У этих людей получилось заработать на хобби и с небольшими вложениями. Как из хобби сделать бизнес

Анна-Мария Файола (Bramble Berry)

34-летняя Анна-Мария Файола из города Беллингхэма, штат Вашингтон, в школьные и студенческие годы увлеклась изготовлением мыла, а в 20 лет решила превратить свое увлечение в бизнес. На 2011-й год доходы ее компании Bramble Berry оцениваются в $3 млн, а ассортимент насчитывает 2500 наименований. Преуспеть девушке помогли три фактора: редкая решимость ставить на кон все свое имущество, образование маркетолога и бум социальных сетей. Взяв крупный кредит через правительственную программу поддержки малого бизнеса, она разработала концепцию продвижения, чрезвычайно понравившуюся клиентам, — L.O.V.E. Это непереводимая игра слов, означающая примерно следующее: компания Bramble Berry меняет жизни (Lives) своих клиентов, создавая для них возможности (Opportunities), делясь высокими ценностями (Value) и вдохновляя на самовыражение (Expression). Большинство ее B2B-клиентов — сами дизайнеры мыла и производители косметики, и им важно знать, что поставщик разделяет их эстетические убеждения. А выпавший на нулевые годы взрывной рост интернета помог Анне-Марии завоевать сердца покупателей: она начала свой бизнес еще в 1998-м, и у нее было время подготовить свои товары к эпохе Web 2.0.

Джо Маддалена (Profiles in History)

Джо Маддалена, сын торговцев антиквариатом из штата Род-Айленд, превзошел своих родителей в страсти к коллекционированию еще в детстве. К четырнадцати годам у него на руках уже были 100 000 выпусков комиксов, более миллиона бейсбольных карточек, тысячи автографов знаменитостей (и еще больше — людей, у которых предприимчивый Джо брал автографы на тот случай, если они когда-нибудь станут знаменитостями) и даже несколько картин. Денег, полученных от продажи этих богатств, юному бизнесмену хватило, чтобы открыть аукцион Profiles in History, торгующий личной корреспонденцией голливудских звезд и статусными историческими документами. Среди лотов Маддалены — последняя служебная записка, на которой была поставлена подпись Джона Ф. Кеннеди, и письмо Авраама Линкольна, в котором он пылко защищает перед своими политическими оппонентами необходимость выпуска Прокламации об освобождении рабов. Эксперты полагают, что последний документ будет продан самое меньшее за $5 млн. Хороший профессиональный рост для человека, еще недавно бравшего автографы у своих одноклассников, а сегодня обладающего состоянием, которое оценивается в $2-3 млн.

Роберт Стерновски (Softronics)

Роберт Стерновски провел свои молодые годы, работая инженером в корпорации Rockwell Collins, обслуживающей интересы американского ВПК и космической индустрии. В свободное время изобретатель мастерил у себя в гараже радиотехнику. Когда случайно выяснилось, что его страсть разделяет несколько коллег и знакомых, было принято решение начать собственное дело. Фирма Softronics долгое время работала в кустарном режиме: офис то и дело переезжал, сотрудники приходили на службу ближе к полудню, а уходили домой под утро, всякий раз оставляя уборщице батареи пустых банок Mountain Dew и коробки из-под пиццы. Трансмиттеры, ресиверы и прочие гаджеты у Softronics при этом получались отличные, но доверять крупные подряды банде безумных нерях солидные клиенты как-то не решались. Стерновски переломил ситуацию меньше чем за полгода, внедрив стандарты качества ISO. Инженерам пришлось причесаться, а офису — преобразиться. Хобби превратилось в бизнес, зато и денег компания из двух десятков человек стала зарабатывать неприлично много: только с Rockwell Collins был подписан контракт на поставку оборудования на $200 млн, а ежегодный оборот составляет свыше $20 млн.

Маркус Персон (Mojang)

Тридцатидвухлетний швед Маркус Персон начал играть и программировать еще до того, как пошел в школу: в семь мальчик уже знал код Commodore 128. До 2009-го года Персон прожигал жизнь по тому же сценарию, что и многие талантливые, но рассеянные сверстники: работал фрилансером в хороших, но не лучших игровых студиях, то успешно, то безуспешно ввязывался в чемпионаты по программированию — в общем, был профессионально малоподвижен. Однако все это время Персон искал свою идею, которая обеспечила бы ему заветные пятнадцать минут славы. И нашел: билетом в новую жизнь оказалась разработанная на досуге, в порядке хобби, мобильная видеоигра Minecraft. Первую версию программы Персон написал за неделю. Реакция геймерского сообщества оказалась настолько позитивной, что разработчик уволился из всех мест, где (делал вид, что) работал, открыл компанию Mojang, набрал людей и принялся доводить концепцию Minecraft до блеска. Результат — 5 млн проданных копий еще до выхода официальной, самой последней версии игры, 18 млн пользователей, зарегистрировавшихся на сайте проекта и готовых раскошелиться после релиза, и $4,16 млн чистой прибыли в прошлом году.

Дэвид и Венди Каст (ContemporaryCandles)

Дэвид и Венди Каст из Глендейл Хайтс, штат Иллинойс, превратили свое хобби в бизнес не только ради прибыли, но и ради эксперимента. При изготовлении свечей одних только фитилей используются десятки видов, не говоря уж о сортах воска и ароматических маслах, и каждая их комбинация заставляет свечи гореть по-разному. Когда вариантов стало слишком много, Касты стали раздавать свечи друзьям — с обязательным условием: те должны внимательно следить за тем, как горит свеча, и делать пометки в специальной анкете. Друзья от участия в эксперименте не отказались и даже убедили Кастов превратить хобби в полноценный бизнес. Супруги долго упрямились, но их вынудили обстоятельства: в 2001-м Венди уволили, а глухой девушке даже в США бывает непросто найти работу. Дэвид, также страдающий от глухоты, поддержал жену, и за десять лет Касты заполонили весь Иллинойс сотнями видов свечей и сопутствующих товаров: подставок, игрушек из воска, банных принадлежностей. Их бизнес мог бы быть еще более успешным, если бы не фанатичная преданность семейным ценностям: Касты отвергают заманчивые предложения о расширении дела и крупные сверхурочные заказы, чтобы проводить больше времени с детьми. И тем не менее их годовой оборот оценивается в $1 млн.

Алан Эллис (Oink)

Бизнес британского студента Алана Эллиса начался с хобби: юноше нравилось программировать и хвастаться перед другими кодерами своей изобретательностью. Самым профессиональным любительским проектом Эллиса оказался сайт для обмена музыкальными файлами Oink, запущенный в 2004-м году и закрытый в 2007-м по решению суда. Oink работал по принципу торрента: его пользователи делились друг с другом аудиозаписями, которые хранились у них на компьютерах, а не на серверах компании. Эллис получал доходы с продажи пригласительных билетов: чтобы попасть в закрытую социальную сеть, нужно было уговорить кого-нибудь из уже подключенных знакомых заплатить $5 за «инвайт». За три года на сайте зарегистрировались 200 000 человек. Разумеется, обмен музыкой был незаконным, а правообладатели не получали от Oink ни гроша. Английскому суду так и не удалось доказать вину Эллиса и взыскать с него нажитые на проекте деньги (по разным оценкам, от $300 000 до нескольких миллионов): во время слушаний Алан утверждал, что не несет ответственности за преступления посетителей сайта, и что Oink — это всего лишь поисковая машина, и если судят его, то и остальные мировые поисковики тоже стоило бы засудить.

Рэйчел Рэй (30 Minute Meals)

Американская телезвезда Рэйчел Рэй, как и положено потомкам эмигрантов с Сицилии, с детства обожает готовить. Но пробиться с этим распространенным хобби в большой бизнес ей помогла оригинальная концепция: ее шоу 30 Minute Meals предназначено как раз для тех, кто кулинарию не жалует и боится заходить на кухню больше чем на полчаса. Формат неожиданно прижился: сегодня сорокатрехлетняя Рэй — второй человек на американском ТВ после Опры Уинфри, ведущая сразу четырех телешоу, автор бессчетного числа книг о вкусной и здоровой пище, лицо нескольких продуктовых марок и, конечно же, повар. Впрочем, американская мечта сбылась не так быстро, как кажется, когда читаешь статьи об успешных людях. Прежде чем шоу 30 Minute Meals выстрелило, Рэй пять лет оттачивала его формат на местном телеканале. Первые два года она работала в прямом смысле слова за еду, потом начала получать по $50 за выпуск — меньше, чем тогда составляли ее расходы на бензин. А в 2009-м году Forbes поставил Рэй на 79-е место в списке самых влиятельных знаменитостей планеты, оценив ее ежегодный доход в $15 млн.

Энтони Швейгер (Anthony Beehive)

Двадцатипятилетний Энтони Швейгер из города Лоренса, штат Канзас, свой миллион пока, может быть, и не заработал, но управляет производством с оборотом в $260 000 в год. А его пример показывает, как люди с ограниченными возможностями (Энтони страдает от эпилепсии и задержки умственного развития) могут эффективно интегрироваться не только в социальную жизнь, но и в бизнес. В третьем классе мальчик фанатично увлекся пчелами, и родители решили поддержать его. Семейный бизнес начался с улья на заднем дворе и воскресной торговли на фермерском рынке, но уже через два года для перевозки товара потребовались регулярные рейсы грузовика с прицепом. Энтони постоянно учится: в старших классах родители записали его на предпринимательские курсы National Foundation for Teaching Entrepreneurship и Youth Entrepreneurs of Kansas, и к природному обаянию хозяина-продавца прибавилась маркетинговая сноровка. Энтони добился, чтобы его мед стоял на отдельных полках в неприступных для мелких торговцев мегамаркетах из списка Fortune 500, разработал сайт, придумал эффектную упаковку для каждого из двух дюжин своих продуктов и занялся производством товаров-комплиментов — бальзамов, ароматизированных свечей и всевозможных лакомств на основе меда.

Пьер Ришар - популярный французский киноактер. Также известен в качестве режиссера, писателя и даже винодела. Всемирная слава к нему пришла после выхода комедийных фильмов "Невезучие", "Высокий блондин в черном ботинке", "Игрушка", "Папаши".

Детство и юность

Пьер Ришар родился в 1934 году во французском городе Валансьен. Его родители мечтали, чтобы их мальчик стал успешным промышленником, а он превратился в одного из самых успешных комиков мира. Дата рождения Пьера Ришара - 16 августа 1934 года.

Появился на свет в аристократической семье. Главными увлечениями его отца были женщины и скачки. Из-за них родитель Пьера Ришара достаточно быстро лишился своего состояния в несколько миллионов франков, после чего отправил жену с сыном в поместье отца. Когда будущему комику было всего три года, разорившийся отец уже бросил семью.

Мальчик учился в пансионе с детьми крестьян и шахтеров. При этом семья все равно оставалась состоятельной, по сравнению с другими. Например, по понедельникам водитель привозил его в пансион на лимузине, там Пьер Ришар оставался на всю неделю до выходных. Так продолжалось восемь лет.

В этом учебном заведении ему было непросто, так как одноклассники не воспринимали аристократа, который был значительно выше их по социальному статусу. Они держались от него в стороне. Чтобы расположить людей к себе, Пьер Ришар надевал маску клоуна, постоянно шутил и кривлялся. Так он впервые примерил на себя роль комика.

Именно тогда он впервые понял, что таким образом можно завоевать доверие и любовь людей. Правда, учителя это увлечение не оценили, после каждой выходки напоминая ему о его высоком происхождении. Сам Ришар отмечал, что внутри него в то время как будто боролись два человека - утонченный аристократ и самый обычный человек. Поддерживал его только дедушка по линии матери, который служил моряком. Он был единственным, кто не противился его увлечению актерским ремеслом.

При этом со своими ровесникам Пьер Ришар, фото которого представлено в этой статье, общался только в школе. Любые контакты за ее пределами с простолюдинами ему запрещались. Как вспоминает позже сам герой нашей статьи, все детство он себя ощущал фактически под домашним арестом. Единственным развлечением, которому он мог себя посвятить, оставались домашние концерты, где он цитировал Сирано де Бержерака.

В 12 лет в биографии Пьера Ришара произошло первое серьезное потрясение - умер его дедушка. Перед смертью тот предсказал, что внук будет единственным из семьи, кто добьется признания при жизни.

В начале карьеры

К 18 годам Ришар уже определился, что отправится поступать на театральные курсы. Отец был категорически против этого, настаивая, чтобы он стал промышленником, продолжив дело своих предков. Не найдя понимания внутри семьи, он сбежал из дома, полностью разорвав связь с семьей.

Приехав в Париж, молодой человек отправился на курсы актерского мастерства. Однако его отказались принимать, сославшись на слишком непривлекательные внешние данные. Герой нашей статьи не сдался, записавшись на драматические курсы, организованные Шарлем Дюлленом. После их окончания он начал успешно подрабатывать в мюзик-холлах, кабаре и на эстраде.

Первый успех ему принесли выступления на концертах в паре с Виктором Лану. Их можно было увидеть практически каждый вечер в кабаре, расположенном в Латинском квартале. Ришар выгодно отличался от многих комиков того времени тем, что сам придумывал себе большинство сюжетов для комедийных зарисовок. Именно на сцене этого кабаре родился его классический образ скромного мужчины, жизнь которого наполнена нелепыми ситуациями.

Дебют на большом экране

Настоящая популярность к герою нашей статьи пришла после того, как он начал сниматься в кино. Фото Пьера Ришара начали появляться в престижных изданиях, его боготворили зрители и критики. На съемочную площадку он попал достаточно поздно, в 33 года.

Творческая биография Пьера Ришара ведет отсчет с комедии Сержа Корбера "Идиот в Париже", которая вышла на экраны в 1967 году. Там он впервые появляется в эпизодической роли, сыграв чудаковатого и нелепого полицейского.

Знаковой для него становится встреча с режиссером Ивом Робером, у которого он в 1968 году играет к комедии "Счастливчик Александр".

Первой громкой ролью в фильмографии актера Пьера Ришара становится комедия Робера 1972 года "Высокий блондин в черном ботинке". В этой ленте ему достается главная роль.

Он играет скрипача по имени Франсуа Перрен, который оказывается втянут в заговор французских спецслужб. Его принимают за секретного суперагента. В действительности Франсуа - рассеянный скрипач. За ним начинается слежка, в доме устанавливают "жучки", подсылают к нему сотрудницу Кристин, которая должна его соблазнить.

Перрен, сам того не замечая, ловко обходит все расставленные для него ловушки. Фильм практически сразу становится классикой мирового кинематографа, а о таланте актера Пьера Ришара узнают все.

В 1974 году выходит "Возвращение высокого блондина", которое пользуется не меньшим успехом, чем первый фильм.

Режиссерские опыты

Интересно, что уже в то время Ришар пробует себя в качестве режиссера. В 1970 году он снимает комедию "Рассеянный", в которой сам исполняет главную роль. На следующий год выходит уморительная картина "Несчастья Альфреда" про человека, который никак не может покончить жизнь самоубийством.

Также среди его режиссерских работ такие фильмы, как "Я ничего не знаю, но все равно скажу", "Я робкий, но я лечусь!", "Это не я, это - он!", "Мечтать не вредно", "Прямо в стену".

"Игрушка"

Многие образы, созданные Ришаром, проникнуты не только юмором, но и нежной лирикой. Такой, например, безработный журналист из комедии "Игрушка", которая выходит на экраны в 1976 году.

Сын миллионера объявляет, что тот превратится в его игрушку, и привозит в свой шикарный особняк. Протестующего Перрена уговаривают остаться на несколько дней, чтобы не расстраивать капризного подростка. Втянувшись в эту игру, он понимает, что в семье все не так просто, а ребенку не хватает ласки и внимания, которые не могут ему дать родители.

Всемирный успех

После этой работы Ришар становится всемирно известным актером. Практически каждый его фильм имеет успех у зрителя. В 1978 году на экраны выходит комедия Жерара Ури "Побег", в которой герой нашей статьи играет адвоката, невольно отправляющегося в бега со своим подзащитным.

Следующим громким успехом становится еще один фильм Ури - "Укол зонтиком", в котором он играет актера-неудачника Грегуара Леконта, по ошибке подписавшего договор с мафией, думая, что заключает соглашение с кинопродюсером.

В 1981 году Ришар появляется на экране в паре с Жераром Депардье в приключенческой комедии "Невезучие". Этот тандем становится настолько знаменит, что режиссеры затем выпускают еще две ленты с их участием - "Папаши" и "Беглецы".

Интересный факт о Пьере Ришаре заключается в том, что в 1982 году он принял участие в уникальном проекте Ива Роббера, сыграв в фильме "Близнец" сразу две роли - Маттиаса и выдуманного им брата Маттье, которые встречаются с богатыми сестрами-близняшками.

В 90-е годы на экраны выходят картины "Психи на воле" и "Супружеская любовь". В 1996 году актер снимается в ленте Наны Джорджадзе "Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара". Ее даже номинируют на премию "Оскар".

В 2000 году Ришар пробует себя в амплуа драматического актера в драме Жан-Даниэля Верхака, сыграв бродячего артиста Витало Педротти. А в 2003 году предстает в современной интерпретации образа "Робинзона Крузо", которого взбунтовавшиеся рабочие высаживают на необитаемом острове. В 2004 году он исполняет еще одну заметную драматическую роль аристократа Жана-Рене в ленте Дамьена Одуля "Когда нас не станет".

Семья и увлечения

Про личную жизнь Пьера Ришара известно немного, на эту тему он предпочитает не распространяться. Известно, что его первой женой была балерина Даниель Минаццоли, от которой у него два сына - контрабасист Кристоф и саксофонист Ольвье. Оба выступают под фамилией Дефе.

После развода с Даниель у него было несколько романов, в последнее время его часто встречают в обществе бразильской модели Сейлы, которая младше его на 40 лет.

Среди увлечений героя нашей статьи виноделие. У него 20 гектаров виноградников на юге Франции, где Пьер регулярно проводит конец лета. Также он увлекается рыбалкой, путешествиями, гонками на автомобилях и большим теннисом, до сих пор ездит на мотоцикле, которому уже 40 лет.

Актер отмечает, что родители заложили в его характере предпринимательскую хватку, поэтому ради достижения поставленной цели он фактически готов "идти к ней по трупам".

Недавние работы

Сейчас Ришару 84 года, но он по-прежнему продолжает работать. Например, в 2017 году он снялся комедии Доминика Абеля и Фиона Гордона "Чудеса в Париже". Он исполнил небольшую, но яркую и запоминающуюся роль чудаковатого старика Дункана в истории про девушку Доминику, которая отправляется на поиски своей бабушки Фионы и находит настоящую любовь.

Также среди его последних проектов картины "Малыш Спиру", "Мистер Штайн идет в онлайн", "От семьи не убежишь". В мелодраме "Один профиль на двоих" комик играет роль пожилого романтика, который теряет смысл жизни после кончины супруги. Дочь покупает ему компьютер, чтобы спасти отца от депрессии, а тот в социальных сетях находит новую любовь.

Сегодня мы расскажем не просто об идее бизнеса, а о довольно старом и уже реализованном проекте, который существует до сих пор и приносит хорошие деньги своему создателю. Но обо всем по порядку. Начнем с главного героя нашей сегодняшней публикации – дизайнера, художника и предпринимателя Патрика Ришара. Ведь именно благодаря его креативному мышлению и прямым рукам, растущим из нужного места, появился бренд . Именно под этим брендом сейчас создаются и продаются по всему миру уникальные трехмерные картины с невероятно детализированными сценами внутри.

Как все начиналось?

Родился Патрик Ришар в 1956 году во Франции. В 1976 году он оканчивает Парижскую школу графики и изобразительного искусства. В 1978 году он едет в Америку и там получает диплом бакалавра в Академии изобразительного искусства Сан-Франциско. В тот же год возвращается во Францию. С 1978 по 1986 год работает дизайнером и художником в разных компаниях. А в 1986 году решает податься во фриланс.

В свободное от работы время Патрик Ришар занимался одним увлекательным хобби. Он создавал всевозможные миниатюрные трехмерные сценки. Помещая эти сценки в боксы, закрытые обычной рамкой со стеклом (самые простые рамки для фотографий), он получал уникальные, не имеющие аналогов, композиции.

Эти 3D картины так нравились самому Патрику и его друзьям и близким, что со временем это увлечение переросло в нечто большее. Патрик стал зарабатывать на изготовлении уникальных трехмерных панно на заказ. А в 1988 году он основал собственную компанию – La Ruée vers l’Art.

С тех пор Патрик Ришар разрабатывает уникальные трехмерные картины, аналогов которых у нас в стране нам найти не удалось (если вы знаете мастеров или компании, создающие подобные шедевры у нас в стране, поделитесь в комментариях).

Что представляют собой трехмерные картины Патрика Ришара?

Их сложно назвать картинами в традиционном понимании смысла этого слова. Это нечто среднее между картиной и диорамой (миниатюрной сценкой, обычно создаваемой или собираемой вручную). Диорамы для многих из вас не являются чем-то неизвестным. В нашей стране ими увлекаются тысячи человек. Но никто из них не создает на их основе трехмерные картины-боксы, как это делает Патрик Ришар. А ведь это могло бы стать классной идей бизнеса, но об это чуть ниже.

Итак, представьте себе какую-нибудь диораму. Например, миниатюрную сцену из Великой Отечественной войны. Танки, солдаты, ландшафт, здания и сооружения, возможно, какие-то животные и растения. И все это великолепие легко умещается на тетрадном листе. Да еще и выглядит очень красиво. А теперь берем по размеру сцены бокс, помещаем ее туда, надежно закрепляем и с передней части закрываем рамкой со стеклом для фото. В итоге вы получаете не просто диораму, а самую настоящую художественную работу, которую можно поставить на стеллаж или даже встроить в стену в вашей квартире.

Вот примерно так и создает свои шедевры Патрик Ришар. Только он не берет готовые композиции из наборов для диорам. Он создает их вручную. Причем многие элементы этих сцен также создаются вручную. Хотя многие детали приобретаются в магазинах. Например, масштабные модели автомобилей.

Отличительная особенность трехмерных панно Патрика Ришара – их невероятная насыщенность деталями. Если в сцене какой-нибудь старинный винный погреб, то здесь будет все – от самого вина, стен и бочек, до различных остатков пищи и других следов пребывания людей. Если это гараж для Ferrari, то вместе с машиной на картине будут различные миниатюрные запчасти, колеса, инструмент, тематические плакаты, шкафчики и многое другое.

Излюбленные темы 3D картин Патрика Ришара – автомобили, профессии, спорт и хобби. Также дизайнер может создать трехмерное панно по вашему индивидуальному заказу.

Стоимость трехмерных картин La Ruée vers l’Art впечатляет не меньше, чем сами картины. У нас в стране есть несколько магазинов, в которых можно купить уже готовые панно Патрика Ришара. Их стоимость 100-200 тысяч рублей. Дорого? Конечно, дорого. Ведь это ручная работа от заслужившего уважение во всем мире мастера. Обычные картины, даже современных художников, тоже стоят весьма недешево. Так почему трехмерные картины должны стоить недорого?

Как создать подобный бизнес у нас?

Понятное дело, что вот так в одночасье создать трехмерные картины и начать зарабатывать сотни тысяч долларов не получится. Нужно придумать идею, какую-то отличительную особенность, по которой вас сразу же будут узнавать, и которая будет отличать вас от других подобных мастеров. Далее нужно стать известным. Хотя бы в узких кругах. Сегодня, в эпоху интернета, сделать это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Далее стоит создать несколько десятков работ. Для портфолио. Нужно стараться создавать такие работы, которые сложно повторить. По крайней мере, просто впихнуть в рамку готовую диораму – не самая лучшая идея. А вот создавать сценки из игр, фильмов, книг или просто моделировать популярные жизненные ситуации – это уже намного интереснее.

Вы можете даже использовать готовые фигурки. Но из разных источников. Кроме того, различные элементы все равно придется делать руками. Ведь даже сейчас все еще невозможно купить все. Каких-то фигурок просто может не быть в нужном вам масштабе.

Создайте несколько интересных сцен. Засветитесь в интернете. Подарите свои картины известным людям. Это станет самым лучшим пиаром для вас. Но чтобы дойти до такого уровня, когда известные личности примут от вас такой подарок, да еще и расскажут о нем другим, нужно сильно постараться.

Как бы там ни было, создание трехмерных картин, подобных работам Патрика Ришара, может стать не просто очередной идеей бизнеса. Это может стать делом всей вашей жизни. Желаем успехов.

Рассказывает, как хобби может перерасти в бизнес и каких ошибок стоит избегать, если с вами это случится.

Вокруг все больше и больше людей начинают заниматься странным и, как кажется на первый взгляд, несерьезным бизнесом. Кто-то запускает производство миндального молока, кто-то открывает серф-школы, другие – делают дизайнерские шкатулки ручной работы, пекут капкейки невероятной красоты и открывают собственные кондитерские в центре Москвы. Всех этих людей объединяет одно – любовь к своему делу. Потому что для них это даже «не дело», а в первую очередь хобби.

Это действительно стало трендом последних 5-10 лет. Кого ни спросишь, все хотят заниматься «любимым делом», «делать что-то для души» и «по кайфу».

В чем причина? Возможно, мы просто разленились? Но разве желать себе лучшей, гармоничной жизни – это лень? Нет, это гораздо больший труд, чем пойти на нелюбимую работу и ныть 24 часа в сутки, какой у тебя босс… (тут можно подставить любой негативный эпитет по желанию).

Анна Авдеева

Причины, следствия и последствия

Итак, откуда же «растут» ноги того, что все больше людей стремятся сделать бизнесом свое хобби?

  • Самое главное – прошли «голодные» советские времена, люди начали привыкать к возможностям и комфорту. Теперь основное желание – не заработать «быстро, много, любым путем», теперь «модно» познавать себя, развиваться и задумываться о более глубоких вещах, чем сиюминутная выгода. И это не какие-то там «блаженные просвещенные» - это обычная пирамида потребностей Маслоу. Наконец, пришло время для самореализации.
  • Новое поколение конца 80-х-начала 90-х не росли в СССР или уже не помнят главных «правил»: «будь как все», «не выделяйся», «любой бизнесмен – вор». Они молоды, не боятся пробовать новое, их мозг не запудрен различными установками. Идеальные стартаперы.
  • Есть и другая категория – уже бывалые бизнесмены. Которые многое познали, много потеряли и еще больше заработали, а теперь готовы свои знания и опыт вложить в «дело для души». Они более осмотрительны, делают меньше ошибок, часто такие проекты становятся для них дополнительным бизнесом.
  • Еще одна причина – сейчас все стало намного проще. старается поддерживать малый бизнес: субсидиями, грантами, скидками на аренду и кредитование, бесплатными курсами, наконец. Также особое распространение сейчас получили бизнес-инкубаторы и акселераторы (как государственные, так и частные). Понятно, что деньги не посыплются с неба каждому желающему – нужно соблюсти определенные условия и процедуры. Но все же эти возможности существуют.
  • К тому же сейчас повысилась доступность информации. Ответ на любой вопрос можно найти в интернете. Сделать сайт – пожалуйста. Найти курьерскую службу или типографию – нет проблем. Уточнить процессы регистрации ИП – все найдется тут же! Конечно, бизнес-образование никогда не повредит, но первые шаги можно совершать и без. Нужные знания всегда под рукой, главное –не лениться их добывать.
  • Удачные примеры – далеко не последний мотивационный фактор. «Если у коллеги, бывшей одноклассницы или просто «парня из статьи» все получилось, то чем я хуже?», – так думают многие. Выигрывает, конечно, не каждый. Но игра стоит гораздо больше, чем свечи – так почему бы не попробовать?

Счастливчики или хорошие бизнесмены?

Вдохновляющих примеров масса – от международных общеизвестных компаний до маленьких, но весьма успешных производств.

Знаете ли вы, что концерн L’Oreal появился из хобби своего создателя? Эжен Шуллер еще в юношестве увлекался химией, работа в лаборатории дала ему возможность для химического «творчества». Именно в неурочное, а точнее, в нерабочее время Эжен много экспериментировал. Однажды жена Эжена в погоне за красотой «сожгла» волосы, тогда Шуллер решил помочь жене и всем женщинам мира заодно – так появилась первая в мире безопасная краска для волос. Краску назвали «Ореаль». Что было потом – вы можете догадаться.

Еще одна история. Американка Анна-Мария Файола с детства обожала варить мыло. Хобби переросло в многомиллионный бизнес – доходы компании Bramble Berry уже 5 лет назад превысили $3 млн . Совсем неплохо для «милого девчачья увлечения». Столь большой успех ждал Анну-Марию неслучайно. Она не боялась рисковать – для того, чтобы получить нужную сумму на развитие, она заложила все свое имущество. А удача, как известно, любит бесстрашных. Но главной «фишкой» компании стала концепция L.O.V.E., которая пошла «на ура». Концепция сводилась к следующему: Bramble Berry меняет жизни (Lives) своих клиентов, создавая для них возможности (Opportunities), делясь высокими ценностями (Value) и вдохновляя на самовыражение (Expression).

История доказывает, что успех может ждать каждого – независимо от тех или иных качеств, способностей и даже состояния здоровья. Энтони Швейгер в 25 лет построил успешную «медовую» компанию с оборотом в $260 000 – несмотря на то, что еще в детстве ему поставили два страшных диагноза, эпилепсию и задержку умственного развития.

Энтони заинтересовался пчелами еще в детстве – в третьем классе. Так появился улей на заднем дворе родительского дома. Местные фермерские рынки прекрасно приняли продукцию молодого бизнесмена, но на этом история не закончилась. Энтони учился предпринимательству, развивал партнерскую сеть, работал над новыми продуктами, сайтом, упаковкой. В итоге его мед стоит на отдельных полках в мегамаркетах из списка Fortune 500, а ассортимент расширился за счет товаров-комплиментов - бальзамов, ароматизированных свечей и всевозможных лакомств на основе меда. Поэтому все эти «мне не хватит сил/умений/знаний» – не более чем отговорки.

Но не только зарубежные герои достойны стать примером для подражания.

Российский предприниматель Аркадий Новиков построил свою ресторанную империю после того, как сильно увлекся . Причем увлекался неспроста – он провалил экзамены в автодорожный институт, и от безысходности пошел в кулинарное училище. Тут Аркадию и открылся новый мир – прекрасный и неизведанный.

А всем известный Артемий Лебедев бросил рекламное отделение на факультете журналистики на втором курсе – ради своей любви к .

Компания Woolie , основательницей которой я являюсь, тоже пример того, как бизнес вырос из увлечения. Изначально я не планировала быть бизнес-вуман, а первые пледы были сделаны для украшения собственного дома. Я увидела нечто подобное в австралийском интерьерном журнале. Заказать такие изделия в Россию было невозможно, и я решила – сделаю сама, что же здесь сложного? На деле все оказалось гораздо сложнее, но от этого – только интереснее.

Сначала на необычные домашние аксессуары стали обращать внимания друзья, просили связать им такие же – так и возникла идея поставить производство на поток. Подготовка к запуску заняла несколько месяцев, и в начале этого года Woolie официально открыла продажи на российском рынке. Конечно, мы еще небольшая компания, но развиваемся успешно – и смело смотрим в будущее.

Нормально делай – нормально будет

Если вы все же решились начать «дело своей мечты», то главный совет – делайте его хорошо. Свой бизнес требует полной отдачи. Да, возможно, придется забыть о приятном слове «отпуск» в привычном его проявлении. Но заниматься любимым делом и работать «от звонка до звонка» – это совсем разные истории. Как по трудозатратам, так и по степени удовлетворенности.

Для себя я вывела несколько правил, которые помогли мне преодолеть сложный этап становления:

  1. В первую очередь оцените, насколько вы любите свое хобби? Готовы ли заниматься им не 4-5 часов в неделю, а как минимум 40? Многие начинающие бизнесмены «разбиваются» о скалы реальности, потому что «ну не могу я, оказывается, фотографировать и обрабатывать фотки по 10 часов в сутки. Лучше уж дебет с кредитом сводить»;
  2. Чтобы понять, насколько ваша идея «сработает», не обязательно сразу же бросать все и окунаться в мир бизнеса – можно для начала попробовать создать круг потенциальных клиентов, почитателей вашего мастерства. Вы любите печь? Заведите кулинарный блог. Шьете необычные игрушки? Создайте группу, где будете давать мастер-классы или запишите несколько роликов для . Создайте «движуху» вокруг себя и своего будущего продукта – так переход от хобби к бизнесу будет более плавный и почти безболезненный. А если вашем творчеством никто не заинтересуется – это тоже повод задуматься. А надо ли?
  3. Без стартового капитала – никуда. Даже хобби, как правило, требует каких-то вложений, а уж бизнес – тем более. Стартовый капитал можно накопить, можно взять кредит или одолжить у знакомых. Здесь важнее правильно его расходовать. На старте стоит тратить только на самое необходимое и проверять свои гипотезы. А увеличивать расходы стоит только по мере получения профита от первоначальных вложений;
  4. Редкий бизнес сразу же начнет приносить прибыль, да и львиную долю прибыли придется вложить в дальнейшее развитие, поэтому обзаведитесь финансовой «подушкой безопасности» – ведь ваш бизнес будет расти, и в скором времени совмещать его с основной работой (вдруг вы планировали это изначально?) станет сложно. «Остановить планету» в данном случае – мол, вот, я сейчас заморожу проект, поднакоплю, уволюсь и займусь только своим делом, – скорее всего, не получится без потерь;
  5. Подходите к своему делу как к настоящему, взрослому бизнесу. Тогда он и вырастет в него. Предпринимателям, чей бизнес вырос из хобби, часто свойственна некоторая беспечность и несерьезный подход к работе. Пишите бизнес-план, изучайте рынок, целевую аудиторию, ставьте и проверяйте гипотезы, вкладывайтесь в продвижение, качественный сайт, хорошие фото и т.п.;
  6. Из предыдущего правила вытекает следующее: обращайтесь к профессионалам. Многие начинающие предприниматели думают, что «это небольшой проект, я сам со всем справлюсь». Но лучше пусть у вас не будет никакого сайта, чем сделанный «на коленке». Да и нет ничего хуже тусклых, некачественных, размазанных фото на странице бренда в . Все должно быть круто, и, если вы не можете что-то сделать так, как хотелось бы, бегите к специалистам. Кстати, да, им придется платить – будьте готовы к такому повороту событий;
  7. Дешево и хорошо, как правило, не бывает. Но и «сливать» деньги направо и налево не стоит – несмотря на то, что бизнес вырос из любимого хобби, его основная задача – приносить прибыль. Продумывайте свои траты, изучайте предложения поставщиков, ищите лучшее соотношение цена-качество, оптимизируйте расходы;
  8. Когда ваш бизнес – ваше хобби, вам все по фану. Это плюс. Но вы можете терять в качестве – это минус. Постарайтесь концентрироваться на самых важных вещах и не распыляться. Например, выберите только две социальные сети (согласно предпочтениям вашей ЦА), где первоначально будет присутствовать ваш бренд – остальные «подключите» в будущем. Не стоит пытаться охватить «все и сразу», получится плохо. И это, конечно, не только про ;
  9. Когда подрастет, не замыкайте его на себе. Не бойтесь отдавать часть функций на аутсорс, да и вообще – делегировать. Не жадничайте, ваше хобби никто у вас не отберет;
  10. Проблемы с государством вам явно не нужны, поэтому проще сделать все по уму и закону – это касается как вопросов регистрации компании и сотрудников, так и части налогообложения. Да, это теперь не просто «увлечение», это – компания;
  11. Будьте честны с клиентами. Сарафанное радио – очень мощный инструмент маркетинга, особенно для молодых небольших компаний. В первую очередь это поможет тем, чей бизнес вышел из handmade-историй – что сейчас очень популярно;
  12. Самосовершенствуйтесь и развивайтесь: не замыкайтесь на одном направлении, смотрите шире, выходите на новые рынки, занимайте новые ниши, расширяйте ассортимент продукции или услуг. Не стоит ограничиваться только своим увлечением! В мире еще много прекрасного и удивительного, чем вы можете искренне заинтересоваться – и как минимум найти новое хобби, а как максимум – вывести свой бизнес на новый уровень и увеличить доход.

Инструкция

Вспомните, что вы делали с удовольствием? Шили платья, пекли пироги, составляли букеты? Любимое дело может стать хорошим источником дохода, если поставить его на поток, или приносить дополнительный заработок, если выполнять его от случая к случаю. Одним из преимуществ является отсутствие начальства. Объем работы вы также устанавливаете самостоятельно, кроме того, новое дело не потребует первоначального капитала. Если вы любили шить, то швейная машинка у вас уже есть, а материал и фурнитуру приобретут заказчики. Вы знаете историю местного края? Найдутся приезжие, которых заинтересуют местные достопримечательности.

Любите ли вы детей? Может быть придумаете игры, программы для календарных праздников и обратитесь в средние школы. Учителя младших классов будут вам только рады. Для этого нужны ваши личные творческие идеи, артистизм, умение владеть вниманием детской аудитории. Обратитесь к руководству ближайших школ и интернатов. Примерный заработок варьируется в пределах 1000-3000 за мероприятие.

Вспомните, может вы хорошо шьете, рисуете, вяжете? Вязаные вручную изделия всегда в моде, любая вещь - от аксессуаров для интерьера до вязаных или с аппликациями найдет своего покупателя. Очень часто такие вещи требуются в качестве подарков близким людям, поэтому спрос все время растет. Кроме того, за материалы клиент платит сам, вам остается получить деньги за выполненную работу.

Сделайте качественные фото своих поделок, четкие, при профессиональном освещении. Однако хороший фотограф, пожалуй, единственное, на что придется потратиться. Изображения разместите на сайтах в интернете, в газетах, покажите знакомым. Примерный заработок зависит от сложности работы, в среднем, 50% от стоимости материала, с которым вы работаете.

Зарабатывайте на домашних питомцах, если вы их любите и находите общий язык. Для этого вам надо приобрести материалы, чтобы стричь и кошек. Посетите курсы груминга, которые обойдутся минимум в 5000 рублей. Начните с разговоров с владельцами животных, это можно сделать в , на лестничной площадке, опубликуйте объявления в газете. Примерный заработок составляет от 500 рублей за стрижку.

Умеете стричь людей, делать маникюр, педикюр, выполнять сложные укладки? Услуги салонов очень дорогие, а вы можете делать тоже самое за меньшие деньги. Например, пожилым пенсионерам сложно дойти до парикхмахерской, а работающим людям не попасть в салон из-за графика, некотрым удобнее подстричь малыша на дому. Вам необходимо купить набор профессиональных инструментов для укладки и стрижки, материалы для обычного маникюра