Собственник унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения


[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 114]

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. Исключен.

7. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.


1 комментарий к записи “Статья 114 ГК РФ. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения”

    Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

    Комментарий к статье 114

    1. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 113 ГК РФ, нормы Кодекса являются базовыми, основополагающими, но не единственными, посредством которых регулируется деятельность унитарных предприятий. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» содержит значительное количество требований к деятельности унитарных предприятий, многие из которых даже не упомянуты в ГК РФ. Кроме того, важные нормы, касающиеся унитарных предприятий, расположены в гл. 19 ГК РФ.
    2. В качестве единственно возможного собственника имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может выступать либо Российская Федерация, либо субъект Федерации, либо муниципальное образование соответственно. Сам термин «унитарное» означает, что имущество едино, неделимо ни между сособственниками, ни между членами трудового коллектива.
    3. В качестве органа, принимающего решение о создании предприятия, как правило, выступает орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом: министерство по управлению имуществом либо комитет по управлению имуществом соответственно. Указанные функции могут быть переданы и иным государственным органам или органам местного самоуправления. Указанные органы, кроме того, утверждают уставы предприятий.
    4. Минимальный размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определен в настоящее время Законом об унитарных предприятиях. Он должен быть не менее суммы, равной 5000-кратному МРОТ, установленному законодательством на дату государственной регистрации государственного унитарного предприятия. Для муниципального унитарного предприятия требования к размеру уставного фонда меньше — он должен быть не менее 1000 МРОТ.
    Порядок формирования уставного фонда предприятия также определен Законом об унитарных предприятиях. В ст. 13 Закона сказано, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Причем уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
    При этом кредиторы или иные заинтересованные лица не могут требовать от собственника имущества оплаты уставного фонда. По одному из судебных дел конкурсный управляющий обратился с иском к субъекту Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, правительству области о взыскании за счет казны долга по оплате уставного фонда государственного унитарного предприятия. В судебном акте было отмечено, что поскольку законодательством не предусмотрена возможность понуждения к оплате уставного фонда, следует отказать в удовлетворении заявленного иска.
    ———————————
    Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 декабря 2005 г. N А28-6014/2005-226/17.

    5. Закон конкретизирует основания и порядок действия собственника имущества предприятия в том случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше установленного этим законом минимального размера уставного фонда (сегодня он равен 5000-кратному и 1000-кратному МРОТ) и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда. В этом случае собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. При этом требования относительно стоимости чистых активов предприятия определяются применительно к дате его государственной регистрации в качестве юридического лица, а сама стоимость чистых активов — на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Применительно к унитарным предприятиям понятие «чистые активы» нормативно не установлено. В то же время существует Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз. Исходя из анализа нормативного акта можно предположить, что по аналогии стоимость чистых активов предприятия — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
    6. В комментируемой статье предусмотрены важные гарантии прав кредиторов в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятия.
    Во-первых, предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В случае отсутствия таких уведомлений кредитор может поставить вопрос о признании ликвидации предприятия недействительной.
    Во-вторых, любой из кредиторов вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.
    7. В п. 7 комментируемой статьи изложено общее для большинства юридических лиц правило: учредитель или собственник имущества юридического лица не отвечает по его обязательствам, что в равной мере справедливо и для ответственности самого предприятия по обязательствам дочернего предприятия, которое было им учреждено.
    В соответствии со ст. 37 Закона об унитарных предприятиях созданные унитарными предприятиями до вступления его в силу дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в срок не более шести месяцев с даты вступления в законную силу. При этом указание в статье на ограничение ответственности по обязательствам дочернего общества нельзя рассматривать как разрешение на его создание в настоящее время. Очевидно, речь может идти только о том периоде, пока такие дочерние предприятия еще не были присоединены к основным предприятиям, поскольку после присоединения все обязательства дочернего предприятия переходят к основному.

Оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения», принятому в соответствии с «Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ», сохранение предприятий в форме унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, допускается в случаях, установленных Правительством РФ. К ним, в частности, относятся случаи: использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности, функционирования воздушного и водного транспорта, реализация иных стратегических интересов РФ; осуществления деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам, а также на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства; производства отдельных видов продукции, которые изъяты из гражданского оборота или применение которых в гражданском обороте ограничено и т.д.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК РФ. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия пол вопросам его деятельности. Он вправе:

а) принимать решение о его создании, реорганизации и ликвидации;

б) определять содержание его специальной правоспособности (предмет и цели деятельности);

в) назначать на должность и освобождать от должности руководителя (директора) предприятия;

г) осуществлять контроль за использование по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Кроме того, собственник имеет право на часть прибыли унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недвижимым имуществом, требуют согласия собственника.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается. Минимальный размер уставного фонда должен быть определен в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.


Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его уставной фонд. В случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные реорганизационным, то есть его кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является предприятие, и возмещения убытков. Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Лишь применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, в ГК используется понятие дочернего предприятия. Его не следует отождествлять с понятием дочернего общества. Отличительные черты дочернего предприятия таковы:

1. Единственным учредителем дочернего унитарного предприятия может быть только «материнское» унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. В этом случае возникает некое вторичное право хозяйственного ведения на имущество, ранее закрепленное государством или муниципальными образованиями за унитарным предприятием-учредителем. Содержание такого права должно ограничиваться как рамками первичного права хозяйственного ведения, которые установлены ГК и уставом учредителя. Так и теми пределами осуществления вторичного права, которые будут заданы «материнским» унитарным предприятием для дочернего. При этом для учредителя, несомненно, обязателен принцип «никто не может передать больше прав, чем имеет сам».

2. Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предприятия. Однако для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества.

1. Учредитель назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

2. Ответственность учредителя по обязательствам дочернего предприятия аналогична ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не на­деленная правом собственности на закрепленное за ним собст­венником имущество. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управ­ления, К числу унитарных предприятий относятся государст­венные и муниципальные предприятия./1,статья 113/

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса РФ. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Собственник вправе:

а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с п.15 постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" (СА РФ, 1994, N 8, ст.593) решения о создании и ликвидации федеральных предприятий принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В процессе создания предприятия одновременно решается вопрос о предмете и цели его деятельности. Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, если этого требует законодательство.

Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст.125 ГК. Так, в соответствии с п.1.2 Временного положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г.Москвы, государственных учреждений г.Москвы и коммерческих организаций с участием г.Москвы от 31 октября 1995 г. N 908 учредителем вновь создаваемого УП является правительство г.Москвы. По его поручению Москомимущество выпускает соответствующее распоряжение и утверждает по согласованию с отраслевым департаментом, префектурой и Департаментом экономической политики и развития Москвы устав вновь создаваемого УП;

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – это предприятие, которое создается по решению уполномоченных на то органа государственного управления или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственником предприятия.

Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник в отношении этого имущества не имеет прав владения и пользования.

Собственник-учредитель должен:

– назначить директора;

– утвердить устав унитарного предприятия;

– реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;

– осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;

– получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества. Без согласия собственника-учредителя унитарное предприятие не вправе:

– продавать недвижимое имущество;

– сдавать его в аренду;

– вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал обществ и товариществ.

В то же время движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находится в полном распоряжении унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Учредительным документом такого предприятия является устав, утверждаемый Правительством РФ.

Собственник-учредитель имеет право изъять: излишнее имущество; неиспользуемое имущество; имущество, используемое не по назначению.

Правовой режим казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, характеризуется тем, что:

– они распоряжаются закрепленным за ними движимым и недвижимым имуществом с согласия собственника;

– собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

– собственник определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;

– собственник имеет право определять обязательные для исполнения казенным предприятием заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

– казенное предприятие не имеет уставного фонда;

– казенное предприятие действует на основании сметы расходов и доходов, утвержденной собственником;

– собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;

– аудиторская проверка проводится по решению собственника имущества казенного предприятия. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т. е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Еще по теме 13. УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ:

  1. Оперативно-календарное планирование - способ реализации стратегии и тактики хозяйственного управления
  2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  3. 15.3. Учет операций по преобразованию государственных унитарных предприятий в акционерные общества. Приватизация государственных предприятий