"Звуки,, буквы Х х."

Тема: Звуки [х], [х / ]. Буква Хх.

Цели: Образовательные: познакомить учащихся со звуками [х], [х’] и буквой, которая их обозначает;

учить детей различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и названия соответствующих букв;

совершенствовать навык чтения;

развивать познавательную активность;

расширять словарный запас;

вырабатывать самооценку;

развивать коммуникативные качества.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Мотивация к учебной деятельности.

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

Сядут сначала те ребята, у которых в имени первый звук гласный, потом согласный твердый, а потом – у кого согласный мягкий.

Мы начать урок готовы, будем слушать, рассуждать и друг другу помогать. Мы, как всегда, будем с вами исследователями. Очень хотелось бы, чтобы вы своей работой заслужили это звание. Какие качества мы возьмем с собой?

    Актуализация знаний

В городе Букв сегодня праздник – день рождения буквы. Жители города (звуки и буквы) пригласили нас в гости. Они предлагают сначала нам поиграть.

Игра на деление звуков на гласные и согласные.

На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- Какие гласные буквы указывают на твердость согласных?

Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных?

(На доске прикреплены буквы: ч, ш, с, ж, н и одна буква закрыта –х).

Ребята, вы показали хорошие знания о буквах, обозначающих гласные звуки. А теперь назовем эти буквы.

Что вы можете о них сказать?

Они обозначают согласные звуки.

Почему они такие разноцветные?

Произнесем сначала звуки, которые могут быть и мягкими и твердыми, только твердыми, только мягкими.

3. Введение в тему. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

А) Отгадывание загадки.

А вот эта буковка закрыта. Почему?

Значит, какую поставим перед собой цель?

Наша задача узнать, что это за буква, какие звуки она обозначает.

Тогда вперед за знаниями! Послушайте загадку.

Рос на поле колоском,

На столе лежит куском! (Хлеб )

- Какой звук мы слышим в начале отгадки?

Кто догадался, какая тема нашего урока?

На какие вопросы мы должны будем дать ответ?

Гласный –согласный? Звонкий – глухой? Твердый – мягкий?

Дайте характеристику звуку[х]. Произнесем его.

Какой это звук?

- Звук согласный, не поётся, твердый, глухой. обозначаем синей фишкой.

Попробуем подобрать к нему парный звонкий. (Дети пытаются)

Какой же вывод мы можем сделать о парности звука [х] по звонкости - глухости? (Непарный.)

Б). Звуко-буквенный анализ слова хлеб с составлением схемы на планшете.

- Составим схему слова хлеб.

Сколько слогов в слове?

Покажите схему

Итак, какой же вывод мы можем сделать о качестве звука [х] по твердости - мягкости в этом слове? (Твердый, поэтому в схеме закрашиваем синим цветом.)

Как ласково будет звучать слово хлеб?(хлебушек)

В) Работа в группах.

Определение мягкости и места звука в словах.

Группы выбирают картинки с предметами, в названии которых звук [х] мягкий.

Задания группам:

1. Определите местонахождение и твердость-мягкость звука.

2. Выберите ответственного в группе, это тот, кто будет представлять результат вашей работы

3.Дайте характеристику нового звука.

4. Первичное закрепление.

- Продолжите предложения так, чтобы получилась рифма.

Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: «ха-ха-ха!»

Сочинять он стал стихи. Мы смеялись: «хи-хи-хи!»

Что можно сказать о твердости - мягкости звука [х] в словах Хрюша, петуха, ха-ха-ха!

Что можно сказать о новом звуке в слогах хи-хи-хи и слове стихи? (Согласный, мягкий [х]). Вывод.

Значит, звуки [х], [х"], которые мы сейчас выделили, могут быть твердыми или мягкими, но всегда глухими.

5. Игра «Поймай звук».

Приседают девочки – мягкий. Приседают мальчики – твердый.

хлопок, хурма, хлебница, орехи, горох, мухи.

Сядут все, у кого в имени или фамилии нет звуков х или х.

6. Знакомство с новой буквой. Моделирование.

С какими звуками мы познакомились?

Мы познакомились со звуками [х], [х"].

А как называется буква, обозначающая эти звуки?

Найдём страницу в Азбуке, где живёт буква Х. Сколько букв вы видите?

Они похожи или отличаются?

Почему в азбуке даны две буквы Хх? В каких случаях употребляется заглавная буква X ?

Посмотрите на букву X. На что она похожа? (Вертушка, крылья мельницы.)

Соберите букву Х из палочек или карандашей. Сколько взяли палочек? На какую букву похожа печатная буква Х? Чем? В чем отличие?

На какой улице мы поселим нашего нового жителя в «городе букв»?

В районе согласных, на улице глухих.

7. Включение в систему знаний.

А) Чтение слогов с буквой х.

Ха – хи – хе – хо –хы Ах – их – ех – ох – ых

Б)Составление слов из подвижных слогов.

В)Выборочное чтение слов, стр.39, цепочкой (односложное, двусложные, трехсложные)

Как определяли типы слов?

Г) Составление предложения.

А теперь посмотрите на доску.

– Что вы видите?

Слова. Прочитайте их (столе, хлеб, душистый, на, свежий)

Выйдете к доске ребята, у кого есть такие карточки.

Что можно с ними сделать?

Составьте предложение.

Сколько слов в данном предложении? Кто стоит первым? Почему Даша встала первой? Почему Роме пришлось встать последним?

Сколько слов в предложении?

Запишите его схемой.

Каким ещё может быть хлеб?

Чёрный, белый, вкусный, …

д) Работа в парах.

Ребята, я обратилась к компьютеру, и он выдал вот какие слова: тёплый, душистый, хрупкий, свежий.

Какое слово лишнее? Посоветуйтесь друг с другом.

Хрупкий.

Обоснуйте ответ. Скажите, как нужно относиться к хлебу?

Е) Работа с пословицами.

Послушайте пословицы о хлебе.

Хлеб да каша – пища наша.

Хлеб всему голова.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Что у них общего?

Они все о хлебе.

Ж) Слушание текста.

Прочитаем, почему говорят, что «Хлеб – всему голова» на стр.42 (Читают хорошо читающие дети).

- Как же нужно относиться к хлебу?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какая же тема нашего урока?

Ответили ли мы на вопросы, которые ставили вначале урока? Справились с поставленным целями? Расскажите. что нового вы узнали для себя.

Сможете ли вы отличать букву Х от других букв?

На карточках подчеркните букву Х и запишите внизу цифрой, сколько вы подчеркнули букв.

Низкий уровень (белые карточки):

Ж ж Х Ж Ж Ж ж Ж Х х К К Х К х К Х К К К К К у К к Ж Х К К Х К к К хК Х

Средний уровень (голубые карточки):

ак ах их ки хи ке жит ужм жух жёл хол

суж сух хим жим ким хми ухм кух

Средне-высокий (зелёные карточки):

кружусь жужжу хожу дружу хижина художник

дудочка кухарка хозяйка хризантема пароход

Взаимопроверка.

Самопроверка.

Кто, справился без ошибок? Покажите карточкой - светофор.

Оцените свою работу на уроке. Возьмите фломастер того цвета, который передает ваше настроение. Если вам на уроке было все понятно и вам понравилось – напечатайте большую букву Х. Если вам было что то не понятно – букву Х поменьше, но а если вам ничего не понятно и не понравилась ваша работа – маленькую х.

Дома с родителями вы работаете над проектом «Жили-были буквы». Посмотрите, какие интересные буквы Х приготовили ваши одноклассники.

А теперь нас всех ждет что? Прочитайте(пе-ре-ме-на).

Тема:

Звук (Х) и (Х). Буква Х, х.

Цели:

Обучающая

    Изучить новые звуки (Х) и (Х), букву Х х;

    Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей;

    Расширить представление о мире, словарный запас;

Развивающая

    Развивать частично-поисковую деятельность;

    Развивать мышление, внимание, речь;

    Развивать навык фонетического слуха, навык конструирования.

Воспитательная

    Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему(добрососедство);

    Воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Золотой ключик,

Фото Тима и Тома,

Карточки с дифференцированными заданиями,

- « волшебная палочка»,

Костюмы Мальвины, Буратино, Карабаса- Барабаса, - слайды на тему « Как хлеб пришёл на стол»,

Карточки для конструирования,

- « Стихотворение- загадка» , « Слово рассыпалось».

Ход урока:

    Организация класса.

(В класс входит учительница в костюме Мальвины)

Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я, Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.

(Включается песня из мультфильма « Весёлая зарядка». Дети выполняют движения за Мальвиной.)

Садитесь.

II.Актуализация знании

(Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас – Барабас (К-Б)

К-Б: Что это вы так развеселились?! Расплясались?! Вот только Буратино вам и не хватает!

Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?

К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей, А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться, Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного происходит. И принёс много сложных заданий, Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино. И тогда он будет учиться вместе с вами.

М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!

(К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине).

М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки (Х)и (Х), букву Х

III . Повторение.

М: Начнём работу.

На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? -Назовите их хором.

Почему они относятся к гласным?

Какие ещё звуки есть?

Почему они относятся к согласным?

Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

Какие ещё могут быть согласные звуки?

IV . Работа над темой урока. – К какой группе относится звук (Х)?

- Может ли он быть мягким? Назовите.

Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).

Как стонет больной?

Как мы смеёмся?

Игра « Тим и том»

У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том – друг твёрдых согласных, Тим- друг мягких согласных.

(Весь класс делится на друзей Тома и Тима)

М: Я называю слова. Если в них есть звук (Х)- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима. (хор, хищник, холод, химик, хвост, хлыст).

М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречаются новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук (Х).

(карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников)

Мы выяснили, что звук (Х) может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим.. Давайте, определим звук(Х) глухой или звонкий.

Произнесём его хором?

Глухой или звонкий?

Какой можно сделать вывод? (Звук(Х)- глухой)

Знакомство с буквой.

А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук. Эта буква родится прямо у вас в руках. Для этого нужно лишь развернуть букву К.

Ребята, на что похожа буква Х?

(отвечают дети)

Х- забавная игрушка, деревянная зверюшка.

Х – всё ходит, ходит, ходит, места что- ли не находит?

Кто может показать букву Х при помощи рук и ног?

(чтение по учебнику слогов слияния).

Физминутка.

« Буратино»

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл. Ключик что-ли не нашёл?

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

« Прятки»

Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.

Учитель поворачивается, говорит удивлённо:

Где же все ребята?

Сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место. 1 ,2, 3.

Игра « Буква потерялась»

М: У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук

Прочитайте слова и сразу опишите звук.

Алва, _ леб, _ итрец, _ алат, _обот.

Развитие речи.

Что такое хобот?

У кого он есть? (слон, бабочка)

Для чего он нужен?

Посмотрите на рисунок и расскажите.

Стихотворение –загадка.

Прочитайте стихотворении е –загадку и угадайте пропущенное слово.

Хомяку сказал хорёк:

Твой узок, мой широк.

О чём идёт речь?

Охарактеризуйте звук (Х) в слове « хвост».

Игра «Хвосты»

Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относится.

Если затрудняешься – посоветуйся с соседом.

(после завершения работы карточки сдаются).

Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.

Что это за машина?

Зачем ей хвост?

Игра « Слово рассыпалось»

К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.

Б) 1 ряд пишет на доске.

В) 2 ряд откладывает слово в кассе.

Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хату и выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

К-Б: Ну, удивили так удивили! Как это всё у вас получается? Но вот с этим заданием вам не справиться. Угадайте, что здесь нарисовано.?

(к доске выходят дети и рассказывают подготовленные дома стихотворения)

    Подошёл к ребятам Витя.

Показал листок:

Взгляните!

Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать?

    – Угадал! – сказал Володя.

Это солнышко восходит!

    Возразила сразу Зина:

Здесь арбуза половина!

Сказал, подумав Боря,-

Это гриб, чего тут спорить.

    Головой качает Вася:

Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут нарисован парашют!

Витя свой рисунок взял

Улыбнулся и сказал:

Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай! (ученик вносит каравай хлеба)

М: Ребята, какое важное слово начинается со звука (Х)?

А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

(Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками)

Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья убирает комбайнёр. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.

Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.

« Хлеб- всему голова», « Худ обед, коли хлеба нет»

Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.

Ребята, как вы бережёте хлеб?

Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.

Прочитайте: Комбайнёр, тракторист.

Объясните значение этих слов.

Как можно назвать одним словом? (хлебороб)

У кого из вас родители хлеборобы?

Работа по учебнику.

    Чтение учителем рассказа.

На странице 56 найдите рассказ «Заботливая внучка» послушайте.

(учитель читает)

Что значит « грамотный»?

Считаете ли вы себя грамотными?

3. Чтение рассказа учащимися.

А теперь давайте скажем Карабасу- Барабасу хорошо ли быть грамотными?

V . Итог урока.

Ну что, Карабас – Барабас – выполнили мы твоё задание?

К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового изучили на уроке.

М: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.

К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.

М: Сегодня все хорошо работали. Но лучшим был.. (..). Ему предоставляется право открыть дверь. (Дверь открывается, вбегает Буратино.)

Буратино: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.

М: Всем за хорошую работу мы дарим танец « Буратино»!

(Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас танцуют. Кланяются. Уходят.

Тема: Согласный звук [Х], [Х’], Буква «Х».

Задачи:

Отрабатывать умение детей находить слова, точно оценившие ситуацию;

Совершенствовать способность детей рассуждать, четко выражая свои мысли,

Познакомить с буквой «Х»;

Продолжать учить детей графически записывать предложение в тетради, ориентироваться на листе бумаги

Развивать мелкую моторику руки.

Ход НОД:

Мы сегодня на нашем занятие продолжаем знакомится с новой буквой, учится, а так же наблюдать за словами.

Сегодня я расскажу вам сказку.

Жила была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила и больше всего она любила кушать ………..

А что любила мы посмотрим у меня на доске.

Назовите одним словом (фрукты)

Скажите первые буквы и вы получите имя девочки, нашей героине (Галя)

Однажды мама посадила её обедать, налила суп и дала кусок хлеба, Галя раскапризничалась, кинула хлеб (ведь она была маленькая и в школу еще не ходила)

Не буду есть этот не вкусный хлеб. И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь Каравай.

Рассердился Каравай на Галю и сказал: Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!- Поможем Гале вернуться домой?

Тогда настройтесь на серьезную работу.

И первое задание, вам нужно отгадать загадки, а отгадки у меня на доске закрытые.

Вкусная - превкусная

Круглая - прекруглая

Мама печет,

Всем детям дает (Ватрушка)

Мнут и катают,

В печке закаляют,

А потом за столом

Режут ножом (Батон)

Кольца не простые

Кольца золотые

Блестящие, хрустящие,

Всем на загляденье,

Ну и объеденье (Сушки)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

Да верно это хлеб.

А какой он хлеб?

(румяный, свежий, душистый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Хлеб бывает разный, он полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин «В», который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Ребята, а кто знает откуда к нам пришел хлеб? (из магазина)

Из зернышка вырастает колосок, чтобы вырос колосок, землю боронуют. Удобряют и защищают от вредителей с самолета. Хлеб созрел, его убирают комбайнерами, везут на мукомольный завод и обмалачивают и получают тесто, выпекают и в магазин.

Физминутка:

Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю.

В землю зернышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал и росточек прорастал (медленно встаем)

К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (2 раза)

Второе задание:

С какой буквы начинается слово хлеб? «Х»

Как вы думаете, какой это звук? [Х] - согласный звук (произносится глухо, его нельзя произносить громко)

Он может произносится твердо например (халва) и мягко (хитрец), значит мы можем сказать, что звук [Х] может быть твердым и мягким.

Придумайте слова начинающие на букву «Х»

Холодильник, хурма, химия, хижина, хлебоуборочная машина, халва.

Третье задание:

Рассмотрим букву «Х»

Х - забавная игрушка

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка -

Ветру вольному подружка.

Х - все ходит, ходит, ходит -

Место что ли не находит.

Давайте мы её пропишем в воздухе, и посмотрим из чего она состоит, а состоит она из двух одинаковых, длиной палочек, которые между собой пересекаются.

У вас на столах лежит веревочка нам нужно выложить на листе бумаги букву «Х»

Молодцы, значит мы с вами сказали, что буква Х - согласный звук, бывает твердым и мягким.

Четвертое задание:

Нужно графически записать предложение. Мы уже с вами знаем что такое предложение, что предложение начинается с заглавной буквы, предложение состоит из нескольких слов, и в конце предложения ставится точка.

Кто хочет попробовать у доски.

А мы знаем, что предлоги в, на, за, записываются короткой чертой.

Маша пошлы в магазин.

Папа купил вкусный хлеб.

Повар испек торт.

На полях выращивают хлеб.

Ну молодцы, понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но на последок сказал:

Как вы думаете, что?

(Бережно относится к хлебу, в него вложен труд многих людей, и он очень полезный)

Молодцы, так с какой буквой и с каким мы звуком познакомились?

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
  • Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.
  • Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
  • Развивать внимание, память, мышление, моторику.
  • Предупреждать переутомление детей.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.

Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.

Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».

Ход НОД

Организационный момент

Психогимнастика

— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…

— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

— горлышко «молчит».

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

— Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Упражнение «Пропой песенки».

Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [ х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

— В каком месте слова слышится звук [х]?

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

— Какая картинка здесь лишняя? (утка)

— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

— А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

— У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Физминутка.

Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Знакомство с буквой «Х».

— На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

Ниткопись буквы «Х».

Звуковой анализ слов.

Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».

(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

Муха – мухи, пихта – пихты.

Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие»)

Муха летит. Пихта растёт.

Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».

Составим слова из букв.

(Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

Игра «Живые буквы».

Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.

Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.

Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Упражнение «Подарки для Хрюши».

(С опорой на картинки).

— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

Итог занятия.

Тема. Звук и буква Х.

Цель – создать акустико-артикуляционный образ звука Х и соотнести его с буквой.

Задачи:

    Закрепить зрительный образ изученных букв (а,о,у,м).

    Учить слышать слова со звуком Х в тексте.

    Познакомить со звуком Х и буквой Х.

    Развивать память, общую моторику и координацию движений.

    Воспитывать интерес учащихся к звуковой стороне речи, желание активно работать на занятии.

    Учить самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование.

    Цветные домики для звуков (красные – гласные, синие – согласные).

    Картинка-символ звука Х. Изображение хомяка Хомки.

    Фишки-смайлики.

    Коробочки с материалом для конструирования букв.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Знакомство со звуком Х.

Ребята, отгадайте загадку:

Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так... (показ)
Это делает … (хомяк).

- Знакомьтесь, ребята, это хомяк. Зовут его Хомка. Хомка хороший хомячок, но иногда он любит похвастаться. Он утверждает, что он всё знает. Проверим?

Хомка, а ты знаешь, на какой звук начинается слово хомяк?

Конечно, со звука А.

Ребята, вы согласны с Хомкой? С какого звука начинается слово хомяк?

Сегодня на занятии мы познакомим Хомку со звуком Х и буквой Х.

Учитель-логопед:

Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х.

Повторите, как Вова дул на руки.

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами.

Произнеси XXX и попробуй это почувствовать.

Что мешает воздуху выходить изо рта? (Дети отвечают)

Гласный или согласный звук Х?

Правильно. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук. Запомните!

Ребята, что вы узнали о звуке Х?

2. Упражнение «Кто внимательный?» За правильные ответы вы получите фишки-смайлики.

Запомните слова со звуком [х, х"], которые встретятся вам в сказке.

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы

послушать его удивительные истории.

Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

Ух, ты! - восхитились хомяки.

Что, что потом?! – хором спросили хомяки.

Я... потом...

Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.

Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?! (Г. Юдин)

3. Физкультминутка. (Дети имитируют все движения хомячка.)

Хомка-хомка, хомячок, Подметает хомка хатку

Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.

Хомка раненько встает, Раз, два, три, четыре, пять!

Щечки моет, Хомка хочет сильным стать.

Шейку трет.

Какой первый звук в слове хатка? А знаете ли вы, что такое хатка? Словознайкин познакомит вас с этим словом.

4. Соотнесение звука с буквой.

- Давайте познакомим Хомку с буквой Х.

а) чтение стихотворения и показ картинки

Х всё ходит, ходит, ходит –

Места что ли не находит? (А.Шибаев)

б) Рассматривание буквы. Из каких элементов она состоит, и как они расположены?

в) Конструирование буквы из палочек.

г) Письмо в тетради.

д) Показ буквы при помощи рук, пальцев.

е) На что похожа буква Х?

5. Упражнение «Живые буквы».

Узнайте, о какой букве идёт речь, и покажите её.

Взялись за руки друзья и сказали: Посмотри на колесо

«Ты да я!». А между тем получилась буква…. И увидишь букву …

Буква ходит, ходит, ходит – Стоит в начале алфавита,

Места что ли не находит. Тем она и знаменита.

И узнать её легко –

Буква есть с любом лесу. Ноги ставит широко.

На сук похожа буква ….

6. Игра «Доскажи словечко»

Загадка эта нелегка: Хлоп - и конфета стреляет,

Пишусь всегда через два К: Как пушка!

И мяч, и шайбу клюшкой бей, Каждому ясно: это...

А называюсь я - ... (хоккей). (Хлопушка).

Отгадать легко и быстро: В нашей кухне целый год

Мягкий, пышный и душистый, Дед Мороз в шкафу живёт

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб) (Холодильник)

7. Подведение итогов занятия.

С каким звуком мы познакомились?

Что вы узнали о нём?

Кто помог нам?

Покажите букву Х.

Ребята, подсчитайте фишки, которые вы получили за правильные ответы в течение всего занятия.

Логопед предлагает детям сделать отметки на линейках достижений.