Радищев медное краткое содержание

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.
«Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514*.

Книге предпосланы слова: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы ».

Выезд — София — Любани

После ужина с друзьями повествователь отправляется в путь, устроившись в кибитке.

На постоялом дворе с красивым названием София он предъявляет подорожную (документ, дающий право на получение почтовых лошадей), но спящий комиссар лжет, что лошадей нет. Путешественник отправляется в конюшню и видит, что там находится около двадцати кляч, пара которых могла бы дотащить его до следующего пункта назначения. В гневе путник даже собирался поколотить лежебоку — «намерялся сделать преступление на спине комиссарской». Однако взял себя в руки, дал ямщикам небольшую взятку — и вот он уже снова в пути.

«...Извозчик мой затянул песню, по обыкновению, заунывную. Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. В них найдешь образование души нашего народа. Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива. Если захочет разогнать скуку, повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву. Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровью от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской».

На станции Любани путник видит крестьянина, который работает на пашне, несмотря на то что воскресенье.

— Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?

— В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим оставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды.

Крестьянин поведал любознательному барину, что на себя он работает не только по праздникам, а и ночами. Лошадям дает передышку: одна пашет, другая отдыхает. А себе не позволяет отдыхать, трое детей у него, все есть хотят.

На барина мужик работает без особого старания: «Хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут... Ныне еще поверье заводится отдавать деревни,- как то называется, на аренду. А мы называем это отдавать головой. Наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того что он подушные (подати, налоги) платит за нас. Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу. На дурного приказчика хоть можно пожаловаться, а на наемника (арендатора) кому?»

Государственные крестьяне имеют хоть какую-то защиту, крестьяне же, принадлежащие помещику, бесправны. Закон разве тогда обратит на них внимание, когда они совершат какое-нибудь уголовное преступление.

«Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение!» — восклицает справедливо разгневанный автор.

И тут же ощущает укоры совести: он ведь тоже угнетает своего крепостного слугу Петрушку. Даже позволяет себе его бить.

«Если я кого ударю, тот и меня ударить может. Вспомни тот день, как Петрушка пьян был и не поспел тебя одеть. Вспомни о его пощечине. О, если бы он тогда, хотя пьяный, опомнился и тебе отвечал бы соразмерно твоему вопросу!

— А кто тебе дал власть над ним?

— Закон».

Радищев подводит читателя к мысли, что такой закон несправедлив.

Спасская полесть

В этой главе Радищев разворачивает метафорическое видение несправедливой власти. Ему представляется, что он — «царь, хан, король, бей, набоб, султан». Словом, некто сидящий на престоле.

Государственные чины, знатные женщины, военачальники и приближенные к трону ученые мужи, зрелые люди и юношество — все льстят правителю и прославляют его.

Это подобострастное излияние восторга приятно царю. Он награждает тех, кто умеет польстить особенно удачно.

Но вот взгляд его останавливается на женщине, которая единственная из всех «являла вид презрения и негодования». Это — странница Прямовзора, глазной врач, — но не обычный. Прямовзора — символический образ Правды, помогающий духовному прозрению.

— На обоих глазах бельма, — сказала странница, — а ты столь решительно судил обо всем.

Суровая женщина сняла с глаз сидящего на престоле толстые роговые бельма. И он смог увидеть цену лести. Цену тех, кто в глаза хвалит, а за глаза посмеивается, помышляя лишь о собственной выгоде.

Прямовзора призвала властителя изгнать лжецов. Она показала ему правду: «Одежды мои, столь блестящие, оказались замараны кровью и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине. Вокруг меня стоящие являлись того скареднее. Вся внутренность их казалась черною и сгораемою тусклым огнем ненасытности. Они метали на меня и друг на друга искаженные взоры, в коих господствовали хищность, зависть, коварство и ненависть. Военачальник мой, посланный на завоевание, утопал в роскоши и веселии. В войсках подчиненности не было; воины мои почиталися хуже скота.

Вместо того чтобы в народе моем прослыть милосердым, я прослыл обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом».

Доверчивый правитель думал, что помогает бедным, сиротам и вдовам, но милости его добивались хитрецы и лжецы!

Эта глава-видение является посланием ко всем, кто имеет власть над людьми и призван по справедливости распределять блага.

Подберезье — Новгород — Бронницы

В учебных заведениях — засилье темной и непонятной латыни. Как было бы хорошо, если бы современные предметы преподавались на современном русском языке!

Радищев критикует просветительские планы Екатерины II, которая только обещала открыть новые университеты (например, в Пскове), но одними посулами и ограничилась.

Критично относится автор и к развитию христианства, которое «вначале было смиренно, кротко, скрывалося в пустынях и вертепах, потом усилилось, вознесло главу, устранилось своего пути, предалось суеверию, воздвигло начальника, расширило его власть, и папа стал всесильный из царей».

Мартин Лютер (1483-1546) — реформатор церкви, основатель так называемого лютеранства, направленного против догматов католичества и злоупотреблений римских пап, начал преобразование, папская власть и суеверия стали разрушаться.

Но путь человечества таков, что люди постоянно колеблются от суеверия к вольномыслию.

Задача писателя - разоблачить крайности и просветить хотя бы одного читателя.

Подъезжая к Новгороду, Радищев вспоминает о кровавой расправе Ивана IV с Новгородом в 1570 году. Новгород был присоединен к Москве (1478) великим князем московским Иваном III. «Какое он имел право свирепствовать против них; какое он имел право присваивать Новгород? То ли, что первые великие князья российские жили в сем городе? Или что он писался царем всея Руси? Или что новгородцы были славянского племени? Но на что право, когда действует сила?..

Что ж есть право народное?..

Примеры всех времен свидетельствуют, что право без силы было всегда в исполнении почитаемо пустым словом».

Зайцово

В Зайцове рассказчик встречает своего старинного приятеля, поведавшего ему о карьере некоего местного дворянина, который начал службу с истопника, а выпросившись в отставку, был награжден чином коллежского асессора и нашел случай купить в родных местах деревню, в которой поселился с немалой своей семьей.

Выбравшись «из грязи в князи», асессор стал повелителем нескольких сотен себе подобных. И это вскружило ему голову.

«Он был корыстолюбив, копил деньги, жесток от природы, вспыльчив, подл, а потому над слабейшими его надменен. Из сего судить можешь, как он обходился с крестьянами. Они у прежнего помещика были на оброке, он их посадил на пашню; отнял у них ёсю землю, скотину всю у них купил по цене, какую сам определил, заставил работать всю неделю на себя, а дабы они не умирали с голоду, то кормил их на господском дворе, и то по одному разу в день... Если который казался ему ленив, то сек розгами, плетьми, батожьем или кошками (многохво-стой плеткой).

Случилось, что мужики его для пропитания на дороге ограбили проезжего, другого потом убили. Он их в суд за то не отдал, но скрыл их у себя, объявил правительству, что они бежали; говоря, что ему прибыли не будет, если крестьянина его высекут кнутом и сошлют в работу за злодеяние. Если кто из крестьян что-нибудь украл у него, того он сек как за леность или за дерзкий или остроумный ответ, но сверх того надевал на ноги колодки, кандалы, а на шею рогатку. Сожительница его полную власть имела над бабами.

Помощниками в исполнении ее велений были ее сыновья и дочери. Плетьми или кошками секли крестьян сами сыновья. По щекам били или за волосы таскали баб и девок дочери. Сыновья в свободное время ходили по деревне или в поле играть и бесчинничать с девками и бабами, и никакая не избегала их насилия. Дочери, не имея женихов, вымещали свою скуку над прядильщицами, из которых они многих изувечили.

В деревне была крестьянская девка, недурная собою, сговоренная за молодого крестьянина той же деревни. Она понравилась среднему сыну асессора, который употребил все возможное, чтобы ее привлечь к себе в любовь; но крестьянка верна пребывала в данном жениху ее обещании... В воскресенье должно было быть свадьбе...»

Дворянчик заманил девушку в клеть и подверг дикому насилию. Несчастная сопротивлялась, но подлецу помогли ее удерживать еще два брата.

Жених узнал о происшедшем и проломил одному из негодяев голову колом. Отец нечестивых сыновей призвал к себе на расправу и жениха, и отца его.

«Как ты дерзнул,. — говорил старый асессор, — поднять руку на твоего господина? А хотя бы он с твоею невестою и ночь переспал накануне твоей свадьбы, то ты ему за это должен быть благодарен. Ты на ней не женишься; она у меня останется в доме, а вы будете наказаны ».

«По таковом решении жениха велел он сечь кошками немилосердо, отдав его в волю своих сыновей. Побои вытерпел он мужественно; неробким духом смотрел, как начали над отцом его то же производить истязание. Но не мог вытерпеть, как он увидел, что невесту господские дети хотели вести в дом. Наказание происходило на дворе. В одно мгновение выхватил он ее из рук ее похищающих...»

Крестьяне вступились за оскорбленных жениха и невесту и заколотили до смерти и самого асессора и троих его сыновей.

Друг Радищева должен был судить крестьян и обречь их на вечную каторгу. Милосердие и справедливость подсказывали ему, что только жестокое обращение, длившееся годами, вынудило крестьян на такой отчаянный акт протеста.

«Человек родится в мир равен во всем другому. Все одинаковое имеем, все имеем разум и волю...»

И вновь Радищев, уже устами своего друга, задает вопрос: есть ли закон, справедливый для всех людей, а не только для богатых и знатных?

Возможно ли вступиться за крепостных?

Крестцы — Яжелбицы

В селении Крестцы рассказчик становится свидетелем того, как отец-дворянин отправляет своих сыновей в военную службу.

«Скажи по истине, отец чадолюбивый, скажи, о истинный гражданин! Не захочется ли тебе сынка твоего лучше удавить, нежели отпустить в службу?»

Армейская служба представляется автору рассадником чинопочитания, тупого карьеризма и жестокости. Радищев устами довольно просвещенного отца двоих взрослых сыновей рассуждает о воспитании. Он высказывает смелую мысль о том, что дети не обязаны родителям ни за рождение, ни за, как он выражается, «воскормление».

«Когда я угощаю пришельца, когда питаю птенцов пернатых, когда даю пищу псу, лижущему мою десницу, — их ли ради сие делаю? Отраду, увеселение или пользу в том нахожу мою собственную. С таковым же побуждением производят воскормление детей. Родившиеся в свет, вы стали граждане общества, в коем живете. Мой был долг вас воскормить; ибо если бы допустил до вас кончину безвременную, был бы убийца. Если я рачительнее (старательнее) был в воскормлении вашем, нежели бывают многие, то следовал чувствованию моего сердца».

Отец и мать многое сделали для обучения и воспитания детей. Однако и в этом не видит благородный дворянин своей заслуги: «Хваля вас, меня хвалят. О друзья мои, сыны моего сердца!

Многие имел я должности в отношении к вам, но вы мне ничем не должны; я ищу вашей дружбы и любви вашей».

Публикация Алексеем Николаевичем Радищевым в 1790 году романа «Путешествие из Петербурга в Москву» стала своеобразным откликом на знаменитую поездку императрицы в Новороссию в 1787 году.

Тогда перед приездом государыни по приказу Потемкина на протяжении всего пути были выстроены бутафорские деревни (иногда только фасады домов), где в радости и достатке жили такие же неестественные «крестьяне».

От этой аферы пошло выражение «потемкинские деревни», а возмущение интеллектуальной элиты российского общества лицемерием и несправедливостью, царящими при дворе, достигло критической точки.

По своей структуре «Путешествие из Петербурга в Москву» - это череда обособленных заметок-фрагментов, названных в соответствии с населенными пунктами, которые на пути своего следования посещал автор. Жанр романа в путевых заметках был в то время в новинку для императорской цензуры и произведение пропустили, взглянув лишь на перечень глав.

Краткое содержание повести «Путешествие из Петербурга в Москву» заключалось вовсе не в описании непосредственно путешествия - к каждому городу или деревне, где останавливается герой повествования, приурочил встречу с характерным персонажем или наблюдение какой-либо вопиющей сцены из жизни местного населения.

Такая форма позволила автору наглядно, жизненными примерами проиллюстрировать свои идеи относительно несправедливости существующего крепостнического строя, бесправия крестьян, чиновничьего произвола на всех уровнях и, в конечном счете, самодержавия, как неприемлемой формы правления в конце XVIII века.

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» краткое содержание

Первая остановка в пути - София, где начальник станции отказал герою в сменных лошадях. Но за 20 копеек на водку ямщики втихомолку запрягают путешественнику лошадей. В дороге от Софии к Тосне автор (слушая заунывное пение извозчика) размышляет о горькой доле простого человека, у которого две отрады: пьянство и кулачная потасовка, где он забывается на краткое время.

Дорогой из Тосны в Любани ему встречается крестьянин за работой, хотя был воскресный день. Мужик с готовностью поясняет, что и рад бы не грешить, да остальные шесть дней в неделю он и вся его семья должны отрабатывать на помещичьих полях. Автор чувствует жгучий стыд и вину, так как сам принадлежит к классу господ и распоряжается судьбами простых людей, как, например, его слуги Петруши.

В Чудове автор неожиданно сталкивается со старым знакомцем Челищевым, и узнает печальную историю о его отъезде из Петербурга. Вкратце, он чуть не утонул во время увеселительного плавания, но виновата была не столько стихия, сколько халатное отношение чиновников к своим обязанностям и нежелание прийти на помощь людям, попавшим в беду. Челищев учинил скандал, и с возмущением рассказывал знакомым об этом случае, но никто не поддержал его позиции и возмущенный до глубины души Челищев покинул Северную Столицу.

Дорогой от Чудова до Спасской Полести автор встречает попутчика, который спасался бегством из родного города. Дело в том, что он был купцом и по вине недобросовестного компаньона угодил под суд. Из-за связанных с этим перипетий его жена родила раньше срока и скончалась вместе со слабым недоношенным младенцем. Этот рассказ наводит нашего героя на размышления о некой высшей объективно справедливой власти, которая по совести решала бы подобные дела.

Ему даже приснился сон, будто он монарх-самодур, уверенный в искренности любви и почитания своих подданных, как и в собственной справедливости. Потом горькая правда открывается ему во всей своей неприглядности, и он понимает, что был плохим царем, а народ ненавидел его и считал обманщиком. (Подобный смелых антимонархических высказываний прежде никто себе не позволял в печатном формате. И Радищеву пришлось сполна расплатиться за свою дерзость, но слова его не канули в Лету, а послужили вдохновением последующим поколениям российской интеллигенции).

Прибыв в Зайцево герой встретил друга, которого давно не видел. Тот прежде служил в уголовной палате, но подал в отставку, не желая более быть причастным к циничной несправедливости официального правосудия. Последней каплей стал случай с группой крестьян: сын помещика изнасиловал девушку-крестьянку, ее жених с товарищами избили его. За такие действия всем им полагался смертный приговор. Вот этого-то друг рассказчика не вынес и ушел со службы.

В Едрово путешественник знакомится с молодыми крестьянами, Анютой и Иваном. Они хотят пожениться, но на свадьбу нужны деньги. Услышав, что Иван собирается податься на заработки, наш герой предлагает ему дать денег просто так, но юноша отказывается, ссылаясь на то, что хочет честно заработать деньги, тем самым демонстрируя благородство и чистоту души.

На хотиловской станции герой находит забытые бумаги своего друга, где изложены его взгляды на существующий общественный строй: подробный план того, как снять крепостную зависимость и упразднить большую часть чиновников. Далее следуют размышления рассказчика о неуместной цензуре (Торжок), продаже крепостных, словно это неживые предметы, а не люди (Медное), тяжкой рекрутской повинности и подчас более невыносимой службе у несправедливых господ (Городня).

Краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву» завершает «Ода Ломоносову» приуроченная рассказчиком к посещению могилы ученого-энциклопедиста в Александро-Невской лавре. В строках «Оды» автор восхваляет светлый ум и жажду знаний , связывая с этими качествами его немеркнущую славу.

После ужина со своими друзьями герой отправляется в Москву и просыпается на следующей почтовой станции. Герой будит смотрителя и требует лошадей, однако получает отказ. Путешествие продолжилось лишь тогда, когда ямщики получили на водку и запрягли лошадей.

В Тосне произошло знакомство героя со стряпчим, занимающимся сочинением древних родословных. Следуя в Любань, герой видит крестьянина, пашущего в воскресный день «с великим тщанием».

По словам пахаря, всю неделю он обрабатывает землю барина, поэтому работает в праздник, чтобы не умереть с голоду. В Чудове путешественника догоняет его товарищ Ч., который рассказывает свою историю о том, как ради забавы поплыл из Кронштадта в Систербек, как разыгралась буря, и шлюпка застряла между камнями. Двое гребцов попытались добраться до берега, находящегося в полутора верстах. Один из них выбрался на берег и поспешил к местному начальнику за помощью для спасения оставшихся. Однако начальник спал, и сержант не стал его будить. Когда же все-таки несчастные были спасены, Ч. попытался воззвать к совести начальника, однако тот сказал, что это не его должность. Возмущенный Ч. «плюнул почти что ему в рожу». Ч. не встретил понимания среди знакомых и решил уехать из Петербурга навсегда.

По пути в Спасскую Полесть следующий попутчик героя рассказывает ему свою повесть. Он доверился в делах по откупу своему компаньону и оказался обманутым, потерял все свое состояние и был отдан под суд. Его жена от переживаний родила до срока и умерла через три дня, недоношенный ребенок тоже умер. Когда друзья увидели, что стражники пришли за ним, усадили рассказчика в кибитку и отправили «куда глаза глядят». Тронутый рассказом герой задумывается над тем, чтобы донести эту историю до верховной власти, которая лишь одна является беспристрастной. Герой даже представляет себя правителем, который вдруг понимает, что имеющий власть обязан блюсти закон и право.

Следующей остановкой была станция Подберезье, где состоялось знакомство героя с семинаристом, сетующим на современное обучение. Герой же считает, что задачей писателя является восхваление добродетели и просвещение.

По прибытии в Новгород, герой размышляет о том, что в древности этот город имел народное правление, и сомневается в праве Ивана Грозного на присоединение Новгорода. Путешественник идет на обед к своему приятелю Карпу Дементьевичу, бывшему купцу, а теперь известному гражданину. Они беседуют о торговле, и герой приходит к выводу, что вексельная система ведет к воровству и легкому обогащению.

На почтовом дворе в Зайцеве герой встречается с Крестьянкиным, служившим в уголовной палате. Крестьянкин понял, что не принесет в своей должности пользы отечеству, и вышел в отставку. Он рассказывает о жестоком помещике, чей сын изнасиловал молодую крестьянку. Ее жених проломил голову насильнику, пытаясь защитить девушку. Жениху помогали другие крестьяне. Согласно уложению уголовной палаты все они приговаривались к смертной казни, которая могла быть заменена пожизненной каторгой. Рассказчик хотел оправдать крестьян, однако местные дворяне не поддержали его, и ему пришлось подать в отставку.

Остановившись в Крестцах, герой наблюдает сцену расставания отца с отправляющимися в службу детьми. Отец наставляет их жить по законам общества и совести, призывает к добродетельности. Герой согласен с отцом в том, что родители не должны иметь власти над детьми, союз детей и родителей должен основываться «на нежных чувствованиях сердца».

Проезжая мимо кладбища в Яжелбицах, герой видит погребение. Отец покойника рыдает у могилы, повторяя, что он убил своего сына тем, что болел «смрадной болезнью», и это отразилось на здоровье сына. Герой винит в этом государство, защищающее порочных женщин.

В Валдае герою вспоминается легенда о монахе Иверского монастыря, который влюбился в дочь одного валдайца и переплывал Валдайское озеро, чтобы встретиться с возлюбленной. Но как-то разбушевалась буря, и тело монаха утром нашли на берегу.

Попав в Едров, герой знакомится с молодой крестьянкой Анютой, беседует с ней о ее женихе и семье. Путешественник удивляется благородству сельских жителей. Герой предлагает жениху Анюты деньги на обзаведение. Однако Иван не желает их взять, считая, что он сам может на все заработать.

По пути в Хотилово герой размышляет о том, как несправедливо крепостное право. Это зверский обычай, когда один человек порабощает другого.

Герой Радищева приходит к выводу, что работа по принуждению препятствует«размножению народа». Недалеко от почтовой станции он находит бумагу, где отражены те же мысли. От почтальона герой узнает, что последним по этим местам проезжал один из его друзей. Свои сочинения он, видимо, забыл на станции, и путешественник берет бумаги за небольшое вознаграждение. В бумагах содержится целая программа по освобождению крепостных крестьян, а также положение о ликвидации придворных чинов.

Путешественник встречает в Торжке человека, который отправляет прошение в Петербург о разрешении открыть в городе книгопечатание, которое будет свободно от цензуры. По мнению героя Радищева, цензурой может быть само общество, которое признает писателя или отвергает его. Здесь же автор рассказывает об истории создания цензуры.

По пути в Медное герой читает бумаги своего приятеля. Он узнает о порядке торгов имущества разорившегося помещика, когда с молотка идут даже люди. К теме вольности возвращает героя беседа с приятелем в трактире о российском стихосложении.

В деревне Городня герой наблюдает, как происходит рекрутский набор. Раздаются рыдания матерей, невест, жен. При этом не все рекруты испытывают недовольство. Так, один молодой человек рад выйти из-под власти хозяев.

Попав в Пешки, герой рассматривает крестьянскую избу и поражается царящей там бедности. В лирическом отступлении автор осуждает помещиков.

Завершается «Путешествие из Петербурга в Москву» строками, посвященными Ломоносову. Путешественник говорит о том, что эти записки он получил от «парнасского судьи» во время обеда в Твери. Основную роль Ломоносова герой видит в развитии русской литературы, именуя его «первым в стезе российской словесности».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-10-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

«Путешествие из Петербурга в Москву» содержит три основные темы: критику самодержавия и крепостничества, вопрос о неизбежности революции. Радищев в данном произведении выходит за рамки сентиментализма и приближается к реалистическому принципу изображения действительности. Книга уникальна тем, что собрала в себе различные жанры: от повестей до философских рассуждений, от писем и до аллегорий. Все эти «куски» собираются в единое целое при помощи общей идеи об архаичности самодержавного строя и крепостничества. Кроме этого, сквозным персонажем является путешественник, несмотря на то, что в каждой главе есть и свой сюжет, и своя композиционная завершенность.

Одной из острых социально-критичных глав считается «Спасская Полисть». Она подводит итог раздумьям Радищева о вреде самодержавия. Чего стоит только рассказ о наместнике, использовавшем денежные средства не в целях государственной службы, а по личному назначению (приобретал устрицы). А его помощник, благодаря «послушному» служению, был повышен в звании. То есть налицо казнокрадство и кумовство. Сон путешественника - это сатирическая аллегория всего царствования Екатерины Второй. По мнению писателя, именно в ее правление гнилость и порочность самодержавия достигли своего апогея. Особенно ярко это прослеживается в главе «Спасская Полисть».

Радищев - русский демократ и XVIII века, внесший неоценимый вклад в русскую культуру, литературу и общественную мысль. В главе «Спасская Полисть», как и во всем «Путешествии», автор выступает от лица униженных и уставших крестьян, чтобы сказать свое слово в ответ угнетателям. Не было другого такого последовательно и революционно мыслящего писателя, как автор масштабного произведения, куда вошла и глава «Спасская Полисть» (анализ это подтвердит).

Цензура

Напечатать произведение никак не удавалось, хотя Константин Рылеев пропустил ее, даже не прочитав. Тогда писатель оборудовал свою типографию и выпустил в продажу 25 экземпляров. Оставшиеся 600 оставил у себя. Но даже и двадцати пяти штук хватило, чтобы город «загудел». Молва дошла до Екатерины. Императрица была в гневе. Несмотря на анонимность авторства «Путешествия», Радищева быстро нашли. Долго шло следствие. Перед писателем стояли три задачи: не выдать сообщников, защитить детей и сохранить себе жизнь. Закончилось тем, что смертная казнь была заменена ссылкой в Сибирь. Так «бунтовщик, хуже Пугачева» остался жив. Радищев покончил собой, когда после возвращения из ссылки понял, что преследования не закончились.

Реальная действительность

В книге Радищева (и в отдельных главах, таких, как «Спасская Полисть»), главная мысль - обличение крепостничества. Екатерина увидела в ней отголоски французской революции, хотя по большому счету все события были навеяны русской действительностью. Каждая встреча путешественника только увеличивает его уверенность в произволе и масштабах взяточничества, царящих в стране. Писатель не побоялся открыто осудить крепостничество. Он называет это насилием над человеком и в физическом, и в моральном отношениях. «Спасская Полисть» построена на ярком контрасте внешнего величия царства и его внутреннего гниения, деспотизма. Резкую грань проводит автор между двором, утопающим в роскоши, и нищенствующей Россией. Автор открыто говорит о том, что у власти стоят люди, способные на подлость. Многогранно выведены образы казнокрадов и мошенников, бюрократов и самодуров. Все повязаны и думают лишь о том, как увеличить свое состояние и побольше обобрать крестьян. Рассказ «Спасская Полисть» это рисует в ярком свете.

Поиски выхода

Критике подвергает Радищев и а вместе с ним духовенство и церковь. Они, по мнению Радищева, есть главные помощники государевы в деле угнетения крепостных. Единственным выходом из сложившейся ситуации является революция. Писатель говорит о том, что народ дошел до крайности. Наступил момент, когда насилие свергнет насилие.

По мысли Радищева, в России возможно республиканское правление, в основе которого - частная собственность. На нее имеет право каждый человек. То есть в результате свержения монархии земля достанется крестьянам. Конечно, он прекрасно понимал, что все это наступит не завтра. Сначала революция должна совершиться в умах крестьян, а потом уж на деле.

В главе «Спасская Полисть» повествуется о том, как по дороге в Полисть попутчик путешественника рассказывает ему свою историю. Все у него было хорошо, жена была, но недолго. Попутчик был обманут своим компаньоном, в результате чего остался на бобах, да еще и весь в долгах. Беременная жена от нервного потрясения родила раньше времени. Ни малыш, ни мать не выжили. А самому обманутому пришлось скрываться. Путешественник искренне сострадает своему спутнику и даже представляет себя на месте верховного правителя, справедливого и доброго, при котором цветет страна, счастлив народ. Но тут вдруг пелена спадает с глаз правителя, и он видит, что на самом деле страна разорена, а власть имущие бесчинствуют. Это глава «Спасская Полисть», краткое содержание которой представлено выше.

Путешественник

Жанр «путешествие» позволяет герою эволюционировать к финалу произведения, а также найти истину. Кто такой путешественник Радищева? Нельзя сказать наверняка, что он есть сам писатель. В принципе, из произведения мы практически ничего не узнаем о фактах его биографии. Они раскиданы по отдельным главам совсем в небольшом количестве. Он является чиновником и бедным представителем дворянского сословия. Из произведения становится ясно, что жены у него нет, но есть дети. В начале «Путешествия» сам герой вспоминает свой постыдный поступок, когда ни за что избил он своего кучера. Это его воспоминание позволяет предположить, что раньше он был обычным барином-крепостником. К пониманию негативной основы самодержавия путешественник пришел позже. Он раскаялся и даже хотел свести счеты с жизнью, так как понимал свое бессилие изменить что-либо. Несмотря на негативные события и картины, к финалу повествование все же становится более оптимистичным. Радищев верит: так не будет долго продолжаться.

Три пути

Путешественник, а вместе с ним и Радищев, приходят к выводу, что возможны три пути избавления России от крепостного права. Это реформа («Хотилов»), просвещение дворян («Крестцы»), бунт («Зайцево). Многие современники полагали, что сам автор является сторонником бунта. Но это не так. Радищев рассматривает все три метода, и каждому из них отдает должное.

Отношение к церкви

Человек Радищев считал, что падение нравственности, разгул разврата и порока друг с другом взаимосвязаны. Во главе всего стоит церковь и самодержавие. Писатель затронул все: и цензуру, и монарший двор, и аморальность власть имущих. Источником радости для автора служит то здоровое начало, которое еще не растерял народ. Именно в нем ищет и находит писатель опору и надежду на светлое лучшее. Ведь несмотря ни на что, народ трудится, живет и радуется. Именно в простых крестьянах видит автор будущее страны. Не только против самодержавия выступил Радищев, но и против реакционных направлений, таких, как масонство. Они отвлекали человека от общественных дел и занимали его ум бредом. Идеал для Радищева - храбрый человек, живущий жизнью России, радеющий за правду. Конечно, Радищев обогнал свой век лет на сто. Сегодня мы высоко ценим его заслугу перед отечеством.

Наверное, каждого школьника интересует краткое содержание повести Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Глава “Любани” данного произведения является четвертой частью прозаического труда знаменитого российского писателя. Именно о ней и пойдет речь в нашей статье.

Более того, из краткого содержания “Любани” видно, что автор поднимает в своем труде серьезные и злободневные (особенно на тот момент) вопросы. Они показывают, что писатель не равнодушен к окружающим его людям, что он хочет изменить мир и сделать его лучше посредством своего слова. Более того, детальный анализ “Любани” показывает, что вопросы, поднятые в этой главе, актуальны и по сей день.

Чему мы можем научиться из повествования? Какие животрепещущие темы поднял в “Любани” Радищев? К чему побуждает читателей мировоззрение автора? Детальный пересказ главы “Любани” ответит на эти и многие другие вопросы.

Детство и юность литератора

Написавший повесть “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев Александр Николаевич родился в августе 1749 года, в небольшом селе Саратовской губернии. Семья будущего литературного деятеля была зажиточной и именитой, имела несколько поместий и множество крепостных.

Вначале писателя воспитывал отец, глубоко верующий и образованный человек, знающий несколько языков и основных научных дисциплин. Затем мальчик был отвезен в столицу для жительства у родного дяди (по материнской линии), где познавал науки, учил языки и постигал правила придворной жизни.

А в возрасте двенадцати лет повзрослевший Саша получил должность пажа при Екатерине Второй и поступил в петербургский Пажеский корпус, готовящий светских служителей царственной особы.

Спустя четыре года он удостоился чести, наряду с некоторыми другими молодыми людьми, отбыть в Германию, чтобы обучаться там праву.

Именно там будущий писатель осознал важность социальной и политической жизни. Именно там он постиг, что надо жить не только одними развлечениями, но и мыслями о простом народе, о других людях, о новых преобразованиях.

Служба в Петербурге

Вернувшись в Россию, уже познавший мир Александр Николаевич стал по-иному смотреть на окружающие его предметы.

Начиная с 1771 года Радищев служит на государственном поприще, вначале в сенате в качестве титулярного советника, затем - как обер-аудитор, в штабе Брюса, генерала-аншефа. После небольшого перерыва, связанного с женитьбой, вновь возвращается на службу, но уже в коллегию по торговым и промышленным делам, где знакомится с графом Воронцовым. Это знакомство сыграло важную роль в жизни писателя - Александр Романович, по старой дружбе, много раз будет помогать своему менее родовитому товарищу.

Затем Радищев устроился в городскую таможню, где через десять лет занял место начальника.

Литературная и политическая сенсация

Примерно с 1780-х годов Александр Николаевич начинает работать над своим самым известным произведением - “Путешествие из Петербурга в Москву”. Радищев всю душу вложил в данный труд, идею которого выносил еще со своего возвращения из Германии в 1771 году.

Весной 1790 года Александр Николаевич впервые напечатал его в своей домашней типографии. Таким образом свет увидела самая критикуемая и самая злободневная книга того времени.

Книга стала сразу же раскупаться и привела в восторг многих передовых людей того времени.

Что произошло после выпуска произведения

Однако это не могло остаться безнаказанным. Размышления о крепостном праве, описания жестоких унижений и бесчеловечных издевательств, которым подвергались крепостные, смелое обличение существующего в те дни порядка - все это не могло не повлечь за собой печальные последствия не только для самого произведения, но и для его автора.

Императрица Екатерина, читая “Путешествие из Петербурга в Москву”, делала пометки на полях и высмеивала в них не только писателя, но и сами ситуации, описанные в повествовании. Она назвала повесть возмутительной и оскорбительной, разрушающей покой и умаляющей уважение к власти, наполненной вредными идеями и подстрекающей простой народ к восстанию.

Радищев был арестован и судим. Его приговорили к смертной казни как человека, покусившегося на жизнь государыни и замышляющего измену родине. Однако Екатерина сменила гнев на милость, заменив смертный приговор на десятилетнюю высылку в Сибирь.

Тираж книги был практически полностью уничтожен.

Жизнь после помилования

Спустя шесть лет после изгнания Александр Николаевич был возвращен из ссылки сыном Екатерины, Павлом Первым, с условием, чтобы его постоянным местом проживания стало небольшое имение в Калужской области.

Через пять лет после своего возвращения, сразу же после восшествия на престол Александра Первого, Радищев был вызван в царский Петербург в качестве опытного государственного деятеля для участия в составлении новых законов и Конституции Российской империи. Конечно, такая честь была доверена ссыльному писателю не случайно - перед императором за него замолвил слово граф Воронцов.

Тайна смерти государственного деятеля

До сих пор ученые и литературоведы не могут разобраться в причине смерти литератора. Дело осложняется тем, что утеряна могила Александра Николаевича.

Согласно хронике, существует, по меньшей мере, две версии его смерти:

  1. Самоубийство. Радищев и председатель Комиссии граф Завадовский не сошлись во мнениях по поводу составленного писателем положения закона. Завадовский строго осудил писателя за его излишний либерализм и в качестве угрозы намекнул на его сибирскую ссылку. Взволнованный и напуганный Александр Николаевич поспешил домой, где собственноручно принял яд и скончался в страшных мучениях.
  2. Несчастный случай. Радищев случайно выпил ядовитый раствор, предназначенный для хозяйских целей. Так как его здоровье было подорвано ссылкой, то организм писателя не смог побороть отраву, и Радищев скончался в кругу семьи.
  3. Официальная версия. Согласно данным захоронения, Александр Николаевич умер от чахотки (или туберкулеза).

Очень важно было осуществить небольшой экскурс по биографии Радищева, так как его личная жизнь и собственные мировоззрения нашли отображение в повести “Путешествие из Петербурга в Москву”. Глава “Любани” является ярким образцом темы всего произведения.

Однако прежде чем ознакомиться с ней, давайте кратко узнаем, какое влияние труд Радищева оказал на последующие поколения.

Социальное послание в века

Примечательно, что влияние, которое оказала повесть на дальнейшую историю Российской империи, поистине впечатляющее. Многие декабристы на допросах признавались, что первые свободолюбивые мысли они почерпнули именно из страниц репрессированной книги.

Современники Радищева, такие как историк и литератор Карамзин и публицист и критик Вяземский, утверждали, что Александр Николаевич являлся не просто свободомыслящим человеком, но и добродетельным, искренним и правдивым.

Мнение знаменитых литераторов

Пушкин же отзывался о Радищеве как о дилетанте, критикуя его некоторый фанатизм, царящий на страницах повести. Также резкую оценку великого поэта вызвали преувеличения автора, надуманность сюжета, карикатурство.

Достоевский же считал идею произведения обрывчатой и неоконченной, списанной с трудов французских просветителей.

Что же это за произведение такое - “Путешествие из Петербурга в Москву”? Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием “Любани” (четвертой главы интересующей нас повести), давайте больше узнаем о самом труде.

Кратко об основном произведении

“Путешествие из Петербурга в Москву” написано в популярным по тем временам жанре, называемом сентиментальным путешествием. Строго придерживаясь европейского канона, Радищев даже главам дал названия, соответствующие не сути поднятых в них тем, а наименованиям городов и селений. Именно поэтому цензура и пропустила повесть, не прибегнув к ее прочтению. Подумали, что в труде содержатся краткие сведения о российских глубинках.

Тема же “Путешествия из Петербурга в Москву”, впрочем, как и тема главы “Любани”, - положение крепостных крестьян на Руси, их тяготы и порабощение. В книге разоблачались безжалостность и зверства помещиков, которые бессовестно эксплуатировали и угнетали крестьян, осознавая себя безнаказанными.

Также в произведении поднимался вопрос, имеют ли право одни люди порабощать других? Почему заведено, что кто-то прислуживает, а кто-то живет в роскоши?

Более того, в своем труде Радищев поднимал тему не только бесправного народа, но и безнравственности самодержавия. Осуждение абсолютной монархии красной нитью проходит через все страницы повести.

Что же представляет собой рассказ “Любани” Радищева? Давайте узнаем.

Коротко о повествовании раздела

В центре главы “Любани” - диалог с крестьянином, который ведет праздный и богатый путешественник. О чем могли говорить столь разные по складу ума и социальному положению люди? Из краткого содержания “Любани” видно, когда произошел этот диалог и что являлось основной его темой.

Жаркое лето. Время пахоты. Праздничный день. Так описывает автор от лица своего героя обстоятельства, послужившие причиной его диалога с крестьянином.

После продолжительного и неудобного путешествия уставший путник (богатый помещик-аристократ) решает пройтись вдоль дороги, чтобы отдохнуть от тряски в кибитке. Вдруг он замечает крестьянина, пахавшего быстро и тщательно, из чего заключил, что в данный момент работает мужчина не на господина, а на себя.

Путешественника удивило, что крестьянин пашет в христианский праздник, поэтому он решил поинтересоваться, почему он это делает.

Из ответа пахаря следует, что тот - искренне верующий православный, но он не считает себя виноватым в нарушении церковных правил. Бог, как отмечает сам работник, на его стороне, так как ему нужно кормить семью.

Тогда путешественник спрашивает, почему тот пашет именно в праздник, да еще в самый полдень. Неужели он не может работать в другой день?

Такая неосведомленность проезжего говорит о том, что раньше он не задумывался о жизни простого народа, его тяготах и проблемах. Поэтому далее, в своем рассказе “Любани”, Радищев приводит краткую историю крестьянской жизни и непосильного труда.

У крепостного большая семья - шестеро детей, из которых старшему всего десять лет. Их он должен одеть, обуть, накормить, да еще и барину оброк выплатить.

Тяжела работа на помещика - шесть дней в неделю, с раннего утра и до позднего вечера. Для своей семьи и своих нужд остается лишь малая толика времени и сил - по ночам да по воскресеньям и праздникам.

Также крестьянин указывает еще на одну социальную проблему - это разобщение простого народа, деление его на подневольных и свободных, а также еще один ужас и произвол барщины - продажа людей или сдача их в наем другому хозяину.

Вот такова история крепостного. Отвечая барину кратко и односложно, он продолжил свою тяжелую изнурительную работу в поле.

Размышления автора

Только вдумчиво читая слова крестьянина, можно осознать смысл “Любани”, вложенный в рассказ самим писателем. Более того, Радищев приводит собственные размышления по поводу того, что происходит в народе.

После разговора с крепостным путешественник воспылал праведным гневом против всех жестокосердных помещиков-поработителей. И в то же время он понял, что сам тоже не прав, так как пользуется чужим трудом практически бесправных крестьян.

И хотя главный герой не сечет своих людей батогами и заботится об их основных нуждах, все же и он бывает несправедлив к ним, считая, что имеет право наказать за провинность или дать пощечину.

Вспоминая подробности общения со своим камердинером Петрушей, путешественник испытывает стыд от того, что позволял себе некоторые вольности и господские замашки.

“Любани” и современность

И хотя сейчас нет барщины и оброка, вопросы, поднятые в рассказе, до сих пор являются актуальными и животрепещущими. Почему существует такая огромная пропасть между богатыми и бедными? Кто дал право одним ставить себя выше других? Наступит ли время, когда все люди буду равны не только перед богом, но и перед друг другом?

Согласно отзывам о “Любани”, эти вопросы требуют скорейшего разрешения и ответа. В свое время “Путешествие из Петербурга в Москву” оставило неизгладимое впечатление в сердцах и умах размышляющих людей. Произведение сподвигло их к действию, осуществлению социальных и политических перемен.

Сможем ли мы добиться всеобщего равенства и справедливости, научившись на отрицательных примерах прошлого? Кто знает.

Человечество развивается и движется вперед. Помещичий строй уже глубоко канул в Лету. Возможно, в скором времени мы больше не услышим о социальной несправедливости или расовом неравенстве.