Связь синтаксиса с другими уровнями языка. Связь синтаксиса с морфологией

Вопрос №1. Объект и предмет морфологии. Грамматические признаки слова как предмет изучения морфологии. Связь морфологии с другими разделами науки о языке (фонология, морфемика, словообразование, синтаксис).

Грамматика – 1) (по ЛЭС, Лопатин) Формальный строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий (например, категория предикативности, которая свойственна предложению) и конструкций (предложения простые, сложные, осложнённые), а также способов словопроизводства

2) Раздел языкознания, изучающий такой строй, его многоуровневую организацию и категорий в отношении друг к другу

Морфология и синтаксис как разделы грамматики

Морфология изучает словообразование и словоизменение (это предмет науки), объект морфологии как науки о словообразовании – морфологическая структура слова и способы словообразования.

Объект морфологии как науки о словоизменении – парадигматика слова. Парадигматика связана с термином парадигма (система всех форм слова).

Синтаксис изучает теорию ССЧ (объект), предмет - типы синтаксических связей, типы ССЧ (простое, сложное, комбинированное - покосившаяся набок парта). Изучает теорию предложения (предложение - объект), предмет - структурные коммуникативные типы (побудительные, вопросительные, восклицательные).

Грамматика текста занимается изучением связи между предложениями в рамках сложного синтаксического целого (например, текста).

Слова делятся на значимые части. Морфема – двусторонняя единица, имеет ПВ и ПС.

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Раздел грамматики, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов – морфемика. Это собственно система морфем языка.

Задача морфемики – изучение семантических свойств морфем и их функций, рассмотрение возможностей и условий их варьирования, изучение закономерности сочетаемости морфем друг с другом.

Морфемика как раздел грамматики связана со словообразованием и с морфологией.

Термин «морфема» был введен русским лингвистом французского происхождения БДК.

Словообразование (дериватология) – раздел науки о языке, изучающий родственные связи и структурные типы слов, их морфемику и строение, а также деривацию (словопроизводство).

Главный объект словообразования как науки – производные слова

Предмет словообразования – смысловые и формальные отношения производящих и производных слов/основ.

При изучении формальных отношений рассматриваются и морфонологические явления, происходящие на морфемном шве

Задачи словообразования – характеристика словообразовательных гнезд как единиц этого уровня, описание смысловых и формальных отношений однокоренных слов в гнезде, изучение структуры словообразовательных гнезд.

Словообразование изучает также особенности словопроизводства частей речи, их словообразовательные связи и словообразовательные потенциалы.

Основной объект изучения - производное слово (дериват).

Производные слова – слова, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формой других однокоренных с ними слов.

Фонология – раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка. Объект фонологии – фонема.

    В языке представлена рядом позиционно чередующихся звуков и служит для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем).

    В отличие от звука (который является единицей речи), фонема - единица языка, которая характеризуется высокой степенью абстрактности.

Характеристики фонем:

    они не обладают значениями, то не имеют плана содержания

    в сочетании друг с другом и по отдельности образуют элементы слов и морфем

    обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц (морфем и слов, ср. бить, нить, вить, лить..).

Язык – многоуровневая иерархическая система.

Интегральные (общие) и дифференциальные (частные) признаки языковых единиц

Признаки

Словоформа

Предложение

1.Воспроизводимость («говорящий создаёт или воспроизводит»)

+ (–, т.к. есть окказионализмы (творимые единицы))

+ (–, т.к. конструкции одни и те же)

2.Цельнооформленность (языковая единица обладает грамматической цельностью)

3.Номинативность (способность языковой единицы к обозначению фактов реальной действительности)

+ (–, когда она – самостоятельное слово: корневая морфема)

4.Двусторонность (наличие ПВ и ПС)

5.Проницаемость

6.Самостоятельность (способность употребляться в речи независимо от других единиц)

7.Предикативность (способность языковой единицы выражать отношение говорящего к реальности/нереальности, времени совершаемого действия, факта, называемого в речи)

(ну и плюс привет из лекций Белицы:3)

Дифференциальные признаки ЛЕ:

    Любое слово имеет фонетическую и графическую оформленность. Состоит из фонем

    Слову присуще определенное значение и звуковая оформленность, т.е. внешняя, материальная сторона, представляющая собой форму слова (фонографическая оболочка)

    Непроницаемость (фонетическая оформленность) состоит в том, что слово (в отличие от словосочетания) - звуковой комплекс, внутри которого не может быть вставлено других слов, морфем, слогов. Слоги и морфемы не могут поменять местами

    Слова имеют лишь одно основное ударение, а некоторые мб безударными (предлоги, союзы, частицы) Недвуударность отличает его от ФЕ, обладает целостным значением

    Лексико-грамматическая отнесенность: все слова имеют определенную грамматическую оформленность и принадлежность к части речи (имеют ГК) Слова выполняют различительно-синтаксические функции в предложении, что создает их синтаксическую самостоятельность

    Целостность и единооформленность от словосочетаний (отличает) У сложных слов грамматические признаки выражает одно СЛОВО(????) Слова-исключения: белый-белый, пятьсот

Смирницкий: а) выделяемость б) цельнооформленность | отделение от предложения и морфемы

    Воспроизводимость (не строим предложение в момент высказывания, а вытаскиваем из памяти готовые слова)

    Преимущественно употребление в соединении с другими словами (в процессе из них -> словосочетаний -> предложений)

    Изолируемость (смогут восприниматься вне речевого потока, сохраняя значение)

    Номинативность (средство номинации, наименование явлений деятельности, в т ч в них содержатся обобщенные образы данных явлений, информация о них)

исключения: междометия, служебные, модальные слова, местоимения

    Фразеологичность (идиоматичность) - (несвободная связь между морфемами, составом слова (словообразовательные модели допускают употребление лишь определенных морфем, исключая замену их другими) Значение слова не равно сумме значений его частей (морфем); -> немотивированность

2. Лексическое и грамматическое значение в слове. Отличительные признаки грамматического значения. Слово и словоформа. Типы словоформ (аналитические, синтетические).

Лексическое значение слова – его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка (Виноградов).

ЛЗ служит индивидуализацией слова, то есть выделяет его из всех остальных слов в особую единицу словарного состава языка.

Грамматическое значение слова (по ЛЭС) – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное/стандартное выражение.

ГЗ служат объединению слов в лексико-грамматические классы, или части речи. В области морфологии – это общее выражение слов как частей речи. А также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставляемые друг другу в рамках морфологических категорий.

ГЗ в слове сосуществуют с ЛЗ.

ГЗ обязательно сопутствует ЛЗ и оформляет слова в определенные классы или разряды.

Слово - лингвистическая единица, имеющаяв своей исходной форме одно основное ударение (если она не безударна) и обладающая значением.

Важнейшие признаки, отличающие слово от других ЛЕ: ЛГ-отнесенность и непроницаемость

Слово: знаменательные слова, связочные (служебные) слова, модальные слова, междометия, моносеманты, полисеманты, единицы по структуре = словосочетания

В языкознании используется ЛЕ

Грамматическая форма (словоформа, форма слова) – разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по ГЗ.

Каждую конкретную форму также называют словоформой (реализация слова в речи).

Словоформы бывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные). Синтетические словоформы состоят из основы слова и словоизменительных аффиксов - окончаний (флексии) и формообразующих суффиксов: дом-∅ (нулевое окончание), школ-а, чита-л-и (формообразующий суффикс -л и окончание -и), бег-ущ-ий, быстр-ейш-ий.

Аналитическая форма слова: разновидность выражения ГЗ при помощи средств, находящихся вне данного слова.

Синтетическая форма: разновидность выражения ГЗ при помощи средств, «находящихся» в самом слове, т е ЛЗ и ГЗ выражается формой одного и того же слова.

При аналитизме грамматические значения выражаются отдельными служебными словами, которые могут являться как самостоятельными словоформами (ср. будет делать), так иклитиками (ср. сделал бы); локус грамматических морфем - отдельная синтаксическая позиция.

При синтетизме грамматические значения выражаются аффиксами в составе словоформы, то есть образуют одно фонетическое с опорным лексическим корнем; локус грамматических морфем - при лексическом корне.

3. Синтетический, аналитический и синтаксический способы выражения грамматических значений, средства выражения грамматических значений.

Синтетические способы выражения ГЗ:

    Аффиксация – это использование аффиксов для выражения грамматического значения (делать – сделать, разменять – разменивать, стол – стола – столу). Самый распространенный способ выражения ГЗ.

    Внутренняя флексия – грамматически значимое изменение фонемного состава корня (ходил – хаживал, дик – дичь, набирать – набрать)

    Редупликация (повтор) – выражение ГЗ путём полного или частичного повтора основы (ходишь-ходишь, еле-еле, самый-самый).

    Ударение. Изменение ударения служит способом выражения ГЗ. В РЯ ударение может разграничивать формы существительных, наклонения и вида глагола (Окна – окнА, лЮбите – любИте, насЫпать – насыпАть)

    Супплетивизм – объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения ГЗ (хороший – лучше, плохой – хуже, я – меня, ребёнок – дети)

Аналитические способы выражения ГЗ:

    Порядок слов. Разграничивает синтаксические функции слов в предложении (субъектно-объектные отношения, отношения определяемого и определения) и коммуникативные типы самих предложений: Радость (S) сменяет печаль (O) – Печаль (S) сменяет радость (O); глухие учёные – учёные глухие.

    Служебные слова – единицы, которые сопровождают знаменательные слова и освобождают их от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксацию.

Предлоги (или послеслоги)

Частицы

Артикли

Реформатский выделяет также вспомогательные глаголы, слова степени (более, менее)

    Интонация. Этот способ относится не к слову, а к фразе, поэтому он связан с предложением и его строением.

    Различает коммуникативную и модальную характеристики предложения: отличает вопросительные предложения от утвердительных, выражающих сомнение, удивление, побуждение и т.д. (Ты написал. Ты написал? Ты написал!)

    Расстановка и градация пауз может по-разному расчленять предложение (Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог)

    Паузирование может различать простое и сложное предложение: Вижу лицо в слезах - Вижу: лицо - в слезах.

Смешанный (гибридный) способ выражения ГЗ:

Объединяет признаки синтетического и аналитического типов.

ГЗ предложного и других падежей выражается двояко – падежной флексией и предлогом (рассказать о конференции, побывать в Ботаническом саду, поехать на рыбалку, познакомиться с артистом)

Средства выражения ГЗ (грамматические показатели):

1) Окончания (красивый-ая-ое)

2) Формообразующие суффиксы (глаголы, прилагательные: крича, крикнувший, сотканный)

3) Чередование (друг-друзья)

4) Ударение (окнА - Окна)

5) Предлоги (без шапки, в шапке, под шапкой)

6) Интонация (Надеюсь, вы удобно сидите? Сидите.)

7) Вспомогательные слова (буду учиться, более сильный)

    Основные понятия морфологии: грамматическое значение, грамматический способ, грамматическая форма, грамматическая категория. Понятие морфологической парадигмы.

Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное/стандартное выражение.

Грамматический способ – способ выражения ГЗ

Грамматическая форма – регулярные видоизменения слова, объединенные тождеством его ЛЗ и различающиеся морфологическими/грамматическими значениями.

ГК - система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями.

Примером категории, имеющей двоякую позицию может служить категория числа у существительных. ГК может быть признана двусторонней единицей морфологического уровня языка, так как имеет план содержания ПС и план выражения ПВ.

С точки зрения семантической , ГК представляет собой набор однородных грам значений. Так, общее значение категории падежа включает в себя частное значение 6ти падежей. Частные ГЗ также могут быть составными. На примере падежей: в Р.п. выделяются: значения принадлежности, части, субъекта, пространственное. Они являются элементарными и не раскладываются на иные смыслы.

С формальной точки зрения , ГК - набор грамматических форм, служащих для выражения частных грам значений.

ГК отличаются друг от друга:

По характеру отношений

По количеству противопоставляемых членов

Бинарная оппозиция - число

Тройственная - время

Система ГК в СРЯ

Словоизменительные и несловоизменительные ГК

Словоизмениельные - категории, формы членов которых могут быть представлены формами одного и того же слова.

Несловоизменительные (классификационные) - не могут быть представлены формами одного и того же слова.

Парадигма – упорядоченная совокупность грамматических форм слова. Служебные части речи не имеют парадигмы.

Совокупность всех частных парадигм – полная парадигма. Полная парадигма существительного состоит из всех форм единственного и множественного числа.

Во главе каждой полной парадигмы стоит исходная форма, которая обладает называющей функцией и фиксируется в словаре.

Также выделяются неполная (ножницы, босой, пылесосить, смеркаться) и избыточная парадигмы (чая – чаю, годы – лета).

Слова с полной парадигмой – стол, свежий, бежать и др.

С неполной (ущербной) парадигмой – молоко, босой (не имеет степени сравнения), светать (потому что описывает состояние природы, нельзя применить по отношению к человеку).

С нулевой парадигмой – заимствованные слова, например: метро, клише, какаду, бордо, беж

С избыточной парадигмой – словоформы, имеющие две парадигмы (машу – махаю)

    История изучения частей речи в отечественной лингвистике.

Долго формировалось, есть определенные традиции.

Влияние античных грамматик - уже в первых русских трудах. Классификация частей речи основывалась на функциональном разгранечении частей речи - имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие.

В русской грамматике Христофорова намечается выделение частей речи по их функционально-грамматическим показателям, то есть по их способности изменяться - по системе окончаний.

В особую часть речи он выделил прилагательное - причастие он рассматривал как разновидность прилагательных.

Грамматически обосновал самостоятельность имени числительного - Павский Г.П.

Ф. И. Буслаев - Филологические наблюдения над составом русского языка, выделял 9 частей речи

Потебня А А - Из записок по русской грамматике - записи по отдельным частям речи, во главу ставил грамматику. Критиковал Буслаева за логическое обоснование ГК. Считал язык особой формой мысли, кроме языка ни в чем не встречается, положил начала психологическому направлению грамматики.

Знаменательные и Служебные - союзы предлоги частицы и вспомогательный глагол

Инфинитив и причастие - промежуточные части речи. И отдельно от всех частей речи категория обобщающих слов, совмещают признаки вещественных и формальных.

Фортунатов Ф Ф - основатель московской лингвистической школы. Представитель формального грамматического значения. Полные слова - глаголы существительные и прилагательные инфинитив причастие наречие деепричастие. помимо полных слов - частичные слова: предлоги союзы связки частицы.

Лев Владимирович Щерба - при характеристике учитывал как лексические значения, так и грамматические свойства слов. Он первым предложил выделить в особую часть речи слова категории состояния. (слова типа нельзя холодно надо стыдно)

А А Шахматов - синтаксис русского языка - его ключевая идея - мысль о том, что части речи проявляют себя лишь в синтаксисе. Функционально-семантический подход. Знаменательные(сущ прил гл наречия), незнаменательные(местоим числит местоим наречия), служебные (предлоги частицы союзы связки и префиксы) и междометия

В В Виноградов - Русский язык 1947 - структурно-семантических подход к распределению слов по частям речи. 4 основные грамматико - семантические категории слов.

1 - части речи или слова-названия (сущ прил числит глагол наречие и слова категории состояния + предметно-личные местоимения). слова этой категории выступают в качестве членов предложения.

2 - частицы речи (связочные или служебные слова) - предлоги союзы связки. Лишены номинативной функции, их лексические значения тождественны грамматическим

3 - модальные слова - также лишены номинативной функции, не выражают свзяи, но выражают модальность

4 - междометия

    Части речи как грамматические классы слов. Принципы классификации частей речи. Классификация частей речи В.В. Виноградова и авторов Академической грамматики 1980 г.

Части речи - классы слов, характеризующиеся 3 признаками:

1. Единство обобщенного или категориального значения

    Общностью ГК (характерами словоизменения, морфемной и структурной)

    Тождественностью синтаксических функций

Эти признаки были положены в основу классификации ЧР Виноградовым. Каждый из этих признаков - необходим, но недостаточен.

Слово как лексическая и грамматическая единица реализует свой смысловой и грамматический потенциал только в предложении. Современные классификации базируются именно на функционально-семантическом подходе.

Все слова подразделяются на две группы:

входящие в грамматический состав предложения и не входящие

знаменательные (полнознаменательные)

служебные (неполнознаменательные)

называют признаки, процессы явления, передают понятия

не имеют номинативныой функции, не называют явлений, процессов, признаков, выражают различные отношения между явлениями объективной действительности или отношение к выражаемой мысли, а также передают эмоции и издаваемые неживыми предметами звуки

предлоги, союзы, междометие, модальные слова

имеют фонетическое ударение, логическое ударение в предложении падает на знаменательное слово

логическое ударение не падает на служебные слова

имеют морфемную структуру

служебные слова нечленимы

знаменательные слова имеют те или иные грамматические категории, большинство их изменяется

не имеют ГК, не склоняются, не спрягаются

Функционируют в составе предложения в качестве членов предложения и являются их конструктивными элементами

Служебные слова не являются членами предложения, не являются конструктивными элементами, к ним нельзя задать вопрос

Классификация ЧР по Виноградову

Собственно части речи: имя сущ, прил, числит, глагол, наречия и слова категории состояния, а также слова с предметно-личностным значением (пережитки местоимений?)

частицы речи: союзы, предлоги, связки, частицы

ЧР по Шведовой (грамматика 1980)

Части речи: знаменательные (глагол, наречие, имена числительные, прилагательное, существительное, местоимение-существительное) и незнаменательные: междометия, частицы, союзы и предлоги

Счетные слова: третий, пятый, втроем, удвоить, утроить

Среди знаменательных частей речи выделяют основные и неосновные

Лексико-грамматические разряды слов - это такие подклассы слов данной части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов порождать те или иные морфологические значения и вступать в противопоставления в пределах морфологических категорий.

Одушевленные - неодушевленные

Имена собственные и нарицательные

Вещественные и собирательеык

Абстрактные и отвлеченные

переходные и непереходные глаголы

личные и безличные

(из Белицы)

Лексико-грамматическое (лексико-грамматическая классификация лекисческих единиц)

подразумевает не только семнатику слова, но и наличие его ГК и наличие определенных парадигм словоизменения (ГК - сущ - Падеж и число, глагол - род число время лицо наклонение, прил - падеж число род)

    формально-семантическое членение речи - по этому параметру изучаются отношения между однокоренными словами, единицей, звеном системной организации слова в данном аспекте выступает словообразовательное гнездо. Слова в словообразовательном гнезде связаны отношениями мотивации. Самое простое по структуре слово, выражающее общее значение всех членов гнезда

7. Имя существительное как часть речи. Признаки морфологического класса существительных. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Существительные собственные и нарицательные; конкретные и абстрактные.

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные 1) собственные и нарицательные; 2) собирательные; 3) вещественные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) одушевленные и неодушевленные.

Эти разряды пересекаются: так, например, имена собственные включают в себя названия как одушевленных, так и неодушевленных предметов; существительные вещественные, обозначающие однородную массу вещества, могут иметь собирательное значение (клюква, виноград, сахар); существительные конкретные объединяют в своем составе все те слова, – одушевленные и неодушевленные, – которые называют считаемые предметы. Вместе с тем слова каждого из выделенных лексико-грамматических разрядов обладают общими морфологическими, а в некоторых случаях и словообразовательными характеристиками.

По признаку называния предмета как индивидуального или как представителя целого класса все существительные делятся на собственные и нарицательные.

Существительные собственные (или имена собственные) – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс. Существительные нарицательные (или имена нарицательные) – это такие слова, которые называют предмет по его принадлежности к тому или иному классу; соответственно они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам данного класса.

Граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна: имена нарицательные легко становятся собственными наименованиями, прозвищами и кличками. Имена собственные часто используются для обобщенного обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными: держиморда, донкихот, донжуан

Среди имен собственных различаются: 1) имена собственные в узком смысле этого слова и 2) наименования.

Собственные имена в узком смысле этого слова – это географические и астрономические названия и имена людей и животных. Это – лексически ограниченный и медленно пополняемый круг слов-названий, присваиваемых или присвоенных одному предмету. Повторения здесь возможны как совпадения (например, совпадающие названия рек, деревень, поселков); они также высокочастотны в системе собственных имен лиц и животных.

Среди имен лиц, как правило, нет слов, повторяющих нарицательные существительные. В случаях типа Идея, Эра, Гелий, Радий, Уран, Сталь (личные имена, дававшиеся в 20-e и 30-е годы XX в.) обобщенно-предметные значения в именах собственных ослабляются, а в старых именах такого типа – полностью утрачиваются, например: Вера, Надежда, Любовь.

В состав имен лиц входят отчества (наименования по имени отца) и фамилии (наследуемые семейные наименования). Отчество всегда мотивировано личным именем отца.

Среди существительных выделяются разряды существительных конкретных и отвлеченных (или абстрактных).

Конкретные существительные - это слова, называющие вещи, лица, факты и все явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: карандаш, кольцо, инженер, поединок, война. Все конкретные существительные, за исключением существительных, не имеющих форм ед. ч. (pluralia tantum), имеют формы ед. и мн. ч. По своему значению и морфологическим особенностям конкретные существительные противопоставлены не только отвлеченным существительным, но и существительным собирательным и вещественным.

Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: слава, смех, благо, плен, доброта, близость, ловкость, бег, движение. Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, мотивированные прилагательными и глаголами и образующиеся с помощью нулевого суффикса (горечь, хворь [прост.], вывоз, замена), суф. -ость (орфогр. также -есть) (красивость, свежесть, трусость), -ств(о) (ничтожество, большинство, первенство, хвастовство), -щин(а)/-чин(а) (сдельщина, туретчина [устар.]), -изм (реализм, гуманизм), -и|j|-/-стви|j|- (орфогр. слова на -ие, -ствие) (радушие, спокойствие), -от(а) (кислота, доброта, хрипота), -изн(а) (белизна, кривизна), -ин(а) (глубина, седина), -ни|j|-/-ени|j|-/-ти|j|- (орфогр. слова на -ние, -ение, -тие) (наказание, терпение, извлечение, развитие), -к(а) (плавка, голодовка, бомбежка), -аци|j|-/-енци|j|-/-ици|j|-/-ци|j|-/-и|j|- (орфогр. слова на -ация, -яция, -енция, -иция, -ция, -ия) (стилизация, компиляция, транспозиция [спец.], конкуренция), -аж (массаж), -ёж (платёж) и некоторых других, менее продуктивных суффиксов. Меньшую часть отвлеченных существительных составляют немотивированные слова: беда, ум, нрав, страх, мука, печаль, страсть, горе, уют, грусть, суть.

Отвлеченные существительные обычно не имеют форм мн. ч. Формы мн. ч. образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, качества, состояния или действия, но и единичные их проявления: боль – боли, обман – обманы, мука – муки, печаль – печали, радость – радости, движение – движения.

Современные теории
общего синтаксиса – школе

Определение основных понятий синтаксической теории

1. Морфология и синтаксис.

Согласно древней лингвистической традиции грамматика подразделяется на две дисциплины: морфологию и синтаксис. Термин «морфология» значит «учение о форме» слова. Еще в XIX в. центральным разделом формальной грамматики была именно морфология, потому что наиболее очевидным являлось изменение форм слова в индоевропейских языках: склонение существительных и спряжение глаголов.

Термин «синтаксис» был заимствован из военной лексики и обозначал «сорасположение частей, построение» (слово тактика – «последовательность действий» – имеет тот же корень). Сам термин указывает на то, что этот раздел грамматики имеет дело с единицами, которые представляют собой сочетания слов. Таким образом, слово – центральная единица европейской грамматики («части речи», «члены предложения» и т.п.). Слово разграничивает две главные дисциплины – морфологию и синтаксис. Все, что меньше слова (внутри слова), – предмет морфологии, все, что больше слова (сочетания слов), – предмет синтаксиса. То есть именно понятие слова является ключевым для разграничения морфологии и синтаксиса. Но слово по-разному устроено в разных языках мира, поэтому разные языки будут отличаться устройством морфологии и синтаксиса. Синтетические языки (например, русский) – языки с богатой морфологией. Аналитические языки (например, английский) – языки с развитым синтаксисом. Русское слово, например доброму, будет, помимо лексического значения, содержать указания на род, число и падеж. А английское слово round может быть разной частью речи в зависимости от контекста (в пределах самого слова нет указаний на грамматический класс).

Итак, синтаксис – часть грамматики, которая имеет дело с единицами, более протяженными, чем слово. Традиционно единицами синтаксиса считаются словосочетание и предложение. Однако не любое сочетание слов является словосочетанием, а только тех слов, которые связаны друг с другом синтаксической связью. Предложение же может состоять даже из одного слова, если оно выполняет коммуникативную функцию и является предикативной единицей, то есть актуализировано посредством указания на время и наклонение. Именно этим отличается слово весна как номинативная единица от коммуникативной единицы – предложения Весна!. В предложении в настоящем времени опущен глагол-связка есть, который, указывая на настоящее время и изъявительное наклонение, вписывает высказывание в контекст речевой ситуации, актуализирует его. Некоторые лингвисты говорили о том, что слово – единица языковой системы, а предложение выходит за пределы языковой системы в речь, в область языкового творчества.

Слово и предложение имеют разные структуры. Слово представляет собой жесткий комплекс морфем: морфемы нельзя менять местами (нельзя поставить флексию перед корнем, а префикс после него), нельзя убирать и бесконечно добавлять в слово новые морфемы. А.А. Реформатский, например, пытался придумать слово, которое состояло бы из большого числа постфиксов, он придумал несколько искусственное слово злостностный – еще больше постфиксов добавить в это слово нельзя. Напротив, предложение – сравнительно свободный комплекс единиц. Слова в предложении можно менять местами (в языках со свободным порядком слов). Например, в латинском языке было принято располагать связанные синтаксической связью слова далеко друг от друга: «Первым считался он среди римлян поэтом ». Однако предложение имеет более сложную иерархическую структуру, кроме того, предложения способны к неограниченному усложнению – их можно распространять, добавляя придаточные, деепричастные и причастные обороты и пр.

Многие лингвисты XX в., например Л.Теньер, говорили о том, что вся современная грамматическая теория построена таким образом, что в центре находится морфология, а синтаксису отводится второстепенная роль. Однако современная лингвистика пытается переосмыслить общую теорию, представив синтаксис как «организационный центр грамматики».

2. Синтаксис и лексика.

Итак, слово – не только центральная единица, позволяющая разграничить две грамматические дисциплины: морфологию и синтаксис. Понятие слова объединяет грамматику и лексику. Как мы уже сказали, в русском языке слова часто содержат лексическое и грамматическое значения. Однако некоторые синтаксические теории предлагали рассматривать абстрактные синтаксические структуры, лишенные лексического наполнения, то есть вне связи с лексикой. Лингвисты говорили о том, что лексика имеет дело с конкретными значениями, а грамматика служит только для классификации, категоризации слов, указывает на отношения слов друг к другу, то есть не оперирует значениями. Было сформулировано понятие о «чистой грамматике». В этом контексте интересна фраза Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка, которая лишена лексических значений, но грамматически правильно построена. Щерба предлагал студентам подумать над этой фразой и ответить на вопрос: правда ли, что мы ничего не понимаем из того, что сообщается этой фразой? Можно ли сказать, что здесь есть указание на связь слов друг с другом, на морфологические особенности слов, но значение, смысл вовсе отсутствуют. Студенты отвечали, что они понимают описанную ситуацию: некое существо совершило однократное действие в прошлом над, вероятно, взрослым животным и продолжает совершать действие в настоящем над детенышем этого животного. Об этом сообщила грамматика. Осталось только назвать действующих лиц и сообщить, что именно куздра делала с бокром и бокренком, то есть обратиться к лексике. Таким образом, грамматика также сообщает часть значений, она неразрывно связана с лексикой.

Позднее лингвисты обратили внимание на то, что лексическое наполнение синтаксических структур (то есть выбор слов для предложения) очень важно. Ноам Хомский, например, говорил, что искренность может испугать мальчика , но обратное неверно: мальчик не может испугать искренность. Это позволяет сделать вывод, что значение оказывает серьезное, можно сказать, решающее влияние на синтаксические структуры.

Синтаксическая структура предложения определяется грамматическими свойствами входящих в него слов. Интерес к категориальной семантике позволил построить новую синтаксическую теорию в свете тесного взаимодействия синтаксиса и лексики.

Описание некоторых синтаксических теорий

1. Формальный синтаксис.

Самая простая и очевидная теория синтаксиса представляет собой список всех правильных предложений какого-либо языка. Еще античная грамматическая традиция предлагала перечисление схем и образцов предложений как способ описания синтаксических структур. Каждое предложение может быть представлено в виде схемы – перечня членов предложения и их связей. Сами предложения классифицируются в зависимости от их формы: предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные и т.д. Сложноподчиненные предложения, например, группировались по характеру союзов и союзных слов без последовательного и строгого учета содержания. Формальный синтаксис в русской лингвистической традиции был представлен в трудах ученых фортунатовской школы: М.Н. Петерсона, А.М. Пешковского, А.А. Шахматова. В школьных учебниках вплоть до нашего времени представлена логико-грамматическая классификация предложений, которую обыкновенно связывают с именем Ф.И. Буслаева.

2. Структурный синтаксис.

В первой половине XIX в. в лингвистике восторжествовал структурный подход к изучению языка. Стремление приблизить лингвистику к точным наукам способствовало появлению теорий, которые могли бы объективно описать сложное, многоуровневое устройство языка, объяснить взаимосвязь языковых единиц. Торжеством структурного подхода явилось создание особой науки – фонологии, которая объясняла устройство и функционирование фонетической системы языка. Морфология и лексика в большей или меньшей степени также использовали структурный метод. С синтаксисом дело обстояло сложнее. Во-первых, синтаксические единицы представляли собой открытый список, то есть все возможные предложения невозможно пересчитать и описать. Во-вторых, многие лингвисты не рассматривали синтаксис в рамках структурного описания языковой системы, так как синтаксис представлял уже языковое творчество, использование готовых единиц языка в речи. Эмиль Бенвенист, например, исключая синтаксический уровень из языковой системы, обращал внимание на главное свойство предложения – способность выполнять коммуникативную функцию, на актуализацию синтаксической структуры в контексте речевой ситуации.

Структуралисты принципиально разграничивали «внутреннюю» и «внешнюю» лингвистику. Первая представляет собой устройство языковой системы, а внешняя – влияния на язык различных внешних факторов. Предметом пристального изучения структуралистов была именно «внутренняя» лингвистика. Но синтаксис очень тесно связан с процессом мышления и речеобразования, с психологией и логикой. Итак, структуралисты не уделяли должного внимания синтаксису, да и сам метод, используемый ими, не мог дать адекватной синтаксической теории.

Однако следует обратить внимание на одну интересную попытку описания синтаксиса в рамках структурного направления, представленную в работе французского ученого Люсьена Теньера. В отличие от других структуралистов, он говорил о важности, первичности синтаксиса в языке. Основа структурного синтаксиса – синтаксическая связь элементов. Построить предложение – значит вдохнуть жизнь в аморфную массу слов, установив совокупность, иерархию синтаксических связей. Теньер был преподавателем иностранных языков и писал методические пособия для своих слушателей. Он говорил о том, что наряду с линейным синтаксисом, то есть порядком следования единиц в предложении, есть структурный синтаксис, то есть иерархия единиц. Структурный порядок многомерный, т.к. каждый управляющий элемент может иметь несколько подчиненных. Центр любого предложения – глагол. Глагол описывает действие, то есть выражает маленькую драму. При глаголе могут быть действующие лица (актанты) и обстоятельства – места, времени, способа и пр., в которых развертывается процесс (сирконстанты). Глаголы обладают разным числом актантов. При глаголе может не быть действующих лиц, это безактантный (безличный глаголвечереет ) глагол. При глаголе может быть только одно действующее лицо, это одноактантный глагол (непереходный – Альфред падает ). При глаголе может быть два действующих лица, это двухактантный глагол (переходный – Альфред бьет Шарля ). При глаголе может быть три действующих лица, это трехактантный глагол (Альфред дает Шарлю книгу ). Способность присоединять актанты называется валентностью глагола.

3. Коммуникативный синтаксис.

Основная функция языка – коммуникативная – реализуется через синтаксис. Это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Коммуникативный синтаксис предлагает описывать синтаксические структуры исходя из их значения, а не формального строения.

Синтаксис связан с мышлением, процессом коммуникации и обозначаемой окружающей действительностью. Коммуникативные функции синтаксических структур одинаковы в языках мира, что делает синтаксис наиболее универсальной частью структуры языка. Вместе с тем способы выражения синтаксических отношений в каждом языке представляют языковую специфику. Функциональный синтаксис позволяет описать структуры, которые используются в языке для выражения просьбы, приказа, восхищения и др.

В рамках коммуникативного подхода к синтаксическим единицам была сформулирована теория актуального членения предложения. В зависимости от актуальности, важности того или иного содержания, значения для коммуникации, предложение можно разделить на две части. Одна часть – самая главная, обязательная для существования предложения, – называется рема. Без нее предложение утрачивает смысл. Рема – компонент коммуникативной структуры, который конструирует речевой акт. Другая часть предложения – необязательная, представляющая как бы фон ремы, – это тема.

Впервые эта теория была сформулирована в работах чешского ученого В. Матезиуса – лидера пражского лингвистического кружка.Актуальное членение предложения противопоставлено его формальному членению. Предложение Карл едет завтра в Берлин формально делится на главные и второстепенные члены, такое членение не предполагает вариантов. Однако с точки зрения важности, актуальности сообщения в данной коммуникативной ситуации главным членом предложения (ремой) может стать любое слово, например, завтра или в Берлин .

Очевидно, что в разговорной речи, в диалоге часто используются синтаксические структуры, состоящие только из ремы – главной части предложения. В связи с этим стала разрабатываться проблема эллипсиса, то есть стала обсуждаться возможность убрать из предложения части, неактуальные для данной коммуникативной ситуации. Таким образом, теория актуального членения позволила разрабатывать вопросы синтаксиса разговорной речи, особенности синтаксических структур диалога, проблемы эллипсиса и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 2001.

2. Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Бенвенист Э. Общая лингвистика. БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ. 1998. С.129–140.

3. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М.: Прогресс, 1988.

4. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения. // Пражский лингвистический кружок. М.: Прогресс, 1967.

О.А. ВОЛОШИНА,
канд. фил. наук,
МГУ,
г. Москва

Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики. Термин "грамматика" имеет несколько значений. Прежде всего, этим термином обозначается грамматический строй языка, т. е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений. Грамматикой называют также особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Грамматиками называются и книги, содержащие систематическое описание грамматического строя языка.

Чтобы понять специфику грамматики как особого раздела языкознания, нужно сравнить ее с другими лингвистическими дисциплинами. Фонология, изучающая законы функционирования фонем, обнаруживает много общего с грамматикой, изучающей законы строения и функционирования слов и предложений. Не случайно все грамматики русского языка, начиная с "Российской грамматики" М. В. Ломоносова (опубл. 1757), содержат кроме собственно грам-матических разделов (морфологического и синтаксического) и описание фонетического строя. И все же в теоретическом плане ученые отграничивают фонетику от грамматики: фонема сама по себе не имеет значения, тогда как грамматика изучает значимые единицы языка. Однако и лексикология изучает значимые единицы - слова. Но в отличие от лексикологии грамматика изучает не только слова; но и синтаксические единицы (словосочетание, предложение); кроме того, грамматика отвлекается от лексического значения слова и изучает лишь его грамматические свойства.

Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют "грамматическим учением о слове" (в отличие от синтаксиса - учения о грамматических свойствах словосочетания и предложения). Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение слова

Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова; отличия между этими двумя типами значений таковы:

1. Грамматические значения очень абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово. Даже самые отвлеченные лексические значения (например, значения таких слов, как бесконечность, скорость) менее абстрактны, чем грамматические значения.

2. Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).

Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических значений. Например, имя существительное волком в предложении Я волком бы выгрыз бюрократизм (М.) выражает грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа, творительного падежа (значение сравнения: "подобно волку, как волк"). Самое общее и наиболее важное грамматическое значение слова называется категориальным (общекатегориальным); таковы значения предметности у имени существительного, количественности у имени числительного и т. д. Категориальное значение слова дополняется и конкретизируется частными (частнокатегориальными) грамматическими значениями; так, для существительного характерны частнокатегориальные грамматические значения одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа.


Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Амурский Государственный Университет

Энергетический факультет
Специальность электроэнергетика

Кафедра русского языка

РЕФЕРАТ

Грамматическая форма. Морфология. Синтаксис.

      Выполнил: студент группы № 0404
Хорошин В.В.
            Проверил: преподаватель
Благовещенск 2011г.
Содержание

1. Грамматическая форма 2

1.1 Асимметрия в грамматических формах 2

2. Морфология 4

2.1 Основные понятия морфологии. 5

2.2 Морфологический строй языка. Категория рода. 6

2.3 Языки со «слабой» морфологией 9

2.4 Традиции описания морфологии 12
3. Синтаксис 14
Библиографический список 21

1. Грамматическая форма
Граммати?ческая фо?рма - языковой знак , в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение . В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы , непозиционные чередования фонем (внутренние флексии ), характер ударения , редупликация , служебные слова , порядок слов , интонация . В изолирующих и близких к ним языках основным способом выражения грамматических значений слов является их синтаксическая сочетаемость .
В работах Ф. Ф. Фортунатова можно обнаружить деление грамматических форм на формы словоизменения и словообразования . Иногда выделяют также сферу «формообразования» , однако её границы неясны и понимаются различным образом. Чаще всего формообразование трактуется как образование всех форм, выражающих как словоизменительные, так и несловоизменительные морфологические значения. Подчас к формообразованию относят образование форм, различающихся не номинативными (непосредственно отражающими внеязыковую действительность ), а лишь синтаксическими грамматическими значениями.
А. И. Смирницкий и вслед за ним А. А. Зализняк придают термину «грамматическая форма» другое значение, понимая под ним словоизменительное грамматическое значение словоформы .

1.1 Асимметрия в грамматических формах

В грамматических формах нередко встречается асимметрия структуры (нарушение взаимооднозначного соответствия означаемого и означающего ). Её проявлениями могут быть как широко распространенный в флективных языках синкретический способ выражения морфологических значений (так, в прилагательных русского языка значения рода , числа и падежа выражаются одной флексией ), так и «избыточность» выражения значения лица глагола (флексией и личным местоимением: рус. я иду), числа и падежа имени существительного (формами самого существительного и согласуемого или координируемого слова), вопросительного значения (особой интонацией предложения, порядком слов и частицами - разрядом служебных слов).
Кроме того, возможно существование в пределах одного языка нескольких грамматических форм с одинаковым значением, ср. рус. милый-милый с редупликацией и премилый с приставкой пре-.

Морфологическая форма

В морфологии языков, в которых присутствует словоизменение (в том числе и в русском ), под морфологическими формами понимаются регулярные видоизменения слов определённых частей речи , несущие комплекс морфологических значений (или одно такое значение), например форма именительного падежа множественного числа существительного, форма 1-го лица единственного числа настоящего времени глагола, форма сравнительной степени наречия в русском языке . Среди морфологических форм выделяются:
    синтетические, или простые;
    аналитические, или сложные - представляют собой сочетание знаменательного и служебного слов (рус. буду говорить, говорил бы), функционирующее как одно слово.
Конкретное слово в данной морфологической форме называется словоформой . Все формы изменяемого слова составляют его парадигму .

2. Морфология
Морфоло?гия (от др.-греч. ????? - «форма» и????? - «учение») - раздел лингвистики , основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы ). В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: морфемику и грамматическую семантику.
Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) - а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику ; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии (« грамматическое значение », « грамматическая категория »).
Морфология включает в себя:

    учение о словоизменении в языке, парадигмах , словоизменительных типах. учение о структуре слова (морфемику , или морфологию в узком смысле).
    грамматическую семантику , то есть учение о грамматических значениях .
    учение о частях речи , при выделении которых задействованы не только морфологические (в узком смысле), но и синтаксические и семантические критерии.
    учение о словообразовании , стоящее на границе морфологии и лексикологии .
    общие понятия о морфологии
    морфологическую типологию .

2.1 Основные понятия морфологии.

Морфология изучает структуру значимых единиц языка. главное основание - членимость словоформы на меньшие знаковые единицы.
Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове». Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.
Расширенное понятие: МФГ - наука о формах.
Грамматическое значение - обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций , находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имён существительных, времени глагола и т. п. Грамматическое значение сопровождает лексическое значение, накладывается на него, иногда грамматическое значение ограничено в своём проявлении определёнными лексическими группами слов. Грамматические значения выражаются аффиксальными морфемами, служебными словами , значащими чередованиями и другими средствами. Каждое грамматическое значение получает в языке специальное средство выражения - грамматический показатель (формальный показатель). Грамматические показатели можно объединить в типы, которые условно можно назвать грамматическими способами, способами выражения грамматического значения.

2.2 Морфологический строй языка. Категория рода.

Категория рода существительного - это несловоизменительная синтагматически выявляемая морфологическая категория, выражающаяся в способности существительного в формах ед. ч. относиться избирательно к родовым формам согласуемой (в сказуемом - координируемой) с ним словоформы.
Деление всех существительных на слова муж., жен. и сред. р. не имеет последовательного содержательного объяснения. Род существительного имеет реальную семантику в тех случаях, когда им характеризуются названия лиц или животных: названия лиц и животных мужского пола являются существительными муж. р., названия особей женского пола - существительными жен. р.
Отнесённость неодушевлённых существительных к муж., жен. или сред. р. семантически необъяснима и условна. Деление неодушевлённых существительных на существительные муж., жен. и сред. р. определяется только системой падежных флексий и синтаксическими факторами.
Средний род.
Средний род в большинстве случаев связан с названиями неодушевлённых предметов. Из одушевлённых существительных значение сред. р. имеет небольшая группа слов: дитя, лицо (личность), существо (живое существо), животное, божество, ничтожество (о человеке) и слова - названия зоологических видов, подвидов и родов, например: пресмыкающееся, беспозвоночное, кишечно-полостное (спец.), млекопитающее, земноводное. Существительные сред. р. чудовище, чудище, страшилище по отношению к лицам применяются только метафорически. Несклоняемые существительные (в подавляющем большинстве - иноязычные по происхождению слова), называющие неодушевлённые предметы, относятся к сред. р.: (полное) алиби, (комическое) амплуа.
Во мн. ч. грамматическое значение рода существительных не имеет выражения: оно не обозначается системами падежных флексий ни самих существительных, ни согласуемых с ними слов;
Общий род.
Сюда относятся слова (обычно разг. или прост.) с флексией -а в им. п. ед. ч., называющие лиц по характерному действию или свойству и имеющие ту же систему падежных флексий, что и существительные жен. и муж. р. с флексией -а в форме им. п. ед. ч.: гуляка, зевака, недоучка, зубрила, привереда, плакса, грязнуха, злюка, гулёна, сластёна, неженка. Особенностью существительных общего рода является зависимость их синтаксической сочетаемости от пола называемого лица: если это лицо женского пола, то существительное общего рода синтаксически ведёт себя как слово женского р., если же это лицо мужского пола, то такое существительное синтаксически ведёт себя как слово мужского рода.

Изменение слова по падежам называется склонением.

Склонением называется также класс слов, объединённых общностью словоизменения, и отвлечённый образец, по которому изменяются слова этого класса.
Выделяются три основных типа: 1) субстантивное (склонение существительных, местоимений-существительных и количественных числительных); 2) адъективное (лат. adjectivum - прилагательное, то есть склонение прилагательных, порядковых числительных, субстантивированных прилагательных и причастий и собственно причастий); 3) смешанное (местоимений-существительных он, она, оно, они; местоимений-прилагательных, собирательных и неопределённо-количественных числительных. Нулевым называется склонение, парадигма которого состоит из омонимичных форм с нулевой флексией.

Имя числительное

Имя числительное - это часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно). По отношению к категории падежа (склонению) все числительные разделяются на склоняемые и несклоняемые. К несклоняемым относятся слова мало и немало, к склоняемым - все остальные числительные. Категория падежа у числительных - это словоизменительная морфологическая категория, представленная шестью рядами падежных форм, по флексиям совпадающих с падежными формами существительных или прилагательных.

Имя прилагательное

Прилагательным присущи ГК: рода, числа, падежа (за исключением кратких форм), а также степени сравнения и морфолого- синтаксические разновидности (краткая и полная форма).
Прилагательное - часть речи, обозначающая непроцессуальный отличительный признак предмета. Поскольку этот признак принадлежит предмету, прилагательные имеют одинаковые с существительными ГК рода, числа, падежа. Основное отличие указанных ГК прилагательных от существительных в том, что они не являются номинативными, лишены собственной семантической базы и являются согласовательными (синтаксическими). ГК рода, числа и падежа прилагательных указывают не на род, число, падеж самого признака, а на род, число, падеж существительного, обозначающего предмет.
Категория числа прилагательных - это словоизменительная синтаксически выявляемая морфологическая категория, представленная двумя рядами морфологических форм: падежными формами ед. ч. (муж., жен. и сред. р.) и мн. числа. Категориальные морфологические значения ед. и мн. ч. прилагательных повторяют одноимённые морфологические значения определяемого сущ. и выражаются системами падежных флексий.
Категория падежа - это словоизменительная категория прилагательного, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов падежных форм в составе словосочетания и обозначающая согласование данного прилагательного с определяемым им существительным.
Категория степени сравнения у прилагательных - это словоизменительная морфологическая категория, образуемая двумя рядами противопоставленных друг другу форм с морфологическими значениями положительной и сравнительной степени. Качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Что касается так называемой положительной степени, то она является исходной формой для образования основных степеней сравнения. Прилагательные в «положительной степени» не содержат в своём значении сравнения, они характеризуют качество безотносительно. Ср.: умный человек - Этот человек умнее многих;

2.3 Языки со «слабой» морфологией

Не все языки, однако, обладают столь же «монолитными» словами, как русский и подобные ему. Существуют разнообразные типы отклонений от «словесного эталона».

Прежде всего, во многих языках части слова проявляют тенденцию к большей самостоятельности, что делает границу между словом и морфемой менее чёткой. Так, морфемы могут опускаться подобно существительным и предлогам в примере (2) - это явление называется « групповой флексией »; в ряде случаев позиция морфем в слове также оказывается несколько более подвижной, чем в языках с жёсткими правилами. Повышенная самостоятельность морфем характерна для так называемых слабо- агглютинативных языков (к каковым относятся тюркские , японский , бирманский , дравидийские и др.); в языках такого типа комплексы морфем (слова) и комплексы слов (предложения) часто могут быть описаны в сходных или близких терминах. Это языки, где морфология в собственном смысле уступает место « морфосинтаксису ».
С другой стороны, морфосинтаксис вместо морфологии предпочтителен и для таких языков, в которых, наоборот, не морфемы ведут себя как слова, а предложения ведут себя как слова. Иными словами, в этих языках также плохо различаются внутрисловные и межсловные связи, но не за счёт слабой скреплённости морфем друг с другом, а за счёт более сильной скреплённости слов друг с другом. Фактически, межсловные связи в подобных языках столь сильны, что это приводит к образованию слов-предложений значительной длины. Языки такого типа часто называются « полисинтетическими »; к признакам полисинтетизма относится склонность к образованию сложных слов (особенно глагольных комплексов, включающих подлежащее и дополнения - так называемая инкорпорация ), а также склонность к чередованиям на межсловной границе, затрудняющим отделение одного слова от другого. Словосложение и особенно инкорпорация свойственны многим языкам циркумполярной зоны - эскимосским и чукотско-камчатским , а также многим языкам американских индейцев (распространённым как на Севере, так и в Центральной Америке и в бассейне Амазонки). Чередования на межсловных границах также свойственным многим языкам американских индейцев; являются они и яркой чертой санскрита .
Второй тип отклонений от словесного эталона связан не со слабостью межморфемных границ (как в агглютинативных языках), а скорее с отсутствием морфемных комплексов как таковых. Это - наиболее яркая черта так называемых изолирующих , или аморфных языков, в которых нет или практически нет противопоставления между корнями и аффиксами : всякая морфема является корнем и способна к самостоятельному употреблению; показателей же грамматических значений в таких языках практически нет. Таким образом, единственные морфемные комплексы, которые в таких языках могут возникать - это сложные слова, которые часто бывает трудно отличить от сочетаний слов. Можно сказать, что в изолирующих языках слово просто равно морфеме, а предложения строятся не из слов, а сразу из морфем. Таким образом, и в этих языках слово как самостоятельное образование отсутствует, и грамматика фактически сводится к тому же морфосинтаксису (то есть синтаксису морфем). К изолирующим языкам относится довольно значительное количество языков мира: это вьетнамский , тайский и другие языки Юго-Восточной Азии , а также ряд языков Западной Африки : йоруба , эве , акан , манинка и др.
Сказанное об изолирующих языках может быть применено и к так называемым аналитическим языкам , то есть к таким языкам, где, в отличие от изолирующих, имеются грамматические показатели, но эти показатели являются самостоятельными словами, а не морфемами (аффиксами). Грамматические значения в аналитических языках выражаются синтаксически (с помощью разного рода конструкций), а в морфологически неэлементарных словах необходимости не возникает. Аналитическая грамматика характерна для многих языков Океании (особенно полинезийских ), для ряда крупных языков Западной Африки (хауса , сонгай ); сильные элементы аналитизма имеются в новых индоевропейских языках (французский , английский , скандинавские , современный персидский ).
Таким образом, можно сказать, что морфология далеко не универсальна - по крайней мере, далеко не для всех языков морфологический (или «словесный») компонент описания одинаково важен. Все зависит от того, насколько чётко в данном языке выделяются словоформы.

2.4 Традиции описания морфологии

Следует также отметить, что в разных лингвистических традициях объём и характер задач морфологического компонента описания может различаться. Так, иногда в морфологию вовсе не включают грамматическую семантику, оставляя за ней лишь описание звуковой оболочки морфем, правил чередования и правил линейного расположения морфем в словоформе (эта область часто называется морфонологией, что подчёркивает её особенно тесную связь с описанием звуковой стороны языка). Если учесть, что некоторые грамматические теории включают морфонологию в фонологию , то не покажется парадоксальным существование таких описаний языка, где синтаксис начинается, так сказать, сразу за фонологией. Такой язык не обязательно относится к изолирующим или аналитическим - подобная структура грамматического описания может быть вызвана и особенностями теоретических взглядов автора.
Далее, грамматическая семантика в разные теории морфологии также включается в разном объёме. Наиболее принято рассмотрение в рамках морфологии словоизменительных грамматических значений; такое понимание морфологии, при котором она фактически сводится к формальному и содержательному описанию парадигм склонения и спряжения, было свойственно ещё античной грамматической традиции и унаследовано большинством европейских лингвистических школ. При этом следует все же учесть, что вплоть до начала XX века , а нередко и позже, раздел «морфология» традиционной описательной грамматики содержал только сведения о правилах образования соответствующих грамматических форм, а сведения об их значении следовало искать в разделе «употребление падежных (resp., временных) форм», который входил в синтаксическую часть описания. В современных грамматиках информацию о значении морфологических грамматических категорий уже практически безоговорочно принято помещать в морфологическую часть.
Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.
Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

3. Синтаксис
Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.
Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.
Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо.
Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно.
и т.д.................

Что изучает морфология? Синтаксис? Что такое морфема?

Что такое аффиксы? Какие виды аффиксов вы можете назвать?

В чем разница между словообразовательными и словоизменительными аффиксами? Как рассматривается в современной лингвистике проблема частей речи? Каковы единицы синтаксиса? Словосочетание и его типы. Каковы способы связи слов в словосочетание. Назовите основные признаки предложения и охарактеризуйте их.

Определите, из каких языков пришли к нам слова

1. Морфология -- раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) -- а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.

Синтаксис (греч. уэнфбойт -- составление) - раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строении связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:

Учение о словосочетании,

Учение о предложении (правильно построенном высказывании). Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения .

Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии («грамматическое значение», «грамматическая категория»).

Морфема - наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов -- фонем.

Аффикс (также формант ) -- морфема, которая присоединяется к корню и служит для образования слов. Аффиксы могут быть словообразовательными (как английский - ness и pre- ) и флексионными (как -s и -ed ). По сути аффикс является связанной морфемой (морфема, которая не совпадает с основой хотя бы в одной словоформе неслужебного слова; напр., kindness , unlikely ). Префиксы и суффиксы могут быть отделимыми аффиксами.

В чём разница между словообразовательными и словоизменительными аффиксами? Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов, словоизменительные - для изменения смысла слова.

Как рассматривается в современной лингвистике проблема частей речи?

Часть речи (калька с лат. partes orationis) -- категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т.п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на знаменательные и служебные. Наиболее общие классы, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарем словоформ и парадигм, особенностями словообразования) и синтаксическими функциями. Учение о частях речи предполагает ряд принципов описания части речи и приложение этих принципов к характеристике отдельного слова как представителя той или иной части речи.

Каковы единицы синтаксиса? Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание (докоммуникативная конструируемая единица) и свободное предложение (коммуникативная конструируемая единица), а в последнее время - также ССЦ (сложное синтаксическое целое) и, наконец, связный текст. Мельчайшая единица синтаксиса - словоформа с её синтактикой (то есть свойствами сочетаемости) есть инвентарная номинативная единица и в то же время максимальная единица морфологии.

Словосочетание - это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др.

Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов, соединенных на основе подчинительной связи; в нём обязательно наличие грамматически главенствующего и зависимого членов, между которыми устанавливаются различного рода отношения.

Основной классификацией словосочетаний является классификация по морфологическим свойствам главного слова. По этой классификации словосочетания делятся на:

Именные: деревья в лесу, недовольный работой;

Наречные: по-прежнему важно, незадолго до концерта.

В словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова).

Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • 1. Согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову). Красивая шляпка, об интересном рассказе.
  • 2. Управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова). Ненависть к врагу, читать книгу .
  • 3. Примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения). Петь красиво, лежать дрожа .

Предложение (в языке) - это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками - или многоточием.

Из каких языков пришли к нам слова:

арык - -казахск. ары?, тур. arэk, узб. ariq - гидротехническое сооружение в виде оросительного канала,

деньги - по самой распространённой версии, русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «деньга») произошло от тюркского «те?ге», или «де?ге». В настоящее время тенге - денежная единица в Казахстане, а также разменная монета в Туркмении. В «Хожении за три моря» Афанасия Никитина (XV век) индийские и китайские деньги называются тенка, тенки, например, «Почка алмаза новой копи по пять кени, черного - по четыре-шесть кени, а белого алмаза - одна тенка». Российские деньги в том же источнике называются рублями. морфема аффикс лингвистика

карикатура - итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать.

клерк - англ. clerk от лат. clericus - клирик

корреспондент - нем. кorrespondent, от позднелат. correspondeo - отвечаю, осведомляю

кредо - кредо (лат. credo - верю)

лазер - англ. laser, сокр. от Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation -- «Усиление света с помощью вынужденного излучения»

норма - лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило» - регулирующее правило, указывающее границы своего применения.

раса - от франц. race -- род, порода

роман - возникло в середине XII века вместе с жанром рыцарского романа (старофранц. romanz от позднелатинского наречия romanice «на (народном) романском языке»), в противоположность историографии на латинском языке.

трио - итал. trio от лат. tria -- «три»

штаб - нем. Stab

адресат - фр. adresse и adresser - направлять. Адресат - получатель.

адресант - фр. adresse и adresser - отправитель.

нарратив - лат. narrare - языковой акт, т.е. вербальное изложение - в отличие от представления

модератор - от лат. moderor -- умеряю, сдерживаю

лоббирование - англ. lobbyism, от lobby -- кулуары