Где находится жигулевская гэс на карте. Жигулёвская ГЭС. И другие официальные лица…

1. Всего по территории ГЭС мы гуляли часов 7-8, и даже за это время посмотреть успели не все Пройдя проходную, мы отправились к зданию ГЭС совмещённого типа. Длина здания целых 700 метров! На карте я показал, где мы прошлись вначале (это была крыша ГЭС, потом мы спустились и прошлись со стороны верхнего бьефа!
Строительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1957 году. Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков (вид со спутника показывает правый берег).

2. Пройдя инструктаж по технике безопасности, мы поднялись на крышу здания ГЭС. Тут хорошо видны всякие цветные полоски металла, по которым течет ток напряжением 11 кВольт, потом через трансформаторы напряжение повышается до 110/220/500 кВольт. Куда дальше течет ток, расскажу далее

3. С помощью этого крана осуществляется подъем/опускание ремонтных затворов со стороны нижнего бьефа. Это необходимо для осуществеления ремонта поворотно-лопастного гидроагрегата (другими словами, чтобы можно было перекрыть воду, когда ремонитруется турбина). На каждый гидроагрегат приходится по два затвора. Их хорошо видно на картинке.

4. Вид в сторону верхнего бьефа. Вдалеке виден музей (который, к слову, очень интересный), козловой кран, который предназначен для подъема/опускания решеток фильтрации воды (решеток СУС). Ну и конечно же ОРУ (Открытое Распределительное Устройство). На ОРУ как раз и течет ток, а дальше распределяется и отправляется дальше к потребителям!
Жигулёвская ГЭС участвует в покрытии пиковых нагрузок и регулировании частоты в Единой энергосистеме страны, регулирует сток воды в Волге, способствует эффективному её использованию нижележащими волжскими гидроэлектростанциями, обеспечивает создание судоходных глубин и создает благоприятные условия для орошения больших площадей засушливых земель Заволжья. Электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, передается по четырём высоковольтным линиям 500 кВ: по двум из них - в ОЭС Центра, по двум другим ― в ОЭС Урала и Средней Волги.

5. Снова козловой кран. Решетки, которые он поднимает/опускает собирают такую кучу мусора! В первые годы после пуска станции в работу и затопления акватории Куйбышевского водохранилища в воде было настолько много топляка и бревен, что по ним можно было перебраться на противоположный берег.
В состав ГЭС входят:
– земляная намывная дамба длиной 2800 м, шириной 750 и высотой 52 м;
– бетонная водосливная плотина длиной 980 м (максимальный пропускаемый расход - до 40 тыс. м³/с);
– здание ГЭС совмещённого типа длиной 700 м;
– двухниточные судоходные шлюзы с подходными каналами.

6. А вот мы и на самом верху Над головой мирно раскачиваются провода с 500 киловольтным напряжением. Довольно интересное ощущение, когда слышишь такое стрекотание/жужание у себя над головой Пожарная безопасность на ГЭС на высшем уровне! Все покрытие на крыше лежит хитрым образом внахлест и не имеет ни одного спаянного шва! Провода парные, для увеличения поперечного сечения (и уменьшения сопротивления). А ещё, я подозреваю, для снижения потерь при возникновение коронного свечения (огней святого Эльма).

7. Вид с крыши в сторону нижнего бьефа. Хорошо видно турбулентность воды. Сколько отчаянных голов потонуло там…рыбаки часто прорываются туда ради рыбы, которая, пролетая через турбину, чуть оглушенная, сама идет в руки. Локально уровень воды после ГЭС варьируется по 50см/с, а за счет инертности воды этого перепада даже уже не видно через метров 200 от ГЭС, но под самым сбросом воды этот перепад переворачивает лодки и создает такую турбулентность потока. Никогда не пойму рыбаков-маньяков. А ведь их тут гоняют на катерах ГЭС. Не живется людям, одним словом…

8. Вдоль ГЭС проходят железнодорожные пути и автомобильная дорога Москва-Самара.

9. А вот и часть мусора, про который я говорил. Думаю, что если он и попадет в турбину, то пролетит там “на ура”. Скорость вращения вала 60 оборотов в минуту и весит он…

10. Мы прошли по крыше почти до самого конца. Это вид назад, в сторону музея и правого берега Волги.

11. А это Жигулёвский ретранслятор. Он обеспечивает радио и телевещание на Ставропольский район.

12. Спустившись с главного здания, мы перешли ж/д пути.

13. И пошли посмотреть на мусор…среди которого плавала рыба. Жалко её – солитерная

14. На защитных решетках куча ракушек и прочей речной живности. Прям днище пиратского корабля!

16. Мы идем по сооружению, предназначенному для фильтрации воды, со стороны верхнего бьефа. Справа хорошо видны решетчатые затворы (которые опущены)

17. Красавец-кран, что и говорить! На похожий мы потом забрались! Не поверите, но у крана грузоподъемность более 100 тонн и движется он со скоростью 40 м/минуту, если мне память не изменяет. А ещё у него интересная система тормозов. На крыше у крана есть анемометр, и если в течении 3 секунд сохраняется определенная скорость ветра, то колеса стопорятся дополнительными тормозами, т.к. у крана очень большая парусность! Вот

18. Пройдя по крыше сверху и вернувшись обратно по сооружению фильтрации воды со стороны верхнего бьефа, мы отправились внутрь…
К слову сказать, В 2004 году ГЭС победила в ежегодном конкурсе «Компания года: лучшие предприятия Самарской области». Гидроэлектростанция стала лауреатом в номинации «За динамичное развитие». У работников хороший соцпакет, внутри чисто и аккуратно и т.д. Очень приятное впечатление осталось после посещения (я уж молчу про вкуснейшие плюшки, которые пекут в местной столовой

19. А вот зал, где располагаются ремонтные затворы со стороны верхнего бьефа. Что за мощные гидроцилиндры я, к сожалению, не помню.

20. Погуляв ещё немного по зданию, пройдя через такие красивые двери, мы попадаем в долгожданное место!

21. Машинный зал! Вот она красота, полет инженерной мысли, сталинский размах! ГЭС заслуженно считается одной из красивейших! Например, светильникам, что висят на стенах, уже более 60 лет!
В здании ГЭС установлены 16 поворотно-лопастных гидроагрегатов мощностью по 115 МВт и 4 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 120 МВт, работающих при расчётном напоре 22,5 м.

22. Вы не поверите, но вот эта неприметная ручка дает команду управляющей системе остановить гидроагрегат. И остановка происходит за 2 минуты. Был инцидент, с расследованием и т.д., когда кто-то нечаянно повернул ручку и отключил гидроагрегат. Вы представляете, что значит 120 МегаВАТТ! Фен, для примера, потребляет в 100 000 раз меньше энергии. Прелесть гидроэнергетики (в отличии от ядерной) в том, что за 8 минут этот же гидроагрегат можно вывести на расчетную мощность!

25. Про волшебную ручку и раритетные светильники я уже сказал, а вот про 4-х метровый цилиндр даже не обмолвился. В этом цилиндре под давлением в 25 атмосфер находится масло, которое является рабочим телом цилиндров, которые отвечают за угол установки лопаток направляющего аппарата (вроде так:)).

26. Чуть пройдясь по машинному залу, мы спустились чуть ниже. Эх, сколько же тут всяких интересностей!

27. Велосипед тут неспроста. Коридоры тут длинные (длина здания 700 метров), так что этот транспорт очень востребован.

28. Про коридоры я не обманываю. Тут хорошо видно, что конца коридора не видно А двери там надежные, ничего не скажешь!

Следующей (не по расположению, а по срокам строительства) ступенью Волжского каскада была Жигулевская (она же Куйбышевская, она же Волжская) ГЭС.

Жигулевская ГЭС расположена в Самарской области, у городов Жигулевск и Тольятти. Является шестой ступенью и второй по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС. Входит в семерку самых мощных ГЭС России.

Состав сооружений ГЭС:

· земляная намывная дамба длиной 2800 м, шириной 750 и высотой 52 м;

· бетонная водосливная плотина длиной 980 м (максимальный пропускаемый расход – до 40 тыс. м³/с);

· здание ГЭС совмещённого типа длиной 700 м;

· двухниточный двухкамерный судоходный шлюз с подходными каналами.

По плотине ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы через Волгу на магистрали Москва – Самара.

Мощность Жигулевской ГЭС – 2 320 МВт, среднегодовая выработка – 10,5 млрд кВт∙ч. В здании ГЭС установлены 16 поворотно-лопастных гидроагрегатов мощностью по 115 МВт и 4 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 120 МВт, работающих при расчётном напоре 22,5 м. Плотина ГЭС образует крупное Куйбышевское водохранилище.

Жигулёвская ГЭС участвует в покрытии пиковых нагрузок и регулировании частоты в Единой энергосистеме страны, регулирует сток воды в Волге, способствует эффективному её использованию нижележащими волжскими гидроэлектростанциями, обеспечивает создание судоходных глубин и создает благоприятные условия для орошения больших площадей засушливых земель Заволжья. Электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, передается по четырём высоковольтным линиям 500 кВ: по двум из них – в ОЭС Центра, по двум другим – в ОЭС Урала и Средней Волги.

История строительства

Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским ещё в 1910 году. Спустя десятилетие инженер К. В. Богоявленский предложил построить гидроэлектростанцию у поселка Переволоки на водоразделе между Волгой и Усой, использовав естественную разность уровней воды. Однако в те времена реализовать этот проект не удалось.

В начале 1930-х годов в рамках разработки проекта «Большая Волга» в районе Самарской Луки и Ярославля начались проектно-изыскательские работы, по итогам которых было предложено множество схем различного расположения гидроузлов. В 1937 году было принято решение о строительстве Куйбышевского гидроузла на водоразделе у поселков Красная Глинка и Переволоки. И даже начались строительные работы. Однако осенью 1940 года в районе месторасположения будущей ГЭС были обнаружены нефтеносные площади, в связи с чем строительство было приостановлено.

Изыскания продолжились в 1949 году. Итогом исследований стало решение о сооружении Куйбышевского гидроузла в районе города Жигулёвск. 21 августа 1950 года был утверждён проект строительства Куйбышевской ГЭС мощностью 2,1 млн. кВт. На месте будущей гидроэлектростанции развернулись строительные работы.

Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков.

Кстати, работы по строительству Куйбышевской ГЭС велись с использованием труда заключенных (Кунеевский ИТЛ, 46 600 человек). Для строительства был создан специальный трест «Куйбышевгидрострой». ГЭС была построена в рекордно короткие сроки – с 1950 по 1957 годы.

В июле 1955 года через нижние судовые шлюзы плотины прошёл первый пароход. В ноябре того же года было перекрыто основное русло Волги, а 29 декабря – запущен в промышленную эксплуатацию первый гидроагрегат. Меньше чем через год после этого события, в октябре 1956 года, Куйбышевская ГЭС выработала первый миллиард киловатт-часов электроэнергии. В 1956 году в эксплуатацию были введены 12 агрегатов, в 1957 году – ещё 7. 10 августа 1958 года станцию переименовали в Волжскую ГЭС им. Ленина, а в мае 1959 года все сооружения гидроузла были приняты в промышленную эксплуатацию.

Куйбышевский гидроузел – уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. За семь лет на строительстве было выполнено 193,9 млн. м³ земляных работ, уложено 7,67 млн. м³ бетона, смонтировано 200 тыс. тонн металлоконструкций и оборудования. Максимальная суточная интенсивность укладки бетона достигала в 1955 году 19 тыс. м³ (на 3,3 тыс. м³/сут. выше, чем интенсивность укладки бетона на строительстве ГЭС Гранд-Кули в США).

При строительстве ГЭС в Волгу было сброшено 750 бетонных кубов по 2,5 тонны каждый, 1765 пирамид весом по 10 тонн, 24 000 м 3 щебня.

Волга была также перекрыта за рекордно короткое время – 19 часов и 35 минут в период, когда её расход составлял 3800 м³/с.

Каждый агрегат мощностью 105 тыс. кВт монтировался в среднем около 1 месяца, то есть принятое в отечественной и зарубежной практике время было сокращено более чем в два раза. Эксплуатация агрегатов показала, что их реальная развиваемая мощность (в отличие от проектной) составляет не 105 МВт, а 115 МВт, что позволило произвести перемаркировку агрегатов и довести установленную мощность гидроэлектростанции до 2,3 ГВт.

После строительства ГЭС была названа – Волжская ГЭС имени В. И. Ленина. 1 февраля 1993 года Волжская ГЭС имени В. И. Ленина была реорганизована в Открытое акционерное общество «Волжская ГЭС имени В. И. Ленина». 1 июля 2004 года ОАО «Волжская ГЭС им. В. И. Ленина» была переименована в ОАО «Жигулёвская ГЭС».

Панорама гидроузла Жигулевской ГЭС

Бетонные конструкции для перекрытия Волги

Только вчера мы еще шли по Каме, а сейчас идем по Куйбышевскому водохранилищу - где "издалека долго течет река Волга". А берег очень красивый - и так отличается от камского! Это Новодевичьи горы, меловые холмы в окрестностях села Новодевичье (Шигонский район Самарской области). В центральной части этих гор расположен поселок Белогорск (бывший Мелзавод) где ранее велась промышленная добыча мела.

Новодевичье - бывшее большое торговое село на Волге. Торговали тут хлебом, дровами, различными кустарными изделиями, свезенными сюда из пяти волостей (Новодевиченской, Усольской, Тереньгульской, Шигонской и Старотукшумской), баржи грузились тут десятками. Село было основано как Новопречистенская вотчина московского Новодевичьего монастыря в 1683 году. В 50-х гг часть села была затоплена при постройке Куйбышевской ГЭС (уровень воды поднялся на 26 м), жители были переселены.

Проходим жигулевский цементный завод - это г. Жигулевск-7, пос. Яблоневый овраг. Завод был построен в 1958 г., дает цемент, кровельный материал, строительный щебень для промышленного и жилищного строительства.

По правому берегу Волги Жигулевские горы. Самая высокая точка - это гора Безымянная (381,2 м над уровнем моря), которая считается высшей точкой средней полосы Европейской России.

А впереди уже видны дома города Тольятти - второго по величине в Самарской области. Изначально назывался Ставрополем (неофициальное "уточненное" название Ставрополь-на-Волге, по аналогии со Ставрополем Кавказским), но летом 1964 г. после смерти итальянского вождя коммунистов Пальмиро Тольятти был переименован.

Буксир "Урал-19" тащит баржу "Бельская-68" - а на барже какой-то интересный прямо строительный вагончик:)

дома Тольятти поближе

и речной вокзал

с судоремонтной верфью

а мы тем временем подошли к шлюзам Жигулевской ГЭС.

Жигулёвская гидроэлектростанция (Волжская (Куйбышевская) ГЭС им. В.И. Ленина) - шестая ступень и вторая по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС. Строительство ее началось в 1950 г., а закончилось в 1957 г. В состав сооружений входят: гидроэлектростанция, сороудерживающее сооружение, водосбросная плотина, земляная плотина, грязеспуск, двухниточный двухкамерный шлюз с межшлюзовым бьефом и причальные сооружения.

Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским ещё в 1910 г. Но проектно-изыскательские работы начались лишь в 30-е гг, и в 1937 г. было принято решение о строительстве Куйбышевского гидроузла поселков Красная Глинка и Переволоки. Строили заключенные ГУЛАГа (Самарский ИТЛ и строительство Куйбышевского гидроузла, где работало более 30 тыс. человек). Но в 1940 гг там были обнаружены нефтеносные площади и строительство было приостановлено. Через 9 лет были возобновлены изыскательные работы и в 1950 г приступили к постройке ГЭС в районе г. Жигулевск.

Швартуемся

закрываются ворота шлюза

сейчас начнем спускаться

это те ворота, которые два кадра назад закрылись:)

а это мы уже внизу

из первой камеры шлюза выходим в межшлюзовой бьеф

и оглядываемся назад

а теперь посмотрим, что у нас в этом самом межшлюзовом бьефе окрест. Вот ремонтируется танкет "Волгонефть-206"

на берегу дома один другого краше

люди переправляются с берега на берег

судно так и называется - "переправа", коротко и ясно:)

Прошел мимо нас сухогруз "Дмитров" из Таганрога

а мы уже подошли ко второму шлюзу, входим в шлюзовую камеру

шлюзоваться будем с забавным суденышком по имени "Дейл"! :))

классно, наверное, вот так компанией плыть под зеленым навесом. Причаливать, гулять, купаться и плыть дальше.

Прошлюзовались - мы с Аней бегом бежим на корму, посмотреть на остающиеся за нами шлюзы. А "Дейл" нас бодро догоняет:)

Сразу после плотины ГЭС по берегу началась прямо местная "рублевка" - особняк на особняке особняком погоняет.

проплыл мимо нас щебенчатый крокодил:)

а вот он в полный рост! Зовут его "Плотовод-687", а тащит он сразу 2 баржи

Проходим мимо Свято-Воскресенского мужского монастыря. Создан он был совсем недавно, в 1996 г.

Трогательный дебаркадер и катерок "Сёмыч"

Монастырь хоть и недавний, а все равно есть у него своя интересная история. На его территории сохранились здания бывшей Ставропольской земской больницы, не попавшие под затопление при строительстве ГЭС. Больница была построена и функционировала силами Ставропольского земства, которое уделяло много внимания развитию образования и здравоохранения, кроме этого занимаясь и всем остальным - дорогами, почтой, ремонтом мостов, сельским хозяйством.

Строить медицинские учреждения надо было с нуля - как обстояло дело с врачами в уездах мы помним еще по истории елабужской медицины. Один врач, кочующий по селам, физически не успевал доехать до всех, кто в нем нуждался.

И вот в 1868 году на средства земства были построены в уезде 3 больницы, медицинский персонал которых состоял из врача и фельдшера. В 1872 году земским врачам удалось расширить до 45 мест ставропольскую больницу, которая принимала не только жителей Ставрополя, но и крестьян из ближайших сёл. С 1872 по 1873 гг. Ставропольской больницей заведовал Евграф Алексеевич Осипов, выпускник Казанского университета, один из основоположников российской санитарной статистики.

К 1902 г. были выделены средства на постройку новой больницы ввиду ветхости старой. Построенная больница имела операционную, родильное отделение, квартиры для персонала. И вот как раз здания этой больницы можно до сих пор увидеть на территории Свято-Воскресенского монастыря. (информация из статьи "Ставропольское земство" на сайте "Музей истории Самарского края").

А закончу я пост старинной открыткой с видом Жигулей (из набора "Волга на старинных открытках", "Полиграфическо-издательский комбинат", г. Казань, 1999.)

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу

Жигулевская ГЭС (ранее Куйбышевская, с 1958 года Волжская ГЭС имени Ленина) – гидроузел на реке Волге в Самарской области между городами Жигулевск и Тольятти. Вторая по мощности гидроэлектростанция в Европе, входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, находится в составе ОАО «РусГидро» на правах филиала. Строительство проходило с 1950 по 1957 год.

Характеристика Жигулевской ГЭС

Жигулевская ГЭС представляет собой низконапорную русловую гидроэлектростанцию. Здание входит в состав напорного фронта.

Сооружения станции имеют класс капитальности и включают:

  • земляную плотину с дамбами;
  • здание с донными водосборами и сороудерживающими вооружениями;
  • водосборную плотину;
  • судоходные шлюзы с дамбами и подходными каналами.

Плотина

Земляная плотина делится на русловую и пойменную часть. Она намыта из мелкозернистых песков. Водосборная плотина гравитационная. Водосливной фронт состоит из 38 пролетов, перекрытых плоскими затворами, по 20 метров каждый.

Здание гидроэлектростанции

Здание ГЭС длиной 600 метров, в машинном зале 20 вертикальных поворотно-лопастных гидроагрегатов . Здесь же установлены дренажная и фильтрационная системы.

Для пропуска через гидроузел речных судов используются два судоходных шлюза. На территории станции работает грязеспуск, перекрываемый плоскими затворами. Оперируют затворами два козловых крана.

Напорные сооружения ГЭС образуют крупное и самое большое в Европе Куйбышевское водохранилище длиной 680 км, шириной 27 км, глубиной 32 м, площадью 6150 квадратных километра.

Водохранилище заполнено водой в ноябре 1955 года. С тех пор успешно обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений.

Куйбышевское водохранилище расположено на территории республик Марий Эл, Татарстана и Чувашии, а также в Ульяновской и Самарской областях.

История строительства ГЭС

История Жигулевской ГЭС – это одна из страниц индустриализации СССР. На заре становления страны она была мечтой советского правительства. Масштабная стройка уложилась в рекордно короткие сроки.

Предпосылки и сложности

Идея энергетического использования Волги в районе Самары была выдвинута еще в 1910 году. В августе 1937 принято правительственное решение о строительстве ГЭС на Волге в створе Жигулевских гор. Возникшие социальные и экономические проблемы не позволили начать строительство.

Изыскательные работы продолжились только в 1949 году, а 21 августа 1950 года утвержден проект Куйбышевского гидроузла в районе города Жигулевска.

Был создан специальный строительный трест. Стройка была показательной. Проблема кадров решилась жестко и быстро. Строительные работы полностью велись заключенными Кунеевского исправительно-трудового лагеря.

Ударные темпы строительства

Строительство началось в 1950 году и сразу приобрело большой размах. Для проектирования и возведения станции было задействовано 50 строительно-монтажных предприятий и 130 проектных институтов. Поставкой техники на стройку занимались 1300 заводов страны.

Официальной датой начала строительства считается 18 февраля 1951 года , когда вынули первый грунт из зоны котлована.

Особенностью геологической структуры гидроузла является резкое различие берегов Волги. Правый берег высокий, обрывистый, сложен известняково-доломитовыми породами. Левый берег долины сложен песками с прослойкой суглинков.

Для ускорения темпов работы на площадку доставили всю передовую технику того времени. Иногда за сутки укладывали до 20 тысяч кубометров бетона. Огромный объем работ! Параллельно строились социальные объекты.

Рекорды на стройке

Весной 1952 года в эксплуатацию сдан большой больничный комплекс и новый клуб в поселке нефтяников. Введенный в строй через 2 месяца камнещебеночный завод ускорил создание плотины.

Старт на ее создание был дан в августе 1955 года, земляная дамба сооружена за 2 месяца. Перекрытие Волги также завершено в небывало рекордные сроки – чуть более 19 часов.

29 декабря 1955 года в промышленную эксплуатацию был запущен первый агрегат, В 1956 введены 12 агрегатов, в 1957 – еще 7.

Все дальнейшие усилия были направлены на возведение административных, хозяйственных зданий станции, социальных объектов городов Жигулевска и Ставрополя. Установка каждой турбины занимала около месяца.

Дата завершения строительства 14 октября 1957 года. В районе строительства ГЭС в Волгу было сброшено 750 бетонных кубов по 2,5 тонны каждый ,1765 пирамид весом по 10 тонн, 24000 кубометров щебня.

За 7 лет строительства выполнено около 200 кубометров земляных работ, уложено 7, 67 млн кубометров бетона, смонтировано 200 тысяч металлоконструкций.

Эксплуатация гидроэлектростанции

Открытие ГЭС проходило в торжественной обстановке 9 августа 1958 года в присутствии первых лиц СССР. На следующий день станцию переименовали в Волжскую ГЭС имени Ленина. Работающие на строительстве заключенные были отпущены по амнистии, оставшимся сократили сроки отбывания наказания.

В мае 1959 года приняты в промышленную эксплуатацию все сооружения, относящиеся к гидроузлу. За досрочное выполнение семилетнего плана по выработке электроэнергии и успешное проведение работ по комплексной автоматизации производственных процессов Волжская ГЭС награждена орденом Ленина.

Является шестой ступенью и второй по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС.

Общие сведения

Троительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1957 году. Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков.

Состав сооружений ГЭС:

  • земляная намывная дамба длиной 2800 м, шириной 750 и высотой 52 м;
  • бетонная водосливная плотина длиной 980 м (максимальный пропускаемый расход - до 40 тыс. м³/с);
  • здание ГЭС совмещённого типа длиной 700 м;
  • двухниточные судоходные шлюзы с подходными каналами.

По плотине ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы через Волгу на магистрали ― . Мощность Жигулевской ГЭС - 2320 МВт, среднегодовая выработка - 10,5 млрд кВт∙ч. В здании ГЭС установлены 16 поворотно-лопастных гидроагрегатов мощностью по 115 МВт и 4 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 120 МВт, работающих при расчётном напоре 22,5 м. Оборудование ГЭС устарело и проходит модернизацию и замену. Плотина ГЭС образует крупное .

ГЭС спроектирована институтом «Гидропроект».

Жигулевская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро» на правах филиала.

Экономическое значение

Игулёвская ГЭС участвует в покрытии пиковых нагрузок и регулировании частоты в Единой энергосистеме страны, регулирует сток воды в Волге, способствует эффективному её использованию нижележащими волжскими гидроэлектростанциями, обеспечивает создание судоходных глубин и создает благоприятные условия для орошения больших площадей засушливых земель Заволжья. Электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, передается по четырём высоковольтным линиям 500 кВ: по двум из них - в ОЭС Центра, по двум другим ― в ОЭС Урала и Средней Волги.

Показатели деятельности

| class="standard" |+ Выработано электроэнергии за год, млн кВт·ч! 2006 ! 2007 ! 2008 ! 2009 |- | 9 586,2 | 11 742,2 | 10 722,50 | |}

История строительства

Дея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским ещё в 1910 г. Спустя десятилетие инженер К. В. Богоявленский предложил построить гидроэлектростанцию у поселка Переволоки на водоразделе между Волгой и Усой, использовав естественную разность уровней воды. Однако бедственное положение экономики страны не позволило реализовать этот проект.

В начале 1930-х гг. в районе Самарской Луки и Ярославля начались проектно-изыскательские работы по энергетическому использованию Волги, по итогам которых было предложено множество схем различного расположения гидроузлов. В 1937 г. было принято решение о строительстве Куйбышевского гидроузла на водоразделе у поселков Красная Глинка и Переволоки. При строительстве применялся труд заключенных ГУЛАГа (Самарский ИТЛ и строительство Куйбышевского гидроузла, где работало более 30 тыс. человек). Осенью 1940 г. в районе месторасположения будущей ГЭС были обнаружены нефтеносные площади, в связи с чем строительство было приостановлено.

Специалисты института «Гидропроект» продолжили изыскания в 1949 г. Итогом исследований стало решение о сооружении Куйбышевского гидроузла в районе города Жигулёвск. 21 августа 1950 г. утверждён проект строительства Куйбышевской ГЭС мощностью 2,1 млн кВт. На месте будущей гидроэлектростанции развернулись строительные работы, которые вновь велись с использованием труда заключенных (Кунеевский ИТЛ, 46600 человек). Для строительства был создан специальный трест «Куйбышевгидрострой». Волжская ГЭС им. В. И. Ленина была построена в рекордно короткие сроки ― с 1950 по 1957 гг.

В июле 1955 г. через нижние судовые шлюзы плотины прошёл первый пароход. В ноябре того же года было перекрыто основное русло Волги, а 29 декабря ― запущен в промышленную эксплуатацию первый гидроагрегат. Меньше чем через год после этого события, в октябре 1956 г., Куйбышевская ГЭС выработала первый миллиард киловатт-часов электроэнергии.

Строительство ГЭС шло ударными темпами. Так, в 1956 г. в эксплуатацию были введены 12 агрегатов, в 1957 г. ― ещё 7. 10 августа 1958 г. станцию переименовали в Волжскую ГЭС им. Ленина, а в мае 1959 г. все сооружения гидроузла были приняты в промышленную эксплуатацию.

Куйбышевский гидроузел - уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. За семь лет на строительстве было выполнено 193,9 млн м³ земляных работ, уложено 7,67 млн м³ бетона, смонтировано 200 тыс. т металлоконструкций и оборудования. Максимальная суточная интенсивность укладки бетона достигала в 1955 г. здесь 19 тыс. м³ (на 3,3 тыс. м³/сут. выше, чем интенсивность укладки бетона на строительстве ГЭС Гранд-Кули в США).

Волга была также перекрыта за рекордно короткое время - 19,5 ч в период, когда её расход составлял 3800 м³/с. Каждый агрегат мощностью 105 тыс. кВт монтировался в среднем около 1 месяца, т. е. принятое в отечественной и зарубежной практике время было сокращено более чем в два раза. Однако эксплуатация агрегатов показала, что их реальная развиваемая мощность в отличие от проектной составляет не 105 МВт, а 115 МВт, что позволило произвести перемаркировку агрегатов и довести установленную мощность гидроэлектростанции до 2,3 ГВт.

Эксплуатация

Начале 1960-х гг. напряжение оборудования ГЭС возросло до 500 кВ, что позволило увеличить мощность электропередачи на на 40 % и завершить объединение энергосистем Центра и Урала. 30 августа 1966 г. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина выработала первые 100 млрд кВт∙ч электроэнергии.

За досрочное выполнение семилетнего плана по выработке электроэнергии и успешное проведение работ по комплексной автоматизации производственных процессов 14 сентября 1966 г. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина была награждена орденом Ленина. С середины 1960-х до конца 1970-х гг. на ГЭС происходила модернизация оборудования: гидрогенераторы были переведены в режим синхронных компенсаторов. В 1979 г. на Волжской ГЭС впервые в стране начал эксплуатироваться новый трансформатор типа ОРЦ-135000/500 со сниженным уровнем изоляции.

1 февраля 1993 г. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина была реорганизована в Открытое акционерное общество «Волжская ГЭС имени В. И. Ленина» (ОАО «ВоГЭС»), учредителем общества выступило РАО «ЕЭС России».

4 июля 2001 г. станция вошла в состав Управляющей компании «Волжский гидроэнергетический каскад».

В 2001 г. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина стала участником эксперимента по разработке единой концепции построения и развития автоматизированных систем управления (АСУ ТП и АСДТУ).

В октябре 2003 г. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина стала одним из первых поставщиков электроэнергии на конкурентный сектор оптового рынка «5-15»: гидроэлектростанция продаёт в конкурентном секторе до 15 % всей выработанной электроэнергии, а 85 % гарантировано поставляет в регулируемый сектор ― на Федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ). В 2004 году Волжская ГЭС имени В. И. Ленина реализовала в конкурентном секторе 1,421 млрд кВт∙ч электроэнергии на сумму 770 млн рублей.

В 2004 году ГЭС победила в ежегодном конкурсе «Компания года: лучшие предприятия Самарской области». Гидроэлектростанция стала лауреатом в номинации «За динамичное развитие».

В конце декабря 2007 года ОАО «Жигулёвская ГЭС» было ликвидировано в связи с присоединением к ОАО «ГидроОГК».

Реконструкция станции

Старевшее оборудование станции активно реконструируется. Благодаря вводу в эксплуатацию в 1998 году микропроцессорной системы автоматического коммерческого учёта электроэнергии, а также цифровой АТС кабельной локальной сети подстанций и машинного зала информационное снабжение диспетчерского и управленческого персонала поднялось на новый, более современный качественный уровень. В 2000-х годах полностью обновлен тракт выдачи электроэнергии, произведена реконструкция распределительных устройств 110 и 220 кВ, ведутся работы по реконструкции распределительного устройства 500 кВ. также производится постепенная модернизация гидросилового оборудования. Еще в 1980-х годах были реконструированы гидрогенераторы, что позволяет в дальнейшем увеличить мощность гидроагрегатов. В 2000-х годах началась замена гидротурбин. На первом этапе, заменяется шесть гидротурбин, причем мощность четырех из них возрастает на 5 МВт, а двух - на 7,5 МВт, таким образом, мощность станции после первого этапа реконструкции достигнет 2335 МВт. 5 февраля 2007 года мощность Жигулевской ГЭС возросла на 15 МВт за счёт замены трёх гидротурбин (станционные номера 5, 10 и 15) и достигла 2315 МВт, в 2008 году реконструкция турбин была продолжена, в частности, 1 ноября 2008 года после замены турбины была произведена перемаркировка гидроагрегата №3, мощность станции составила 2320 МВт. Поставщик рабочих колес первых шести реконструируемых гидроагрегатов - ОАО «Силовые машины». Реконструкция оставшихся гидроагрегатов будет выполнена за счет средств кредита ЕБРР, поставщик оборудования пока не определен. В августе 2008 года был объявлен конкурс на замену двух гидротурбин станции, согласно условиям конкурса новые гидротурбины должны быть введены в строй в 2011 году.