Установка электропроводка в гараже. Делаем проводку в гараже своими руками: схема подключения, электрощиток, заземление и фото. Схемы и расположение потребителей

Вопрос подключения гаража к внешнему источнику эл/питания решается индивидуально, в зависимости от того, где он расположен и от чего осуществляется его эн/снабжение. В любом случае внешние присоединения следует доверить специалисту. А вот внутренняя проводка в гараже у любого автовладельца, который хотя бы немного разбирается в эл/технике, сложностей не вызовет.

Именно о порядке организации эл/проводки в самом гараже далее и пойдет речь.

Не все собственники боксов придерживаются общепринятых норм. Каждый прокладывает линии и монтирует элементы цепей так, как ему проще и удобнее. Кроме того, и гаражи бывают разными – по габаритам, материалу, внутреннему обустройству. Поэтому навязывать конкретные схемы автор считает совершенно бессмысленным. А вот напомнить основные правила и нормативы по монтажу эл/проводки, дать несколько полезных рекомендаций будет нелишне.

Она должна учитывать все особенности гаража и его обустройство (наличие смотровой ямы, расположение верстаков, стеллажей и так далее). Необходимо сразу же определиться, к каким секторам бокса необходимо подвести питание. Например, освещение в погребе должно быть обязательно. Плюс – линия для эл/точила, рабочий щиток с для подключения эл/инструмента, зарядного устройства и тому подобное. Сколько потребуется осветительных приборов (в зависимости от размеров гаража и наличия смотровой ямы)? В соответствие с этим и определяется оптимальная схема проводки.

Еще на стадии подключения к внешнему источнику питания нужно определиться с количеством «заводимых» в гараж фаз. С одной работать будет не совсем удобно, особенно если в боксе предполагается устанавливать большое число различных приборов и оборудования, которые нуждаются в подключении к сети (светильники, мини-станки). В этом случае целесообразно в бокс завести 3 фазы, и все нагрузки равномерно распределить между ними.

Отдельная тема – заземление (). Пренебрегать этим не следует; хотя бы элементарный контур должен быть, так как каждому хозяину гаража обязательно придется столкнуться с подключением довольно мощного оборудования. К примеру, сварочного аппарата. Поэтому если и заниматься обустройством проводки в боксе, то с учетом перспективы. Так надежнее.

На освещение и розетки необходимо прокладывать разные линии. Соответственно, и провода подбирать оптимального сечения. Это несколько снизит общие затраты на эл/проводку в гараже. При этом нужно предусмотреть его секторальное освещение.

Кроме того, в каждую линию желательно поставить свой автомат защиты. Еще лучше – совместно с УЗО. Или вместо них – . Так как в гараже окон нет, то неисправность в одной из ниток существенно осложнит ее поиск и устранение. Установка в схему защитных устройств позволит не выключать свет полностью во всем помещении.

Если хозяин планирует использовать в гараже мощный эл/обогреватель, тем более, самодельный (что чаще всего и делается), то для него обязательно прокладывается отдельная линия. При этом еще на этапе проектирования эл/проводки бокса необходимо сразу же подобрать внешний кабель с соответствующими сечениями жил.

Все трассы прокладываются, как и в иных помещениях – по прямой (горизонтально и вертикально). Никакие зигзаги, углы не допускаются.

Отстояние проводки от перекрытия (потолка) – 100 мм, как минимум.

Светильники, устанавливаемые в смотровой яме, должны быть только закрытого типа. При повышенной влажности в гараже желательно ставить приборы, рассчитанные на пониженное напряжение, и подключать их через трансформатор (12 – 36 В).

Рекомендуемые (минимальные): для выключателей – 150, для розеток – 60 (см). Нужно заранее предусмотреть вероятность использования при работе в гараже какого-либо устройства, питание которого осуществляется от 3ф-й линии. Поэтому желательно установить хотя бы одну такую розетку.

Выбор материалов

Гараж – это помещение с повышенной влажностью. Кроме того, подавляющее большинство автолюбителей не могут похвастаться и отоплением в боксе. Следовательно, регулярные температурные скачки, так как створки гаражных ворот периодически открываются/закрываются.

Необходимо учесть и возможную нагрузку. Ведь автолюбителю приходится работать не только с маломощной эл/дрелью, но и с «болгаркой» или иным инструментом. Часто приходится включать и сварочный аппарат. Поэтому следует , рассчитанные на предел по току 16 А, что соответствует мощности подключаемого оборудования примерно в 3,5 кВт. Как правило, в гараже больше и не требуется.

Монтаж силовых линий должен вестись только в защитных рукавах (гофре) или пластиковых кабель-каналах. Особенно в гараже металлическом! Если этим пренебречь, то о технике безопасности можно забыть.

На вводе силовой линии в гараж нужно поставить щиток (в продаже есть разных размеров, с установленными крепежными рейками). В нем монтируется, кроме остальных устройств, и центральный выключатель, поэтому располагать его следует рядом с входной дверью, для удобства пользования.

Собирать схему на различных досках (плитах стеклотекстолита, фанерках и тому подобное) не рекомендуется. Во-первых, из-за специфики помещения (в первую очередь, сырости), во-вторых, по причине плохой ремонтопригодности такой сборки. Ведь плату придется крепить к стене, и доступ к ее тыльной стороне (например, для замены какого-либо устройства) будет осложнен.

Желательно для проводки использовать кабельную продукцию с медными жилами (). Во-первых, алюминий при изгибах легко ломается. Любой повторный монтаж, переключение проводки вызовет необходимость откусывания кончиков проводов и их зачистки. Практика показывает, что постепенного укорачивания линии не избежать. Следовательно, придется делать повышенный запас проводки по длине. Во-вторых, при одном и том же расчетном номинале тока алюминиевые жилы должны быть большего сечения, чем медные. Работать с ними будет не так удобно.

Особенности организации проводки в гараже

Рекомендуемый способ монтажа линий – открытый. Во-первых, это значительно повышает ремонтопригодность проводки; во-вторых, снижает объем работ (не придется ); в-третьих, если впоследствии понадобится сделать дополнительную разводку, изменить трассировку линий, то никаких проблем не возникнет. Хотя встречаются и прямо противоположные мнения. Наверное, некоторые противоречия вызваны тем, что речь идет о совершенно разных гаражах. Например, боксе металлическом и из пенобетонных блоков. И все-таки автор оптимальным вариантом считает проводку открытую.

Скрутки в проводке не допускаются. Особенно если речь идет о сращивании проводников, жилы которых из разнородных металлов (алюминий и медь).

Информации вполне достаточно. Но это всего лишь отдельные рекомендации общего плана. Как сделать проводку в собственном гараже, решать только вам, уважаемый читатель.

Основные требования, которые нужно учитывать при электромонтаже почти на любых объектах описаны в Правилах Устройства Электроустановок (ПУЭ) в главе 2.1 (электропроводки), а так же, по отдельным вопросам, в ряде других глав. В данной статье мы рассмотрим основные требования и типовые схемы знание которых необходимо для того что бы сделать электропроводку в гараже своими руками.

  • Каким способом проложить электропроводку в гараже?

Любая электропроводка начинается с выбора способа ее прокладки. Как правило для снижения затрат проводку в гараже выполняют открыто. Если гараж выполнен из шлакоблока, кирпича, железа, т.е. любого негорючего материала, то осуществлять прокладку можно практически любым способом, от прокладки в гофре до непосредственной прокладки (например на скобах), если же гараж выполнен из дерева или любого другого сгораемого материала — это накладывает гораздо больше ограничений на возможные способы прокладки, в таком случае электропроводку лучше выполнять в коробе (кабель-канале).

  • Какой кабель (провод) использовать для проводки в гараже?

Для проводки необходимо использовать кабеля с алюминиевыми (марки АВВГ) либо медными (марки ВВГ) жилами, при этом предпочтение лучше отдать именно меди:

Использование гибких проводов типа ПВС или шнуров ШВВП недопускается! Они применяются только для подключения подвижных, переносных и стационарных электроприборов к сети либо для удлинителей.

  • Какое сечение кабелей необходимо использовать?

Сечение кабелей используемых для проводки определяется исходя из мощности подключаемых к ним электроприборов, зная данную мощность рассчитать сечение можно с помощью нашего . Как правило для для электропроводки используются кабеля с сечением 1,5 (или 2,5) мм 2 по меди, либо 2,5 (или 4) мм 2 по алюминию.

  • Какие требования по электробезопасности необходимо соблюдать?

Современные требования к электробезопасности гласят, что в новых постройках должно быть заземление (7.1.13. Питание электроприемников должно выполняться от сети 380/220В с системой заземления или ), в отечественных реалиях, его реализуют по системе TN-C-S, где на вводе производят повторное заземление нулевого проводника и его разделение на рабочий ноль и защитный проводник (подробнее о том как сделать заземление по системе TN-C-S ), поэтому кабели должны иметь заземляющую жилу, т.е. для электропроводки необходимо использовать трехжильные (для однофазной сети) либо пятижильные (для трехфазной сети) кабеля.

Стоит так же учесть, что в гараже зачастую возникает необходимость использования переноски (переносного светильника.) Но в соответствии с требованиями ПУЭ использование переносок на напряжение 220 Вольт запрещено , в пункте 6.1.17 сказано, то для питания переносных светильников в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных должно применяться напряжение не выше 50 В, а если они будут использоваться в стесненных условиях или работник будет находится в неудобном помещении (а зачастую поза автослесаря именно такая), то напряжение не должно превышать и 12В).

Получить такое напряжение в гараже можно двумя путями: запитав переноску от автомобильного 12В аккумулятора или от понижающего трансформатора. Конечно вы можете использовать первый попавшийся понижающий трансформатор, удовлетворяющий требованиям, но намного рациональнее приобрести комплектный ящик с понижающим трансформатором, отключающим автоматическим выключателем и розеткой, например, ЯТП 0.25 220/12B (производится разными предприятиями, один из примеров наименования для удобного поиска в интернет-магазинах - ИЭК MTT12-012-250), его мощность 250 ВА, есть и более мощные варианты, их подбирают исходя из потребностей (количества и мощности светильников).

Кроме того розетки в сети 220 Вольт обязательно должны иметь заземляющий контакт.

Необходимое количество и мощность светильников можно рассчитать с помощью

  1. Схема электропроводки

Рассмотрим типовой вариант электропроводки в гараже на 220 Вольт. Любая электропроводка начинается с вводного распределительного устройства (электрощита) сокращенно — ВРУ, в котором в дальнейшем будут установлены аппараты защиты ( , и т.д.) и электросчетчик (при необходимости), при этом само ВРУ, как правило, лучше устанавливать возле входа в гараж.

На лицевой или боковой панели ВРУ, либо рядом с ним, устанавливают выключатели света основного (потолочного) освещения и блок розеток. Выключатели местного освещения лучше устанавливать непосредственно возле этих светильников, то есть если у вас над верстаком установлен дополнительный светильник - то и выключатель лучше устанавливать рядом с ним. Еще одну или несколько розеток полезно установить на противоположной стене, возле верстака (рабочего стола), чтобы не разбрасывать по всему гаражу удлинители.

В смотровой яме прокладывать линии 220В не безопасно и исходя из выше сказанного это вовсе запрещено. Поэтому в ней нужно ограничится 12В светильниками, можно также расположить розетку с напряжением 12В для подключения переносного светильника или инструмента с пониженным напряжением электропитания.

Если у вас есть компрессор - к нему также прокладывают отдельную линию.

На основании всего вышесказанного расстановка электрооборудования в гараже будет выглядеть примерно следующим образом:

ПРИМЕЧАНИЕ: Серым цветом изображены распределительные коробки, где соединяются провода линий с напряжением 220В, а зелёным - 12В.

Тогда схема разводки электропроводки 220В (розетки, компрессор, а так же рабочее и потолочное освещение) в гараже будет выглядеть следующим образом:

Цифрами подписаны распределительные коробки, схемы их расключения вы увидите ниже. Составив схему разводки следует рассчитать протяженность линий для закупки кабеля. Сечения жил для линий освещения обычно выбирают в 1,5 мм², а для розеток - 2,5 мм². Сечение жил кабеля для подключения компрессора выбирается исходя из его мощности, на схеме условно взято так же 2,5 мм² (как правило этого достаточно). Более точно вы можете посчитать с помощью нашего .

Приведем так же принципиальные схемы подключения в отдельности по каждому кабелю в соответствии с составленной выше схемой разводки:

Здесь вы видите подключение двухклавишного выключателя для управления потолочным освещением и разводку на розетки. Этот вопрос подробнее мы рассматривали в , а если вы хотите сделать управление светом в гараже с нескольких мест, то вам будет полезна

Кабель на компрессор на данных схемах не изображен - он идёт от щитка напрямую.

Теперь рассмотрим прокладку сетей на 12 Вольт. На примере ящика с понижающим трансформатором типа ЯТП, схема его подключения будет выглядеть следующим образом:

ПРИМЕЧАНИЕ: При выборе кабеля для сети 12 Вольт после его необходимо так же с помощью другого нашего калькулятора.

Схема разводки электропроводки на 12 Вольт будет выглядеть следующим образом:

Проводку в яму рационально провести в стяжке, заблаговременно заложив ПВХ, ПНД или металлическую трубу.

Схемы соединения кабелей в распредкоробках, согласно нумерации, на предыдущем рисунке:

Вторая распредкоробка расположена в смотровой яме, в ней идет расключенние кабелей для питания всех светильников и розетки для переносного источника света

  1. Схема электрощита

В завершении рассмотрим компоновку и схему гаражного электрощита (ВРУ).

Даже в самом простом гараже необходимо освещение, но если монтаж проводки выполнен на скорую руку, то было бы неразумно ожидать, что она будет надежной и пожаробезопасной. Создавая в этом помещении надлежащие условия для труда, нельзя пренебрегать правилами работы с электропроводкой, иначе последствия могут быть самыми непредсказуемыми. В этой статье мы расскажем вам, как сделать электропроводку в гараже своими руками, придерживаясь норм и предписаний.

Виды гаражей и способы подключения к электроснабжению

В зависимости от того, где находится гараж, может отличаться способ его подключения к электроснабжению.

В кооперативных гаражах

В автокооперативах к каждому гаражу подведено электропитание, о состоянии которого должен заботиться электрик, но что касается проводки внутри помещения, то здесь можно импровизировать, разумеется, в пределах допустимого. Поэтому придется разрабатывать индивидуальную схему электропроводки, учитывая выделенную или предельно допустимую мощность.

Выясните, какой мощности установлен автомат на входе. Если 10 А, то можно рассчитывать только на то, что в гараже, кроме освещения, можно будет подключить к сети маломощную дрель, болгарку и им подобные, да и то не одновременно. Когда входной автомат рассчитан на ток срабатывания в 16 А, то можно будет кратковременно пользоваться немощной бытовой электросваркой. При установленном автомате в 25 А особых ограничений по мощности не будет.

В частном доме

Как правило, гараж частного дома подключается к электроснабжению через общий автомат. Рассчитывая мощность электрооборудования, которое будет подключено в гараже, необходимо учитывать электропотребление приборов, находящихся в доме. Если это будет не просто гараж, а автомастерская, в которой будут проводиться электросварочные работы, тогда схема электропроводки в гараже своими руками должна включать отдельную линию 220 или 380 В.

Составляем схему электропроводки

Чтобы правильно составить схему электропроводки, составьте список электроприборов, которыми планируете пользоваться в гараже. В обязательном порядке учитывается количество светильников и их место расположения.

Если гараж используется только для парковки и мелкого ремонта автомобиля, то нет надобности в большом количестве розеток и светильников, но и сильно экономить тоже не нужно. Над верстаком или возле входа можно установить несколько розеток и двухклавишный выключатель для того, чтобы можно было разделить линии освещения по группам.

В многофункциональном гараже должно быть хорошее освещение и много удобно расположенных розеток. Также необходимо обеспечить безопасное освещение смотровой ямы.

Что включить в схему?

В любом гараже должно быть установлено УЗО (устройство защитного отключения). Хотя стоит этот прибор недешево, он защитит владельца от поражения током. Номинальный ток УЗО должен быть подобран в соответствии с током нагрузки линии электропроводки, иначе прибор может не сработать в нужный момент.

Также не стоит экономить на приобретении автоматических выключателей – лучше, чтобы каждая линия была подключена отдельно. Конечно, надо учесть суммарную мощность подключаемых приборов, чтобы можно было рассчитать сечение укладываемого провода.

Простая схема

Нередко владельцы гаражей, используемых только для хранения автомобиля, ограничиваются установкой на входе спаренного автоматического выключателя, одной или двумя розетками и несколькими светильниками, управление которыми осуществляется одноклавишным выключателем. В такой схеме есть свои преимущества: чтобы забрать автомобиль из гаража или поставить его туда, достаточно включить один выключатель, – и свет будет гореть во всем помещении.

Одна розетка подключена сразу к автоматам, вторая же включена в одну цепь со светильниками. Уходя из гаража, можно быть уверенным, что, выключив свет, вы обесточили дальнюю розетку. Даже если владелец гаража случайно забудет выключить зарядное устройство, то оно выключится вместе со светом. Простота схемы подразумевает наличие некоторых ограничений. Так, включаться будут одновременно все 4 светильника, а вторая розетка пригодна лишь для того, чтобы через нее запитывать маломощные приборы, иначе сгорят контакты выключателя.

Теперь рассмотрим электрическую схему гаража со смотровой ямой. От вводного электрического щитка отходит 5 линий:

  1. Группа розеток 1.
  2. Группа розеток 2.
  3. Группа освещения 1.
  4. Группа освещения 2.
  5. Освещение смотровой ямы.

В электрическом щитке установлен вводный автомат, УЗО и несколько автоматических выключателей – каждый для своей группы. Что касается освещения смотровой ямы, то оно осуществляется через трансформатор, понижающий напряжение до 12 или 36V.

Видео: схемы проводки

itemprop="video" >

В Интернете можно найти фото самых разнообразных схем подключения электропроводки в гараже.

Приобретение расходных материалов

Составив схему, приобретите все необходимое для выполнения работы. Делать будем основательно и надолго, поэтому рассмотрим монтаж скрытой проводки. Справедливости ради стоит сказать, что есть и другие способы прокладывания провода в гараже, о которых можно прочитать .

Чтобы не тратить драгоценное время и силы понапрасну, приобретите или возьмите в аренду штроборез и перфоратор с набором буров и коронкой по бетону, диаметр которой позволит установить подрозетники и распредкоробки в вырезанные с ее помощью отверстия. Про зубило и молоток даже не будем говорить, так как такой инструмент должен быть в любом гараже.

Для дальнейшей работы потребуются:

  • Распределительный щиток – 1 шт.
  • Счетчик электроэнергии – 1 шт. (если нужен).
  • УЗО – 1 шт.
  • Подрозетники – по количеству врезных выключателей и розеток.
  • Распредкоробки – в каждом месте, где будет отвод на розетки и выключатели.
  • Автоматические выключатели – тип и количество по схеме. Возможно, потребуется установить некоторые автоматы отдельно, например, возле точильного станка, компрессора и т.п.
  • Проводка. Лучше приобрести медный трехжильный провод. Для освещения ‒ 1,5 мм2. Для розеток ‒ 2,5 мм2. Для разводки по гаражу до щитка ‒ 4 мм2. Количество – по схеме +10% на неучтенные выводы в распредкоробках и подрозетниках. Для того чтобы запитать более мощные потребители, рекомендуется провести отдельную линию электропроводки от распределительного щитка до нужного места.
  • Гофрированные трубы ПВХ под электропроводку. Диаметр и количество подбираются под имеющуюся проводку. Если проводка будет проходить через легковоспламеняемые материалы, то в таких местах должна быть уложена металлическая гофротруба.
  • Если в гараже будет точка для подключения электрооборудования 380V, то надо позаботиться о приобретении специфической розетки и соответствующего кабеля.
  • Розетки. Их количество должно быть достаточным для удобного пользования. Важно помнить, что над верстаком может быть несколько светильников – они могут быть подключены как через распредкоробки, так и непосредственно в розетки.
  • Выключатель. Кто-то предпочитает одним выключателем отключать освещение в гараже, другому нравится разделить на несколько групп, а третий устанавливает выключатель под каждой лампой – каждый может сделать так, как ему будет удобно пользоваться.

Распределительный щиток можно сделать самостоятельно, как автор этого видео:

itemprop="video" >

Монтаж

Выполнить монтаж электропроводки в гараже своими руками вполне возможно, в чем вы сейчас убедитесь.

Итак, схема имеется, инструмент и материалы приготовлены – можно приступать к работе.

  • Нанесем разметку на стены в тех местах, где будет проходить проводка, и будут установлены выключатели, розетки и распредкоробки. При этом важно помнить, что укладка провода по косой нежелательна. Потом, если нужно будет что-то закрепить на стене, определить, где в стене проходит провод, окажется затруднительно – все отводы лучше выполнить под прямым углом.
  • Разметив стены, еще раз сверьтесь со схемой, проверив, ничего ли не упущено.
  • Загоните автомобиль в гараж и проверьте, удобно ли расположены розетки и светильники. Если нет, то отметьте места, где бы их было бы лучше установить. Будет ли светильник, установленный на потолке или стене должным образом освещать двигатель, чтобы можно было проверить уровень масла.
  • Теперь автомобиль не нужен, и лучше, если он будет находиться вне гаража.
  • Коронкой подходящего размера делаются все отверстия под распредкоробки и подрозетники.
  • Согласно нанесенной разметке, вырезаются штробы, затем перфоратором удаляется лишний строительный материал по глубине реза. В результате должна получиться канавка, в которой спрячется предназначенная для него гофрированная труба.

Теперь можно провести электропроводку в гараже, в чем поможет пошаговая инструкция. Сразу оговоримся, что профессионалы сначала укладывают гофру в стену, устанавливают подрозетники, а потом затягивают кабель. Но если электропроводка в гараже своими руками прокладывается впервые, то лучше придерживаться предложенной нами технологии.

  • Загнув конец проволоки, торчащей из гофры, саму гофру укладывают в штробу с таким расчетом, чтобы она входила в подрозетники.
  • Отмеченный кусок гофры отрезается, а конец проволоки подгибается, чтобы он не провалился внутрь.
  • Затем провод продевается в гофру так, чтобы оставались с двух сторон свободные концы – сантиметров по 15. Более детально с этим процессом можно ознакомиться, посмотрев видео.

itemprop="video" >

  • Гофра с проводом укладывается в штробу и замазывается алебастром. Такие действия выполняются и с оставшимся проводом.
  • Затем провод вместе с гофрой вводится в подрозетники / распредкоробки, и только после этого они устанавливаются и закрепляются алебастром. В тех местах, где на стене будут установлены светильники, провод просто выводится наружу.
  • После установки вводного щитка выполняется подключение проводов к автоматам. Чтобы было легче сориентироваться и ничего не перепутать, каждый провод необходимо подписать, указав, для чего он предназначен в этой цепи.

Когда разводка электропроводки в гараже выполняется неспециалистом, то часто возникают проблемы с подключением УЗО. Подборка из двух видеороликов поможет избежать ошибок при подключении этого прибора.

itemprop="video" >

itemprop="video" >

  • Выполнив подключение проводов, желательно еще раз проверить, правильно ли всё собрано в щитке.
  • Теперь можно включить вводный автомат, затем УЗО и по очереди все автоматы.
  • Если монтаж выполнен правильно, то все точки подключения должны работать.

Как видим, даже непрофессионал может справиться с этой работой. Если же после прочтения вы всё еще продолжаете сомневаться в своих способностях и от одной мысли о работе с электричеством начинают потеть ладошки, то лучше пригласите специалиста.

Помещения в гаражном кооперативе, как правило, используются еще и в качестве мастерской. Слесарные работы, ремонт и обслуживания автомобиля, сложно выполнять в условиях квартиры. Поэтому автовладельцы организуют рабочее место в собственном гараже.

Если вы планируете выполнять более сложные работы, чем замена масла и фильтров, помещение необходимо электрифицировать. Большинство гаражных кооперативов предоставляют подобный сервис, но услуга, как правило, заканчивается подключением ввода к счетчику. Дальнейшая разводка электропроводки в гараже выполняется владельцем. Вызов электрика обойдется в немалую сумму. Однако при наличии элементарных навыков электрика, работу можно выполнить своими руками.

Требуется лишь соблюдение некоторых мер безопасности

Основное правило (неформальное), прокладка должна быть выполнена аккуратно, с использованием качественных материалов. Распространенное заблуждение: «в гараж сойдет любой хлам» может привести к пожару или поражению электротоком.

Основные моменты, которые следует знать:

  • Электропроводка укладывается либо в штробы, либо в пожаробезопасную гофру. Для гаража это особенно актуально, поскольку вероятность повреждения магистрали в подобных помещениях выше.
  • При монтаже проводки в металлическом гараже, изолирующие гофры обязательны. Коммутационное оборудование монтируется на панели, изготовленные из диэлектрических материалов.
  • Необходимо учитывать воздействие сырости и агрессивных жидкостей.
  • Обязательно разведение линии освещения и силовых розеток на отдельные автоматы защиты.
  • После прибора учета устанавливается общий вводной автомат: покидая гараж, вы сможете обесточить его одним движением. Допускается отдельная линия освещения, которая постоянно будет под нагрузкой.
  • Линия энергообеспечения смотровой ямы (подвала) выполняется с отдельной защитой, желательно применение источника пониженного напряжения (12 вольт) с гальванической развязкой от сети 220 вольт.

Часто возникает ситуация, когда вы приобретаете гараж с уже выполненной электрификацией. Если схема электропроводки в гараже выполнена предыдущим хозяином с нарушениями, ее необходимо переделать.

Как правильно спланировать электроснабжение гаража

Перед укладкой проводки в гараже своими руками, необходимо нарисовать схему. Вне зависимости от состояния помещения (новый гараж, или в нем уже размещено оборудование: верстаки, светоточки, стеллажи), выполните планировку.

Освещение разбивается на несколько групп


Важно! Установка светильников и выключателей на металлические стены недопустима. Используйте диэлектрические подложки.

Розеточная сеть

Общее правило размещения точек электропитания в гараже: дежурная розетка возле вводного щитка, и группы розеток в зонах проведения работ. Каждая группа заводится на отдельный автомат защиты. При срабатывании автомата, у вас не должен обесточиться весь гараж.


Установка электрощита

Электропроводка в гараже своими руками начинается от распределительного устройства. Если прибор учета электроэнергии расположен снаружи, «точкой отсчета» является входной автомат. Если счетчик внутри - этот же автомат устанавливается сразу после него. Входной автомат может быть подключен перед счетчиком (с доступом потребителя), тогда он опечатывается вместе с прибором учета.

После опечатывания оборудования работником энергосбыта, вы не будете иметь возможность изменить конфигурацию ввода. Поэтому схема проводки в гараже планируется изначально с учетом расположения этих элементов.

  • Щитовая располагается как можно ближе к точке ввода. Чем меньше длина кабеля до первого автомата защиты (в зоне вашей ответственности), тем выше уровень безопасности.
  • Желательно всю коммутацию выполнить в одной коробке. Исключение можно сделать в случае, когда прибор учета не подходит к вашему распределительному щитку.
  • Все автоматы защиты должны иметь маркировку. Мнение, что: «я и так все помню», опасно. Бывают случаи, когда вы физически не сможете сказать спасателям, как обесточить ту или иную линию.
  • Электрощиток с металлическим корпусом должен быть заземлен. Как сделать заземление в гараже своими руками, зависит от материала стен.

Правильная организация заземления

Для чего вообще нужна «земля» в гараже?

  1. Для защиты от пожара. В случае прикосновения фазы (неисправный электроинструмент, поврежденный провод) к заземленным частям конструкции, нагрев не происходит, срабатывает автомат защиты.
  2. Для защиты от поражения электротоком. Только для этого необходимо еще одно условие: установка УЗО.

Заземление выполняется по стандартным правилам: в грунт вертикально устанавливаются 3 жестких проводника, соединенные между собой.

От контура заземления в гараж проводится стальная шина (медный кабель). От точки подключения заземления выполняется разводка в щиток, и в розеточную сеть. Корпус металлического гаража заземляется на общих основаниях, и не может являться точкой подключения или шиной заземления.

  • Использование незаземленной розеточной сети, и незаземленного электроинструмента в металлическом корпусе недопустимо! Особенно в металлическом, заземленном гараже.
  • Необходимо помнить, что обычные автоматы защиты, заземление не являются гарантией от поражения электротоком. Для этого предназначены УЗО.

Организация проводки

С точки зрения безопасности, вопрос: «как сделать проводку в гараже своими руками?» стоит на первом месте. У вас может быть отличное заземление, дорогой несгораемый электрощит, а слабым звеном окажется поврежденный провод с неправильно рассчитанным сечением.

Подобрать нужный кабель можно по таблице.

При этом необходимо помнить, что диаметр медной жилы и сечение проводника, это разные величины. Если вы располагаете качественным проводом без маркировки, замерьте микрометром или штангенциркулем диаметр зачищенной жилы, и рассчитайте сечение по формуле:

сечение = 0.785 × диаметр²

Классическая разводка линий для гаража не подходит, распределительные коробки лишь повышают уязвимость проводки. Оптимальный вариант - звезда: один защитный автомат - один потребитель (группа).

На рисунке изображена схема проводки в гараже.

В зависимости от материала, из которого построен гараж, организуем укладку кабеля. Для каменных и металлических конструкций используется обычная гофра (стальная либо пластиковая). Необходимо помнить, что укладка провода в гофру, лишь повышает устойчивость к механическим повреждениям, и не является защитой от пожара. Даже маркировка «НГ» не является 100% гарантией от возгорания при перегреве. Поэтому защитные автоматы не должны быть излишне мощными. Оптимальное срабатывание по перегреву - превышение допустимого тока в 2 раза.

Гофра с кабелем укладывается параллельно и перпендикулярно. Не допускаются диагонали, округление углов. Перед уложенными линиями не должно быть полок, стеллажей. Особенно опасно передавливание изоляции металлическим ящиком или канистрой.

Разумеется, электропроводку можно уложить в кабельные короба. Это несколько дороже, чем гофра, зато на порядок эстетичней.

Резервное питание 12 вольт

В некоторых случаях, оно может быть и основным. Не все гаражи имеют энергоснабжение.


Если вы не будете пользоваться гаражом длительный срок, аккумулятор следует полностью отключить от резервной линии питания.

Видео по теме

Что ни говори, а без электричества в гараже никак не обойтись. Даже если вы появляетесь в нём всего пару раз в день на пять минут, чтобы забрать, а потом поставить машину. Ведь вы не будете загонять автомобиль впотьмах, и к тому же периодически надо заряжать аккумулятор. Ну, а для большинства владельцев, гараж – это второй дом. Поэтому был, есть и остаётся актуальным такой вопрос, как проводка в гараже. Поговорим об этом подробнее, как делать, с чего начинать, какие требования и правила соблюсти?

Схема электроснабжения

Перед тем, как провести проводку в гараже, особое внимание уделите схеме электроснабжения. Какое бы ни было строение – огромный дом или небольшой гараж – начинать всегда надо именно с неё. Прежде всего, нарисуйте схематический чертёж вашего помещения. Что должно быть на нём отражено?

  • Вводная линия, которая подходит к зданию гаража.
  • Места, где будут установлены светильники – само гаражное помещение, яма для осмотра машины, погреб. Возможно, над каким-то станком (токарным, сверлильным) понадобится дополнительное освещение.
  • Положение распределительного щитка, правильнее всего устанавливать его у входа. Когда будете покидать помещение, вы сможете спокойно его обесточить и сразу выйти на улицу, а не пробираться впотёмках через весь гараж.

  • Запланированные места для розеток (около верстака, рабочего стола или станка, в другом месте, где возможно понадобится подключать электроинструмент).
  • Приблизительный маршрут электропроводки гаража (то есть, по какому пути вы планируете подводить провода от распределительного щитка к светильникам и розеткам).
  • Если у вас в гараже будут находиться механические станки, компрессор для накачки шин, то отобразите на схеме их место расположения, потому что к этим токоприёмникам потребуется подвести отдельные линии от индивидуальных автоматов.

Схема электрической проводки в гараже делается для того, чтобы чётко определить количество нужных материалов – розеток, выключателей, автоматов, светильников, распределительных коробок.

Вы составите список, пройдёте по нескольким магазинам электротоваров, спокойно определитесь с ценами и подберёте качественные, доступные для вас коммутационные аппараты и провода.

Также схема электропроводки в гараже поможет вам определиться с максимальной нагрузкой. Вы посчитаете суммарную мощность всех потребителей электроэнергии и правильно подберёте по сечению и номинальному току вводные и отходящие кабели и автоматы.

Молниезащита

Любые строения надо защищать от ударов молний, и гараж – не исключение.

Защита крупных жилых и промышленных зданий выполняется стационарно на этапе возведения строений. Когда гараж находится поблизости какого-то высотного здания, то в принципе ничего страшного не будет, если на нём нет громоотвода. Маловероятно, что молния попадёт в него. В случае, когда строится гаражный кооператив, молниезащита тоже выполняется централизовано. А вот если он расположен отдельно, вдали от высоких зданий, позаботьтесь об установке громоотвода ещё до того, как начнёте делать монтаж электропроводки в гараже.

Здесь особых сложностей у вас не возникнет. Вся система состоит из трёх основных элементов:

  • приёмника молний;
  • проводника, отводящего ток в землю;
  • заземлителя.

В качестве приёмника используют стальной прут диаметром не меньше 1 см, длиною не меньше 20 см. Его монтируют в вертикальном положении на самом высоком месте гаража. Применение стального прута связано с тем, что в момент удара молнии, материал приёмника должен выдержать механическую и тепловую нагрузку.

Прут соединяется с токоотводящим проводником, это делают при помощи сварки, пайки либо болта с гайкой. Между приёмником и заземлителем необходимо выбрать самый короткий путь.

Заземлители могут быть искусственные и естественные. В случае с гаражом, вряд ли подойдёт вариант естественного заземлителя, так как в качестве него чаще всего используют различные трубопроводы. Для монтажа искусственного заземлителя подойдут старые рессоры, металлические пруты и уголки.

Заземлитель нужно закопать в землю. Расстояние от него до входных ворот в гараж и дорожек, по которым постоянно ходят люди, должно быть не меньше чем 5 м.

Согласно правил, в радиусе 4 м заземлитель надо оградить, чтобы в случае удара молнии человек не попал в зону действия шагового напряжения.

Чаще всего в качестве заземлителя используют металлические пруты. Их размер зависит от того, какая в данном месте почва и насколько близко подходят к поверхности грунтовые воды. В случае, когда почва сухая, а уровень воды низко, достаточно будет взять пруты длиною 2-3 м. Их вбивают в грунт, а на глубине 0,5 м увязывают между собой при помощи металлической перемычки.

Освещение

Осветительная электропроводка в гараже своими руками выполняется без каких-либо сложностей. Особенно, если гараж у вас только для хранения автомобиля, в этом случае вообще достаточно пары светильников.

Если же вы проводите в гараже всё свободное время, занимаясь ремонтом машины и другими работами, то помимо основных осветительных приборов на потолке могут понадобиться ещё дополнительные на стенах. Желательно также установить ещё один прибор освещения над входом в гараж. А также, если у вас есть там различные станки, то не лишними будут светильники прямо над этими рабочими местами.

Рационально будет расположить на боковых стенах люминесцентные светильники и подключить их к двухклавишному выключателю. Одной клавишей включается одна сторона, второй – другая. Это очень удобно, если машина стоит внутри гаража и вам необходимо производить какие-то работы с одной стороны, например, менять колёса, заниматься с крыльями или дверками. Включили одной клавишей нужную сторону освещения и занимайтесь себе спокойно, потом точно также перешли на другую сторону.

Для осветительной электропроводки в гараже своими руками вы можете установить следующие светильники:

  • модели НБП, ПСХ, НПО, НСП, рассчитанные на лампы накаливания;
  • модели ЛПО и ЛСП люминесцентных светильников;
  • наиболее выгодные светодиодные светильники, у них самый долгий срок эксплуатации, при этом низкий расход электроэнергии. Они работают при любой температуре, но есть один недостаток – это цена, стоят такие приборы освещения не дёшево.

Помните, что металлические корпуса осветительных приборов обязательно подлежат заземлению.

Если монтируете источники света на высоте ниже 2 м от уровня пола, то они должны быть защищены от случайного механического повреждения.

Правила монтажа проводки для подсобных помещений

Зачастую гаражные капитальные строения оборудуются ямами для осмотра машин и подвалами. Поэтому перед тем, как сделать электропроводку в гараже, ознакомьтесь с некоторыми нюансами и правилами именно для этих помещений.

Чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию осветительной проводки в яме для осмотра и подвале, надо запитывать её с помощью понижающего трансформатора 220/36 В. В силу того, что эти помещения углублены и бывают сырыми, сам трансформатор следует располагать у входных ворот в гараж либо около распределительного щитка.

В сухих подвалах можно применять для освещения напряжение 220 В, но подключение надо выполнять через дифференциальный автомат или УЗО.

Проводка осветительная в гараже для подвального и смотрового помещения осуществляется открытым способом по поверхностям потолков и стен, допускается использование труб или электротехнических коробов из пластика.

Подвал и яма для осмотра должны быть подключены от распределительного щитка двумя независимыми линиями. Запрещается устанавливать в них коммутационные аппараты. Если уж будет крайняя необходимость, то в сухих смотровых ямах и подвалах допускается монтаж розеток и выключателей с классом защиты не меньше IP 44.

Яма для осмотра имеет стеснённые размеры, поэтому для монтажа светильников сделайте ниши. Когда такой возможности нет, то используйте светильники, имеющие защитную решётку. При использовании переносных дополнительных светильников подключайте их при помощи понижающего трансформатора (36 В) или автомобильного аккумулятора (12 В).

Основные элементы распределительного щитка

Как правильно собрать распределительный щиток в гараже? Чаще всего владельцы автомобилей и гаражных помещений упрощают схему и обходятся лишь автоматическими выключателями, пренебрегая другими элементами защиты. Да, это гораздо дешевле, но не всегда оправдано. Желательно, чтобы в щитке были смонтированы следующие основные элементы:

  • Автоматические выключатели. Их установка обязательна, так как это основная защита от коротких замыканий и перегрузок. Если у вас совсем старинный гараж с одной лампочкой по центру и одной розеткой, вполне можно обойтись только вводным автоматом. Но для современных гаражей этого уже недостаточно, так как часто приходится использовать различный электроинструмент, систему обогрева, зарядные и пусковые устройства.

В схеме отходящие автоматические выключатели располагаются после прибора учёта.

  • Устройства защитного отключения (УЗО), которые подключаются вместе с обыкновенными автоматическими выключателями, или дифференциальные автоматы. Их основная цель – защита человека от токов утечки, которые возникают в случае повреждения изоляции электропроводки. Установка таких защитных элементов особенно актуальна, если вам придётся работать с электрифицированным инструментом в подвале либо смотровой яме, где окружающая среда имеет повышенную влажность.

  • Реле для контроля напряжения. В гаражных кооперативах очень много умельцев, которые с утра до вечера что-то мастерят. Не всегда среди них только первоклассные профессионалы, находятся и те у кого, «очумелые руки», поэтому часто в гаражах случаются неисправности в электросети. Например, при обрыве ноля в трёхфазной схеме появится повышенное напряжение, что в свою очередь может привести к сгоранию двигателей и ламп освещения. Реле, контролирующее напряжение, в подобной ситуации автоматически обесточит вашу схему и спасёт оборудование.
  • Ограничители перенапряжения. Их устанавливают в случае запитки гаража от воздушной ЛЭП. Во время грозы в линию может ударить молния. Установленные на ВЛ разрядники должны погасить попавший потенциал, но остаточная величина всё-таки может оказать влияние на проводку. В этом случае спасут схему ограничители, они отведут повышенный потенциал на контур земли. Устанавливаются эти защитные элементы между вводным автоматом и счётчиком. В случае отсутствия ограничителей, когда приближается гроза, отключите вводной автомат на гараж.

Внутренняя проводка

Если на момент строительства гаража в нём сразу делалась скрытая проводка, то вы вполне можете воспользоваться ею, лишь усовершенствовав согласно своей схеме. Если таковой нет, то время своё не тратьте, стены не штробите, выполняйте разводку открытым способом.

Кабель выбирайте с медными жилами и оболочкой из негорючих материалов, подойдёт марка ВВГнг, прокладывайте его в кабель-каналах, гофре или металлических трубах.

Для осветительной нагрузки достаточно будет сечения 1,5 мм 2 , для розеток 2,5-4 мм 2 .

Однофазная проводка

Однофазная электропроводка в гараже своими руками выполняется просто, схема выглядит примерно так:

  1. На распределительный щиток приходит вводной кабель и подключается к входным контактам общего автомата. Для однофазного электроснабжения 220 В достаточно двух- или трёхжильного провода, а автомат лучше всего подойдёт двухполюсный, на номинальный ток 25 А или 32 А.
  2. После него монтируется счётчик электрической энергии, к которому подключаются фазный и нулевой провод.
  3. После счётчика ноль идёт к нулевой шинке, а фаза на отходящие однополюсные автоматы.
  4. К нулевой шинке подсоединяются все нули дифференциальных автоматов и УЗО.
  5. Через однополюсные автоматы запитано освещение, через дифференциальные – розетки.

Как правило, вся электрика в обычном гараже состоит из двух-трёх автоматов для освещения (помещение самого гаража, яма, погреб) и двух дифференциальных автоматов для розеточных групп. Имейте в виду, что дифференциальные автоматы можно заменить устройствами защитного отключения (УЗО) в связке с обыкновенными автоматическими выключателями.

Трёхфазная проводка

Очень многие владельцы гаражей не просто ставят в нём на хранение автомобиль и изредка занимаются им, но и выполняют различные работы на специальном электрооборудовании. В этом случае разводка электропроводки в гараже понадобится трёхфазная (380 В). При таком варианте электричество на распределительный щиток подаётся четырёх- или пятижильным вводным кабелем.

Жилы проведённой в гараж линии подключаются к трёхфазному вводному автомату, после него в схеме идёт счётчик электроэнергии, затем ещё один общий автомат трёхфазного исполнения.

Для подключения однофазных автоматов освещения берите одну фазу с общего автомата. Только равномерно распределяйте нагрузку, не цепляйте все однополюсные автоматы на одну фазу. Для этой коммутации вам достаточно будет двух- или трёхжильного провода (одна жила – защитное заземление).

Линию 380 В для подключения трёхфазных электрических приборов выполняйте четырёх- или пятижильным проводником (здесь пятая жила будет для защитного заземления).

Наглядно про монтаж электричества в гараже на видео

Помните! На время, когда в гаражном помещении не находятся люди, электропитание необходимо отключать. Этого требует техника пожарной безопасности.

Вкратце рассказали вам, как сделать проводку в гараже своими руками. Как видите, это не дом и не баня, здесь всё гораздо проще, можно осилить и самому без помощи профессионалов. Хотя, если ваш гараж, находится в кооперативном массиве, будьте уверены, там помощники найдутся.