Болотник мифология. Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Болотники. Народные поверья о Болотнике

Болотник , которого также называют Болотный или Болотяник , – в славянской мифологии дух и хозяин болот .

Так сложилось, что болото всегда ассоциировалось с ненадежностью и скрытым обманом.

Бывает, что абсолютно ровная и крепкая на вид дорога может мгновенно превратиться в затягивающую пучину. А кочки, на которые страшно наступить, на самом деле могут выдержать не только человека, но даже крупное животное.

Наши предки, которым часто приходилось проходить через болота, верили, что место это мистическое. Да и как иначе объяснить, что, например, огромный лось спокойно преодолевает непредсказуемую местность, а человек, следуя буквально по его же следам, может завязнуть буквально сразу?

Болотник в мифологии древних славян

Древние славяне верили, что очень опасно приближаться к болотам с наступлением сумерек. В это время даже абсолютно несуеверный человек может услышать стоны, охи и вскрики. Это просыпаются и Болотник – мифическое существо, в славянской мифологии дух и хозяин болот .

Болотник очень суров, и терпеть не может незваных гостей. Больше всего он любит тишину и покой, поэтому каждый, кто его побеспокоит, рискует быть жестоко наказанным.

Болотник – славянское мифическое существо – чаще всего является людям как старик, весь перемазанный в зеленой жиже. У него большой живот, длинные руки или лягушачьи лапы, свисающие как плети, и выпученные глаза, как у жабы.

Рот у Болотника огромный, обрамленный длинной бородой, покрытой грязью, водорослями и улитками. Иногда встречаются упоминания, что у злого духа есть хвост, закрученный крючком.

Редко Болотник предстает перед людьми. Только когда находится в благодушном настроении и хочет пошалить. Тогда он притворяется кочкой. А когда человек наступает на него, резко выскакивает из воды. В таком случае у жертвы есть возможность спастись. Пока старик хохочет, можно успеть убежать.

Но чаще всего он сидит в болоте и хватает за ноги проходящего человека. Если Болотник вцепился в ноги мертвой хваткой, – шансов на спасение практически нет.

Древние славяне верили, что для обмана людей создал Болотник чарусу . Это очень красивая полянка со свежей травой и очень красивыми цветами. Растут здесь незабудки, лютики, но кроме них есть кувшинки и ненюфары. Именно по ним можно распознать ловушку.

Эти цветы только головки на поверхности держат, а корни их уходят в воду. Почва для этих растений не нужна. Красивая полянка чаруса скрывает под собой от людей грязь и бездну.

Ступит на нее уставший путник и сразу утонет в грязи болота. А ковер-чаруса поколышется немного и снова примет свое первоначальное состояние, ожидая следующую жертву.

Такое гиблое место определить можно и по поведению животных. Они интуитивно улавливают запах смерти и обходят чарусу стороной.

Народные поверья о Болотнике

Если у Болотника жертв достаточно, за пределы своей местности он не выходит. А вот если болото его находится вдали от людских троп, он может подобраться и поближе к людям.

По народным поверьям, нередко с Болотником сталкиваются обычные путники. Принимает болотный дух обличие старца и ведет вполне обычные, на первый взгляд, беседы, но только в это время он зачаровывает, сводит странника с тропы, уводит к своему болоту.

Только там он принимает настоящее обличье и начинает хохотать, радуясь, что сумел обмануть человека и заманить его к себе.

Нередко выходит Болотник и к рыбакам. Их он уводит за собой, забрав сети с уловом, или утянув лодку.

Чтобы защититься от злого духа Болотника, нельзя откликаться в лесу на незнакомые голоса, не стоит вступать в беседы с незнакомцами. А если встречи избежать не удалось, надо молиться Богу и просить у него защиты.

По преданиям, очень редко трогает Болотник группы людей. Поэтому намного безопаснее путешествовать по лесу компанией, чем поодиночке, и всегда лучше держаться вместе, не отделяясь от остальных.

Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо В некотором царстве, в некотором государстве жили - были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали. Разнеслась вдруг в том царстве - государстве дурная весть: собирается чудо - юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города - села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их: - Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо - юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтобы на бой идти. - Нет, - говорит Иванушка, - не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом - юдом биться! Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путьдорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом - солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали - встречается им старый человек. - Здорово, добрые молодцы! - Здравствуй, дедушка! - Куда это вы путь держите? - Едем мы с поганым чудом - юдом биться, сражаться, родную землю защищать! - Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные. - А где же их достать, дедушка! - А я вас научу. Поезжайте - ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе - пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные. Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят - стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого - и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше. - Спасибо, - говорят, - прохожему человеку. С мечами - то нам куда сподручнее биться будет! Ехали они, ехали и приехали в какую - то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает. - Здравствуй, бабушка! - говорят братья. - Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите? - Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом - юдом сразиться, на свою землю не допустить. - Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела... Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь - дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие. Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней. - Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо - юдо через калиновый мост не пропустить. В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину - все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко. А Иван лежит в избушке - не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - подъезжает чудо - юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился. Говорит чудо - юдо шестиголовое: - Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес ощетинился? Или вы чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну! Вышел тут Иван - крестьянский сын из - под моста и говорит: - Не хвались, чудо - юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола - рано перья щипать! Не узнал доброго молодца - нечего срамить его! Давай - ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится. Вот сошлись они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела. Чуду - юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы. - Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудоюдо. - Дай мне передохнуть! - Что за отдых! У тебя, чудо - юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем. Снова они сошлись, снова ударились. Иван - крестьянский сын отрубил чуду - юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улегся. Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван: - Ну что, не видал ли чего? - Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала! Иван ему ни словечка на это не сказал. На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул. Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - подъезжает чудо - юдо девятиголовое. Только на калиновый мост въехал - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился... Чудо - юдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам! - Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью! Выскочил Иван - крестьянский сын из - под калинового моста: - Погоди, чудо - юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще посмотрим, чья возьмет! Как взмахнул Иван своим булатным мечом раздругой, так и снес у чуда - юда шесть голов. А чудо - юдо ударил - по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван - крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо - юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не случилось. Утром приходит средний брат. - Ну что, - спрашивает Иван, - не видал ли ты за ночь чего? - Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал. - Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу. Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо - юдовы головы. - Вот, - говорит, - какие здесь по ночам мухи да комары летают. А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать! Застыдились братья. - Сон, - говорят, - повалил... На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван. - Я, - говорит, - на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите. Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо - юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем - пламенем пышут. Конь у чуда - юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо - юдо на калиновый мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудоюдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам! - Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну - и праху его не останется! Вышел тут из - под калинового моста Иван - крестьянский сын: - Погоди, чудо - юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться! - А, так это ты, Иван - крестьянский сын? Зачем пришел сюда? - На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать! - Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной! Отвечает Иван - крестьянский сын чуду - юду: - Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить! Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду - юду три головы. Чудо - юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали. Плохо пришлось Ивану: чудо - юдо свистом его оглушает, огнем его жжет - палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет... А сам посмеивается: - Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван - крестьянский сын. - Что за отдых? По - нашему - бей, руби, себя не береги! - говорит Иван. Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат. Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду - юду шесть голов. Чудо - юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат. В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын, срубил чуду - юду девять голов. Чудо - юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи... Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, "а следом за ним и сами побежали. Иванов конь прискакал, стал бить чудо - юдо копытами. Засвистел чудо - юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать. А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду - юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину. Прибегают тут братья. - Эх, вы! - говорит Иван. - Из - за сонливости вашей я чуть головой не поплатился! Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили. Поутру рано Иван встал, начал одеваться - обуваться. - Куда это ты в такую рань поднялся? - говорят братья. - Отдохнул бы после такого побоища! - Нет, - отвечает Иван, - не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой кушак искать - обронил там. - Охота тебе! - говорят братья. - Заедем в город - новый купишь. - Нет, мне мой нужен! Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо - юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать - не замышляют ли здесь еще чего? Смотрит - сидят в палатах три чудо - юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит: - Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить - и с первого же глотка мертвыми свалятся! Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха. Вторая говорит: - А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие кусочки! - И ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха. - А я, - говорит третья, - напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать - отдохнуть - тут - то их и спалит огнем! - И ты хорошо придумала! - молвила змеиха. - Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу! Подслушал Иван - крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям. - Ну что, нашел ты свой кушак? - спрашивают братья. - Нашел. - И стоило время на это тратить! - Стоило, братцы! После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется - терпенья нет! Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану: - Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим! - Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван. - Может, гнилая да грязная. Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала - пить не хочется. - Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, - говорит Иван. Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали - увидели яблоньку. Висят на ней яблоки, крупные да румяные. Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А Иван забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала... - Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки! Сели братья на коней и поехали дальше. Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят - разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий, а на нем подушки пуховые. - Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем часок! - говорят братья. - Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! - отвечает им Иван. Рассердились на него братья: - Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя! Иван в ответ ни словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел. - Вот с вами то же было бы! - говорит Иван братьям. Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит: - Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблоня, и ковер - все это чудо - юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли! Поехали братья дальше. Много ли, мало ли проехали - вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: бежит за ними большущая свинья. Разинула пасть до ушей - хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть. Обрадовалась свинья - думала, что Ивана - крестьянского сына с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала - снова помчалась в погоню. Бежит, щетину подняла, зубищами щелкает. Вотвот нагонит... Подбежала свинья, остановилась - не знает, кого прежде догонять. Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней, поднял ее да со всего размаха о землю ударил. Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда - юда да змеи в том краю повывелись - без страха люди жить стали. А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять. Вот и сказке Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо конец, а кто слушал - молодец


Часть 6. Болотники, полевики и другие природные духи.

Помимо главных природных духов - и , о которых было рассказано ранее, в природных экосистемах водилась и другая, безусловно, менее значимая, но вполне заметная нечисть. Это и различные обитатели болот - болотники, багники, оржавенники, шишиги, и полевые духи, среди которых более всего известны полевики и полуденницы, и иные, встречающиеся реже - покровители лугов, гор, степей... Есть и совсем уж раритетные, обретавшиеся только в определенных местностях; есть такие, сведения о которых туманны и неопределенны.

Рассказывают, что Бог на земле сначала сотворил сплошную воду. Однажды Бог, прогуливаясь по воде, увидел мутный пузырь, плавающий по поверхности. Пузырь вдруг лопнул, и из него выскочил черт. Бог велел черту нырнуть на дно и достать оттуда земли. Черт выполнил предписание, но немного земли припрятал за щеки. Тем временем Бог разбрасывал принесенную чертом со дна землю, и так появлялась суша, а на ней - деревья, кусты и травы. При этом во рту у черта тоже стали прорастать растения. Черт испугался, да и начал выплевывать землю. Так и появились болота - гиблая, разжиженная земля, на которой ничего путного и вырасти-то не может, кроме уродливых низких деревьев, колючего кустарника да грубой травы. Зато разной нечисти на болоте - как у барбоски блох. Люди, конечно же, реже сталкивались с местными нечистыми, нежели с водяными да лешими - да оно и понятно, на болоте делать особо нечего, разве что клюкву собирать, ну, еще, может, поохотиться.

Итак, главный персонаж болотной демонографии - болотник . В разных местностях его называют также болотяник, болотный дедко, шут болотный, анцыбал, анчибил, кочечник.

Использованные материалы :
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
А.Коринфский, "Народная Русь", Москва, 1901;
Е.Левкиевская, "Русская народная мифология", 2009;
Н.Шапарова, "Краткая энциклопедия славянской мифологии", 2001;
М.Власова, "Новая АБЕВЕГА русских суеверий", 1995.

На западе и северо-западе России, в Белоруссии - там, где много пространств, занятых болотными топями, соответственно, и болотных духов было изрядно. В этих местах болотников, в зависимости от сферы обитания, было принято делить на собственно болотников, а также багников - обитателей торфяных ям и оржавенников, селившихся в болотах с ржавой водой, оржавенях.

Отличительною особенностью болотной нечисти нужно считать взаимопомощь в преследовании жертвы - человека, или его пособников - домашних животных, какого единения не встречается, например, между усадебными нечистиками. При этом болотные духи не бывают сотрудниками и помощниками водяного, обычно сторонящегося этих грязных, до крайности неряшливых существ. За исключением упомянутой взаимопомощи, болотники, багники и оржавенники не сносятся один с другим, хотя нередко и живут бок о бок: они неспособны к неге и ласке, потому что неуклюжи, неподвижны, угрюмее и непокладистее всех нечистиков. Наконец, все они лишены возможности к самомалейшему изменению личного существа, затрудняющего им подход к поверхности своих обиталищ: ютясь на дне их, эти человекоподобники ищут жертву, заманивают красивыми образами и звуками. В этом и сама природа помогает им, подставляя жертве заманчивую растительность, но коварную почву, или просто дает мираж.

Они приступают к деятельности тогда, когда жертва поддалась коварству и погрязла в болотине, багне, оржавене, запуталась в корнях и стволах лозняка. Подлежащий нечистик схватывает ее за ноги и медленно, но прочно тянет к себе. Разъединенная было поверхность болотины соединяется вновь, не оставляя следов гибели живого существа. Каковы же здесь предсмертные муки последнего и издевательства нечистика над жертвою, можно лишь догадываться по диким чертам мучителя, веками поджидавшего жертву.

"Нечистики"



Одно из описаний болотного -- человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены болотник и болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны. Чаще болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характеристики, а также нечистая сила неопределенного, расплывчатогоo облика; болотные «хозяева» в народных воззрениях нередко смешиваются с лешими, водяными, а называются при этом чертями.

В Новгородской губернии полагали, что на болотах «живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей.

В рассказе из Вологодской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото): «Это болото пользуется у народа дурной репутацией; говорят, что в нем много чертей живет. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос, где купить - по эту или по ту сторону болота? За болотом лес подальше от селений и продается подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них все неладно ладилось – то выгорят, то хозяин умрет, то скотина плохо ведется. То шалит над бревнами «болотный черт», когда их провозят через болото. И решает мужик купить лес по эту сторону болота».



Болотник - чаще всего непомерный толстяк, весь в толстом слое грязи, к которой налипли в беспорядке водоросли, мшистые волокна, улитки, жуки и другие водные насекомые. Все это, делая болотника неповоротливым, в то же время ставит его в разряд наиболее отвратительных нечистиков.

Болотники неуязвимы для громовых стрел, теряющих губительную силу при первом соприкосновении с поверхностью их обиталищ, и болотники бесстрашно, с сатанинской насмешкой подхватывают эти стрелы. Но для всех этих нечистиков есть непредотвратимая, величайшая опасность - осушение их обиталищ путем канализации: раз отсюда сведена вода, осела сгустившаяся земля - нечистик люто погиб, так как ему не уйти из обиталища, ставшего теперь его могилою. С течением времени прах нечистика сливается с землею, служа безвредным удобрительным материалом,- и одним нечистиком становится меньше, потому что все они вечно одинокие, холостяки.

Болотник тешится, когда на поверхности его обиталища идет растительная и животная жизнь: по вечерам и утрам он ревет по-коровьи (голос выпи), крякает по-утиному, булькает по-тетеревиному, чтобы приманить сюда охотника, или хищника,- дико стонет и тут же внезапно разразится хохотом молодого людского голоса, гогочет приманчивым гудом, как бекас на току. Природа разукрасила поверхность обиталища болотника чудными цветами, ягодными растениями, грибами. А болотник скрыто растит промеж них коварный багун, доводящий посетителя до угарной одури. Коротая свои нескончаемые досуги, болотник там и здесь пробивает иногда болотные оконца и окружает их то предательскою растительностью, то подгоняет рыбу к оконному отверстию. Это - сатанинская ловушка, погубившая далеко не одну жертву.

Каким путём ни привлекалась бы жертва, болотник в состоянии погубить ее только тогда, когда болотная топь достаточно глубока; в противном случае ему остается томиться бессильной злобой. Весьма много злит болотника людское приспособление ходить по топкой болотине при помощи болотных лыж: трясется почва, гнется вниз, а человек безбоязненно движется вперед!

"Нечистики"





Багник ютится в торфяном, никогда не покрывающемся растительностью болоте, имеющем вид черной грязевой лужи. Он никогда не появляется па поверхности своей „багны" и присутствие в ней выдает лишь пузырями на поверхности да изредка - мелкими огоньками там же; те и другие сопровождаются особенным „пуканьем". По внешнему виду багник еще грязнее болотника. Люди вычерпывают багновую грязь для выработки топлива, удобрения полей и огородов. и тем крайне тревожат багника. В сухое лето багна (торфяник) не только подсыхает, но и кое-где горит, и полумертвый багник томится на дне своего обиталища.

"Нечистики"



Как известно, к оржавени (оржавине) не идут за кормом и питьем даже нуждающиеся животные: крайне скудная, жесткая осока да хвощ и желтая железистая вода оржавени вредны и приторны; то же свойство воды не дает возможности ютиться здесь и такой животной мелочи, как лягушки, пиявки, черви, жуки. Ясно, что оржавень в конец загажена ютящимся здесь оржавенником, который даже не хочет прикрыть срамного обиталища своего; эти мутные пузыри да „сало" (железистые свечи) красноречиво свидетельствуют о наивысшей загаженности оржавени. Каков же должен быть жилец ее? Грязно-рудый, с толстым животом и тонкими, как стебель хвоща, ногами, с ржавыми прилипами ко всему его покрову, непрестанно рыгающий, оржавенник не может привлечь к себе внимания даже неразборчивых нечистиков, а живые существа сторонятся его обиталища. Таким образом, оржавеннику весьма редко приходится иметь жертву: животное забегает в оржавень второпях, спасаясь от преследователя-хищника, а человек зайдет разве при ненормальном состоянии.

Оржавенник пока что пользуется большим покоем, чем его помянутые собратья, потому что знойное лето не высушает оржавени, а людям не нужна эта срамная, крайне непроизводительная земля. Нечистику остается валяться на дне своего обиталища, наслаиваться прилипами да поддерживать срамную муть оржавени.

"Нечистики"



В Белоруссии и на западе России к болотной нечисти относят также и лозников, или лозовиков. Вроде бы как обитают они в зарослях ивняка на болотах.
На лозников указывают как на родственных помощников водных нечистиков, или как на подростков. Они составляют отдельный скоп скорее надводной, чем водной нечисти, и притоном их служат густые кусты сплетенного малорослого лозняка, от цвета которого они воспринимают цвет своего покрова. Сами по себе лозники слишком крохотные бесики, они игривые, и не имеют ввиду погубить той жертвы, которую запутывают в кусте лозы, или заставляют проваливаться в скрытое оконце топи. Все это делается не как сатанинская напасть, а как игра, шутка, после которой они подают и помощь, пододвигая жертве куст, тростник, аир. Если и при такой помощи жертва не спаслась, так ее подхватит обитающий здесь крупный нечистик - водяной, болотник, - которым лозники не намерены были подслуживаться.

Какое именно значение имеют лозники в бесовском мире, трудно определить; следует догадываться, что эти нечистики загнаны сюда и прикованы к месту за неимением для них подходящей деятельности.

"Нечистики"



Лозовой дед, изображенный на данной иллюстрации, по всей видимости, предводитель лозовиков, а сами лозовики - это бесенята, прыгающие по веткам.

Перейдем теперь к рассмотрению представительниц, так сказать, прекрасного болотного пола. Болотницы - это отнюдь не жены болотников, те, как говорят, заядлые холостяки. Это, по некоторым данным, какие-то родственницы русалок. Поговаривают, что случаются у них амурные интриги с водяными из ближайших водоемов, которые, как известно, в отличие от болотников, к аскетизму не склонны. Обитают болотницы в белых цветках кувшинки, величиной аж с котёл. Говорят, что болотница неописуемо хороша собой, бесстыдна и обольстительна. Сидит ли она в своем цветке, или на кочке, или на бережку, но при этом ноги держит непременно в воде. А все потому, что ноги у нее, как гусиные, только с черными перепонками. При появлении человека мужского пола болотница начинает плакать и рыдать так, что у путника возникает неодолимое желание утешить прекрасную деву. Но стоит приблизиться к ней, как злодейка набрасывается на жертву и душит в своих объятиях, да и утаскивает в болотную пучину.

Другие обитательницы болот - болотные кикиморы , или шишиги , обладают куда менее привлекательной внешностью, но по части пакостей они тоже мастерицы. Могут заманить в болото или в непроходимую чащу каких-нибудь грибников-ягодников или охотников.

Кикиморы не особо любят показываться людям, зато слышали их многие. Они завывают, вопят, издают пугающие звуки. Говорят, что зов кикиморы не отпугивает, а, наоборот, притягивает путников - так она и завлекает людей в болотную пучину.

Строго говоря, кикиморы живут не только на болотах, их можно встретить и в лесу, и на берегах водоемов. Ходят слухи о сожительстве кикимор с лешими и водяными. Ну, у водяного выбор-то и получше есть: русалки там, болотницы, мавки - всяко попрезентабельнее будут.

Относительно родства болотных кикимор с домашними есть разные мнения. Кто говорит, что это разные сущности, просто объединенные одним названием. Другие считают, что, по сути, это одно и то же, и место обитания кикиморы зависит от ее выбора спутника жизни. Выйдет замуж за домового - живет в доме, за лешего - на болоте.

По поверью, кикиморами становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от лешего, водяного или иного представителя нечисти. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются кикимор.

А в принципе, создания эти никчемны, никакой отдельной функции в мире нечисти не имеют, и авторитет их среди солидных духов чрезвычайно низок.

Еще на болотах, но не в трясинах, а на тех, где растут ягоды - клюква, морошка, водится самый маленький из природных духов - моховик . Является он людям в виде маленького поросёнка или барана. Совершенно безвреден, питается растениями и ягодами. Сведения о моховиках немногочисленны.

Рядом с полевиком на картине изображен луговик , который держит тюбики с краской. Луговики, в принципе, тоже не слишком вредные духи, хотя на этот счет есть разные мнения.

Луговик (луговой) - в народных поверьях один из луговых духов, ребенок полевика. Крестьяне некоторых мест верили, что он в виде маленького зеленого человечка в одежде из травы бегает по лугам и ловит птиц (но некоторым поверьям, в пищу своему родителю - полевику). Иногда считалось также, что луговик - маленький и мохнатый дух, который обитает под землей в норах и выходит оттуда только в полдень и перед заходом солнца.

Согласно народным поверьям, луговой - не злой дух, он даже помогает людям во время сенокоса. Однако, если косари запаздывают с покосом, он сердится и гонит траву в буйный рост; заплетает травы так, что коса путается в них и не может срезать; сушит траву на корню; тупит и ломает косы у косарей, делая так, чтобы коса наткнулась на невидимый в траве камень, и т.д. Он также может вредить людям, заснувшим в поле, особенно на меже: наваливается им на грудь и душит до смерти или насылает на них лихорадку.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



В стогах сена, случается, обитают стоговой и стожиха . Сведений о них не так много. Вот, например, что рассказывали на Новгородчине:
- Шла я мимо стога. Вдруг «он» и выскочил, что пупырь, и кричит: «дорожиха, скажи кутихе, что стожихонька померла ». Прибежала я домой - ни жива ни мертва, залезла к мужу на полати, да и говорю: «Ондрей, что я такое слышала?» Только я проговорила ему, как в подызбице что-то застонало: «ой, стожихонька, ой, стожихонька ». Потом вышло что-то черное, опять словно маленький человечек, бросило новину полотна и вон пошло: двери из избы сами ему отворились. А оно все воет: «ой, стожихонька ». Мы изомлели: сидим с хозяином, словно к смерти приговоренные. Так и ушло.


"Кутихой" в новгородских краях называли домашнюю кикимору. Отсюда можно сделать вывод, что и стожиха была разновидностью кикиморы, либо состояла с ней в близком родстве.

Вообще, существует мнение, что "стоговой" - это никто иной, как полевик , почему-то обитающий в стогу. О полевике уже упоминалось выше; ему приписывается отцовство в отношении луговика.

Относительно доброго, но проказливого нрава полевик имеет много общего с домовым, но по характеру самих проказ он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото, и в особенности потешается над пьяными пахарями.

С полевиком особенно часто можно встретиться у межевых ям. Спать, например, на таких местах совсем нельзя, потому что детки полевиков («межевчики» и «луговики») бегают по межам и ловят птиц родителям в пищу. Если же они найдут здесь лежащего человека, то наваливаются на него и душат.

Как все нечистые духи, полевики - взяточники, гордецы и капризники. И с этими свойствами их крестьяне вынуждены считаться. Так, например, орловские землепашцы раз в году, под Духов день, идут глухой ночью, куда-нибудь подальше от проезжей дороги и от деревни, к какому-нибудь рву и несут пару яиц и краденого у добрых соседей старого и безголосого петуха - несут в дар полевику, и притом так, чтобы никто не видал, иначе полевик рассердится и истребит в поле весь хлеб.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



У полевиков, в отличие от прочей нечисти, любимое время - полдень, когда избранным счастливцам удается его видеть наяву. Впрочем, очевидцы эти больше хвастают, чем объясняют, больше путают, чем говорят правду. Так что, в конце концов, внешний облик полевика, как равно и его характер, выясняются очень мало, и во всей народной мифологии это едва ли не самый смутный образ. Известно только, что полевик зол, и что подчас он любить сыграть с человеком недобрую шутку.

В Зарайском уезде, например, со слов крестьян, записана такая бывальщина:

«Сговорили мы замуж сестру свою Анну за ловецкого крестьянина Родиона Курова. Вот на свадьбе-то, как водится, подвыпили порядком, а потом сваты в ночное время поехали в свое село Ловцы, что находится от нас недалеко. Вот сваты-то ехали-ехали, да вдруг и вздумал над ними подшутить полевик, - попали в речку обе подводы с лошадьми. Кое-как лошадей и одну телегу выручили и уехали домой, а иные и пешком пошли. Когда же домой явились, то свахи, матери-то жениховой и не нашли. Кинулись к речке, где оставили телегу, подняли ее, а под телегой-то и нашли сваху совсем окоченелою».

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Область каждого полевика - поля и луга то одной, то нескольких смежных деревень. Здесь, часто в обширном пространстве, полевик ютится на горке, в овражке, в канаве, у камня, у полевого дерева, кустарника, межевого столба, непременно под прикрытием сих предметов, с коими немедленно разлучается при водополье, дождевом стоке, так как терпеть не может мокроты, уходя на места возвышенные. Полевик заботится о плодородии полей, об утучнении лугов, спугивает отсюда шкодников и выравнивает стебли и листья растений; но это делается для того, чтобы привлечь сюда возможно большее число людей, между которыми он, несомненно, найдет и жертвы. Впрочем, случается и так, что он гонит неподлежаще зашедших в его область ради собственного покоя.

Между прочим, полевик сторожит полевые клады, кои не выдает ни при какой сделке с человеком, и немилосердно мстит случайному находчику клада. Зная это, кладоискатели не обращаются к полевику, а сделавшись обладателями полевого клада, оставляют всякие сношения с местами обитания полевика.

"Нечистики"



Существенная деятельность полевика направлена к одному только вреду полевого хозяйства человека. Разрушая изгороди, вешки, он привлекает скот на поля, причем норовит сделать это на участке ненавистника. То же делает полевик, когда приманивает детей и молодежь за цветами, полевыми растениями, или просто - для игр и сборищ. Полевик чинит и прямой вред: приваливает к земле хлеб и траву, скручивает растения, отклоняет дождь, засылает вредных насекомых, водит там и здесь заблудившихся детей до изнеможения, мучит пасущихся животных, как и работающих людей, оводами, слепнями, комарами. Всех же посетителей полей и лугов он смущает диким эхом, передразниваньем, свистом, ревом, а главное - устрашающим обликом.

Полевик может принимать вид чудовищной тени, которая то гонится за человеком, то уходит от него, заманивая жертву. Стоит только поддаться коварному приманиванью - и человек много перетерпит за доверчивость: может случиться, что, лаская своим теневым обликом, полевик вдруг поражает человека ужаснейшим солнцепеком и убивает на месте.

"Нечистики"



Одна белозерская вдова рассказывает:
- Пропали коровы,- я и пошла их искать. Вдруг такой ветер хватил с поля, что Господи Боже мой! Оглянулась я - вижу: стоит кто-то в белом, да так и дует, да так и дует, да еще и присвистнет. Я и про коров забыла, и скорее домой, а люди мне и сказывают:
- Коли в белом видела, значит «полевой» это.

У орловских и новгородских знающих людей наоборот, этот дух, приставленный охранять хлебные поля, имеет тело черное, как земля; глаза у него разноцветные; вместо волос, голова покрыта длинной зеленой травой; шапки и одежды нет никакой.

На свете их много (толкуют там): на каждую деревню дадено по четыре полевика.

Это и понятно, потому что в черноземных местах полей много, и мудрено одному полевику поспевать повсюду. Зато лесные жители, менее прозорливые, но не менее трусливые, видали «полевых» очень редко, хотя часто слыхали их голос. Те же, кто видел, уверяли, что полевик являлся им в виде уродливого, маленького человечка, обладающего способностью говорить.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Полевики общительнее друг с другом, чем усадебные духи, известно, что они гостят один у другого, помогают томить попавшуюся жертву; дружески перекликаются, особенно ночною порою, при спокойной погоде. Почти бездействуя зимою, полевики сходятся для забав, и любимейшей из них служит уничтожение дорожных вешек, запорошение дороги, занос снегом канав и рытвин, чтобы туда попал сбившийся с дороги проезжий и прохожий, которого они долго водят взад и вперед, до замораживанья.

Наиболее плохо живется полевикам весной и осенью, при тогдашней слякоти и мокроте: как ни сильно сатанинское их желание вредить человеку и его добру, они не могут расстаться с уютным сухим местом, не могут топтаться по грязной и мокрой почве. Но тут нередко сам человек дается им в руки, когда приходит для отдыха на суходолину: лаская и убаюкивая пришедшего затишьем, солнечным припеком, они удерживают отдыхающего, пока у того не начнется лихорадочный озноб.

Гибнут ли полевики и как именно - трудно ответить, хотя известно, что они скорее других узнают приближение грозы, умеют укрываться от громовых стрел, да и самая область обитания полевиков, если там нет высоких, одиноко растущих деревьев, редко принимает громовые удары. Люди же пока что не придумали надежных средств для погибели полевиков.

"Нечистики"



С людьми полевой ведет себя сурово и особенно не церемонится. Его излюбленное занятие - пугать и сбивать с полевой дороги людей. Особенно любит он потешаться над пьяными пахарями, заводя их в болото или в реку. Он привлекает детей полевыми цветами, красивыми васильками, цветущими во ржи. А потом сбивает их с дороги, водит по полям, заставляя блуждать. Непрошеных посетителем полем и лугов полевой пугает диким эхом или свистом. А еще он любит в полдень морочить работающих в поле людей, окликая их голосом их родственников или знакомых. Полдень, как и полночь, вообще опасное время. В это время может что-то почудиться, что-то напугать человека.

В некоторых областях России поговаривают, что в поле хозяйничает не мужчина-полевой, а женщина - полевая хозяйка или поляха. Однако ее мало кто видел. Больше слышали ее голос. Одни говорят, что поляха маленькая и уродливая. По другим сведениям, она имеет вид аиста, живущего по соседству с человеком. Поэтому строго-настрого запрещается разорять гнездо аиста - ведь именно он может оказаться полевой хозяйкой.

"Русская народная мифология"


Прямые указания на брачное сожительство полевиков отсутствуют, но, поскольку межевики и луговики фигурируют в качестве их детей, стало быть, есть у них и жены. Выше уже упоминались почившая в бозе "стожихонька" и поляха. Похоже, есть и другие женские духи, обитающие в полях. На Вологодчине бытовало поверье о некоей "жаренице", живущей в гороховом поле. "Ржаницы" или "ржицы" населяли ржаные поля в Заонежье, в Архангельской губернии, на Вологодчине, а в Олонецкой губернии духа ржаного поля звали "кудельницей". В поверьях некоторых областей русского Севера встречается еще и росомаха, но не хищное животное, а женщина-зверь с женским телом, звериной головой и лапами. Правда, ей приписывалось обитание преимущественно в конопляниках, так что, возможно, это был морок от алкалоидного воздействия. Но самый распространенный и популярный женский образ среди полевых духов - это полуденница , или полудница.

На картинке полуденница изображена в нетипичном облике: ростом маленькая, пухленькая, да и платьишко у нее нее неканоническое, зеленое. Есть много разных, порой противоречивых, описаний внешности полуденницы, но большинство свидетелей утверждали, что рост у нее - либо как у обычной женщины, либо вообще баскетбольный, платье чаще всего - белое, внешность - либо прекрасной девы, либо ужасной старухи.

По поверьям Ярославщины, полудница - высокая девушка в белом, обитает в засеянных хлебом полях; она заманивает в рожь детей и «вертит» головы работающим в полдень. В поверьях Архангельской области полудница - женщина с длинными волосами; она сидит на меже, преследует появляющихся на межах людей, опасна для детей. Полудница может быть сходна и с русалкой, также сидящей во ржи гоняющейся за детьми, и с черной волосатой кудельницей, обитающей во ржи и опасной для детей, и с «лохматой» кикиморой. По поверьям Южной Сибири, полудница - старуха в лохмотьях, со всклокоченными волосами, обитает в кустах крапивы, охраняет огороды от детей; в Сургутском крае полудницей называли ряженую в шубе навыворот; ее представляли и обросшей волосами женщиной с огромными грудями, которая «косит» людей в полдень.

По поверьям Архангельской области, полудница появляется и ночью, может показать, как добыть цветок, делающий человека невидимым. Возможно, «высокая белая полудница» - один из «дневных», «летних» обликов кикиморы, которая «зимой на Святках маленькая, а затем вырастает».

Обе полудницы - и прекрасная, и страшная - духи полдня: в сущности, они охраняют не только поле, но и сам полдень. Время максимальной активизации солнца, полдень - это «межа», разделяющая день, «поворот на вечер», это время и сакральное, и опасное. Оно делает очень активными самые разнообразные силы и существа, в том числе исключительно «полдневные». Полдень искони почитался временем полудниц, человеку же полагалось отдыхать.

"Новая АБЕВЕГА русских суеверий"



Полудница появляется на межах в период цветения ржи и созревания хлебов и охраняет хлебные злаки от палящих лучей полуденного солнца. Есть добрая и злая полудница. Добрая закрывает в полдень огромной сковородой хлеб и травы от жаркого солнца, злая оборачивает раскаленную добела сковороду другой стороной и прижигает верхушки злаков и цветы растений.

Полудница очень опасна для людей. Она охраняет цветущие злаки от людей и особенно от детей. Она следит за тем, чтобы они не ходили в поле в период цветения и не мяли хлебов. Детей, оказавшихся в поле, она заманивает в гущу хлебов и заставляет их долго блуждать по ржи. Поэтому детей раньше пугали: «Не ходи в рожь, полудница тебя обожжет» или «Полудница тебя съест». Впрочем, некоторые считают, что есть разновидность полудницы, которая обитает не в ржаном поле, а в гороховом, а также на огороде. Она охраняет свои владения от набегов детей за горохом, молоденькими огурцами, репкой и прочими огородными лакомствами.

"Русская народная мифология"


Иногда рассказывали, что полуденницы носят прозрачные платья, а порой говорили, что они и вовсе никаких платьев не надевают.
- Прежде-то ходили полудницы, щекоткой защекочут до самой смерти, отец все рассказывал. До полудня они ничего не сделают, а с полдня с пожни нужно уходить домой. Как жнут рожь, так полудницы-то сидят, скрючатся все, руки, ноги вот так сложат. Теперь полудницы стали куда-то деваться. Отец в глаза не видывал их, а старухи-то жнут, так видывали. Жали. Было это со старухой. Время-то склоняется вот этак уж, с поля уходи - полудницы придут. Полудницы так угонят, защекочут, порешат человека. И вот говорили, одна женщина жала. Жала да поглядела - никого нету: «Дай еще сноп принесу». Немного сноп не донесла - прилетела полудница, ее и схватила щекотать. Щекочет она насмерть. А вниз повались - отступится (Архангельская обл.) .

Полудницы не только способны защекотать до смерти. В полдень они ходят с косами по дорогам и косят косами встретившихся на их пути людей. Некоторые из этих злобных существ даже могут зайти в деревню. Поэтому раньше в полдень закрывали ставни, чтобы полудницы не заглядывали в окна.

"Русская народная мифология"


Полуденницам часто приписывался огромный рост, метров эдак четыре-пять.

Прежде, чем закончить с нечистью, обитающей в полях, и перейти к покровителям других природных объектов, упомяну еще одного малоприятного персонажа, именующегося "ырка" и якобы тоже живущего в поле. Упоминание об "ырке" есть только в одном современном источнике, поэтому реальность его представляется сомнительной. Вроде бы как этот "ырка" со своим товарищем "укрутом" ловят припозднившихся путников, а также и воруют детей, да и выпивают из них кровь.

А в степи, по поверьям, хозяйничал специфический, сурового нрава дух - степовой . Видели его редко, показывался он все больше в виде пыльных вихрей.

О степовом все меньше да меньше преданий-сказаний остается в народной памяти,- вероятно, потому что и самому степному простору становится все тесней на белом свете: распахивает его острый плуг, и с каждым годом быстрее. „Степовой - не домовой, в подпечек не посадишь!" - говорят деревенские краснословы. „Степовому не поклонишься - и степь за темен лес покажется!". „Хорош хозяин у степи: ни сена не косит, ни пить-есть не просит!"

Воплощение „степного хозяина" русский народ видит в крутящихся вихрях. Иногда он, по словам суеверного люда, „показывается", и не к добру такое появление забываемого духа степей - родича-властителя буйных ветров. Вздымаются, бегут по дорогам сивые вихри, сталкиваются друг с дружкой на перекрестках. И вот - из толпы их, в самой середине-воронке, поднимается и степовой: сивый, как вихрь, высокий старик с длинной пыльной бородою и развевающейся во все стороны копною волос. Покажется, погрозит он старческой костлявой рукою и скроется. Беда тому путнику, который, не благословясь, выедет из дому, да в полдень попадет на перекресток, где крутится пыльная толчея вихрей. Бывали случаи, что так и пропадали люди. „Ведьмы свадьбу с ведьмаками правят!"- приговаривает деревня, смотря на пляску вихрей, столбами проносящихся со степи вдоль по улицам, и торопливо загоняет ребятишек по избам.

"Народная Русь"



В шахтерских регионах - на Урале и Алтае, в Южной и Западной Сибири - обитал, по поверьям, хозяин гор, горный . Принимал он чаще всего облик длиннобородого старика с горящими глазами, но иногда и чёрта. Он склонен к озорству, курит, не дурак выпить. С горным можно заключить соглашение, сделав ему подношение или пообещав часть добычи, и тогда он укажет путь к залежам сокровищ, одарит чудесными предметами для работы, например, особенной лопатой. Тех же, кто не окажет ему должного уважения или просто не понравится, горный прогоняет с приисков.

И, как водится, в заключение очередной главы обзора - пара забавных картинок. Одна из жизни болотных кикимор, другая - про вездесущего маскаевского кота, который, на этот раз, завел дружбу с кем-то из болотной нечисти.

Болотник

Болото издавна считается местом обитания нечистой силы, о чем свидетельствуют многочисленные пословицы: «Было бы болото, а черти найдутся»; «Сидит, как черт в болоте»; «Бегает, как черт по болоту»; «Не ходи при болоте - черт уши обколотит» и др. Не случайно в заговорах нечистую силу и болезни отсылают «на леса, на болота» или «на мхи, на болота» . О поклонении болотам у восточных славян свидетельствует Новогородская Кормчая XIII в., отмечавшая, что язычники «приносят жертвы бесам и болотам, и колодезям» .

И во многих местах верили, что у болот есть особый хозяин - болотный, болотник или болотяник, болотный дедко, шут болотный . Впрочем, иногда его считали разновидностью водяного или даже лешего. Болотника представляли угрюмым, неподвижным существом, сидящим на дне болота, безглазым толстяком, покрытым слоем грязи, с налипшими водорослями, улитками, рыбьей чешуей; или же человеком, поросшим серой шерстью, с длинными руками и закрученным хвостом. В отличие от других представителей нечистой силы, болотник не умеет менять свой облик.

Болотник заманивает человека или животное в трясину и губит его. Особенно легкой добычей становится человек, который по ночам играет на сопелке (пастушеской дудочке). Приманивает болотник свою жертву, крякая по-утиному, ревя по-коровьи, дико стонет или хохочет. Когда человек застревает в трясине, болотник хватает его за ноги и затягивает вглубь. Болотник не имеет ни жены, ни детей. В отличие от других демонов, он не боится громовых стрел, так как они теряют силу, соприкасаясь с поверхностью болота. Болотники гибнут при осушении болот и зимой, когда болото вымерзает.

Белорусы различали разных болотников. Самым старшим считался оржавиник - он покрыт грязно-рыжей шерстью, с толстым животом и тонкими ногами. Помладше считался багник - хозяин багна , угрюмое, неподвижное, грязное существо, одиноко живущее на дне багна и хватающее за ноги случайных путников. Заметить багника можно по пузырькам, поднимающимся на поверхность, и по мелким бледным огонькам, которые иногда появляются на болоте. Самым младшим из болотных бесов считался просто болотник. А на Русском Севере часто наделяют болота не хозяином, а хозяйкой - болотницей .

БОЛОТНИКИ (Болотняники, оржавинники, багники, вировники, анцыбалы ) — духи болота — спутники и помощники недоброго Хорошего от них не жди. В иерархии славянских богов и духов Болотник высокого места не занимает.

СТИХИИ. Болотники — духи стихии

ДРУГИЕ ИМЕНА: Болотный хозяин,

КАК ЗАМЕТИТЬ И КАК БОРОТЬСЯ. Трудно заметить Болотника, разве что по пузырькам, которые иногда поднимаются вверх да еще по маленьким бледным огонькам можно догадаться о его присутствии.

Но уж если попал на болоте – не волнуйся, не трусь, не теряйся. Смелых да храбрых нечистая сила боится.

Помните, хотя красные глаза Болотника часто наливаются злобой и ненавистью к роду людскому, но за пределами болота его хозяин ничего не может сделать с человеком.

В ЛИТЕРАТУРЕ.

. И тогда говорят в деревнях

Неизвестно откуда пришедшие
Колдуны и косматые ведьмы:
«Это шутит над вами болото.
Это манит вас тёмная сила».

А.А. БЛОК «Болото - глубокая впадина

В ЛИТЕРАТУРЕ. Ну и пусть, заходился во мне кто-то другой. Пусть обманет, уведёт незнамо куда обросший листьями Леший, утопит Болотный Хозяин, порвёт безжалостный зверь!.. Убежала я в тот день далеко. От усталости помалу иссякла обида, я вспомнила, что надо было бояться. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

Разные лики Болотника на картинах В.Славука — Болотник обыкновенный, Аржавинник, Лозовой Дед.

Разные лики Болотника на картинах — Болотник обыкновенный, Аржавинник, Лозовой Дед.

В Белоруссии к болотникам относится еще и Лозовой Дед (вместе с лозниками). Эта надводная нечесть живет в зарослях ив, что по над болотами растут. Лозники — бесы крохотные и игривые. Поиграют-пошалят, в воду окунут, но и ветки потом спасительные протянут.

Болотник запросто может монахом прикинуться и завести невесть куда. Кстати, о времени появления данной способности — времена христианства, поскольку раньше монахов на Руси не было. — Итак, не более 1000 лет.

ЛИТЕРАТУРА. Еще до полуночи он добрался до болота и натянул поводья перед неподвижной фигурой в черной монашеской рясе, подпоясанной тонкой пеньковой веревочкой. Глубоко надвинутый капюшон полностью скрывал лицо – если оно вообще было у этого существа