Электрический фен. Виды и устройство. Работа и как выбрать. Сломался фен для сушки волос – советы по ремонту Принципиальная схема нагревательного элемента для фена

Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:

Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя \вентилятора\ — М;
  • конденсатора — С;
  • ТЭНов — R\ТЭН\;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2

Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

  1. диодов;
  2. конденсаторов.

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором » Мультиметр».

При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

  • пылесоса;
  • строительного фена,

— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.5\ выглядит следующим образом:

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.

диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.

В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания \нулевое значение сопротивления\. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.

Необходимо так же измерить сопротивление непосредственно самих обмоток. Диагностика проводится таким же подобным способом, — щупы прибора при этом соединяются с выведенными концами проводов обмоток статора. При целостности обмоток, дисплей прибора укажет на значение сопротивления, которым обладает та или другая обмотка. При разрыве той или иной обмотки статора, — прибор покажет «единицу». Если провода обмотки статора между собой будут замкнуты накоротко в результате перегрева электродвигателя или по другим иным причинам, — прибор будет указывать на наименьшее \нулевое\ значение сопротивления или же «режим короткого замыкания».

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

Электрическая схема \рис.7\ состоит из батареи и лампочки, данная схема сопоставима со схемой карманного фонарика. Один конец провода с отрицательным потенциалом соединяется с сердечником статора, другой конец провода с положительным потенциалом соединяется с одним из выведенных концов обмоток статора. Если провода соединить наоборот, то есть «плюс» к сердечнику статора, «минус» к выведенному концу обмотки статора, — от этого ничего не меняется.

При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования \рис.7\ — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

19.02.2018

Сегодня популярность самостоятельного ремонта мелкой бытовой техники неуклонно возрастает. К тому же бывают разные ситуации. К примеру, нужно срочно разобрать фен Bosch, Philips или Rowenta, но под рукой нет инструкции. Что в этом случае делать? Сегодня мы вам постараемся подробнее об этом рассказать.

Как разобрать фен Philips?

Иногда после неудачного падения или после другого механического воздействия это устройство перестает работать. Замечательным выходом из этой непростой ситуации станет полная разборка фена. Вы хотите узнать, как разобрать фен? В этом нет ничего сложного, главное следовать этапам инструкции.

Первый шаг – это разборка корпуса. У большинства моделей (к примеру, у rowenta pro 2300 и braun 3536) он раскрывается на две одинаковые половинки. Для соблюдения правил безопасности перед откручиванием шурупов стоит обязательно вынуть электрический шнур из розетки.

Обычно корпус прибора держится на простых металлических шурупах. Они могут быть с нестандартными головками в виде плюсика, вилы или звездочки. Поэтому перед тем как разобрать фен philips потребуется позаботиться о наличии необходимого инструмента.

После вскрытия устройства вы обнаружите внутренние механизмы прибора, которые отвечают за его бесперебойное функционирование. Если фен сломался, то причина поломки будет скрыта в этих деталях. К тому же некоторые модели имеют дополнительные крепления в виде защелок и скрытых шурупов, спрятанных под декоративными накладками.

Вы хотите узнать, как разобрать фен philips salondry control? Для этого необходимо ознакомится с его внутренним устройством и тщательно осмотреть все детали. Наиболее частой поломкой многих устройств является поврежденный шнур питания. При наличии горелых частей или изломов необходимо будет перепаять его.

Главным внутренним элементом любого фена является вентилятор. Он приводится в работу электродвигателем и осуществляет втягивание воздуха через специальное отверстие с решеткой. В некоторых случаях поломка устройства связана с его загрязнением, поэтому при наличии пыли следует его тщательно прочистить.

Если при включении прибора в сеть электропитания слышен треск и видны искры, то это указывает на поломку двигателя. Эту проблему можно решить путем замены медных обмоток и диодного моста. Однако выполнить такой ремонт в домашних условиях сложно, поэтому в этом случае следует обратиться в мастерскую.

Вы хотите узнать, как разобрать фен щетку rowenta brush activ 1000? Конструкция этого устройства имеет несколько нюансов по сравнению с обычным феном. Для того чтобы осмотреть внутренние элементы и механизмы в случае поломки необходимо выполнить несколько простых действий:

  • Снять пластиковую насадку с передней части прибора, поскольку она в дальнейшем помешает разборке. Для этого ее необходимо плавно двигать вправо-влево, пока она полностью не отсоединиться от устройства;
  • При снятии пластмассового кольца не рекомендуется использовать отвертки и другой инструмент, поскольку они могут повредить корпус и оставить на нем видимые царапины;
  • После необходимо снять заднюю насадку-сетку, которая мешает разборке прибора. При этом не следует прилагать много усилий, поскольку это может привести к ее поломке;
  • Современные модели фенов многих марок (ровента, ремингтон, скарлет и других) не имеют на корпусе металлических болтов. Крепление двух частей фена производится с помощью защелок. Для их разъединения две половинки корпуса следует оттягивать друг от друга, одновременно вращая.

Чтобы вам не пришлось ремонтировать бытовую технику самостоятельно необходимо купить из всего многообразия на рынке? Перед покупкой необходимо обращать внимание на репутацию торговой марки, поскольку только известные производители занимаются выпуском качественной продукции. Другими критериями выбора являются мощность, количество режимов работы, функция подачи холодного воздуха.


Мы вам рассказали об основных особенностях внутреннего устройства фена, поэтому у вас не должно возникнуть вопросов, как разобрать фен ровента браш актив и других торговых марок . Однако помните, что при самостоятельном ремонте мелкой бытовой техники следует соблюдать правила безопасности и обязательно достать шнур питания из розетки.

  • Основные поломки и их причины
  • Ремонт фена: правильная диагностика и лечение

С помощью строительного фена можно разогревать застарелый лак или краску, чтобы удалить их с поверхности. Во время строительства он применяется для пайки металла, а также для облегчения работы с пластиковыми трубами. Они в разогретом состоянии хорошо поддаются изгибанию. Этот инструмент весьма прихотлив, и в случае неправильной эксплуатации его придется ремонтировать, а дело это нелегкое.

Рассмотрим, как произвести ремонт строительного фена своими руками. Человек всегда может обратиться в специализированные сервисные центры за подобной услугой, но и не всегда это целесообразно. В некоторых случаях поломки можно диагностировать самостоятельно, соответственно, и производить ремонт самого строительного фена. Перед этим обязательно нужно познакомиться с устройством прибора. С этого и стоит начинать инструкцию.

Устройство и его основные принципы

Если вскрыть устройство, то можно обнаружить двигатель небольшого размера, нагревательный элемент и вентилятор. Нагретый воздух выходит через сопло. Все достаточно просто. В основном строение не отличается от обыкновенного фена. Единственное отличие заключается в более высокой мощности аппарата. Производительность оборудования напрямую зависит от того, сколько литров воздуха оно может пропустить через себя за 1 минуту. Многие модели фена, представленные на современном рынке , имеют ряд дополнительных функций. К таковым можно отнести:

  • регулировку температуры;
  • регулировку потока воздуха;
  • подборка нужного рабочего режима;
  • многочисленные дополнительные насадки, которые заметно упростят работу с тем или иным материалом;
  • светодиодный индикатор, который определяет температуру нагрева.

Разумеется, это не все опции, которыми может обладать строительный фен . Есть и другие. Всегда нужно помнить о том, что чем их будет больше, тем сложнее произвести ремонт.

Вернуться к оглавлению

Основные поломки и их причины

Поломка подобного инструмента может произойти в любой момент его эксплуатации. Особенно неприятно, если это происходит самый разгар строительных работ . В большинстве случаев в этом виноват сам человек, который зачастую халатно относится к электроинструменту. Основными поломками считаются перегиб шнура питания, неисправность кнопки включения инструмента и регулировки температуры. Разумеется, могут возникать и более глобальные поломки.

Например, может выйти из строя двигатель или вентилятор. Нагревательный элемент в этом отношении не вечен. Большинство неисправностей можно диагностировать самостоятельно, но есть и те, которые приходится выявлять достаточно долго. В этой ситуации лучше всего обратиться в специализированный сервисный центр.

Если человек уверен в своих силах, то он может провести ремонт фена и самостоятельно.

К наиболее сложным поломкам можно отнести поломку двигателя или вентилятора. В большинстве случаев они подлежат замене, кроме того, сложно найти нужные запасные части.

На днях моя неотразимая, неповторимая и сокровенная Супруга стала жаловаться на то, что ее любимый фен для волос Remington не работает . Это проявлялось, как перебои в нормальной работе в зависимости от положения кабеля питания. То есть, если кабель натянуть – фен отключается, если прижать к фену – пошел тепленький воздух. Я сразу смекнул что к чему и стал рвать на себе рубаху и размахивать любимым паяльником - мол дай мне провести разборку и ремонт фена для волос прямо тут и прямо сейчас.

В общем, после непродолжительных стенаний мои отвертки схлестнулись с ее феном в эпической схватке до первой…пайки. Скажу сразу – сию инструкцию можно использовать для большинства фенов фирм Rowenta, Braun, Philips, Bosch и Scarlett . Конечно, разбираются все фены по-разному, но принцип устройства у них один. Поехали.

Разборка фена для волос Remington

Сначала необходимо удалить заглушки на ручке или по всему корпусу любимого фена для волос. В моем случае – это три заглушки на ручке фена. Последнее время стало модно делать корпус фена на защелках или вообще сплавлять две половины вместе.

Защелки можно победить, а вот если половинки спаяны – то тут только резать по шву, а потом склеивать эпоксидкой, в общем бесперспективняк. Так что при покупке фена для волос своей любимой, обратите внимание на его конструкцию. Удалить заглушки удобно иголкой или острым тонким ножом . Будьте готовы, к тому, что пластик вокруг погнется и сразу предупредите об этом Жену. Проблему с заусенцами на пластике можно будет решить в конце ремонта с помощью того же ножа.

Под заглушками у меня оказались винты под U-образную отвертку как на фото. Вообще такие винты были изобретены против вандалов для уличного оборудования и для защиты техники от любознательных детей. Называются они Security.

Такие винты, только побольше и с круглыми отверстиями стоят в моем доме в лифте. Хорошо, что у меня оказалась нужная двузубая бита как раз для этих винтов. Ну все, лифт, попробуй только еще раз застрять между этажами.

Если у Вас нет такой отвертки, то можно сделать U-образную отвертку из старой шлицевой отвертки , просто сделав в ней пропил ножовкой.

После разборки ручки фена, видим картину как на фото – выключатель подачи горячего воздуха (синим), переключатель режима мощности фена (красным), скрутка проводов 220 В.

Тут все внимательно осматриваем на предмет обрыва какого-либо провода или подпалин, оплавления на переключателях.

Если тут все в порядке, то откручиваем два винта держателя провода в самом низу ручки фена. Нужно найти место излома провода – обычно оно находится около выхода провода из ручки фена.

Такое слабое место сразу видно, если согнуть провод пополам.

Ремонт фена для волос Remington


Для проверки зачищаем оплетку кабеля питания в месте перегиба и видим подгоревшие медные провода .

Смело отрезаем провод и подготавливаем его к монтажу.

Как правило, фены довольно часто подвержены различным поломкам, и приходится покупать новый. Устройство не самое дорогое, конечно, - вполне можно приобрести и другое фен, но в тоже время оно достаточно простое, и вполне многие смогут восстановить его работоспособность без особых усилий.

Принцип работы

Все фены, независимо от марки и типа корпуса, имеют один и тот же принцип работы – электродвигатель приводит в движение вентилятор, который гонит воздух через нагревательные спирали. Обычно фены имеют переключатель уровня нагрева, обеспечивая различные тепловые режимы , - переключатель коммутирует последовательное подключение нужного количество спиралей, - чем меньше их будет в цепи – тем больше протекающий ток – тем больше нагрев. Также фены оснащаются тепловой защитой, отключающей устройство при превышении допустимой температуры спирали. Если сработала такая защита – обязательно отключите фен из сети, поскольку при снижении температуры термостат восстановит электрическую цепь – и фен заработает.

Основные неисправности

Устранение неисправностей предусматривает разборку корпуса. Обычно он скреплен парой саморезов и защелками на половинках корпуса, которые довольно легко сломать, поэтому действовать нужно осторожно. Хотя особой трагедии при сломанной защелке не будет – корпус вполне может держаться и на саморезах, или можно при сборке нанести точечно клей в нескольких местах, но совсем немного – вдруг придется еще разбирать.
Запах гари – довольно часто встречается при работе фена, поскольку вентилятор засасывает через воздухозаборник не только воздух, но и волосы, которые потом попадают на горячую спираль и, сгорая, вызывают появление неприятного запаха.

Также возможна и другая причина - недостаточный воздушный поток, проходящий через вентилятор. Это может быть вызвано перекрытием вентиляционных решеток рукой, или засорением фильтра, если таковой предусмотрен в данной модели, - волосом, пухом, пылью и пр. Слабый поток может быть вызван и медленными оборотами вентилятора.

Медленное вращение вентилятора – обычно причиной этого является наматывание на вал двигателя волос, что мешает его вращению. Как правило, вентилятор насажен на вал плотно, и снять его для удобства удаления волос не получается, поскольку прикладывать большие усилия рискованно – хрупкую пластмассу запросто можно сломать. Поэтому удобно применить пинцет – постепенно отщипывая им намотанные волосы до полного их удаления.

Встречается (значительно реже) и обратная ситуация – вентилятор сидит на валу не плотно, в итоге двигатель работает с нормальными оборотами, но вал прокручивается в корпусе вентилятора. Выход прост – посадить вентилятор на вал с помощью подходящего клея.

Воздух выходит холодным – в этом случае причин может быть несколько:

  • Плохой контакт в переключателе режимов – устранение зависит от конструкции переключателя. Часто используются гибкие упругие контактные полоски открытого типа – достаточно их правильно подогнуть или почистить места контакта. Если переключатель закрытого типа – заменить его – стоит недорого.
  • Обрыв проводки – вполне может быть отломан или отпасть в месте пайки проводник, идущий к спиралям или переключателю.
  • Обрыв нагревательной спирали. Просто так она не оборвется – скорее всего это перегорание. Можно восстановить просто скруткой, но такое соединение не будет долговечным – плохой контакт постепенно спровоцирует нагар, который еще больше увеличит сопротивление в этой точке, - в итоге рано или поздно снова придется ремонтировать. Лучше сделать ту же скрутку, но потом ее опрессовать медной или латунной трубкой подходящего диаметра (хорошо подходит тонкая трубка с компрессора холодильника). Пайка в этом случае бесполезна – температура разогрева спирали расплавит припой.



– причин может быть множество и практически все они легко устранимы – обрыв в шнуре питания, отсутствие контакта в скользящей контактной паре в месте входа шнура в корпус, обрыв внутренней проводки , отсутствие контакта в переключателе и т. д. Самое плохое, что может случиться, – это сгорание двигателя. Если есть чем заменить – хорошо (поэтому не выбрасывайте старые неисправные фены – запчасти все-таки), а нет – тогда уж нужен новый фен – двигатель починить мало шансов.

Конструкция и электрическая схема фена не очень сложны и будут по зубам любому начинающему при изучении электротехники.

Итак, откручиваем два самореза и половиним ручку.
У этого фена перестала держаться крыльчатка обдува на валу электродвигателя и была закреплена с помощью авто-герметика.

Рассмотрим полностью его устройство и возможные поломки.
Фен состоит из двух параллельно включенных (после переключателя) цепей.

1. Последовательно проследим прохождение тока по первой цепи от точки соединения цепей "А" до точки "Б":
(точка "А" - рабочий нагревательный элемент "РН" (зелёный) - диодный мост "Д1-Д4", от которого получает питание электродвигатель "М" - точка "Б").

2. Вторая цепь:
(точка "А" - дополнительный нагревательный элемент "ДН"(красный) - термо-выключатель (термопара) "Т" - микро-выключатель "Вмкр" - точка "Б").

Переключатель трехпозиционный выполняет действия в общей цепи по трем положениям:

1. 0 - общая цепь разорвана, питание отключено;

3. II - переключатель включает схему напрямую в сеть;

Рассмотрим цепь №1 рабочего нагрева с электродвигателем.
Элементом нагрева служит намотанная спиралью проволока, имеющая большое удельное сопротивление току (например, нихром).

На электродвигатель подается напряжение постоянного тока , полученное посредством диодного моста, состоящего из четырех диодов.

Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями (нагрузками), это - спираль и диодный мост (двигатель не считаем, т.к. является нагрузкой моста).

В цепи элементы расположены последовательно (один за другим), значит, падение напряжения на каждом из них будет зависеть от его же сопротивления и их сумма будет равна напряжению сети при третьем положении переключателя.

Делаем вывод:
Сопротивление (зависит от материала и длины проволоки) элемента рассчитано так, чтобы при нормальном нагреве разность напряжения сети 220В и падения напряжения на этом элементе была равна падению напряжения, необходимого для работы электродвигателя, т.е. для питания диодного моста.
U сеть - U спираль = U моста.
При несоблюдении этого равенства работа невозможна, т.е. если по каким-то причинам сгорает спираль, замену следует производить на аналогичную, с таким же удельным сопротивлением.

При выходе из строя электродвигателя заменяем его на идентичный.
В диодном мосту может случиться обрыв или пробой диодов

Почти в каждом доме есть маленький прибор под названием фен. Фен можно применять при смолении деревянных лыж, снятии старой краски, сдувании опилок с верстака, разгоне комаров и муж, сушке вещей, охлаждении сковородки с пельменями и как опахало в жаркие дни. Фен также применим при сушке волос.

Большинство фенов китайского происхождения имеют примитивную электрическую схема. В таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и теплоэлектронагреватель (ТЭН). ТЭНы могут выполняться в различных модификациях, но во всех фенах они выполнены из нихрома, свитого в пружину. Более продвинутые фены имеют два регулятора: одним регулируется скорость обдува, а вторым – температура обдуваемого воздуха. При этом схема умнее не становится.

Итак, под руку попался некий фен китайского производства. Неисправность заключалась в неспособности фена изменять скорость обдува. Не было верхней границы обдува.

Как это часто бывает в китайской мануфактуре саморезы имеют весьма странную головку. Под такую головку нужна и специальная отвертка. Такие отвертки можно купить, но вот незадача открутить китайскими отвертками китайские саморезы не получилось. Поэтому при помощи обычной болгарки из отвертки можно сделать хитрую отвертку под головку с нужным саморезом.

Саморезы могут быть под плюсовую отвертку, плоскую отвертку, звездочку, шестигранник, треугольник, квадратик и вилку. В моем случае это была вилка.

На ручке располагаются переключатели управления для регулированием функциями фена.

Фен работает от сети 220 В, 50 Гц. По входу стоит бумажный конденсатор для ликвидации помех от двигателя. Фен обладает двумя регуляторами. Один регулятор включает двигатель и мощный ТЭН-4, а второй – вспомогательные ТЭН-1, ТЭН-2. Без включения обдува ни один из ТЭНов работать не начнет. При включении обдува на первую скорость напряжение поступает изначально на диод VD1, рассчитанный на ток не менее 1 А. После диода провода разветвляются на ТЭН-3, ограничивающий напряжение на двигатель постоянного тока, включенный через диодный мост VD2-VD5 и на второй регулятор температуры обдува, включенный через размыкающий температурный контакт, расположенный внутри контура с ТЭНами.

Напряжение после диода VD1 из 220 В становится примерно 155 В, а ТЭН-3 ограничивает напряжение на диодный мост до примерно 16 В. Конденсатор С1 выравнивает пульсирующее напряжение после диодного моста VD2-VD5. На второй скорости обдува диод VD1 исключается из схемы и напряжение 220 В падает на ТЭН-3, ограничиваясь до примерно 27 В.

На первой скорости обдува при включенный ТЭНах потребление составляет 0,9 А, но уже на второй скорости ток значительно увеличивается до 6,8 А. Ток соответствует нагрузке около 1,5 кВт.Принципиальная электрическая схема фена представлена ниже.

После откручивания двух винтов можно снять верхнюю часть корпуса фена. Если снять не получается – держат пластмассовые детали. Иногда дополнительные саморезы скрываются наклейками.

В корпусе кроются переключатели, набор ТЭНов, намотанных на один каркас и прикрытый чехлом. Чехол нужен чтобы создать воздушный канал в котором будет циркулировать воздух. Если чехол убрать, то ТЭН кроме воздуха нагреют и расплавят корпус фена, поэтому при ремонте не стоит сильно нагружать фен без чехла. Чехол сделан из бумаги, пропитанной негорючей основой и покрашенный отражающей тепло краской.

В данном фене существует примочка – кнопка ионизации, но как и все в дешевой технике эта кнопка только отключает блок парных ТЭНов.

Диодный мост с конденсатором собран напрямую на самом двигателе. Это позволило сэкономить место.

Помимо китайских дешевых фенов для быта, существуют фены профессионального уровня. Обычно такие фены производятся в Европе, но с учетом того, что дешевая рабочая сила сконцентрирована в Азии, то встречаются профессиональные фена и китайского производства.

Основная особенность профессиональных фенов – наличие двигателя не на 16 В с понижением напряжения посредством ТЭНа и питанием постоянным током, а на полные 220 В переменного тока. Такой двигатель по конструкции относится к однофазным коллекторным двигателям переменного тока и снабжается щетками. Применение такого двигателя позволяет в полной мере использовать функцию ионизации, которая позволяет полностью отключить ТЭНы двигателя.

Красивым элементом является рамка с намотанными спиралями. Обычно спирали мотаются из нихрома (сплав никеля и хрома) Нихром имеет темно-серый цвет. Удельное сопротивление нихрома в среднем 1,1 ом*мм 2 /м. Длина проволоки из нихрома L, м рассчитывается по формуле

L=U 2 *П*d 2 /4*P*p

Где U – напряжение питания, В;

П – число пи, П=3,14;

d – диаметр проволоки, мм;

P – отдаваемая спиралью мощность, Вт;

p – удельное сопротивление проволоки, ом*мм 2 /м, p=1,1.

Если необходимо намотать спираль для фена мощностью 1200 Вт, рассчитанную на напряжение 220 В, имеющаяся проволока нихрома имеет диаметр 0,3 мм, то подставляя в формулу значения имеем

L=220 2 *3,14*0,3 2 /4*1200*1,1=2,6 м

Для уменьшения занимаемой длины проволоку свивают в спираль, наматывая ее на стержень.

Современные ТЭНы имеют серебристый металлический цвет и наматываются не из нихрома. Нихром мягкий материал, а металл в ТЭНах твердый и прекрасно держит форму. Какой точно металл применяется в современных ТЭНах я не знаю.

Неисправности:

Неисправность

Причина

Устранение

Нет повышенной скорости обдува

Заменить диодный мост

Неисправен конденсатор С1

Заменить (отключить) конденсатор

Нет пониженной скорости обдува

Неисправен диод VD1

Заменить диод

Нет нагрева одного из ТЭНов

Порвалась нифромовая нить

Найти место обрыва и скрутить два конца проволоки

Не включается фен

Нет контакта на переключателях

Разобрать переключатели, подчистить спиртом контакты и растянуть прижимающие пружины

Не работает двигатель

Неисправен ТЭН-3

Найти место обрыва и скрутить оба конца вместе

Неисправен диодный мост VD2-VD5

Заменить диодный мост

Неисправен двигатель

Заменить двигатель

Вы в радиолюбительстве «чайник» или даже пока ещё только «кандидат в чайники», но поддались всеобщему настроению на радиолюбительском форуме и сделали заказ на паяльный фен. Дождались его прибытия и теперь подолгу и с интересом рассматриваете его. Конечно, хотелось бы произвести подключение и попробовать эту штуку в деле. Причём по быстрому и без лишних затрат.

Это вполне возможно. Всё просто. Потребуется блок питания на 24 вольта с регулировкой выходного напряжения, и мультиметр с функцией измерения температуры.

Схема подключения паяльного фена


А это собственно и есть схема подключения всего выше перечисленного. Итак «идём» по схеме снизу в верх. Выходные провода с регулятора мощности соединяются с проводами белого и серого цвета идущими к нагревательной спирали паяльного термофена, выходные провода с регулируемого блока питания на 24 вольта соединяются с проводами идущими к вентилятору паяльного термофена (плюсовой провод питания к коричневому, провод минус питания к синему), жёлтый пока оставляем без внимания, к разъёмам мультиметра для подключения термопары подключаем чёрный и красный провод, которые идут к термопаре находящейся внутри термофена. Зелёный провод также пока игнорируем. Места соединения проводов тщательно изолируем изолентой. В первую очередь это относится к скруткам выходных проводов с регулятора мощности от пылесоса с проводами идущими к нагревательной спирали по которым будет идти опасное для жизни напряжение до 220 вольт.

Но, предварительно стоит вскрыть корпус фена и проконтролировать правильность его внутренней сборки производителем, ибо прецеденты имели место быть. Имеется кое что и здесь. На среднем фото видно, что недостаёт двух саморезов крепления платы соединения проводов. На правом изоляция верхнего и нижнего провода продавлена вследствии небрежной укладки не по месту при сборке, благо жилы целы. Уже не зря вскрывал.

На левом фото - все подключения завершены, мультиметр включённый на пределе измерения температуры показывает комнатную температуру. Положения регуляторов и в блоке питания на 24 вольта и в регуляторе мощности в крайнем левом положении, так сказать «на нуле».

Следующие действия: положение регулятора блока питания ставим в среднее положение и подаём на всю собранную схему сетевое напряжение 220 В. Далее осторожно ручку (обязательно из диэлектрика) потенциометра регулятора мощности нагревательной спирали подаём вправо и одновременно смотрим на показания измерителя температуры. Она начнёт расти. В какой-то момент прекращаем увеличивать мощность нагревательной спирали и начинаем уменьшать скорость воздушного потока - температура при этом продолжает расти.

На правом фото, согласно показаниям мультиметра, температура достигла практически 360 градусов, однако реальная температура воздуха выходящего из сопла фена несколько ниже, в конкретном случае эта разница составляет 70 градусов в меньшую сторону. Данные получены путём практического замера температуры выходящего из сопла фена воздуха штатной термопарой мультиметра.

Испытания станции в деле


Конечно не удержался от соблазна и произвёл практическое снятие с платы б/у многоногой микросхемы. Процесс длился порядка полутора минут, для первого опыта, считаю не плохо. Понравилось, суета и боязнь физического повреждения извлекаемого компонента отсутствуют в корне, микросхема снялась с места установки легко, все ножки полностью целые, внешний вид - как с магазина. Но главное теперь имеется полное практическое представление о том, . Соответственно проверена и исправность полученного устройства. Всё ОК! Автор Babay iz Barnaula.

Обсудить статью СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ ТЕРМОВОЗДУШНОГО ПАЯЛЬНОГО ФЕНА

Ремонт бытовой техники порой обходится «в копеечку», поэтому многие готовы заняться самостоятельным изучением этой темы в целях экономии средств семейного бюджета. Да и качество при грамотном подходе будет гарантировано.

Ремонт фена для волос: конструктивные особенности

Несмотря на кажущуюся сложность, отремонтировать бытовой фен без помощи профессионалов вполне возможно. Нужно вооружиться теоретическими знаниями о внутреннем устройстве прибора и необходимыми инструментами.

Прибор, с помощью которого сушим волосы и делаем укладки, устроен просто.

Корпус – это 2 пластиковых емкости, скрепленных между собой при помощи шурупов. У отдельных моделей вместо таких креплений используются специальные скобы-защелки. Хитрость заключается в том, что такие элементы не несут в себе практической пользы и являются чаще всего условным креплением. Вентилятор – один из главных составляющих элементов.

Функция заключается в:

  • Охлаждении нагревающихся деталей;
  • Замыкании цепи питания спиралей в приборе;
  • Запуске двигателя.


Электродвигатель представляет собой низковольтный коллекторный мотор на основе одиночного диода (как в Скарлетт) либо в более дорогих моделях (типа Remington или Babyliss) – диодного моста, обеспечивающего выпрямление напряжения, и прикрепленного к контактам мотора в виде навесного крепления. С помощью конденсатора производится согласование элементов питания, либо с этим справляется индуктивная спираль.

Распространенные жалобы при ремонте фена

Бывает, что при попытке включить фен, устройство не начинает работу и двигатель не запускается. Или же после недолгой работы фен выключается.

Вариантов неисправности здесь несколько:

  • Наличие надломов в кабеле;
  • Неисправная электрическая розетка;
  • Отсутствие электричества;
  • Поломка мотора.


Чаще всего, когда фен перестал включаться или вовсе сломался, происходят такие внешние изменения в работе прибора, как появление запаха гари. Причиной может являться то, что в процессе высушивания волос их частички застревали в сетке фена и намотались на нагревательный элемент. Либо же ситуация несколько сложнее – сгорели провода микросхемы.

Возможно снижение качества сушки. Фен начинает слабо дуть и перегревается в случае критического загрязнения фильтров на задней стороне прибора.

Если они забьются, то и мощность оборотов снизится. Возможно уменьшение скорости вращения лопастей вентилятора. Причина чаще всего в попадании внутрь фена инородного тела. Если фен работает только в режиме «Холодный воздух» и не нагревается, здесь можно говорить о таких поломках, как блокировка кнопки «Кулл» или перегорание спирали, повреждение микросхемы или отказ термостата.

Порядок осмотра и как разобрать фен

Чтобы приступить к поиску причины неисправной работы фена для сушки волос, необходимо лишь запастись 2 вещами, первая из которых, это инструктаж к прибору, а вторая – крестцовая крыльчатка и плоская отвертка. Приступая к работе, нужно помнить о том, что устройство должно быть отключено от питания.

Порядок разборки фена (типа Ремингтон d3700 или Маэстро) включает:

  1. Разбор корпуса. Для чего с задней части прибора аккуратно откручиваются и вынимаются все болты и крепежные элементы.
  2. Снятие крышечки с верхней части корпуса, маскирующей лопасти вентилятора. Как правило, крепление таковой производится путем прижатия или с помощью зажимов. В таком случае нужно осторожно приподнять деталь ножом или концом плоской отвертки.
  3. Последовательное извлечение переключателей и регуляторов с проводами, подсоединенными к микросхеме.
  4. Осмотр фена на предмет снятия всех элементов крепления.
  5. Извлечение нагревательного элемента из передней части прибора. ТЭН снять нужно крайне осторожно, чтобы избежать его поломки или повреждения спирали.


Далее идет осмотр электродвигателя на предмет неисправностей. Если поломка в моторе имеется, это будет заметно по окраске и внешнему виду контактов. Извлечения в данном случае и не требуется. Если же двигатель сгорел полностью, то здесь уже речь идет о капремонте фена и замене мотора.

Пошаговая инструкция и схема ремонта фена

Приступая к починке бытового фена, следует учитывать конструктивные особенности конкретной модели и специфику работы всех ее элементов. Стандартный порядок ремонта такого прибора (подходит для всех моделей Bosch, Braun, а также Витек, Бебилис и Brilliantcare с ионизатором) заключается в соблюдении этапов.

Прежде всего, необходимо очистить лопасти вентилятора и поверхность мотора от скопившегося волосяного кома:

  • Снимаем с задней части верхнюю крышечку;
  • Разрезаем волоски;
  • Извлекаем их при помощи пинцета или используя щетку.

Важно помнить о недопустимости влажной обработки запчастей фена, поскольку после этого контакты перестанут работать. Далее аккуратно прочищаем спираль и фильтры, в случае перегрева и присутствия запаха гари. Для устранения неисправностей в подключении фена (или если он отключается), осматриваем шнур на предмет перебитых проводков, особенно в основании прибора.

В этих целях используются специальные тестеры или индикаторные отвертки путем подключения к сети.

Ремонт в данном случае делать не рекомендуется, лучше заменить шнур на новый. Поскольку велика вероятность попадания влаги на место изоляции и замыкания прибора. Если поломок не выявлено, нужно открыть и осмотреть нагревательный элемент и его контакты. В случае, когда последние отошли от схемы, нужно воспользоваться паяльником. Также обращаем внимание на то, как стал работать переключатель положения. Если на нем обнаружен нагар, устраняем таковой с помощью наждака. В случае отхода контактов (когда фен не включается) – паяем. Если ремонту элементы не подлежат – заменяем их на новые.

Philips: как разобрать фен

Специфика устройства такова, что в некоторых моделях (например, Браун или Бош) есть функция выбора скорости потоков воздуха и интенсивности обогрева, а у других лишь отдельные регуляторы темпов вращения или степени нагрева (в недорогих моделях Vitek или Scarlett). Количество пластмассовых лопастей также различно – их может быть 2-3 и (как в фенах промышленного образца) даже 4. Нагреватель состоит из таких частей, как спираль из проволоки с нихромом и термостойкое основание под ней. Фен начинает нагреваться именно за счет спирали. Количество обмоток в спирали влияет на число режимов переключателя.

Наглядно схема разборки таких фенов выглядит следующим образом:

  1. Рассоединение частей корпуса с предварительным выниманием крепежного кольца.
  2. Снятие кожухов путем разжатия защелок с внутренней стороны корпуса.
  3. Откручивание 8 крепежных элементов – 2 на рукоятке фена, 3 со стороны съемной головки, и 3 с верхней части кожуха.

Термозащита представлена в виде настраиваемого регулятора и термостата. Принцип работы последнего заключается в том, что при превышении допустимого температурного порога, клеммы такого элемента начинают расходиться, и происходит размыкание цепи. Когда же фен остынет, клеммы снова соединяются, и можно сушить волосы снова. Еще одним рубежом на пути горячего воздуха является специальный предохранитель. В случае его срабатывания, такой элемент нужно будет поменять. Также на внешней панели многих фенов предусмотрена кнопка, благодаря которой прибор дует холодным воздухом. Эта функция не только позволяет сохранить здоровье волос, но и останавливает процесс нагревания спирали.


Как правило, для работы бытового фена, необходимо наличие постоянного электротока от 12-32 – 220В.

Есть переключатели режимов и регуляторы. В зависимости от фирмы-производителя, количество скоростей и наличие дополнительных опций разнится. Электросхема позволяет наладить взаимосвязь между всеми элементами прибора.

Rowenta: как разобрать фен

Почему сначала идет осмотр вентилятора и его лопастей – так как он продолжает плохо работать после очищения от волос, и предполагает поиск надтреснутых деталей в целях их замены. Также внутри вала могут найтись всевозможные мелкие детали, притянутые феном в процессе неаккуратного обращения с прибором.

Ремонт нагревательного элемента включает устранение разрывов в спирали путем скручивания проволоки, применения паяльника или методом лужения.

В случае поломки двигателя, из фена будет доноситься интенсивное потрескивание и даже вылетать искры в районе лопастей. Тогда нужно произвести выпаивание обмоток из микросхемы и заново соединить при помощи троек. Но, лучше всего в таком случае обратиться в мастерскую, это не так дорого (например, разборка фенов Филипс в Москве обойдется всего в 4 у.е). Если же с обмотками все в порядке, обращаем внимание на щеточки и то, достаточно ли плотно они прилегают друг к другу. Кроме того, лучше всего смазать ходовые части и проверить степень их исправности ручным вращением.


Следующий обзор представляет процесс разборки фенов Ровента (в том числе моделей Beauty и YFA 223J) и включает в себя:

  • Снятие крышки с рукоятки при помощи плоской отвертки.
  • Изъятие из панели переключателя.
  • Снятие задней крышки с корпуса до обнаружения лопастей вентилятора.
  • Извлечение из передней части спирали и двигателя.

При растрескивании микросхемы, нужно ее почистить и припаять. Далее идет осмотр конденсаторов и замена их на новые в случае вздутия. Если потемнели резисторные части, такое их состояние свидетельствует о перегорании элементов. Требуется также заменить дефектные запчасти.

Ремонт фена для волос своими руками (видео)

В случае необходимости самостоятельно починить профессиональный (такой, как Coifin классический или в форме щипцов, а также электрофены с пометкой Pro) или строительный фен (например, Интерскол Эф 2000), можно с легкостью воспользоваться предложенной схемой, поскольку такие приборы имеют устройство, аналогичное бытовым фенам.