Как влияет завышенная самооценка. Может ли быть самооценка слишком высокой

Завышенная самооценка личности (в психологии) - это проблема человека, связанная с адекватной оценкой самого себя . На вопрос о том, высокая самооценка - это хорошо или плохо, нет однозначного ответа. У этого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. К позитивной характеристике можно отнести уверенность в себе. Плохие характеристики: повышенный уровень эгоизма, переоценка собственных сил и возможностей.

Признаки завышенной самооценки

Признаки завышенной самооценки проявляются в поведении человека. Психология того, как человек оценивает себя, напрямую влияет на отношения с окружающими людьми. Если самоуверенность превалирует, возникают проблемы в процессе общения. Худшая из них, когда человек остается совершенно один.

Завышенная самооценка имеет признаки:

  1. Человек убежден в том, что всегда прав. При этом в пользу альтернативного мнения могут приводиться значимые аргументы, однако это никак не влияет на индивида.
  2. Уверенность в существовании единственно правильной точки зрения - личной. Человек отрицает существование противоположного мнения как такового. Если в силу каких-либо обстоятельств ему все же нужно принять чужую точку зрения, он все равно будет считать ее неверной.
  3. Еще одна характеристика высокой самооценки заключается в том, чтобы оставлять за собой последнее слово. Человек уверен, что только он может делать выводы, определять дальнейший ход событий.
  4. Один из признаков самоуверенной личности - неумение извиняться, просить прощения.
  5. При высокой самооценке человек обвиняет в своих бедах окружающих. Если что-то не выходит, значит, виноваты другие люди. Если человек достигает каких-то вершин, то в этом только его заслуга.
  6. Индивиду присуще мнение о том, что звание «лучший» может носить только он и никто другой.
  7. Большое желание быть первым во всем, не допускать ошибок.
  8. Имея высокую самооценку, человек высказывает свою точку зрения даже тогда, когда об этом не просят. Он считает, что окружающие всегда заинтересованы в его мнении по любому вопросу.
  9. В речи часто употребляется личное местоимение.
  10. При любых неудачах, промахах наступает чувство раздражительности, растерянности. Человек легко сбивается с курса.
  11. Повышение самооценки характеризуется пренебрежительным отношением к чужой критике. Иное мнение воспринимается как неуважение, поэтому не стоит обращать на него внимание.
  12. Неспособность трезво учитывать риски. Самоуверенный человек часто берется за сложные дела, которые таят в себе определенные опасности.
  13. Боязнь выглядеть неуверенным в себе, слабым, беспомощным.
  14. Высокий уровень эгоизма.
  15. Личные интересы, потребности всегда стоят на первом месте.
  16. Человек часто перебивает собеседника, так как привык больше говорить, нежели слушать.
  17. При признаках самоуверенности индивид склонен поучать других, даже в мелочах.
  18. Высокомерный тон.

Причины появления завышенной самооценки

Чаще всего высокая самооценка формируется в момент первичной социализации. Завышение мнения о себе происходит в процессе воспитания родителями, обучения в дошкольных образовательных учреждениях, школе. Человек с завышенной самооценкой в более зрелом возрасте уже не способен сломать установившиеся в сознании направления общения с окружающими .

Причины завышенной самооценки кроются в следующем:

  1. Нарциссизм родителей. Проблема начинает зарождаться в период воспитания детей. Ребенок не получает удовлетворения эмоциональных потребностей в должной мере, т.к. родители воспринимают его и относятся к нему как к способу самоутверждения. Завышенное самомнение компенсирует нехватку этих положительных переживаний.
  2. Причиной завышения самооценки может стать то, что индивид - первый или единственный ребенок в семье. Особенно данная проблема проявляется в семьях, которые долго не могли завести ребенка.
  3. Проблемой может стать избалованность в детстве. Это происходит в тех случаях, когда родители неверно выстроили взаимоотношения «ребенок-взрослый»: уделяли ему чрезмерное внимание, ставили его интересы на первое место, ни в чем не ограничивали малыша, удовлетворяли все прихоти по первому требованию, несмотря ни на что.
  4. Внешность. В некоторых случаях человеку свойственно считать себя лучше других из-за собственной привлекательности. Яркая внешность воспринимается человеком как некое преимущество перед окружающими. Чаще всего такая манера поведения присуща женщинам, нежели мужчинам.
  5. Завышенную самооценку могут сформировать преподаватели, учителя. Некоторые педагоги выделяют учеников на основе личных симпатий, высокого материального, социального положения родителей школьника.
  6. Отсутствие испытаний собственных способностей. Например, ребенок может хорошо справляться с нагрузкой в обычной школе, но учеба в более престижном заведении потребовала бы от него больше усилий. Если индивид так и не встречает на своем пути серьезных испытаний, он может начать приписывать себе наличие выдающихся способностей.
  7. Наличие редкого природного таланта. О таких людях часто говорят, что они уникальны, поэтому у человека складывается высокое мнение о себе.
  8. Финансовая обеспеченность. Когда индивид ни в чем не нуждается, его самооценка становится чрезмерно завышенной.

Личности, у которых имеется повышенная уверенность в себе, нередко вступают в конфликт с людьми, чей уровень самооценки намного ниже их.

Причину высокого уровня самомнения в каждом конкретном случае можно определить с помощью методов психодиагностики.

Завышенная самооценка у детей и подростков

Высокая самооценка формируется под влиянием определенных факторов. Иногда родители переусердствуют в стремлении похвалить ребенка, из-за этого у детей складывается неверное восприятие самого себя по отношению к окружающим.

Высокий уровень самооценки у детей, подростков складывается вследствие:

  1. Нарциссизма. Многие родители считают, что нет ничего плохого в том, чтобы постоянно хвалить подростков. Однако когда родители слишком часто заостряют внимание на внешности, талантах ребенка, у последнего возникает четкое представление о том, что он уникален и имеет преимущество над окружающими. Таким образом, подростки становятся самовлюбленными «нарциссами».
  2. Отсутствие наказаний. Если родители поощряют свое чадо даже за малейшие успехи, не обращая внимания на проступки, у подростка возрастает уровень самомнения. При неудачах, промахах ребенок ищет причину на стороне, но не в самом себе.

Для формирования здоровой самооценки у ребенка рекомендуется:

  1. Дать возможность подросткам почувствовать себя защищенными.
  2. Дать понять ребенку, что его любят, принимают в семье, школе и т.д. Без этого отождествления у подростка может возникнуть чувство одиночества, отверженности.
  3. Для хорошего, полноценного развития у ребенка должны быть цели. Так он сможет направлять энергию, мысли в правильное русло.
  4. Дать ребенку возможность самому справиться с трудностями. Таким образом у людей формируется компетентность, чувство собственной силы.
  5. Позволить стать ответственным. Быть подростком нелегко. В этом возрасте важно дать понять ребенку, что каждый шаг приводит к определенным последствиям. Так он научится более осознанно принимать решения и в случае неудач не станет искать причины в других, а возьмет всю ответственность на себя.
  6. Позволить подростку быть полезным. Когда ребенок вносит вклад в ту или иную деятельность, у него формируется представление о том, что его мнение тоже учитывается и имеет значение.
  7. Научить ребенка быть дисциплинированным. Если родители будут давать реальные оценки, рекомендации к действию и возможности для проверки себя в той или иной ситуации, ребенок станет задумываться, рассуждать, находить решения проблем, обдумывать последствия поступков, которые может совершить. Такой вид самоанализа крайне необходим для дальнейшего роста.
  8. Поощрять реальные заслуги, достижения.
  9. Дать ребенку правильное представление о неудачах. Важно объяснить, что промахи - не повод для того, чтобы впадать в отчаяние, а стимул совершенствовать себя, свои навыки.

Высокий уровень самооценки у мужчин

Завышенная самооценка у мужчин встречается часто и является проблемой как для самой личности, так и для окружающих. Такой человек привык завышать свои достоинства.

Высокая самооценка определяется по следующим признакам:

  1. Высокое ощущение собственной значимости.
  2. Мужчина совершенно не обращает внимания на критику, даже аргументированную. Мужчине не приходит в голову, что он может в чем-то не разбираться. Он полностью уверен в том, что знает все лучше всех.
  3. Человек может позволить себе насмехаться над теми, кто, по его мнению, не заслуживает уважения.
  4. Потребность в постоянном восхищении своей персоной. Если этого не происходит, мужчина впадает в уныние.
  5. Стремление быть самым лучшим везде и во всем.
  6. Уверенность в собственной уникальности и неповторимости.
  7. Высокий уровень самооценки не дает почувствовать, что такое сострадание. Если это все уже удается сделать, то такое чувство носит кратковременный характер.
  8. Убежденность в том, что все окружающие ему завидуют.
  9. Демонстрация выдуманных достижений, для того чтобы повысить самооценку.
  10. Высокомерное поведение, тщеславие, ярко выраженный эгоизм.
  11. Меркантильные интересы. Завышенные материальные запросы, желания.
  12. Раздражительность, злоба, если кто-то окажется лучше, чем он.
  13. Маскировка своих негативных черт, сторон.
  14. Приказной тон общения. Такие люди часто указывают другим, как и что им делать.
  15. Неумение воспринимать отказы, неудачи. Если ситуация приняла неприятные и непредвиденные обороты, мужчина не знает, что делать. Он становится растерянным и впадает в депрессию.
  16. Чрезмерная обидчивость. Мужчина легко обижается, если не получает должного восхищения своими «заслугами».
  17. Склонность к ругани, скандалам. Такие мужчины очень любят мстить, если кто-то перешел им дорогу.
  18. Чрезмерное самолюбование. Самоуверенные мужчины считают, что они самые привлекательные, и это дает им право пренебрежительно относиться к окружающим людям.
  19. Потребность в полном контроле. Такие мужчины испытывают большую потребность во власти. Им нравится чувствовать себя независимыми. Так они проявляют свою мужскую сущность. В противном случае ощущают себя уязвленными, неполноценными.
  20. Идеализация себя, своей жизни.

Завышенная самооценка у мужчин порождает такую проблему, как постоянное стремление к успеху и всеобщей любви любой ценой. После того как такой мужчина добивается определенного материального положения и занимает высокое место в обществе, он считает свои амбиции удовлетворенными.

Высокая самооценка - это проблема психологического характера. Для решения понадобится много времени и сил. Люди с высокой самооценкой могут обратиться к психологу за помощью, главное, чтобы это было добровольно.

Если у человека завышена самооценка, он может выполнить следующее упражнение:

  • на листе бумаги необходимо записать 10 главных достоинств;
  • каждое нужно оценить по степени выраженности по шкале от 1 до 5;
  • затем следует попросить сделать то же самое своих друзей, родственников;
  • далее полученные результаты сравниваются и анализируются.

Если оценки сильно отличаются, нужно подумать над тем, почему так произошло. Следует постараться определить настоящую причину этих расхождений в себе, собственном поведении, а не в других людях.

Правила для формирования адекватной самооценки

Существует несколько правил для формирования хорошей самооценки:

  1. Значимую роль на пути преображения играет осознание. Важно трезво оценить свои внешние и внутренние данные. Для этого рекомендуется чаще смотреть на себя со стороны. Нужно внимательно проанализировать свои слабые и сильные стороны.
  2. Следует научиться уважать мнение окружающих, ценить их достоинства. Многие из них могут быть отличными специалистами в своей области.
  3. Рекомендуется научиться воспринимать конструктивную критику. Обида - самая неправильная реакция в подобной ситуации.
  4. При выполнении заданий нужно ставить высокие цели, но ни в коем случае не расстраиваться, не паниковать, если что-то пошло не так.
  5. Важно помнить, что у всех есть недостатки.
  6. Самокритика - хорошее лекарство от неверных самооценок. Она полезна для работы над собой и достижения новых результатов.
  7. Рекомендуется стать реалистом. Здесь важно понимание того, что человек не может быть идеален всегда и во всем.
  8. В своей деятельности следует учитывать не только собственное удовлетворение от проделанной работы, но и мнение окружающих.
  9. Важно позволить себе допускать ошибки. Неправильные решения - не катастрофа, а лишь урок на будущее. Следует помнить также о личной ответственности за все последствия.
  10. Не рекомендуется сравнивать себя с окружающими, рассуждать, хороший или плохой человек работает рядом с вами.

Завышенная самооценка делает человека заносчивым, уверенным в том, что окружающие люди что-то ему должны. Индивид делает неадекватные выводы о себе, завышая собственную значимость. Любые отклонения от адекватной самооценки - проблема для человека. Всегда важно трезво оценивать себя , свой потенциал.

Индивид неадекватно оценивает собственный потенциал и переоценивает личные возможности – это завышенная самооценка. Однако далеко не всегда подобная ситуация отрицательна: чрезмерный эгоцентризм, отсутствие уважительности к мнению других, нередко в ней есть и положительные моменты: уверенность в себе и в своих действиях

Впрочем, нередко переоценка своих способностей при развитии неуспеха может оказаться причиной впадения в депрессию, а потому лучше всего ее контролировать.

Завышенная самооценка признаки

Следует отметить более однообразное проявление завышенной самооценки и ее признаков, чем это наблюдается при заниженной самооценке. Прежде всего, речь заходит о развитии неуемной гордыни, являющейся обязательным сопроводительным элементом преувеличенной собственной значимости.

Вот ключевые признаки, характеризующие неадекватно оценивающего себя человека:

  • Уверенность в непогрешимой личностной правоте даже при наличии факторов, убеждающих в обратном.
  • Убежденность в том, что всякая конфликтная ситуация должна завершаться его фразой, вне зависимости от сути такой фразы.
  • Полнейшее отрицание возможности существования обратного мнения и права каждого на свою точку зрения.
  • Уверенность в том, что возникающие проблемы – причина окружения и складывающихся обстоятельств, а не собственных недоработок и недостатков.
  • Неумение приносить извинения из-за уверенности в собственной непогрешимости.
  • Непрекращающаяся конкуренция с окружающими, постоянное стремление быть лучшим, не допускать ошибок.
  • Высказывание своего мнения даже в тех случаях, когда оно никому неинтересно и не важно.
  • Чрезмерно частое употребление «Я» в дебатах.
  • Невосприимчивость к критике в отношении собственной персоны, выражение совершенного безразличия к мнению извне.
  • Впадение в уныние при неудачах, нервозность из-за этого.
  • Предпочтение ввязывания в дела, связанные с трудностями, однако без просчета возможных рисков.
  • Боязнь показать себя нерешительным и беспомощным.
  • Постановка личных интересов на главный план.
  • Склонность к поучениям окружающих даже в мелочах, с переходом на глобальные вопросы.
  • Расположенность к доминированию в разговорах, с постоянным стремлением к тому, чтобы перебивать.
  • Снисходительность в тональности разговора, а просьбы граничат с приказом.

Люди с завышенной самооценкой

Безусловно, что люди с завышенной самооценкой глубоко внутри себя, возможно даже неосознанно, будучи высочайшего мнения о себе, ощущают собой. Нередко их отношения с окружающим социумом неоднозначны и сложны из-за их надменности и высокомерия, а порой даже агрессивности.

При проявлениях завышенной самооценки индивид склонен к самовосхвалению, к подчеркиванию собственной значимости, к неуважительности в отношении других. Цель – самоутверждение за чужой счет, мнение: «Я» лучший, а все остальные ничто».

Чрезвычайная болезненность реакций на всякую мало-мальски значимую критику, восприятие ее с неприкрытой агрессией. Стремление к тотальному превосходству надо всеми и желание признания такого первенства.

Завышенная самооценка причины

Обычно причины завышенной самооценки кроются в неправильном воспитании, когда один ребенок в семье становится средоточием внимания, когда большинство семейных интересов концентрируется на исполнении его желаний. Потворство во всем оказывается причиной искаженного восприятия собственной значимости и собственного «Я», когда человек начинает думать, будто он центр всего мира.

Если говорить о девушке, то ее самооценка соседствует с неприятием социума с доминированием «шовинистов в штанах», с борьбой за личное место в обществе. Также преувеличенной самооценке девушки может способствовать ее незаурядные внешние данные.

Когда говорим о мужчине с неадекватной самооценкой, то речь идет о его безразличии к достоинствам окружающих, о восприятии их «серой массой», неспособной на вынесение собственных суждений, с отсутствием у них приватного мнения. Субъективизм в оценке личной значимости доминирует и мешает правильному восприятию себя в обществе, явление такое принято называть нарциссизмом.
Если обратиться к статистике, то мужчин с подобным «недугом» гораздо больше, чем женщин.

Завышенная и заниженная самооценка

Самооценка – это личное представление индивида о самом себе, о персональных возможностях и о своей роли в социуме. В случае чрезмерной самоуверенности человека говорится о его гиперболизированной самооценке, когда он видит себя ненастоящим, а выдуманным. Реальность воспринимается им через призму собственной преувеличенной значимости.

При неадекватно преувеличенной самооценке человек не считается ни с кем, ни с друзьями, ни с родными, его личным культом становится собственная неординарность. Впрочем, за подобным отношением к миру вполне может укрываться личная неуверенность в своих силах, такое отношение – суть щит от окружающего мира.

Чтобы привести личностную самооценку в норму, весьма желательно придерживаться ряда правил

Беседуя, следует стараться не просто слушать оппонента, но и реально слышать его. Нельзя думать, будто собеседники высказывают исключительно неверные суждения, на самом деле они могут гораздо лучше разбираться в тех или иных отраслях, ведь один какой-то человек в принципе не может быть знатоком во всем. Отказ от принципа недопущения ошибок на самом деле позволяет набраться действительно ценного опыта.

Отказаться от цели доказать кому-либо что-либо во что бы то ни стало. Не удалось добиться желаемого, стоит разобраться в ситуации, а не ввергаться в депрессивное состояние. Важно осознать истинные причины своих неудач, не пытаясь винить в них исключительно социум или внешние обстоятельства.

Во главу угла необходимо поставить тот факт, что идеальных людей практически не существует, и что Вы также не являетесь абсолютным совершенством, обладая, в том числе и недостатками, над осознанием и исправлением которых следует работать, а не скрываться от них.

Когда индивид предельно критичен к себе, проявляется его заниженная самооценка. Проявляется это в принижении личных наработок и достижений, добродетелей и позитивных черт. Заниженная и завышенная самооценка чаще всего родом из детства, когда родители допустили ошибки в воспитании своего ребенка. Заниженная самооценка может оказаться и причиной воздействия на индивида силы окружающего социума, вызывающего уничижительное к себе отношение.

Завышенная самооценка у ребенка

При сформировавшейся завышенной самооценке у ребенка он не замечает своих недостатков, и, думая о своей исключительности, сталкивается с большими сложностями в построении будущих отношений с остальными детьми. Чрезмерная конфликтность и невозможность стойко переносить неудачи, если не удается добиться поставленных целей, отличает детей, имеющих деформированное о себе представление.

Непрестанное восхищение достижениями малыша со стороны родителей или другого значимого для него человека, формируют у него переоценку собственной значимости, что при попадании в среду сверстников может оказаться причиной возникновения проблем с будущей социализацией. В один прекрасный момент из «самого-самого» такой ребенок может превратиться в «одного из многих», что чаще всего тяжело им переносится. В результате завышенная самооценка резко переформатируется в заниженную, вызывая психическое потрясение, и оказываясь основанием для разрастания внутриличностного конфликта.

Из-за завышенной самооценки ребенок будет страдать от идеализации собственного «Я», от неадекватной оценки личного потенциала. Он станет отвергать на эмоциональном уровне все то, что будет нарушать его взгляд на самого себя. Как следствие – искривление реальности и отношение к ней исключительно через призму эмоций, откуда сложности в общении.

Что предпринимать, когда у ребенка наблюдаются признаки завышенной самооценки? Непреложно значение родительского отношения ко всему тому, что делает ребенок, важна поддержка родителей, их одобрение. Впрочем, похвалы должны звучать в правильный момент, ведь в отдельных случаях похвалы излишни, особенно когда малыш добился неких результатов, не затратив на это собственных физических, умственных усилий.

Не нужно нахваливать внешнюю пригожесть ребенка, ведь это не его заслуга, что он родился красивым. Одним словом, гипертрофированное превознесение может оказаться причиной формирования неадекватно преувеличенной самооценки, а значит, генерировать будущие проблемы с процессом социализации и развитием межличностных взаимоотношений.

Завышенная самооценка предполагает аномальный эгоизм и стремление к идеалу во всех начинаниях со стороны человека. Такие люди редко могут найти близкого по интересам партнера, потому что обычно вызывают раздражение и гнев со стороны окружающих. Под внешней маской успешного и независимого человека можно обнаружить ранимую и неудовлетворенную собственной жизнью личность.

Психологической нормой является наличие адекватной самооценки, когда человек адаптированно воспринимает окружающих людей и жизненные ситуации. Каждое разочарование в жизни и отклонение от заданной цели подвергает таких эгоистов в затяжную депрессию. Завышенная самооценка, как и заниженная, требует обязательной корректировки со стороны специалистов.

Признаки завышенной самооценки

Выявить признаки завышенной самооценки у оппонента можно, если понаблюдать за ним со стороны во время встречи или разговора. Психология личности такого человека подразумевает наличие определенных черт в характере:

  • Собственная правота и наличие единственного правильного мнения и решения любой задачи - главный аргумент в любом диалоге. Варианты оппонента им не воспринимаются, даже если имеют четкое обоснование и обширную доказательную базу. Для таких людей принятие чужой точки зрения при наличии собственной равносильно предательству себя самого.
  • Во время конфликта или спора человек с завышенной самооценкой не оставляет без комментария ни одной фразы или действия с противоборствующей стороны. Для него крайне важно оставить последнее слово за собой, при этом исход спора или конфликта не имеет значения.
  • Ярко выраженное собственное мнение исключает наличие любого другого. Даже если такой человек вслух соглашается с другим, то в мыслях он все равно уверен в своей правоте.
  • Проблемы в делах, работе, в быту и во всех остальных сферах никогда не происходят по его вине. Всему виной обстоятельства и окружающие.
  • Люди с завышенной самооценкой никогда не признают своей вины до конца. Им крайне тяжело полностью осознать проблему, разобраться в причинах и извиниться перед оппонентом.
  • Вся жизнь человека с высокой самооценкой построена на бесконечных соревнованиях и конкурентных гонках. Это происходит среди приятелей, коллег, случайных знакомых и даже родственников. Всегда важно оставаться лидером и быть на несколько пунктов выше окружающих. Как только появляется более успешный человек в каком-то вопросе, то он неминуемо становится соперником.
  • В процессе разговора часто проскакивает местоимение "Я". Создается впечатление, что собеседник явно перетягивает одеяло на себя.
  • Он всегда старается четко обозначить свою позицию и высказать мнение, даже если на это нет никакого обоснования и оно никому не интересно.
  • Не приемлет критику в свой адрес. Любое нелицеприятное мнение в его сторону, хоть и обоснованное, вызывает недовольство и отрицание. Критикующая персона становится ему неприятной.
  • Наличие завышенной самооценки не допускает промахов и неудач, стремление к идеалу во всем становится главной целью в жизни.
  • Поражение или частичная неудача в задуманном деле повергает в ступор, вызывает раздражительность и депрессивное поведение.
  • Часто идет на риски, выбирая самые трудные пути решения. В поисках очередной непосильной задачи, порой даже не изучает до конца все требования и обратную сторону медали.
  • Самое страшное для этого человека - показать истинное нутро, которому не чужда боль, страдания, неудачи и т. д. Быть беззащитным и неуверенным в себе для него просто непозволительно.
  • Личные интересы, развлечения и желания всегда стоят на первом плане, интересы партнера не имеют значения.
  • Наблюдается склонность учить окружающих чему угодно.
  • Очень любит говорить и чтобы его внимательно слушали в этот момент. Сам же крайне редко выступает в роли слушателя, только если ему это выгодно. В разговоре всегда перебивает и невнимателен по отношению к своему собеседнику.
  • Тон разговора можно охарактеризовать как высокомерный. Просьбы и пожелания больше походят на приказы.

Таким образом, можно утверждать, что люди с завышенной самооценкой не могут дать адекватную характеристику себе и своим поступкам. Возвышая себя над окружающими, они часто сталкиваются с одиночеством и непониманием. Это приводит к агрессии и конфликтам в социальной среде. Повышенное внимание к своей личности, нежелание принимать иные точки зрения и вызывающее поведение не могут остаться незамеченными. Общаться с таким человеком довольно тяжело.

Высокое самомнение постоянно подталкивает к непревзойденности. У окружающих нет другого выбора, как только восхищаться и преклоняться, выражая тем самым одобрение и похвалу любому его действию.

Причины

Причины завышенной самооценки чаще всего уходят корнями в детство. Наиболее подвержен ей единственный ребенок в семье. В процессе роста и развития у него отсутствует конкуренция среди братьев и сестер. Каждый поступок получает одобрение и похвалу среди родных. Сам того не понимая, малыш стремится заслужить как можно больше похвал в свой адрес даже без объективных причин. Нет никого лучше - только он способен порадовать близких. Представление о себе значительно выше, чем есть в реальности. Первые проблемы с восприятием возникают при выходе в социальную среду, это может быть школа, институт, спортивная секция, работа и пр.

Существует и другой механизм развития данного психического явления, когда высокое самомнение является защитной реакцией от окружающего мира и родственников в том числе. Наличие детских страхов и комплексов, привитых родителями или сверстниками, подталкивают ребенка замкнуться в себе. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте, когда происходит окончательное формирование личности. В этот момент подросток пытается что-то доказать окружающим и продемонстрировать свою уникальность и непревзойденность. Часто берется за непосильные задачи и, не получив желаемого результата, замыкается в себе с еще большей силой, выражая агрессию.

В зрелом возрасте самооценка резко может повыситься на работе, например, когда девушка приходит в штат сотрудников, где одни мужчины или их большинство. На ней сосредоточено много внимания, она получает массу комплиментов по поводу и без. Восприятия себя самой искажается. Появляется внутреннее убеждение, что в обычной жизни будет так же. Она начинает требовать внимания к себе в кругу друзей и близких. Сталкиваясь с конкуренцией среди подруг или посторонних девушек, когда шансы на произведение первого впечатления уравниваются, возникает дискомфорт и желание доказать, что только она достойна повышенного интереса.

Развитию высокого самомнения способствует одномоментный успех или популярность. На работе частая похвала со стороны руководства или повышение превозносит личность на несколько уровней выше остальных сотрудников. Ощущение непревзойденности быстро поглощает разум, и человек постепенно приобретает такие качества, как высокомерие, эгоизм и самолюбование. Этот механизм развития в психологии называется синдромом "звезды". Успех заканчивается, спрос на услуги снижается, популярность угасает, а желание быть выше всех остается. Такой человек начинает проявлять агрессию и требовать прежнего отношения, ничего не делая для этого.

Положительные и отрицательные стороны

С научной точки зрения, завышенная самооценка является отклонением от нормы. Считается, что для оптимальной социальной адаптации необходимо адекватное восприятие самого себя. Каждый, имеющий подобный недуг, должен стремиться к избавлению от негативных личностных качеств. Но существует и иная точка зрения, когда психологи рекомендуют пользоваться полученными в процессе развития качествами, добиваясь больших высот.

Завышенная самооценка имеет определенные преимущества и недостатки. Рассуждая на тему, хорошо или плохо быть эгоистом, на каждый ответ найдутся свои сторонники, т. к.это относительное понятие. Многие люди с явными признаками эгоизма стали успешными и известными личностями.

Преимущества

У людей с завышенной самооценкой есть вера в себя и свои намерения. Выраженная амбициозность позволяет браться за самые смелые проекты и добиваться высоких результатов в карьере. Руководители больших холдингов часто склоняются в сторону амбициозных молодых людей, т. к. за счет их смелости и решительности можно получить немало пользы. Такие личности любят себя, обычно приятно и опрятно выглядят.

Высокое самомнение постоянно подталкивает таких людей развиваться и добиваться все новых вершин. Нежелание признавать негативную критику не мешает идти к намеченной цели и совершать только те поступки, которые им самим кажутся более целесообразными. Недоверие к окружающим позволяет избегать в жизненных ситуациях лукавых завистников и недоброжелателей.

Недостатки

Переоценка своих возможностей нередко приводит к разочарованию и другим негативным последствиям. Неадекватное восприятие ситуации и нежелание принимать стороннюю точку зрения приводит к конфликтам. Грандиозные планы и предвкушение желаемого результата заставляют таких людей впадать в депрессию. Частые смены настроения и импульсивность отрицательно сказываются на построении межличностных взаимоотношений. Чаще всего такие личности являются карьеристами и не считаются с мнением коллег, им тяжело работать в команде.

В личной жизни при построении любовных отношений люди с завышенной самооценкой чаще терпят неудачи. Им легче быть одиночками, а наличие рядом партнера осложняет развитие событий. Крайне тяжело найти человека, который будет во всем потакать и бесконечно восхищаться и поддерживать эгоиста.

Справиться с завышенной самооценкой можно самостоятельно или посещая психолога. Развитие подобного состояния в раннем детстве тяжело скорректировать до адекватного восприятия, потому что человек не умеет жить иначе. Необходимо избавить личность с высокой самооценкой лишь от тех качеств, которые мешают адаптации в социуме.

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой? " Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная — недооценивание собственных сил;
  • завышенная — переоценивание собственных сил;
  • нормальная — адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всём окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита — это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот — апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или, наоборот — страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обострённое чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.

Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они" . Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счёт других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период. Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период. Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям, и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребёнка.

Единственный ребёнок в семье , когда всё внимание сосредоточено на нём, всё только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребёнка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нём проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть ". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И, наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нём несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель , которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребёнку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом" . Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива — убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространённых причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребёнка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определённые стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это всё проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка — не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнёте видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнёте взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.

    Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своём теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.

  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.

Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по-своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это даёт реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чём причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации — они видятся по поступкам.

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь.

Что это значит?

"Иметь" — это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" — это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" — ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознаётся, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путём взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путём идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому — уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!