Ступка из камня своими руками. Поделки бабы Яги из природного материала. Как сделать ступу, метлу и избушку? Ступка с пестиком чертежи своими руками


Часть I
Чтобы понять, какую ступку нам в хозяйстве надо, сначала выясним, в чем ее назначение, какую работу она выполняет в наших оч. умелых ручках? От ответа на этот вопрос зависит – какая ступка нам необходима.

Дело в том, что задача превращения чего-бы-то-ни-было в пыль заключает в себе две работы – растолочь и растереть. Которые принципиально различаются с точки зрения приложения грубой силы. В первом случае сила применяется вертикальная - ударная, во втором – горизонтальная – сила трения.
Форма ступок таким образом сводится главным образом к двум типам. Каким же именно?
Растирание любых продуктов, удобнее и легче вести круговыми движениями, поэтому оптимальная ступка, предназначенная для растирания, должна иметь плоскую (камень для растирания) или полусферическую (ступка) внутреннюю поверхность и цилиндрическую или близкую к полусфере растирающую поверхность массивного пестика.
Узкие и высокие ступки в форме стакана, в противоположность низким и широким предназначены для того, чтобы выдерживать ударные нагрузки, то есть толочь.

Но это еще не все требования, предъявляемые к ступке, ибо толочь и тереть можно вещества как сухие, так и содержащие разное количество агрессивных и не очень жидкостей, получая на выходе либо порошок, либо пасту. И именно отсюда и вытекает разница в материале ступки.
Очевидно, что свойства материала должны отвечать этим задачам - не развалиться от удара, не испортиться от влаги, не впитать чего лишнего и не приправить обрабатываемые в ступке продукты собственной пылью. Отсюда важные свойства материалов ступки со знаком плюс:
- твердость, то есть способность противостоять давлению извне, с этим же связана абразивная стойкость (стойкость к истиранию)
- пластичность – способность к деформации без разрывов и разрушений
- плотность, то есть, внутренняя структура материала, с которой напрямую связана ударопрочность
- химическая стойкость

Не бывает плюсов без минусов, которые есть продолжение достоинств:
- мягкость
- хрупкость
- пористость, т.е. способность впитывать влагу, пищевые краски и запахи
- химическая активность, т.е. способность взаимодействовать с измельчаемыми продуктами

Вот от этой печки и будем танцевать.

Часть II


Начнем, так сказать, по старшинству. Первыми в нашем обиходе появились ступки каменные. Куски горной породы – гранита и базальта валялись тут и там вокруг пещеры, нужно было просто выбрать подходящие. Только плоские камни еще не знали, что они будущие ступки, а округлые камни еще не знали что они - пестик. Как яблочко по блюдечку катился округлый пестик, растирая все, что под руку попадется – зерна, семена, корешки, овощи, орехи, фрукты. С течением времени на плоских камнях чуть углубилась середина и приподнялись края, а пестик превратился в подобие скалки, или даже изогнулся в форме буквы «г». Подобные архаичные ступки до сих пор сохранились, например, в Индии (pata varvanta, sil bhatta), в Индонезии (cobek и ulek-ulek), в Мексике (metate и metlapil), для растирания овощей и специй, зерна, риса, кукурузы, бобов какао и приготовления овощных паст типа гуакамоле, самбал или приправ-масал и паст-кари.
И хотя ступки с течением времени приобрели более цивилизованный вид – и стали такими как molcajete и tejolote в Мексике или krok hin в Таиланде, и базальт и гранит сохранили свое значение и до сих пор. Твердость, плотность и абразивная стойкость у этих материалов самые высокие из натуральных камней. К минусам базальта можно отнести плохую полируемость, поэтому специи и пасты, получаемые в таких ступках, имеют неоднородную, грубоватую структуру.
Но с этим прекрасно справляется полированный гранит и ступки из других природных камней, когда-то названных самоцветными: яшмы и халцедоны – агат, оникс, сердолик. Все эти камни прекрасно полируются, имеют отличную твердость и плотность и в итоге получать в них тонкие пудры из благовоний и пряностей и гладкие пасты достаточно просто.
Есть у них и один общий недостаток - все каменные ступки рискуют расколоться при ударе от души, поэтому в них можно только растирать. Лучшими свойствами из натуральных камней обладает нефрит - ударопрочность его в несколько раз выше, чем у некоторых металлов.
К несомненным плюсам всех каменных ступокотносится и то, что они не впитывают воду, не реагируют ни с кислым соком плодов, ни с красителями.
За одним печальным исключением – мрамор не выдерживает заданных условий. Твердость его в гораздо ниже остальных камней, он довольно хорошо впитывает влагу и реагирует даже со слабыми кислотами - лимонной и уксусной. Оно нам надо? Что же делать, если мраморная ступка уже есть? Не выбрасывать же. Если в ней аккуратно растирать только сухие специи и готовить неагрессивные пасты, например из печеного чеснока или лука на масляной основе, она послужит не хуже других.

Часть III

Еще один древний природный материал для ступок – дерево. Понятно, что в такой лесной стране, как наша, деревянные ступы имели большое хождение, но в них не растирали, а толкли. Большими деревянными ступами до сих пор пользуются в Японии (usu и kine) для получения рисовой муки и крахмала из клейкого риса.
Для ступки-стакана, в которых удобно толочь, подойдут даже среднетвердые породы дерева – дуб, канадский клен, не говоря уже о самых твердых - самшите и кизиле. Дело в том, что свойства древесины таковы, что ударная прочность торцевых срезов в десятки раз выше продольных. То есть, на человеческом языке - если ступка и пестик выточены или выдолблены как Буратино, в продольном направлении волокон полена, прочность пестика и днища ступки будет выше, чем у некоторых металлических. Именно поэтому и делали овсяное и всякое другое толокно у нас в узких и высоких дубовых ступах с толстым днищем. А также толкли в них мак и давили льняное и конопляное масло из семян.

Из очевидных плюсов - дерево не реагирует c пищевыми кислотами и щелочами.
Зато из минусов: отлично впитывает запахи и пищевые красители, а главное - влагу, из-за чего рано или поздно растрескается даже самая твердая деревянная ступка.
Наиболее популярные ступки, цельновыточенные из твердых пород дерева, предназначены скорее для сухих, полусухих или маслянистых продуктов – трав, семян, орехов и т.д., имеют достаточную твердость и прочность и позволяют в них не только толочь, но и растирать. Масляная пленка, образующаяся на дереве со временем, предохранит его от впитывания влаги и растрескивания. Дешевые клееные ступки наименее прочные и более подвержены действию влаги.
Соотношение плюсов и минусов деревянной ступки как никакого другого материала зависит от благородства породы, и лучшие из них служат скорее подарочным вариантом, чем действительно необходимы в хозяйстве. То есть, скажем, украшенная затейливой резьбой ступка из эбенового дерева, подаренная любимой свекровью/тещей, или привезенный в подарок коллегой/начальником индонезийский вариант ступки из пальмового дерева вряд ли кого-то оставит равнодушным. Поскольку оливковые ступки нередко предлагаются в соответствующем подарочном комплекте с оливковым маслом и оливками, логично, что оливковая паста-тапенада – лучшее применение для такого подарка.

Часть IV


Но мы не можем ждать милостей от природы, и придумали фарфор, который обладает не меньшей твердостью, прочностью, влаго- и химической стойкостью, чем природный камень. А спустя малое время после появления фарфора, его взяли на вооружение аптекари, и с тех пор медики и химики пользуются фарфоровыми «сервизами». Фарфоровые ступка и пестик (suribachi и surikogi) позволяют японкам, например, получать тончайшую рисовую пудру или однородные по составу соевые пасты-мисо, растирать кунжут для goma-dzio или листья и семена японского перца для приправы – kinome.
Главный недостаток фарфора – хрупкость - преодолевается довольно легко, за счет толщины стенки, ну и аккуратного с ним обращения. Фарфор предназначен отнюдь не для того, чтобы долбить со всего размаху мускатный орех или даже просто черный и душистый перец в подобной штуковине. Это, мягко говоря, неудобно и нецелесообразно. И для этого есть более приспособленный материал.

Часть V


Через время человечество решило снова усовершенствовать и упорядочить природу. Большим подарком для таких экспериментов явились металлы. При довольно средней поверхностной твердости, уступающей камням, фарфору и даже некоторым сортам дерева, металл за счет свой внутренней структуры обладает очень высокой ударопрочностью, либо способен повышать эту самую прочность и твердость в процессе обработки. Поверхность металлических ступок хорошо полируется, что позволяет получить очень тонкие порошки и разбивать, например, мускатный орех или сушеный имбирь практически в пыль.
Исторически первым в этом соревновании была медь, и ее производные – бронза (изначально сплав с оловом) и латунь (изначально сплав с цинком). Бронза и латунь обладают весьма полезным свойством – высокой стойкостью к истиранию. Это свойство весьма полезно для ручных мельниц для кофе и специй. Кстати сказать, кофе, смолотый даже не в старинной, а в просто старой латунной мельнице отчего-то вкуснее, чем в бездушной современной кофемолке. Бронзовые и латунные детали-жерновки – это хороший выбор и для современных кустарных перцемолок.
Но для ступок-стаканов, из которых мы выбираем подходящую, стойкость к истиранию - это не основное достоинство.
Чистая медь обладает высокой пластичностью, а значит, легко изменяет форму при ударе, бронзы же – самые хрупкие из медных сплавов, поэтому предпочтительнее ступки латунные, обладающие высокой ударопрочностью. Высшим шиком будут серебристого цвета ступки из новейших сплавов - мельхиора (изначально медно-никелевый сплав) и нейзильбера (изначально медь с никелем и цинком).
Но вот беда - поверхность таких ступок в тепличных условиях кухни – высокой влажности, агрессивной атмосфере и повышенной температуре, а также при контакте с кислотами покрывается зеленовато-коричневым налетом – патиной. Что хорошо для художественных изделий и памятников, то плохо для нас с вами. Составные части налета – малахит, ярь-медянка и другие, суть сложные и простые яды. Как с этим бороться? Элементарно, как говорится, Ватсон – чистить, чистить и еще раз чистить. Недаром во всех литературных памятниках прошлых веков такое внимание уделялось чистке металлической (читай медной) посуды. Внутренние поверхности, соприкасающиеся с пищей, должны сиять как начищенный медный таз.

Вслед за бронзовой эпохой наступило время железа, чугуна и стали.
«Чугуний» как материал для ступок уступает латунным и бронзовым, ибо хоть и твердолобый, зато хрупкий – при желании чугунную ступку можно легко расколоть. Кроме того, чугун, будучи пористым, впитывает влагу и ржавеет, что есть большой минус. Но толочь воду в ступе-стакане не очень-то удобно, так что подобный недостаток легко сводится на нет использованием металлических ступок и мельниц по назначению - только для сухих специй. И легко устраняется тщательным уходом – протирать сухой тряпочкой или бумагой или просушивать после использования и хранить подальше от кухонной плиты.

Железо и сталь, хоть и прочнее чугуна, тоже ржавеют быстро и хорошо, если только это железо не метеоритное. Но это уже из области фантастики. Реальность же такова, что не умеющий стоять на месте технический прогресс не обошел стороной рутинную домашнюю работу и нержавеющая сталь вывела древние ступки на уровень сложных механических девайсов - электрических мельниц и блендеров.
Стеклянные емкости и стальные детали, не впитывающие посторонние запахи и влагу и не поддающиеся агрессивной среде, а главное - современная мощь этих кухонных монстров делают измельчение процессом, не стоящим даже упоминания - на столько сокращается время приготовления, и устраняются все минусы предыдущих поколений ступок. Однако, мне субъективно кажется, что вместе с недостатками уходят тепло и душа, наполняющие старинные ступки, из чего бы они не были сотворены, ведь медленный процесс и последовательное добавление компонентов в ступке позволяет как следует высвободиться, а главное перемешаться в процессе измельчения ароматам и вкусам используемых продуктов.

Литература и материалы:
1. «Глиняные таблички или каменные скрижали. Как сохранить память о себе на века», Иллюстрированное пособие по клинописи, издательство «Шумер», 5000 год до вашей эры
2. «О влиянии плотности древесины на умственные способности Буратино», Журнал «Древоточец» под ред. Л. Алисы, 1827г
3. «Нефритовый стержень или Воспоминания бывшего мандарина», неизданная рукопись 1149г (предполож.) найденная в рыбацкой деревне на о. Тайвань.
4. «Глянец», журнал Общества любителей Мейсенского фарфора, Германия, 1865г.
5. «Каменный цветок – десять шагов к успеху.» Пособие для начинающих, 1898г., Медногорская типография
6. «Применение новых материалов г-на Нобеля в камнерезном искусстве», журнал
«Заводской вестник», 1905г., Колывань

Еще одна текстильная кукла Баба Яга появилась на белый свет. Дама статная, богатая (даже средство передвижения имеется) и бохастая модница.

Рассмотреть вы ее можете на фото, о юбке уже говорила .

А сегодня расскажу как делаю поверхность ступы. Сама ступа из папье - маше (несколько слоев сначала газеты, потом салфеток на клее ПВА на основе из плотной акварельной бумаги, одетой на жестяную банку).
Поверхность получается слегка шершавой. Все это должно очень хорошо высохнуть. Слоев много, сушу по 2-3 слоя. Процесс может затянуться на неделю и больше.

Покрываю смесью черного акрила с лаком строительным. Сохнут.
Наношу больший рельеф клеевым пистолетом.
Прокрашиваю коричневой акриловой краской с лаком, частично оставляя в углублениях черный цвет не закрытым.
Тонирую более светлыми оттенками коричневого. Все время в краску добавляю немного лака.
Получается несколько слоев краски с лаком.
Оттеняю металлизированными акрилами (здесь серебряный).
Когда все высохнет, сбрызгиваю лаком спреем.



Почему в краску добавляю лак? Однажды столкнулась с такой проблемой при использовании колеров для акриловых красок. При нанесении следующего слоя краски, предыдущий стал плыть и смешиваться с ним. В итоге не получилось просвечивающей многослойности. То есть нужно либо каждый слой покрывать лаком, либо подбирать краски, которые не будут смешиваться. Если вы просто текущую краску станете покрывать лаком кистью, то краска все равно потечет. А брызгать лаком послойно - это терпеть вонь. Поэтому нашла такое решение - добавлять лак в краску. Я беру строительные колера и замешиваю их на палитре со строительным акриловым лаком. Получается стойкая краска. И намешать можно разных оттенков по необходимости.
Вот и все премудрости.


А вот и сама виновница долгой сушки и послойной покраски.


Измельчать пряности, травы, орехи вручную - вчерашний день? Не скажите! Ведь даже именитые кулинары в этом деле всевозможным техническим новинкам предпочитают проверенных временем помощников - ступки и пестики. Только в ступке можно растереть продукт идеально однородно и сохранить его аромат. Их разновидностей сегодня, кстати, немало. Мы же поможем выбрать лучшие!

Каменные ступки
В таких ступках продукты нужно не толочь, сильно ударяя пестиком, а растирать — плавно, круговыми движениями, так как от сильных ударов посуда может расколоться.Кроме того, к полированной внутренней поверхности таких ступок ничего не прилипает, дно не скользит, да и сами ступки, как правило, тяжелые, устойчивые. Эти материалы не впитывают жидкость, не вступают в реакцию с соками и кислотами.
ВАЖНО! Мраморные ступки — исключение из правила. Этот материал вступает в реакцию с кислотами, впитывает воду, поэтому в них стоит растирать только сухие продукты.

Деревянные ступки
Дерево, хоть и впитывает запахи и влагу, зато выдерживает удары. Однако такие ступки менее прочные, чем каменные. А потому, выбирая их, отдайте предпочтение тем, что сделаны из твердых пород. Лучше, если они будут выточены из цельного куска дерева: со временем на их поверхности образуется не впитывающая влагу пленка. Бамбуковые и оливковые выглядят красиво, но служат меньше.
ВАЖНО! Выбирая деревянную ступку, присмотритесь к волокнам дерева на ее поверхности: если они идут в продольном направлении, утварь прослужит дольше.

Металлические ступки
Ступки из латуни и мельхиора наиболее стойки к ударам; из нержавейки — не впитывают влагу и запахи, не окрашиваются; из чугуна — тяжелые, устойчивые, но быстро ржавеют и подходят только для измельчения сухих продуктов.
ВАЖНО! Чистка металлических ступок — дело непростое: при высокой влажности и температуре они покрываются патиной.

Фарфоровые ступки
Их легко мыть, в том числе подходят для посудомоечной машины. Устойчивы к продуктам, выделяющим сок, - не впитывают влагу и запахи. Но из всех материалов фарфор наименее твердый и подходит только для растирания продуктов. Посуда с толстыми стенками прослужит дольше, а если у нее будет деревянное основание, оно обеспечит дополнительную устойчивость.
ВАЖНО! Обратите внимание, чтобы внутренняя поверхность ступки и нижняя часть пестика были неглазурованными: шероховатая структура позволит измельчить не только мягкие продукты, но и твердые.

Форма
Для измельчения твердых продуктов (семян, орехов и пр.) больше подходят узкие высокие ступки в форме стакана — в них удобнее ударять пестиком о дно. А вот травы и некоторые пряности нужно растирать круговыми движениями, для этого подойдут низкие ступки в виде полусферы.

Размер
Желательно, чтобы высота ступки была немного больше ширины, иначе крупинки и частички продуктов будут разлетаться во все стороны. Учтите, чтобы не растерять часть продуктов, заполняйте ими ступку не более чем на 2/3.

Пестик
Ступка и пестик должны быть сделаны из одного материала, иначе качество помола будет хуже. Чем шире нижняя часть пестика, тем больше он соприкасается с дном и подходит для растирания продуктов. А вот узкими длинными пестиками удобнее толочь.

Обсудить статью можно

(Шаманство)
Сложность : 20
Сложность изучения : 10
Ритуал, в старину бывший весьма популярным у пожилых колдунов и ведьм, которым по возрасту не подобало пользоваться какой-то вульгарной метлой. От последней ступа отличается заметно бОльшим комфортом и грузоподъемностью. Максимальный вес, поднимаемый ступой, зависит от ее размера и качества изготовления, составляя в среднем от двухсот до пятисот килограммов. (В музее Института имелся экземпляр, поднимавший около полутора тонн. К сожалению, во время катастрофы он пропал и считается уничтоженным.)
Поскольку процесс изготовления ступы весьма трудоемок и требует больших затрат времени, в настоящее время им вряд ли кто-то займется. Однако в глубинке до сих пор можно встретить действующие экземпляры - хорошо сделанная ступа могла послужить не одному поколению деревенских знахарей.
Принцип действия ступы основан на придании ей специальной магической обработкой повышенной привлекательности для духов воздуха, которым становится очень удобно за нее держаться. Тем не менее, ступа не является постоянным обиталищем для духов, и работает только вместе с заколдованной отдельно метлой, часть духов из которой и переходит в ступу, нейтрализуя ее вес. После этого духи, оставшиеся в метле, могут толкать ступу в любом направлении.
Использовать ступу просто: надо сесть в нее, взять в руки метлу и произнести активирующий заговор. После этого ступа будет перемещаться в том направлении, куда направлена ручка метлы. Максимальная скорость и высота полета - как у самой метлы, но маневренность значительно хуже из-за массивности. Дно ступы всегда направлено в сторону результирующего вектора ускорения, так что равновесие пилоту держать не нужно, но при столкновении с чем-то вполне возможен кувырок. Чтобы приземлиться, нужно либо произнести останавливающий заговор, либо маневром опустить ступу на землю и выпрыгнуть. В случае утери контакта с метлой или пилотом ступа начинает медленно снижаться, одновременно гася горизонтальную скорость за счет сопротивления воздуха.
Для управления ступой требуется навык Авиации, но кидаемый от Ловкости, необходимой для манипулирования метлой.

Элементы :

Изготовление самой ступы :
Цельный комель дерева, засохшего естественной смертью (7)
Огонь, зажженный от естественных причин (3)
Инструменты, изготовленные вручную (4) самим магом (2) и ранее не использовавшиеся (3)
Материалом служит, как правило, дуб - найти другое дерево подходящих размеров сложно. Из ствола выпиливается кусок, сердцевина его аккуратно выжигается, после чего изделие доводится до кондиции долотом и стамеской.
Работа требует знания кузнечного дела для изготовления инструментов и профессионального умения работать по дереву (криво сделанные инструменты повышают сложность дополнительно).

Собственно ритуал :
Выдолбленная ступа
Шаманский бубен
Предварительное окуривание ступы курением из лесных трав в течение трех дней (9)
Ритуальный танец (4) и заклинание 2 часа (8)
Во время завершающего заклинания также определяются тексты активирующего и останавливающего заговоров, которые могут быть абсолютно любыми, на усмотрение мага. Весьма часто маги вырезали тексты заговоров на краях ступы, чтобы всегда были под рукой.
Уровень дисгармонии (0): ступа поднимается в воздух и летает, но через 1-6 минут напрочь теряет устойчивость, начиная беспорядочно вращаться по всем трем осям координат.

Полезные советы :
Для придир: максимальное ускорение полета в метрах в секунду за секунду вычисляется по простой формуле: подъемная сила используемой метлы, деленная на полный взлетный вес ступы, умножается на 5.
Для лихачей: соприкосновение ступы с землей при большой горизонтальной скорости преобразует поступательное движение в кувыркательное.
Пригодность ступы к использованию определяется по тому, может ли она теоретически удержать внутри себя воду (два-три пулевых отверстия не в счет).

В любом сельской раньше в домашнем в обиходе
использовалась ступа. Сельский мужик обладающий плотницкими навыками
изготавливал ступу своими руками.

Сегодня уже мало кто сможет досконально объяснить вам как работает ступа а тем более наглядно показать на примере. Для этого ступу нужно еще найти. А мы сейчас на примере этой статьи попробуем вам объяснить что такое ступа, и как без нее раньше не могла прожить не одна хата. Ступа - кормилица в любой сельской хате. Не видать раньше каши без ступы. Ступой пользовался каждый от мала до велика.
Ступа как и другие предметы домашнего обихода обладала чудодейственной силой, была заступницей
в хате, ею пользовались при обрядах. Со ступой часто сравнивали большую неповоротливую бабу.

Толочь воду в ступе - действительно бестолковая работа.

О дураках: Заставь его в ступе толочь так он и дно проломит;
Дурака хоть в ступе толки. Сегодня с появлением социальных сетей часто уже вспоминают ступу с более современном выражении. Например, толочь словесную шелуху в виртуальной ступе. Это означает бесполезную переписку в социальной сети.

Для изготовления ступы, использовалось полено крепкого дерева березы иногда дуба, в основном это нижняя часть ствола без сучков.
Внутри полена выдалбливали конусом
углубление глубиной 60-70 сантиметров. И это обязательное условие, ступа
должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей.

К ступе изготавливали пест, из отрезка крепкого дерева.
Нижняя часть песта, была такого же диаметра, как и дно углубления в ступе.
Ни в одной сельской хате нельзя было сварить каши без ступы.
Чтобы зерно гречихи очистить от шелухи, нужна ступа, чтобы
из проса получилось пшено, нужна ступа, чтоб очистить овес от шелухи как же без ступы? В ступу засыпали зерно, и толкли пестом. К этой работе приучали с детских лет. Для взрослого не удобно было пользоваться ступой, поскольку
она была высотой ниже стола, и нужно было сгибаться. А для подростков,
деревенских девчонок в самый раз.

Ранней весной в заканчивалось мясо, и в основном ели кашу. Толочь зерно в ступе процесс нудный, однообразный и требует терпения.
Начинать нужно медленно постепенно, чтобы не разбросать зерно вокруг ступы.
Когда в ступе начинает появляться шелуха, пестом можно начинать ударять посильнее.
В процессе, извлекали пест из ступы и рукой проверяли сколько зерен в шелухе сколько очищенных. Нельзя было например натолочь зерна
на всю неделю. Это был каждодневный труд, приготовление себе пропитания. Очищенное зерно на 95 процентов высыпали из ступы в ведро. Ступу переворачивали вверх дном, и пест ставили в угол. Брали ведро с зерном, и
выходили во двор.
На землю стелилась какая либо ткань, и веяли зерно от шелухи
на ветру. Чистую крупу собирали в посуду, промывали водой. А в доме уже в печи грелось коровье молоко.
В кипящий чугунок с молоком засыпали крупу и валили. Потом еще немного томили в печи.
И получалась каша сладкой и вкусной даже без добавления сахара. Поскольку домашнее молоко содержит все необходимые элементы.
И я вас уверяю что каша, что в то время что в это приготовленная таким способом, гораздо вкуснее, чем просто из купленного в магазине пшена и молока.

Картина толочь зерно в ступе


В голодные годы, в некоторых святогоровских дворах еще были в хатах ступы.
Картофельные очистки, гнилую картошку, свеклу резали кусочками и сушили.
Затем все смешивали и толкли в ступе.
Полученную муку разбавляли водой и пекли очень вкусные лепешки! Те кто пережил голод со слезами вспоминают то время.
Сегодня многие хозяйки применяют маленькие ступки с пестиком, в домашнем хозяйстве. Но это всего лишь небольшая память о той большой ступе, в сельской хате которая кормила целую семью.