Орден святой инквизиции. Инквизиция - для чего она была создана

Средневековье – эпоха долгих кровопролитных войн, массовых казней и смертельных эпидемий. Возрастающая дикость людей того времени стала первопричиной всех тех кошмаров и ужасов, что окутали Европу.

Святая инквизиция, уже с начала XII века, становится тем самым индикатором человеческой жестокости и стремлений властвовать любой ценой. Её главной задачей стал поиск и истребление еретиков и богоотступников, в лице учёных, оппозиционеров и обычных крестьян. Людей поддавали пыткам, гноили в тюрьмах и отправляли на незатухающее кострище святой инквизиции.

Этимология

Инквизиция (от лат. Inquisitio , «розыски», «расследования») - отдельный судебный институт католической церкви, основными обязанностями которого были выявление и искоренение ереси и богохульства.

Общее название целого ряда учреждений Римско-католической церкви, задачей которых была борьба с ересью.

История возникновения

Начиная с XII века, католическая церковь столкнулась с невиданным ростом альтернативных религиозных направлений в Западной Европе. Дабы утихомирить и побороть оппозиционные движения папство возложило на плечи епископов новые функции, согласно которым они были обязаны выявлять, судить и передавать еретиков светским властям для наказания.

В XII веке император Священной Римской империи Фридрих I Барбосса поручил папе Луцию III разработать схему розыска и раскрытия религиозных преступлений. Папа, воспользовавшись директом обязал всех новоприбывших епископов подбирать себе доносчиков из числа местных жителей, которые должны были уведомлять нового священноиерарха о всех преступлениях против церкви на вверенной ему местности. Епископ собирал все факты злодеяний и направлял их в специальные церковные суды.

Новосозданный церковный суд католической церкви был сформирован в 1215 г. папой Иннокентием III и получил название – «Инквизиция» .

В 1229 г. папой Григорием IX был учреждён специальный церковный трибунал , который занимался поиском, предотвращением и наказанием за распространение ересей.

Суть и средства инквизиции

Суть инквизиции заключалась в определении причастности подсудимого к ереси.

Святая инквизиция занималась поиском еретиков и ведьм, которых обвиняли в связях с нечистой силой. Интересным является тот факт, что помимо инквизиции церкви, преследованием ведьм занимались и светские власти.

Огромное значение приделалось чистосердечному признанию. Внесудебных расправ католическая церковь старалась не допускать, проводя специальные инквизиционные суды. Служащими инквизиции, помимо обычных допросов, применялись и более изощрённые методы получения информации, такие как пытки. Если подозреваемый в ходе «углублённого допроса» выживал, признаваясь и раскаиваясь в содеянном, то материалы его дела передавались в суд.

Обычно приговоры вынесенные инквизиционным судом сводились к смертной казни (сожжении на костре) и исполнялись уже светскими властями.

Исторические этапы

Историю инквизиции можно разделить на 3 хронологических периода:

  • додоминиканский (гонения еретиков до XII века);
  • доминиканский (начиная с Тулузского собора 1229 года);
  • испанская инквизиция .

Первый период характеризовался эпизодическим гонением отдельных иноверцев, а суд над ними составлял лишь малую часть обязанностей епископов.

Во время второго периода начинают создаваться специальные уполномоченные инквизиционные трибуналы, которые находились в руках доминиканских монахов.

Третий период ознаменовался трансформацией инквизиционной системы в аппарат для централизации монархической власти в Испании с притязаниями её монархов на полную политическую и религиозную супрематию в Европе. Отличительной чертой этого периода становится борьба с маврами и евреями. Позже, уже с помощью Иезуитского ордена, создается новая боевая сила католической реакции XVI века против протестантизма.

Испанская инквизиция

Инквизиция в Испании берёт своё начало с XIII века и является самой жестокой и кровавой за всю историю гонений католической церкви. Своего апогея она достигла уже в XV веке, благодаря булле Папы Сикста IV, в которой определялись принципы соблюдения церковных доктрин, религиозного обращения в христианство, как истинную веру, всех иудеев (в марран) и мусульман (в моррисков) и обнаружение ересей, с последующим их разоблачением.

Регулярные преследования иноверцев начинаются с момента реформирования инквизиционной системы Фердинандом II Арагонским и Изабеллой Кастильской впоследствии объединения Арагона и Кастилии в одну монархию.

В 1480 году в городе Севилья впервые был создан специальный инквизиционный трибунал , цель которого заключалась в преследовании людей, тайно выполнявших еврейские обряды.

В 1483 году с одобрения папы Сикста IV верховным инквизитором становится духовный наставник королевы Изабеллы Кастильской – , который и сделал своё имя синонимом кровожадности и фанатической жестокости, погубившей и искалечившей сотни тысяч жизней.

Основным призванием Торквемады стало полное религиозное и политическое объединение Испании. Создавалась целая сеть специальных инквизиционных учреждений, в которую входили Центральный инквизиционный совет и четыре местных трибунала, число которых вскоре увеличили до 10.

Кроме того, государственная власть Испании охотно возложила на плечи инквизиторов роль цензоров, которые тщательно проверяли и запрещали все, по их мнению, безнравственные и еретические книги, а их авторы подвергались гонению и пыткам.

Объектами гонений становились не только еретики, но и активные политические деятели. Очень часто даже зажиточные граждане оказывались в роли жертв, имея вполне «правильные» христианские верования.

Кроме уже привычных пыток, очень популярными становились и так называемые акты веры (аутодафе) , смысл которых заключался в публичном сожжении неугодных Торквемаде и испанской короне инакомыслящих граждан. Впоследствии эти процессы поставили на поток, уничтожая богатых и статусных людей, при этом изымая всё их имущество в пользу государственной казны и инквизиционных органов.

Точное число жертв испанской инквизиции проводимой Торквемадой в период с 1481 по 1498 год до конца не выяснено, но согласно подсчетам, проводимым в начале XIX века, количество пострадавших могло достигать 100 000 человек . Почти 9 тыс. мужчин и женщин были сожжены на костре, 6,5 тыс. – удушены и больше 90 тыс. подверглись пыткам и принудительной конфискации.

Однако, существует и более новые данные, согласно которым, «великий инквизитор» Торквемада, виновен в сожжении только 2 тыс. человек, а значит цифры жертв испанской инквизиции существенно преувеличены. Но это только часть правды, полную картину и точное количество пострадавших мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Православная инквизиция в Российской империи

Позиция Православной Церкви касательно еретиков кардинально отличалась от тех принципов, которыми руководствовалась Западная (католическая) инквизиция.

Инквизиция в России (Российской империи) была введена в 1721 году, когда царь Петр I создал Святейший Синод , с прописанным в нем Духовным Регламентом . Одним из пунктов этого закона назначалась специальная должность – «Протоинквизитор», которую занял иеромонах Пафнутий. Согласно новым нормам, в каждой епархии находился свой «провинциал-инквизитор», которому подчинялись обычные «инквизиторы» из городов и уездов.

Инквизиторы православной церкви, как правило, являлись фискалами, а объектом их внимания выступало духовенство и то, что было связано с его деятельностью.

В круг обязанностей инквизитора входило:

  • наблюдение за выполнением церковнослужителями правил Духовного Регламента;
  • недопущение симонии (покупки или продажи церковных должностей, сана);
  • проверка на соответствие занимаемой должности (архимандрита или игумена);
  • выполнение духовенством Святых правил.

Помимо основных своих функций, инквизиторы следили за взиманием налогов с раскольников. Если среди староверов появлялся духовный наставник – его незамедлительно доставляли в Синод, не допуская распространения старообрядческих верований. Кроме того, инквизиторы были обязаны следить за выполнением государственных законов, как среди священнослужителей, так и среди крестьян.

Духовная инквизиция в России просуществовала недолго и была уничтожена Екатериной I.

Окончание инквизиции

Начиная с эпохи Просвещения, инквизиция начала терять свои позиции.

Ярым противником инквизиционного движения выступил Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу (Помбал), который являлся первым министром короля Португалии Жозе I. С его подачи уже в 1771 году инквизицию лишили права цензуры и полностью ликвидировали аутодафе (акт веры, сожжение на костре), а в 1774 году полностью запретили применение пыток к заключённым.

В 1808 году французский император Наполеон I Бонапарт полностью отменил инквизицию на захваченных им территориях Испании, Италии и Португалии. Позже, папа Пий VII окончательно запретил использование пыток.

После португальской революции 1820 года, инквизиция была окончательно отменена на территории всего государства, а с 1821 года от неё отказались и испанские колонии Латинской Америки.

В 1834 году указом королевы Марии Кристины Бурбон-Сицилийской инквизиция в Испании была окончательно отменена.

Из-за невозможности дальнейшего возрождения средневековых инквизиционных движений, уже в 1835 году папа Григорий XVI официально упраздняет все местные инквизиционные трибуналы, оставляя лишь Священную канцелярию, в обязанности которой входило лишь отлучение от церкви (анафема) и издание Индекса запрещённых книг.

В 1966 году папа Павел VI официально упраздняет инквизицию, создавая вместо неё Конгенерацию вероучений и отменяя Индекс.

12 марта 2000 года папа Иоанн Павел II совершил обряд покаяния за грехи сыновей церкви и их преступлений во времена инквизиции.

Книги и фильмы об инквизиции

События, происходившие в эпоху Святой Инквизиции, нашли своё отражение и в литературе. Среди самых известных книг об инквизиции можно выделить:

  • рассказ «Колодец и маятник» (авт. Эдгар Аллан По, 1842);
  • роман «Лейденская красавица» (авт. Генри Райдер Хаггард, 1901);
  • исторический роман «Прекрасная Маргарет» (авт. Генри Райдер Хаггард, 1907);
  • исторический роман «Псы Господни» (авт. Рафаэль Сабатини, 1928);
  • роман «Имя розы» (авт. Умберто Эко, 1980);
  • роман «Воспоминание о монастыре» (авт. Жозе Сарамаго, 1982).

Среди наиболее значимых фильмов , отразивших события времён кровавой инквизиции, стоит отметить:

  • «Страсти Жанны д’Арк» (1928);
  • «Галилео Галилей» (1968);
  • «Джордано Бруно» (1978);
  • «Инквизитор: колодец и маятник» (1990);
  • «Воин Бога» (1999);
  • «Жанна д’Арк» (1999);
  • «Во времена ведьм» (2005);
  • «Палач» (2005);
  • «Страшный суд» (2006);
  • «Черная смерть» (2010).

Возникновение и существование на протяжении многих веков специальных папских трибуналов (инквизиции) является самой позорной и мрачной страницей в истории католической церкви. У большинства современных людей деятельность инквизиторов обычно ассоциируется с «темными веками» раннего Средневековья, но не прекращалась она даже в периоды Ренессанса и Нового времени. Появление инквизиции было связано с деятельностью Доминика Гусмана (доверенного сотрудника папы Иннокентия III) и созданного им монашеского ордена.

Папа римский Иннокентий III



Доминик Гусман, портрет неизвестного художника, национальный музей Амстердама

Первыми жертвами церковных трибуналов стали катары (известные так же, как альбигойцы, от города Альби), «впавшие в ересь» жители Аквитании, Лангедока и Прованса. Название «катары» происходит от греческого слова «чистый», однако сами «отступники» обычно называли себя «добрыми людьми», а свою организацию – «Церковью любви». В XII веке на юге Франции также появилась и получила большую популярность секта вальденсов (по имени лионского купца Пьера Вальдо), которая была признана еретической на веронском соборе 1184 года. Общим для всех таких еретических сект было осуждение стяжательства иерархов официальной церкви, отрицание пышных церемоний и обрядов. Предполагают, что Учение катаров пришло в Западную Европу с Востока, и тесно связано с манихейскими сектами и гностическими учениями. Непосредственными предшественниками и «учителями» катаров, вероятно, были, византийские павликиане и болгарские богомилы. Но, вообще-то, строгого «канона» учения «добрых людей» не было, и некоторые исследователи насчитывают до 40 различных сект и течений. Общим было признание бога-творца этого Мира злым демоном, пленившим частицы божественного света, коим и являются человеческие души. Состоящая из света душа устремлена к Богу, но тело его тянется к Дьяволу. Христос же не является ни Богом, ни человеком, он – Ангел, явившийся, чтобы указать единственный путь к спасению через полное отрешение от материального мира. Проповедников катаров называли "ткачами", т.к. именно эту профессию чаще всего избирали они для натурализации на новом месте. Их можно было узнать по изможденному виду и бледным лицам. Это были "совершенные" – учителя, подвижники веры, основной заповедью которых был запрет проливать чью-либо кровь. Иерархи католической церкви забили тревогу: целые области Европы выходили из под контроля Рима из-за секты, проповедовавшей какое-то не вполне христианское смирение и воздержание. Самым страшным казался покров тайны, окружавший еретиков: "Клянись и лжесвидетельствуй, но не раскрывай тайны", – гласил кодекс чести катаров. Доверенный сотрудник папы римского Иннокентия III Доминик Гусман отправился в Лангедок, чтобы личным примером укрепить авторитет католической церкви, но "один в поле не воин: Доминик проиграл "совершенным" соревнование в аскетизме и красноречии. Озлобленный неудачей, он доложил своему патрону, что страшную ересь катаров можно сломить только военной силой и вторжение крестоносцев в Лангедок было решено. Этот недостойный поступок не помешал канонизации Доминика, но прошли века и в поэме "Орлеанская девственница" Вольтер был беспощаден, описывая адские мучения основателя ордена доминиканцев:

…Вечные мученья
Я по заслугам на себя навлек.
На альбигойцев я воздвиг гоненья,
А в мир был послан не для разрушенья,
И вот горю за то, что сам их жег.

Крестовые походы на Лангедок более известны как Альбигойские войны. Они начались в 1209 году. Вопрос примирения с официальной католической церковью первое время еще можно было решить путем денежных выплат: «добровольно раскаявшиеся» выплачивали штраф папе, люди, принужденные к «покаянию» на епископском суде, приговаривались к конфискации имущества, остальных ждал костер. Покаявшихся никогда не было слишком много. Доминик Гусман с начала военных действий стал советником военного руководителя крестоносцев Симона де Монфор.


Доминик Гусман и Симон де Монфор

До нашего времени дошло жуткое описание штурма альбигойского города Безье, которое оставил Цезарий Гейстербахский:

"Узнав из возгласов, что там (во взятом городе) вместе с еретиками находятся и православные, они (воины) сказали аббату (Арнольду-Амори, аббату цистерцианского монастыря Сито): "Что нам делать, Отче? Не умеем мы отличить добрых от злых". И вот аббат (а также и другие), боясь, чтобы еретики из страха смерти не прикинулись православными, а впоследствии опять не вернулись к своему суеверию, сказал, как говорят: "Бейте их всех, ибо Господь признает своих".

Несмотря на то, что силы противоборствующих сторон были не равны, лишь в марте 1244 года пал последний оплот катаров – Монсегюр.

Монсегюр

274 "совершенных" (они не имели права сражаться с в руках) тогда взошли на костер, прочим защитникам крепости (которых оказалось около 100 человек) враги предложили сохранить жизнь, признав Святую троицу, таинства и папу. Часть из них согласилась, но какой-то монах распорядился привести собаку и стал поочередно предлагать альбигойцам нож: чтобы доказать истинность отречения, они должны были ударить им животное. Никто из них не пролил крови невинного существа и все были повешены. После этого началась «зачистка» мятежных областей от еретиков. В выявлении тайных катаров крестоносцам усердно помогали как правоверные католики, так и просто нечестные люди, которые с помощью доносов стремились избавиться от своих врагов или кредиторов. Любопытно, что под подозрением тогда оказались все худые и плохо одетые люди, которых крестоносцы часто принимали за странствующих проповедников катаров. В Испании, например, в результате такой ошибки были казнены пять монахов-францисканцев. Данная ситуация потребовала создания специальных комиссий, которые решали бы вопрос о причастности конкретного человека к ереси. Доминик часто выступал в качестве «эксперта» и, в знак признания его заслуг, Симон де Монфор в 1214 г. передал ему «доход», полученный от разграбления одного из альбигойских городов. В том же году богатые католики Тулузы передали ему в дар три здания. Эти подарки стали основой для создания нового религиозного ордена монахов-доминиканцев (1216 г.). Основным родом его деятельности стала борьба с ересью в любых ее проявлениях, что выразилось, прежде всего, в сборе компрометирующих материалов на горожан. Поэтому в 1235 г. доминиканцы были изгнаны из Тулузы (увы, через два года они вернулись в нее) и вынуждены были искать прибежища в других городах Франции и Испании. Однако и там обстановка всеобщей враждебности долгое время заставляла их селиться далеко за городской чертой. Доминик Гусман был канонизирован в 1234 г. (через тринадцать лет после смерти). По свидетельству инквизитора Гийома Пелиссона, по этому поводу доминиканцы Тулузы устроили торжественный обед, во время которого было получено сообщение о том, что одна из умиравших поблизости женщин получила «консалументум» – катарский эквивалент обряда причащения перед смертью. Достойные преемники святого Доминика немедленно прервали трапезу и сожгли несчастную на графском лугу.

Поначалу доминиканцы разыскивали еретиков по собственной инициативе, Но уже в 1233 г. папа Григорий IX издал буллу, которая официально возлагала на них ответственность за искоренение ересей. Более того, доминиканцам была дана власть отрешать заподозренных духовных лиц сана. Несколько позже было объявлено об учреждении постоянного трибунала, членами которого могли быть только доминиканцы. Это решение и стало началом официальной истории папской Инквизиции. Приговоры, выносимые инквизиторами, не подлежали апелляции, а действия их были настолько бесцеремонными, что вызывали законное возмущение даже у местных епископов. Их противодействие действиям инквизиторов было в то время настолько открытым, что Собор 1248 г. в специальном послании угрожал непокорным епископам недопущением в их собственные церкви, если они не будут соглашаться с приговорами доминиканцев. Лишь в 1273 г. папой Григорием X был найден компромисс: инквизиторам предписывалось действовать во взаимодействии с местными церковными властями и трений между ними больше не возникало. Допросы подозреваемых сопровождались самыми изощренными пытками, во время которых палачам дозволялось все, кроме пролития крови. Однако иногда кровь все же проливалась, и папой Александром IV в 1260 г. инквизиторам было дано разрешение отпускать грехи друг другу за любые «непредвиденные случайности».

Что касается правовой основы деятельности Инквизиции, то им стало законодательство Римской империи: римское право содержало около 60 положений, направленных против ереси. Предание огню, например, в Риме было стандартным наказанием за отцеубийство, осквернение храма, поджог, колдовство и измену. Поэтому наибольшее количество сожженных жертв оказалось на территории стран, ранее входивших в Римскую империю: в Италии, Испании, Португалии, южных областях Германии и Франции. А вот в Англии и Скандинавии действия инквизиторов не получили такого размаха, поскольку законы этих стран были взяты не из римского права. В Англии, к тому же, были запрещены пытки (это не значит, что они не применялись). Тем не менее, процессы против ведьм и еретиков в этой стране были несколько затруднены.

Как же на практике осуществлялась деятельность инквизиторов? Иногда инквизиторы прибывали в город или монастырь тайно (как об этом рассказывается в романе Умберто Эко «Имя розы»). Но чаще об их визите население оповещалось заранее. После этого тайным еретикам давалось «льготное время» (от 15 до 30 дней) в течение они могли покаяться и вернуться в лоно церкви. В качестве наказания таковым обещалась епитимья, которая обычно представляла собой публичную порку по воскресеньям на протяжении всей жизни(!). Другой формой епитимьи было паломничество. Человек, совершающий «Малое паломничество» обязан был посетить 19 местных святых мест, в каждом из которых его хлестали розгами. «Большое паломничество» предполагало путешествие в Иерусалим, Рим, Сантьяго-де-Компостелло или Кентербери. Длилось оно несколько лет. За это время дела еретика приходили в упадок и семья разорялась. Ещё одним путем заслужить прощение было участие в крестовых походах (воевать грешники должны были от двух до восьми лет). Количество еретиков в крестоносных армиях постепенно увеличивалось, и папа римский стал опасаться, что Святая земля окажется «заражена» их учениями. Поэтому такая практика скоро была запрещена. Другой весьма интересной и привлекательной (для самих инквизиторов) формой епитимьи стали штрафы. Позже в головы иерархов католической церкви пришла светлая мысль, что плату за грехи можно брать и заранее – и по дорогам Европы поехали многочисленные «торговцы небом» (так писатели-гуманисты эпохи Реформации называли продавцов печально знаменитых индульгенций).

Покончив с «добровольцами», инквизиторы начинали поиск тайных еретиков. Недостатка в доносах не отмечалось: искушение свести счеты со старыми врагами было слишком велико. Если на человека доносили два свидетеля, его вызывали на инквизиционный трибунал и, как правило, брали под арест. Пытки помогали добиваться признания практически во всех случаях. Ни общественное положение, ни всенародная слава не спасали от приговора. Во Франции, например, по обвинению в сношениях с демонами были казнены народная героиня Жанна д`Арк и ее соратник – маршал Франции барон Жиль де Ре (вошедший в легенды под прозвищем «герцог Синяя борода»). Но были и исключения из правил. Так знаменитый астроном Кеплер после многих лет тяжбы сумел доказать невиновность своей матери, обвиненной в колдовстве. Ставший прототипом доктора Фауста Агриппа Нестгеймский спас женщину, приговоренную за колдовство к сожжению на костре, обвинив в ереси самого инквизитора: настояв на повторном крещении обвиняемой, он заявил, что инквизитор своим обвинением отрицает великое таинство, которому подверглась подсудимая, и тот был даже приговорен к штрафу.


Генрих Агриппа Нестгеймский

А получившему вызов в инквизицию Мишелю Нострадамусу удалось бежать из Франции. Он совершил путешествие по Лотарингии, Италии, Фландрии, а когда инквизиторы покинули город Бордо, вновь вернулся в Прованс и даже получил пенсию от парламента этой провинции.

В Испании инквизиция поначалу действовала не более активно, чем в других странах Западной Европы. Более того, в Кастилии, Леоне и Португалии инквизиторы появились лишь в 1376 г. – на полтора столетия позже, чем во Франции. Ситуация изменилась в 1478 г., когда королева Кастилии Изабеллы и ее супруг, будущий король Арагона (с 1479 г.) Фердинанд учредили собственную инквизицию. В феврале 1482 г. великим инквизитором Испании был назначен приор монастыря в Сеговии Томас де Торквемада. Именно он стал прототипом главного героя знаменитой «Притчи о Великом Инквизиторе» романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». В 1483 г. он был назначен главой высшего Совета инквизиции (Супремы) – генеральным инквизитором и именно ему выпала сомнительная честь стать олицетворением Инквизиции в самых мрачных ее проявлениях.


Томас де Торквемада

Личность Торквемады весьма противоречива: с одной стороны, он был строгим вегетарианцем, отказался от сана кардинала, всю жизнь носил грубую рясу доминиканского монаха. С другой стороны, обитал он в роскошных дворцах и народу являлся в сопровождении свиты из 50 всадников и 250 солдат. Особенностью испанской инквизицией стала ее ярко выраженная антисемитская направленность. Так, из всех осужденных инквизицией в Барселоне за период от 1488 до 1505 г.г. 99,3% были «конверсос» (насильно крещенные евреи, уличенные в исполнении обрядов иудаизма), в Валенсии между 1484-1530 г.г. таковых оказалось 91,6 %. Преследование евреев имело печальные последствия для экономики страны, король Фердинанд понимал это, но был непреклонен: «Мы идем на это, несмотря на очевидный вред для нас самих, предпочитая спасение наших душ нашей собственной выгоде», – писал он своим придворным. Преследованиям подвергались также крещенные потомки мавров (мориски). Карлос Фуэнтес писал, что в конце XV века «Испания изгнала чувственность с маврами и интеллект с евреями». Наука, культура, промышленное производство пришли в упадок, и Испания на долгие столетия превратилась в одну из наиболее отсталых стран Западной Европы. Успехи испанской королевской инквизиции в борьбе с инакомыслящими оказались настолько велики, что в 1542 г. по ее образцу была реконструирована папская инквизиция, которая отныне стала именоваться «Священная конгрегация римской и вселенской инквизиции» или просто – «Священная канцелярия». Решающий удар по испанской инквизиции был нанесен в 1808 г., когда армия наполеоновского маршала Иоахима Мюрата оккупировала эту страну. Времена изменились, но не изменились инквизиторы, которые сочли возможным арестовать секретаря Мюрата – известного филолога и воинствующего атеиста. Мюрат не понял юмора данной ситуации и, вместо того, чтобы весело посмеяться над удачной шуткой «святых отцов», отправил к ним своих лихих кавалеристов.


Иоахим Мюрат

В непродолжительном богословском диспуте драгуны проявили себя достойными наследниками великих французских философов: они с легкостью доказали своим оппонентам и глубокую ошибочность занятой ими позиции, и абсолютную ненужность существования их архаичной организации. 4 декабря 1808 г. Наполеоном был подписан указ о запрете инквизиции и конфискации ее собственности. В 1814 г. восстановленный на испанском троне Фердинанд VII Бурбон издал указ о восстановлении инквизиции, но это было похоже на попытку реанимировать уже разложившийся труп.


Фердинанд VII Бурбон, король Испании, в 1814 г. попытавшийся возродить инквизицию

В 1820 г. жители Барселоны и Валенсии разгромили помещения инквизиции. В других городах «святые отцы» также чувствовали себя весьма неуютно. 15 июля 1834 г. королевский запрет инквизиции положил конец этой агонии.

В то время, как «собственная» инквизиция монархов Испании охотилась на тайных иудеев и морисков, папская инквизиция нашла нового противника в Центральной и Северной Европе. Врагом церкви и Бога оказались ведьмы, и в некоторых деревнях и городах Германии и Австрии скоро почти не осталось женщин.


Виктор Монсано-и-Мехорада. Сцена инквизиции

До конца XV века католическая церковь считала колдовство обманом, который сеет дьявол. Но в 1484 г. папа римский признал реальность колдовства, а Кёльнский университет в 1491 г. опубликовал предостережение, что всякое оспаривание существования колдовства повлечет за собой преследование инквизиции. Таким образом, если ранее ересью считалась вера в колдовство, то теперь таковой объявлялось неверие в него. В 1486 г. Генрих Инститорис и Яков Шпренгер издали книгу «Молот ведьм», которую одни исследователи называют «самой постыдной и непристойной во всей истории Западной цивилизации», другие – «руководством по сексуальной психопатологии».


"Молот ведьм"


«Где много женщин, там много ведьм». Генрих Крамер, иллюстрация к «Молоту ведьм», 1486 г.

В данном труде авторы заявили, что силы тьмы беспомощны сами по себе и способны творить зло лишь с помощью посредника, которым и является ведьма. На 500 страницах подробно рассказывается о проявлениях колдовства, различных способах установления контакта с дьяволом, описываются совокупления с демонами, приводятся формулы и рецепты экзорцизма, правила, которые необходимо соблюдать при обращении с ведьмами. Хроники тех лет просто переполнены описанием казней несчастных женщин.


Вилльям Рассел. Сожжение ведьмы

Так, в 1585 г. в двух германских деревнях после визита инквизиторов в живых осталось по одной женщине. А в Трире за период с 1587 по 1593 г.г. сжигалось по одной ведьме в неделю. Последние жертвы «Молота ведьм» были сожжены в Сегедине (Венгрия) в 1739 г.


Суд над ведьмой: иллюстрация к роману В. Брюсова «Огненный ангел»

В XVI веке протестанты уничтожили вековую монополию католического духовенства на знание и трактовку священных текстов Евангелия и Ветхого Завета. В ряде стран были осуществлены переводы Библии на местные языки, стремительное развитие книгопечатания резко понизило стоимость книг и сделало их доступными широким слоям населения.

«До книгопечатания реформация была лишь расколом, – писал В. Гюго, – книгопечатание превратило её в революцию».

Стремясь предотвратить распространение идей Реформации, трибуналы инквизиции ввели новую форму цензуры. В 1554 г. появился печально знаменитый «Индекс запрещенных книг», в который вошли сочинения Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, сказания о короле Артуре, Талмуд, 30 переводов Библии и 11 переводов Нового Завета, труды по магии, алхимии и астрологии. Последнее полное издание «Индекса» появилось в Ватикане в 1948 г. В числе запрещенных авторов оказались Бальзак, Вольтер, Гюго, отец и сын Дюма, Золя, Стендаль, Флобер и многие другие. Лишь в 1966 г. здравый смысл все же восторжествовал и «Индекс запрещенных книг» был упразднен.

Век XVIII принес инквизиции новые заботы: 25 июля 1737 г. во Флоренции состоялась тайная конференция Священной канцелярии, на которой присутствовали папа римский, три кардинала и генеральный инквизитор. Темой обсуждения стали масоны: высшие иерархи Рима были убеждены, что масонство является лишь прикрытием для новой и чрезвычайно опасной ереси. 9 месяцев спустя папа Климент XII издал первую из длинного ряда булл, посвященных осуждению масонства. Однако и на этом фронте католический Рим ожидали неудачи и поражения, тем более обидные, что к голосу руководства не прислушались сами священнослужители. Угрозы и обещания кар не действовали: в Майнце масонская ложа почти полностью состояла из духовных лиц, в Эрфурте ложу организовал будущий епископ этого города, а в Вене активными масонами стали два королевских капеллана, ректор теологического заведения и два священника. Отдельные масоны арестовывались инквизицией (например, Казанова и Калиостро), но на общей тенденции распространения «масонской заразы» это никак не отразилось.

Инквизиция под названием Конгрегация доктрины веры существует и поныне. Более того, данный департамент является самым важным в иерархии Ватикана и во всех документах указывается первым. Официальным главой Конгрегации является сам папа, а высшим должностным лицом (современным великим инквизитором) – префект этого департамента. Глава судебного отдела Конгрегации и, как минимум, двое его помощников, по традиции являются доминиканцами. Смертных приговоров современные инквизиторы, разумеется, не выносят, но не ортодоксально мыслящие христиане от церкви отлучаются до сих пор. Отец Херинг, немецкий теолог-моралист, например, счел разбирательство его дела Конгрегацией доктрины веры более унизительным, чем те четыре случая, когда он представал перед судом во времена III Рейха. Может показаться невероятным, но для того, чтобы оказаться не правоверным католиком, в наши дни достаточно открыто высказаться за контроль над рождаемостью (аборты, современные методы контрацепции), развестись, выступить с критикой деятельности местного епископа или папы (принятый в 1870 г. тезис о непогрешимости римского папы никто не отменял), выразить сомнение в возможности воскрешения из мертвых. До сих пор отрицается легитимность англиканской церкви всех прихожан которой Ватикан считает еретиками. Некоторые наиболее радикальные защитники окружающей среды из числа «зеленых» в 80-х годах ХХ века обвинялись в обожествлении природы и, следовательно, в пантеизме.

Однако время идет вперед, и в деятельности Ватикана отмечаются обнадеживающие тенденции. Так, в 1989 г. папа Римский Иоанн Павел II признал, что Галилей был прав, этот же папа от имени католической церкви публично покаялся за преступления, совершенные ею против инакомыслящих (еретиков) и православных христиан. Ходят упорные слухи о скором признании правоты Джордано Бруно. Эти события дают основания надеяться, что процессы демократизации католической церкви будут продолжены, и папская инквизиция действительно и навсегда прекратит свою деятельность.

Мрачные фигуры в рясах силой тащат на площадь заплаканную простоволосую девушку. Худощавый монах зачитывает приговор, и на его суровом лице горят священной яростью запавшие глаза. Обвиняемая молит о пощаде, но палачи непреклонны. Фанатичная вера заставляет их проливать все новую кровь во славу Господа. Под ликование толпы грешницу пожирает пламя.

Такой или примерно такой образ обычно приходит в голову, когда заходит речь об инквизиции. Но так ли все было на самом деле? Об инквизиции существует немало стереотипов. Какие из них правдивы, а какие - не более чем дитя от брака неведения с пристрастностью?

Сравним же типичные стереотипы об инквизиции с реальностью.

Суд инквизиции

Стереотип: Инквизиция существовала в средневековье.

И в средневековье тоже. Временем начала инквизиции стоит считать первую половину ХIII века. Религиозные репрессии существовали задолго до этого, но развитой организации для искоренения ереси еще не существовало. Усиление церкви при папе Иннокентии III, амбициозное стремление каждого папы стать «царем над царями» и угроза альбигойской ереси на юге Франции требовали новых средств для укрепления вертикали власти. Поиск и осуждение еретиков тогда были обязанностью местных епископов. Но епископ мог опасаться злить свою паству, а мог быть просто подкуплен, потому для репрессий лучше подходил «ревизор» со стороны.

На заметку: слово «инквизиция» переводится с латыни как «расследование». Соответственно, инквизитор - следователь. Официальное название данной конторы звучит как «Святой отдел расследований еретической греховности». В оригинале - Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium. Святая инквизиция - сокращение.

Папа Григорий IХ, идейный последователь Иннокентия, передал борьбу с ересью в ведение монашеских орденов, в основном доминиканского ордена. Так родилась инквизиция как развитая централизованная организация профессиональных искоренителей вредных идей.

Инквизицию можно условно разделить на папскую (так называемую Вселенскую) и государственную. Деление условно, поскольку на государственную инквизицию оказывал влияние Ватикан, а на папскую - местные власти. Государственная инквизиция действовала в Испании и Португалии и была создана по инициативе их монархов. Вселенская инквизиция была подчинена непосредственно папе и действовала в основном в Италии, на юге Франции и на островах Средиземного моря. Папские инквизиторы обычно не имели постоянного места работы и переезжали с места на место - туда, где им было с чем бороться. Инквизитор не путешествовал с целой армией сотрудников. Местный епископ и светский правитель предоставляли ему все необходимое, включая людей.

Конец инквизиции вовсе не совпадает с концом средневековья. Она успешно пережила Возрождение, Реформацию, Новое время и лишь в эпоху Просвещения получила удар, от которого не оправилась. Новая эпоха - новая мораль: в XVIII веке в большинстве европейских стран деятельность инквизиции была запрещена. В государствах, где католицизм был особенно силен, вроде Испании и Португалии, эта организация дожила до начала ХIХ века. Так, испанская инквизиция была упразднена только в 1834 году и за несколько лет до этого даже подписала осужденному смертный приговор.

Римская же инквизиция пережила даже XIX и XX века и существует до сих пор под именем Конгрегация доктрины веры. Конечно, это уже совсем не та инквизиция, одно упоминание которой наводило ужас. Ни о каких наказаниях еретиков или язычников речи не идет в принципе. Занимается Конгрегация в основном проверками католических священников. Правильно ли те проповедуют, верно ли трактуют Библию прихожанам, не позорят ли церковь аморальным поведением, и тому подобное. Самое страшное, что может последовать за проверкой современной инквизиции, - лишение церковного сана.

Святой Доминик, основатель того самого ордена. Обратите внимание на собаку с факелом слева - символ ордена. Интересно, что «доминиканцы» на латыни созвучно со словосочетанием «псы господни»
(Dominicanes - Domini canes).

Стереотип: Инквизиция существовала только на территории католических стран Западной Европы.

И да и нет. Инквизиция как развитая, дисциплинированная и влиятельная организация действительно существовала только в католической Европе. Но гонения на еретиков и сожжение ведьм, действия, которыми славится инквизиция, имели место и в других странах. Более того, по сравнению с некоторыми некатоликами инквизиторы кажутся образцом гуманности и терпимости.

Один из известнейших протестантских лидеров Жан Кальвин четко сформулировал свою доктрину «правильной» веры и инаковерующих называл еретиками. В Женеве под властью Кальвина ересь приравнивалась к государственной измене и наказывалась соответственно. Роль инквизиции в Женеве выполняла консистория из двенадцати старейшин. Как и католические инквизиторы, старейшины лишь устанавливали вину, оставляя наказания светским властям. За пять лет смертный приговор был вынесен пятидесяти восьми религиозным преступникам, еще больше село в тюрьму. Идейные наследники Кальвина достойно продолжали его дело.

Несмотря на отсутствие в ранних русских правовых памятниках норм о применении смертной казни через сожжение летописные источники сообщают о нескольких случаях ее применения. Первое упоминание о сожжении содержатся в летописной записи за 1227 год - в Новгороде сожгли четырёх волхвов

«Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год, Григорий Григорьевич Мясоедов

На заметку:

«Молот ведьм» (Malleus Maleficarum в оригинале) - знаменитое пособие для инквизиторов, авторства Генриха Крамера и Якоба Шпренгера. Даже малознакомые с историей люди слышали об этой книге. О чем же она повествует? О страшных пытках? Далеко не только.

Трактат разбит на три части. Первая из них - общефилософские размышления о ведьмовстве. Какова природа ведьмы? как ведьма связана с дьяволом? почему Бог допускает существование ведьм? - вот главные вопросы первой части. Что интересно, ведьмовство, по мнению авторов, неразрывно связано с женской сексуальностью. Представление об именно женской склонности к греху типично для тех времен.

Вторая часть книги посвящена рассмотрению способностей ведьм и средств защиты от колдовства. Какие виды чар может наслать ведьма? В каких случаях ангел-хранитель способен защитить от чар? Как исцелить одержимого? И только в третьей части уже присутствуют инструкции для инквизитора: как искать ведьм, вести следствие, и т.д. Много страниц посвящено сугубо юридической стороне вопроса. Да, и пытки тоже есть.

«Трибунал инквизиции», Ф. Гойя (1812-1819)

Стереотип: Любое инакомыслие в глазах церкви - ересь.

Слово «ересь» имеет четкое определение. Ересь - это неверное (с точки зрения господствующей доктрины) понимание священного текста. Иначе говоря, еретик признает Библию священным писанием, но не согласен с ее официальной трактовкой. То есть для христианина еретиком может быть «неправильный» христианин, но не атеист и не язычник. Например, для католика еретиком будет, например, катар, но и для катара католик - самый настоящий еретик.

Иноверцы же не подпадают под юрисдикцию церкви и потому не могут быть осуждены инквизицией. Из-за этого, кстати, святой отдел расследований слабо прижился в колониях - европейцев-христиан там меньше, чем туземцев. Индейца нельзя было осудить за язычество, а вот крестьянку, молящую идол о плодородии, можно - она крещена.

Занятие наукой или, например, оккультизмом также сами по себе не делают человека еретиком. Впрочем, попасть на суд инквизиции можно не только за ересь, ведь колдовство - отдельная «статья». Да и за богохульство или аморальные деяния (разврат и содомия) можно было ждать серьезных неприятностей.

Стереотип: Инквизиторы искореняли ересь, потому что были религиозными фанатиками.

Так легко действия, мотивы которых не ясны, списать на глупость и на этом успокоиться! Человек всего лишь молится по-другому, а его убивают за это - глупо же! Конечно же, если бы церковники не были фанатиками, то жили бы в мире.

На самом деле все далеко не так просто. Любое государство имеет идеологию, которая объясняет рядовому гражданину, зачем нужны правители и почему те, кто у власти сейчас, должны быть на том же месте и в дальнейшем. В Европе с позднего Рима и до начала Просвещения такой идеологией было христианство. Монарх - помазанник Божий, он правит по воле Господа. Бог - верховный суверен, а земные владыки - его верные вассалы. Естественная и стройная картина мира для средневековых умов. Все помнят, как во «Властелине колец» Арагорн исцелял наложением рук? Так вот, этот эпизод взят Толкином не с потолка. Когда-то люди действительно верили, что король способен на подобное чудо. Он ведь помазанник Божий! И власть его от Бога.

Высказывающий сомнение в государственной идеологии сомневается также в священном праве государя править страной. Если священники лгут и на небе все вовсе не так, то, может, и король наш не по праву задницей своей трон согревает?

К тому же многие ереси кроме чисто религиозных положений несли явно антигосударственные идеи. Амальрикане, катары, богомилы и другие еретические движения выступали за всеобщее равенство и отмену частной собственности. Подобная почти коммунистическая идеология обосновывалась ересиархами с помощью Библии и трактовалась как «возвращение к истинному, неиспорченному христианству». Не надо думать, что раз еретики оказались жертвами, то все они непременно были агнцами. Те же катары по части фанатизма оставили христиан далеко позади.

Это интересно: чтобы убедить всех в необходимости бескомпромиссной борьбы с еретиками, церковь активно пользовалась тем, что сейчас назвали бы черным пиаром. Врагам приписывались действия, которые должны вызвать глубокое отвращение у любого нормального человека: целование дьявола и друг друга в анус, питье крови детей, совокупление с животными и т.д.

Согласно трактату «Молот ведьм», колдунью можно опознать по родимым пятнам.

При этом клирики не только были у королей штатными пропагандистами, но и сами обладали властью и богатством. В XIII веке, к примеру, вообще все шло к установлению всеевропейской теократии с папой во главе. Католическая церковь обладала многими чертами государства. Некоторые европейские города напрямую управлялись архиепископами: Рига, Кёльн, Майнц.

Если прихожане перестанут верить в святую миссию Матери Церкви - перестанут десятину платить и подчиняться. Весьма распространенным наказанием инквизиции был денежный штраф, поэтому искоренение ереси было делом материально выгодным. Такое положение дел способствовало множеству ложных обвинений.

Таким образом, в глазах церкви любая ересь - идеология революции, покушение на мир и стабильность. Для власть имущих естественно давить в зародыше любые оппозиционные идеи. Не фанатизм, а здравый смысл диктовал церковникам любыми средствами сохранять выгодный им порядок.

Стереотип: Инквизиция преследовала ученых..

На суд инквизиции часто попадали ученые, но чтобы они оказывались там именно за занятие наукой - это редкое исключение, а не правило. Чаще причиной становились антицерковная пропаганда, увлечение оккультизмом или революционные (в прямом, политическом, смысле) идеи.

Более того, до эпохи Просвещения подавляющее большинство ученых имело церковный сан. После краха римской цивилизации на фоне общего одичания лишь хорошо организованная и меньше пострадавшая от варваров церковь сумела сохранить остатки цивилизации. Священники и монахи были тогда самой образованной частью общества, и только у них можно было получить хорошее образование. При этом клирики не чурались научных и философских изысканий язычников, и тех же Платона с Аристотелем монахи зубрили как катехизис. Идеолог инквизиции философ Фома Аквинский исписал немало страниц комментариев к трудам Аристотеля. Конфликт «религия против науки» появился только в XVIII веке. При этом даже в XIX веке читать и писать бедняков учил обычно священник.

Стереотип: А как же Джордано Бруно?

Вы о том самом монахе доминиканского ордена Джордано Бруно, который отстаивал теорию фромброкского священника Коперника? Так вот, кроме еретической, но все же не «расстрельной» теории множественности планет в доносе на Бруно значились отрицание возмездия за грехи, приписывание Иисусу Христу занятий магией, оскорбления в адрес церковников и (внимание!) намерение основать собственную религию. То есть создать организацию, которая будет конкурировать с церковью. И это не в наше гуманное время, когда, впрочем, тоже можно сесть за неполиткорректное высказывание или разжигание розни. Это на рубеже XVI и XVII веков. А вы говорите - «за науку»!

Другие известные жертвы сожжения

  • Жанна д’Арк - героиня Столетней войны. Попала во вражеский плен, где и начался суд над ней. Это был типично политический процесс, хотя формально Жанна была сожжена за ересь. Она утверждала, что с ней разговаривают святые и приказывают убивать врагов. Интересно, что среди многочисленных обвинений числились и такие странные по современным меркам, как ношение мужской одежды и непочтение родителей.
  • Жак де Моле - магистр ордена тамплиеров. Обвинители приписывали ему и его братьям-рыцарям поклонение демонам, исполнение богохульственных ритуалов и содомию. Истинная же причина ареста - возрастающие власть и богатство ордена. Тамплиеры стали опасны для французской короны, и Филипп IV Красивый подписал указ об их аресте. Инквизиторы-обвинители в этом эпизоде выступают в качестве исполнителей воли светской власти. Магистр де Моле был сожжен после долгих пыток.
  • Ян Гус - проповедник, один из идеологов Реформации. Выступал против коррупции католической церкви и за это поплатился. Во время процесса несколько раз получал предложение покаяться и всегда отказывался. По легенде воскликнул: «О, святая простота!» при виде старухи, подкладывающей дрова в его костер.
  • Этьен Доле - французский поэт и писатель. Критиковал религиозную политику властей, за что обвинен в ереси и сожжен.
  • Джироламо Савонарола - проповедник и правитель Флоренции. Религиозный фанатик. Боролся с развратом, развлечениями и светской литературой. Был настолько радикален в своих взглядах и политике, что вызвал недовольство у папского престола. Повешен с последующим сожжением тела.

iron maiden - Железная дева. В честь этого устройства назвали хэви-метал группу.

Стереотип: Испанская инквизиция уничтожала евреев

Испанская инквизиция предлагала евреям принять христианство или покинуть страну. Не пожелавших креститься иудеев насильственно депортировали из Испании. Большинство евреев уезжало в мусульманские страны, на тот момент - более цивилизованные и терпимые. Среди уехавших числились и те, кто сумел нормально устроиться в другой стране, но таковых было мало. Эмигранты остались почти неимущими, ведь под предлогом недопустимости вывоза ценностей из страны инквизиторы их обобрали. Судьба большинства евреев на чужбине была незавидна: их ждали смерть или рабство.

Оставшимся евреям тоже пришлось несладко. Именно мараны, крестившиеся иудеи, стали основными жертвами инквизиции. Новообращенные были под строгим неусыпным контролем. Если следствие устанавливало, что назвавшийся христианином на самом деле втайне исповедует иудаизм, - неверного сына церкви ждали серьезные проблемы.

Стереотип: Инквизиторы отличались невероятной кровожадностью и часто применяли пытки.

Современного человека наверняка поразит описание пыток, применяемых к еретикам и ведьмам. «До чего же жестоки инквизиторы! - подумает он. - Как общество терпело их?» Вынужден удивить: сами инквизиторы никого не пытали. Святые отцы не пачкали рук кровью, ведь за них это делали светские власти, предоставляя своих палачей и тюремщиков.

«Что это меняет? - спросите вы. - Ведь делалось это по указке инквизиции?» Отвечу: применение пыток было обычным явлением для средневекового суда. Средневековье - это вообще что-то вроде растянувшихся на много столетий «лихих девяностых». Народ голодный и от этого злой, бандиты-феодалы никак не поделят территорию, вокруг беспредел, человеческая жизнь особо ничего не стоит. Суд этой мрачной эпохи не знал слов «презумпция невиновности» и «права человека». Иное дело пытки - они и устрашают потенциального преступника, и позволяют быстро выбить признание. Как выразились братья Стругацкие: нормальный уровень средневекового зверства.

«…Что ж ты молчишь? Молчать надо было раньше».

Важно заметить, что пытки были не средством наказания. В церковных и в светских судах действовала схожая система правосудия, согласно которой каждый вид доказательств имел определенный заранее установленный вес. Существовали «совершенные» доказательства, одного из которых полностью достаточно для установления вины. К таковым относилось чистосердечное признание. Пытки часто применялись потому, что их использование было самым легким для обвинителя путем. Не нужно много думать - подождал, пока палачи поработают клещами, и дело можно закрывать. Если обвиняемый признавался и каялся, пытку тут же прекращали. А чаще всего достаточно было одного страха перед пыткой. Действительно долго мучились только очень верящие в идею люди.

Кроме признания котировались и прочие доказательства, вес которых считался равен половине, четверти или одной восьмой совершенного доказательства. Например, показание заслуживающего доверия свидетеля - половина от совершенного доказательства, два свидетеля - целое. Слово знатного человека или клирика весило больше слова простолюдина. При наличии таковых свидетелей или прочих весомых улик нужда в пытках отпадала.

Это интересно: хоть обвиняемому и не сообщали имя доносчика, суд инквизиции предполагал некоторую защиту от лжесвидетельства. Обвиняемого спрашивали, есть ли у него враги, и просили назвать их. Никто из названных не мог выступать в роли свидетеля. Если суд устанавливал, что донос заведомо ложный, доносчика жестоко наказывали.

Подозреваемые в уголовных преступлениях подвергались истязаниям куда чаще, чем «политические». Почему же изуверскими пытками знаменита именно инквизиция? Просто инквизиторы, будучи людьми по меркам тех времен образованными, усердно заносили все процедуры в протокол. В отличие от многих мирских судей.

Ответственному следователю было ясно, что применение пытки на самом деле не приблизит к установлению вины. Обнаружилось, что невиновные люди часто наговаривали на себя, лишь бы прекратить боль. В XVII веке закон большинства европейских стран стал ограничивать пытки, а веком позже они были запрещены.

Самые известные правдоизвлекатели:

  • Испанский сапог - устройство, которое постепенно сжимает ногу и после долгого применения ломает кость.
  • Пытка водой - жертве в рот вставляется трубка, через которую на протяжении многих часов заливают большой объем воды. Несмотря на кажущуюся безобидность, эта пытка болезненна и может даже убить.
  • Дыба - существующее в различных вариантах устройство для выкручивания суставов. Жертву либо растягивали с двух сторон, либо вешали за вывернутые руки и привязывали к ногам утяжелители.

  • Железная дева
    - аналог гроба с шипами на внутренней поверхности. Шипы установлены так, чтобы не задеть жизненно важные органы.
  • Пытка огнем - жертве обмазывают ноги маслом и кладут рядом с ними раскаленные угли. При этом ступни жарятся как на сковородке.
  • Сажание на кол - одна из самых страшных пыток. Может длиться много часов, при этом кол постепенно погружается во внутренние органы. Иногда, чтобы жертва не умерла, ее снимали с кола, а потом снова сажали.

Стереотип: Инквизиторы сожгли множество людей.

«Милосердной казни без пролития крови» еретиков на самом деле подвергали очень редко. На протяжении следствия подсудимому постоянно предлагали раскаяться. Если он согласится, то скорее всего отделается публичными процедурами покаяния. Возможно также ношение особых одежд, выдававших бывшего еретика, в качестве наказания. Весьма распространен был и денежный штраф. При этом обвиняемый считался вернувшимся в лоно церкви. В случае повторного осуждения за ересь наказание было уже значительно строже.

Если еретик упорствовал и не хотел каяться (что бывало очень редко), церковь… что вы думаете? Отказывалась от него! Инквизиция подтверждала вину еретика, заявляла, что он больше не добрый христианин, и передавала в руки светских властей. Как вы полагаете, что ждет отступника? Милосердное помилование, ведь только инквизиторы жестоки с еретиками? Послушаем же человека, не носившего доминиканскую рясу, императора Священной Римской империи Фридриха Гогенштауфена:

«Еретики - это хищные волки, сыны погибели, ангелы смерти, посланные демоном для погубления простых душ. Это ехидны, это змеи! И само собой разумеется, что смертная казнь является единственно достойным наказанием этих оскорбителей божьего величества, бунтовщиков против церкви. Сам Бог повелевает убивать еретиков; это - члены Сатаны, они должны погибнуть все до единого ».

Такое мировоззрение типично для тех времен. Заполучив виновного в ереси, представители светской власти казнят отступника согласно тогдашним светским законам. Обычно за религиозные преступления положен костер.

И наконец, о количестве жертв. Смертные приговоры составляли обычно около трех процентов от общего числа приговоров. Точное количество убитых мы вряд ли когда-нибудь увидим. Опираясь на статистику современных исследователей, можно сказать, что за все время своего существования инквизиция приговорила к смерти от одного до трех десятков тысяч людей. Во всех католических странах вместе и за несколько веков. Много это или мало? Для сравнения - один только Комитет общественного спасения во время Великой Французской революции погубил значительно больше. Впрочем, нужно учитывать, что общее количество населения во времена инквизиции сильно уступало количеству населения более поздних эпох.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства - в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.

Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.

В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах - искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения.

Это один из самых мрачных периодов в истории христианства. Когда люди указывают на тёмные стороны католической церкви, инквизиция - это первое, что приходит на ум. Это сложный период истории, и неудивительно, что вокруг него выросло множество мифов и заблуждений.

1. Инквизиция была единичным событием

Когда мы говорим об инквизиции, то в немалой степени благодаря Монти Пайтону и Мэлу Бруксу обычно имеем в виду испанскую инквизицию. Но она была отнюдь не единственной, хотя и самой известной.

Идея инквизиции возникла гораздо раньше. Уже в первом веке римский закон делал скидку на то, что называют «инквизиторские процедуры». Были и другие методы, например, право следствия применять пытки к допрашиваемым.

Когда в 4-м веке христианство начало распространяться по Европе, законы регулировали как религиозные вопросы, так и светские. С самого начала христианской истории епископы довольно активно участвовали в работе инквизиции.

В 1184 году правила работы инквизиции были изменены папой Луцием III в. сторону более агрессивных средств поиска и истребления ереси. В средние века религиозные ордена сформировали группы людей, которые должны были выступать в качестве инквизиторов. Их целью было изменять поведение людей, а не карать их за него. Однако все изменилось несколько сот лет спустя с возникновением испанской инквизиции.

2. Язычники и евреи

Обычно, размышляя о целях инквизиции, мы думаем о тех людях, которые поклонялись языческим богам, и о евреях. Хотя они, конечно, были основной целью инквизиции, первыми мишенями были не они.

Одной из первых групп людей, которыми инквизиция занималась целенаправленно, была группа христиан-катаров. Катары выступали против римско-католической церкви, особенно против ее богатства и власти. Серьезные преследования катаров начались при папе Иннокентии III в. Тулузе. Солдаты получили приказ убить катаров, но они не умели отличить их от других христиан. Тогда легат папы сказал им: «Убивайте всех подряд, Бог потом выберет своих!».

Примерно в то же время папа также объявил о своем осуждении другой христианской группы, вальденсов. Эту группу римско-католическая церковь признала еретической, в том числе за неверие в существование чистилища и идею о том, что кто-то может освятить вино и хлеб. Вальденсы вели свою деятельность в течение нескольких сотен лет, но в конечном итоге стали жертвами обвинений в колдовстве.

3. Это было дольше, чем вы думали

По сути, цель инквизиции - не пытки и смерти; она собиралась искоренить еретические мысли и действия. Причем инквизиторы следили не только за тем, что люди делают, но и за тем, что они читают. В результате появился Индекс запрещенных книг. Первая официальная версия списка была опубликована в 1559 году папой Павлом IV и вызывала много споров. Идея списка возникла несколько десятилетий до этого, и в течение следующих четырех столетий Индекс постоянно обновлялся и дорабатывался.

По мере распространения множества несанкционированных религиозных текстов в Индекс вносилось огромное количество странных записей. Среди них - работы Александра Дюма, Виктора Гюго, Даниэля Дефо и Джонатана Свифта. Большинство философов: Декарт, Милль, Кант, Сартр и другие - также были включены в этот список. И только в 1966 году Священная конгрегация доктрины веры перестала публиковать и обновлять Индекс запрещенных книг, хотя до сих пор утверждает, что высокоморальные верующие люди должны продолжать использовать список в качестве ориентира, какие книги читать.

В наше время в качестве инквизиции выступает Священная конгрегация доктрины веры. Это её современное название. Целью Конгрегации, прародительницей которой была созданная в 1542 году Священная конгрегация всеобщей инквизиции, является защита церкви от ересей, считают в Ватикане.

4. Запрет пыток

Это, наверное, основное, чем прославилась инквизиция. Но пытки не всегда были самым распространённым методом в арсенале церкви. Некоторые из самых ранних трудов о свободе религии, например труды Лактанция, 4-й век, утверждают, что тот, кто будет защищать свою религию с помощью пыток, не попадет в царствие небесное. В начале своей деятельности инквизиция не использовала пытки и наказания.

В 13-м веке пытки инквизиторам запретили. Но они могли присутствовать при истязаниях, которые проводили светские палачи. Пытки использовались для получения признательных показаний, однако высшие слои общества были от них освобождены. Так было до 1252 года, когда папа Иннокентий IV дал право членам инквизиции использовать пытки как способ достижения истины.

Позже пытки применялись с условием, чтобы кровь допрашиваемого не проливалась или не было никакого неизлечимого повреждения конечностей, также не поощрялась смерть истязаемого. Это, конечно, требовало присутствия на пытках светских палачей - специалистов по таким методам ведения допроса.

5. Количество казненных

Сколько людей погибло во время действия инквизиции - не знает никто. Одни историки утверждают, что были убиты миллионы, в то время как другие говорят о десятках тысяч. Согласно официальному заявлению, опубликованному Ватиканом в 2004 году, жертв было намного меньше.

Согласно документам, подготовленным Ватиканом, суду испанской инквизиции были преданы 125 000 человек, и только около одного процента из них были казнены. Результаты были опубликованы по итогам процесса, который начался в 1998 году. Это же исследование показало, что около 25 000 человек были казнены в Германии за колдовство, но большая часть из них - не руками самой инквизиции. Маленькая страна Лихтенштейн представила свою печальную статистику: инквизицией были казнены только 300 человек, но в то время это было около 10 процентов всего населения страны.

Ватикан даже выступил с заявлением, в котором папа римский Иоанн Павел II извинился за действия церкви в прошлом.

6. Инквизиция в Новом Свете

Испанская инквизиция была очень далеко. Однако инквизиция существовала не только в Европе - все испанские колонии в Новом Свете чувствовали на себе её тяжелую длань. В то время как монархи Европы боролись за свою долю в Новом Свете, Фердинанд и Изабелла Испанские были среди самых решительных сторонников единой нации под сенью католической церкви. Именно при их правлении испанская инквизиция получила власть. А Великий инквизитор Торквемада с его зловещей известностью был личным исповедником королевы.

Когда Испания и Португалия были заняты колонизацией нового континента, люди, подлежащие суду инквизиции, нашли множество способов укрыться в Новом Свете; многие преследуемые инквизицией поселились в Лиме. К 1520 году миссионерам и монастырям было позволено выполнять все обязанности, которые инквизиция считала необходимыми.

Один из крупнейших музеев Перу - Музей конгресса и инквизиции. Он был открыт в 1968 году и по-прежнему находится в здании, в котором когда-то располагалась испанская инквизиция. Помещения, где пытками выбивались показания, и клетки, в которых люди отбывали свои сроки, до сих пор служат ужасным напоминанием об испанском наследии Лимы.

7. Каждый ждал инквизиторов

Мысль о появлении без предупреждения испанских инквизиторов на пороге и отправлении обычных людей в камеры для допроса до сих пор внушает ужас.

Когда инквизиторы открывали свое представительство в регионе, первым делом они объявляли о том, чем собираются заниматься. До 1500 года они зачитывали Указ благодати, а после 1500 года это был Указ веры. Смысл указов был примерно одинаков, но в них ясно говорилось о цели их деятельности.

Указы давали членам общины от двух недель до нескольких месяцев, прежде чем суд инквизиции приступал к работе. Любому еретику предлагалось явиться на суд и признать себя виновным. Когда приходил срок, они начинали задавать вопросы, и люди свидетельствовали друг против друга. Чтобы у вас начинались серьезные проблемы, было достаточно, если кто-то свидетельствовал против вас во время исповеди.

Считается, что огромное количество обвинений стало результатом навета соседей или доносов тех людей, кто таким образом стремился избавиться от конкурентов или завладеть чужим имуществом. Доносы собирались и оценивались, после чего инквизиция стучалась в двери. Но это никогда не было неожиданностью.

8. Конфликт «черной легенды»

Получить полностью достоверную информацию о том, что же происходило на самом деле, не так уж просто. Как пишет испанский журналист Хулиан Худериас, многое из того, что мы знаем об испанской инквизиции (или думаем, что знаем), фактически является частью массированной клеветнической кампании, возглавляемой людьми, которые просто очень сильно не любят Испанию.

Эта довольно новая идея появилась в 1912 году. По мнению Худериаса, большая часть критических замечаний и страшилок об испанской инквизиции пришла из второй половины 16-го века. Журналист считает: то, что мы знаем об испанской инквизиции - лишь часть правды, и что её история написана представителями других стран протестантской Европы, которые хотели представить испанских католиков в довольно неприглядном свете.

Обращенные католики-реформаторы, по большому счету, не далеко ушли от самой инквизиции, и этот факт приводится в качестве поддержки так называемой «черной легенды». После того как протестантское движение, ориентированное на католиков-еретиков, начало набирать силу, всё не только перевернули с ног на голову, но и использовали для извращения идей инквизиции.

9. Готовность и нежелание измениться

Если человек считался еретиком, это не означало, что он обязательно подвергался пыткам или что в отношении него был вынесен смертный приговор.

В 1391 году начались беспорядки на юге Испании, и в конце концов около 20 000 человек официально перешли в католичество. Закон был обоюдоострым мечом.

Что касается евреев, то католическая церковь на самом деле не обладала юрисдикцией и не имела никакой реальной власти над ними. Поменявшие веру на католичество принимались под крыло церкви и должны были быть правильными католиками. Если же этого не происходило, к ним приходила инквизиция.

Новообращенных вместе с их детьми и внуками называли конверсос. Обращение в католичество открывало им некоторые двери. Существовали рабочие места, доступные только для католиков, и множество возможностей в торговле, которые были закрыты для тех, кто не был приверженцем «истинной религии».

К 1391 году конверсос сформировали новый средний класс Испании, и это стало проблемой для инквизиции. Она заключалась в том, что конверсос слишком быстро двигались по иерархической лестнице для людей, которым по-настоящему никто не верил. В итоге церковь была вынуждена следить за ними, чтобы убедиться, что они исправно ходят на исповедь, причащаются и крестятся, как и обещали.

10. Выжившие

Были люди, которые сражались против инквизиции и победили, - такие как Мария де Касалья. Процесс против нее начался в 1526 году, и в 1530-м она была арестована. Мария, представительница высших слоев общества и сестра епископа, была конверсос, то есть с ярлыком, который должен был действовать против нее. В 1534 году она была признана виновной по нескольким обвинениям, включая приверженность протестантской идее, противопоставив святым религиозный авторитет смертной женщины и утверждая, что секс - более религиозный опыт, чем молитва.

В течение следующих нескольких лет она пережила пытки, тюремное заключение и бесчисленные допросы. Мария никого не обвинила в ереси и ни в чём не призналась. Она оправдывалась в дискуссии в рамках церковных доктрин. В конце концов суд не смог найти против нее каких-либо конкретных доказательств, и после почти 10-летнего следствия она заплатила небольшой штраф и была освобождена от преследования инквизиции. Что с ней случилось потом - неизвестно.