Интересные задания по теме имя существительное. Занимательный материал при изучении имени существительного. В форме какого падежа и числа в слове произносится Д

Индивидуализация обучения – важнейшее требование, предъявляемое к современной дидактической системе. Дифференцированные подходы в преподавании русского языка позволяют «оптимизировать фиксацию, накопление и передачу языковой информации» , организовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечить наилучшую скорость обучения, обратить внимание на личность обучающегося, развитие его индивидуальности. При этом именно изучение русского языка заслуживает особого внимания, так как «познание языка и становление личности – эти процессы имеют между собой глубинную связь» .

Современный педагог в ходе изучения каждой темы не должен ориентироваться на среднего ученика, и именно дифференциация и индивидуализация обучения помогут ему обратить внимание как на слабых, так и на сильных учащихся. По определению М.А. Брагиной, Н.А. Красс, «к сильным учащимся относят способных детей, которые легко и быстро усваивают изучаемый материал в максимальном объёме, без усилий овладевают формальными структурами, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить обоснованные способы решения задач и свободно переключаться с одной умственной операции на другую» .

При организации работы слабых учащихся индивидуальные задания нужны для повышения уровня их учебной мотивации и повышения самооценки. Особые же индивидуальные задания для сильных обучающихся, как мы уже отмечали, «не только помогут обучающимся проявить свои знания и практические умения, но и, проконтролированные перед всем учебным коллективом, нацелят более слабых обучающихся на регулярную упорную работу, покажут им, что язык не только сложен, но и очень интересен» .

Цель данной статьи – описать виды индивидуальных заданий более высокого (повышенного) уровня сложности по теме «Имя существительное» раздела курса русского языка «Морфология»; привести примеры заданий каждого вида.

Во-первых, помогут активизировать восприятие учащихся, актуализировать имеющиеся у них знания э вристические вопросы . Эвристическая беседа – вопросно-ответный метод организации учебного процесса, основанный на эвристике – способе анализа различных явлений и процессов, принятия решений, требующих находчивости, интуиции, развитого опыта, изобретательности, логики. Отличие эвристических вопросов от обычных состоит в том, что на них нет готового ответа в учебнике, и от учащихся требуются умения сопоставлять информацию, анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения и под. Е.В. Гетманская отмечает: «Чем более неопределёнными, общими или нетрадиционными по способам решения являются вопросы, тем более эвристичен их потенциал» .

Мы предлагаем использовать при изучении имени существительного следующие эвристические вопросы.

  1. Чем отличаются категории рода, числа и падежа существительных от аналогичных категорий имён прилагательных?
  2. Почему разряды существительных называются лексико-грамматическими?
  3. Какие ещё части речи имеют лексико-грамматические разряды? Назовите эти разряды.
  4. Почему в роде некоторых существительных наблюдаются колебания?
  5. Каково происхождение несклоняемых существительных? Почему они не склоняются?
  6. Как вы думаете, несклоняемые существительные могут стать склоняемыми?
  7. Обязательной ли грамматической категорией в системе языка является падеж?
  8. Есть ли языки, не имеющие падежа вообще? Почему?
  9. Почему некоторые падежные формы называют омонимичными? Зачем нужно уметь их различать?
  10. Чем отличается система склонений, описанная в школьном учебнике, от системы, описанной в других источниках?

Второй предлагаемый нами вид дифференцированных заданий повышенного уровня – индивидуальные карточки . Использовать их можно параллельно с выполнением других заданий другими учащимися, к примеру, во время устных монологических ответов, работы по учебнику, проверки домашнего задания и т. п. Два варианта выполнения индивидуальных заданий – на месте и у доски. Первый более предпочтителен с точки зрения экономии времени, второй позволяет в ходе дальнейшей совместной проверки привлечь к заданию весь учебный коллектив.

Главное условие при подготовке заданий по теме «Имя существительное» – грамотный подбор языкового материала, включение в задание слов, позволяющих максимально раскрыть тот или иной аспект темы. Кроме того, необходимо нацеливать учащихся не только на выполнение задания, но и на объяснение своих действий, своего выбора.

Приведём примеры заданий.

Задание 1. Распределите существительные по столбикам в соответствии с родом. Объясните, как определяется у них род: ансамбль, аспирантка, бой, борщ, время, гараж, герой, грач, депо, диплом, животное, жюри, землетрясение, земля, имя, какао, картофель, кофе, лебедь, леди, медаль, Миссисипи, млекопитающее, молодёжь, насыпь, невежда, неженка, пламя, плащ, площадь, помощь, промышленность, равенство.

Задание 2. Определите род существительных, объясните: рагу, радио, революция, рояль, рукопись, санаторий, свобода, Сочи, союз, страна, стипендия, судья, такси, тень, Токио, Туапсе, фестиваль, фламинго, хрусталь, чудовище, шалунишка, НИИ, ЦСКА, РЯШ .

Задание 3. Определите род имён существительных, объясните: кофе, неженка, тюль, толь, ручей, рояль, путь, фамилия, прорубь, дитя, бремя, щупальце, лебедь, ботинок, мозоль, карусель, бредни, сельпо, МВД, гусли, человек, лаборант Светлова, щи, кимоно .

Задание 4. Определите род имён существительных, объясните: ябеда, чистилище, человечище, шампунь, студень, хлебушко, умница, сель, самбо, Ротару, редкость, пароль, брызги, невежа, Кюри, какаду, картофель, бри, миндаль, дробь, гарь, НКВД, происки .

Задание 5. Определите род имен существительных, объясните: заявление, фамилия, расписание, материя, доктор, Альпы, сирота, ООН, домище, тюль, стремя, умница, именины, ваниль, купчина, толь .

Задание 6. Определите род имен существительных, объясните: молодёжь, карамель, бинокль, сливки, растяпа, мозоль, жарища, туфли (образовать ед. ч.), какао, кофе, шампунь, дедушка, солнышко, домишко, происки, ОРТ .

Задание 7. Определите род имен существительных, объясните: дрожь, выскочка, полюшко, шашки (игра), тюль, ваниль, мозоль, время, дитя, бюро, кашне, Батуми, ОРТ, денди, веретено, размазня, столбище, донышко, сумерки, толь, вуаль, стремя, фиаско, Сочи, информбюро, АЧГАА, мисс, кофе.

Задание 8. Распределите существительные на имеющие коррелятивные формы числа и не имеющие таких форм: земля, влага, ветер, облако, качели, солнце, пар, утро, речка, туман, гусли, игры, волна, бугор, консервы, дымка, дерево, крыша, дом, коньки, сарай, дробь, трава, ходули, куранты, роса, степь, пырей, колено, запах, вечер, хутор, носилки, томление, девушка, стена, яровые, всходы, родина, дело .

Задание 9. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: бард, бюро, Вера, вера, вероятность, гуашь, гурман, Дина, динар, ёж, ежевика, жалость, вода, человечество, зависть, зебра, железо .

Задание 10. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: цветок, цветение, помидор, молоко, учительство .

Задание 11. Определите лексико-грамматические разряды существительных: Валентина, ум, умница, «Комсомольская правда», дождь .

Задание 12. Выделите суффиксы форм оценки, определите род существительных: колечко, платьице, письмецо, пиджачишко, пальтишко, делишки, домишко, золотишко, комнатушка, сараюшка, городишко, штуковина, молодчина, рыбина, обувка, тараканище, пылища, столбище .

Задание 13. Употребите слова как разные части речи, назовите процесс: рабочий, мороженое, раненый, ничья, взрослые, домашние, прошлое, русский, страшное .

Задание 14. Употребите слова как существительные и как прилагательные, назовите процесс: служащий, будущее, молодые, дежурный.

Задание 15. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): инженер, кошка, купечество, обидчик, выключатель, насекомое, дитя, честность, дорога, рабочий, птенец, полк .

Задание 16. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): профессура, толпа, физик, физика, шляпа, щенок, язык, киевлянин, комар, громила, группа .

Задание 17. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Горемыка, долина, проныра, невежда, выскочка.

2. Днище, домище, плечище, детище, болотище.

Задание 18. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Жниво, домишко, яблоко, гнездо, веко.

2. Недотёпа, злюка, воевода, сластёна, растяпа.

Задание 19. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Плеск утих, говор умолк. 2. Домашний доктор давал ей рыбий жир, потом железо. 3. Другие сильнейшие узы привязывали его к Парижу. 4. Снетков вошёл, и дворянство окружило его. 5. Затем графиня рассказала о неприятностях и кознях против дела соединения церквей .

Задание 20. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Солдатская молодёжь была бледна и растерянна. 2. В сумерках и румяна красоты не прибавят. 3. Снег бывает как величайшая редкость и тает очень быстро. 4. Мальчики играли в казаки-разбойники, а девочки – в дочки-матери. 5. Связь эта утвердилась ещё больше во время студенчества Левина .

Задание 21. Определите тип склонения существительных: дубрава, стремя, аплодисменты, заведующая, расист, княгиня, растяпа, предстудкома, бахча, путь, кассирша, ночь, Александрово (село), свекровь, нож .

Задание 22. Определите тип склонения существительных: ворота, Ильин, кино, неряха, кофе, чай, тюль, мозоль, ЗПУ, семья, дитя, шахматы, комсомол, насекомое, декольте .

Задание 23. Определите тип склонения существительных: девочка, будни, жюри, соловей, невежа, бремя, ЗПУ, путь, насекомое, ночь, передняя, Черных, вожатый, ссора, какао, гений, сирота, семья, рабочий, УНТ, дитя, шахматы, указание, дочь.

Задание 24. Определите тип склонения существительных: аудитория, гараж, мошкара, вальс, ломоть, грипп, будущее, инициалы, туш, тушь, цитата, время, вуз, эскимо, дитя .

Задание 25. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: атташе, миледи, шоссе, фламинго, Хоккайдо, МГУ, маэстро .

Задание 26. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: резюме, протеже, Осло, пани, метро, колибри, Баку .

Задание 27. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Я отыщу секрет и ларчик вам открою. – А ларчик просто открывался. 2. Она хвалилась, что хочет море сжечь. – Море не горит .

Задание 28. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Увидеть уши осла. – Заметил осла вдали. 2. Протрите стекло влажной тканью. – Стекло сверкало чистотой .

Задание 29. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): батарея, Сергей .

Задание 30. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): Василий, расстояние .

Задание 31. Определите падежи и их значения: Дорисовать картинку, кусочек мела , разговор подруг ; Лес – это спаситель Земли ; мечтать о победе ; Сережке что-то почудилось, интересоваться математикой .

Задание 32. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление, думать о брате, закалка младшей сестры ; Эта семья – образец для подражания; ждать месяц, посылка бабушке , любуется закатом, изучается студентами .

Задание 33. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление . Заколка младшей сестры . Эта семья – образец для подражания. Ждать месяц . Изучается студентами . Дорисовать картинку . Кусочек мела . Лес – это спаситель Земли. Серёжке что-то почудилось. Встретимся в парке .

Задание 34. Выполните морфологический анализ имени существительного: По ночам 3 мне не хочется спать.

Задание 35. Выполните морфологический анализ имени существительного: В Петербурге 3 мы встретимся снова.

Задание 36. Выполните морфологический анализ имён существительных: В Антарктиде 3 льдины землю 3 скрыли… .

Способствуют актуализации внутрипредметных связей , организации повторения такие индивидуальные карточки, в которых сочетается новое задание с повторением. Главная цель внутрипредметных связей, как отмечает Л.Н. Савина, формировать у учащихся «умения обобщать и сопоставлять различные явления и факты» .

Примеры заданий:

Задание 1. Разграничьте грамматические формы существительного и родственные слова: минута – минутка, минуточка, минутный, к минуте, ежеминутный, минуты, минутами, минутно, поминутно, минутами, о минутах, минутками, ежеминутно .

Задание 2. Выполните словообразовательный анализ имён существительных: разносчик, СССР, Госплан, перевыборы, безрукавка, баснописец, старший, побережье, животновод, заезд, служащий, чернослив, вагон-ресторан, зам .

Задание 3. Выполните словообразовательный анализ существительных: расчет, хождение, пятилетка, контрнаступление, профком, бездорожье, мороженое, казачество, перепись, зарплата, Закавказье, газопровод, вожатый, антимир.

Кроме того, очень эффективны комбинированные задания , призванные интегрировать знания учащихся из различных областей филологии:

Задание 1. Выпишите существительные из стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…», определите их лексико-грамматические разряды, род, число, особенности этих категорий, разберите их по составу; определите все части речи в этом стихотворении.

Задание 2. Скажите всё, что можете, о слове с точки зрения различных наук: лексикологии, стилистики, фонетики, фонологии, графики, орфоэпии, орфографии, грамматики: К чему нарушать очарование ? (А. Грин)

Задание 3. Определите часть речи каждого слова, назовите критерии, по которым вы определили: Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось… (И.С. Тургенев).

Задание 4. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы (К.Г. Паустовский).

Задание 5. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: Я не помню утра более голубого и свежего! (М.Ю. Лермонтов).

Задание 6. Определите в стихотворении (первом четверостишии) А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» часть речи каждого слова, согласно школьной грамматике. Какие отличия наблюдаются с точки зрения различных учёных?

Задание 7. Образуйте парадигмы слов, определите количество словоформ и тип каждой из них: мой (мест.), молоко, дерзить (настоящее время), красный, четыре, весело (нар.).

Итак, использование индивидуальных заданий повышенного уровня, предназначенных на более сильных по сравнению с основным учебным коллективом учащихся, способствуют индивидуализации и дифференциации обучения, дают возможность учащимся получить и закрепить знания более высокого уровня, активизируют их и мотивируют сознательное и заинтересованное обучение. Среди заданий повышенного уровня выделяются эвристические вопросы и индивидуальные задания, в том числе комбинированные и актуализирующие внутрипредметные связи.

  • Гетманская Е.В. Двойная функция эвристического метода обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 69-73.
  • Савина Л.Н. Реализация внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе: современная проза и традиции русской классики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. Т. 62. № 8. С. 165-169.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    ТЕСТ

    по теме «Имя существительное», 6 класс

    Вариант 1

    1. Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:

    Воображение конкретное

    Магазин вещественное

    Ребятня отвлеченное

    Молоко собирательное

    2. В каком слове неверно обозначено ударение?

    А) каталОг

    Б) диспАнсер

    В) ходАтайство

    Г) добЫча

    Журнал (П,п)ионер девочка (Л,л)юба мульфильм (Р,р)усалочка пароход (О,о)рёл

    Объясните свой выбор: _________________________________________________________

    _____

    4. Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:

    А) Невежа (общий род)

    Б) Тюль (мужской род)

    В) Шимпанзе (средний род)

    Г) Изморозь (женский род)

    5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только множественного числа:

    Деду Семену понадобились очки для чтения газеты. До этого он разглядывал листву на дереве во дворе и оставил их на подоконнике. Совсем скоро должны наступить прохладные дни, поэтому дед каждый день любовался осенней природой.

    ________________________________________________________________________

    6. Данные слова распределите по столбикам таблицы: планетарий, стена, веер, степь, земля, имя, гвардия, облако, картофель, луч.

    7. Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:

    А) учебник по астрономии (слово 1 склонения, Дат. П.)

    Б) рисунок на тарелке (слово 1 склонения, Пр. П.)

    В) рассказать о дочери (слово 3 склонения, Пр.)

    Г) легенда о городе (слово 2 склонения, Род. П.)

    Баку по роду главного слова в расшифрованном словосочетании

    Леди по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект

    НИИ по полу лица, указанного в предложении

    9.Вставьте пропущенные буквы:

    Талантливый объез...ик, с тяжёлой поклаж…й, маленький горшоч…к, положить в кармаш…к, юный выдум…щик, забавный медвеж…нок, мокрым плащ…м

    10. Выберите варианты слитного написания не с существительным:

    А) Невероятный (не)ряха

    Б) (Не)дорога, а долгие сборы волновали его.

    В) (Не)город он любил.

    Г) (Не)желание трудиться

    11. Распределите слова по колонкам: (пол)стула, (плащ)палатка, (земле)мер, (шести)летие, (пол)Лесного, (полу)мрак

    12. Определите значение суффикса в существительном ДВОРНИК:

    А) Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением

    Б) Суффикс, образующий имена существительные со значением лица

    В) Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов

    Г) Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным

    Вариант 2

    В данном тесте вам предстоит выполнить 12 заданий по теме «Имя существительное». Задания можно выполнять в любом порядке. Не торопитесь, будьте внимательны. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

    1.Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:

    Бензин конкретное

    Зверьё вещественное

    Полка отвлеченное

    Мужество собирательное

    2.В каком слове неверно обозначено ударение?

    А) срЕдства

    Б) щавЕль

    В) медикамЕнты

    Г) квАртал

    3. Найдите лишний вариант из приведенных, подчеркните его:

    Город (Л,л)есной сказка (З,з)олушка птица (О,о)рёл река (В,в)олга

    Объясните свой выбор: ____________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    4.Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:

    А) Мозоль (женский род)

    Б) Разиня (женский род)

    В) Маэстро (мужской род)

    Г) Имя (средний род)

    5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только единственного числа:

    Деду Семену понадобились чернила, чтобы написать письма родным. Керосина в лампе оставалось немного, и грусть деда увеличивалась. Он скучал без внуков, которые могли приезжать к нему очень редко.

    ________________________________________________________________________

    6.Данные слова распределите по столбикам таблицы: гений, книга, голубь, тишь, глобус, знамя, полиция, озеро, картошка, туш

    Если вы нашли слово, которое не может быть занесено в таблицу, выпишите его ниже и объясните причину этого: _______________________________________________________________

    7.Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:

    А) тропинка в инее (слово на -ее, Пр. П.)

    Б) Город в тумане (слово 2 склонения, Пр. П.)

    В) не найти дороги (слово 1 склонения, Пр. П.)

    Г) дожидаться полночи (слово 3 склонения, Род. П.)

    8. Соедините стрелками приведенные примеры и способы определения рода:

    Сочи по роду главного слова в расшифрованном словосочетании

    мадам по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект

    МИФИ по полу лица, указанного в предложении

    9. Вставьте пропущенные буквы:

    Трудолюбивый сма…ик, варенье с алыч…й, зеленый дубоч…к, пирож..к с капустой, работа бетон…ика, забавный бельч…нок, крюч…чек для ключей

    10.Выберите варианты слитного написания не с существительным:

    А) (Не)любовь, а жалость владела им.

    Б) глубокая (не)нависть

    В) (Не)знание правила его подвело.

    Г) (Не) лев это.

    11. Распределите слова по колонкам: (пол)учебника, (скатерть)самобранка, (воздухо)лёт, (семи)летие, (пол)дня, (полу)месяц

    12.Определите значение суффикса в существительном ЧАЙНИК:

    1)Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением

    2)Суффикс, образующий имена существительные со значением лица

    3)Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов

    4)Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным

    Ключ к тесту

    Вариант 1.

    1.Воображение - отвлеченное, магазин - конкретное, ребятня - собирательное, молоко - вещественное

    2.ДиспансЕр

    3.Девочка Люба, так как здесь имя собственное пишется без кавычек

    4.Шимпанзе

    6.Не в таблице - имя, разносклоняемое

    8.Баку - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, леди - по категории одушевленности/неодушевленности, НИИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, невежа - по полу лица, указанного в предложении

    9.Талантливый объездчик, с тяжёлой поклажей, маленький горшочек, положить в кармашек, юный выдумщик, забавный медвежонок, мокрым плащом

    11.Полстула, плащ-палатка, землемер, шестилетие, пол-Лесного, полумрак

    Вариант 2.

    1.Бензин - вещественное, зверьё - собирательное, полка - конкретное, мужество - отвлеченное

    2.квартАл

    3.сказка «Золушка», так как здесь второе слово пишется в кавычках (здесь может быть и другой ответ: птица орел, так как второе слово является нарицательным), засчитываются оба варианта, если дано объяснение

    5.Керосин, грусть

    6.Не в таблице - знамя, разносклоняемое

    8.Сочи - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, мадам - по категории одушевленности/неодушевленности, МИФИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, соня - по полу лица, указанного в предложении

    9.Трудолюбивый смазчик, варенье с алычой, зеленый дубочек, пирожок с капустой, работа бетонщика, забавный бельчонок, крючочек для ключей

    11.Пол-учебника, скатерть-самобранка, воздухолёт, семилетие, полдня, полумесяц

    Оценивание

    1.По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум - 2 балла

    2.1 балл за верный ответ

    3.1 балл за верный ответ + 1 балл за объяснение, максимум - 2 балла

    5.1 балл за правильно выполненное задание (если выписано больше или меньше слов, ставится 0 баллов)

    6.По 0, 5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов) + 0, 5 баллов за выписанное слово + 0,5 балла за объяснение, максимум - 2,5 балла

    7.По 1 баллу за верный ответ, максимум - 2 балла

    8.По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум - 2 балла

    9.По 0,5 балла за каждое верное написание, максимум - 3,5 балла

    10.По 1 баллу за верный ответ, максимум - 2 балла

    11.По 0,5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов), максимум - 1 балл

    Всего за тест можно получить 21 балл

    10-15 б - «3», 16 - 19 б - «4», 20-21 б - «5»

    Творческие задания по теме:

    «Имя существительное»

    Вопросы:

      Что называется именем существительным?

      Какие бывают имена существительные?

      Как изменяются имена существительные?

      Три склонения имён существительных?

      Падежи имён существительных (вопросы, предлоги, особенности)?

      Как определить падеж имён существительных?

      Падежные окончания имён существительных 1 склонения?

      Падежные окончания имён существительных 2 склонения?

      Падежные окончания имён существительных 3 склонения?

    1 вариант:

      Спиши:

    Весной около дороги ребята нашли черепаху. Солнце разбудило её от спячки. Она с трудом шла по дорожке. Ребята порадовались находке.

      Найди в тексте слово, которое подходит к схеме:

    Бросили (дорога), работал (охранник), гуляли (лес), жил (Олег), читать (журнал), ехать (поезд), слова (песенка), рассказала (праздник).

    2 вариант:

      Спиши:

    Мы шли по дорожке к роще. На опушке рощи было много лесных ягод. Вот к берёзке подлетели сороки. Дятел застучал клювом по осинке.

      Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подчеркни грамматическую основу в первом предложении. Укажи части речи. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

    Вскрикнуть (боль), выпрыгнул (песочница), сорвать (дерево), пролить (стол), рассказать (мама), лежит (постель), налить (стакан), говорить (друг).

    3 вариант:

      Спиши:

    На верхушке ёлки Кирилл и Геннадий укрепили звезду. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. Ёлка ожила, засветилась миллионами огней.

      Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

    Подъехать (вокзал), снять (яблоня), смеяться (радость), плыть (море), шёл (тропинка), живёт (город), вместе (подруга), сидел (кресло).

    4 вариант:

      Спиши:

    Из деревни по дороге идут колхозники. Около рощи они пошли по тропинке. На поляне свернули с тропинки и направились к речке. У речки в стоге сена сидела группа ребят.

      Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подбери из текста слово к схеме: Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

    Смотреть (книга), рисовать (альбом), дружить (Ольга), приехать (тётя), лежать (песок), увидеть (ворота), позвать (класс), петь (весна).

    5 вариант:

      Спиши:

    В осеннем лесу ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему качать серёжки у ольхи. Он подхватывает пыльцу. Пыльца летит по всему лесу. Солнце освещает яркие и пушистые цветы.

      Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Составь схему последнего предложения. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

    Лежал (печь), держала (книга), подошёл (сторожка), подружилась (одноклассница), висели (дуб), смеялись (радость), сделал (поделка), думал (подарок).

    6 вариант:

      Спиши:

    Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лёг в душистое сено, дышал запахом травы, смотрел на облака.

      Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подчеркни грамматическую основу во втором предложении. Укажи части речи. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

    Работать (порт), писать (дедушка), стоять (дом), следить (речь), выбежал (дубрава), попросил (учительница), увидела (киоск), нашла (сумка).

    Занимательный материал при изучении имени существительного 1. Стихотворение про существительное Всему название дано и зверю и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету, И всё, что может видеть глаз, Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. Оно живет ведь в мире этом, Даёт название предметам. 2. Диалог про существительное - О какой части речи это стихотворение? - Что такое имя существительное? Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Что? Кто?, обозначает предметы, события, явления природы. Имя существительное – важнейшая часть речи. Без него невозможно говорить ни о чем на свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Малыш произносит свое первое словоэто тоже имя существительное. 1. Конкурс “Что мы знаем об имени существительном” Имена существительные имеют мужской, женский и средний род. Бывают хитрые имена существительные – УМНИЦА, МОЛОДЕЦ, СИРОТА – они имеют общий род. Некоторые имена существительные можно отнести к имени существительному, как женского, так и мужского рода. Например: И ТИХАЯ ЛУНА.КАК ЛЕБЕДЬ ВЕЛИЧАВЫЙ. ПЛЫВЕТ В СЕРЕБРИСТЫХ ОБЛАКАХ.– здесь имя существительное ЛЕБЕДЬ – мужского рода, а у Александра Сергеевича Пушкина: ГЛЯДЬ. ПОВЕРХ ТЕКУЩИХ ВОД ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ ПЛЫВЕТ Имя существительное Лебедь – женского рода. - А сейчас внимание: перед вами слова, нужно определить их род. Команда “Друзья” Команда “Победа” Радио Шампунь Очередь Память Корень картофель пальто мозоль мысль рояль Имена существительные изменяются по числам. (нестандартная форма урока – деление на команды) - Посмотрите внимательно на доску. Команда ДРУЗЬЯ читает имена существительные в единственном числе, А команда ПОБЕДА эти же имена существительные читают во множественном числе, а потом наоборот -из множественного – в единственное число переводит команда ПОБЕДА. Команда “Друзья” Команда “Победа” Окно Конь Озеро Брат Дерево друзья облака дни колосья дворцы Учитель: Внимание! Какая команда назовет больше имен существительных, которые употребляются только во множественном числе. Команда, которая назовет больше слов, победит. Дети: Джинсы, очки, ножницы, вилы, весы, часы, деньги, обои, кудри, брюки, ворота, сливки, переговоры, дрова, грабли, каникулы выборы… Учитель: Сейчас я прочитаю отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, а вы посчитайте сколько имен существительных в этом отрывке. Возок несется чрез ухабы, Мелькают мимо будки, бабы Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины, моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. Дети: Здесь 28 имен существительных Учитель: А как еще изменяются имена существительные? Дети: Имена существительные изменяются по падежам. Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова В полях, некошеных косой Все утро дождик лил косой. Дочь грома капля –егоза, Кончая свой высотный путь, Летела с круч, закрыв глаза, В лицо земли, боясь взглянуть, Скользнув с небесного стекла, В ладонь цветка она стекла. Дети: Косой – чем? Имя существительное Косой – какой? – имя прилагательное Стекла – с чего? Имя существительное Стекла – что сделала? глагол Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Из слов, записанных на доске, надо составить пословицы. Команда «Друзья» 1. Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. 2. Другому, яму, упадешь, не, сам, в, нее, рой. 3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз. Команда «Победа» 1. Не, все, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в. 2. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь. 3. Коню, не, в, даренному, зубы, смотрят. 2. Загадки Отгадайте загадку и определите часть речи. 1.Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа, сущ.) 2.Белый зайчик прыгает по черному полю, слезы проливает, дети считают и их стирают.(Мел, сущ.) Раскрыть скобки. 1.Язык (до) Киева (до) ведет. 2.Хорошее слово (до) сердца (до)йдет. За победу капитаны приносят своей команде 2очка. 5. «Слово-змейка» Например: салют-трава-арбуз-….. составить цепочку слов – предметов, существительных, как можно длиннее. 6. Сказка о одушевленных и неодушевленных существительных Такое удивительное Имя Существительное В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились и животные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие. Но вернемся к улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полнымполно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена. Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением. Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к комунибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало. Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.