхода. Творческими считаются задачи, в которых конечная цель осознается, но конечный результат не просматривается (например, игра в бридж). По итогам исследования В. Е. Клочко установил, что успешность решения творческих задач зависит от правильно выстроенной системы подцелей с разработанными и четко сформулированными правилами .

Исследуя целеполагание в учебной деятельности, А. Ф. Коган делает следующие выводы :

  • степень свободы субъекта во многом задает его индивидуальную манеру целеполагания. Ограниченность выбора целей и методов их достижения внешними и внутренними причинами определяется как принцип псевдосвободы выбора цели;
  • целеполагание в условиях псевдосвободы выбора является симбиозом рационального и чувственного, что позволяет осуществлять деятельность в условиях неопределенности. Чем больше неопределенность, тем большее значение имеет чувственная составляющая.

Для эффективности управления целями важно осознать цель как образ желаемого результата. Результат, осознанно или неосознанно, программируется нашей психикой и первоначально идеален, поэтому нейролингвисты рекомендуют строить позитивный образ результата, так как подобная ориентация субъекта способствует успеху. Запрограммированная на результат психика ведет человека к достижению цели. Формированию образа положительного результата в достижении цели способствует адекватная личностная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний. Такой человек действует инициативно и энергично, склонен к умеренному риску. Заниженная самооценка и неуверенность придают действиям чрезмерную осторожность, малую поисковую активность.

Приведем несколько практических психологических приемов для осознания и достижения цели.

  • 1. Цели можно представить в виде елки. Ствол - это вектор движения к цели. Ветви - ключевые сегменты целевого поля. Веточки - это задачи, представляющие собой ступени для реализации ключевых сегментов. Каждая задача требует достижения конкретного результата. Иголки - конкретные мероприятия, способствующие решению задач.
  • 2. «Слоновые задачи». С большими задачами следует поступать гак же, как с задачей проглотить слона. Слона нельзя сразу съесть целиком, так как он слишком большой. Его необходимо поедать каждый день по небольшому кусочку.
  • 3. Для активизации сознания человек прежде входит в состояние релаксации - максимального эмоционально-психического расслабления, - и через 3-5 минут полезные идеи придут в голову.
  • 4. Для выработки лучшего решения или нескольких вариантов решения в проблемной ситуации прибегают к социально-психологическим приемам коллективного принятия решений: методу «мозгового штурма», методу Дельфи и др.

Формулировка целей зависит от миссии организации. Она призвана определить общие направления деятельности организации, уточнить ее социальный статус, продекларировать значимые задачи и детализировать особенности управления ею. Миссия представляет собой фундамент для последующего целеполагания. Целеполагание является начальным этапом управления в определении общего направления движения организации и предшествует всем иным управленческим функциям. Цель определяет организационную структуру, кадровый состав, опосредует взаимосвязи между компонентами организационной системы. Кроме того, она определяет приоритеты функционирования организации, является основой для принятия стратегических решений, определяет содержание планирования.

В последующей деятельности организации происходит трансформация имеющихся целей в зависимости от объективных условий и имеющихся ресурсов, а также формулировка новых. В этом случае целеполагание выступает не предварительным этапом, а следствием иных управленческих функций.

В деятельности руководителя постановка целей перед исполнителями является неотъемлемой частью всего процесса организационного функционирования. Правильная работа с целями предполагает знание основных законов целеполагания.

  • 1. Объективная и субъективная определенность цели. Объективная определенность - четкая и однозначная формулировка цели, задание параметров будущего результата, обеспеченность ресурсами, спрогнозированные возможные ограничения в достижении цели. Субъективная определенность - полное и точное восприятие цели исполнителями, а это, в первую очередь, предполагает умение руководителя формулировать цели с учетом особенностей тех, кто будет эту цель реализовывать.
  • 2. Реалистичность (достижимость ) цели , т.с. высокая вероятность достижения в конкретных условиях. Необходимо сначала диагностировать, а затем учитывать реальные условия, имеющиеся ресурсы и субъективные ограничения исполнителей в выполнении целей.
  • 3.Согласованность различных целей. Эффективность достижения многообразных и разнородных целей организации предполагает их взаимосвязь. Разные цели должны быть согласованы не только в общем виде, но и конкретно, по содержанию. Они также могут быть независимы друг от друга, главное при этом, чтобы они не были антагонистичными и взаимоисключающими.
  • 4. Верифицируемость (проверяемость ) цели - четкая определенность постановки заданий, количественное и качественное их выражение, закрепление ответственности за конкретными исполнителями, возможность контроля процесса достижения результата.
  • 5. Общая цель организации должна содержать детальное описание конечного результата , причем реализация задач более высокого уровня предполагает предварительную реализацию задач более низкого уровня.

Существуют психологические закономерности целеполагания, учет которых способен существенно повысить результативность управленческой деятельности.

В реализации цели у исполнителя должна быть свобода выбора путей ее достижения, так как психологическом плане это мощный мотиватор исполнительской деятельности.

Еще одна психологическая закономерность целеиолагания - необходимость консенсуса между организационными и индивидуальными интересами, так как значительный перевес организационных интересов может блокировать индивидуальную исполнительскую мотивацию и, как следствие, результативность осуществления цели.

Степень сложности целей должна быть чуть выше имеющихся возможностей исполнителей. В этом случае реализация целей будет максимальной, и исполнитель будет динамизировать с профессиональной и личностной точки зрения в ходе их достижения.

Целеполагание предполагает учет временных критериев, которые устанавливают оптимальный срок достижения целей. Чрезмерно отдаленные по времени предполагаемые результаты обладают малым мотивационным потенциалом, так как воспринимаются исполнителем абстрактно и несущественно. А краткосрочные цели могут оказаться невыполнимы по причинам недостаточности ресурсов. Поэтому определять временную перспективу для достижения целей необходимо с учетом экономической, психологической и ресурсной составляющей.

Важно запомнить

Наибольшей силой активизации мотивационного потенциала исполнителей является не та цель, для которой необходимо подключать всю систему стимулирующих организационных воздействий, а та цель, которая сама является источником мотивации.

Функция целеполагания была положена в основу метода «управление по целям» (management by objectives - МВО), где управление рассматривается как целостная система, ориентированная на достижение всех целей и задач организации. Суть этого метода - децентрализация всех управленческих функций по основным уровням иерархии организации, обеспечивающая высокую мотивацию и минимизацию негативных последствий жесткого контроля. Применение этого метода позволяет пробуждать личную заинтересованность руководителей средних и низовых уровней, а также исполнителей в результатах своего труда, снижать ролевую неопределенность в организации. Процесс реализации метода «управление по целям» может быть представлен в двух вариантах (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Варианты реализации метода «управление по целям»

Метод «управление по целям» имеет как неоспоримые преимущества, так и ограничения, к которым относятся:

  • высокая трудоемкость;
  • обязательное требование наличия у руководителей низшего звена способности к грамотной самостоятельной постановке целей;
  • необходимость увеличения объема координационных механизмов для обеспечения взаимосвязи разных уровней управления.

Итак, целеполаганию отводится определяющая роль в общем функционировании организации. Наличие обоснованных, перспективных целей организации - главное условие ее функционирования. Целеполагание - управленческая функция, пронизывающая всю деятельность руководителя, а способность руководителя к правильной постановке целей - одно из важнейших управленческих качеств.

  • Тихомиров О. К., Телегина Э. Д., Волкова Т. К. /к др.]. Психологические проблемы целеобразования. М.: Наука, 1977. С. 17.
  • Клочко В. Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительныхзадач // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ,1979. С. 94.
  • Коган А. Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободывыбора цели в учебной деятельности // Психология: сб. иауч. трудов. Киев, 1999. Вып. 3.С. 212-222.