Что такое байпас и зачем он нужен: изучаем функциональные особенности и правила установки. Обводная линия и обходной маршрут Обводная линия

Через байпас в системе отопления современного дома монтируют все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт подключаемого к магистрали оборудования. А еще повышает эффективность и экономичность обогрева, что совсем неплохо, не правда ли?

Хотите добавить в систему отопления байпас, но не знаете как это правильно сделать? Мы поможем вам справиться с задачей – в статье рассмотрено предназначение этого элемента отопительной системы и ключевые моменты его монтажа.

Байпас, или байпасный обвод – это трубопровод, который служит для организации протока теплоносителя в обход определенного участка отопительной магистрали, либо параллельно ему.

Чаще всего на этом участке установлено какое-либо оборудование. Один конец обводной трубы подключают к подводящему патрубку, второй – к отводящему.

Между байпасом и входным отверстием огибаемого прибора устанавливают запорную арматуру. Она позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество поступающей к устройству жидкости.

Для возможности полного отключения оборудования устанавливают кран и на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.

Галерея изображений

Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного – шарик плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.

Неприятным сюрпризом стал для пущинцев новый этап работ «Тепловодоканала». На еще одной части Арбата появилось препятствие для прохода - создается наружная обводная линия. О причинах, планах и сроках высказался директор «Тепловодоканала» Альберт Рябов.

Для многих пущинцев жизнь разделилась на «до» и «после» или, вернее, их путь - на «перед» и «потом». Временной линией перегорожена главная улица города. Причина тому - замена основной магистрали горячего водоснабжения, трубы в которой давно отработали свой нормативный срок.
Альберт Рябов, директор МУП «Тепловодоканал»: "Правительством Московской области выделены деньги на замену этих труб. Проводятся сейчас конкурсные процедуры с целью замены этой трассы. Чтобы не отключать жителей от горячего водоснабжения и, соответственно, отопления, прокладывается наружная сеть обводная, к которой будут подключены все микрорайоны, все дома. После этого будет вскрытие Арбата и замена подземной теплотрассы. К весне трубы наружной прокладки будут убраны полностью. И восстановлено покрытие на Арбате".
Среди звучащих от пущинцев вопросов лидирует следующий: «Почему работы проводятся под зиму?»
Альберт Рябов, директор МУП «Тепловодоканал»: "Собственно, это не принципиально, когда выполнять такие работы. Что зимой, что летом - обводную линию все равно строить".
Ответ на один из извечных вопросов «Что делать?» каждый ищет сам. Находились те, кто, рискуя получить травму, пробирается под или, что хуже, над установленными на плиты трубами. Недавно напротив магазина был организован переход. Но вскоре у горожан останется только один путь - обходить препятствие. Скорее всего, конструкцию придется убрать из-за котлована. Но, как поясняет Альберт Рябов, всё будет зависеть от производства работ.
Альберт Рябов, директор МУП «Тепловодоканал»: "К сожалению, при работе по замене этой сети перейти эту сеть будет невозможно. Поскольку, во-первых, обводная линия достаточно высоко стоит от земли это метр 10 от земли, но еще будет вскрыта широкая часть Арбата, широкая часть дорожки. Полностью. Там будет очень крупный котлован во всю длину Арбата, и перейти через котлован и, соответственно, еще и трубы невозможно. При этом надо понимать, что еще необходимо обеспечить проход техники. То есть если строить какой-то мост, он должен быть выше проходящей техники, то есть на выпоте порядка 4 метров".
Стоимость одного такого перехода, который потом нельзя будет использовать больше нигде, оценивается в 500-700 тысяч рублей, это, по мнению директора, не адекватно неудобствам. Устройство П-образной арки стоит около 300 тысяч рублей, и все равно останется проблема преодоления котлована. Поэтому, по мнению Альберта Рябова, вывод один - препятствие нужно обходить.
Альберт Рябов, директор МУП «Тепловодоканал»: "Да, это вызовет большое количество нареканий, однако город маленький, и микрорайон невелик, и обход в 300-400 метров не должен вызывать особенных каких-то нареканий".
Первый вариант обхода - близ бывшего магазина «Стекляшка». Закончится линия около сквера Кузнецова.
Альберт Рябов, директор МУП «Тепловодоканал»: "Как раз напротив поля около гостиницы она будет нырять под землю, то есть придется обходить до этого поля".
Директор «Тепловодоканала» полагает, что ситуация с обводной линией продлится около трех месяцев. Срок «к весне» касается всего комплекса работ, обводная линия будет убрана раньше, как только запустят замененную теплосеть.
Альберт Рябов, директор МУП «Тепловодоканал»: "Весной эту будет убрано только потому, что восстановительные работы по покрытию на Арбате нельзя делать зимой, нельзя делать в морозы. Морозы и зима не помешает засыпать котлован обратно и, соответственно, засыпать его щебнем. То есть, фактически, скорее всего, зимой уже будет покрытие в виде щебня на Арбате, то есть можно будет ходить".
Отнестись к обходному пути как к возмутительной проблеме или как к дополнительной возможности пройтись по городу? Каждый сам выберет ответ на этот вопрос. Альберт Рябов обратился к пущинцам с просьбой терпимо отнестись к ситуации.
Альберт Рябов, директор МУП «Тепловодоканал»: "Далеко не всем городам и не всегда выделяют такие крупные средства на такие крупные замены, и я полагаю, что можно потерпеть неудобства по замене данной сети. Всем могу сказать, что у меня тоже ребенок учится в гимназии, и мы ежедневно ходим по этому Арбату".
«Тепловодоканал», который сейчас стал для пущинцев одновременно символом и недовольства, и надежды на тепло, призывает с пониманием отнестись к сложившейся ситуации. А о том, что не бывает больших дел без больших трудностей, говорил еще Вольтер.

Диана Ларионова, Андрей Михайлин, «ТВС Пущино»

Даже самые незначительные сбои в работе инженерных коммуникаций потенциально могут перерасти в острые проблемы и, как результат, стать причиной серьезного дискомфорта для всех домочадцев. Именно поэтому осмотрительные хозяева стараются всеми силами предупредить подобные неудобства, устанавливая в своих жилищах разного рода вспомогательные устройства. Один из них – байпас, активно эксплуатирующийся в системах и . О нем далее и пойдет речь: разберемся, что это за приспособление, каковы принципы его работы, в чем его плюсы и зачем он нужен. А напоследок расскажем и покажем видео, как выполняется установка байпасного клапана своими руками.

Конструкция и принцип действия

Конструктивно байпас представляет собой трубу-перемычку с запорно-регулирующей арматурой. Его главная задача – создавать параллельный поток рабочей жидкости в обход определенного прибора инженерной системы. Иными словами байпас создает обводную линию.

Принцип работы устройства чрезвычайно прост: при нормальном функционировании системы отопления или водоснабжения перемычка свободно пропускает через себя поток жидкости, но как только этот поток необходимо ограничить, запорный элемент байпаса закрывается, и жидкость начинает проходить в обход определенного отрезка системы. Такая блокировка возможна за счет разницы диаметров самого байпаса и подводящей трубы – первый всегда меньше второго.


Размещение байпаса

Использование байпаса дает немало преимуществ. Во-первых, существенно упрощается обслуживание систем отопления и водоснабжения. Во-вторых, при большом количестве батарей отопления увеличивается общее КПД системы и уменьшаются расходы энергии. В-третьих, исчезает проблема завоздушивания труб и батарей из-за их разгерметизации. В-четвертых, появляется возможность использовать оборудование даже в нештатных и аварийных ситуациях. Как все эти преимущества становятся реальностью? Выясним, познакомившись с особенностями применения перемычек в разных инженерных системах. Но перед этим узнаем, какими бывают современные байпасы.

Разновидности байпасов

Байпасы классифицируют по двум критериям:

  • тип запорной арматуры;
  • назначение.

По первому признаку различают два вида байпасов:


Важно! Автоматический байпас с клапаном можно устанавливать только в тех системах отопления и водоснабжения, где используется исключительно чистый носитель – окалина, накипь, ржавчина и другие грязные примеси при попадании на клапан могут спровоцировать его деформацию, вследствие которой запорный механизм перестанет полностью закрываться.

Исходя из назначения, байпасы делятся на:

  • радиаторные – устанавливаются на подходах к и используются для их отключения при необходимости;
  • насосные – монтируются вместе с насосами и используются или для изменения их режима работы, или для полного отключения;

Особенности применения

Чаще всего байпасы используются для таких целей:

  • Обслуживание отдельных приборов без остановки всей системы. Если по каким-то причинам нужно снять оборудование в системе отопления или на линии водопроводной сети, например, для его ремонта или замены, следует просто перекрыть краны входа и выхода рабочего носителя и тогда жидкость пойдет по байпасу, а вы сможете без последствий демонтировать необходимый прибор.

Байпас в системе отопления
  • Усовершенствование работы однотрубной схемы отопления. Главный минус однотрубной системы – неравномерное распределение теплоносителя: так как батареи здесь подключены последовательно, то по мере движения рабочая жидкость остывает и последним приборам достается уже почти холодный носитель. Чтобы этого избежать, перед каждым радиатором устанавливается байпас – благодаря ему определенная часть носителя двигается в обход батарей и в результате доходит горячей даже к дальнему прибору.

Совет. Аналогичным образом можно регулировать теплоотдачу радиаторов и в двухтрубной системе – просто перекройте кран в выбранном месте, и горячий носитель будет двигаться в те зоны, которые действительно нуждаются в обогреве.

  • Поддержание работы системы отопления без электропитания. Если в системе используется электрический насос, то, логично, что при отключении электропитания, он перестанет работать и остановит процесс отопления. Но байпас спасет и в этой ситуации: перекрыв подающий кран насоса и пустив ход носителя через перемычку, можно активизировать естественную циркуляцию жидкости и восстановить работоспособность системы.

Установка байпаса

Чтобы выполнить грамотный монтаж байпаса, следует обязательно учитывать следующие правила и нюансы:

  • диаметр перемычки должен быть уже диаметра трубы, к которой она подключается, иначе носитель попросту не будет попадать в подводящее устройство;
  • байпас должен быть максимально удален от стояка – его располагают как можно ближе к прибору, который он будет обслуживать;
  • перемычка должна располагаться горизонтально, чтобы избежать эффекта завоздушивания;
  • перед началом монтажа нужно слить весь носитель из системы.

Непосредственно установка может выполняться двумя способами.


Установка байпаса

Первый – посредством сварки. Сначала снимите прибор, который будет перекрывать байпас – чаще всего это батарея, поэтому будем рассматривать процесс на ее примере. Затем в наиболее удобном месте подводящей трубы сделайте отверстия по диаметру перемычки, плотно вставьте ее и приварите. Далее на резьбу, где раньше был радиатор, установите запорную арматуру. В финале приставьте батарею на новое место, подсоедините к системе и зафиксируйте кронштейнами на стене.

Второй – с помощью муфт. Тут также сначала снимите прибор. Потом на входную трубу посредством заводских муфт накрутите байпас, а на противоположных краях установите запорную арматуру. Далее перенесите крепления снятого прибора, поставьте его на новое место, подключите и зафиксируйте кронштейнами.

Как видите, на первый взгляд простейший отрезок трубы, выполняющий роль обводной перемычки, может подсобить во многих ситуациях. Байпас успешно закрывает самые различные потребности в системах водоснабжения и отопления – от поддержания работы в критические моменты до защиты оборудования, так что без его установки полноценное функционирование инженерных коммуникаций будет очень затруднено.

Что такое байпас: видео

Каждому, кто хоть немного сталкивался с инженерными сетями, наверняка знаком термин «байпас». Простыми словами, это обводная линия, по которой вода может пойти в силу различных обстоятельств. В статье мы рассмотрим эти обстоятельства и разберемся, какую роль играет байпас в системе отопления и водоснабжения. Также мы подскажем, как его правильно смонтировать своими руками при необходимости.

Функции байпаса в системе отопления

Уточним, что байпас – это трубопровод, предназначенный для протока воды в обход определенного участка магистрали, где установлено какое-либо оборудование. В схемах отопления его можно встретить в двух местах:

  • в однотрубных системах в качестве перемычки на радиаторах;
  • на распределительном коллекторе водяных теплых полов.

Как известно, в однотрубной системе отопления теплоотдача первой батареи влияет на работу следующей и так далее. Это касается как вертикальной, так и горизонтальной схемы. Если установка байпаса в системе отопления не сделана, то радиаторы будут включены последовательно. В результате первый из них отберет максимальное количество тепла, второй – все что осталось, а на долю третьего выпадет только охлажденный теплоноситель.

Чтобы этого не происходило, подача и обратка возле каждой батареи соединяется перемычкой, чьей задачей является направлять часть теплоносителя в обход радиатора. В данном случае принцип работы байпаса состоит в том, чтобы передать одинаковую часть тепла ближним и дальним отопительным приборам и уменьшить их зависимость друг от друга. Как это реализовано, можно увидеть на рисунке:

Важно. В показанной вертикальной системе устройство байпаса предусматривается таким, чтобы диаметр трубы был меньше основной линии и несколько смещен от ее оси в сторону. Цель – не дать теплоносителю под воздействием силы тяжести пройти по прямой, мимо радиатора. В горизонтальной же системе магистральная труба сама является байпасом, при этом никуда не смещается и везде остается одинакового проходного сечения.

В системе отопления байпас нужен для равномерного распределения тепла по батареям, а также для выполнения их ремонта или обслуживания. Если по каким-то причинам нужно отсоединить и снять отопительный прибор, то достаточно просто перекрыть 2 крана, установленные на входе и выходе теплоносителя. Тогда вода пойдет по обходному пути через перемычку.

А вот байпас для отопления на коллекторе водяного теплого пола играет уже другую роль. Здесь обводная линия – это часть смесительного узла с трехходовым клапаном. Задача узла – приготовить теплоноситель необходимой температуры для подачи в греющие контуры теплых полов. Ведь в этих контурах температура воды не превышает 45 ºС, в то время как в подающей магистрали она может быть и 80 ºС.

В обычном режиме трехходовой клапан пропускает горячую воду из системы к теплому полу в ограниченном количестве. Остальной теплоноситель проходит через этот автоматический байпас, смешивается с холодной водой из коллектора и возвращается назад, к котлу. Поскольку разница температур в магистрали и коллекторе значительна, то байпасная линия используется постоянно. Получается, что без нее нормальное функционирование напольного обогрева невозможно.

Байпас в котельной

В схемах обвязки котлов обводная линия бывает необходима также в 2 случаях:

Насос, установленный на обходном трубопроводе, встречается в отопительных системах довольно часто, иногда даже без особой необходимости. Дело в том, что однотрубная или двухтрубная система отопления, изначально задуманная с принудительной циркуляцией, никогда не сможет функционировать при отключении насоса. У нее нет для этого больших уклонов и увеличенных диаметров труб. Но байпас для насоса как раз и нужен, чтобы вода могла течь по прямой линии, в то время как перекачивающее устройство не работает.

Отсюда вывод: при подключении к котлу системы, спроектированной под принудительную циркуляцию, ставить насос на байпасе не нужно. Отключение и снятие агрегата в любом случае приведет к остановке движения теплоносителя, поэтому насос устанавливается на прямой линии.

Другое дело система, приспособленная под естественное движение воды. Часто бывает, что в нее для повышения эффективности не просто встраивают насос, а устанавливается система байпас с обратным клапаном на прямой. Это позволяет в случае отключения электричества автоматически перейти на естественную циркуляцию, что и отражено на схеме:

Пока насос работает, он своим давлением поджимает клапан с обратной стороны и не пускает поток по прямой. Стоит только отключить электроэнергию или перекрыть один из кранов, как давление исчезнет и клапан байпаса откроет прямой путь теплоносителю, восстановится конвективное движение воды. Можно спокойно снимать насос или прочищать грязевик, работа системы от этого не нарушится, она просто перейдет в другой режим.

Ну и последнее место применения байпаса – малый контур циркуляции твердотопливного котла со смесительным узлом. Здесь перемычка, подключенная к трехходовому клапану, дает возможность теплогенератору прогреться до температуры 50 ºС, дабы избегнуть воздействия низкотемпературной коррозии на стальные стенки топки. В этом случае схема байпаса выглядит так:

Принцип действия прост: клапан не пускает в котел холодную воду из системы, пока теплоноситель, циркулирующий по байпасной линии, не нагреется до требуемой температуры. Потом клапан открывается и пропускает в контур холодную воду, смешивая ее с горячей. Тогда на стенках топки не образуется конденсат и коррозии не возникает.

Иногда еще бывает нужен байпас в системе водоснабжения. Например, чтобы снять для ремонта, промывки или замены полотенцесушитель в ванной. Поскольку он подключается к стояку ГВС, то в многоквартирном доме его демонтаж создаст массу неудобств. Проще это предусмотреть заранее и при монтаже нагревателя поставить перемычку с краном.

Как правильно установить байпас

Комплектация распределительного узла теплых полов включает в себя и обходную линию, но это тема отдельного разговора. Что касается перемычек на однотрубной системе, то их установка очень проста и производится уже в процессе монтажа системы, так как без них последняя не будет корректно работать. Ненамного сложнее выполнить монтаж своими руками байпасной линии с циркуляционным насосом. Достаточно иметь обычный комплект инструментов и изучить схему:

Совет. Чтобы не набирать все детали по отдельности, можно купить готовый узел в сборе, показанный на рисунке ниже:

Не представляет никакой сложности и установка байпаса для полотенцесушителя. Для соединений можно взять металлопластиковые трубы, да еще приобрести краны, тройники и отводы. Сборку выполнять в соответствии со схемой:

Заключение

Оказывается, обычный отрезок трубы, являющийся обводной линией, может играть важную роль во многих случаях. Тут он обеспечивает работу системы, там – помогает распределить тепло, а иногда и защищает оборудование. Во всех перечисленных случаях без байпаса не обойтись.