К чему снится убежать из плена. Побег из дома. В Семейном соннике, если снится Побег

Болотница (Болотная баба) - молодая женщина, увлекающая людей в болото; дух болота, "хозяйка болота"; жена Болотника.

«При гадании на перекрёстке один из его участников выходит в круг, предварительно сняв крест, другой же с ухватом или сковородником ходит по-за кругу против Солнца и приговаривает:
"Лешие, лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чём моя судьба!"» (Костромская область);
«А ину пору видают среди чарусы (трясина видом луговины) Болотницу" (Владимирская область).

Одно из описаний Болотного: человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены Болотник и Болотница, "специализирующиеся" на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны.
В поверьях Нижегородской губернии ("литературная" версия П.И. Мельникова-Печерского) коварная Болотница "из себя такая красавица, какой не найдёшь в крещёном миру", но с гусиными ногами.

Чаще Болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характерные черты, а также нечистая сила неопределённого, расплывчатого облика.
Болотные "хозяева" в народных воззрениях нередко смешиваются с Лешими, Водяными, а называются при это чертями.

На Новгородчине полагали, что на болотах "живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей".

В рассказе Череповецкого уезда Новгородской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото):
«Это болото пользуется у народа дурной репутацией, говорят, что в нём много чертей живёт. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос:
"Где купить - по эту или по ту сторону болота?" За болотом лес подальше от селений и продаётся подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них всё не ладно ладилось - то выгорят, то хозяин умрёт, то скотина плохо ведётся. То шалит над брёвнами "болотный чёрт", когда их провозят через болото.
И решает мужик купить лес по эту сторону болота».

Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото - опасное, неопределённое ("ни вода, ни земля") место, излюбленное нечистой силой.
В Вологодской губернии в болоте "селили" бесов, в Смоленской - Водяного; согласно общерусским поверьям, в болоте традиционно обитает Леший (на Урале кочечного, болотного чёрта (Лешего) именуют "Анцыбал").

В огромном моховом болоте Муромского уезда "неоднократно видят русалок", схожих по облику, действиям и с Болотницами, и с водяницами.
"Расчёсывая свои длинные волосы", русалки "кличут к себе путников на разные голоса и губят оплошавших" (Владимирская область) (Добрынкина, 1900 год).

Болото - типичное место действия рассказов о чёрте, что отражено и в поговорках
"Было бы болото, а черти будут";
"Всякий чёрт своё болото хвалит";
"Не ходи при болоте - чёрт уши обколотит"
(Даль, 1880 год);
"В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся" (Нижегородская область).

В ряде районов России Болотная баба напоминает Болотницу.
В поверьях Вологодчины образ болотной "хозяйки" сливается с образом "вольной старухи", лешачихи: "Вольная старуха в шестьдесят шестом году с болота-то вышла. Голова что кузов".

В Поморье Болотная баба - "хозяйка" тундры.

ЗЕМЛЯ СО ДНА ОКЕАНА

Давным-давно, когда Белбог боролся с Чернобогом за власть над миром, земли еще не было: всю ее сплошь покрывала вода. Однажды ходил Белбог по воде, смотрит - навстречу ему плывет Чернобог. И решили два врага на время примириться, чтобы создать в этом безбрежном океане хоть островок суши.
Белбог мечтал основать царство добра, ну а Чернобог надеялся, что здесь будет царить только зло. Стали они по очереди нырять и наконец-то отыскали на глубине немного земли. Белбог нырял усердно, он поднял на поверхность много земли, а Чернобог скоро оставил эту затею и только сердито смотрел, как обрадованный Белбог начал разбрасывать землю, и всюду, куда она ни падала, возникали материки и острова.

Лесное болото.Кириллов Сергей Алексеевич

Но Чернобог часть земли затаил за щекой: он по-прежнему хотел создать свой мир, где будет царить зло, и только и ждал, чтобы Белбог отвернулся.

В это мгновение Белбог начал творить заклинания - и на всей земле стали появляться деревья, проклюнулись трава и цветы. Однако, повинуясь воле Белбога, начали прорастать растения и во рту Чернобога! Крепился он, крепился, надувал, надувал щеки, но наконец не выдержал, и начал выплевывать спрятанную землю.

Так и появились болота: земля пополам с водой, корявые деревца и кусты, жесткая трава.

А со временем здесь поселились болотники и болотницы, так же как в воде - водяные и водяницы, а в лесу - лешие и лесовунки.

Валерий Славук.Болотник. Беларус на болотных лыжах.

Болотник (болотяник, болотный) - злой дух болота, где он живет с женой и детьми.
Женой его становится дева, утопшая в болоте. Болотник - родич водяного и лешего.
Он выглядит как седой старик с широким, желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу, пугать идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает. Болотник ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зеленой травы, или корягу, или бревно - так и манит ступить, а под ним - трясина, глубокая топь!
Ну а по ночам выпускает он души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте перебегают-перемигиваются блудячие синие огоньки.
Болотница - родная сестра русалкам, тоже водяница, только живет она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она неописуемо прекрасна, бесстыдна и прельстительна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок - с черными перепонками. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить, но стоит сделать к ней хоть шаг по болотине, как злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину.

Близким как лешему, так и водяному в народном восприятии был болотник - злой дух, обитающий в болоте. На Урале его, например, так и называли «болотный леший». В северных и северозападных губерниях, изобилующих болотами, это демонологическое существо именовали «болотным дедкой», «кочечным» (от слова «кочка»), «болотяником», а иногда просто «болотом».

Болотника представляли неподвижным, угрюмым существом, сидящим на дне болота, или ужасным безглазым толстяком, тело которого покрыто грязью, водорослями, улитками. Кое-где считали, что болотник выглядит, как человек, но тело его заросло косматой шерстью, и у него длинные руки и хвост, закрученный крючком.

Болотника воспринимали как хозяина определенной территории - его болота. В отличие от других мифологических персонажей, населяющих природные пространства, у него нет ни жены, ни детей. По народным поверьям, приблизившихся к его владениям людей и животных он пугает диким стоном или хохотом или же приманивает их утиным кряканьем или коровьим ревом к болотной трясине. Свою жертву болотник хватает за ноги и тянет вниз.

С болотным шутки плохи. Если его вовремя не распознать, то дело может закончиться скверно, а в лучшем случае он сильно испугает, о чем свидетельствуют истории очевидцев. Так, на реке Мологе рыбаки рассказывали, как однажды ловили рыбу и пристали к берегу, за которым находилось болото. Услышав, что кто-то вдалеке поет песни, они закричали, и неизвестный им откликнулся. Думая, что это отвечал человек, рыбаки пригласили его к себе. Но это оказался болотный, и в ответ на приглашение он взялся за лодочную веревку и повез рыбаков вверх по реке. Сначала рыбаки только смеялись, но затем стали сердиться и ругаться; а положение дел никак не изменяется - лодка все едет и едет, как будто сама собой. Когда же рыбаки уже просто испугались, стали просить отпустить их «Бога ради». Тогда только болотный привязал лодку к берегу, а сам скрылся.

В некоторых местах на Вологодчине полагали, что «болотный черт» портит бревна, приготовленные для строительства человеческого жилища, когда их перевозят через болото. Баловство и порча болотного обнаруживается уже после строительства избы. Говорили, что в таких домах все бывает неладно: то хозяин умрет, то скотина не поведется, а то и вовсе дом сгорит.

Чтобы не угодить к болотнику, находясь в лесу или на болоте, не стоит отвечать на незнакомые голоса. Как и в случаях с другими представителями нечистой силы, защитным средством от болотника в народе считали крестное знамение, а также упоминание имени Господа.

По народным поверьям, болотные погибают, когда болота высыхают или замерзают зимой.

На Русском Севере нередко хозяевами болот считались женские персонажи. В Архангельской губернии болотницу представляли в виде молодой женщины, завлекающей людей в трясину. На Вологодчине с болотным пространством связывали образ «вольной старухи» с огромной, «что кузов», головой. В Карелии верили, что провалившегося в болото человека затягивают в топь болотные кикиморы. Если кто-либо из домочадцев долго не возвращался из леса, на ночь на столе в комнате, где спят, ставили пирог «для кикимор», в надежде, что человек выберется из топи и вернется домой.

, болотник или болотяник , болотный дедко , шут болотный . Впрочем, иногда его считали разновидностью водяного или даже лешего . Болотника представляли угрюмым неподвижным существом, сидящим на дне болота, безглазым толстяком, покрытым слоем грязи, с налипшими водорослями, улитками, рыбьей чешуей; или же человеком, поросшим серой шерстью, с длинными руками и закрученным хвостом. В отличии от другой нечистой силы, болотник не умеет менять свой облик.

В украинском фольлоре назывался болотяныком (укр.: "болотяник "). Считалось, что он утягивает в болото проезжающих или проходящих мимо людей, если они играют на сопилке . Болотяник может пригласить человека к себе, чтобы над ним подшутить:

Пяниця страшний був дячок. Допив ся він до того, шо лукаві стали його водить та в гості звать. От уговорює, уговорює його жінка: "Ти бі молитви читав "Да воскресний бог", або що. Так ні: "Ни дають, каже, читать: як стану читать, а вони по губах бють". Один раз вона його заперла, ни пуска ночу. От він вирвавсь і подавсь кудись. Встрівають його два господина, зовуть його в гості: "Ходім, брат, кажуть: сьогодні в нас вечір, так ти у нас побудиш". - От приходить: вилика така зала, хороша, музика грає. Прийшов він, посадили його, піднисли йому водки. Він випив і начинає танцювать по болоту скрізь. Танцював, танцював, приходить кінець вечіру; провожують його додому і подарили йому шляпу, що він зробив їм удовольствіє. Жона спрошує: "Де ти ето бил?" - "Та брати мине в гості звали, так оце в гостях був". - "А це шо ти вершу надів на голову?" - Це міні брати подарили шляпу".

Як у болоті, так і в очиреті - тамички чорти живуть.

Борисовська волость, Валуйскьий повіт, Вороніжська губерня // Знадоби до української демонології. Зібрав Володимир Гнатюк. Том ІІ. Випуск 1

Дьячок был страшным пьяницей. Допился он до того, что лукавые стали его водить и в гости звать. Вот уговаривает, уговаривает его жена: "Ты бы молитвы читал "Да воскреснет бог" или какую другую". Так нет: "Не дают, говорит, читать: как начну читать, а они по губам бьют". Один раз она его заперла, не пускает ночью. А он вырвался и куда-то подался. Встречают его два господина, зовут его в гости: "Идём, брат, говорят: сегодня у нас вечер, так ты у нас побудешь". Ну, приходит: большой такой зал, хороший, музыка играет. Пришёл он, посадили его, принесли ему водки. Он выпил и давай танцевать по всему болоту. Танцевал, танцевал, закончился вечер. Провожают его домой и подарили ему шляпу за то, что он сделал им удовольствие. Жена спрошивает: "Ты где это был?" - "Да вот братья в гости меня позвали, так в гостях был". - А чего ты вершу на голову одел?" - "Это мне братья шляпу подарили".

Как в болоте, так и в камышах - черти там живут.

Борисовская волость, Валуйский повят, Воронежская губерня // Знадоби до української демонології. Зібрав Володимир Гнатюк. Том ІІ. Випуск 1

В историях Полтавской области болотяник может приглашать повитуху на роды своей жены - достаточно распространённый тип историй, который встречается часто про нечистую силу в славянском фольклоре и про народ хульдре - в скандинавском. После этого он может наградить так, что повитухе не требуется работать, чтобы прокормить себя, но она обязана выполнить всё, что он ей говорит. В другой истории мужчина, ехавший по дороге, встречает болотяника сидящим в луже, мнущим кожу и поющим песню. После этого болотяник начинает шить обувь, но замечает человека, ныряет в болото и запрещает тому приближаться .

Болотные духи различных культур

Багник

в белорусской мифологии болотник , обитающий в багне - безжизненном торфяном болоте

Богинки

в поверьях западных славян страшные природные демоны в облике уродливых старух или бледных девушек

Болотник

в славянской мифологии хозяин болота, затягивающий людей в трясину

Болотница

по славянской мифологии сестра русалкам , живущая на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной

Букавац

демоническое существо сербско-хорватской мифологии, шестиногий монстр с оленьими рогами

Дженни Зеленые Зубы

озёрная страшилка из фольклора графства Ланкашир, которая хватает непослушных детей своими длинными зелеными клыками и утягивает в омут

Дитя Красного болота

согласно локальной легенде, девочка с глазами цвета мутной воды, появляющаяся в окрестностях Красного болота под Мозырем Гомельской области Беларуси

Железный человек

в фольклоре Полесья мифический железный великан, живущий в болоте или заболоченном лесу и охраняющий свою территорию от посягательств и незваных гостей

Ичетик

по славянской и коми-зырянской мифологии мелкий злой дух из рода