Хозяин болота в славянской мифологии. Славянская мифология. Болотники и Болотницы. Болотные духи различных культур

Болотник

Болото издавна считается местом обитания нечистой силы, о чем свидетельствуют многочисленные пословицы: «Было бы болото, а черти найдутся»; «Сидит, как черт в болоте»; «Бегает, как черт по болоту»; «Не ходи при болоте - черт уши обколотит» и др. Не случайно в заговорах нечистую силу и болезни отсылают «на леса, на болота» или «на мхи, на болота» . О поклонении болотам у восточных славян свидетельствует Новогородская Кормчая XIII в., отмечавшая, что язычники «приносят жертвы бесам и болотам, и колодезям» .

И во многих местах верили, что у болот есть особый хозяин - болотный, болотник или болотяник, болотный дедко, шут болотный . Впрочем, иногда его считали разновидностью водяного или даже лешего. Болотника представляли угрюмым, неподвижным существом, сидящим на дне болота, безглазым толстяком, покрытым слоем грязи, с налипшими водорослями, улитками, рыбьей чешуей; или же человеком, поросшим серой шерстью, с длинными руками и закрученным хвостом. В отличие от других представителей нечистой силы, болотник не умеет менять свой облик.

Болотник заманивает человека или животное в трясину и губит его. Особенно легкой добычей становится человек, который по ночам играет на сопелке (пастушеской дудочке). Приманивает болотник свою жертву, крякая по-утиному, ревя по-коровьи, дико стонет или хохочет. Когда человек застревает в трясине, болотник хватает его за ноги и затягивает вглубь. Болотник не имеет ни жены, ни детей. В отличие от других демонов, он не боится громовых стрел, так как они теряют силу, соприкасаясь с поверхностью болота. Болотники гибнут при осушении болот и зимой, когда болото вымерзает.

Белорусы различали разных болотников. Самым старшим считался оржавиник - он покрыт грязно-рыжей шерстью, с толстым животом и тонкими ногами. Помладше считался багник - хозяин багна , угрюмое, неподвижное, грязное существо, одиноко живущее на дне багна и хватающее за ноги случайных путников. Заметить багника можно по пузырькам, поднимающимся на поверхность, и по мелким бледным огонькам, которые иногда появляются на болоте. Самым младшим из болотных бесов считался просто болотник. А на Русском Севере часто наделяют болота не хозяином, а хозяйкой - болотницей .

Болотница (Болотная баба) - молодая женщина, увлекающая людей в болото; дух болота, "хозяйка болота"; жена Болотника.

«При гадании на перекрёстке один из его участников выходит в круг, предварительно сняв крест, другой же с ухватом или сковородником ходит по-за кругу против Солнца и приговаривает:
"Лешие, лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чём моя судьба!"» (Костромская область);
«А ину пору видают среди чарусы (трясина видом луговины) Болотницу" (Владимирская область).

Одно из описаний Болотного: человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены Болотник и Болотница, "специализирующиеся" на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны.
В поверьях Нижегородской губернии ("литературная" версия П.И. Мельникова-Печерского) коварная Болотница "из себя такая красавица, какой не найдёшь в крещёном миру", но с гусиными ногами.

Чаще Болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характерные черты, а также нечистая сила неопределённого, расплывчатого облика.
Болотные "хозяева" в народных воззрениях нередко смешиваются с Лешими, Водяными, а называются при это чертями.

На Новгородчине полагали, что на болотах "живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей".

В рассказе Череповецкого уезда Новгородской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото):
«Это болото пользуется у народа дурной репутацией, говорят, что в нём много чертей живёт. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос:
"Где купить - по эту или по ту сторону болота?" За болотом лес подальше от селений и продаётся подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них всё не ладно ладилось - то выгорят, то хозяин умрёт, то скотина плохо ведётся. То шалит над брёвнами "болотный чёрт", когда их провозят через болото.
И решает мужик купить лес по эту сторону болота».

Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото - опасное, неопределённое ("ни вода, ни земля") место, излюбленное нечистой силой.
В Вологодской губернии в болоте "селили" бесов, в Смоленской - Водяного; согласно общерусским поверьям, в болоте традиционно обитает Леший (на Урале кочечного, болотного чёрта (Лешего) именуют "Анцыбал").

В огромном моховом болоте Муромского уезда "неоднократно видят русалок", схожих по облику, действиям и с Болотницами, и с водяницами.
"Расчёсывая свои длинные волосы", русалки "кличут к себе путников на разные голоса и губят оплошавших" (Владимирская область) (Добрынкина, 1900 год).

Болото - типичное место действия рассказов о чёрте, что отражено и в поговорках
"Было бы болото, а черти будут";
"Всякий чёрт своё болото хвалит";
"Не ходи при болоте - чёрт уши обколотит"
(Даль, 1880 год);
"В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся" (Нижегородская область).

В ряде районов России Болотная баба напоминает Болотницу.
В поверьях Вологодчины образ болотной "хозяйки" сливается с образом "вольной старухи", лешачихи: "Вольная старуха в шестьдесят шестом году с болота-то вышла. Голова что кузов".

В Поморье Болотная баба - "хозяйка" тундры.

ЗЕМЛЯ СО ДНА ОКЕАНА

Давным-давно, когда Белбог боролся с Чернобогом за власть над миром, земли еще не было: всю ее сплошь покрывала вода. Однажды ходил Белбог по воде, смотрит - навстречу ему плывет Чернобог. И решили два врага на время примириться, чтобы создать в этом безбрежном океане хоть островок суши.
Белбог мечтал основать царство добра, ну а Чернобог надеялся, что здесь будет царить только зло. Стали они по очереди нырять и наконец-то отыскали на глубине немного земли. Белбог нырял усердно, он поднял на поверхность много земли, а Чернобог скоро оставил эту затею и только сердито смотрел, как обрадованный Белбог начал разбрасывать землю, и всюду, куда она ни падала, возникали материки и острова.

Лесное болото.Кириллов Сергей Алексеевич

Но Чернобог часть земли затаил за щекой: он по-прежнему хотел создать свой мир, где будет царить зло, и только и ждал, чтобы Белбог отвернулся.

В это мгновение Белбог начал творить заклинания - и на всей земле стали появляться деревья, проклюнулись трава и цветы. Однако, повинуясь воле Белбога, начали прорастать растения и во рту Чернобога! Крепился он, крепился, надувал, надувал щеки, но наконец не выдержал, и начал выплевывать спрятанную землю.

Так и появились болота: земля пополам с водой, корявые деревца и кусты, жесткая трава.

А со временем здесь поселились болотники и болотницы, так же как в воде - водяные и водяницы, а в лесу - лешие и лесовунки.

Валерий Славук.Болотник. Беларус на болотных лыжах.

Болотник (болотяник, болотный) - злой дух болота, где он живет с женой и детьми.
Женой его становится дева, утопшая в болоте. Болотник - родич водяного и лешего.
Он выглядит как седой старик с широким, желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу, пугать идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает. Болотник ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зеленой травы, или корягу, или бревно - так и манит ступить, а под ним - трясина, глубокая топь!
Ну а по ночам выпускает он души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте перебегают-перемигиваются блудячие синие огоньки.
Болотница - родная сестра русалкам, тоже водяница, только живет она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она неописуемо прекрасна, бесстыдна и прельстительна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок - с черными перепонками. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить, но стоит сделать к ней хоть шаг по болотине, как злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину.

В определении "правильной" суммы гонорара за сеанс и гадателю, и вопрошающему помогает интуиция, поскольку к концу сеанса оба подсознательно чувствуют цену.

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время при помощи славянских рун.

Болотник

Болотник - хозяин болота в славянской мифологии. Чаще всего встречался у восточных славян, а вот северные куда чаще говорили о Болотнице. Это отрицательный персонаж, впрочем, любое болото считали нехорошим местом и без лишней нужды старались даже близко не подходить. Особенно в темное время суток.

Внешний вид

Изображали его по-разному. Это могло быть существо без глаз и с огромным ртом, человек с хвостом и очень длинными руками, старик, который испачкан болотной грязью. Но всегда упоминался большой рот. В любом виде Болотник выглядел отталкивающе, красивым его не представляли никогда.

Вообще, представления о духе болота отличались в зависимости от географии. Например, на территории современной Белоруссии это было толстое существо без глаз с гнилыми зубами и вонючим дыханием. А восточнее его описывали как толстого мужчину с неподвижными огромными глазами. Изредка Болотник мог выглядеть как куча грязи, которая не имела определенной формы.

Образ жизни Болотника и отношение к людям

Болото для него - дом родной. И он очень не любил, когда в этот дом приходили непрошенные гости. Чаще всего он просто сидит на дне болота и длинными руками хватает за ноги тех, кто проходит мимо. И если Болотник уже вцепился человеку в ноги, то шансов выбраться уже нет. И даже тело потом никто и никогда не найдет.

Иногда он мог появляться перед людьми, но делал это тогда, когда у него было хорошее настроение и желание пошутить. В этом случае он притворялся кочкой, комком мха или просто сидел в воде, а как только человек подходил, вставал во весь рост или выпрыгивал из воды. Здесь был шанс спастись, пока он хохотал. Нужно было убегать, но осторожно, чтобы не наступить в болото.

Древние славяне также считали, что для привлечения внимания людей Болотник мог создавать специальную полянку. На ней росли красивые цветы, росла сочная зеленая трава и выглядела она как оазис твердой земли среди болота. Но стоило человеку туда наступить, то Болотник сразу вцеплялся к нему в ноги и забирал на дно. Узнать такие места можно было по кувшинкам. Кстати, это имеет под собой вполне реальные основания. Такие места действительно встречаются на болотах и выглядят пригодными для ходьбы, но на самом деле можно провалиться мгновенно.

Болотник мог заманивать людей в самую трясину. Для этого он либо издавал разные звуки (чаще всего он притворялся птицами), либо ночью зажигал огни. Мог он, и выращивать цветы, которые обладали очень приятным, но дурманящим ароматом. Здесь стоит отметить, что болотному духу были нужны жертвы. Если его болото было в глухом месте, где никогда не было людей, он мог перебираться ближе к поселениям, выходить на тропы, заманивая людей к себе.

Славяне также считали, что на несколько человек Болотник никогда не нападет, только на того, кто путешествует в одиночестве. Поэтому если предстояло идти через болота, то старались объединяться в группы. И здесь тоже можно найти рациональное зерно, которое никак не связанно с мифологией. Известно, что болото опасное место, а выбраться одному из трясины очень сложно.

При этом считалось, что животных он не трогал. Нередко можно было увидеть, как лось спокойно проходил там, откуда человек потом никак не мог выбраться без посторонней помощи. Впрочем, на болотах обитают особые животные, зайцы, медведи или волки встречаются там редко.

Болотник мог появиться и в любом водоеме, хотя это случалось редко. В этом случае его жертвами часто становились рыбаки. Он переворачивал лодку, утягивал людей на дно, забирал сети с рыбой.

В славянской мифологии Болотник - плохой персонаж, которого стоило опасаться. Но он не был таким злом, от которого нельзя было защититься. При соблюдении простых мер предосторожности его можно было не опасаться.

Сейчас звезды вам советуют воспользоваться одним из предложенных ниже раскладов. Не упустите свой шанс узнать правду.

От них добра не жди. Караконджалы, рогатые, косматые, безобразные, нападают на людей на болоте, ездят на них верхом до первых петухов. Болотники и болотницы заманивают людей в трясину.

Болотник (болотный, болотняк, болотяник, болотный дед-ко, шут болотный) - хозяин болота.
Считалось, что болотник - неподвижно сидящее на дне болота существо, покрытое грязью и водорослями, улитками и рыбьей чешуей. По другим преданиям, это человек с длинными руками и закрученным хвостом, поросший шерстью. Иногда он притворяется стариком и ходит по берегу болота.
Болотник живет в болоте с женой - болотницей. До пояса она выглядит красивой девушкой, но вместо ног у нее гусиные лапы, покрытые черным пухом. Болотница сидит в большой кувшинке, чтобы скрыть эти лапы, и горько плачет. Если человек подойдет утешить ее, болотница набросится и утопит в болоте.
Согласно поверьям, болотник заманивает людей в трясину стонами, хохотом или ревом, а потом топит их, затягивая за ноги на дно.

«Вот, ты счастливый заснул, а твой Ведогонь вышел мышью, бродит по свету. И куда-куда не заходит, на какие горы, на какие звезды! Погуляет, всего наглядится, вернется к тебе. И ты встанешь утром счастливый после такого сна: сказочник сказку сложит, песенник песню споет. Это все Ведогонь тебе насказал и напел — и сказку и песню».
(А. М. Ремизов. «К Морю-Океану»)

Если среди лесов и полей люди могли чувствовать себя относительно свободно, то болота с их трясинами и бездонными омутами оставались загадочными и непредсказуемыми. Человек, попавший в болото, подвергался смертельной опасности, причем исходила эта опасность не от неприятеля, с которым можно было бы сражаться, а от зловещего места.

Отсюда - страх перед трясинами, в которых, как считалось, непременно должны были селиться недобрые духи. В числе таких - бродники и болотники, живущие в совершенно непроходимых местах.

Кто-то полагает, что бродники или - это духи воды, кто-то видел их воочию, а кто-то считает их вполне материальными существами. Так или иначе, но вполне понятно, что бродники «отвечают» за броды, их охрану, порядок и чистоту. Если верить старинным преданиям и сказкам, они относятся к добрым существам.

Например, следят за маленькими детьми, когда те находятся вблизи их владений, и предотвращают несчастные случаи, если ребенок заиграется и зайдет слишком глубоко в воду. В этом случае бродники просто отпугнут его от опасного места шумным всплеском воды. Помогали они и воинам, предупреждая их о приближении врага.


В отличие от бродников, болотники и считались воплощением нечистой силы, имея при этом внешность весьма неопределенную. Поэтому разные болотные жители в представлениях народа нередко смешивались с лешими, водяными, чертями и бесами.

По поверьям, собственно болотник (дух болотных топей) выглядит как седой старик с широким желтоватым (как болотная вода) лицом или как человек с длинными руками, покрытым серой шерстью телом и длинным крючковатым хвостом (по сути, это образ водяного беса или черта).

У него голый живот и лягушачьи лапы, выпученные глаза, огромный рот и длинная борода, по которой стекает болотная жижа. Свою бороду болотник отращивает годами и никогда не расплетает и не расчесывает, очего она обычно грязная, свалявшаяся в колтун.

Нередко болотника описывали так же, как : например, в некоторых былинах он имеет вид старика, покрытого тиной, черного человека, одетого в болотные растения, и т. п. В целом, болотника, даже более, чем водяного, считали склонным к оборотничеству, полагая, что он может принять такой вид, какой захочет.

Болотнику никогда не приписывали добрых поступков: он, как и , считался существом однозначно зловредным и очень опасным для людей, угодивших в его владения. К примеру, считалось, что идущих через болото людей болотник часто пугает резкими звуками: вздыхает, булькает, утробно гукает и стонет, выдувает воздух пузырями, громко причмокивает и хлопает ладонями по воде.

Кроме того, болотник часто устраивает ловушки для несведущих людей - укладывает на их пути зеленую траву или корягу, бревно, под которым находится бездонная топь или трясина. Едва путник наступит на обманное место, оно тотчас ускользнет из-под ног и человек бултыхнется в воду.

Захохочет тогда болотник, обрадуется и за ногу дернет, чтобы человек по самую шею в болото погрузился. Известно, что у болота, как говорят, хватка мертвая - чем больше дергаешься, тем глубже проваливаешься!

В другой раз длинные лягушачьи руки ухватят заблудившегося человека и утащат его на дно. Вырваться из крепких объятий болотника очень непросто. Для этого человек должен обладать недюжинной силой, смелостью и спокойствием. Красные глаза болотника часто наливаются злобой и ненавистью к роду людскому, но за пределами болота его хозяин ничего не может сделать с человеком.

По ночам болотники выпускают души детей, утонувших некрещеными, и тогда посреди топей перебегают-перемигиваются сине-белые бродячие огоньки. Помимо этого, они, по некоторым поверьям, порой специально заманивают людей к себе на болото, чтобы утопить их или, по крайней мере, заставить поплутать среди трясин. Так, во многих местах считалось, что болотник в виде черного человека с фонарем в руках бродит по краю болота, освещая дорогу путникам. При этом сбивает их с пути и заводит в омут.

Известно, что болотник обитает в своем подземном царстве с женой и детьми. Как издавна считали крестьяне, женой болотника — , становится дева, утонувшая в болоте.
Оттого и называют ее по-разному - омутница, болотница, чертиха. Как и , болотниц нередко соотносили с покойниками; считалось, например, что в болотницу может превратиться унесенная нечистым духом девушка.

Впрочем, некогда болотницу считали скорее духом, родственным бесихам и чертихам: в поверьях она иногда выступала как разновидность нечисти, по своему происхождению не имеющей никакого отношения к человеческому роду. Облик болотниц, как и облик русалок, отличался разнообразием, но в целом это были безобразные демонические существа, лохматые, черные, с большими отвислыми грудями, кривыми зубами, иногда - с хвостом, рожками, когтями и т. д.


Бытовали и другие представления: будто болотница бывает неописуемо прекрасна. Так, в былинах и рассказах ее, бывало, описывали как молодую бледнолицую девушку с зелеными или голубыми глазами, с волосами, всегда небрежно раскинутыми по плечам и убранными осокой и незабудками. Словом, необыкновенно красива.

Будто ходит она обычно обнаженной, а тело у нее тоже бледное, «в нем нет ни кровинки», почти прозрачное, полувоздушное и как бы светящееся, сияющее, оно «блестит и сквозит перед лучами месяца». Красоту болотницы, по народному убеждению, портят только ноги, так как они у нее гусиные, с перепонками. Или - по другой версии - лягушачьи, как у болотника.

Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить. Но стоит сделать к ней хоть шаг по болоту, как тут же коварная злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину. А иной раз она принимается звать к себе охотника или грибника - особенно если это мужчина, - обольщать, вечную любовь обещать или сокровища, на дне спрятанные.

И это не обман: считается, что болотник и болотница охраняют утопленные клады и сокровища от людского глаза. Болотница также способна обернуться рыбой, чтобы завлечь в трясину неосторожного рыбака или охотника. По ночам болотник и болотница зажигают яркие огни и ждут своих многочисленных родственников в гости.

Близким как лешему, так и водяному в народном восприятии был болотник - злой дух, обитающий в болоте. На Урале его, например, так и называли «болотный леший». В северных и северозападных губерниях, изобилующих болотами, это демонологическое существо именовали «болотным дедкой», «кочечным» (от слова «кочка»), «болотяником», а иногда просто «болотом».

Болотника представляли неподвижным, угрюмым существом, сидящим на дне болота, или ужасным безглазым толстяком, тело которого покрыто грязью, водорослями, улитками. Кое-где считали, что болотник выглядит, как человек, но тело его заросло косматой шерстью, и у него длинные руки и хвост, закрученный крючком.

Болотника воспринимали как хозяина определенной территории - его болота. В отличие от других мифологических персонажей, населяющих природные пространства, у него нет ни жены, ни детей. По народным поверьям, приблизившихся к его владениям людей и животных он пугает диким стоном или хохотом или же приманивает их утиным кряканьем или коровьим ревом к болотной трясине. Свою жертву болотник хватает за ноги и тянет вниз.

С болотным шутки плохи. Если его вовремя не распознать, то дело может закончиться скверно, а в лучшем случае он сильно испугает, о чем свидетельствуют истории очевидцев. Так, на реке Мологе рыбаки рассказывали, как однажды ловили рыбу и пристали к берегу, за которым находилось болото. Услышав, что кто-то вдалеке поет песни, они закричали, и неизвестный им откликнулся. Думая, что это отвечал человек, рыбаки пригласили его к себе. Но это оказался болотный, и в ответ на приглашение он взялся за лодочную веревку и повез рыбаков вверх по реке. Сначала рыбаки только смеялись, но затем стали сердиться и ругаться; а положение дел никак не изменяется - лодка все едет и едет, как будто сама собой. Когда же рыбаки уже просто испугались, стали просить отпустить их «Бога ради». Тогда только болотный привязал лодку к берегу, а сам скрылся.

В некоторых местах на Вологодчине полагали, что «болотный черт» портит бревна, приготовленные для строительства человеческого жилища, когда их перевозят через болото. Баловство и порча болотного обнаруживается уже после строительства избы. Говорили, что в таких домах все бывает неладно: то хозяин умрет, то скотина не поведется, а то и вовсе дом сгорит.

Чтобы не угодить к болотнику, находясь в лесу или на болоте, не стоит отвечать на незнакомые голоса. Как и в случаях с другими представителями нечистой силы, защитным средством от болотника в народе считали крестное знамение, а также упоминание имени Господа.

По народным поверьям, болотные погибают, когда болота высыхают или замерзают зимой.

На Русском Севере нередко хозяевами болот считались женские персонажи. В Архангельской губернии болотницу представляли в виде молодой женщины, завлекающей людей в трясину. На Вологодчине с болотным пространством связывали образ «вольной старухи» с огромной, «что кузов», головой. В Карелии верили, что провалившегося в болото человека затягивают в топь болотные кикиморы. Если кто-либо из домочадцев долго не возвращался из леса, на ночь на столе в комнате, где спят, ставили пирог «для кикимор», в надежде, что человек выберется из топи и вернется домой.