Трудовой фактор размещения производства примеры. Факторы и условия размещения производства

Факторы размещения производства

Под факторами размещения производства понимаются условия, позволяющие установить оптимальное место для размещения того или иного вида общественного производства (отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта или отдельно взятого предприятия).

Различаются три группы факторов, влияющих на территориальное размещение общественного производства: а) природные факторы; б) демографические факторы; в) экономические факторы.

К группе природных факторов размещения производства относятся: сырьевой, агроклиматический, земельный (почвенный), растительный, геоморфологический, гидрологический, экологический и другие. Сырьевой фактор размещения производства в зависимости от особенностей используемых ресурсов подразделяется на частные факторы (водный, рудный, топливный).

Водный фактор чрезвычайно важен для размещения водоёмких отраслей промышленности и сельского хозяйства. Водоёмкие отрасли промышленности – текстильная, целлюлозно-бумажная, гидролизная, нефтеперерабатывающая, алюминиевая, медная промышленность, производство синтетических волокон, теплоэнергетика) – всегда тяготеют к крупным источникам пресной воды (рекам, озерам, водохранилищам). Причем, некоторые отрасли химической промышленности используют воду не только для вспомогательных целей, но и в качестве сырья. Развитие растениеводства и животноводства, особенно в засушливых южных районах России, немыслимо без обводнения и орошения полей, садов, огородов, сенокосных и пастбищных угодий.

Рудный фактор, то есть наличие руд черных, цветных, редких и благородных металлов, а также руд химического сырья и строительных материалов, всецело влияет на размещение отраслей горнодобывающей промышленности (рудодобывающей и горнохимической промышленности, промышленности неметаллического сырья и строительных материалов).

Топливный фактор, то есть наличие топливных (в первую очередь нефтяных, газовых и угольных) ресурсов, имеет определяющее влияние на размещение соответствующих отраслей топливодобывающей промышленности.

Агроклиматический фактор главенствует при размещении многочисленных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, а земельный фактор – в основном при размещении отраслей растениеводства.

Растительный фактор играет существенную роль при территориальном размещении предприятий лесной промышленности. От растительного фактора (то есть от наличия естественных кормовых угодий разного типа, – оленьих, степных и полупустынных пастбищ, пойменных лугов и сенокосов) зависит размещение различных отраслей животноводства.

Геоморфологический фактор особенно важен для отраслей строительного комплекса, поскольку любому виду строительства (промышленному и транспортному строительству, градостроительству) предшествует детальное изучение особенностей рельефа и рельефообразующих горных пород.

Гидрологический фактор также учитывается при строительстве, однако наибольшее значение этот фактор приобретает при расчете водности рек для выбора оптимального места под строительство ГЭС и создание их каскадов.

Экологический фактор связан с комплексной оценкой тех изменений, которые могут произойти в окружающей природной среде после ввода в действие того или иного промышленного, транспортного или агропромышленного объекта. В настоящее время в нашей стране перед строительством различных объектов производственной и непроизводственной инфраструктуры в обязательном порядке осуществляется экологическая экспертиза.

К группе демографических факторов размещения производства относятся: общая численность постоянного населения и его среднегодовой прирост, численность трудовых ресурсов и степень обеспеченности трудовыми ресурсами, половозрастная структура трудовых ресурсов, наличие квалифицированных кадров, системы расселения, плотность населения.

Естественно, что при проектировании и строительстве крупных хозяйственных объектов необходимо учитывать демографическую ситуацию в регионе. Для этого важно знать общую численность постоянного населения и ежегодный количественный прирост, численность и воспроизводство трудовых ресурсов, степень обеспеченности региона трудовыми ресурсами. Совокупный анализ трудо-ресурсных факторов позволяет определить, к трудодефицитной, трудодостаточной или трудоизбыточной категории относится регион, в котором проектируется возведение крупных хозяйственных объектов. В этой связи, предпринимаются или не предпринимаются меры по расширению социальной инфраструктуры (сооружение объектов коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и сферы обслуживания).

Наличие квалифицированных кадров – фактор размещения производства, приобретающий все большее значение с развитием научно-технической революции. К крупным центрам технической культуры и местам сосредоточения квалифицированной рабочей силы жестко «привязаны» наукоёмкие и высокотехнологичные производства.

Знание половозрастного состава трудовых ресурсов позволяет установить наличную и потенциальную обеспеченность региона в мужской и женской рабочей силе по возрастным группам, что важно для сбалансированного развития отраслей тяжелой и легкой промышленности.

Значение факторов половой структуры населения, системы расселения и плотности населения покажем на примере центральных нечерноземных губерний Европейской России. В XIX - начале XX вв. здесь доминировали сельское расселение и высокая плотность сельского населения, а в половой структуре – женское население. Все эти факторы в совокупности обусловили развитие в них льноводства – трудоёмкой отрасли сельского хозяйства со значительным участием ручного (преимущественно женского) труда. Развитие текстильной промышленности в этих губерниях также во многом связано с высокой долей лиц женского пола (о последнем обстоятельстве напоминают слова из популярной советской песни о том, что Иваново – город невест).

Качественное улучшение демографических показателей региона тесно связано с развитием социальной инфраструктуры.

К группе экономических факторов размещения производства относятся: транспортно-географический, энергетический, стоимостной, потребительский, уровень развития научно-технического прогресса (НТП), уровень развития производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортно-географический фактор определяет степень транспортной доступности и обеспеченности территории (густота наземных и водных путей сообщения, провозная и пропускная способность, степень загруженности, стоимость грузовых и пассажирских перевозок и др.). Данный фактор учитывается при размещении всех отраслей хозяйственного комплекса страны.



Транспортно-географический фактор способен коренным образом повлиять на размещение производства. Нами уже приводился пример о размещении крупных металлургических заводов в Череповце по причине выгодного ТГП. В советское время транспортно-географический фактор обусловил строительство «Атоммаша» и «Энергомаша» – крупных предприятий энергетического машиностроения в Волгодонске (Ростовская область).

Приведем и другой пример непосредственного воздействия транспортно-географического фактора – благодаря развитию нефтепроводного транспорта крупные нефтеперерабатывающие предприятия возникли в районах, где собственная нефть совсем не добывается: по линиям магистральных нефтепроводов (в Комсомольске-на-Амуре, Омске, Рязани, Ярославле) и их окончаниям (в Ангарске, Киришах, Туапсе).

Роль энергетического фактора, связанного с ориентацией общественного производства на источники электроэнергии, в период ускоренного развития НТП несколько снизилась. Главная причина – создание высоковольтных ЛЭП и мощных энергетических систем, позволяющих перебрасывать на огромные расстояния (от мест производства к местам потребления) значительные количества электроэнергии. Однако НТП полностью не устранил зависимость в размещении энергоёмких производств вблизи от крупных энергетических объектов, поскольку при передаче электроэнергии на дальние расстояния немалая часть ее безвозвратно теряется по техническим причинам.

К источникам получения массовой и дешевой электроэнергии приурочены энергоёмкие отрасли промышленности – ферросплавное, алюминиевое, магниевое и никелевое производства (в этих отраслях на получение 1 т продукции расходуется от 12 до 40 тыс. кВт∙ч электроэнергии). Например, производство алюминия в Красноярске и Волгограде основано на дешевой электроэнергии Красноярской и Волжской ГЭС. Производство ферросплавов в Челябинске базируется на электроэнергии, передаваемой с мощной Южно-Уральской ГРЭС, в Новокузнецке – на электроэнергии с Южно-Кузбасской ГРЭС, а в Серове – с Серовской ГРЭС. Производство никеля в заполярном Норильске базируется на электроэнергии, поставляемой с Усть-Хантайской ГЭС и ТЭС, работающей на природном газе с Мессоя́хского месторождения.

Стоимостной фактор предполагает расчет объема капиталовложений, необходимых для строительства того или иного хозяйственного объекта.

Потребительский фактор связан с ориентацией производства на потребителей готовой продукции. В частности, предприятия молочной промышленности приурочены к крупным городам и пригородным зонам с высокой ёмкостью потребительского рынка. Кроме того, молочная продукция долго не хранится, поэтому ее не целесообразно перевозить на дальние расстояния. К местам потребления готовой продукции тяготеют и такие отрасли пищевой промышленности как хлебопекарная, макаронная, кондитерская.

Стоимостной и потребительский факторы в совокупности обусловили размещение в Омске многопрофильного (нефтеперерабатывающего, химического и нефтехимического) производства. Предпочтительность стоимостного фактора была связана с дешевизной перекачки нефти из Среднего Приобья по нефтепроводу, а потребительского фактора – с существованием крупного потребительского рынка в неофициальной «столице» Западной Сибири.

Уровень развития НТП как фактор размещения производства приобретает в настоящее время все большее значение. НТП позволяет экономить финансовые и материальные ресурсы при изготовлении продукции, внедрять в производство современные технологии, высвобождать и перепрофилировать рабочую силу, облегчать условия труда, комплексно перерабатывать сырье. Поэтому чем выше уровень НТП, тем лучше техническая оснащенность производства новейшим оборудованием и выше производительность труда.

Уровень развития производственной и социальной инфраструктуры – базисный экономический фактор, определяющий неодинаковые стартовые возможности при размещении общественного производства. Чем выше этот уровень, тем меньшие капиталовложения понадобятся при размещении производства, и наоборот. В старопромышленных районах Европейской России уровень развития производственной и социальной инфраструктуры существенно выше, чем в районах нового освоения на севере и востоке страны.

При размещении производства всегда учитывается комплекс факторов, но при определении ведущего значения одного или нескольких факторов.

Воздействие принципов рационального размещения промышленности на конкретный процесс размещения осуществляется через ряд факторов. Факторы размещения производительных сил - это совокупность условий для выбора наиболее рационального размещения хозяйственного объекта, группы хозяйственных объектов, отраслевых или территориальных структур хозяйства экономических районов. Их можно подразделить на четыре группы: природно-экономические, технико-экономические, экономико-политические факторы, обеспеченность районов транспортными средствами и их технический уровень.

К группе природно-экономических факторов относятся сырьевой фактор, географическая среда, трудовые ресурсы, плотность потребления.

1) Учет сырьевого фактора требует глубокого изучения запасов, качества и экономики использования сырьевых, топливных и энергетических ресурсов каждого района. По характеру влияния сырьевого фактора все отрасли промышленности подразделяются на добывающие и обрабатывающие. В отличие от добывающей промышленности влияние сырьевого фактора на размещение обрабатывающей промышленности зависит от роли в экономике каждой отрасли предметов труда, а также от потребительских свойств продукции.

2) Значительное влияние на размещение промышленности оказывает географическая среда, т.е. климатические условия, гидрологический режим рек, рельеф территории. Климатические условия оказывают влияние на размещение промышленных предприятий в связи с неодинаковыми условиями труда и жизни человека в разных районах. В районах с неблагоприятными климатическими условиями будут выше затраты на воспроизводство рабочей силы, капитальные вложения при строительстве предприятий и издержки по их эксплуатации.

3) На размещение промышленности огромное влияние оказывает распределение по стране трудовых ресурсов. Фактор рабочей силы имеет значение буквально для всех отраслей промышленности, но его влияние сокращается по мере снижения трудоемкости производства. Чем больше трудоемкость производства и доля заработной платы в себестоимости продукции, тем сильнее зависимость размещения производства от географии трудовых ресурсов и наоборот. При этом следует учитывать структуру и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных регионах страны.

4) Плотность потребления, которая характеризуется размерами спроса населения на ту или иную продукцию, действует в направлении, противоположном сырьевому фактору. К районам и центрам потребления тяготеют обычно те отрасли, которые заняты обслуживанием населения или производят малотранспортабельную и скоропортящуюся продукцию. Роль потребительского фактора часто усиливается фактором трудовых ресурсов, поскольку места сосредоточения населения одновременно не только источники рабочей силы, но и потребители значительного количества промышленной продукции.


Технико-экономические факторы размещения промышленности представлены научно-техническим прогрессом и рациональными формами организации производства.

Научно-технический прогресс дает возможность размещения производительных сил по всей территории страны вне зависимости от природных и климатических особенностей районов. Научно-технический прогресс представлен такими направлениями как электрификация, комплексная механизация и автоматизация, химизация и совершенствование технологических процессов.

Широкое развитие электрификации, создание единой энергетической системы России и передача электроэнергии на дальние расстояния позволили вовлечь в оборот ресурсы районов, которые лишены запасов топлива и гидроэнергии. Комплексная механизация и автоматизация оказывают большое влияние на размещение трудоемких отраслей промышленности: они позволяют организовать производство в районах, не располагающих достаточным количеством населения, но имеющих природные ресурсы и условия, позволяющие получить дешевую продукцию. Химизация расширяет сырьевую базу многих производств и позволяет осуществлять более равномерное размещение промышленности по территории страны.

В тесной связи с научно-техническим прогрессом находится общественная организация производства, которая выступает в таких формах, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация производства оказывает влияние на размещение прежде всего из-за необходимости иметь для крупных предприятий мощные сырьевые и топливно-энергетические базы, широкий круг поставщиков и потребителей. Для крупных предприятий значительно усложняется выбор пунктов их размещения и промышленных площадок, мероприятий по созданию инфраструктуры и т.п.

Специализация производства, в зависимости от ее видов, оказывает различное влияние на размещение промышленности. Так, предметная специализация определенным образом локализирует промышленные предприятия.

Подеталъная специализация дает возможность ориентировать размещение материалоемких деталей и узлов на районы, где производятся сырье и материалы, трудоемкие детали - на районы сосредоточения рабочей силы, а оборку готовых изделий - на районы потребления.

Технологическая специализация влияет на ослабление зависимости обрабатывающих отраслей промышленности от сырьевых баз.

Кооперирование действует в направлении, противоположном специализации. Если специализация приводит к территориальному расчленению единого производственного процесса, т.е. вызывает дифференциацию производства, то кооперирование, наоборот, вызывает появление определенных сочетаний разных по профилю предприятий в рамках одной и той же территории, способствует интеграции производства.

При комбинировании многие виды отходов становятся ценным исходным сырьем для разнообразных отраслей промышленности, что позволяет размещать различные производства в районах, где для последних отсутствуют природные сырьевые ресурсы.

Экономико-политические факторы размещения промышленности проявляются в выравнивании уровней экономического развития национальных республик и районов в международном разделении труда.

Определенное влияние на размещение различных отраслей промышленности оказывает транспорт . Например, в отраслях черной металлургии, цементной, кирпичной и других, где доля транспортных издержек составляет 35- 50% стоимости их продукции у потребителя, транспорт имеет решающее значение. Возможность сокращения затрат на транспортировку играет большую роль в повышении экономической эффективности территориальной организации этих отраслей.

В машиностроительной отрасли, например, доля транспортных издержек составляет 3-5%, и здесь этот фактор не играет существенной роли. Однако даже для этих отраслей сокращение транспортных затрат, достигающих значительных размеров, имеет немалое значение.

ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ

Прежде чем приступать к изучению отдельных отраслей мирового хозяйства (а затем регионов и некоторых стран), необходимо познакомиться с основными факторами размещения производительных сил.

Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые - в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.

Старые факторы размещения.

К их числу можно отнести факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации.

Фактор территории. Территория - один из важных элементов географической среды общества. Как правило, чем больше ее размеры, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. Прежде всего, это относится к России, Канаде, Бразилии, Австралии, США, Китаю, Индии. Эти большие по площади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические зоны, макрорегионы, регионы.

В сравнительно небольших по территории странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают "зрелости" своей территориальной структуры, часто имеют благоприятные предпосылки для экономической интеграции. С другой стороны, многие из них уже начинают испытывать "дефицит" территории.

Иногда немалое влияние на территориальную структуру хозяйства оказывают и конфигурация территории, степень ее компактности.

Фактор экономико-географического положения. Понятие об экономико-географическом положении (ЭГП) было наиболее полно обосновано Н. Н. Баранским. Он выделил четыре главные разновидности ЭГП, которые могут использоваться по отношению к странам, районам, городам: 1) центральное положение, 2) глубинное (периферийное) положение, 3) соседское положение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положения обычно выступают в качестве выгодных черт ЭГП. Глубинное (периферийное) положение, напротив, может замедлять экономическое развитие. Влияние соседского положения во многом зависит от отношений между государствами.

Приморское положение (за исключением арктических морей) фактически во все времена было благоприятной чертой ЭГП. В период НТР роль его еще более возросла. В 50 - 70-х гг. в размещении производства и населения многих стран Западной Европы, Японии, отчасти и США произошел заметный сдвиг к морю. Это объясняется, прежде всего, усилением ориентации на импортное сырье и топливо. Появился даже термин "приморская урбанизация".

В прибрежной зоне расположено 2/3 всех городов мира с населением более 1,5 млн. человек. А из 20 "сверхгородов" только пять не являются морскими портами.

Н. Н. Баранский писал, что страна может исправлять, улучшать свое ЭГП. В качестве примеров он приводил сооружение Панамского канала и проведение трансконтинентальных железных дорог в США.

Природно-ресурсный фактор. На более ранних этапах индустриализации география природных ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых, во многом определяла размещение тяжелой промышленности, которая особенно тяготела к бассейнам каменного угля и железной руды. В эпоху НТР такое притяжение заметно уменьшилось. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям.

Но для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Поскольку же многие старые бассейны и месторождения, районы лесозаготовок уже сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями.

Северные районы мира занимают огромную площадь - 20 млн. км 2 , из которых 11 млн. приходится на российский Север. НТР сделала практически возможным освоение здесь новых территорий, проживание на них человека и эксплуатацию природных ресурсов.

Континентальный шельф во всем мире занимает 31 млн. км 2 . Освоение шельфовых районов привело к тому, что еще в начале 90-х гг. доля "морской нефти" в общемировой ее добыче превысила 1/4, а доля "морского газа" 1/5. Главные районы добычи - Северное, Карибское и Каспийское моря, Персидский и Мексиканский заливы.

Для освоения Севера и морских акваторий создается специальная техника. Необходимо, однако, принимать в расчет, что освоение и эксплуатация природных ресурсов в этих районах требуют очень больших капиталовложений и увеличивают угрозу загрязнения окружающей среды.

Транспортный фактор. До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствование путей сообщения и средств транспорта привело к значительному уменьшению транспортных затрат. Тем самым "транспортная революция" открыла возможности для сбыта продукции крупных специализированных предприятий в радиусе многих тысяч километров, для увеличения подвижности населения, для сдвига производства к морю, для переброски природных ресурсов, формирования районов нового освоения и, в конечном счете, для преодоления территориального разрыва между районами производства и потребления продукции.

Сооружение БАМа в России тесно связано с освоением новых ресурсных районов. В Канаде одна из программ транспортного строительства так и называется - "Дорога к ресурсам".

Следовательно, и в эпоху НТР транспортный фактор продолжает оказывать значительное влияние на размещение производства, особенно в больших по территории странах.

Фактор трудовых ресурсов. Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства и территориальную структуру хозяйства. Наличие свободных рабочих рук обычно "притягивает" хозяйственную деятельность, а отсутствие их "отталкивает"; в первую очередь это относится к трудоемким отраслям.

В эпоху НТР влияние фактора трудовых ресурсов проявляется двояко. В первом случае в промышленность, непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во втором случае оказывается более выгодным перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов.

Крупнейшие промышленные районы и городские агломерации Западной Европы, обладающие большим экономическим потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, стали главными центрами притяжения дополнительных трудовых ресурсов - как из других стран Европы, так и из внеевропейских стран.

Регионы Восточной и особенно Юго-Восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы и США.

В эпоху НТР сохраняется ориентация на дешевую рабочую силу, в том числе женскую, которая стала широко использоваться и в новейших отраслях с поточным производством. Но еще большее значение приобрела ориентация на высококвалифицированные трудовые кадры, на "качество" рабочей силы.

Фактор территориальной концентрации. Производственная концентрация, выражающаяся в увеличении размеров предприятий, дает большой экономический эффект. С ней тесно связана и территориальная концентрация хозяйства и населения в крупных промышленных центрах, узлах и районах, в транспортных узлах, городских агломерациях. Особенно велика роль старопромышленных районов, которые уже давно сформировались вокруг столичных городов, угольных бассейнов и др.

Однако чрезмерная концентрация населения и хозяйства в старопромышленных районах имеет и ряд отрицательных последствий - прежде всего для качества окружающей среды. Поэтому для эпохи НТР еще более характерен процесс территориального рассредоточения производства путем создания небольших и средних предприятий, мини-заводов, мини-ГЭС и т. д.

Новые факторы размещения

К ним прежде всего относятся: фактор наукоемкости и экологический фактор.

Фактор наукоемкости. В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам - большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные "города науки". Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их.

В России главные центры научных исследований - Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Во Франции половина всех научных работников сконцентрирована в Париже, в Японии - в Токио. А в США - основные научные исследования ведутся в университетах, рассредоточенных по всей стране.

В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной организации науки. Это прежде всего сходные по своему характеру технопарки и технополисы , в которых осуществляется вся технологическая цепочка от фундаментальных исследований до продажи готовой наукоемкой продукции. "Парковый бум" начался в США еще в начале 50-х гг. (знаменитая Силиконовая долина), а затем охватил Западную Европу, НИС Азии, да и другие страны. Ныне технопарки имеются уже в нескольких десятках стран мира. Идея технополисов зародилась в Японии в начале 80-х гг. и также затем получила широкое распространение.


По существу, технополисами являются и многие научно-производственные города России. В Подмосковье это Дубна, Пущине, Обнинск, Черноголовка, Зеленоград, Жуковский, Королев, в Сибири - Академгородок под Новосибирском. К числу технополисов можно отнести и десять так называемых закрытых городов Министерства по атомной энергии, которые находятся в Поволжье (Арзамас, Пенза), на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст) и в Сибири (Томск, Красноярск).

Экологический фактор. Этот фактор, существовавший и ранее, в период НТР приобрел особое значение. Недостаток территории, воды, растущие расходы на очистку промышленных стоков и выбросов, общее ухудшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть "грязных" производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется.

Рурский промышленный район, который называют индустриальным сердцем Германии, и до и после второй мировой войны считался одним из самых "грязных" в Европе. Но благодаря целой системе мер экологическая обстановка в нем стала гораздо более благоприятной. В частности, была осуществлена специальная программа по охране атмосферы под девизом "Чистое небо над Руром", в результате которой многие производства были закрыты или выведены из этого района.

Главный вывод. НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось.

Задачи и тесты по теме "Факторы размещения: старые и новые"

  • Размещение населения - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Заданий: 8 Тестов: 1

Ведущие идеи: современный этап развития мирового хозяйства и международных экономических отношений складывается под влиянием НТР, которая за последнее время стала носить перманентный хараектер; основные тенденции в развитие мирового хозяйства характеризуется дальнейшим углублением международной специализации стран, усложнением международных экономических связей, усилением неравномерности развития отдельных стран и территорий.

Основные понятия: мировое хозяйство (МХ), международные экономические отношения (МЭО); отрасль международной специализации, международное разделение труда (МРТ), международная торговля, торговый баланс, экспорт, импорт; научно-техническая революция (НТР), характерные черты и составные части НТР, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР); торгово-экономические блоки (ГАТТ - ВТО), международная специализация производства (МСП), международное кооперирование производства (МПК), транснациональные корпорации (ТНК); открытая экономика, свободные экономические зоны (СЭЗ); географическая "модель" мирового хозяйства, "Север и Юг", "центр" и "перифирия", интеграция; отраслевая структура хозяйства, наукоемкость, новые, старые и новейшие отрасли, "авангардная" тройка, аграрная, индустриальная и постиндустриальная структура хозяйства; территориальная структура хозяйства; старопромышленные и депрессивные районы, районы нового освоения, региональная политика развитых и развивающихся стран, "полюса роста", "линии проникновения".

Навыки и умения: уметь давать характеристики НТР, МХ, МЭО, МГРТ, сопровождая их четкими определениями; давать сравнительную характеристику отраслям международной специализации, отраслевой и территориальной структурам хозяйства развитых и развивающихся стран, объяснять различия, определять тенденции, используя статистический, графический и картографический материал.

Основные вопросы. Как размещается хозяйство мира? Какие факторы определяют размещение производства в разных районах?

Общая характеристика размещения мирового хозяйства . Мировое хозяйство по совокупности взаимосвязанных географических и экономических примет и явлений можно разделить на крупные географические регионы (Северная Америка, Европа, Африка и т.д.). В размещении мирового хозяйства выделяется десять основных экономических регионов (рис. 14.1.Пространственная структура мирового хозяйства). Пять регионов образуют группы стран с высокой долей в валовом мировом продукте (Северо-Американский, Западная Европа, Новые индустриальные страны Азии, Содружество Независимых Государств, Страны персидского залива). В качестве отдельных регионов выступают отдельные страны: Китай, Индия, Япония, Бразилия и Мексика.

Ведущее положение в современном мировом хозяйстве занимает Северная Америка и Западная Европа, доля которых в ВВП приблизительно равное (21-22%). На третье место в конце ХХ в. вышел Китай, обогнавший по темпам роста ВВП Японию. Выделяются новые индустриальные страны Азии, страны СНГ, Индия, Бразилия, Мексика и нефтедобывающие страны Персидского залива. Во второй половине ХХ в.в. мировом хозяйстве возрастает роль стран нового Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь сосредоточены огромные трудовые ресурсы и запасы полезных ископаемых, более половины олова, каменного угля, меди, урана, 40% железной руды. Регион занимает выгодное экономико-географическое положение и ориентируется на использование новых технологий.

Факторы размещения производства. Под основными факторами размещения производства (природными и общественными) понимаются природные, экономические и социальные условия, при которых создаются оптимальные возможности для организации производства. Природные факторы – зависимость размещения промышленности от природных условий и ресурсов. Их наличие, или недостаток, отсутствие определяют затраты на производство продукции, величину доходов предприятий. Экономико-географическое положение (ЭГП) – положение данной территории относительно путей сообщения, рынков сбыта, источников сырья и т.д. По степени влияния факторов на развитие хозяйства различают материалоемкие , энергоемкие , трудоемкие и отрасли производства ориентированные на потребителя.

Обеспеченность территории различными видами природных ресурсов (сырьевой) – полезными ископаемыми, лесными, водными и др., а также близость или удаленность от этих ресурсов. Возможности и удобства подвоза сырья, вывоза готовой продукции (потребительский) , а также стоимость их транспортировки (транспортный). Расходы на перевозки сырья и готовой продукции могут быть очень высокими.

Большое значение для организации хозяйства имеет наличие топлива (топливный фактор) и электроэнергии (энергетический ). Отдельные производства требуют большого количества электроэнергии, угля, газа. Это энергоемкие производства (производство алюминия, других цветных металлов).

Наличие спроса и рынков сбыта. Это относится и к малотранспортабельной продукции.

Наличие дешевой рабочей силы (трудовой) , высококвалифицированных и образованных кадров. Наличие дешевой рабочей силы в развивающихся странах вынуждает выносить трудоемкие производства с территории развитых стран, где наблюдается их дефицит, в развивающиеся.

Экологический фактор ограничивает создание производства, если оно может нанести существенный вред окружающей среде. Отдельные виды производств требуют дорогостоящих очистных сооружений.

Территориальная концентрация производств , наличие (концентрация) хозяйственных объектов и населения в определенных центрах, районах, узлах. Учет этого фактора позволяет налаживать связи с другими предприятиями, экономить на транспортных расходах.

Роль каждого фактора размещения производства оценивается через цены на продукцию. Для установления затрат на производство и ожидаемой прибыли анализируется стоимость сырья, его подвозка, оплата труда рабочих, строительные работы, строительство очистных сооружений.

1. Какие особенности наблюдаются в современном размещении мирового хозяйства? Какие отрасли промышленности тяготеют к источникам сырья? *2. Какие отрасли промышленности относятся к энергоемким? Объясните причины. **3. Покажите на примерах роль экологического фактора в размещении предприятий промышленности и сельского хозяйства?