Будильник в вакууме может зазвенеть верно неверно. Использование вакуума для звукоизоляции

2008-12-09

Физическое явление, состоящее в том, что звук не может распространяться в пустоте, известно давнои считается общепризнанным научным фактом. В школе, например, иногда демонстрируется опыт с будильником под стеклянным колпаком, из-под которого выкачан воздух: видно, что будильник звенит, а звука не слышно. Предложения об использования вакуума для звукоизоляции делались неоднократно. Однако, насколько можно судить по опубликованным данным, вакуумные конструкции в качества звукоизолятора никогда до сих пор не использовались (в отличие от широкого применения их в качестве теплоизолятора, например, в термосах). В чем же дело?





  1. Боголепов И.И. Теоретическое исследование звукоизолирующей способности судовых двустенных конструкций // Труды Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения, вып. 45. Л.: Судостроение, 1963.
  2. Meyer E. Versuche uber Korperschalleitung (Schallbrucken) // Akustische Zeitschrift, №2/1937.
  3. Cremer L. Calculation of Sound Propagation in Structures // Acustica, vol. 3, 1953.
  4. Cremer L. Berechnung der Wirkund von Schallbrucken // Acustica, vol. 4, 1954.
  5. Heckl M. Untersuchung uber die Luftschalldammung von Doppelwanden mit Schallbrucken. ICA, Stuttgart, 1959.
  6. Заборов В.И. О звукоизоляции двойных ограждений со связью по контуру // Акустический журнал АН СССР, т. ХI, вып. 2, М., 1965.
  7. Боголепов И.И. О влиянии звуковых мостиков на звукоизолирующую способность судовых двустенных переборок / В сб.: Борьба с шумом на судах. Л.: Судостроение, 1965.
  8. Боголепов И.И. О звукоизоляции двустенных судовых конструкций // Судостроение, №11/1966.
  9. Боголепов И.И, Авферонок Э.И. Звукоизоляция на судах. Л.: Судостроение, 1970.
  10. Боголепов И.И. Исследование точечных звуковых мостиков двустенных конструкций / Сб.: Шумоглушение. М.: Всесоюзный Центральный научно-исследовательский институт охраны труда ВЦСПС, 1976.
  11. Боголепов И.И. Промышленная звукоизоляция. Теория, исследования, проектирование, изготовление, контроль. Л.: Судостроение, 1986.
  12. Боголепов И.И. Установка для испытаний на малых образцах звукоизоляции судовых конструкций // Технология судостроения, №5/1964.
  13. Боголепов И.И, Семенова В.Н, Кузнецов Ю.В. Устройство для измерения звукоизоляции. А.с. №408997. Бюллетень изобретений №48, М., 1973.
  14. Боголепов И.И, Ефимцов Б.М, Панин В.Ф. Экспериментальное исследование звукоизолирующей способности трехслойных панелей с сотовым заполнителем // Труды Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Выпуск 1902. Авиационная акустика. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1978.
  15. Авилова Г.М, Боголепов И.И, Лебедева И.В. Инфразвукоизоляция замкнутой оболочки / В кн.: Звукоизолирующие и звукопоглощающие конструкции в практике борьбы с шумом. Л.: ЛДНТП, 1977.
  16. Авилова Г.М, Боголепов И.И, Лебедева И.В. Тартаковский Б.Д. Эспериментальное исследование звукоизоляции оболочек различной формы // Акустический журнал АН СССР, т. ХХVШ, вып. 5, М., 1982.
  17. Боголепов И.И, Рыбакова Е.В. Звукоизолирующий элемент. А.с. №1270251. Бюллетень изобретений №42, М., 1986.
  18. Боголепов И.И. Высокоэффективная звукоизоляция ХХ1 века / Сб.: Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в СанктПетербурге и Ленинградской области на пороге ХХI в. т. 2, СПб.: Петербургский Союз УИСП, 2000.
  19. Боголепов И.И. Исследование звукоизоляции вакуумных конструкций // Научно-технические ведомости, №4(34)/2003. СПб.: Издательство СПбГПУ, 2003.
  20. Боголепов И.И. Строительная акустика. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2006.
  21. www.economy.gov.ru

Описано новое явление в конденсированных средах - «перепрыгивание» фононов из одного твердого тела в другое через пустоту. За счет него звуковая волна может преодолевать тонкие вакуумные зазоры, а тепло может передаваться через вакуум в миллиарды раз эффективнее, чем при обычном тепловом излучении.

Звуковая волна - это синхронное колебание атомов вещества относительно положения равновесия. Для распространения звука, очевидно, нужна материальная среда, поддерживающая эти колебания. В вакууме звук распространяться не может просто потому, что ее там нет. Однако, как выяснилось совсем недавно, звуковые колебания могут перескакивать из одного тела в другое через вакуумный зазор субмикронной толщины. Этот эффект, получивший название «вакуумное туннелирование фононов» , был описан сразу в двух статьях, опубликованных в последних выпусках журнала Physical Review Letters . Сразу отметим, что, поскольку колебания кристаллической решетки переносят не только звук, но и тепло, новый эффект приводит также к аномально сильной теплопередаче через вакуум .

Новый эффект работает за счет взаимодействия между звуковыми волнами в кристалле и электрическим полем. Колебания кристаллической решетки, добегая до торца одного кристалла, создают вблизи его поверхности переменные электрические поля. Эти поля «чувствуются» на другом краю вакуумного зазора и раскачивают колебания решетки во втором кристалле (см. рис. 1). В целом это выглядит так, словно отдельный фонон - «квант» колебания кристаллической решетки - перескакивает из одного кристалла в другой и распространяется в нём дальше, хотя в пространстве между кристаллами никакого фонона, конечно, нет.

Авторы открытия использовали для описания эффекта слово «туннелирование», поскольку он очень похож на туннелирование квантовых частиц, когда они перескакивают через энергетически запрещенные области. Однако стоит подчеркнуть, что новое явление вполне описывается на языке классической физики и вовсе не требует привлечения квантовой механики. Оно в чём-то родственно явлению электромагнитной индукции, которое вовсю используется в трансформаторах, индукционных электроплитках и устройствах бесконтактной зарядки гаджетов. И там и тут некоторый процесс в одном теле порождает электромагнитные поля, которые безызлучательно (то есть без потери мощности на излучение) передаются через зазор во второе тело и вызывают в нём отклик. Разница лишь в том, что при обычной индуктивности «работает» электрический ток (то есть движение электронов), тогда как при вакуумном туннелировании фононов движутся сами атомы.

Конкретный механизм, приводящей к столь эффективной связи между колебанием кристалла и электрическими полями, может быть разный. В теоретической статье финских исследователей предлагается для этой цели использовать пьезоэлектрики - вещества, которые электризуются при деформации и деформируются в электрическом поле. Самого по себе этого еще недостаточно: для эффективного перескока фононов через вакуумный зазор необходимо организовать резонанс между «набегающими» фононами, переменными электрическими полями и «убегающими» фононами в другом кристалле. Вычисления показывают, что при реалистичных параметрах веществ такой резонанс действительно существует, так что при определенных углах падения фононы могут туннелировать с вероятностью вплоть до 100%.

АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ»
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Е стествознание
1 к ласс
Астана, 2016

2========

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Естествознание» для обучающихся в 1 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 1 классе проводится в 3 и 4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел / сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

Используемые условные обозначения:
* рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть;
** используется одна из частей цели обучения учебной программы.
2

3========

СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ……………………. 5 Суммативное оценивание за раздел «Земля и космос» …………………………………. 6 ………………………………. 10 Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть………………………………. 13 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………….. 21 Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»………………………………. 22 Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть………………………………. 27
3

4========

5========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
5

6========

Суммативное оценивание за раздел «Земля и космос»
(в контексте сквозной темы «Путешествия»)
Подраздел:
4.2 Космос.
4.1 Земля.
4.3 Пространство и время.
Цель обучения:
1.4.2.3 Характеризовать отдельные космические
тела.
1.4.1.1 Определять форму Земли на основе ее
искусственной модели.
1.4.3.2 Определять средства измерения времени.


Критерий оценивания:
Обучающийся
 Называет космическое тело и описывает его.
 Определяет форму и искусственную модель
Земли.
 Различает единицы измерения времени.
Время выполнения:
10 минут
Задания
1.Напишите название космического тела, изображенного на рисунке.
Это – _____________.
Обведите слова, описывающие космическое тело, изображенное на рисунке:
имеет форму круга излучает свет твердое тело шарообразное
6

7========

2. a) Из предложенных предметов найдите и отметьте «» предмет, который похож на форму Земли.
b) Найдите и отметьте «» искусственную модель Земли.
3. Соотнесите инструменты измерения с единицами измерения времени.
час месяц неделя день минута
7

8========

Критерий
оценивания Называет космическое тело и описывает его.
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
записывает название космического тела (солнце);
определяет форму космического тела (шарообразное);
определяет характеристику космического тела (излучает свет); отмечает картинку с изображением мяча;
отмечает картинку с изображением глобуса;
соотносит часы с единицей
измерения «минута»;
соотносит часы с единицей
измерения «час»;
соотносит календарь с единицей измерения «день»;
соотносит календарь с единицей измерения «неделя»;
соотносит календарь с единицей измерения «месяц».
Балл
1
1
1
1
Определяет форму и искусственную модель Земли. Различает единицы измерения времени.
2
1
1
3
1
1
1
1
1
Всего баллов
10
8

9========

искусственную
Земли.
Высокий
и
называет и
Верно
описывает космическое
тело.
Верно определяет
форму
модель
Верно определяет
средства и единицы
измерения времени.
.
/ календарь) с
формы
ошибки в названии
Средний
Допускает
описании космического тела
Допускает ошибки в
определении
искусственной модели Земли.
Допускает ошибки в
соотнесении инструментов
измерения (часы
единицами измерения
времени.
Уровень учебных достижений
«Земля и космос»
за раздел
Низкий
искусственной
Земли.
и
Затрудняется в названии и
описании космического тела.
Затрудняется в определении
формы
модели
Затрудняется в определении
средств и единиц измерения
времени.
1
2
3

задания
.
ую

венн
ст
ь Земли
Критерий
оценивания
Называет
космическое тело и
описывает его.
Определяет форму
и искус
модел
Различает единицы
измерения
времени.

10========

Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»
(в контексте темы «Традиции и фольклор»)
Подраздел:
5.4 Тепло. 5.5 Электричество. 5.6 Магнитизм.
Цель обучения:
1.5.4.1 Определять приборы для получения
тепла.
1.5.5.1 Объяснять важность электроэнергии в
повседневной жизни людей. 1.5.6.1 Определять тела, обладающие
магнитными свойствами.
Уровень мыслительных навыков:
Знание и понимание Применение
Критерий оценивания:
Обучающийся
 Указывает приборы для получения тепла.
 Рассказывает о важности электроэнергии.
 Выбирает тела, обладающие магнитными
свойствами.
Время выполнения:
15 минут
Задания
1.Выберите и отметьте «» приборы тепла.
2.Ответьте на вопросы.
Что может произойти, если в доме отключили электричество?
1. ________________________________________________________. 2. ________________________________________________________.
10

11========

3. Выберите и запишите название двух предметов, обладающих свойствами магнита:__________________________________________.
Критерий
оценивания Указывает приборы для получения тепла.
№ задания
Дескриптор Обучающийся
отмечает прибор тепла (камин);
Балл
1
1
отмечает прибор тепла (обогреватель);
приводит первый пример последствия при отключении электричества;
приводит второй пример последствия при отключении электричества;
записывает название предмета (ложка);
1
Рассказывает о важности электроэнергии.
2
1
1
Выбирает тела, обладающие магнитными свойствами.
3
1
записывает название предмета (ножницы).
1
Всего баллов
6
11

12========

.
Высокий
.
Верно указывает приборы для
получения тепла
Верно выбирает предметы,
обладающие магнитными
свойствами
Верно определяет последствия
отключения электричества
.
приведении
выборе
в
в
и
и
.
Средний
ложка/ ножницы,
Уровень учебных достижений
Допускает ошибки в определении
приборов для получения тепла:
камин/ обогреватель
Допускает ошибк
одного из двух примеров
последствий отключения
электричества
Допускает ошибк
предметов
обладающих магнитными
свойствами.
«Физика природы»
.
за раздел
получения
Низкий
для
Затрудняется в определении
приборов
тепла.
Затрудняется в приведении
примеров последствий
отключения электричества.
Затрудняется в выборе
предметов, обладающих
магнитными свойствами
1
2
3

задания
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
Критерий
оценивания
Указывает
приборы для
получения тепла.
Рассказывает о
важности
электроэнергии.
Выбирает тела,
обладающие
магнитными
свойствами.
ФИО обучающегося: ___________________________________

13========

Спецификация
суммативного оценивания за 3 четверть
13

14========





четверть

3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

Количество баллов — 20


Данный вариант состоит из 9заданий, включающихвопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутогоответа.


14

15========

1
3
1
2
2
1
балл
Общий
1
1
1
1
1
1
заданий
Количество
выбирает один
выбирает один
выбирает один
с множественным
с множественным
с множественным
ет.
кратким ответом.
Описание заданий

закрытого типа
выбором ответа и
верный отв
Обучающийся выполняет одно
задание с кратким ответом.
Обучающийся выполняет одно
задание с
Обучающийся выполняет задания
закрытого типа
выбором ответа и
верный ответ.
Обучающиеся выполняют одно
задание открытого типа,
требующее развернутого ответа.
Обучающийся выполняет задания
закрытого типа
выбором ответа и
верный ответ.
.
обучения
.
Объяснять
Цель
1.4.2.1 Характеризовать
астрономию как науку о
космосе.
1.4.2.3 Характеризовать
отдельные космические
тела.
1.4.2.2 Описывать
приборы и летательные
аппараты для изучения
космоса.
1.4.1.1 Определять
форму Земли на основе
ее искусственной
модели.
1.4.3.1
важность времен
1.4.3.2 Определять
средства измерения
времени
.
.
.
Подраздел
4.2 Космос
4.1 Земля
4.3 Пространство
и время
Сквозная тема 4 Земля и космос
тема
Сквозная
1
2
3
4
5
6

задания

16========

2
3
5
1
1
1
.
ов
выбирает
с множественным
несколько верных ответ
выбором ответа и
закрытого типа
Обучающийся выполняет задания
Обучающийся выполняет одно
задание с кратким ответом.
Определять
повседневной жизни
1.5.4.1
приборы для получения
тепла.
1.5.5.1 Объяснять
важность электроэнергии
в
людей.
1.5.6.1 Определять тела,
обладающие магнитными
свойствами.
5.4 Тепло
5.5 Электричество
5.6 Магнитизм
.
Раздел 5 Физика природы
7
8
9

17========


Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Естествознание»
1.Найдите и укажите картинку, которая описывает науку «Астрономия».

2. Ответьте на вопросы.
1. Сколько планет в солнечной системе? ___________________ 2. Какие планеты вы знаете? Напишите названия двух планет. _______________ ________________

3. Как называется летающий аппарат, изображенный на картинке? Запишите
ответ.
________________________________________________________

4 a) Определите форму планеты Земля.
A) Овальная
B) Плоская
C) Шарообразная
D) Прямоугольная

b) Выберите правильный ответ: Глобус — это …
A) Карта планеты Земля.
B) Чертеж планеты Земля.
C) Таблица планеты Земля.
D) Искусственная модель Земли.

17

18========

5. Ответьте на вопросы по картинке.
Что произошло с ребятами?


Почему?
__________________________________________ __________________________________________ __________________________________________

6.Что не используется для измерения времени?
A) Таймер
B) Календарь
C) Весы
D) Часы

7. Выберите прибор для получения тепла. Запишите его номер.
Номер прибора _______________
Какой другой прибор для получения тепла вы знаете? ___________________

8.Выберите три верных ответа на вопрос.
Что люди не могут делать без электричества?
A) смотреть передачи по телевизору. B)отдыхать на пляже
C)работать за компьютером D)хранить продукты в холодильнике Е) ходить в поход

18

19========

9. Вычеркните названия предметов, которые не обладают магнитными
свойствами.
Схема выставления баллов

Ответы
1
В
1) 8 планет
2
2) Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
3 4
5
Cпутник связи
а) С
b) D
Опоздали на поезд/ Ребята опоздали на поезд. Не посмотрели на часы/на
билет/забыли про отъезд/возникли
неотложные дела.
6
7
С № 5 Печь, камин
А,
8 С
D
Карандаш
Ластик
9
Тетрадь
Мел
Скотч Всего баллов

Балл
Дополнительная информация
1 1
2
Принимаются названия любых двух планет. За каждый верный ответ ставится один балл.
1 1 1 1
1
Используя содержание картинки,
принимаются другие варианты ответа, соответствующие картинке.
1 1
1
Принять любой другой прибор, относящийся к тепловым приборам.
1 1 1 1 1 1 1 1 20
19

20========











20

21========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
21

22========

Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»
(в контексте сквозной темы «Еда и напитки»)
Подраздел:
5.2 Свет. 5.3 Звук.
Цель обучения:
1.5.2.2 Различать естественные и искусственные
источники света.
1.5.2.3 Определять необходимость искусственного
освещения и его источники.
1.5.3.1 Объяснять особенности распространения
звука.
1.5.3.2 Различать естественные и искусственные
источники звука.
Уровень мыслительных навыков:
Знание и понимание Применение
Критерий оценивания:
Обучающийся
 Распознает естественные и искусственные
источники света.
 Определяет источники искусственного
освещения и объясняет их необходимость.
 Приводит примеры об особенностях
распространения звуков.
 Различает естественные и искусственные
источники звука.
Время выполнения:
20 минут
Задания
1. Отметьте «» естественный источник света.
Отметьте «» искусственный источник света.
22

23========

2. Соедините стрелкой предметы на картинках со словосочетаниями.
3.Предположите, какой из самолетов издает более громкий звук.
Самолёт №2
Самолёт №1
Запишите свой ответ, дополнив предложение:
Гул самолета №___ звучит громче, потому что он находится _____________.
4. К какой группе источников звука относятся предложенные звуки. Соедините стрелкой.
естественные источники звука
искусственные источники звука
пение птиц звон колокольчика смех ребенка шум дождя стук молотка телефонный звонок
23

24========

Критерий оценивания
№ задания
Дескриптор Обучающийся
Балл
Распознает
естественные и искусственные источники света. Определяет источники искусственного освещения и объясняет их необходимость.
1
отмечает естественный источник света;
отмечает искусственный источник света;
определяет источник, необходимый для освещения улиц;
определяет источник, необходимый для освещения помещения; определяет источник, необходимый для освещения рабочего стола; определяет самолет, который издает более громкий звук;
объясняет свой ответ;
1
1
2
1
1
1
Приводит примеры об особенностях распространения звуков.
3
1
1
Различает естественные и искусственные источники звука.
4
соотносит пение птиц с естественным источником звука; соотносит звон колокольчика с искусственным источником звука; соотносит смех ребенка с естественным источником звука; соотносит шум дождя с естественным источником звука; соотносит стук молотка с искусственным источником звука; соотносит телефонный звонок с искусственным источником звука.
1
1
1
1
1
1
Всего баллов
13
24

25========

и
.
Высокий
Верно распознает
естественные и
искусственные
источники света.
Верно соотносит
предметы
искусственного
освещения с их
назначением
Верно определяет
объясняет свойства
звуков.
Верно классифицирует
естественные и
искусственные
источники звука.
объяснении
.
Средний
пускает ошибки в
Допускает ошибки в
определении естественных /
искусственных источников
света.
Допускает ошибки в
соотнесении предметов
искусственного освещения с их
назначением
До
определении
свойств звуков.
Допускает ошибки в
классификации естественных/
искусственных источников
звука.
Уровень учебных достижений
в
и
«Физика природы»
за раздел
в
в
.
Низкий
Затрудняется
распознавании
естественных
искусственных источников
света.
Затрудняется в соотнесении
предметов искусственного
освещения с их
назначением
Затрудняется
определении и объяснении
свойств звуков.
Затрудняется
классификации
естественных и
искусственных источников
звука.
1
2
3
4

задания
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
Критерий
оценивания
Распознает
естественные и
искусственные
источники света.
Определяет
источники
искусственного
освещения и
объясняет их
необходимость.
Приводит
примеры об
особенностях
распространения
звуков.
Различает
естественные и
искусственные
источники звука.
ФИО обучающегося: ___________________________________

26========

27========

Спецификация
суммативного оценивания за 4 четверть
27

28========

1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» в 1 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за
четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы) (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
3.1. Продолжительность — 45 минут
Количество баллов — 16
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 6заданий, включающихвопросы с множественным выбором ответа и с кратким ответом.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
28

29========

1
2
2
4
4
3
балл
Общий
1
1
1
1
1
1
заданий
Количество
Описание заданий
Обучающиеся выполняют
одно задание с кратким
ответом.
Обучающиеся выполняют
одно задание открытого типа,
требующее развернутого
ответа.
Обучающиеся выполняют
одно задание с кратким
ответом.
Обучающиеся выполняют
одно задание с кратким
ответом.
Обучающиеся выполняют
задания закрытого типа с
множественным выбором
ответов.
Обучающимся необходимо
выбрать один верный ответ.
Обучающиеся выполняют
одно задание с кратким
ответом.
.
его источники.
Цель обучения
.
.
1.5.2.1 Сравнивать свет и
темноту
1.5.2.2 Различать естественные
и искусственные источники
света
1.5.2.3 Определять
необходимость искусственного
освещения и
1.5.3.2 Различать естественные
и искусственные источники
звука.
1.5.3.1 Объяснять особенности
распространения звука
.
.
Подраздел
5.2 Свет
5.3 Звук
.
.
Сквозная тема
здоровый дух!»)
Раздел 5:
Физика природы
(в контексте темы
«Еда и напитки»)
Раздел 5
Физика природы
(в контексте темы
«В здоровом теле

1
2
3
4
5
6

задания

30========

4. Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Естествознание»
1.Закончите предложения.
Темнота – это отсутствие ___________.

2. Нарисуйте искусственный и естественный источники света.
Искусственный источник
света
Естественный источник
света

3.Закончите предложения о свете.
a) Свет невозможно потрогать. Его можно ________________________.

b) В местах, куда не попадает свет, всегда ________________________.
4. Внимательно рассмотрите картинку. Обведите искусственные источники звука красным карандашом, естественные источники звука синим карандашом.

30

31========

4. a) Выберите два верных варианта ответов, в которых перечислены
естественные источники звука.
A)домбра
B)водопад
C)ветер
D)свисток
E)бубен

b) Выберите два верных варианта ответов, в которых перечислены искусственные источники звука?
A) телефон
B) смех
C) дождь
D) звонок
E) ветер

6. Обведите правильный ответ.
1) Будильник находится в вакууме. Верно Неверно 2) Звук этого будильника можно услышать. Верно Неверно 3) Будильник в вакууме может зазвенеть. Верно Неверно

31

32========

Схема выставления баллов

1
2
Ответ света
Рисует искусственный источник света
Рисует естественный источник света
3
увидеть
темно
люди 4
котенок
телевизор
пылесос
a) В
С 5 b) А
D
Верно 6
Неверно
Верно Всего баллов
32
Балл
Дополнительная информация
1
1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16
Принимается ответ: мама/ ребенок/сын/мальчик и оценивается в один балл.

33========

5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
33

34========

Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства»
010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а.
e-mail: http://josparik.kz/
34