Конспект занятия по ИЗО в средней группе. Тема: Снегирь
Осина Ольга Анатольевна, воспитатель. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Абакана "Центр развития ребенка - детский сад "Чайка".Описание материала: предлагаю вам конспект занятия по художественно - эстетическому развитию детей средней группы (4 - 5 лет) по теме: "Снегирь". Данный материал будет полезен воспитателям, методистам, студентам педагогических факультетов.
"Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: "Снегирь".
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности "Снегирь".Задачи:
1. Создать условия для развития творчества, воображения;
2. Обеспечить эмоциональное благополучие детей;
3. Способствовать развитию у детей умений рисовать снегиря на заснеженной ветки: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы - строение тела, окраску.
4. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке полученные представления.
Виды детской деятельности: изобразительная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Оборудование: листы бумаги голубого цвета, гуашь (красная, белая, черная), кисточки, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель. Дети сегодня к нам в гости пришла Волшебная кисточка. (Воспитатель показывает куклу). Давайте с ней познакомимся. (Дети знакомятся с Волшебной кисточкой). Дальше воспитатель ведет разговор с детьми от имени персонажа.
Волшебная кисточка: Я решила нарисовать снегиря. И хочу вас взять к себе в помощники. Вы согласны? (Ответы детей).
Основная часть.
Волшебная кисточка. Давайте с вами рассмотрим картинку снегиря. Из каких частей состоит птичка? (Ответы детей). Волшебная кисточка. Снегирь - маленькая птичка, с яркой красной грудкой и черной шапочкой. Она называется так потому, что появляется с первым снегом.
Дидактическая игра "Собери птичку".
Волшебная кисточка. Ребята, соберите птичку из геометрических фигур. (Дети собирают птичку.)
Волшебная кисточка. Ребята, посмотрите, как мы будем рисовать снегиря. (Воспитатель показывает и называет этапы рисования птицы.)
Рисуем заснеженную ветку белой краской.
Рисуем круг и делим его на две части - это туловище снегиря.
Грудку раскрашиваем красной краской.
Спинку раскрашиваем черной краской.
Рисуем головку, хвостик, носик и глаз. (Дети слушают пояснения воспитателя).
Волшебная кисточка. Давайте с вами перед рисованием немного поиграем.
Динамическая пауза.
Птицы крыльями махали - все летали и летали,
птицы в воздухе кружились,
на дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали. (Дети имитируют движения по тексту).
Волшебная кисточка. А сейчас наши птички превратились обратно в детей, и садятся за свои рабочие места. Самостоятельная изобразительная деятельность. По окончанию рисования дети выставляют свои работы на выставку. Итог занятия.
Волшебная кисточка. Молодцы, ребята, потрудились.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
З. Александрова.
Дети рассматривают снегирей.
Какие вам птички больше понравились и почему? (Ответы детей).
После Волшебная кисточка прощается с детьми.
Морозова Татьяна Владимировна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Красногрудые снегири»
НОД по рисованию в старшей группе на тему : «Красногрудые снеги
Программное содержание :
Углублять знания об окружающем мире; продолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей ; учить пе-редавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать ху-дожественно-творческие способности.
Поощрять творческую инициативу.
Воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, доброжелательность, милосердие.
Оборудование и материалы : иллюстрации с изображением снегиря , воробья, вороны и др., простой карандаш, акварельные краски , баночка с водой, кисти, салфетки, тонированная бумага голубого цвета, рисунок, выполненный педагогом.
Предварительная работа : наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, выяснение строения птиц, чтение рассказов В. Сухомлинского «Красногрудые снегири » , «Снегирь – резчик » ; коллективная лепка «Птицы у кормушки» ; дидактическая игра : «Узнай по описанию»
Словарная работа : Добиваться от воспитанников полных развернутых ответов, введение в активный словарь детей красногрудый , стая.
Ход занятия
Организационный момент "Подари улыбку"
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Влево - вправо повернемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. – Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу
Кто-то к нам сюда спешит
Влетает синичка с конвертом (ребёнок с наголовником синички)
Синичка. Я весёлая синица
И морозов не боюсь.
Даже в минус двадцать пять
Люблю песни распевать!
Здравствуйте, ребятки. Зима для вас письмо передала.
Воспитатель. Вот письмо, необычное оно. Посмотрим, что же нам Зима сегодня прислала (достаю из конверта иллюстрацию с изображением зимней природы) .
Ребятки, как вы думаете, какое время года здесь изображено? (зима)
А почему вы так решили? (всё кругом белым бело от снега , на деревьях нет листочков)
Достаю следующую иллюстрацию, где изображены дети, насыпающие корм в кормушки.
Кто зимой прилетает к нашей кормушке? (птицы)
Как называются одним словом эти птицы? (зимующие)
Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами)
Каких зимующих птиц вы знаете (показываю третью иллюстрацию) Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены (ворона, воробей, сорока, голубь)
Молодцы ребятки, вспомнили зимующих птиц.
А теперь, представьте, что мы с вами превратились в большую птицу, орла (дети идут по кругу, размахивая руками, как крыльями) .
А сейчас мы превратимся в маленькую птичку, синичку (дети идут по кругу, раставив руки в стороны и шевеля пальчиками)
И вот, наши птички, взмахнув крылышками, полетели на свои места.
Воспитатель : Есть такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. А чтобы узнать эту птицу отгадайте загадку :
Черный, красногрудый ,
Он у нас найдет приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут . (Снегирь .)
А сейчас мы с вами рассмотрим эту удивительную птичку (показ слайдов) .
1. Снегири - это зимующие птицы, не улетающие осенью в теплые края. Весну и лето они проводят в густых зарослях северных лесов, а осенью собираются в стайки и прилетают в наши парки и сады.
2. Они любят клевать различные семена, ягоды шиповника и рябины
3. Посмотрите какие они красивые , яркие, похожи на яблочки с ветки.
4. У самочки снегиря , оперение более светлое, сероватое, а самец яркий, с красной грудкой .
5. Давайте ещё раз полюбуемся на снегиря , очень уж он красивый с красной грудкой .
6-7. А здесь мы видим, как можно нарисовать снегиря . Один расправил крылья и хочет взлететь, а другие сидят на веточке, прижавшись друг к другу.
8. А здесь показано из каких частей состоит тело снегиря и как его можно нарисовать .
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем рисовать снегиря .
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением этой птицы и проводит беседу для уточнения и обогащения представления детей о внешнем виде снегирей . Обсуждают особенности строения тела снегиря :
овальное туловище красного цвета , черная, маленькая слегка приплюснутая черная голова с острым треугольным клювом, заостренное разноцветное крылышко (сверху синее, снизу черное с небольшими белыми вкраплениями, прямоугольный черный хвостик с небольшой выемкой на конце.
Объясняет способ выполнения работы, проговаривая с детьми характеристику снегиря .
Воспитатель.
Беру простой карандаш и делаю набросок. Далее начинаю рисовать птицу краской , широкими линиями. Сначала рисую красной краской овальное туловище . С одной стороны, где грудка, - шире, а где будет хвост, - уже (похоже на яйцо) .
Над грудью черной краской рисую овальную головку так, чтобы она немного перекрывала туловище, так как шея у снегиря короткая .
Теперь нарисую хвост средней величины двумя широкими линиями и крылышки. Они подняты вверх, если птичка вспорхнула, и прижаты к спине, если сидит.
А какой клюв у снегиря ? Правильно он короткий и толстый. Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (что бы доставать семена из шишек) . Глаза - выше клюва, лапы короткие, расположены ближе к хвосту. Клюв нарисую короткими мазками, если он открыт – двумя мазками. Снегирь уже нарисован .
Воспитатель с помощью вопросов закрепляет последовательность способа изображения снегиря .
Перед самостоятельной работой проводится
Физминутка
«Снегири »
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Показывают грудки)
Распустили перышки (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Полетели!
А потом на ветку сели!
А теперь можно и преступить к работе.
Дети самостоятельно рисуют.
Педагог наблюдает за последовательностью выполнения работы, с помощью вопросов уточняет название формы, пропорциональное соотношение.
Хвалит тех, кто внес в свои работы дополнительные элементы, например, нарисовал снегиря в другой позе , изменил положение головы.
В конце продуктивной деятельности воспитанники выкладывают свои рисунки для просушки. Воспитатель читает отрывок из стихотворения
З. Александровой :
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри!-
Как розовые яблочки,
На ветках снегири .
Воспитатель
Какую птицу мы рисовали сегодня ? (Снегиря ) .
Что делает снегирь на рисунке ? (Снегирь сидит на ветке , летит, клюет семена) .
Молодцы! Теперь в нашей группе появилась целая стая снегирей . Какие они красивые и совсем разные !
Воспитанники рассматривают кто, как нарисовал птиц : крылья расправленные – хочет взлететь; сидит на веточке, что – то клюет.
Дети выбирают наиболее интересные работы.
Беседа о птицах
У: А теперь вам нужно отгадать загадки, что это за птичка? Отгадка находится на доске.
1. Кто летит, кто стрекочет, рассказать нам новость хочет?
2. Кар-кар-кар кричит плутовка, ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы очень любит эта птица! И она вам всем знакома, и зовут её ……
3. Серый маленький комочек, чик-чирик! – Замёрз он очень! Солнце выгляни скорей, ждёт тебя наш…….
4. Два огромных страшных глаза, кругом вертит голова, ты её узнаешь сразу, коль заухает она.
5. Кто без нот и без свирели, лучше всех выводит трели, голосистее, нежней! Кто же это?
6. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …….
7.Плавать в речке ей не лень, нырять и крякать целый день: Ну, отдохни хотя б минутку! Кто без воды не может?
8. Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко. На нём малиновый берет и пёстрая спецовка.
У: Молодцы, ребята! Всех птичек угадали. У нас все птички разделились на 2 группы. Кто догадался на какие?
У: Правильно. А какая пора для птиц самая тяжёлая?
Да, зима. В зимнее птицам очень холодно и голодно. Перёлётные птицы - а это дрозды, жаворонки, чижи, зяблики, ласточки и другие улетают на этот период, но некоторые – это зимующие птицы остаются. Зимующие птицы могут найти себе корм. Эти птицы не бояться морозов, еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. Питаются они семенами, почками, насекомыми. И всё-таки им тяжело зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть одна, две доживают до весны. И если в это время ты поможешь птицам – сделаешь кормушку, насыплешь немного зерён. Крупы или хлебных крошек, - то ты спасёшь не одну птичью жизнь.
Объяснение нового материала
У: А теперь давайте внимательно посмотрим на всех птиц. Скажите, из каких частей состоит птица?
У: Какой формы голова птицы?
У: Какую форму имеет туловище птицы?
У: Сколько крыльев у птицы?
У: Какой они формы?
У: Где расположены крылья?
У: К какой части тела они прикрепляются?
У: Какую форму имеет хвост?
У: Сколько ног у птицы?
У: Верно. Сегодня мы с вами будем рисовать снегиря.
Снегирь - зимующая птица. Живёт постоянно в лесах. Питается ягодами рябины, калины и других растений. Отличительная особенность от других птиц – это красная грудка.
Посмотрите на доску, здесь изображён снегирь. У этой птицы на голове – чёрная шапочка. Чёрный также подбородок и передняя часть лица. Хвост и крылья – блестяще чёрные, спина и плечи – светлого серого цвета, а шея, грудь, передняя часть брюшка и бока головы – красные. Клюв – коротенький и широкий. Грудка и щеки у снегиря – самца красные, а у самочки – серые. Рассмотрим этапы выполнения:
1. Этап (в карандаше).
Располагаем лист бумаги
вертикально.
Обводим шаблон снегиря.
Изображаем крыло расположенное на туловище, заострённое к низу.
Хвост, идущий от конца крыла и низа туловища.
Намечаем расположение глаз.
Прорисовываем клюв, когти
Дорисовываем дерево, на котором сидит снегирь.
2. Этап (в цвете),
Работа в цвете. Рисуем, сначала светлыми тонами.
Рисуем тёмными тонами, сначала крупные, а затем мелкие детали.
Физкультминутка
Раз подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Закрепление нового материала
У: Давайте ещё раз проговорим последовательность выполнения рисунка птицы.
Итог занятия.
У: Заканчивайте работу. Подведём итоги. Чему был посвящено сегодняшнее занятие?
У: На какие 2 группы делятся все
У: Какую птицу мы рисовали?
У: А сейчас каждый из вас выйдет к доске, и прикрепить к серединке цветочка красный или коричневый лепесток. Красный означает, что занятие понравилось, а коричневый лепесток не понравилось.
Анализ работ учащихся
У: Посмотрите, какие у вас красивые снегири получились.
Уборка рабочих мест.
У: Наше занятие заканчивается. Прибираем свои рабочие места.