Духовная сфера в жизни общества: описание основных элементов. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя

Дух – дуновение, дыхание, душа.

Духовная жизнь людей – для религиозного мировоззрения это жизнь в вере, что делает человека подлинно духовным. Только верующий человек способен усваивать и развивать в себе духовные качества сферы жизни.

В светском мировидении духовность – это способность жить не только под влиянием естественных потребностей, но и с ориентацией на идеалы и нравственные нормы. В философии нового времени понятие духа давалось в рациональных и иррациональных ипостасях.

В рационализме определяется одна сторона духа – разум, сознание (Геккель, Декарт).

В иррациональном – воля, воображение, интуиция (Шопенгауэр, Ницше).

Носитель духа (по философам) – душа.

В современной литературе духовная жизнь общества – жизнь людей, связанная с сознанием, является одним из важнейших элементов жизни общества.

Обычно в духовной жизни есть духовная деятельность, духовное производство, духовное потребление и усвоение.

Духовная жизнь общества немыслима без духовной сферы жизни общества. Это такая сторона жизни общества, которая связана с производством духовных начал, функционированием специальных институтов, в которых создается, и распространяются духовные ценности.

В духовной сфере создается и распространяется информация необходимая для осмысленной жизнедеятельности людей. В ней производятся знания формирующие ценности и идеалы, складываются ценностные установки.

При этом духовная сфера – не только духовное производство, но и сфера формирования духовных потребностей, распространения и потребления духовных ценностей.

В духовной сфере выделяют науку, искусство, религию, мораль, образование, воспитание.

Наука – такой специализированный социальный институт, связанный с производством, хранением и распространением новых знаний о природе, обществе, человеке, способах получения знаний, и их использование в общественной практике.

Искусство – специализированный институт эстетического мастерства, художественного творчества.

Идеология – совокупность идеалов идей, взглядов которые выражают интересы и позиции отдельных групп людей в общественных делах. Она бывает классовой, национальной, политической, религиозной и т.д. Она концептуализирована т.е. представляется в творческом виде либо в форме призывов.

Религия – мировоззрение и мироощущение и связанное с ними поведение, основанное на вере в существование Бога.

Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

Образование – Социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей, складывающийся под влиянием духовных ценностей и знаний.

Воспитание – воздействие общества на развивающегося индивида, его цель – раскрытие и проявление дарований или сдерживание негативных задатков данного индивида.



Культура – способ созидательной деятельности общественного человека, «надприродный» способ накопления и передачи человеческого родового опыта его оценивания, и осмысления, то, что выделяет человека из внешнего мира. При этом культура включает и саму деятельность, и ее продукты.

Художественная культур а - это особый вид художественного освоения мира, умение создавать творения, воплощающие в себе художественную образность.

Политическая культура – мастерство оптимально действовать в области политических отношений.

Процесс приобщения к культуре новых поколений, процесс преобразования общества происходит постоянно. Нужно овладеть профессиональными знаниями для развития общества в этом направлении. В этом главная роль образования.

Образование – система образовательных учреждений (дошкольных, средних, высших, дополнительных, профессиональных). Оно может быть государственным, домашним и т.д. Образование - это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков необходимых в их жизнедеятельности.

Оно содержит в себе национально-специфические черты, использует разные приемы и методы педагогической деятельности.

Черты современного образования:

1. Демократичность – равный доступ.

2. Интегративность – охватывает весь жизненный период.

3. Всеобщность – объединение различных образовательных стадий и структур.

4. Гибкость – использование различных форм, средств и методов обучения и т.д.

Центральная фигура образования – учитель, но сегодня идет поворот в сторону информационных технологий (компьютер, видео).

Самообразование – способность человека приложить усилия для формирования знаний и умений, нужных в сфере жизни общества. Для этого надо желание к его получению, для этого используется медиатехнологии, литература, и т.д.

Большую роль в образовании и самообразовании играет наука как специализированный социальный институт, связанный с производством, хранением и распространением новых знаний, представляет собой конкретный вид рациональности.

Рационализм – стремление понять мир разумом, желание преобразовать его в соответствие с разумом. Это здравое мышление душой.

Рационализм противоположен интуитивизму и иррационализму.

Интуитивизм - это непосредственное постижение мира на основе проницательности или предшествующего опыта без логического объяснения.

Иррационализм – основным средством считают веру, откровение, озарение и т.д.

Будучи элементом духовной жизни общества, наука – это деятельность по производству новых знаний, обладающих объективной значимостью.

Впервые наука возникла очень давно. Есть четыре этапа развития:

1. Романтический 15-18 век

2. Классический 19-нач.20 век

3. Неклассический (⅔ 20 века)

4. Постнеклассический (последняя треть 20 века)

В романтический период наука перестает быть любительской и становится профессией.

В классическом периоде она преобразуется по образцу главной науки того времени (механики) создаются сциентические теории. Научные достижения начинают использоваться обществом.

В неклассическом происходит зарождение большой науки. Создание теории относительности, ядерной физики. Наука пошла в быт.

В постнеклассический происходит развертывание большой науки, формирование новых идей, появление новых наук – синергетики в которой природа, общество и человек рассматривают как частные случаи самоорганизации сложной системы. Дается новое понимание Хаоса и порядка. Показана творческая роль случайности.

Наука становится всесторонним предметом опеки государства.

С середины 20 века в мировую науку начал внедряться аксиологический (ценностный) момент – лишь та наука приемлема, обеспечивает сохранение и будущее человеческого рода.

Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, научные знания, моральные нормы и т.д.), способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить и развивать духовный мир человека. Через эту сферу идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и осмысленного отношения к нему.

Духовная жизнь общества представлена тем, что составляет духовное содержание общественной жизни в данную эпоху, отражая экономические, исторические, географические, национальные и др. особенности развития общества.

В ходе исторического развития философской мысли сложилось два основных подхода к ее пониманию: философы-идеалисты (Платон, Гегель, французские просветители, Кант и др.) считали, что духовное бытие людей определяет все стороны их жизни, в т.ч. – материальную («Идеи правят миром»); марксистская философия исходит из принципа первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, относя духовные явления к сфере надстройки общества.

Последний подход позволяет понять, что генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая сторона отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира.

Вместе с тем создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает относительной самостоятельностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку, в конечном счете, это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

В то же время духовная жизнь общества находится в постоянном взаимодействии с другими сторонами общественной жизни. Ее структура весьма сложна и включает в себя следующие взаимодействующие компоненты:

духовные потребности людей – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные и др.;

духовное производство – духовная деятельность в различных областях культуры, связанная с удовлетворением развивающихся духовных потребностей;

духовные ценности – научные идеи, художественные образы и т.д. как результат различных отраслей духовного производства и средство удовлетворения духовных потребностей;

духовное потребление – усвоение духовных ценностей общества через систему воспитания, образования, духовного саморазвития человека;

духовные отношения между людьми и большими социальными группами (познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения по обмену духовными ценностями и опытом);

социальные институты в сфере духовной культуры , которые осуществляют производство, распространение и хранение духовных ценностей (картинные галереи, музеи, научные учреждения, библиотеки, театры, институт СМИ и т.д.).

В результате функционирования всей духовной жизни формируется общественное сознание – общее массовое сознание духовного опыта людей данного общества, возникающее из их общественной практики.

Сознание как стержень духовной сферы можно дифференцировать по разным основаниям.

По своему носителю , субъекту, сознание делится на индивидуальное и общественное (сознание общества). Индивидуальное сознание – духовный мир каждого отдельного человека (чувства, знания, интересы), основу которого составляет индивидуальное самосознание и которое складывается на основе личного опыта, непосредственных условиях жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, воспитания, образования. Индивидуальное сознание содержит все черты, присущие данному человеку, а также включает и то общее (знания, идеалы, оценки, стереотипы и т.д.), что свойственно тем социальным группам, народу в целом, к которым он принадлежит, и что приобретается им в процессе социализации.

В результате складывается общественное сознание, которое находит свое выражение во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не равно их простой сумме.

Общественное сознание – относительно самостоятельная духовная реальность, оказывающая огромное влияние на каждого человека. Оно – своего рода надындивидуальный коллективный ум, который отражает действительность гораздо глубже и всестороннее, чем отдельные индивиды.

Общественное сознание представляет собой то общее, что возникает в сознании множества индивидов, потому что они живут в общих социальных условиях и в процессе коммуникации обмениваются идеями, мнениями, духовным опытом. Идеи отдельного человека могут стать фактом сознания общества, когда они обретают общественную значимость.

Таким образом, общественное и индивидуальное сознание находятся в диалектическом взаимодействии, оказывая взаимное влияние и дополняя друг друга.

Общественное сознание подразделяется на два уровня в зависимости от глубины отражения действительности и степени системности – обыденное и теоретическое.

Обыденное сознание – стихийный, бессистемный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни, который имеет практическую направленность, эмоционально окрашено и формируется под воздействием труда и быта.

Теоретическое сознание – системное, рационализированное отражение (объяснение) явлений действительности на уровне их глубинной сущности и закономерности, которое разрабатывается профессиональными учеными, социальными мыслителями.

Частичными аналогами обыденного и теоретического сознания являются общественная психология и идеология, которые не только отражают явления действительности, но и выражают оценочное отношение к ним. Доминирующим в из разграничении является не само по себе знание о действительности, а отношение к действительности, связанное с потребностями конкретных социальных субъектов (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, мыслей, привычек, традиций, возникающих на основе социальных групп и общества, в которые входят люди. В ее составе формируются: разнообразные интересы, ценностные ориентации, социальные установки, представления о будущем, о смысле жизни, счастье и т.д. В общественную психологию включается и коллективное бессознательное.

Общественная психология представляет собой форму так называемого массового сознания – широкой совокупности идей, чувств, представлений, иллюзий, которые вырабатываются в процессе общения людей между собой и отражают все стороны общественной жизни, доступные массам и способные вызвать их интерес. Массовое сознание получает выражение в различных видах массовой культуры и средствах массовой коммуникации. Массовая культура в основном усредненная, стандартизированная, развлекательная, ориентированная на потребительское сознание и сиюминутные запросы людей.

В целом общественная психология – это эмоционально-переживательное отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме их умонастроений. Она может формироваться как стихийно, так и целенаправленно, манипулируя общественным мнением, чем пользуются некоторые идеологи.

Важной чертой теоретического сознания является идеология: теоретическое сознание, кроме нее, включает и естественнонаучные знания.

Идеология есть совокупность теоретически разработанных взглядов, в которых дается объяснение и оценка социальных явлений, событий, проблем с позиции интересов определенных социальных групп (классов, слоев, наций, политических партий и движений). С этих позиций идеология в теоретической форме выражает потребности общественного развития, предлагает способы решения назревших противоречий, выражает взгляды на смысл происходящего, обозначает идеалы общества и пути их достижения.

Идеологии различаются по своей роли в обществе и по своим формам. Особо значимы идеологии религиозная, политическая и правовая. Они создаются сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. В то же время в идеологии могут отражаться также общечеловеческие интересы, интересы других слоев, что расширяет ее социальную базу, позволяя, в том числе, манипулировать общественным сознанием и создавать ложный образ реальности. Поэтому нужно различать понятия «идеология» и «наука».

Влияя на общественную психологию, идеология в то же время учитывает массовые умонастроения людей данного общества.

В рамках рассмотренных выше двух уровней общественного сознания выделяют также его формы: экономическое, политическое, правовое, моральное, религиозное, научное, философское и др. В современном обществе идет постоянное вызревание новых форм общественного сознания, например, экологическое, шоу-сознание… Формы общественного сознания различаются: по предмету, способу отражения действительности, по характеру ее оценки; по потребностям, которые они удовлетворяют, а также по той роли, которую они играют в жизни общества.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения будут такие формы общественного сознания, как наука, играющая ведущую роль в современном обществе, а также мораль, искусство и религия как важнейшие способы духовно-практического освоения мира человеком.

ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ДУХОВНАЯ - относительно самостоятельная область обществ. жизни, основу к-рой составляют специфич. виды специализированной духовной деятельности и обществ. отношений, регулирующих духовную и функционирование обществ. сознания. Традиционно использовавшееся в качестве описательного понятия Ж.о.д. охватывало совокупность духовных процессов в об-ве как внутренне расчлененном совокупном субъекте. Его место и роль в теоретич. социологии устанавливается в соотнесении с категорией "обществ. сознание": в отличие от обществ. сознания, представляющего собой совокупность духовных процессов, т. е. прежде всего состояний сознания, в понятии Ж.о.д. внимание акцентируется на процессах взаимодействия коллективного и индивидуального носителей сознания и соответственно на исторически меняющихся обществ. формах организации духовной деятельности и функционирования ее продуктов. Центральным пунктом исследований Ж.о.д. в социологии являются свойственные ему обществ. отношения, выступающие в качестве условий, обществ. форм и рез-тов духовной деятельности (поскольку они ею воспроизводятся). Теоретич. основой исследований Ж.о.д. стали выводы об историч. типах и формах духовного общения, об историч. отделении умственного труда от физич., о неразрывной связи обществ. сознания с его носителями (этносами, классами, обществ. движениями и группами), а также проведенный еще К.Марксом взаимосвязей духовного и материального производства, духовного производства и духовного потребления и их роли в воспроизводстве об-ва и человека. В марксистской социологич. теории значительное внимание уделялось обоснованию классового (по содержанию и формам организации) характера Ж.о.д., раскрытию возможностей контроля экономически и политически господствовавших классов за духовным производством и превращением интересов, идеалов, ценностей и норм в общезначимые. В структуру Ж.о.д. включаются: а) процессы духовной деятельности: производства, распространения и усвоения обществ. сознания в общественно организованных формах; б) обществ. отношения (в т.ч. и институализированные) между субъектами духовной деятельности; в) обществ. сознание. Обществ. сознание - это содержательная сторона Ж.о.д., а отношения, ин-ты предстают как способ детерминации и условие его функционирования. Основные направления исследований Ж.о.д. включают анализ ее историч. типов, разработку теории ее функционирования, изучение организации и эффективности систем воспитания, образования. Развернулись исследования форм и механизмов духовного общения (включая массоЛит: Уледов А.К. Духовная общества. Щ 1980; Духовное производство: социально-философский лиз проблемы духовной деятельности. М., 1981; Дух,-сфера социалистического общества. М., 1987; Горшков МТ Общественное мнение: история и современность. М., 1988

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ДУХОВНАЯ" в других словарях:

    ЖИЗНЬ - ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений. || Физиологическое… … Толковый словарь Ушакова

    жизнь - сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? жизни, чему? жизни, (вижу) что? жизнь, чем? жизнью, о чём? о жизни; мн. что? жизни, (нет) чего? жизней, чему? жизням, (вижу) что? жизни, чем? жизнями, о чём? о жизнях 1. Жизнь это особая форма… … Толковый словарь Дмитриева

    жизнь - и; ж. 1. Особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ. Возникновение жизни на земле. Ж. растительного мира. Законы жизни. // Совокупность… … Энциклопедический словарь

    ЖИЗНЬ - ЖИЗНЬ, и, жен. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни. 2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому н.… … Толковый словарь Ожегова

    ЖИЗНЬ - Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия

    ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

    Духовная цензура в России - Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства … Википедия

    Духовная жизнь нации - особая форма жизнедеятельности и самовыражения национальной (этнической) общности, отражающая экономические и естественно исторические основы ее существования. На каждом этапе своего развития нация, опираясь на накопленный предшествующими… … Экология человека

    Духовная иерархия - Великая цепь бытия, 1579 год Духовная Иерархия (от др. греч … Википедия

    Жизнь социальная - совокупность многообразных видов и форм совместной деятельности людей, направленной на обеспечение условий и средств существования, реализацию потребностей, интересов, ценностей. «...Что такое жизнь,спрашивал К. Маркс,если она не есть… … Социологический справочник

Книги

  • Духовная жизнь российского общества и формирование личности юриста. Монография , Ксенофонтов В.Н.. Рассмотрено влияние духовной жизни современного российского общества на формирование личности юриста. На основе системного подхода авторы дают теоретико методологический анализ феномена…

Духовная жизнь общества – нематериальная сфера жизни общества. Духовная сфера включает в себя: духовные отношения, организации и социальные институты, которые создают духовные ценности: религию, мораль, право, философию, искусство, этику, эстетику.

Одной из сторон духовной жизни общества является общественное сознание – это совокупность взглядов и представлений людей, духовная жизнь данного общества. Носителем общественного сознания может быть как отдельный человек, так и социальная группа (например, политическая партия). Общественное сознание может быть направлено на любые сферы жизни общества, от политики до искусства – человек может иметь представления и мнения о любом объекте. Выделяют уровни общественного сознания:

Бытовое сознание – это жизненно-практический опыт человека, то, как человек воспринимает окружающий его быт и бытовую деятельность;

Нравственное (этическое) сознание – представление общества о морали; система нравственности человека;

Религиозное сознание – религиозные взгляды и представления человека;

Политическое сознание – идеи, которые выражают политические интересы социальных групп, наций и государств;

Эстетическое сознание – восприятие прекрасного, красоты и искусства. Эстетика – это чувственное восприятие человеком творчества и эталонов красоты;

Научное сознание – форма деятельности людей, которая направлена на познание природы и человека с помощью научных методов (экспериментов, анализа, синтеза, гипотез и т. д.);

Философское сознание – изучение мышления человека и способов познания, познание окружающего и закономерности развития мира. Основные вопросы, которые пытаются решить философы: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир.

Культура (от лат. – возделывание, воспитание, образование) – система исторически развивающейся человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей свободную самореализацию личности. Культура не может существовать без общества, поскольку она сама создается людьми и развивается под воздействием общества. Культура и ее элементы: религия, право, искусство, наука, философия, мораль, эстетика и этика.

В философии понятие «культура» появилось в эпоху Просвещения. Тогда она понималась как этап в развитии общества, характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Культура противопоставлялась природе и варварству первобытного общества.

В рамках аксиологического подхода культура стала рассматриваться как «система ценностей». Теоретики марксизма трактовали культуру как совокупность материальных (архитектура, живопись, скульптура, предметы быта, оборудование, транспортные средства) и духовных ценностей поэзия, еатр, образование, язык, правила и нормы).

В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.

Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.

Сферы общественной жизни

Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной

жизни. Наше общество - невероятно сложная организованная система жизнедеятельности . И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.

Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них - это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.

Независимо от направленности, она включает в себя следующее:

  • ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д.);
  • социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д.);
  • сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.

Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:

  • социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д.);
  • экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
  • политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д.);
  • духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д.).

Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.

Духовная подсистема социума

Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию , так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека .

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.

Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд , но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность - познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте - это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль - она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль - это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия - говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука - под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой - деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование - этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство - в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура - она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность .

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель - это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.