Медитация из Лайя-Йоги. Кундалини Мантра из Лайя Йоги. Эк Он Кар. Лайя-йога: психические центры Четыре уровня Учения

Когда путь и идущий по пути с самого начала признаются неотличными от плода конечной реализации.

Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога - это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае мы перестаём жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего.

Лайя-йога не ограничена ни религиозными догматами или концепциями нашего мышления, ни культурными традициями, поскольку состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений.

«Учение зародилось около 3-5 тыс. лет до н. э. и окончательно оформилось в традицию в VIII-XI вв. Учение представляет собой глубокую изысканную традицию индуистского тантризма стиля „Сахаджаяны“ (колесницы естественного пути), в свое время впитавшей идеи буддизма Ваджраяны, и которая по праву относится к разряду высших недвойственных Учений Ануттара -тантры. Бессмертные сиддхи-авадхуты являются живым воплощением самых глубоких и сокровенных принципов Учения Лайя-йоги, главные представители из которых Авадхута Даттатрейя, махасиддхи Матсиендранатх, Горокхонатх, Великий Брахман Сараха, Бхагаван Шри Рамалинга Свамигал. Учение махасиддхов сосредоточено на неконцептуальном, живом опыте постижения природы „Я“, которое может быть открыто в самадхи (прямое видение Шуньяты). Сиддхов не интересуют теологические спекуляции, философия, эсхатология и т. д. Учение сиддхов - это глубоко внутренний путь трансмутации энергии и сознания, вплоть до достижения высших состояний - сахаджа-нирвикальпа-самадхи, то есть непрерывной внимательности к естественному состоянию, пребывание в созерцании на Высшую Сущность - Истинное „Я“, вплоть до саруба-самадхи - перехода в Радужное тело Света. Для авадхутов не имеет значение, каких концептуальных идей придерживается йогин, для сиддхов главное - практический подход, достигнуто самадхи или нет? Критерии успешного самадхи - остановка дыхания и сердцебиения в медитации, способность осознавать себя во сне без сновидений, а также способность поддерживать состояние осознанности в повседневной жизни и проявлять сверхъестественные силы - путешествовать в тонком теле по другим мирам, контролировать энергию, управлять стихиями, событиями и т. д. Во взглядах на мир и творение вселенной за основу принята традиционная Адвайта-веданта в толковании Даттатрейи, Гаудапады, Шанкары. Взгляды близки кашмирскому шиваизму, идеям буддизма Ваджраяны (Дзогчен, Махамудра), а в некоторых аспектах неотличны от них. Подобный подход имеет место в виду „двоякой“ принадлежности многих махасиддхов как к традиционному индуизму, так и к буддизму. К примеру, Матсиендранатх, Горокхонатх, Сараха считаются одновременно и индуистскими, и буддийскими святыми, давшими начало школам кауликов, натхов, канпхатов и школам Ваджраяны в Тибете. Много общего можно найти и в других близких по духу Учениях - даосизме, китайском дзен, Учении Кабира.»

Философия учения

Философской, концептуальной основой Лайя-йоги безусловно является Адвайта-веданта. Понимание недвойственности, тождество «я» и Брахмана - фундамент всех высших учений йоги и тантры .

Я никогда не был рожден, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий - ни хороших, ни плохих. Я - тот чистый Брахман, лишенный каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?»

Даттатрея. «Авадхута-гита».

Таким образом, в основе философии Лайя-йоги лежит недвойственное видение Реальности , вне слов и концепций, достигаемое лишь в самадхи - чистом состоянии ума. Это Исконное «Я» есть «Сахаджья» - естественное состояние каждого, но оно затмевается покровом двойственных мыслей и клеш . Когда йогин может пребывать в созерцании, естественное состояние раскрывается, обнажая пустотную природу Ума.

В Лайя-йоге самадхи достигается за счёт естественного созерцания без усилий, а не за счёт метода. Также, в отличие от других видов йоги, в Лайя-йоге нирвикальпа-самадхи - не самоцель, а всего лишь промежуточная ступень для достижения более высоких - сахаджа-самадхи и саруба-самадхи.

Саруба-самадхи предполагает Просветление не только ума, но и энергии, тела, проявляющиеся как звук, свет, божества (нада, джьоти, дэвата). Практика с усилием на этом уровне прекращается и становится «не практикой» - «не методом» - «анупайя», «не медитацией», так как любое усилие является помехой.

Сахаджа-самадхи - это особое состояние сознания йога, когда он естественно, без усилий погружён в присутствие Атмана независимо от того, ест он, работает, говорит, спит, ходит или сидит. Такая погружённость и есть бхава (чувство). Ничего не отрицается, всё объединяется с присутствием в этом состоянии. Всё больше отдаваясь этому чувству («прапати» - самоотдача), йогин растворяет «я» в Высшей Реальности Брахмана. Полностью отдавшись ему, он испытывает неописуемое состояние непрерывного естественного единства; без усилий, без отречения, без техник и медитаций , реализовав ум без опоры - «нираламбха». В этом самадхи он окончательно узнаёт своё «я» как тождественное Брахману (пратьябхиджня) и с этого момента не отождествляет себя ни с чем иным. Цель и средства здесь объединяются. Цель - погружённость в Атман, средство - тоже.

Путь

Путь - это методы созерцания , медитации , управления внутренней энергией. Путь состоит из трёх главных принципов:

  • прямое введение в естественное состояние с помощью Учителя (шравана);
  • прояснение с помощью обдумывания и устранения сомнений (манана);
  • неуклонное продолжение созерцательного присутствия с помощью особых методов Лайя-йоги (нидидхьясана).

Главным же методом практики является непрерывная внимательность к естественному состоянию, созерцание, самоосвобождение двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности.

Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чём-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, а пребывать за пределами концепций в естественном состоянии.

Естественное состояние ни внутри, ни снаружи, оно подобно небу без границ и центра. Это ум в его Истинной Таковости . Он подобен пространству без качеств, однако все качества возникают из него.

Узнав своё сознание - Чити как безграничное пространство, подобное небу, йогин учится поддерживать его, не отвлекаясь на пути к высшей цели - саруба-самадхи - трансмутации физического тела. Для этого он учится воспринимать весь мир недуальным способом как манифестацию, игру сознания - Чити-Шакти. Весь мир он видит как свой ум, а ум не имеет ни качеств, ни основы; своё тело - как иллюзорное, а свою чистую энергию - как божества, звук - нада и свет - джьоти.

Медитация включает в себя пять путей или пять янтр Лайя-йоги:

  • Путь Мудрости (Праджня-янтра);
  • Путь Энергии (Шакти-янтра);
  • Путь Сновидений (Нидра-янтра);
  • Путь Звука (Нада-янтра);
  • Путь Света (Джьоти-янтра).

Путь Мудрости (Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погружённостью в природу Ума (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.

К практикам сидячей медитации относятся:

  • упражнение-концентрация (дхьяна) для овладения однонаправленностью ума;
  • медитация на входящее и выходящее дыхание (Анапанасати);
  • медитация на чувство «я» (ахам-вритти);
  • медитация на пустотное состояние ума;
  • медитация на Великое изречение (Махавакью);
  • решение парадоксальных задач (аналог коанов дзен);
  • медитация на пространство неба;
  • медитация на просветляющие силы вселенной, пяти элементов и т. д.;
  • медитация на световое пространство и другие.

К практикам созерцательной ходьбы относятся:

  • наблюдение за телом;
  • наблюдение за дыханием;
  • ходьба с поддержанием санкальпы (аффирмации);
  • самовспоминание;
  • созерцание Света;
  • созерцание Бесконечного пространства;
  • настройка на нисходящие силы Вселенной;
  • интеграция с пятью элементами и другие.

Путь энергии (Шакти-янтра) включает практики работы с каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для:

  • пробуждения Кундалини ;
  • получения опыта нектара бессмертия;
  • выходов тонкого тела;
  • обретения непрерывного сознания в самадхи ;
  • раскрытия четырёх блаженств и пяти пространств в теле.

Для этого используются практики: асаны , мудры , бандхи, пранаямы , визуализации чакр , каналов, слияние с пятью элементами стихий и другие.

Путь сновидений (Йога-Нидра) включает обучение специальным методам ночных практик для:

  • осознавания себя во сне;
  • развития тела сновидений (Майя-дэха);
  • управления и трансформации сновидений;
  • вхождения в осознание сна без сновидений и Ясного Света.

Путь йоги Звука (Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством Звука и пустотного осознавания.

Путь йоги Света (Джьоти-йога) содержит в том числе некоторые тайные методы созерцания Света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств , мандалы , сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания», «исчерпания». Путь йоги Света считается очень глубокой садханой, позволяющей сделать быстрый скачок в практике - за одну жизнь реализовать бессмертное тело Света.

Примечания

См. также

Литература

  • Садгуру Свами Вишнудевананда Гири - Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги. Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика. Том 1. Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2004, ISBN 5-901086-38-4
  • Садгуру Свами Вишнудевананда Гири - Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги. Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика. Том 2. Одесса: «ВМВ», 2005, ISBN 966-8286-58-8
  • Рамамурти С. Мишра Основания йоги, Киев, София, 2000б SBN 5-220-00317-8
  • Махаси Саядо Практика реальной медитации, Москва, Маркетинг, 2003, ISBN 5-7856-0272-5
  • Shyam Sundar Goswami (1991). Layayoga: The Definitive Guide to the Chakras and Kundalini, Inner Traditions, ISBN 0-89281-766-6
  • Arthur Avalon (Sir John Woodroffe). The Serpent Power ; Being the Sat-Cakra-Nirupana and Paduka-Pancaka: Two Works on Laya-Yoga, Translated from the Sanskrit, with Introduction and Commentary, Shivalik Prakashan, ISBN 8-18880-814-8

Ссылки

  • Монастырь-академия Йоги «Собрание Тайн» (Всемирная Община Лайя-йоги) - Официальный сайт

Как самостоятельное Учение, Лайя-йога сложилась примерно к концу I тыс. В связи с этим говорят о том, что Лайя-йога состоит из пяти янтр, а само Учение иногда называют «панча янтра», т.е. пять путей, рисунков или пять узоров Вселенной.

Эти пять янтр (янтры - это символические изображения энергетических структур различных божеств, как они видятся мудрецам) таковы:

I. Праджня-янтра (Вселенная Мудрости), связана с наставлениями по открытию природы Ума, прямому введению и созерцанию, включает также медитацию, концентрацию и самооcвобождение.

Особую часть Праджня-янтры составляет «Учение пространства» - этот раздел связан с изучением шамбхави-мудры или способа созерцания, благодаря которому достигается объединение внутреннего и внешнего пространства. В искусство шамбхави-мудры входят различные виды созерцания, созерцательного недеяния, расслабления, медитации на небесное пространство и интеграция с пятью элементами, благодаря которым йогин учится объединять внутреннее и внешнее пространство.

II. Шакти-янтра (Вселенная энергии). В контексте Шакти-янтры изучается Кундалини-йога, Крийя-йога, Шат-чакра-йога, благодаря которым йогин учится контролировать свои праны, очищает энергетические каналы, пробуждает энергию Кундалини и раскрывает пространство пяти элементов в своем теле.

III. Джьоти-янтра (Вселенная света). В разделе Джьоти-йоги йогин особым образом практикует созерцание света, благодаря чему у него появляются внутренний, внешний и промежуточный знаки. Когда видения развиваются в потоке его сознания, он видит различные янтры, узоры, сияющие радужным светом божеств, даже если он не выполнял практику и не начитывал мантру, они спонтанно возникают как усиление, углубление его собственной внутренней ясности. Практикуя Джьоти-йогу, йогин открывает секрет творения внешней Вселенной, он понимает, что внутренний свет исходит из его сердца, затем проецируется через глаза, порождая иллюзию внешней Вселенной, порождая секрет творения Вселенной, благодаря такому созерцанию, йогин работает, объединяя пустотное осознавание и появление видений до тех пор, пока они не исчерпаются.

К Джьоти-йоге относится также практика внешнего, внутреннего и промежуточного знаков и практика пяти пространств.

Джьоти-йога является сугубо тайным Учением о недвойственном свете, с помощью которых удачливый йогин за одну жизнь полностью освобождается от всех ограничений своей кармы, достигая Радужного тела, высшей ступени духовной реализации (саруба-самадхи). В «Адвайя Тарака Упанишаде» Джьоти-йога также называется «Тарака-йогой».

Джьоти-йога основана на понимании законов движения ветра по каналам (нади). Четыреста тысяч энергетических каналов, которыми пронизано наше тонкое тело, проводят жизненную силу (прану). Когда главные из этих каналов: ида, пингала и сушумна полностью очищаются, йогин может воспринимать пять чистых видов пространства. Пять видов пространства – это пять элементов в их исконной чистоте, очищенные от нечистого кармического видения, связанного с загрязненным телом. Из этих элементов йогин создает Световое тело, победно завершая свою практику через Великий Переход (кайя-вьюха).

IV. Нада-янтра (Вселенная звука). Она включает в себя путь осознавания внутреннего звука. Нада-йога является настоящим сокровищем, таинственным мистическим путем достижения внутренней реализации вплоть до Освобождения в Радужное тело, передаваемой в цепи преемственности сиддхов. Медитируя на внутренний звук, внешние звуки пяти элементов, йогин обнаруживает подлинный источник любого звука – это изначальное пространство недвойственного осознавания. Работая с единством проявляющихся звуков и созерцательного присутствия, йогин силой созерцания берет под контроль праны в своем теле вплоть до высшего Освобождения.

V. Нидра-янтра (Вселенная сновидений). Нидра-янтра делится на йогу сновидений и йогу сна.

В Йоге Сновидений ученик развивает осознанность в тонком иллюзорном теле до тех пор, пока оно не обретет полноценное бытие.

В Йоге Сна йогин упражняется в распознавании пространства Ясного Света.

Таковы пять янтр, практикуемые в контексте Учения Лайя-йоги.

Два основных раздела Учения в Лайя-йоге

В Учении Лайя-йоги существует два основных метода поглощения (лайи).

Первый – «растворение «я» (антахкарана лайя чинтана), который заключается в растворении ума в осознавании, а осознавания – в недвойственности.

Второй метод называется «растворение пяти элементов» (панчабхута лайя чинтана), который заключается в последовательном растворении пяти элементов, начиная с элемента земли.

В соответствии с этими двумя подходами к поглощению в Лайя-йоге выделяются два основных раздела Учения: первый – Вселенная Мудрости (Праджня-янтра), второй – Вселенная Энергии (Шакти-янтра).

Янтра Ума связана с открытием природы Ума и созерцательной практикой присутствия, она олицетворяет абсолютную истину.

Янтра Энергии связана с относительным измерением и нашими относительными проявлениями, такими как энергетическое тело, каналы, чакры и пр. Раздел энергии еще также называют раздел методов или тайных устных наставлений. В разделе энергии мы тренируемся очищать нади, управлять пранами и вводить их в сушумну, познавая взаимосвязь элементов тела, звука, света и осознавания.

Если в разделе Ума мы практикуем только созерцательное присутствие и пребывание в естественном состоянии, то в разделе Энергии мы практикуем созерцание, связанное со звуками и видениями.

08.09.2015

В текстах даются следующие определения Лайя-йоги и её процессов:

«Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз – это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь – всегда размышляй об Атмане (о том, кто воспринимает). Таков смысл Лайя-йоги». («Йога-Таттва-Упанишада», 23, 24)

«Шива возвестил много истин – таких, как бессмертие растворения (Лайя-Амрита) и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко». («Гхеранда Самхита», 7.22 , Гхеранда)

«Когда прана достигает недвижности – это рассвет лайя-йоги. Посредством растворения (лайя) достигается счастье, высшее состояние блаженства собственной Сущности». («Йога-биджа», 151, Горакшанатх)

«Шри Адинатха объяснил один и четверть крора методов Лайи. Мы рассматриваем наданусандхану как наиболее эффективную из всех Лайа. Лайа-йога особенно превозносима. Но каковы характеристики Лайи? Лайя не возвращает в мир чувств, Лайя оставляет объекты опыта». («Хатха-йога ратнавали», 12-13 Шриниваса).

«Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них – путь Нада». («Хатха-Йога-Прадипика», 4.65, Сватмарама)

«Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньей (Чистое сознание), мысль поглощается (Паравайрагья) и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение – лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Вишну Парампада)». («Хатха-Йога-Прадипика», 4.99, Сватмарама)

«Благодаря недвижению ума достигается равновесие праны, благодаря этому бинду становится неподвижным. Благодаря неподвижности бинду обретается вечная саттва и бессмертие тела (пинда-стхайрья). Над органами чувств ум – владыка, владыка ума – прана, владыка праны – лайя, эта лая заключена в наде. По устранении вдоха и выдоха, уничтожении стремления [ума] к объектам, йогин достигает растворения (лайя), свободного от движения и изменения. В спонтанно обретаемом состоянии лайи устраняются все санкальпы, порождающие всевозможную деятельность ума. Это состояние неописуемо». («Горакша-вачана-санграха», 132-135, Горакшанатх)

Методы Лайя-йоги

Считается, что Бог Шива Адинатха передал множество тысяч практик Лайя-йоги, основная из них – это наданусандхана, куда входят методы концентрации на звуке (нада), слышимом в анахата-чакре. Нада – это Шива-Шакти-самарасья. Обычно в текстах упоминаются 4 стадии практики: арамбха (начало) – развязывается узел «брахма-грантхи» и прана входит в сушумну, в сердце раскрывается ананда и слышны звуки анахата-нады. Далее следует «гхата-авастха» (сосуд), она соответствует развязыванию узла «вишну-грантхи», опыту ати-шуньи. «Паричайя-авастха» (нарастание), опыт «Махашуньи» и «Нишпати-авастха» – завершающая стадия, в которой происходит развязывание узла «рудра-грантхи», когда сжигаются все семена кармы. В этой стадии Лайя-йоги йогин обретает совершенное тело – дивья-деха или сиддха-деха. Существует много синонимов и определений этого достижения: кайя-сиддхи, пинда-самвит, дживан-мукта и т.д. В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакшанатхом сказано:

«Йогин постигает состояние самарасья в своём теле, он познал микро- и макрокосм (Вьяшти-пинда и Пара-пинда). Он всё видит в себе и себя во всём».

Лайя-йога, как правило, включает в себя подготовительные практики, в которых используются пранава Ом или же бхрамари-пранаяма, т.е. грубая форма звука, от которой можно «оттолкнуться» и перейти к внутренним практикам. В них нада поглощается в свой источник проявления, т.е. бинду. Так же существует множество других методов Лайя-йоги, например: пранаяма, мудры, бандхи, дришти, аджапа-джапа или аджапа-гайятри, чакра-бхеда, концентрация на адхарах и лакшьях, все они являются составной частью практики Лайя-йоги.

Значение нады

Нада – это майтхуна (союз, соитие) Шивы и Шакти, соприкосновение пустоты и формы, при этом образуется мудра (отражение трансцендентного света в каком-либо объекте), в мудре образуется нада. При нарастании силы нады образуется бинду, из бинду – камакала (тройное бинду). Понятие того, где именно проявляется нада, часто очень разнится: ряд источников говорит, что в анахата-чакре, другие тексты натхов утверждают, что в области черепа (брахма-гуфе). Но нада сама по себе не ограничена рамками локализации в физическом мире, нада – это поток или движение Шакти. Шакти пульсирует в нади (каналах) как тонкого, так и грубого тела, когда мы закрываем уши, мы слышим пульсацию нады, все движения в этом мире – это Шакти. Без Шакти не может произойти ничего, никакого изменения, в том числе и духовного, поэтому все практики натхов, так или иначе, пробуждают Кундалини-шакти, или же подготавливают к этому тело, ум и дух человека.

Существует две реальности – пассивная и активная, которые не являются чем-то отдельным, а следовательно, через Шакти мы познаем Шиву, и наоборот. Сознание и энергия – нераздельны. Нада – это потоки праны в каналах, и нада также является Кундалини-шакти, она – Высшая трансцендентная реальность, «незатронутая», отображаемая во всех звуках и явлениях мира. Все явления растворяются в этой реальности, если в микрокосме мы испытываем этот процесс, то наши прана и сознание переходят на более высокий запредельный уровень, и мы достигаем самадхи. Этот процесс достигается посредством лайя-йоги, где и практикуется нада-йога. Можно по-разному называть этот процесс: поднятие Кундалини, Нивритти и т.д. Все практики, так или иначе, ведут к расширению ограниченного сознания и слиянию его со сверхсознанием «Парасамвит» или Сознанием Шивы.

Практика наданусандханы

В Натха-сампрадайе практика распознавания внутреннего звука анахата-нады, считается одной из самых основных, «анахата» на санскрите означает «незатронутая» реальность. Звук анахата-нада переводится как «непораженный» или тот, который не происходит посредством соприкосновения двух объектов. Звук – это проявление мысли, как сознание имеет свою градацию, так же ее имеет и звук. Сама практика называется «наданусандхана», «анну» означает «сверх», «сандхана» – соединение, т.е. предельное погружение ума в наду и растворение в ней. Это погружение в более тонкую звуковую вибрацию отражается на сознании: восприятие переходит в пустоту, в неизведанное, запредельное и само становится им, мысль растворяется в своем источнике – Читте. Наданусандхана является йогической техникой, где звук является методом погружения сознания в сердце своей сущности, которая пребывает в Атмане.

В этой практике вы познаете Бога внутри своего существа. Наданусандхану еще называют надопасаной (почитание нады), так как нада – это Шива и Шакти. Надопасана – это почитание (но весьма непосредственное) того, что не все способны выявить, что становится возможным благодаря хорошей шоддхане. Еще, безусловно, плоды такой внутренней практики, сказываются, в целом, на психофизическом состоянии практикующего, поэтому внутренняя практика отражается и на теле. Тело становится подобным пространству, в нем появляется легкость и много других признаков того, что практика высших разделов йоги идет в правильном ключе. В общем-то, тело – это не только инструмент, как многие практикующие йогу считают, это также и среда, в которой окончательно реализуется цель йоги.

Выполнение наданусандханы

Наданусандхана начинается с повторения Омкары или же медитации на звук бхрамари, подобному звуку пчелы. Тут, конечно, есть свои тонкости – в названии есть слово «бхрама» (трутень), этот трутень издает глухой звук, подобный гулу, который вы издаете при вдохе. А есть «бхрамари» (пчела самка), она издает звонкий гул, подобный звуку, который мы издаем при выдохе. Чаще всего выдох называют шуньякой, и он больше подходит для растворения ума, поэтому обычно многие выдох и используют в этой практике. Кумбхака – «кувшинная» задержка дыхания, здесь нет звука, вызванного процессом вдыхания и выдыхания.

Обычно бхрамари относят к разновидности кумбхак, в принципе, эта кумбхака может сама по себе стать кевали, если вы сможете услышать внутренний звук. Неслучайно такое название сравнивают с пчелой, так как она собирает нектар, но, в данном случае, бхрамари позволяет собирать нектар Нады. Этот нектар образуется внутри тела. Просто звук при вдохе и выдохе успокаивает нервную систему, снимает стресс, а вот внутренний, не произведенный звук уже погружает в глубокую медитацию, растворяя более инертные состояния сознания. К тому же, бхрамари – это, по сути, звук самой анусвары, она изображается в виде бинду – точки, расположенной поверх всех букв санскрита, которые являются лепестками чакр, каналами нади. Можно сказать, что звук бхрамари – это звук все проявленных звуков, ко всему прочему, он при своем завершении переходит в наданту (завершенное звуковое состояние, связанное со смолканием ума). Так как ум следует за звуком, то, когда звук смолкает, ум тоже растворяется. В таком состоянии пустоты уже можно перейти на более высокий уровень слышания звука из ничего, из пустоты и углубленного погружения в него.

В Надопасане, конечно, есть еще моменты, например, разные градации слышимого звука по тонкости. Звук связан с праной, поэтому бхрамари-пранаяма и помогает, посредством праны и звука, растворить ум. Считается, что благодаря смолканию ума внутренняя Шакти начинает пробуждаться и подниматься вверх через чакры. Внутренние звуки связаны с внутренней активностью праны, но эта практика более высокого уровня, в ней задействованы разные уровни пробуждающейся Шакти и сознательной силы. Внешне практика кажется простой, но все зависит от того, насколько вы хорошо понимаете, что такое нада, что такое анахата-нада, шабда-брахман, мантра как проявление чит-шакти. Чтобы от практики наданусандханы получить максимальную пользу, нужно действительно неплохо понимать теорию этой садханы натхов. В большинстве случаев, она людьми рассматривается часто поверхностно, просто как разновидность бхарамари-пранаямы.

Пранаяма – это всего лишь один из легкодоступных для понимания методов, но есть методы более глубокие, которые приводят к максимальной трансценденции человеческого сознания. Наданусандхана – одна из главных практик у натхов, хотя сами теории нады встречается во многих тантрических школах и соответствующие практики тоже. Например, в Кашмирском шиваизме тоже есть подобные техники, и даже теории о градациях звука, соотношения его с разными уровнями сознания, как и праны. У натхов, в основном, уделяют внимание ключевым моментам практик, связанных с надой.

Вопрос к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу

Осветите, пожалуйста, тему слышимых звуков. Что это, и почему они по-разному описаны в разных источниках?

Я считаю, что наилучшее описание этих звуков можно найти у натхов, в тантрах Кашмирского шиваизма, в Кубджика-тантрах и упанишадах, таких как «Матсьендра-самхита», «Падартхадаршана», «Кубджикамата-тантра», «Хамсопанишад», «Шарада-талака», «Брахмаямала», «Свачханда-танра», «Малинивиджая» и др. Звуки описаны как:

  1. звук «чини»;
  2. звук «чинчини»;
  3. звук сверчка – «чираваки»;
  4. раковина моллюска – «шанкхашабда»;
  5. звук музыкального инструмента – «тантригхоша»;
  6. флейта/воздух в полом бамбуке – «вамшарава»;
  7. тарелки «цимбалы» – «камшьятала»;
  8. грозовая туча – «мегхашабда»;
  9. лесной пожар – «даваниргхоша»;
  10. литавра – «дундубхисвана».

В «Дикшоттара-тантре» три первых звука соотносятся с идой, пингалой и сушумной, тремя основными нади. Действительно, где-то упоминается три звука, где-то десять или меньше. Думаю, что здесь такая же ситуация как и с количеством чакр, – все зависит от видения того или иного Гуру и системы, которой он учит. Не только количество, но и последовательность, в которой должен быть услышан звук, в разных источниках описана разная. Кстати, в «Сиддха-сиддханта-паддхати», нада вместе с Кундалини-шакти считается внутренней лакшьей, на которую нужно направить свое сознание и познать. Также говорится о том, что надо ее воспринимать в пространстве головы, что согласуется с описанием чакр и тем, что объяснено в Хатха-йога прадипике. Четыре стадии лайя-йоги, работа со звуком, с праной (пранаяма), – это одна практика.

По материалам форума dharmanathi.ru
Теги:

Фундаментальные практики Лайя-йоги. Сатгуру Свами Вишну Дэв. Йогин, который понимает сущность йоги, не будет практиковать йогу в местах шумных, возле огня, источника воды, на сухих пастбищах, перекрестках дорог, сухих листьях, на берегу реки, в местах, полных змей, сжигаемых мертвых тел, страшных местах, колодцах или на болоте.
Йогину следует покинуть место и время, когда божественные чувства не возникают. Нечестные люди никогда не могут выполнять практику йоги, и это то, почему йогину следует покинуть место...

Читать книгу Фундаментальные практики Лайя-йоги онлайн

(внешняя биография)

Сатгуру Свами Вишну Дэв - русскоязычный монах-учитель Лайя-йоги в традиции авадхутов-махасиддхов. Он также является основателем и настоятелем Монастыря йоги (Адвайта-йога-ашрам «Гухья Самаджа»).

В детские и юные годы, занимаясь медитацией, он спонтанно имел глубокие переживания недвойственности, которые в йоге описаны как «нирвикальпа-самадхи». В поисках Учений, которые бы объяснили его опыты, он обращается к западной философии, затем становится последователем Учителя индийской традиции вишнуизма, интенсивно следуя пути преданности, который приводит его к знакомству с еще более глубокой эзотерической традицией Сахаджия (индуистская тантра, ассимилировавшая идеи буддизма Ваджраяны). Параллельно, в течение многих лет, он изучает традиционный шаманизм и оккультные практики тантры.

С 1989 года он обучается Лайя-йоге в традиции сиддхов у своего коренного Учителя, а также классической Раджа-йоге и Кундалини-йоге у различных Учителей.

С1992 г. по1995 г. он посвящает себя аскетичной практике в уединении, благодаря которой реализовывает состояние «сахаджа-самадхи». В это время он глубоко изучает Ануттара-тантру в индуистской и буддийской традициях.

Длительная упорная практика созерцания и методов йога-тантры в течение более чем шестнадцати лет, привели автора к глубокому личному опыту недвойственности, дав живое переживание тех великих истин, которые описаны в традиционных текстах.

Во исполнение воли своего Учителя с1995 г. является основателем и Учителем Монастыря-академии Лайя-йоги, учебного заведения для монахов и монахинь.

Его перу принадлежит множество исследовательских статей, очерков, трактатов и книг. Наиболее известные из них:

«Сутра сердца йогической практики» («Йога Садхана Хридайя Сутра»)

«Освобождающий нектар драгоценных наставлений» («Лайя Амрита Упадеша Чинтамани»)

«Песни Пробужденного»

«Сокровище зеркала безмятежного океана».

С2000 г. живет в монастырском поселении йогов «Дивья-лока» в СНГ.

В Монастыре проводит различные учебные семинары по пяти разделам (янтрам) Лайя-йоги:

Йога звука

Йога света

Йога сновидений

Кундалини-йога

Йога созерцания (Лайя-йога)

Искусство медитации

(базовые медитации Лайя-йоги)

Фундаментальные практики Лайя-йоги

Необходимые условия

Место для медитации

«Йогин, который понимает сущность йоги, не будет практиковать йогу в местах шумных, возле огня, источника воды, на сухих пастбищах, перекрестках дорог, сухих листьях, на берегу реки, в местах, полных змей, сжигаемых мертвых тел, страшных местах, колодцах или на болоте.

Йогину следует покинуть место и время, когда божественные чувства не возникают. Нечестные люди никогда не могут выполнять практику йоги, и это то, почему йогину следует покинуть место.

О, дорогой король! Нет никаких сомнений, что качество времени и великолепие места увеличивают силу ума и очищают сердце. Какова нужда в объяснениях о качестве времени и места, когда ум, будучи божественного качества, сливается в единстве с Брахманом, высшим «Я»?»

Авадхута Даттатрейя, «Йога Рахасья» (49-52)

Время для медитации

«Йогин не будет заинтересованно практиковать йогу, когда он голоден, устал или пребывает в сердечном беспокойстве.

Йогин не будет делать усилия в практике йоги, для пребывания в медитативном состоянии, когда очень холодно, жарко или ветрено».

Авадхута Даттатрейя, «Йога Рахасья» (47, 48)

Поза для медитации

В искусном положении тела заключается жизненно важное качество медитации. Принимая семиричную медитационную позу, йогин в нашей традиции:

1. Садится на мягкое сидение, ноги в позе лотоса или, если он не может так сделать, то в сукхасане

2. Руки в позе созерцания: у живота и примерно около пяти сантиметров ниже пупка, тыльная сторона правой ладони помещается на открытой ладони левой руки, два больших пальца подняты вверх, касаясь друг друга

3. Спина выпрямлена, позвоночник вертикален так, что придает жесткость всему телу

4. Руки в локтях выпрямлены снизу до плеч, не сгибаются

5. Подбородок чуть прижат вниз так, что шея слегка наклонена

6. Кончик языка дотрагивается до верхнего неба, в то время как зубы едва соприкасаются, губы слегка закрыты

7. Глаза спокойно глядят в пространство чуть-чуть дальше кончика носа, глазные яблоки неподвижны

Другие учат, что губы и зубы должны быть в более естественном положении, но для начинающих лучше упомянутая поза.

Восьмой аспект - дыхание в медитации. Медитируя, вдыхают и выдыхают мягко, без усилия, даже не ощущая этого. Не следует пыхтеть, не следует дышать тяжело или с напряжением.

«Практику йоги следует сохранять свое сердце в обузданном состоянии, сидя прямо в асане, согнув ноги, держа тело выпрямленным и бедра впереди себя совершенно плоскими (горизонтальными), не прикасаясь к гениталиям и слегка приподняв голову, так, чтобы она была обращена прямо вперед.

Ему не следует касаться зубами зубов. Не обращая внимание ни на что вокруг, ему следует сосредотачиваться на «кончике носа» (следует узнать лично от Гуру, что «кончик носа» означает и где он расположен).

В это время йогину, который укрепился в чистой сущности, покорив тамасические качества раджасическими и раджасические саттвическими, следует достичь неподвижного состояния дыхания или успокоенного дыхания. Изолируя свой ум и праны от объекта сосредоточения уравновешенным состоянием (успокоенным дыханием), ему следует выполнять пратьяхару, самоуглубление.

Ему следует сосредотачивать внимание только на Атма (Атмане), «Я», наблюдая свое «я», обуздывая его кама (привязанность, внимание к внешнему) и кродха (гнев), подобно черепахе, втягивающей свои органы чувств. Очистив себя внутренне и внешне от горла до пупа, ему следует практиковать пратьяхару, самоуглубление, наполняя тело.

Так, обузданный, йогин становится свободным от всех нечистот. Бесконечный мир возникает в нем. Он достигает способности видеть качества природы и высшего «Я».

Авадхута Даттатрейя, «Йога Рахасья» (29-36)

«Держи руки ровными, опущенными вниз,

Язык касается неба,

Зубы и губы в расслабленном положении,

Глаза устремлены в пространство рядом с носом».

«Ваджрамала»

«Позвоночник должен быть прямым,

Как бусы, нанизанные на тростник.

Шея должна быть слегка наклонена.

Тело должно быть выпрямлено вертикально,

Как дикая лилия.

Руки вытянуты и параллельны,

Словно образуя квадратный узел.

Ладони в медитативной позе

Должны давить на место ниже пупка.

Ноги должны быть скрещены,

Как линии на шахматной доске».

Махасиддха Нардева

Что касается пользы от этих положений тела: апана-вайю (изливающаяся вниз энергия) контролируется позой со скрещенными ногами; самана-вайю (тепловая энергия) - давлением на пупок; вьяна-вайю (распространяющаяся энергия) - выпрямлением позвоночника и вертикальным положением тела; прана-вайю (жизненная энергия) - выпрямлением плеч, ладоней и локтей; удана-вайю (восходящая энергия) - малым наклоном шеи и касанием нёба языком. Если йогин может контролировать эти фундаментальные энергии в теле, он сможет получить и контроль над всеми вторичными энергиями. Их особенно хорошо можно контролировать неподвижным пристальным взглядом. Благодаря этим положениям все каналы, энергии и бинду (субстанции тела) могут быть оживлены и стабилизированы. В результате всего этого элементы тела достигнут гармонии, комплекция будет величественной, и хорошее, спокойное погружение возникнет естественно, поскольку медитативной позой успокаиваются беспорядочные мысли. Ум будут меньше одолевать тупость или страсть. С ясностью проявится осознавание, в теле появятся легкость и сила.

Если сидеть неправильно, результат будет противоположным. Если тело склонится вправо, ум притянется к чувственным объектам, несмотря на первоначальное спокойствие. Если тело наклоняется влево, умом завладевает беспорядочное мышление, даже если он и был изначально успокоен. Если тело согнуто вперед, ум возбуждается, даже если и был ясен. Если тело отклоняется назад, умом овладевает сильное рассеяние, даже если он сначала был ясен и расслаблен. Если фокус глаз смещается, появляются зрительные образы, вызывающее скачущие мысли. Эти наставления пришли от сиддхов йоги.

Лайя йога построена по принципу – тяжело в учении - легко в бою. Смысл заключается в том, что в процессе йогических практик, в частности, когда вы активно начинаете использовать энергию кундалини, хотябы в ее эммонациях, то происходят серьезные процессы внутри вас. Структуры ваши растворяются этой энергией, но мы, в силу своего эгоизма, цепляемся за них, получаются два противоположных вектора, с одной стороны мы хотим высших духовных знаний, а с другой – цепляемся за свое эго. Есть грязь, от которой мы хотим избавиться, а есть грязь, за которую мы држимся, а йога не понимает, где любимая, а где нелюбимая грязь, смывает все, а если мы за нее цепляемся, то получается, что одной рукой мы ее убираем, а другой держим. Происходит очень болезненный конфликт. По этой причине кундалини йога считается одной из самых опасных йог. В лайя йоге мы начинаем с помошью разных техник растворять все то, за что мы цепляемся. В большей части это практики медитативные, когда мы в уме проигрываем свои недоработки (ревность, зависть, ненависть итд.) и мысленно начинаем растворять их. И затем, когда эти недоработки проявляются, мы уже начинаем меньше за них цепляться, и они безболезненней потом выходит. Прежде, чем применять силу, надо задать вектор, по которому эта сила пройдет, и она сделает такой срез, который надо. И лайя йогой мы, как будто, прочерчиваем путь, чтобы в дальнейшем, когда эта энергия проснется, все прошло как надо. Способов растворения неправильных представлений о себе много, в том числе и вспомогательных, как звук (нада), янтры (формы), когда то, за что мы хватаемся, мы переносим на звук или на форму и забываем о том, за что мы схватились. Итак, основной смысл лайя йоги – прежде чем направлять энергию, подумай. Куда она потечет.

Эффективным методом лайя-йоги является самбхави мудра, в которой йог интенсивно сосредотачивается на одной из чакр. Упражнение сосредоточения взгляда (тратак) играет важную роль для успеха в лайе. Благодаря правильной практике йог утверждается в самадхи. Он становится освобожденным.
Звуки анахаты
Звуки анахаты - это мистические звуки, которые йог слышит в медитации. Это признак очищения энергетических каналов. Некоторые студенты могут ясно услышать их одним ухом, другие - обеими ушами. Существуют как громкие, так и тихие звуки. Услышав громкие, нужно ожидать тихие, а после тихих - - еще более тонкие. Новички могут услышать звук только с закрытыми ушами. Продвинутые студенты могут сосредотачиваться на звуках анахаты, даже не закрывая ушей. Звук анахаты исходит из сердечного центра канала сушумна.
Сядьте в свою обычную асану. Зажмите уши большими пальцами рук. Прислушивайтесь и фиксируйте внутренние звуки. Звук, который вы услышите изнутри, сделает вас глухими ко всем внешним звукам. Закройте также и глаза. В начале вашей практики вы будете слышать много громких звуков. Позже они будут слышны слабее. Ум сначала сосредотачивается на любом устойчивом звуке и погружается в него. Он становится нечувствительным к внешним впечатлениям, соединяется со звуком, как молоко с водой и затем быстро погружается внутрь сознания.
Звук, исходящий из пранавы (Ом), которая есть Брахман, по природе светоносен. Ум поглощается им. Ум существует, покуда существует этот звук, но с его угасанием наступает состояние, называемое турийя (четвертое). Это высшее состояние. Благодаря постоянной концентрации на звуке, ум насыщается праной. Тело кажется постоянно сосредоточенным на звуке. Оно напоминает бревно, не ощущает ни жары, ни холода, ни печали. Различного рода звуки исходят из сердца. Звук, который слышится ушами, бывает десяти родов. Первый звук - это "чини", второй - "чини чини", третий - это звук колокольчика, четвертый - звук раковины; пятый -- звук флейты, шестой - звук цимбал, седьмой - мелодия флейты, восьмой - звук барабана (бхери), девятый - звук двойного барабана (мриданга) и десятый-звук грома.
Вы не должны ожидать появления звука сразу после того, как закрыли уши. Вам нужно сосредоточиться и удерживать однонаправленность ума. Тот звук, который вы услышите сегодня, не обязательно будет тем же самым каждый день. Но вы услышите один из десяти звуков анахаты.
Мы кратко описали лайю через звук анахаты. Таким же образом лайя может быть осуществлена через сосредоточение на кончике носа (насикагра дришти), на межбровном пространстве (бхру-мадхъя дришти), медитацией на пяти таттвах, на ссшхм-мантре, утверждениях ахам брахма асми (я есть Высший Дух), тат твам аси (ты есть То) и также другими методами.
Вы можете рассеять существование мира через растворение сознания. Проследите, как возникли элементы. Все объекты расположены в земле, земля - в воде, вода - в огне, огонь в воздухе, воздух в эфире, эфир в авъякте (невоспринимаемом) и авъякта в Брахмане. И где же теперь мир, друзья мои? Чем больше представление о мире исчезнет из вашего ума, тем больше в нем укрепится представление о Брахмане. Размышляйте об операторе в кинотеатре, показывающем фильм. Картины ложны. Реален только оператор. Он останется, даже когда исчезнут картины. В шоу марионеток за ширмой есть человек, держащий нити. Весь мир - это фильмоскоп. Это просто шоу жонглера-ума. Держащий нить - Хирань-ягарбха. Он оператор этого мирового кино.