Особенности педагогической деятельности. Особенности преподавательской деятельности

Мы проанализировали первую из них, связанную с психологическими особенностями обучающихся. Вторая цель педагогической психологии связана с психологическими особенностями обучающих.

В последнее время при исследовании проблемы эмоционального выгорания учителя и педагоги часто попадают в группу людей, особо подверженных этому психологическому недугу- Действительно, хорошо известно, что педагоги часто имеют слабую нервную систему, что они бывают эмоционально несдержанны, быстро устают и имеют низкий порог утомляемости. Помимо этого нередки случаи, когда молодые специалисты, предполагающие, что они смогут эффективно обучать и даже в корне изменить существующую систему образования, начинают работать педагогами, однако через короткое время от их надежд и мечтаний не остается и следа. Более того, они нередко оказываются самыми косными, самыми жесткими и неоправданно строгими преподавателями, сетующими на плохих учеников и неудовлетворительные условия профессиональной деятельности. Если к этому добавить, что у значительного числа педагогов проблемы в личной жизни, связанные как с супружескими, так и с детско-родительскими отношениями, то становится очевидным, что проблемы психологических особенностей обучающих требуют своего решения в рамках задач построения эффективного обучения.

Если не углубляться в личностные особенности педагогов, а ограничиться психологическими характеристиками, имеющими непосредственное отношение к профессиональной позиции обучающего, то можно выделить три аспекта.

Более двадцати лет назад в одном из первых исследований, посвященных вопросам профессиональных коллективов, педагогический коллектив был выделен как один из самых деструктивных, который не только не помогает решать профессиональные задачи, но всячески препятствует построению эффективного обучения.

Психологам хорошо известен феномен педагогического коллектива, когда внешне все очень любят и поддерживают друг друга, а по сути даже имеющиеся внутри группировки нестабильны из-за того, что их члены и участники все время меняются. Так, одна команда поддерживает своего директора, но всячески мешает и даже дискредитирует деятельность содержательного лидера. Однако даже при незначительном изменении ситуации некоторые члены этой команды могут примкнуть к содержательному лидеру и стать, соответственно, оппозицией директору и т. д. В ряде случаев педагогический коллектив на некоторое время сплачивается, например, когда появляется общий «враг» в виде какой-то комиссии, нового администратора или родителей, которые начинают противостоять педагогам. Самое интересное, что в это время в таком образовательном учреждении качественно меняется в лучшую сторону и уровень организации и проведения педагогического процесса. Как только ситуация стабилизируется, общий враг исчезает или находит какие-то общие мотивы с кем-либо из коллектива, меняются и взаимоотношения, и качество образования.

Если попытаться проанализировать, что служит причиной затяжных конфликтов в педагогическом коллективе, то выясняется, что они, как правило, связаны не с профессиональными, а с личными интересами и особенностями педагогов. Даже тогда, когда вроде бы неприятие одного учителя другим связано с пропагандируемым одним из них теоретическим направлением, определяющим особенности преподавания, то в реальности оказывается, что «теоретический» аспект лишь положил начало конфликту, а его затяжному характеру способствовала личностная неприязнь.

Можно сделать вывод, что характер взаимоотношений педагогов в значительной степени определяется их личностными характеристиками. Именно поэтому первое требование к психологическим особенностям обучающих и одновременно условие, позволяющее создать команду единомышленников, команду, которая является командой не потому, что ее члены вместе работают, а по совместному решению задач, - способность к содержательному общению.

С одной стороны, содержательное общение предполагает, что субъект не имеет проблем в реализации личностного общения. С другой стороны, для его реализации необходимо, чтобы партнеры воспринимали решаемые в процессе их профессиональной работы проблемы как общие. Тогда их содержание станет содержанием общения. Применительно к обучающим это означает, что несмотря на преподаваемые дисциплины и на то, учит ли тот или иной педагог конкретного ученика, в педагогическом коллективе решаются общие задачи, связанные с обучением и развитием обучающихся. В этом случае содержание профессиональной работы педагогов станет определять их общение и взаимодействие друг с другом.

Следовательно, первая психологическая особенность обучающих связана с их способностью к содержательному общению и взаимодействию друг с другом. Только в этом случае могут возникнуть педагогические команды, организующие развивающую образовательную среду и обеспечивающие разностороннее и непрерывное образование.

Второй психологической особенностью обучающих является их способность управлять и контролировать профессиональную позицию.

Изучение особенностей профессионального самосознания субъекта и его профессиональной позиции показало, что они тесно связаны с его личностной позицией и целостным самосознанием. При этом педагог управляет своим профессиональным самосознанием и возникающей на его основе позицией с помощью личностной позиции. То есть профессиональная позиция меняется и контролируется личностной позицией субъекта. Только в этом случае можно говорить о профессиональном росте и повышении квалификации, только тогда профессиональная позиция не мешает человеку в его личной жизни.

Однако, как показывают результаты исследований, у значительного числа обучающих происходит обратное: их личностная позиция начинает испытывать давление со стороны педагогической. Это приводит к тому, что в обыденной жизни обучающие все равно ведут себя как педагоги. Они постоянно и без повода учат и воспитывают окружающих, реагируют на возникающие ситуации с педагогической точки зрения, в конечном счете начинают воспринимать себя только как учителей. Именно по этой причине они часто бывают несчастливы, имеют конфликты и проблемы со своими супругами и не могут найти общего языка с родными детьми.

Очень похожи на учителей с преобладающей педагогической позицией те обучающие, у которых профессиональная и личностная позиции не различаются. Они так же, как и педагоги, описанные выше, воспринимают себя только в качестве обучающих. Это нередко сказывается на том, что они непроизвольно занимают позицию «сверху» по отношению и к обучающимся, и даже к своим коллегам. Во многих случаях конфликты в педагогических коллективах бывают связаны именно с тем, что на позицию «сверху» начинают претендовать несколько педагогов. В отличие от обучающих, у которых главную роль играет педагогическая позиция, учителя с единой, неразделенной позицией имеют очень большие проблемы в общении в силу особенностей развития эмоциональной сферы. Если первые в принципе могут посочувствовать другому, на некоторое время «забыть» о своей педагогической точке зрения, хотя и с некоторым волевым усилием, то вторым все человеческое просто оказывается чуждо.

Среди педагогов можно встретить и тех, у кого профессиональная и личностная позиции мало соприкасаются. Если вспомнить учительницу из фильма Р. Быкова «Внимание, черепаха», то она по дороге в школу шла легкой походкой молодой девушки и была одета в короткую юбку и щегольской берет. Перед входом в школу, одернув юбку до нужной длины и превратив берег в классический головной убор, она даже меняет походку. Теперь в ней ничего не выдаст молодости, хорошего настроения, радости весне. Она превращается в типичную, по ее мнению, учительницу, которая не имеет возраста, не обращает внимания на погоду, не занимается собственной внешностью. И если в одной ситуации все окрашено личностной позицией, в другой — подчиняется профессиональной позиции.

Такие педагоги, в отличие от обучающих из предшествующих групп, более счастливы и благополучны. В реальной жизни они напрочь забывают (или стараются забыть) то, что являются педагогами. Однако при большей эффективности такого сочетания профессиональной и личностной позиций нельзя не отметить, что педагоги в этом случае часто имеют невысокий уровень квалификации. Кроме того, им очень трудно повысить свой уровень, так как и при реализации профессиональной позиции, и в ситуациях, где они выступают учениками, они ограничиваются лишь особыми организованными занятиями, не включая материал обучения в реальную жизнь.

Третий аспект психологических особенностей педагогов связан с их способностью к обучению и самообучению.

Описание способности к обучению целесообразно начать с факта, который был получен в результате одного психологического исследования, посвященного проблемам личностной готовности детей к школьному обучению.

Детей старшего дошкольного — младшего школьного возраста, с одной стороны, обучали определенным умениям и навыкам, а с другой стороны, просили научить взрослого складывать из бумаги кораблик, который они хорошо умели делать. Обнаружилось, что хорошо учиться могут лишь тс дети, которые могут научить взрослого освоенным ими навыкам. Если ребенок плохо принимал задачу обучения, не мог найти способ решения задачи и (или) не принимал помощь взрослого для выполнения задания, он, как правило, не мог объяснить «обучающемуся» взрослому, что и как надо делать и для изготовления кораблика, не видел ошибок, намеренно совершаемых его учеником, не контролировал полученный в ходе обучения результат.

Несмотря на конкретные цели исследования, связанные с личностной готовностью к школьному обучению, и возраст испытуемых (6-8 лет), полученные результаты в полной мере можно отнести и к интересующей нас проблеме психологических особенностей педагогов.

По отношению обучающих к собственному обучению их можно условно разделить на четыре категории.

Первые весьма охотно обучаются, стараются использовать все возможности для посещения разного рода курсов, знакомства с новыми технологиями. Однако, несмотря на свою любовь к обучению, они практически не используют новые знания и умения в практике. Это связано с тем, что в некоторых случаях обучение лишь внешне является обучением, по своему психологическому содержанию обучением не являясь. Применительно к данной категории педагогов обучение не ведет к изменениям в их сознании и самосознании. Обучение для них является некоторым развлечением, сравнимым с чтением интересной книжки, содержание которой забывают, как только заканчивают чтение. Даже если содержание и не забыто, оно оказывается никак не связанным с повседневными профессиональными задачами педагога.

Другие обучающие (вторая категория) также весьма охотно учатся и, в отличие от своих коллег, относящихся к первой категории, очень активно используют полученные знания в профессиональной деятельности. Они каждый год внедряют инновации, при этом часто одни оказываются прямо противоположными другим. Обычно это очень увлекающиеся люди, которые под влиянием обучения постоянно меняют свои взгляды на учащихся, предмет обучения, задачи. Им свойственно не просто включать новые методы в процесс обучения, но и в своих манерах объяснения, поведении, даже стиле одежды копировать тех, кто познакомил их с этими методами.

При всей привлекательности данной группы педагогов необходимо отметить, что у них часто бывают серьезные проблемы с педагогической квалификацией, поскольку они не повышают уровень своей педагогической деятельности, а постоянно его меняют. Помимо этого педагоги данной категории плохо чувствуют своих учеников, испытывают трудности в создании совместной с учащимися деятельности.

К третей категории обучающих принадлежат люди, которые не просто не любят учиться, а испытывают муки, если им предстоит хоть на короткое время выступить в роли учеников. Эти педагоги искренне считают, что никакие новые технологии, психология или игровые методы обучения не могут помочь им в профессиональной деятельности. Они любят апеллировать к своему большому опыту или опыту своих близких, рассказывают многочисленные случаи, когда им удалось научить абсолютно необучасмого ученика, хвастаются придуманными ими способами и методами управления и контроля обучающихся. Им свойственно сетовать, что год от года ученики становятся все хуже и хуже, что раньше к обучающим было гораздо лучшее отношение, что только они могут справиться с нелегким и неблагодарным делом обучения.

К последней (четвертой) категории относятся педагоги, количество которых в некоторых образовательных учреждениях весьма невелико. Они стараются найти в обучении ответы на вопросы, возникающие у них в процессе реализации профессиональной деятельности. Кроме того, они стараются обучаться не только в ходе специальных курсов, но и изучая специальную литературу, анализируя случаи и ситуации из фильмов и спектаклей, привлекая к своей работе собственные интересы и увлечения.

Если вернуться к проблеме эмоционального выгорания, которой бывают подвержены многие обучающие, то можно сказать, что те, кто умеют содержательно общаться, управлять и контролировать свою профессиональную позицию и способны к обучению и самообучению, владеют искусством педагогики и не только не утрачивают своей эмоциональной основы, но и имеют необходимые условия для ее развития и совершенствования. Независимо от того, кого учат эти педагоги (ребенка дошкольного возраста или студента), они и в своей профессиональной деятельности, и личной жизни детерминированы будущим, а не жалуются и не горюют о безвозвратно ушедшем идеальном прошлом. Они овладевают новыми для себя видами деятельности с тем, чтобы стать реальными партнерами своим ученикам, чтобы их педагогика стала подлинной педагогикой сотрудничества.

Под педагогической деятельностью мы понимаем осо­бый вид социальной деятельности взрослых, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных че­ловечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению опреде­ленных социальных ролей в обществе.

Для удобства рассмотрения сущности педагогической деятельности воспользуемся системным подходам и пред­ставим деятельность педагога как разновидность педаго­гической системы.

Профессиональная педагогическая деятельность осуще­ствляется в специально организованных обществом обра­зовательных учреждениях: дошкольных заведениях, шко­лах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях повышения квалификации и переподготовки.

Педагогическая деятельность имеет те же характерис­тики, что и любой другой вид человеческой деятельности, а именно: целеположенность, мотивированность, предмет­ность.

Сущность педагогической деятельности можно рас­крыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (опе­раций), результата, причем ее системообразующей харак­теристикой он считал цель.

Следует заметить, что эту деятельность профессиональ­но осуществляют только педагоги, а родители, производ­ственные коллективы, общественные организации, сред­ства массовой информации, являлись вольными или не­вольными участниками образовательно-воспитательного процесса, осуществляют общепедагогическую деятельность.

Деятельность педагога по общественным функциям, по требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Специ­фика педагогической деятельности состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом ее является личность человека.

Педагогическая деятельность как специфическое явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких ком­понентов: а) цель деятельности; б) предмет деятельности; в) средства деятельности. Но в таком общем виде назван­ные компоненты присущи любому виду деятельности.

В таком случае в чем же специфика деятельности педа­гогической?

Во-первых , в целевой установке, общественной значи­мости педагогической деятельности, в ходе которой в зна­чительной мере осуществляется социальная преемствен­ность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализующую природные возможности человека в овладении определен­ным социальным опытом.

Во-вторых , в предмете педагогической деятельности, под которым, согласно И.А. Зимней, понимается организация педагогом учебной, внеклассной или внешкольной дея­тельности обучающихся, воспитанников, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия их личностного становления и разви­тия. В ходе педагогической деятельности осуществляется взаимодействие между человеком, овладевшим общей и профессиональной культурой (педагог), и человеком с его уникальной совокупностью индивидуальных качеств, ов­ладевающим ею (обучающийся, воспитанник).

Такая специфика предмета педагогической деятельно­сти усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом воздей­ствия целого ряда факторов (семья, друзья, средства мас­совой информации и пр.).

Многие из этих факторов (например, средства массовой информации) действуют стихийно, многопланово, в раз­личных направлениях. И самый важный из них, обладаю­щий наибольшей убедительностью, наглядностью, - это реальная жизнь во всех ее проявлениях. Педагогическая деятельность и предполагает корректировку всех этих воз­действий, исходящих как от общества, так и от личности самого воспитанника.

В-третьих , в педагогических средствах, выступающих составной частью учебно-воспитательного процесса и обес­печивающих его функционирование и достижение постав­ленных целей. Педагогические средства, с одной сторо­ны, представляют собой материальные объекты и пред­меты духовной культуры, предназначенные для организа­ции и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством являет­ся разнообразная деятельность, в которую включаются вос­питанники: труд, игра, учение, общение, познание.

В педагогической деятельности, как и в других видах деятельности, различают ее субъект и объект (предмет). Однако учащийся или воспитанник выступает в этой дея­тельности не только объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктив­ным, когда он заключает в себе элементы его самовоспитания и самообучения. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педа­гога, воздействуя на него как на личность, развивая в нем одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная по­требностями общественной жизни, потребностями разви­тия человеческой культуры, которая может быть сохране­на и развита, если общество сумеет передать ее новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане - не­пременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.

Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нем. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге обус­ловливаются потребностями общества в определенных ти­пах человеческой личности, что диктует цели и задачи вос­питания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и ре­зультат педагогического деятельности - человек, овладев­ший определенной суммой общественной культуры. Одна­ко если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогической деятельности - че­ловек - способен к дальнейшему саморазвитию, и воздей­ствие педагога на этого человека не угасает, а иногда про­должает влиять на него всю жизнь. Важнейшей особен­ностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца является процессом межличностного взаимодействия людей, следовательно, закономерно со­держит в себе нравственные начала.

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обще­стве. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской про­фессии. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут толь­ко несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Жив­ший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположни­ком научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Он утверждал, что учителя - это ро­дители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.

Особо следует сказать о специфике педагогической дея­тельности учителя сельской школы. В настоящее время сельская школа является чаще всего единственным интел­лектуально-культурным центром села, и поэтому в пря­мой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов сельской жизни. В этих условиях стру­ктурно-содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого разви­тия системы образования, так и для реформирования аг­рарного сектора страны.

Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют 69,8% (45 тысяч) от чис­ленности всех общеобразовательных учреждений России, в них обучается 30,6% (5,9 млн. человек) учащихся и ра­ботает 40,7% учителей (685 тыс. человек); на долю на­чальных общеобразовательных учреждений приходится 31%, общеобразовательных учреждений основного общего об­разования - 25%, общеобразовательных учреждений сред­него (полного) общего образования - 44 %.

При этом усиливается тенденция сокращения числен­ности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. За последние десять лет их количе­ство сократилось примерно на две тысячи.

Согласно Закону «Об образовании» (ст. 19) стандарт об­разования должен выдерживаться как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяются комплексом объек­тивных и субъективных факторов, обусловливающих спе­цифику ее функционирования и перспектив развития спе­цифику профессиональной деятельности сельского учителя.

К объективным факторам, способствующим повыше­нию эффективности учебно-воспитательного процесса в сельской школе, относится прежде всего сельскохозяй­ственное окружение и близость к природе, которые созда­ют благоприятные условия для связи обучения и воспита­ния учащихся с конкретными видами сельскохозяйствен­ного производства и жизнью сельских тружеников. Непос­редственное общение сельских школьников с природой служит важным средством приобретения ими более осоз­нанных естественнонаучных знаний, формирования у них экологической культуры, бережного отношения к окружа­ющему миру. Наличие в сельской местности личных под­собных хозяйств, приусадебных участков, а также учебно-опытных участков при школах способствует предупрежде­нию трудовой инфантильности. С малых лет сельские дети вовлекаются, как правило, в посильную трудовую деятель­ность в семье и школе, что способствует их физическому развитию и двигательной активности.

Специфика сельской школы определяется не только сово­купностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успеш­ное осуществление которых во многом зависит от разумного использования их в конкретных условиях.

Данная специфика определяется также и преимуще­ствами осуществления педагогической деятельности на селе, а именно:

♦ более характерным, заметным проявлением лучших тра­диций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя; (в городах, особенно круп­ных, такие традиции практически не используются в силу смешанного национального состава жителей, отрыва от исторических корней);

♦ достаточно четким представлением учителей о детях, ус­ловиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;

♦ близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, осо­бенно тех, кто работает на селе многие годы и воспи­тал не одно поколение сельских жителей; принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным об­щением с коллегами вне школы;

оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяй­ственных и жизненных проблем (рис 5).

Исторически сложившиеся особенности сельского рас­селения, огромные пространственные контрасты, соци­ально-экономические различия регионов России опреде­лили такую особенность сельской школы, как ее мало­численность (5604 школы с количеством обучающихся до 10 человек), что создает проблемы, требующие незамед­лительного и кардинального решения.

К данным проблемам относятся следующие.

1. Устаревшая материально-техническая база . В настоя­щее время более 15 тыс. сельских школ требуют капи­тального ремонта, около трех тысяч находятся в ава­рийном состоянии.

2. Слабое кадровое и финансовое обеспечение . Недостаточ­ная укомплектованность общеобразовательных учреж­дений, расположенных в сельской местности, кадра­ми, недостаточный уровень квалификации учителей (высшее профессиональное образование имеют 70% учителей, среднее профессиональное"- 23,2%) снижа­ют качество образования. Сокращение объема и источ­ников финансирования сельской школы ведет к даль­нейшему ухудшению материально-технической базы, качества образования, при этом удельные затраты бюд­жета на одного обучающегося в сельских общеобразо­вательных учреждениях остаются более высокими, чем затраты на одного обучающегося в городских общеоб­разовательных учреждениях.

3. Отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для подвоза обучающихся к школе негативно влияет на организа­цию образовательного процесса.

4. Низкое качество образования. Сельские дети имеют из­начально неравные возможности в получении образо­вания по сравнению с городскими, неравный доступ к различным образовательным услугам. Общеобразова­тельные учреждения, расположенные в сельской мест­ности, не могут дать обучающимся качественное обра­зование, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные уч­реждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

5. Малокомплектность и малочисленность большинства сель­ских школ. В большинстве из них нет параллельных клас­сов, а во многих начальных школах существуют классы-комплекты. Поскольку в соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «О социальном развитии села» на селе начальные школы могут открываться даже при на­личии одного ученика, количество таких школ по стра­не весьма значительно. В отличие от городских школ, микрорайон обслуживания сельской школой намного обширнее, для средних школ он может составлять де­сятки квадратных километров. Все это требует от педа­гогических коллективов дополнительных и подчас весь­ма значительных затрат сил и времени для обеспечения своевременного посещения детьми учебных и внеуроч­ных занятий. Это касается, прежде всего, организации ре­гулярного подвоза школьников к образовательному уч­реждению, а при наличии интерната - установления и поддержания в нем условий жизни, сводящих к мини­муму негативное влияние отрыва детей от семьи, осу­ществления мер педагогического воздействия на школь­ников в период их пребывания вне школы.

6. Обучение в сельских школах позволяет реально осу­ществлять индивидуальный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечаются по­вышенное чувство тревожности, психологические, эмо­циональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки уча­щихся, что связано с постоянным контролем и оцен­кой их знаний.

7. К проблемам малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной пси­хологической атмосферы, свойственной учебной работе боль­шого коллектива учеников. В таких школах зачастую огра­ниченно деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают так­же с формированием коллективистских нравственных ка­честв личности учащихся, организаторских, коммуника­тивных способностей, нередко отсутствуют лидеры.

8. Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и со спецификой педагогической деятельности сельского учителя.

Прежде всего, необходимо отметить существенные раз­личия в содержании и характере учебных поручений сель­ских и городских учителей. В городских школах с не­сколькими параллельными классами вся учебная на­грузка учителя, как правило, состоит из учебных заня­тий по одному предмету; учителей, преподающих 2-3 предмета, там единицы. В то же время более половины учителей малокомплектных сельских школ, кроме сво­ей специальности, ведут занятия по нескольким дру­гим дисциплинам, по которым зачастую не имеют спе­циальной подготовки. Большинство учителей сельских школ имеют учебную нагрузку, намного превышающую установленные нормы. Больших затрат времени требует от сельского педагога подготовка к занятиям в вечер­них (сменных) общеобразовательных учреждениях, которые в условиях сельской местности обычно функ­ционируют на базе дневных школ. Конечно, преподавание учителем нескольких предме­тов имеет и некоторые положительные моменты. В ча­стности, это позволяет шире использовать межпред­метные связи, внедрять интегративные курсы, обеспе­чивать более целенаправленное влияние на развитие личности школьника. С другой стороны, нельзя не ви­деть многих отрицательных последствий многопредметности. Вот некоторые из них:

♦ дефицит педагогических кадров приводит к тому, что в ряде случаев учителя ведут предметы не по своей специальности;

♦ вследствие многопредметности в течение учебного года учитель работает с одним классом последова­тельно на нескольких уроках, что в случае не сло­жившихся взаимоотношений между учителем и уча­щимися может привести к педагогическому кон­фликту. Преподавание учителем нескольких пред­метов ведет порой к искаженному представлению о способностях и возможностях ученика к обучению, что необоснованно переносится с одного предмета на другой, при этом зачастую формируется отрица­тельное представление о ребенке;

♦ как правило, сельские школы, в которых работает боль­шинство учителей-многопредметников, расположены в отдаленных населенных пунктах, сообщение с кото­рыми затруднено. В результате учителя находятся прак­тически в вынужденной изоляции, что мало способ­ствует росту их профессионализма.

9. В условиях сельской школы значительно сложнее об­стоят дела с повышением квалификации учителей, обме­ном опытом учебно-воспитательной работы. Учитель­ские коллективы - сельских школ в среднем насчитыва­ют 12-15 человек (городские 35-40). Поскольку в таких школах, как правило, учителя-предметники представ­лены в единственном числе, то организовать внутришкольные методические объединения невозможно.

В силу этого повышается роль самообразования в фор­мировании педагогического профессионализма сельс­кого учителя. Однако сельским педагогам сложнее под­держивать связь с различными методическими служба­ми, библиотеками. Данные различных обследований по­казывают, что у сельских учителей значительно больше времени уходит на организацию внеклассной работы и классное руководство. Недостаточное количество вне­школьных детских учреждений на селе приводит к тому, что вся внеучебная деятельность учащихся проводится под руководством и силами самих учителей.

Исключительно велика роль сельского педагога в куль­турной жизни села. Именно сельское учительство пред­ставляет собой основную часть сельской интеллигенции, главную культурную силу деревни. Большой удельный вес учителей среди сельской интеллигенции и более низкий образовательный уровень жителей села обусловливают и специфические особенности культурно-просветительной и воспитательной работы сельского учительства среди на­селения. Учителей на селе можно встретить среди депута­тов органов местного самоуправления, они часто выдви­гаются в исполнительные органы власти, выступают орга­низаторами культурно-массовых мероприятий.

Для решения перечисленных проблем нужен комплексный подход, в котором необходимо учесть особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демог­рафические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования.

Таким образом, по своему составу, условиям жизни и работы сельское учительство значительно отличается от учителей городских школ, что необходимо учитывать бу­дущим педагогам в процессе общепедагогической подго­товки в стенах высших и средних педагогических учебных заведений.

С возникновением профессии педагога, тем не менее, никуда из общественной жизни не исчезло семейное воспитание, общественное воспитание, стихийное и случайное образование детей и юношества.

Как и ранее, почти все общество занимается своеобразной педагогической деятельностью. Педагогический компонент присутствует в деятельности любой управленческой структуры; педагогическую функцию реализует искусство; педагогами-воспитателями становятся врачи, журналисты, режиссеры. Педагогическая деятельность превращается в атрибут общечеловеческой культуры.

Т.о., назначение педагогической деятельности состоит в формировании отношений между людьми в самых различных сферах.

Выделим эти сферы:

  • 1. Семья, семейные отношения - человек воспитывается прежде всего в семье, испытывая влияние родителей, братьев, сестер и др. родственников. В то же время он оказывает влияние на окружающих его близких людей.
  • 2. Сфера самовоспитания, становления себя как личности, как специалиста, Эти процессы начинаются примерно в подростковом возрасте и затем у большинства людей продолжаются всю жизнь.
  • 3. Управленческая сфера - в коллективах предприятий. учреждений и организаций; человек, стоящий во главе коллектива, передает свой опыт, знания молодым, ведет их за собой.
  • 4. Сфера глобальных межчеловеческих отношений - установление взаимоотношений, взаимопонимания, сотрудничества, умение пойти на компромисс, договоренность в сфере международных, межчеловеческих отношений.

Мы выделили сферы, в которых проявляется общепедагогическая деятельность. Формы ее достаточно многосторонни.

Но наряду с общепедагогической деятельностью существует профессиональная педагогическая деятельность. Ею занимаются специально подготовленные люди - педагоги.

Определение педагогической деятельности.

По мнению психолога Л.М.Митиной, “педагогическая деятельность включает профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения” Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: - 1994, С.15..

Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.) Введение в педагогическую деятельность. М., «Академия». 2000, с.6..

Особенности педагогической деятельности:

  • 1. Педагогическая деятельность уникальна. Уникальность определяется объектом ее. Объектом педагогической деятельности является живая развивающаяся личность. Характерной чертой объекта педагогической деятельности является то, что он выступает одновременно и как субъект этой деятельности. Поэтому для успешности педагогической деятельности важен не только интерес к ней, увлеченность ею, ответственность за нее. Но успех ее зависит и от отношения самих детей к педагогу, т.е. от их взаимоотношений.
  • 2. В педагогической деятельности используется много средств, но главным из них является слово педагога. Его слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации деятельности школьников. Используя слово, педагог влияет на формирование личностного смысла, осознания значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
  • 2. Результаты педагогической деятельности во-первых,“материализуются” в психическом облике другого человека - в его знаниях, умениях, и навыках, в чертах его воли и характера; во-вторых, не сразу очевидны, они могут быть отдалены во времени. В процессе развития личности ребенка наблюдаются периоды прогрессивных изменений, а могут быть и прямо противоположные. В некоторых случаях возникают затруднения в оценке результатов педагогической деятельности с сегодняшних позиций общества. Например, педагог воспитывает нравственные ценности, ориентиры, которые с позиций сегодняшней конкретной ситуации оказываются невостребованными.
  • 3. Рассмотрим еще одну очень актуальную сегодня особенность педагогической деятельности. Современные рыночные отношения предполагают рассматривать педагогическую деятельность как сферу предоставления образовательных услуг. К этим услугам относится обучение по дополнительным образовательным программам, индивидуальные образовательные маршруты, репетиторство и т.п. - то, что выходит за рамки соответствующих образовательных стандартов.

Логика построения рынка образовательных услуг диктует необходимость защиты прав потребителя. Среди его прав: право на информацию об услугах, право на выбор услуги, и право на гарантию качества производимых услуг. В системе образования эти потребительские права обеспечиваются действием образовательных программ и образовательных стандартов. Разнообразные программы и стандарты образуют поле выбора образовательных услуг. Образовательные программы создаются в целях информирования потребителя о существе услуг. Программы и стандарты выступают гарантом качества образовательных услуг. В этом смысле под образовательными услугами понимаются те, которые могут оказывать государственные учреждения населению, учреждениям и организациям. Таким образом, в образовательных учреждениях посредством педагогической деятельности обществу предоставляются образовательные услуги.

Итак, мы приходим к пониманию того, что целесообразно построенной, организованной педагогической деятельностью занимаются педагоги. Но в педагогической деятельности принимает участие и значительная часть общества в какой-то определенной сфере. Возникает вопрос - может ли массовая профессия опираться на единичный талант, призвание? Или этой деятельностью может заниматься любой?

Существует понятие медицинских противопоказаний к выбору профессий, видов работ, форм профессиональной подготовки. Такие противопоказания могут быть и психологического плана. Противопоказания -- это утверждения о том, какие занятия не рекомендуются или категорически недопустимы при тех или иных нарушениях состояния здоровья, заболеваниях, особенностях характера.

Вот какие противопоказания для учительской профессии приводит в своей книге А.В. Мудрик.

Если у вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится, а вы с ними согласны, то лучше выбрать более спокойную работу, чем учительская.

Если вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией, то вам лучше не идти в учителя.

Если, несмотря на все усилия, у вас не получается контакт с людьми, то не торопитесь поступать в педагогическое учебное заведение.

Если люди, младшие или старшие, вызывают у вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают, то воздержитесь, хотя бы на ряд лет, от вступления на учительскую стезю.

Если ваши товарищи утверждают, что вам не хватает доброты, что вы часто несправедливы, что у вас трудный характер, подумайте, сумеете ли вы избавиться от этих недостатков прежде, чем станете учителем.

Если вы захвачены какой-либо идеей, воплотить которую -- осознанная цель вашей жизни, то не торопитесь отказываться от нее и становиться учителем.

А что делать, если вы все-таки уже учитесь в педагогическом вузе?

Есть два пути исправить ошибку: отказаться от выбранного пути и постараться, хорошо проверив себя, найти свое место; второй вариант -- заставить себя трудиться в поте лица, чтобы исправить свои недостатки и работать, работать над собой.

Педагогический труд характеризуется очень высокой нервной напряженностью. Для того, чтобы овладеть детской массой, захватить ее своим педагогическим, и воспитательным влиянием, необходимо, как отмечал еще нарком здравоохранения И.А.Семашко, исключительно высокое нервно-психологическое напряжение. Труд учителя чрезмерно велик по объему, связан с ограниченными возможностями отдыха и пребывания на свежем воздухе.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа (в том числе учительской) являются слабая нервная система, дефекты речи, невыразительность речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям "тупосердие", отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку.

Но как быть тому, кто уже выбрал профессию учителя, кто уже стал студентом педагогического учебного заведения? Не надо отчаиваться, надо упорно и настойчиво работать над собой. Многое можно изменить, если знать что нужно менять, над чем надо работать. Для этого в книге приводятся различного рода тесты, с помощью которых можно проверить себя и выяснить какие качества личности учителя надо в себе развивать Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1996. С.38..

Но самым главным противопоказанием является отсутствие желания работать с людьми, сосредоточенность только на собственном Я.

Учительская профессия -- особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы. Педагогический труд как специфическое общественное явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов:

а) труд как целесообразная деятельность;

б) предмет труда;

в) средства труда.

Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности?

Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд -- это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.

Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он -- не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.

Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник -- такой объект, который уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей и пр.). Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность. Многие из этих факторов (на пример, средства массовой информации), действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях, К самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, -- это реальная жизнь во всех её проявлениях. Педагогический труд и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника. Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника. Они, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

В педагогическом труде, как и в других видах труда, различают субъект труда и его объект (предмет). Однако учащийся выступает в этом труде не только его объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы самовоспитания и самообучения учащегося. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нём одни качества личности и подавляя другие. Педагогика -- чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать её новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане -- непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.

Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нём. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге определяются потребностями общества в определённых типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и итог педагогического труда -- человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда -- человек -- способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет -- человек, орудие труда -- человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии. Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, -- граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С. 600). Он утверждал, что учителя -- это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.

Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны. Так, в XIX веке К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...» (Ушинский К.Д О пользе педагогической литературы).

Рассматривая педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направленных к одной цели», и педагогику «в тесном смысле» как теорию искусства, «вы веденную из этих наук», К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыков необходимы еще и специальные знания...» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т.1. С. 229, 231).

К.Д. Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях. Важное значение в педагогическом наследии великого русского педагога отводится требованиям к личностным качествам учителя. Он утверждал, что никакие уставы я программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном предначертании учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» (Белинский В.Г. Избр. пед. соч. -- М.-Л., 1948. С. 43). Великий русский писатель Л.Н. Толстой, как известно, внёс большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книга, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он -- совершенный учитель» (Толстой Л.Н. Пед. соч. -- М., 1953. С. 342).

Идеи прогрессивной педагогики о социально-нравственной роли учителя получили развитие в высказываниях известных общественных деятелей и педагогов XX века. А.В. Луначарский утверждал: «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать чётко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него» (Луначарский А.В. О народном образовании. -- М., 1958. С. 443). Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется сложными, иногда противоречивыми процессами. Уходят в прошлое еще недавно казавшиеся незыблемыми духовные ориентиры. С ликвидацией «железного занавеса» стремительные обороты набирает процесс взаимопроникновения духовных ценностей, как с Запада, так и с Востока. Отечественная школа и педагогика активно включаются в общемировое образовательное пространство, вбирая положительный опыт зарубежной педагогики. В то же время, нельзя не признать, что не всегда принимаемые на вооружение иностранные педагогические теории и технологии действительно являются прогрессивными. Одновременно на учащихся обрушивается огромный поток западной псевдокультуры, который зачастую формирует искаженное представление о сущности тех или иных нравственных ценностей. В этих непростых условиях как никогда повышается роль учителя как защитника и проводника нравственных ценностей, прошедших испытания тысячелетиями, в том числе и характерных ценностей для России.

Доклад

На тему: «Специфика педагогической деятельности»

Выполнила:

учитель технологии

Галяутдинова Наталья Борисовна

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель – центральная фигура в школе, его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной деятельности.

Введение.

Среди профессий, профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Учитель - одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

Специфика педагогической деятельности

Для понимания сущности педагогической деятельности выделим её субъект и объект . Субъект и объект – общенаучные понятия. В любой деятельности субъектом принято называть того, кто совершает действие, а объектом – того, кто испытывает воздействие . Объектом может быть как человек, живое существо, так и неодушевлённый предмет. Таким образом, субъект воздействует на объект, преобразует его или изменяет пространственно-временные условия пребывания объекта. Например, человек-субъект может преобразовать стол-объект (сломать, отремонтировать, внести изменения в конструкцию) или изменить пространственно-временные условия его функционирования (переставить стол в другое место, по-разному использовать его в то или иное время).

Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – воспитанник. Однако такое разграничение субъекта и объекта педагогической деятельности весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, обучающийся, воспитуемый является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения.

Педагог и обучающийся являются участниками педагогического процесса .

Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка).

1. Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.

2 . Результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.

3. За педагогической профессией в обществе исторически закреплены две основных функци и: адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением (адаптацией) ребёнка к конкретным социальным и культурным условиям, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

4. Педагогическая деятельность имеет коллективный и творческий характер.

Коллективный характер педагогической деятельности проявляется в том, что…
- результат деятельности – личность – является итогом труда нескольких субъектов (педагогов, семьи, социального окружения, самого ребёнка), образовательный процесс осуществляется в подавляющем большинстве случаев в коллективе воспитанников, который является мощным фактором воспитания;
- образовательный процесс направлен на подготовку личности к пребыванию в коллективе и обществе.

Творческий характер труда педагога проявляется в различных компонентах педагогической деятельности: в анализе педагогической ситуации, в постановке и решении педагогических задач, в организации своей деятельности и деятельности учащихся. Если педагог использует новые, нестандартные, формы и способы деятельности, находит и применяет оригинальные решения стоящих перед ним задач образования, воспитания и развития учащихся, то он проявляет педагогическое творчество.

Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). Творчески работающий учитель способен выбрать оптимальное сочетание способов передачи учащимся знаний и опыта, т.е. адаптировать (приспособить) передаваемые детям знания и опыт к своим индивидуальным особенностям и особенностям своих учеников, не уклоняясь от поставленных целей. При этом результат педагогической деятельности может быть лучше, чем прежде, или такой же результат достигается с меньшими затратами.

Основой педагогического творчества является творческий потенциал личности педагога, который формируется на основе накопленного педагогом жизненного опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, а также новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития.

5 . Особенности взаимодействия педагога с ребёнком заключаются в том, что педагог, во-первых, управляет процессом образования, воспитания и развития, во-вторых, стремится удовлетворить образовательные потребности ученика. Иначе говоря, он оказывает ученикам образовательную услугу, но для этого должен эффективно управлять их деятельностью. Поэтому педагогическая деятельность всегда предполагает наличие у осуществляющего её человека организаторских способностей и управленческих умений.

6. Результаты педагогической деятельности – это сформированные им у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Таким образом, труд педагога оценивается по достижениям его учеников.

Заключение

«Не бывает воспитания, повсеместно пригодного для всего человеческого рода; более того, не бывает общества, где бы различные педагогические системы не существовали и не функционировали параллельно». Э. Дюркгейм. Современный педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Разумеется, научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно - количественного анализа. Особенно перспективным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагогической деятельности. Выступая в качестве специфического общественного явления, педагогическая деятельность состоит из следующих компонентов: цель деятельности; предмет педагогической деятельности; средства педагогического труда; субъект педагогического труда; его результаты. Педагогический труд как целесообразная деятельность направлен на создание условий для развития и формирования личности человека, следовательно, на формирование подрастающего поколения. Это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим опытом предыдущих поколений, и человеком, только овладевающим им. Через посредство педагогической деятельности осуществляется социальная преемственность поколений, включение растущего человека в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности развивающейся личности в овладении общественным опытом. Специфика целевого компонента педагогической деятельности в том, что ее цель всегда является «социальным заказом». Предмет педагогического труда тоже специфичен. Это не мертвый материал природы, а активное человеческое существо с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий. Таким образом, мы приходим к выводу, что важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца – процесс взаимодействия людей. Человек является предметом, орудием и продуктом педагогической деятельности. Следовательно, цели, задачи и методы обучения и воспитания в педагогической деятельности, определяемые, в конечном итоге, социальными факторами, осуществляются в форме межличностных отношений. Это диктует особые требования к человеку, избравшему профессию педагога, и требует Сформированность его профессионального мастерства.

Литература

1. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1965. – 260 с.

2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967. – 183 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.

4. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы. – М.: Прометей, 1991. – 158 с.

5. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. – Т.2. – Киев: Рад. школа. – 535 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Университетское, 2001. – 272 с.

7. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. – Л.: Просвещение, 1967. – 147 с.