Солнечная крыша элона маска. Кровля с солнечными батареями от илона маска Элон маск крыша

По всей видимости, пришла пора менять подход. В 2016 году чистые убытки SolarCity превысили 820 млн долларов, а выручка составила всего 730 млн. Убытки растут быстрее, чем продажи.

В I квартале 2017 года компания установила панели общей мощностью 150 МВт - на 30% меньше, чем в прошлом году. В Калифорнии, на основном рынке SolarCity, солнечная энергетика росла такими высокими темпами, что снабжающие организации с трудом поспевали за изменением нагрузки на электросети. В этом году Ассоциация солнечной энергетики прогнозирует увеличение числа установок панелей всего на 3%. Сравните это с ростом на 60% в 2015-м и на 16% в прошлом году.

За три года производство солнечной энергии в США удвоилось и достигло 56 тыс. Гвт*ч. Оно будет расти и дальше, при этом доля крупнейших производителей - SolarCity, Vivint (NYSE : VSLR) и Sunrun (NASDAQ : RUN) - будет снижаться. Пару лет назад на нее приходилось 60% новых заказов. В настоящее время их доля опустилась до 40% на фоне появления новых, более активных и гибких производителей.

Маловероятно, что новые солнечные крыши позволят Tesla добиться безубыточности, но Маск, похоже, все равно намерен продвигать их. Массовое производство должно начаться на Гигафабрике 2 в Буффало, штат Нью-Йорк. Ее строительство обошлось в 900 млн долларов, при этом 750 млн поступило в виде субсидий от штата. Это крупнейшая подобная фабрика в западном полушарии.

При выпуске новых революционных продуктов всегда существует высокий риск, особенно если их стоимость в два раза выше менее продвинутых аналогов. Dow Chemical ( NYSE : DOW.NYSE) начала производство гибкой солнечной черепицы Powerhouse в 2010 году. Компания надеялась превратить продукт в многомиллиардный бизнес, однако потерпела неудачу. В 2014-м Dow отказалась от строительства завода кремниевых пластин в Теннесси, а в прошлом году и вовсе прекратила производство панелей Powerhouse. Убытки превысили 500 млн долларов. Вспоминается и другой случай: компания Solyndra вложила в революционный дизайн солнечных панелей 500 млн долларов, однако все закончилось банкротством в 2012 году. Были и другие жертвы. SunEdison и Abengoa прекратили свое существование в 2016-м. Sungevity и OneRoof обанкротились. Производители панелей SolarWorld и Suniva в своем крахе обвиняют демпингующие китайские компании.

Джон Бергер, гендиректор Sunnova, солнечной компании из Хьюстона с 50 тыс. клиентов, говорит:

«Это малоприятный факт, но технологии развиваются».

По его словам, он никогда не задумывался о производстве компонентов из-за непрекращающейся череды технологических инноваций. Sunnova выжила и процветает благодаря постоянному контролю за издержками и работе с более обеспеченными клиентами. Бергер восхищается быстрым прогрессом в отрасли и падением цен на фотоэлементы. В настоящее время стоимость оборудования ($0,5 на ватт мощности) занимает малую часть в общих расходах на установку солнечной системы ($3,50 на ватт мощности).

Появление более дешевых и эффективных технологий снижает общую стоимость систем и уменьшает размеры контрактов на установку, чей размер зависит от цены панелей. В прибыльном бизнесе снижение рентабельности можно компенсировать увеличением продаж. При низкой рентабельности (или убыточности) наращивание объемов продаж ускоренным путем ведет к банкротству. После поглощения SolarCity Tesla первым делом прекратила практику продаж под ключ. Это позволило заключать большое количество контрактов, но при это вызвало большое недовольство у потребителей. В настоящее время федеральные службы внимательно следят за тем, как Tesla и Sunrun отчитываются о растущем числе разорванных контрактов.

Тем временем инвесторам следовало бы обратить внимание на обеспеченные активами облигации , выпущенные в последние годы SolarCity и другими компаниями отрасли. В период с 2010 по 2015 год SolarCity и ее конкуренты росли так быстро именно за счет миллиардов долларов заемных средств от банков и хедж-фондов. Основным способом перехода на солнечную энергию в ту пору была аренда солнечных панелей у компании и заключение договора о покупке электроэнергии. Федеральное правительство возмещало по меньшей мере 30% от суммы сделки в форме налоговых льгот и субсидий (и даже в форме ускоренной амортизации!). Компании сдавали солнечные панели домовладельцам в аренду, а те платили за каждый киловатт солнечной энергии, поступающей с их собственных крыш (при этом его стоимость ежегодно возрастала на 3%). Такой подход создавал стабильный поток наличности, отлично подходящий для секьюритизации и выпуска обеспеченных активами облигаций (ОАО).

В 2013 года SolarCity реализовала таких бумаг примерно на 1 млрд долларов. Агентства обычно присваивали подобным выпускам рейтинг ВВВ. В настоящее время средняя доходность бумаг с рейтингом ВВВ равна 3,7%. Среднее истечение их срока составляет около 5 лет. Таким образом, рост процентных ставок на 100 б.п. приведет к снижению стоимости облигаций на 5% или более. В 2008 году доходность облигаций ВВВ подскочила до 10%. В статье, посвященной инновациям в области секьюритизации солнечной энергетики, профессоры Массачусетского технологического института Фрэнсис Салливан и Чарльз Уоррен отмечают, что «очень немногие другие формы секьюритизации обладают такими же фундаментальными технологическими рисками, как солнечные ОАО». Например, автомобили арендуются или сдаются в лизинг на более короткие сроки, плюс работает обширный вторичный рынок. Если клиент перестает платить, возместить потери относительно легко. фондовый управляющий Джеймс Чэнос называет Tesla/SolarCity «ходячими банкротами».

Маск с ними не согласен, как и Бергер из Sunnova. «Облигации великолепно работают», - говорит он. За последние два месяца Sunnova выпустила новых бумаг с покрытием активами на 700 млн долларов. По его мнению, рынок будет постепенно консолидироваться крупными энергетическими компаниями, которые поймут, что солнечные панели (и батареи) естественным образом сочетаются с уже работающими газовыми электростанциями. Со временем солнечная энергетика перестанет нуждаться в субсидиях и превратится в скучный, но стабильный бизнес. Возможно, на рынке есть ниша даже для стеклянных солнечных крыш, но вероятность этого мала. Бергер говорит:

«Это не Facebook. Это бизнес со вполне конкретной продукцией. Выигрывает производитель с наименьшими издержками».

Но SolarCity едва ли можно назвать низкозатратным производителем - в прошлом году компания сократила 20% своих сотрудников. 16 мая гендиректор и соучредитель Линдон Райв объявил о скором уходе. По его словам, сегодня компания «здоровее, чем когда-либо». Гендиректор так и не выполнил свое обещание к 2018 году привлечь 1 млн клиентов (сейчас их число составляет около 325 тыс.). Возможно, Райв попытается еще раз; недавно он рассказал Reuters о планах основать новую компанию в следующем году.

Подготовила Евгения Сидорова

Глава Tesla Илон Маск заявил о выпуске новых продуктов на отчетном совещании SolarCity, на котором подводились финансовые итоги за второй квартал 2016 года. Предприниматель входит в совет директоров компании, однако его интерес к этому мероприятию объясняется предстоящей сделкой - в конце июля Tesla приняла окончательное решение приобрести SolarCity за $2,6 млрд. Сделка еще не заключена, хотя акции Tesla после анонсирования слияния упали на 10%, а эксперты обрушились с критикой на решение Маска.

Стартап SolarCity занимается установкой объектов и инфраструктуры для сбора солнечной энергии. На совещании Маск подчеркнул, что следующим продуктом компании станут не отдельные модули, которые устанавливаются на крышу, а готовое покрытие - солнечная крыша. Вероятно, речь идет о кровле из солнечных панелей.

Глава SolarCity Линдон Райв отметил, что до конца года стартап выпустит два продукта. К этому времени окончательно будет оформлена сделка о продаже компании.

Райв также подтвердил, что стартап готовит к выпуску покрытие для крыши. По его мнению, это откроет для SolarCity новый рынок. Ежегодно в США устанавливают 5 миллионов новых крыш. Как отметил Райв, многие не хотят инвестировать в солнечные панели, так как кровлю часто приходится менять или обновлять. Готовое предложение как раз подойдет тем, кто планирует реновации, так как они получат возможность обновить крышу и, в то же время, обзавестись источником солнечной энергии.

Авторы проекта SolarCity, включая Элона Маска, придерживаются простой концепции. Нужно делать не энергетические системы для крыш зданий, а сооружать сами кровли из солнечных панелей. Для этого была разработана кровельная черепица в формате высокотехнологичного строительного материала. Представленные в минувшую пятницу образцы панелей имитируют керамическую черепицу, стекло, французский шифер, фактурную и изогнутую тосканскую плитку.

Изготовление солнечных батарей будет происходить на фабрике мощностью 1 ГВт, которая строится в Баффало. Завод SolarCity начнет свою работу во втором квартале 2017 года.

Все они непрозрачны при взгляде снизу или сбоку, поэтому вы не поймете, где заканчивается крыша и начинается массив солнечных батарей.

Как заявил Маск, «это крыша, которая имеют лучшую изоляцию, чем традиционная конструкция, вырабатывает электричество и при этом стоит дешевле, чем кровля, плюс солнечная батарея».

Она достаточно прочна, чтобы выдержать несильный удар и капризы погоды, что и было продемонстрировано на презентации. Однако руководитель Tesla не стал озвучивать стоимость изделия и показатели генерации энергии.

Элон Маск продемонстрировал идеальное дополнение к такой крыше: аккумуляторный комплекс Powerwall второго поколения от той же компании Tesla. Он вмещает 14 кВт⋅ч энергии – расчетная суточная потребность домохозяйства с 4 комнатами, оснащенными типовыми электроприборами. Если подключить батарею к панелям на крыше и построить дом в солнечном регионе, в теории получается бесконечный источник энергии.

Е.АРТАМОНОВА: У нас на связи профессор Московского архитектурного института, председатель Московского архитектурного общества Борис Уборевич. Здравствуйте! В чём новшество? Всем были известны батареи, но такие, с интегрированием в крышу, до Маска никто не изобретал?

Б. УБОРЕВИЧ: Здравствуйте! Нет, до Маска никто не изобретал такие батареи, которые полностью интегрированы в крышу. Это интересное, новое какое-то открытие. Мы знаем, что солнечные батареи применяются, в том числе, в нашей полосе. Это отдельная конструкция, которая крепится на крышу с некоторым относом от крыши, чтобы можно было и крышу, и батареи чистить. Не очень эффективно в нашей полосе, но это достаточно неплохо работает. У нас есть солнечное лето. Какое-то количество солнечных дней, радиации хватает для того, чтобы запитать эти батареи и дать какой-то эффект. Этот эффект нам немного не привычен, потому что мы не привыкли экономить, мы используем электричество, как хотим. Можем включить дополнительные обогреватели, а тут надо будет, конечно, перейти на экономичное использование электроэнергии. Лампочки накаливания не подходят. В целом идея интересная. Я, как архитектор, больше всего волнуюсь за внешний облик дома. Если крыша полностью совпадает с образом дома, не меняет его, и нет никаких дополнительных конструкций, инженерных систем, которые как бы не вписываются в архитектуру дома, это очень здорово.

Е.А.: А будет это у нас востребовано?

Б.У.: Будет востребовано, это не сразу приходит. Мы всегда немного опаздываем. Мы не очень любим экономить. У нас достаточно электроэнергии, у нас газ. Мы как бы думаем о том, что, наверное, к нам это не должно приходить. Есть, например, какие-то у нас, скажем, отдалённые посёлки, где, например, есть перебои с электроснабжением, есть, где нет газа, и так далее. Наверняка найдутся энтузиасты, которые попробуют сделать крышу из этих солнечных панелей. Другое дело, что это за материал с точки зрения архитектуры. Черепица не актуальна. Мы ее вроде как бы любим, но странно иногда видеть черепичную крышу в подмосковном посёлке. Надо посмотреть, какой там выбор материалов, чтобы это совпадало с нашими домами, архитектурой.

Е.А.: Смотрите, шиферная плитка, черепица в тосканском стиле, текстурированное стекло и глянцевая стеклянная плитка.

Б.У.: Шифер - это известный материал, он давно у нас используется, наверное, это интересно. Конечно, архитектурно хотелось бы, чтобы это было красиво. А часто бывает так, что инженерные решения не совпадают с архитектурными. Илон Маск - современный человек, я думаю, что он об этом тоже подумал, и это будет нам интересно попробовать использовать.

Идея размещать фотоэлектрические панели на крышах домов и фасадах офисных зданий кажется основателю Tesla верным способом быстро и безболезненно приобщиться к возобновляемым источникам энергии. Представленный Элоном Маском (Elon Musk) проект «солнечной черепицы» — модули со встроенными солнечными батареями, скрытые под имитирующим привычную кровлю материалом, — сумел произвести впечатление и заинтересовать публику. С одной стороны, установка генерирующих электричество крыш позволила бы домовладельцу обзавестись бесплатным источником энергии, а с другой — попутно вписывалась бы и в дизайн экстерьера, не внося глобальные изменения в стилистику здания.

С учётом двух озвученных выше преимуществ возникает логичный вопрос о стоимости подобной модернизации, которая может свести на нет все преимущества столь рекламируемых «солнечных крыш» разработки Tesla, сделав их экономически необоснованными. На момент анонса вопросы ценовой политики на подобное изделие не стоял, хотя сам господин Маск подчеркнул необходимость в выпуске действительно доступной продукции. Стоимость таких крыш не превысит цену качественной кровли.

После недавнего собрания акционеров Tesla, в ходе которого совладельцы компании проголосовали за приобретение энергетического предприятия Solar City , Элон Маск уверил, что их «солнечная черепица» окажется не просто в одну цену со стандартной кровлей, а даже дешевле её. Если брать во внимание сэкономленные на оплате счетов за электричество средства после установки инновационных крыш, то их массовое появление может оказаться уже не за горами. Вдобавок к этому аргументу специалисты Tesla уверили, что их фирменная «черепица» со стеклянным слоем, характеризующимся объёмными текстурами, окажется на практике более долговечной и стойкой, нежели существующая в том же ценовом диапазоне альтернатива без встроенных солнечных батарей. Правда, открытым остаётся вопрос своевременного обслуживания крыш Tesla, ремонта отдельных её участков, пострадавших от стихий или нерадивых соседей, а также полной замены сверхтехнологичной кровли в случае необходимости.

«Вчера я встречался с инженерами из команды Solar City и, невзирая на отсутствие 100-процентных гарантий в достижении желанного результата, мы идём по пути создания крыш с интегрированными солнечными батареями и оригинальными дизайнерскими решениями со стоимостью ниже, чем используемая нынче кровля. И в теории её стоимость может оказаться более привлекательной даже без учёта экономии на оплате электроэнергии. Вследствие этого подумайте над нашим предложением: хотели бы вы стать обладателем крыши, которая выглядит ничем не хуже обычной крыши, но прослужит вам в два раза дольше, обойдётся дешевле, да ещё и к тому же питает электроприборы?», — подытожил Элон Маск.