Как православные священники выбирают себе жен

Библия говорит, что мужья являются священниками в доме.

Во времена Ветхого Завета Бог отделил людей, чтобы они несли всю тяжесть служения, были посвящены для скинии. Скиния в то время была местом, куда приходили люди, чтобы искать лица Божиего.

Господь заключил особый завет с избранным коленом Израиля: «И сказал Господь Моисею, говоря: только колена Левина не вноси в перепись, и не исчисляй их вместе с сынами Израиля; но поручи левитам скинию откровения и все принадлежности ее и все, что при ней; пусть они носят скинию и все принадлежности ее, и служат при ней, и около скинии пусть ставят стан свой; и когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Числ.1:48-51) .

священники должны были постоянно служить при скинии: устанавливать ее и переносить. Когда Бог начинал двигаться, то им необходимо было брать скинию и идти в том направлении, в каком двигался Бог. Это была их ответственность. Это труд людей, посвященных для Бога.

Сегодня многие мужчины не могут проявлять инициативу в каком либо деле, поэтому женам приходится брать все в свои руки и что-то делать. Почему многие женщины начинают действовать? Потому что их мужья бездействуют. Многие мужчины либо духовно ослаблены, либо уже упали. К великому сожалению, главой во многих семьях является мать, а не отец.

Молодые парни, желающие создать семью, не ищут жену-помощницу, а ту, которая могла бы заменить им мать, которая всегда «тащила» бы семью, возлагая ответственность на себя. Может быть, кому-то это нравится, но это абсолютно противоречит Божиему принципу, который Господь установил для семьи.

Люди потеряли свое предназначение. Многие унижены и оскорблены в своих домах. В наше время стало обычным, если женщина занимается тяжелым трудом, а мужчина легким. Ответственность распределена неправильно. Женщины сами поднимают свои семьи и думают, что это нормально, в то время как мужья ничего не хотят делать.


В Книге Бытие 2:18 написано:«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соотвественного ему» . Мы видим, что Бог создал для мужчины помощницу, а не госпожу, которая господствовала бы над ним. Помощник может сыграть две разные роли: быть или благословением, или проклятием. Женщина либо помогает строить семью, либо разрушает ее. Нет золотой середины.

Во второй главе Книги пророка Малахии Бог обращается к священникам: «Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца» (Мал. 2:1-2) . Господь дал заповедь, в которой требует от мужчины, как от мужа и священника, приложить свое сердце к заповедям. Он говорит, что иначе проклянет его благословения. Как можно проклясть благословения?

То, что должно было быть благословением для него, станет проклятием. Это выглядит примерно так: отец родил и вырастил своих детей, но не прикладывал сердца к заповедям Божиим. Когда дети вырастут, то вместо того, чтобы заботиться о нем в старости и быть благословением, поступят совсем по-другому. Они не будут почитать его, станут уходить из дома, свяжутся с плохой компанией, жена также будет пренебрегать им. Семья, которая должна была служить благословением, становится проклятием из-за того, что отец не искал Господа от всего сердца.


Если муж не будет в своем доме священником, то все его усилия и старания будут тщетными. С чем можно сравнить плечо, о котором говорится выше? Это то, на что вы можете опираться в своей жизни. Возможно, всю жизнь вы старались сделать все как можно лучше, тяжело и много работали, а сегодня оказались никому не нужными, вам не на кого опереться. Все ваши жертвы, усилия, бессонные ночи, недоедание – все словно брошено вам в лицо. «И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф. Завет Мой с ним был завет жизни и мира» (Мал. 2:4) .

Завет Бога с мужчиной как со священником – это завет жизни и мира. Бог предназначил нам жизнь в мире. Пусть каждый мужчина задаст себе вопрос: «Какова моя жизнь, как священника в доме?» Это жизнь в мире или постоянная война? Далее говорится об этом завете: «... и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим» .


Бог дал этот завет, возложил ответственность, чтобы у мужа, как у священника, был страх Господень, благоговение перед Ним, именно тогда будет покой в доме, благословения. Бог все это дал, чтобы вы могли жить счастливо и благословенно. На первом месте в вашей жизни должен быть Господь.

«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7) . Ведение – это порядок устройства во всех сферах человеческой жизни, курс которому определяет Господь. Не жена должна определять ведение дома, а муж. Мужья не должны быть ослабленными, на которых ничего нельзя возложить. Они должны придерживаться правильного курса, по которому будет двигаться вся семья.

Мужья, что хранят сегодня ваши уста? Может быть, ваше ведение – это приобрести автомобиль? И все свое время вы проводите в гараже или на работе? Но это является ложной заботой о семье. Тогда вы потеряете все в своей жизни. Когда уста мужа не хранят истину, он испытывает унижение и оскорбление, потому что жена всегда ожидала от него каких-то действий, но он ничего не предпринимал. И она начала делать так, как сама понимала это. Взвалила на себя ношу и за мужа и за себя. А потом мужья удивляются, почему нет почтения.

Спросите у мужей, которые потеряли свое достоинство, в чем причина этого? Они ответят: «Потому что жена плохая, а я не такой». Но это не оправдание, он сам таким стал, и его жена никакого отношения к этому не имеет. Если бы муж был священником в доме, хранил ведение, учил закону, сердце его было прилеплено к Господу, то у него все было бы по-другому. Причина многих проблем в жизни – это безответственность мужчин. Если вы обвиняете жену, считая, что она что-то не сделала для вас, то знайте, что вы должны брать это не от жены, а от Господа. пастор Церкви Благодати г.Кирово-Чепецк

Роль жены священнослужителя не каждой женщине под силу. Потому как это и не роль, а, наверное, особое состояние души. Быть матушкой почетно. Но ею надо именно быть, а не казаться, своим примером являя любовь, терпимость, верность, смирение, радость. Так какие они, эти женщины, помогающие нести мужьям священнический крест?

Матушкино счастье

Идеальных браков, как и людей, не бывает. Хотя поначалу любой девушке, мечтающей о замужестве, кажется, что очень легко быть верной и послушной женой, заботливой матерью. Но на деле не всегда получается. Скандалы, взаимные претензии — и вот уже пара на грани развода. Сохранить семью — тяжелый труд, а вот развестись действительно легко. Но если муж — священник, об этом речи быть не может. И не только потому, что «нельзя». Пообщавшись с матушками, понимаешь: для женщин, нашедших свое, не мирское счастье, мысли на эту тему уже неуместны. «Меня часто спрашивают: ”Тяжело ли быть матушкой?,—- говорит моя собеседница, матушка Галина , супруга священника Валерия Генсицкого, настоятеля храма во имя святого апостола Андрея Первозванного в г.Марксе.— Скажу так: матушкой быть — это счастье. Тяжело тем, кто без Бога. Особенно женщинам, семьи которых разваливаются, а они не знают, что делать. Один монах в Санаксарах, когда я обмолвилась о трудностях, сказал мне: ”У тебя есть нерушимая опора — это Бог. Поэтому подумай лучше про тех, у кого ее нет”. Это истина, к которой нечего добавить, и мне кажется, все матушки должны быть счастливы. Просто, выходя замуж за семинариста, нужно думать не о мирских утехах и развлечениях, а понимать, что в Церкви совсем другая радость, которая не поддается описанию. В миру радости молниеносны, они приходят и уходят, а здесь радость вечная... И нужно помнить, что священник женится один раз. А если девушку мирское притягивает больше, то не стоит такой шаг делать и связывать свою жизнь со священнослужителем» .

Матушка Надежда, супруга священника Илии Кузнецова, клирика саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского, о реалиях семейной жизни со священником знает не понаслышке. Она родом из Челябинска, отец Илия — из Владимирской области, а их знакомство состоялось в Санкт-Петербурге, где будущая матушка училась в университете культуры и искусств, батюшка — в Духовной академии. По окончании учебы они оказались в незнакомом Саратове, куда направили служить мужа. Как говорит матушка Надежда: «В отношениях супругов в семьях священников больше терпения, смирения друг перед другом. Мы же понимаем, что наш брак навсегда, и поэтому мелким неурядицам уже не придаем значения. Матушка как бы растворяется в муже, детях, живет их нуждами, и в этом ее счастье. Мы понимаем, что у батюшки на первом месте служение Господу. Матушка должна быть тенью, которая ни в коем случае не мешает, но в то же время является надежным и верным тылом» .

Правая рука

Вообще в какой-то мере доля священника перекликается с воинской службой: батюшки тоже часто не задерживаются надолго в одном храме, постоянно в переездах. У супруга матушки Галины, отца Валерия, например, в трудовой книге аж шестнадцать указов о переводах. И преимущественно по Саратовской области, хотя сами супруги родом из украинского села близ Почаевской Лавры: «Первый приход у нас был в Хвалынске, куда мы попали еще молодыми и неопытными,— вспоминает матушка Галина.— Приезжаем впервые в чужую страну, в неизвестный городок, заходим в церковный дом, а там стол накрыт: наваристый борщ, тыквенная каша, пироги, и никого нет. ”Как так?” — поразилась я. А оказалось, сестры приготовили и сразу ушли, чтобы нас не беспокоить. Такой прием, конечно, поразил. В Хвалынске батюшка прослужил 11 месяцев. Нашей дочке было всего две недели, как его перевели в Вольск. Оттуда — в Новоузенск. Приобрели два дома, один для проживания, другой — под церковь. Но дома - громко сказано, это были две мазанки. Первые годы очень непросто нам пришлось. Там пустыня была в душах человеческих. Учили людей всему — брать благословение, обращаться к батюшке «отец Валерий». Стоило мне только назвать его Валерием, как все говорили точно так же. Нужно было учить продавцов правильно себя вести в церковной лавке. Ведь в храме распространение свечей, икон очень отличается от мирской торговли, где могут товар швырнуть на прилавок. И первое время, пока никто ничего не умел, и просфоры печь и всю работу хозяйственную в храме делать мне приходилось самой ».

Как признается матушка Галина, она в то время хронически не высыпалась. Замесит тесто, затем поставит просфоры в духовку на пятнадцать минут, а сама ложится спать в кухне прямо на полу. Понимала, что если ляжет в кровать, то уснет и просфоры сгорят. Но постепенно, с Божьей помощью, жизнь наладилась. После восьми лет службы отец Валерий и матушка Галина оставили уже цветущий приход, а сами получили очередное назначение. Спрашиваю:

— Насколько тяжело давались все жизненные перипетии?

— Вы знаете, я очень люблю своего батюшку. У апостола Павла сказано про любовь, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится. Прости, Господи, за эти слова, но мне кажется, моя любовь к нему такая и есть. И мне никогда не были в тягость переезды. Я всегда думала: а как батюшка будет один?Если любишь человека, храм и Господа, то всё, что делаешь, не считаешь за тяжелый труд. Переезды все были на мне — батюшка на службе, у него нет свободного времени. Дети тоже вырастают благодаря матушкам, потому что у их пап редко выдается свободная минутка. Особенно много забот, если батюшка — настоятель. Я порой пожалуюсь ему, что устала, а он в ответ просто скажет: «Тебя же матушкой называют». И как холодным душем обдаст. Или скажу, что кто-то из прихожан, как мне показалось, неправильно поступил, а он мне говорит, что я должна прихожанам кланяться, а не осуждать их.

На приходе порой матушку любят не меньше, чем батюшку. Возможно, к священнику кто-то стесняется подойти, поэтому идут к его супруге,— она кажется мирянам более близкой, чем священнослужитель в рясе.

Не менее, чем помощь в хозяйственных нуждах, священнику важна молитвенная поддержка; как рассказывает матушка Галина, за отца Валерия молились вместе с детьми на коленях. Дети даже жаловались, что коленки болят. Но матушка была неуступчива, отвечала: «Пока папе не будет хорошо, будем молиться».

И строгость в помощь

Отдельный разговор — воспитание детей. У матушки Галины и отца Валерия их двое, сын учится в духовной семинарии, дочь — студентка мединститута. С родителями они на «вы», так принято на Украине. Как привыкли с малых лет к такой форме общения, так и повелось, хотя никто из родителей на этом не настаивал. «Батюшка с детьми очень ласков, всегда выслушает, когда время есть. Я, наверное, скорее строгая мама,— улыбается матушка Галина.— Хотя сейчас дети говорят «спасибо», признаются, что теперь им легко идти по жизни. Но может это и правильно, когда один из родителей может побаловать, а второй более строг. Дети растут тогда более собранные, ответственные. Я сама росла в верующей семье. И когда приходило время молиться, нас, например, не спрашивали — устали мы или нет. Может это и жестко, но в ребенке много лени, и порой его просто нужно заставлять.Пусть и не в строгой форме, а с любовью. Детям нужно прививать любовь к Богу, к храму, молитве. Если у ребенка будет любовь к Богу — он в любой ситуации останется человеком» .

В общем же, по словам матушки Галины, их детки росли, как все, ходили в детский сад, потом в школу. Разве что регулярно ходили на богослужения, причащались и еще совсем не болели. Когда матушка приходила с ними в больницу, врачи советовали другим мамам узнать у нее рецепт детского здоровья.

«К нам всегда, как к семье священника, приковано повышенное внимание, и благодаря нашим детям,— вспоминает матушка, — многие воспитатели, учителя впервые пришли впервые в храм. Потому что по детям было видно, что семья живет в радости и здравии. Людей только собственным примером можно подтолкнуть сделать шаг навстречу Богу. Я когда перебираю в памяти события своей жизни, мне она кажется сплошным чудом, честно. И мы никогда не ощущали ни в чем нужды, все, что нужно, нам дал Господь ».

У отца Илии и матушки Надежды — двухлетний сынок, через несколько месяцев они ждут очередного пополнения в семействе.

Матушка Надежда рассказывает, что маленькому двухлетнему Арсению супруги стараются сейчас в первую очередь прививать послушание, особенно по отношению к папе. Чтобы следовал сказанному с первого раза.

Матушка считает, что женщина совсем необязательно должна работать. Хотя она до замужества три года трудилась ризничной в храме и если ее помощь будет нужна, когда подрастут детки, готова при необходимости приступить к работе. Но всё же считает — самое важное для женщины быть мамой, в этом ее призвание. А детишки должны быть обласканы, и как можно дольше, если есть такая возможность, воспитываться в семье, минуя детские сады.

«Стаж» супруги отца Илии как матушки пока небольшой, но главные выводы о своем «статусе» матушка Надежда уже сделала: «Главное — проявлять больше смирения, терпения и любви. Быть женой священника — большая ответственность, важно не выглядеть и не вести себя вульгарно, не сказать лишнего, не вводить людей в заблуждение, помогать по мере сил и возможностей. Но эта ответственность не угнетает, я счастлива в семье, и для меня большая радость помогать мужу и быть с ним рядом» .

Счастлива ли ваша семья? От кого зависит счастье в семье? Очень часто говорят о роли женщины, как хранительницы семейного очага. Но давайте, поговорим сегодня о мужчинах.

Некто интересно заметил: «Быть личностью мужского пола - это вопрос рождения, а быть мужчиной - это вопрос решения». Поэтесса воспевает так роль мужчины:

В прекрасном имени - мужчина

Сложилось мужество и стать,

Уменье думать и мечтать,

Быть вдохновенным и быть сильным

Уметь ценить, уметь дарить

Любовь и дружбу непременно

И для семьи опорой быть,

И для детей примером верным!

Хочу спросить вас, братья и сестры: вы действительно счастливые люди?

Братья, как вы думаете, ваша жена счастлива, что замужем за вами? Некто интересно заметил: «Замужество - это не семейное положение. Это медаль. Она так и называется: «За мужество».

Сестры, а вы действительно являетесь помощницей своему мужу? И его тянет домой? Он бежит домой, потому что вы там? Или он бежит из дома, потому что вы - дома?

Подумайте: счастливые вы люди или несчастливые? Многие из вас начинали свою семейную жизнь в Доме Божием у алтаря Господня. И тогда чувствовали себя счастливыми, а как сегодня?

К сожалению, это не образная притча, сегодня в некоторые пары также опустили руки, допустили сомнения, что их брак ошибка, и не верят, что можно быть счастливыми!

Слово Божье говорит, что чрезвычайно большая ответственность за семью лежит на мужчине. Давайте сейчас со всей серьезностью и ответственностью посмотрим, что говорит Библия мужчинам.

Согласно Писанию, мужчина в семье должен выполнить три функции:

  • во-первых, он должен знать и помнить, что он - священник,
  • во-вторых, он должен быть мужем и уже потом – отцом.

Именно такие приоритетные роли Священное Писание отводит мужчине.

Священник

Давайте в первую очередь разберемся с тем, что значит быть священником. Кто такой священник?

В книге Малахии 2:7 сказано «Ибо уста священника должны хранить ведение и закона ищут от уст Его, потому что Он вестник Господа Саваофа».

1. Хранить Ведение – знание

2. Закона ищут от Уст Его

3. Он вестник Господа

Слово священник на латыни означает «Возводящий мост». Значит, священник – это тот, который возводит мост!

Для чего строят мосты? Чтобы соединить два берега: берег семьи с берегом Божьим. Как это нужно делать? В Первом Послании Тимофею 2:6 сказано: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Современный перевод этого отрывка: «…Я хочу, чтобы мужчины везде и всюду воздевали в молитве руки с чистыми помыслами без гнева и споров».

Мы переходим к ответу на вопрос, что должен делать священник?

Священник должен был приносить жертвы. Какие жертвы бывают?

1. Жертва всесожжения. Это жертва, когда мы посвящаем себя Богу. Жертва обновления Завета за себя, за жену, за детей.

2. Жертва за грех и повинности. Это жертва исповедания, покаяние, оставления греха за себя, за жену, за детей.

3. Жертва мирная. Это жертва хвалы и благодарения за себя, за жену, за детей.

Вот какие жертвы ожидаются от священника ежедневно у семейного алтаря, утром и вечером.

Примером для подражания является библейский герой, патриарх Иов. Посмотрите, каков он и как действовал, как священник, муж и отец большой семьи?

Заботясь о своей семье, священник Иов приносил жертвы и молился, говоря: «Может быть, мои дети в чем-то согрешили...».

Одна из жертв, которая ожидается от священника как от главы семьи, это приносить Богу жертву хвалы и благодарения за свою семью. Мужчины, вы сегодня уже благодарили Бога за свою жену и детей? Если вы этого не делаете, то хочу сказать вам, что вы грешите. Вам нужно сегодня покается. Некоторые мужчины, правда, начинают это понимать только тогда, когда жены уже нет в живых.

Также наша ответственность - ходатайствовать пред Богом за свою жену и своих детей. Я хочу спросить вас: вы это делали сегодня? Братья, начните это делать с постоянством, каждый день.

Приведу пример ещё одного библейского героя: священника, мужа и отца – патриарха Ноя. В то время вся земля жила в грехе, и Бог в Своем плане принял решение уничтожить все, что имеет дыхание жизни. Ною же Бог сказал, что он не умрет: «...с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты…и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:18).

Вы можете себе представить этого счастливого человека? Ной был священником в доме своём, он был авторитетом для своей семьи: для жены, сыновей и невесток. Они вместе с Ноем строили ковчег, они поверили тому, что Бог повелел ему строить. Я б хотел, чтобы каждый задал себе вопрос: «Если б я начал строить у себя во дворе макет космического корабля, и сказал бы своей семье, что мне Бог сказал построить этот корабль, и на нём я и все желающие могут взлететь в космос, поверила бы мне моя жена и дети? Строили бы они вместе со мной? Зашли бы они вместе со мной в корабль?» Вот в чём вопрос.

Приведу негативный пример Лота, который не был священником для своей семьи и не пользовался в ней авторитетом. В результате, во-первых, члены семьи ему не поверили, во-вторых, он медлил выполнять Слово Божье и выходить из города. Ну и в итоге после себя Лот оставил только позор и два враждующих народа.

Мужчины являемся ли мы священниками? В Ветхом Завете мы читаем, что забота священника дома заключалась в том, чтобы сохранить семью от погибели. Косяки и перекладины должны были быть помазаны кровью, чтобы ангел-губитель не поразил никого в доме - это была обязанность священника. Наша обязанность, чтобы всё в нашем доме говорило о нашем священстве.

Муж

Дорогие сёстры, давайте попробуем нарисовать портрет идеального мужа. Итак, идеальный муж: добрый, внимательный, отзывчивый, заботливый, преданный, духовный, общительный, спортивный, умный, мудрый, весёлый. Дополню ещё одно: «идеальный муж - это тот муж, у которого идеальная жена».

Есть ли в Библии пример идеального мужа?

- Адам? Обвинил во всём Еву;

- Авраам? Дважды отрёкся от жены

- Исаак? Тоже отрёкся от своей жены

- Иаков? Многожёнец

- Давид? Без коммнтариев!

- Соломон? – тем более!

И, тем не менее, мы должны стремиться к библейскому идеалу. А какой он?

Мужчина, прежде всего, муж. Это очень важно понять. В книге Бытие мы читаем, что когда Бог создал первую семью, Бог дал задание мужу: он должен был возделывать сад и быть рядом с Евой. Но он даже не заметил, как дьявол в образе змея пришел в Эдем и разговаривал с его женой...

На сегодняшний день роль каждого мужа по отношению к своей жене - защищать и охранять. Делаем ли мы это, братья? Сегодня основной грех мужчин в семьях - это безответственность и бездействие.

Что Библия сегодня скажет и посоветует мужьям?

Во первых, «Любить жену, как Христос церковь» (Еф.5, 25.28). А как Христос возлюбил свою Церковь? Предал Себя за неё!

Мужья должны любить своих жён как свои тела, как себя. Библия также говорит, что мужчина есть глава жене.

Любовь всегда начинается с отдачи. И в Евангелии от Иоанна (3:16) мы читаем: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». А если бы Бог просто сказал «Люди, Я вас люблю!», но ничего бы не сделал для нас? Но Он отдал самое дорогое! Каждая женщина ожидает этого от своего мужа. Иногда мужчине бывает легче сделать жене какой-нибудь подарок, чем подарить своей жене себя. Но жена становится счастливой и знает, что муж ее любит, только тогда, когда она посвящена в жизнь мужа, когда она - часть жизни мужа.

Мы очень разные люди: мужчины не очень разговорчивы, а жене нужно поговорить. И, когда мужчина приходит с работы, жена очень хочет с ним пообщаться. Я хочу спросить: мужчины, когда в последний раз мы выделили специальное время для того, чтобы сесть рядом с женой и поговорить с ней, проявить заботу? Спросить, как у нее духовное состояние? Может быть, какие-то переживания?

Проявлять заботу о жене, уделять ей внимание, защищать ее, ограждать ее, хранить ее - это Бог определил мужчине.

Вот еще один признак сильно любящего мужа, который действительно исполняет Священное Писание: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы»(Кол. 3:19).

Мои дорогие братья! Кто из нас может похвалиться тем, что он никогда не был груб или суров со своей женой?

Есть замечательная цитата для того, чтобы мужчины могли задуматься: «Даже если ты 1000 раз прав, какой в этом толк, если женщина твоя плачет».

Библия говорит об этом так: «Мужья обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом оказывая честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Петр.3,7).

Если муж хочет, чтобы его жена была королевой, то муж должен быть королём.

И еще один библейский совет мужьям: «Муж оказывает жене должное благорасположение» (1 Кор.7,3-4).

Отец

Настоящее отцовство - это больше, чем просто рождение детей. Отцовство - это ответственность, посвященность, служение, жертвенность и личный пример.

Некто интересно заметил: «Привести человека к Иисусу Христу - это значит больше чем воспроизвести его на свет. Счастлив родитель, который не только воспроизводит ребёнка на свет, но потом ведёт его и к жизни вечной. Тогда он будет его родителем ДВАЖДЫ».

В Библии, мы находим следующее наставление «Отцы не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

К сожалению, многие отцы потеряли свои семьи. В этих семьях произошла «гражданская война»: на одной стороне жена с детьми, на другой стороне - муж... Это очень-очень сложная ситуация. Мужчины обычно редко плачут, но я видел, как мужчины плакали потому, что они потеряли своих детей.

Как-то ко мне обратился один отец. Он исповедался и сказал мне: «Мой сын, которому было 17 лет, подошел ко мне и сказал: «Отец я хочу тебе что-то сказать, сейчас последний раз в жизни я называю тебя отцом, ты мне больше не отец. Я ждал тебя всю жизнь. Я нуждался в тебе. Я хотел, чтобы ты со мной общался, я хотел, чтобы ты со мной игрался, я хотел чтобы ты проводил время со мной, я ждал тебя всю жизнь! Я ждал тебя всю жизнь... Ты мне - не отец!».

Встаёт ли перед ними образ заботливого, внимательного, доброго, разумного, общительного, любящего отца, который действительно является: священником, мужем и отцом.

Мужчины, послушайте внимательно: если мы выполняем только роль мужа и не выполняем роль священника и отца, то мы отреклись от веры и мы хуже неверного. Если мы выполняем только роль мужа и отца, но не выполняем и роль священника, то мы отреклись от веры, и мы хуже неверного. Если мы выполняем только роль священника и больше ничего, то мы хуже неверного, потому что в Библии сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1Тим 5,8).

Если вы чувствуете свою вину, наберитесь мужества, подойдите к своей жене, к своим детям скажите: «Простите меня! Хочу быть священником, хочу быть таким мужем и отцом, как учит Писание!» Сделайте это, чтобы не погибнуть, чтобы привести всю семью к спасению. Многое еще можно исправить - сегодня день благодати.

Будем молиться, чтобы библейские стандарты христианской семьи были в каждой нашей семье и чтобы мы на самом деле были счастливыми людьми.

Федор Колтук

Новая надежда | Февраль 2016

"...Повинуясь друг другу в страхе Божием... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя" (Еф. 5:21, 25-33).

"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6:4).

Хочу спросить вас, братья и сестры: вы действительно счастливые люди? Братья, как вы думаете, ваша жена счастлива, что замужем? Сестры, а вы действительно являетесь помощницей своему мужу? И его тянет домой? Он бежит домой, потому что вы дома? Или он бежит из дома, потому что вы - дома? Подумайте: счастливые вы люди или несчастливые? Многие из вас начинали свою семейную жизнь в Доме Божием у алтаря Господня.

В 1975 году 25 мая я обещал Господу, что буду любить свою жену всю жизнь и буду ей верен. Я вспоминаю этот день и час. Я был действительно счастливый человек. Помню, когда закончилось бракосочетание и мы с женой остались вдвоем, Господь Духом Своим коснулся наших сердец, и мы просто повторили еще раз, что Бог ожидает от мужчины и что Бог ожидает от женщины. И перед Богом, без свидетелей, мы еще раз дали обещание, как мы хотим жить.

В тот момент мы встали на библейскую платформу, сказав Господу, как мы хотим относиться к деторождению, к служению, к материальным пожертвованиям и многому-многому другому. Это было как второе сочетание. Никто на нас не возложил руки, но мы с женой стали на колени и помолились Господу. Я и сейчас чувствую то тепло и близость Бога. Иногда я своей жене задаю вопрос: счастливая она или несчастливая?

Некоторые люди опустили руки, они уже не верят, что можно быть счастливыми. Недавно я проповедовал о любви жены к мужу и получил записку: "Какая там любовь... Я еле сдерживаюсь, чтобы не убить своего мужа!"

Официальная статистика говорит, что в России в прошлом году женщины убили 14 тысяч мужчин. 14 тысяч жен убили своих мужей!

Писание говорит, что чрезвычайно большая ответственность за семью лежит на мужчине. Давайте сейчас со всей серьезностью и ответственностью посмотрим, что говорит Библия мужчинам.

Я думаю, мужчина в семье должен выполнить три функции: во-первых, он должен знать и помнить, что он - священник, он должен быть сначала мужем и уже потом - отцом: это библейский порядок.

Священник

Что должен делать священник? Священник должен был приносить жертвы. Помните книгу Иова? Заботясь о своей семье, священник Иов приносил жертвы и молился, говоря: "Может быть, мои дети в чем-то согрешили...". Одна из жертв, которая ожидается от священника как от главы семьи, - это приносить Богу жертву хвалы, жертву благодарения за свою семью.

Мужчины, вы сегодня уже благодарили Бога за свою жену, за своих детей? Может быть, у вас сейчас появляются мысли: "Это невозможно - благодарить за такую жену..." Но я хочу сказать, что вы грешите, если вы этого не делаете. А если вы и дальше будете так поступать, то ваша жена станет еще хуже. Это правильно - благодарить Бога за свою жену. Некоторые мужчины, правда, начинают это понимать только тогда, когда жена умерла.

Один муж всегда был недоволен своей женой. Как ни придет домой, она все сидит и сидит. Да что это такое?! Правда, дома прибрано, еда приготовлена, брюки у него отутюжены - всюду идеальный порядок. Но вот жена у него умирает. И через некоторое время он замечает: у него гора грязной посуды, куча нестиранного белья, обед не приготовлен... И теперь он начинает понимать, что все это жена делала в его отсутствие. Она была мудрой женой: она старалась (готовила, стирала, прибирала), чтобы к его приходу был полный порядок. Ведь не каждому мужчине нравится, когда жена в его присутствии затевает большую стирку или уборку.

Ответственность мужчины как священника - благодарить Бога за свою семью, жену и детей. Наша ответственность - ходатайствовать пред Богом за свою жену и своих детей. Я хочу спросить вас: вы это делали сегодня? Братья, начните это делать с постоянством, каждый день.

Для меня самого это огромное удовольствие - благодарить за свою жену и своих детей. Я называю каждого по имени, я знаю их проблемы, их переживания, я ходатайствую за них пред Богом. Когда-то один брат показал мне этот хороший молитвенный пример, и я очень благодарен Богу за это.

Как-то, когда дети были еще маленькими, прихожу домой, а жена говорит: "Трудно было. Такой характер у них - это что-то!" Начинает мне рассказывать - мы переживаем. Ну что мы можем сделать? Помню, как много раз вставал ночью, когда никто не слышал, просто подходил к кроватке ребенка, становился на колени, положив руки на голову своего мальчика или девочки, и молился. Я говорил: "Господи, я бессилен что-либо сделать. У меня такие переживания. Этот маленький ребенок… Он такой упрямый… Он растет эгоистом! Благослови его! Дай нам мудрости, помоги нам его любить".

Потом, когда дети выросли, я им рассказывал об этом.

Может быть, у вас уже опустились руки, и вы не знаете, что делать. Хочу вам посоветовать: отцы, это наша ответственность - приносить жертву хвалы и жертву благодарения за свою жену и своих детей. И когда мы начнем это делать, мы увидим, какие они хорошие. Священник должен заботиться о своей семье, чтобы в его доме совершилось Божье спасение.

Мне очень нравится место Писания, где сказано о Ное. В то время вся земля жила в грехе. Грех умножался, и Бог в Своем плане принял решение уничтожить все, что имеет дыхание жизни. Ною же Бог сказал, что он не умрет: "...с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты..." Но у Ноя была семья. И Бог говорит: "и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою" (Быт. 6:18).

Вы можете себе представить этого счастливого человека? Он был священником в своем доме. В Послании к Евреям мы читаем, что Ной, "благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего" (Евр. 11:7). Он не забывал, что он - священник, и я уверен, что он молился за свою жену, за своих сыновей, за своих снох. И в решающий момент жизни, когда Бог оценивал его священство в доме, Бог сказал: "Вы будете спасены!" Почему? Потому что у Ноя было благоговение пред Богом и пред Его Словом.

Мужчины, отцы, являемся ли мы священниками? Это очень ответственно. В Ветхом Завете мы читаем, что забота священника дома заключалась в том, чтобы сохранить семью от погибели. Косяки и перекладины должны были быть помазаны кровью, чтобы ангел-губитель не поразил никого в доме - это была обязанность священника. Наша обязанность - чтобы всё в нашем доме говорило о нашем священстве.

Мужчина прежде всего - не отец, а муж. Это очень важно понять. В книге Бытие мы читаем, что когда Бог создал первую семью, Бог дал задание мужу: он должен был возделывать сад и охранять Еву. Но Адам это "проморгал". Он даже не заметил, как дьявол в образе змея пришел в Едем и разговаривал с его женой...

На сегодняшний день роль каждого мужа по отношению к своей жене - защищать и охранять. Делаем ли мы это, братья? Сегодня основной грех мужчин в семьях - это безответственность и бездействие, и через это происходит очень сильное поражение. Библия говорит нам, чтобы мужья любили своих жен.

Библия также говорит, что мужчина есть глава жене. Некоторые, правда, неправильно это понимают и становятся не главой, а главарем семьи. Мужья, спросите своих жен: верит ли ваша жена, что вы ее любите? Что для нее является доказательством вашей любви к ней?

Мы очень разные люди: мужчины не очень разговорчивы, а жене нужно поговорить. И, когда мужчина приходит с работы, жена очень хочет с ним пообщаться. Я хочу спросить: мужчины, когда в последний раз мы выделили специальное время для того, чтобы сесть рядом с женой и поговорить с ней, проявить заботу? Спросить, как у нее духовное состояние? А как на сердце? Может быть, какие-то переживания? Проявлять заботу о жене, уделять ей внимание, защищать ее, ограждать ее, хранить ее - это Бог определил мужчине, это мужчина обязан делать.

Любовь всегда начинается с отдачи. И в Евангелии от Иоанна (3:16) мы читаем: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". А если бы Бог просто сказал "Люди, Я вас люблю!", но ничего бы не сделал, как бы мы узнали, что Он любит нас? Он отдал самое дорогое! И я уверен, что каждая женщина ожидает этого от своего мужа. Иногда мужчине бывает легче сделать жене какой-нибудь подарок, чем подарить своей жене себя. Многие мужчины как закрытый сад: они не впускают в мир этого сада свою жену. Им легче принести жене букет цветов, чем подарить ей себя и свое время. Но жена становится счастливой и знает, что муж ее любит, только тогда, когда она посвящена в жизнь мужа, когда она - часть жизни мужа.

Иногда в мужском кругу я слышал, как мужчины критиковали своих жен. Это очень неприятно. И я хотел бы посоветовать всем мужчинам: никогда не критикуйте своих жен в присутствии других, не унижайте свою жену на людях. Это неправильно, это не по Библии. Признак сильно любящего мужа, который действительно исполняет Священное Писание ("Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы" - Кол. 3:19), - мягкое сердце, мягкая рука и мягкий язык. Мы, мужчины, должны осознать право нашей семьи участвовать в нашей жизни.

Я переживаю, что многие мужчины на самом деле не являются главами семейств. И даже не потому, что жена хочет быть главою, а потому что им не хочется брать ответственность на себя. Иногда дети что-то спрашивают у отца, а он говорит: "Иди, спроси у мамы!" Если же возникнут проблемы, мама будет отвечать. Он не берет на себя ответственность. Зачем думать? Ведь он так занят: читает журнал, или газету, или… Вообще, он - глава семьи. Он дает только указания.

В нашей семье много детей. И я знаю, что такое, когда у их матери кончаются силы. Я часто видел, как моя жена была измождена. И тогда моей ответственностью было: помочь ей в бессонные ночи, когда ребенок болен, и просто за нее помолиться.

Иногда мужчины жалуются, что они не могут быть главой семьи потому, что их жены претендуют на это главенство. Но реальная власть в семье зависит от нашей подчиненности Богу. А это является проблемой многих мужчин. Библия говорит: "всякому мужу глава Христос" (1 Кор. 11:3). Многие мужчины знают, что они должны быть главой в семье, но они почти забыли, что над ними тоже есть Глава: Христос. И, если они не подчинены Ему, тогда они жалуются на строптивый характер жены, на многое другое... Но когда нет подчиненности Богу, тогда трудно быть духовным руководителем в своей семье.

Отец

Хочу еще сказать о положении мужчин как отцов в семье.

Я замечаю, что многие отцы потеряли свои семьи. В этих семьях произошла "гражданская" война: на одной стороне жена с детьми, на другой стороне - муж. Жена настраивает детей против отца... Это очень-очень сложная ситуация. Мужчины обычно редко плачут, но я видел, как мужчины плакали потому, что они потеряли своих детей.

Как-то ко мне обратился один отец. Он исповедался и сказал мне: "Мой сын, которому было семнадцать лет, подошел ко мне и сказал: "Отец, я хочу тебе что-то сказать. Сейчас последний раз в жизни я называю тебя отцом. Ты мне больше не отец. Я ждал тебя всю жизнь, я нуждался в тебе. Я помню только один момент в моей жизни: была зима, ты сделал горку, мы с тобой вместе сели на санки, и санки перевернулись. Мы кубарем полетели вниз, и ты взял санки, поднял меня на руки, прижал к себе и вместе со мной пошел вверх, на горку. Как билось мое сердечко! Я был самым счастливым на свете: у меня есть отец, который меня любит, который несет меня на руках! Я ждал тебя всю жизнь... Ты мне - не отец!"

Один евангелист, желая донести до молодых людей любовь Бога как Бога-Отца, сказал: "Молодые люди! Бог хочет быть вашим Отцом!" Тогда один молодой человек в зале поднялся и переспросил: "Бог хочет стать моим отцом? Да я ненавижу своего отца! И, если Бог такой, как мой отец, я не хочу такого отца!" В понятии этого молодого человека отец - это что-то плохое, что-то страшное.

Отцы, есть ли у вас контакт с вашими детьми? Есть ли у вас время для ваших детей?

В одной семье папа был очень деловым и занятым человеком. Он часто говорил жене: "Ты там уж сама как-нибудь помолись с детьми!" А сам то машину ремонтирует, то он ее протирает, то он еще где-то… Ну, очень занят! И как-то один ребенок перед ночной молитвой говорит матери: "Я не буду молиться!" - "Как не будешь?" - "Не буду". - "Но ты же на небо не попадешь!" - "Попаду. Папа ведь тоже не молится, а на небо попадет". В тот вечер жена очень серьезно поговорила со своим мужем. Слава Богу, он всё понял и покаялся.

Это очень серьезная проблема. Отцы, на что вы рассчитываете, если вы не молитесь с вашими детьми, с вашей женой? Что думают ваши дети, когда они слышат слово "отец"? Встает ли пред ними образ заботливого, нежного, любящего человека, который защищает, оберегает, охраняет, который действительно является священником, мужем и отцом?

Есть вопросы, на которые мы должны ответить пред Господом: какой пример я подаю своей семье? Даю ли я моим детям, моей жене пример вечных ценностей? Не иду ли я на компромиссы ради материального процветания? Что в моей семье волнует меня больше всего?

Сегодня часто раздаются голоса: ой, ну и молодежь у нас... А кто виноват? Кто виноват, что существует проблема "отцы и дети"? Мы критикуем младшее поколение, но во многих случаях виновато старшее поколение. И это - наша с вами ответственность.

Может быть, кто-то чувствует свое поражение, может быть, кому-то больно, когда он думает о своей семье, может быть, кому-то очень грустно, и он думает: "Не получилось..."

Мужчины! Подойдите к своей жене, к своим детям и, если вы чувствуете свою вину, наберитесь мужества, скажите: "Прости ради Бога! Начну по-другому! Хочу быть священником, хочу быть таким мужем и отцом, как учит Писание!" Сделайте это, чтобы не погибнуть, чтобы привести всю семью к спасению. Многое еще можно исправить - сегодня день благодати.

Подумайте, если бы все семьи были такими, как у вас, какая бы это была церковь? Церковь не может быть хорошей, если семьи плохие. Иногда некоторые думают: "Пойду-ка в церковь. Отдохну. Уже устал в семье..." А если все семьи такие? Где тогда отдыхать-то? Только создавать видимость? Играть в спектакле под названием "Счастливый брак"?

Очень трудно делать вид, что у тебя всё хорошо, когда небо закрыто тучами. Не надо обманывать самих себя. И, если мы где-то нарушили эти библейские принципы, мы должны сказать своим близким и Богу: "Прости и помоги". Это реально: Бог хочет, чтобы мы были счастливыми людьми.

Будем молиться, чтобы библейские стандарты христианской семьи (можно даже написать с заглавной буквы - Христианской Семьи) были в каждой нашей семье и чтобы мы на самом деле были счастливыми людьми.

Если у католических священников существует целибат, то есть они дают обет безбрачия, то в православии священнослужителям разрешается жениться. Это правило было закреплено еще в 325 году на Первом Никейском Вселенском соборе. Но, разумеется, брак православного священника имеет свои особенности.

На ком может жениться священник?

Определиться с женитьбой будущему священнику предлагается до 30 лет – к этому возрасту он уже должен принять сан. Если к 30 годам не женился, то должен постричься в монахи.

Чаще всего женятся еще семинаристами. Невеста, по существующим канонам, должна быть православной и обязательно девицей. Если она разведена или у нее есть дети, такая женщина не может стать женой священника.

Что касается профессии будущей матушки, то здесь меньше ограничений. Главное – чтобы ее профессиональная деятельность не нарушала Божьи заповеди. Например, она не может работать стриптизершей, торговать спиртным или табачными изделиями. Ранее священникам запрещалось жениться на актрисах, так как это ремесло приравнивалось к проституции. Сейчас существует иной взгляд на эти вещи.

Впрочем, семьи священнослужителей обычно бывают многодетными, так как в православии принято рожать, «сколько Бог даст». Поэтому далеко не всегда матушка может позволить себе работать, нередко она вынуждена вести хозяйство и заниматься воспитанием детей.

Может ли священник развестись?

Расторгнуть брак уже не получится. Если матушка ведет себя недостойно, например, изменяет, священник может не жить с ней как с женой, но разводиться все равно не имеет права. Даже если она умирает, он не может повторно жениться и должен остаток жизни провести один. Если он хочет создать новую семью, ему придется сложить с себя сан. В Древней Руси священник, оставшийся без жены, должен был уйти в монастырь.

Как должна вести себя жена священника?

Для матушек тоже существуют свои правила. Жена священника должна подавать пример духовной жизни. Ведь прихожане часто воспринимают ее как посредницу между ними и батюшкой, могут о чем-то спрашивать, просить, советоваться… Разумеется, она должна соблюдать православные каноны, вести себя скромно и сдержанно, как и подобает верующей христианке.

Что касается внешнего вида, короткие юбки и яркий макияж строго не воспрещаются, но они могут создать определенное впечатление о женщине. В церкви они явно не к месту.

Как должны священник и его жена вести себя в семье?

Бытовая жизнь в семье священника регламентируется так же, как для всех верующих. Однако священник и его жена не должны забывать, что они как служители Бога несут куда большую ответственность за каждое сказанное слово и каждый поступок. Между ними в идеале не должно быть ссор, скандалов, конфликтные ситуации должны разрешаться миром. Как правило, в семьях священников для всех членов тщательно соблюдаются божественные заповеди и религиозные каноны, например, посты и запреты работать в праздники.

Разумеется, священник и его семья не обязаны тратить свободное время на одни лишь молитвы и душеспасительные разговоры. Они могут проводить досуг, отправившись на загородную прогулку, в театр, кино, на концерт классической музыки. Допускаются и походы в приличные рестораны. А вот посещение ночных клубов, дискотек и прочих увеселительных заведений для них совершенно исключено.