Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. На какие вопросы отвечает и что такое обстоятельство в русском языке

Обстоятельство – это один из членов предложения, который отвечает на вопросы Когда? Как? Почему? Зачем? где? с какой целью? и обозначающее меру, степень, цель, время и место действия. Они характеризуют другие составляющие предложения, как правило, глаголы. Например: Он шел играючи за мной. Здесь в роли обстоятельства выступает слово «играючи», которое относится к глаголу шел и дает ему соответствующую характеристику: шел как? играючи.

Чем выражено обстоятельство

В предложении обстоятельства могут быть выражены такими частями речи как:

  • существительное с предлогом и без: Мы идем в лес за грибами (в лес – обстоятельство (о.))
  • наречие: Хорошо бродить по свету (хорошо – о.)
  • глагол в неопределенной форме: Мы разместились у реки отдыхать и веселиться (зачем? отдыхать и веселиться – о.)
  • сравнение: Бесполезные слова так пусты, как будто в них нет смысла (на сколько? как будто в них нет смысла – о.)
  • деепричастие или деепричастный оборот: Гремят, бушуя, волны о причал (как? бушуя – о.)
  • пословицы и поговорки: Рука руку моет
  • фразеологизмы и их обороты: Вбежал на лестницу, едва дыша (как? едва дыша – о.)

Виды обстоятельств

  • обстоятельства места. Они обозначают пункт назначения, направление движения. Они дают ответы на вопросы куда? где? откуда? Везде зеленая трава.
  • времени. Говорят о времени действия. Их вопросы - с каких пор? когда? до каких пор? С детства помню запах новогодней елки вперемешку с ароматом апельсинов.
  • образа действия и степени. Говорят о качестве или способе совершения того или иного действия, о его мере. Вопросы для этих характеристик: как происходит действие? каким образом оно происходит? какиспособом? в какой мере? по какой цене? Радостно проходят дни в преддверии учебного года.Или:Бешено воя, глядят на луну голодные волки.
  • причины. Характеризуют причину того или иного действия. Вопросы таких обстоятельств -почему? отчего? зачем?
  • условия. Говорят об условии, при котором совершается действие. Вопросы - в каких случаях? при каких условиях? Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • уступки. Действие таких обстоятельств совершается независимо от препятствий и отвечает на вопросы: несмотря на какие обстоятельства? вопреки каким событиям? Примеры: Мы работаем, несмотря на жгучие морозы.
  • цели. Их роль - обозначить цель того или иного действия. Дают ответы на вопросы от чего? зачем? для чего? с какой целью? Родители сделали все для того, чтобы дочь получила достойное образование.
  • сравнения. Служат для сравнительных характеристик. Их вопрос подобно чему? Она прошла, словно ангел, осветив всех своим сиянием.

Другие значения слова «обстоятельство»

В словаре С.И. Ожегова дается еще два определения слову «обстоятельство». Помимо части предложения, это:

  • явление, предшествующее какому-либо событию и напрямую или косвенно связанное с ним. Например: Нашим планам помешало весьма нелепое обстоятельство.
  • определенные условия, в которых кто-либо или что-либо вынуждены находиться. Например: Состоится ли поездка, будет зависеть от обстоятельств.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста

Вконтакте

Что обозначает

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

основные вопросы

  • : думает (как?) правильно;
  • : красивый (насколько?) очень;
  • : сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о

выделяют 8 видов

Важно!

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

такие части речи :

  1. : Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.

Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

цель его употребления:

  • для определения падежа;

Обособление на письме

Весь деепричастный оборот

образуют несколько слов

Важно!

Д, значит имеет вид времени.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста , дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.

Что обозначает

Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

Здесь перечислены не все, а только основные вопросы , но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

  • глагол: думает (как?) правильно;
  • прилагательное: красивый (насколько?) очень;
  • наречие: сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о бстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.

Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов , каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

  1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
  2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
  3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
  4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
  5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
  6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
  7. При каком условии? – объяснение условий.
  8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка

Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи :

  1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
  2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
  3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
  4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
  5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

  • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
  • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

  • для определения падежа;
  • для уточнения роли слова в структуре предложения.

Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

Обособление на письме

Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

Распространенное обстоятельство образуют несколько слов , объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.

Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

Примеры заданий и порядок выполнения работы

Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио д, значит имеет вид времени.

Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

Обстоятельство в русском языке, примеры

Обстоятельство в русском языке

Вывод

В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.

Что мы знаем о таком второстепенном члене предложения как обстоятельство? По сути, совсем немного, лишь стандартный набор информации, которую нам на блюдечке преподносят учителя. Но даже в таком состоянии мы не можем понять тему в полной мере, потому что относимся к данному члену предложения крайне пренебрежительно. Но что случится, если мы попробуем выкинуть обстоятельство из нашего языка, искореним из обихода? Что тогда?

Возможно, вам покажется это смешным и абсурдным, но вы только представьте эту картину: наша речь упростится, потеряет свой колорит, обеднеет, станет сухой, скупой и односложной. Без обстоятельств, как и без любого второстепенного члена предложения, мы не сможем в полной мере рассказать о своих чувствах и мыслях, не сможем правильно и корректно донести до других ту или иную информацию. Такая перспектива не кажется оптимистичной и радужной, не так ли? Поэтому важно ценить наш язык, оберегать его, не забывать, на первый взгляд, о таких ненужных и сложных второстепенных членах предложения. Не поленитесь и попытайтесь хотя бы понять значение и виды обстоятельств. Таблица и указанные ниже материалы помогут вам в изучении.

Обстоятельство: что же это такое?

Для начала, чтобы вникнуть в суть темы, стоит обратить внимание на основополагающие аспекты, на значение и понятие самого обстоятельства. Если мы обратимся к курсу русского языка, то легко сможем вспомнить о том, что обстоятельство - это второстепенный член предложения, относящийся к сказуемому и обозначающий признак действия.

Обстоятельство в предложении

Существует несколько способов выражения обстоятельств. В большинстве своем, мы встречаем данный член предложения, выраженный наречиями или существительными в косвенном падеже. Однако это далеко не все. Кроме выше сказанного, обстоятельство может быть представлено в виде деепричастия, инфинитива, сравнительного оборота, словосочетания или даже фразеологического оборота. При разборе на члены предложения обстоятельства обозначаются пунктиром с точками.

Понятие и основная информация в таблице

Довольно интересно, что существует множество обстоятельств, разнообразных по своему значению. К сожалению или, быть может, к счастью, в школьном курсе изучаются всего лишь 8 видов обстоятельств.

Обстоятельства Что означают? На какие вопросы отвечают?

Образа действия

и степени

Качество действия и способ его совершения Как? Каким образом? В какой степени?
Времени Время действия Когда? С каких пор? Как долго?
Места Место действия, его путь Где? Куда? Откуда?
Сравнения Сравнение Как? Подобно чему?
Цели Цель совершения действия Зачем? С какой целью? Для чего?
Причины Причину совершения действия, повод Почему? Отчего? По какой причине?
Условия Условие, при котором это действие будет совершаться При каком условии?
Уступки Условие вопреки препятствиям Вопреки чему? Несмотря на что?

В данной таблице представлены основные виды и вопросы обстоятельства. При более глубоком исследовании вы узнаете, что их классификаций гораздо больше. Упорядоченные и рассортированные виды обстоятельств в таблице - это прекрасный способ изучения, потому что вам больше не нужно собирать информацию по кусочкам: все доступно в одном месте.

Примеры

Невозможно разобраться в данной теме, выучив лишь виды обстоятельств в таблице. При этом важно обращаться и к примерам, простые, наглядные и понятные, они представлены ниже.

Обстоятельства образа действия и степени:

1. Кондуктор (как? ) громко объявил нужную остановку.

2. Друзья шли, (как? ) медленно передвигая ноги.

Кроме того, существует другая разновидность обстоятельства образа действия - обстоятельство степени, например:

1. Он ударил кулаком (в какой степени? ) очень сильно .

2. Количество игроков в теннис увеличилось (во сколько раз? в какой степени? ) втрое .

Обстоятельства места:

1. Преступники выскочили (откуда? ) из-за угла .

2. (Где? ) Везде был слышен этот странный звон.

Обстоятельства времени:

1. (Когда? ) Вчера Аркадий приехал к бабушке в деревню.

2. (Когда? ) Уезжая из этого места , он пообещал вернуться.

3. Мы пробыли на берегу моря (как долго? ) целый день .

Обстоятельства уступки:

1. (Несмотря на что? ) Несмотря на ненастную погоду , мы отправились в путь.

2. (Вопреки чему? ) Вопреки всем ожиданиям , спортсмен хорошо выступил на соревнованиях.

3. (Вопреки чему? ) Вопреки предубеждениям , он оказался хорошим и порядочным человеком.

Обстоятельства причины:

1. (По какой причине? ) Из-за сильного недомогания я пропустил встречу.

2. Нам пришлось пропустить эту встречу (по какой причине? ) из-за плохой погоды .

Обстоятельства цели:

1. Он донес сумку, (зачем? ) желая помочь .

2. Игорь забрал игрушку (зачем? ) назло брату .

Обстоятельства условия:

1. На улицу не выйти (при каком условии? ) при сильном дожде .

2. Нужно звонить пожарным (при каком условии? ) в случае возникновения возгорания .

Обстоятельства сравнения:

1. Её зеленые глаза сверкали, (как? ) словно изумруды .

2. Песок в лучах солнца сверкал, (как? ) будто золото .

Значение обстоятельства

Изучая основные виды обстоятельств в 8 классе, мы не придаем им большого значения, хотя это чрезвычайно важно. Как и говорилось в самом начале, обстоятельства играют небезынтересную и далеко не последнюю роль в русском языке. Таким образом, в данной статье мы разобрались в этом, узнали о вопросах обстоятельства и его видах, поняли всю значимость и многогранность данного члена предложения, почерпнули нечто новое и интересное.

Не стоит зазубривать таблицу видов обстоятельств наизусть, потому что грань между их значениями очень тонка. При такой форме изучения вы можете легко ошибиться. Дабы улучшить и усовершенствовать ваши знания, постарайтесь вникнуть в смысл вопросов и понять их.

Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий состав и средства выражения и второстепенных членов предложения. являются основным смысловым центром высказывания. Без наличия хотя бы одного главного члена предложения как полновесной лексико-грамматической единицы быть не может. Но и второстепенные элементы, хоть они и называются так, играют не менее важную роль в передаче смысловых оттенков высказывания, грамматических отношений внутри него. Дополнение, определение и обстоятельство - эти члены предложения выполняют пояснительную функцию, относясь к одному из главных, описывая их.

Определение термина

Разберёмся более подробно с тем, что такое обстоятельство. К нему относятся существительные и наречия, местоимения, отвечающие на вопросы «где?», «куда?», «как?», «когда?», «откуда?» и др. Они обозначают место, причину, время действия, образа и т. д. Связано обстоятельство в первую очередь с глаголами, в частности со сказуемым. Особенно если оно выражено переходными предикатами, например:

  • Наташа отнесла куклу (куда?) в комнату .
  • Митя с отцом целое лето прожили (где?) на даче.
  • Ребята прыгали (как?) высоко и (как?) шумно .

Помимо перечисленных частей речи, обстоятельства выражаются местоимёнными наречиями, деепричастиями, неопределённой формой глагола:

  • Брат вышел на улицу подышать чистым морозным воздухом и полюбоваться ясным блеском звёзд.
  • Сердитый малыш сидел насупившись и обиженно отвернувшись в сторону.

Таково в общих чертах освещение темы «Что такое обстоятельство». Рассмотрим теперь её более подробно, на конкретных примерах.

Виды обстоятельств

В зависимости от выражаемого значения обстоятельства делятся на лексико-семантические группы, каждой из которых соответствует свой ряд вопросов. К ним относятся:


Синтаксический разбор обстоятельства

Как и любой член предложения, обстоятельства подлежат синтаксическому разбору. Порядок его следующий:

  • необходимо вычленить искомую единицу из предложения;
  • указать, к какому разряду по значению обстоятельство относится;
  • определить часть речи, которая его выражает, например: Здесь нам живётся хорошо (здесь - обстоятельство места, выражено наречием; хорошо - обстоятельство меры и степени, выражено наречием).

Многозначность слова

В развитых языковых системах существует такое понятие, как полисемия, или многозначность. Оно указывает, что у слова может быть не одно, а два и более лексических значений. Русский язык относится именно к таким сложным, многоуровневым образованиям. Полисемия связана с таким явлением, как образность, выразительность, тропы. В свете этого можно дать и другое определение обстоятельства - уже не как члена предложения, а лексической единицы. Это слово, имеющее следующие оттенки значения: обстановка дела, состояние, условия, ситуация, например:

  • Условия, при которых произошла дуэль, скоро стали достоянием общественности.
  • При детальном изучение картины преступления следователю стали известны новые детали.

Как видим, слово является и имеет довольно обширный синонимический ряд. К этой же категории относится выражение «жизненные обстоятельства»: ряд ситуаций, повлекших за собой те или иные события, явления, действия.

Юридический термин

В юриспруденции также существуют словосочетания, включающие данную лексему. В определённом контексте они имеют противоположное значение и образуют антонимические пары. Это «смягчающие особые обстоятельства» и «отягчающие обстоятельства». Первые в уголовном праве обозначают такие явления, которые указывают, что преступник опасен не настолько, каким бы мог быть при отсутствии оных. И, наоборот, при отягчающих обстоятельствах вина преступника рассматривается в более серьёзных аспектах.