Носковые прыжки. Как сделать аксель в фигурном катании Аксель прыжок в фигурном катании

Впервые исполнившего его в 1913 году . В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный, двойной, тройной и четверной лутц. Лутц является вторым по сложности после акселя .

История

Мужчины стали выполнять двойной лутц в 1920-е годы, а на чемпионате мира 1962 канадец Дональд Джексон впервые исполнил тройной лутц, судьи поставили ему семь оценок 6,0 и он стал чемпионом мира. Вторым исполнителем тройного лутца стал фигурист из ГДР Ян Хоффман только в 1974, спустя 12 лет, и он также стал чемпионом мира. Первый тройной лутц в каскаде с другим тройным прыжком (тулупом) выполнил в 1984 Александр Фадеев . Тройной лутц в каскаде в короткой программе среди лучших одиночников выполнялся в конце 1970-х и до 1987, когда лидеры стали делать тройной аксель.

Женщины стали выполнять лутц в 1930-е годы. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 знаменитая швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц, первой среди женщин получив за технику оценку 6,0. Затем ей удалось повторить этот прыжок только на чемпионате мира 1981, где она стала чемпионкой. На чемпионатах мира 1983 и 1984 тройной лутц смогла выполнить Кей Томсон из Канады (Kay Thomson). И только в 1988 на Олимпиаде его выполнили канадка Элизабет Мэнли и японка Мидори Ито . На чемпионате мира 1989 француженка Сурия Бонали впервые выполнила тройной лутц в каскаде с другим тройным прыжком (тулупом). На финале Гран-При (2000) российская фигуристка Ирина Слуцкая впервые выполнила тройной лутц в каскаде с тройным риттбергером , за что получила оценку 6,0 за технику. Тройной лутц в каскаде в короткой программе среди лучших одиночниц выполнялся с начала 1990-х.

Ещё в 1998 году в чемпионате США Майкл Вайс мог покорить четверной лутц - видеоповтор засвидетельствовал приземление на две ноги. В том же году Вайс попробовал исполнить его на Олимпиаде-98 , но упал. В Евгений Плющенко упал на выезде. Первый признанный ИСУ четверной лутц исполнил 16 сентября 2011 года на секционном турнире в США

Если в детстве мы все задавались вопросом, почему самый известный в народе прыжок в фигурном катании назван в честь такого элемента нашего гардероба, как тулуп, то по мере взросления все эти тулупы и аксели настолько плотно вошли в жизнь любителя спорта, что мы продолжаем называть их правильными именами, даже не задумываясь о происхождении этих названий. Однако, каждое из них имеет свою историю.

Для начала же отметим, что в современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы, по три в каждой. Реберные прыжки названы так, потому что для их исполнения фигурист отталкивается ото льда ребром своего конька. К ним относятся такие прыжки, как сальхов, риттбергер и аксель. К носковым, или зубцовым прыжкам, для исполнения которых необходимо отталкиваться носком, на котором расположены специальные зубцы, относятся флип, лутц и полюбившийся нам тулуп.

Тулуп

С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».

Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной тулуп. Тройной же тулуп, который можно чаще всего видеть в исполнении фигуристов в современном спорте, впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц . Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил. Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Премьера отложилась еще на пять лет - до 1988 года, когда на чемпионате мира блеснул канадский фигурист Курт Браунинг . Но и он допустил помарки. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов .

Женщинам пока покорился лишь прыжок в три оборота, хотя попытки исполнить четверной тулуп предпринимались и представительницами прекрасной половины человечества. Первой это в 1991 году сделала темнокожая фигуристка из Франции Скурия Бонали - неудачно. С тех пор чисто исполнить четверной тулуп девушкам так и не удалось. Есть информация, что на тренировках прыжок иногда поддается японской спортсменке Микки Андо , но, одно дело исполнить его на тренировке, и сосем другое - на соревнованиях. Возможно она попробует рискнуть на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Сам же тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

Флип

Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка - также калька с английского слова flip, что в переводе означает щелчок - характерный звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип. В хрониках не сохранилась фамилия человека, первым исполнившего тройной флип, но произошло это в середине 70-х годов прошлого столетия. Девушки начали исполнять флип в три оборота не раньше начала 80-х годов. Флип в четыре оборота пока не покорился никому. Японец Дайсукэ Тахакаси пробовал исполнить его несколько раз, в том числе и на чемпионате мира 2010 года, но чисто это сделать у представителя страны восходящего солнца не получалось ни разу.

Лутц

Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании - лутц. В отличие от предыдущих прыжков, он был назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца , впервые исполнившего его в 1913 году. Еще около десяти лет потребовалось фигуристам, чтобы научиться исполнять двойной Лутц. Тройной прыжок покорился мужчинам лишь в 1962 году. Первопроходцем был канадский фигурист Дональд Джексон , которому тройной лутц принес чемпионство. Интересно, что вторым тройной лутц исполнил немецкий спортсмен Ян Хоффман лишь 12 лет спустя - в 1974 году. Попытки исполнить четверной лутц начались еще в 1998 году. На чемпионате США это сделал Майкл Вайс , но приземлился на две ноги. Упорный американец предпринял еще одну попытку на Олимпиаде того же года, но упал. Вторым спортсменом, рискнувшем выполнить лутц в четыре оборота, стал Евгений Плющенко в 2001 году - падение на выезде после прыжка. И наконец, лишь десять лет спустя, американец Брэндон Мроз чисто исполнил четверной лутц на международных соревнованиях.

Несмотря на то, что впервые лутц был исполнен в 1913 году, женщинам он покорился лишь в 30-е годы ХХ века. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц.

Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

Сальхов

Один из самых легких прыжков в фигурном катании - сальхов, реберный прыжок, первый в этом тесте. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова , впервые исполнившего его еще в 1909 году. Двойного прыжка пришлось ждать чуть более десяти лет, пока в середине 20-х годов ХХ века его не исполнил швед Йиллис Графстрем . Также рано, относительно остальных прыжков поддался человеку и сальхов в три оборота. Его первым исполнителем стал Ронни Робертсон , покорив публику на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года. И, наконец, четверной сальхов покорился мужчинам в 1998 году. Первым чисто его исполнил юный Тимоти Гейбл .

Интересно, что на заре фигурного катания судьи считали сальхов прыжком: не достойным настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен. Это они заметили, когда первой из девушек его исполнила американка Тереза Вельд на Олимпиаде 1920 года. Тем не менее, уже в 1936 году 15-летняя англичанка Сесилия Колледж исполнила сальхов в два оборота. Не сильно отстав от мужчин, уже в 1959 году тройной сальхов прыгала чехословацкая спортсменка Яна Мразкова . А в 2002 году на соревновании юниоров японка Микки Андо впервые среди девушек исполнила четверной сальхов, который пока так и остается единственным четверным сальховом в исполнении представительниц прекрасной половины человечества.

Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

Риттбергер

Общепринятое название этого прыжка - риттбергер, хотя в англоязычных странах до сих пор иногда называют его лупом - очередная калька с английского слова loop (петля).

Весь остальной мир же отдает должное человеку, впервые исполнившему этот прыжок на международных соревнованиях. Это сделал немецкий фигурист Вернер Риттбергер в далеком 1910 году. Это второй из трех реберных прыжков в фигурном катании, перечисленных в нашей статье. Информация об исполнении первых двойных прыжков затеряна в анналах истории, но наверняка у мужчин это произошло в 20-е, а у женщин - в 30-е годы ХХ века. Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 Дик Баттон , среди женщин — Габи Зайферт — дочь и ученица прославленного тренера Ютты Мюллер , на чемпионате Европы в 1968. Четверной риттбергер, несмотря на обещания юного Евгения Плющенко , пока никто исполнить не смог.

Если смотреть на технику исполнения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

Аксель

Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд. В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу. В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он - единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной.

Удивительно, но самый сложный прыжок одновременно является и самым старым. Он назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена , впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, исполнял он его на беговых коньках. Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года. Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года. Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев на чемпионате Европы 1981 года. Четверной аксель пока не покорился никому.

Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени - в 20-х годах ХХ века. Лишь в 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в1988 году. Это стало великим достижением и с тех пор лишь пять девушек смогли его повторить, хотя для мужчин, борющихся за победу в чемпионатах мира и Олимпийских играх, он считается обязательным элементом программы.

Сегодня спортсменами-профессионалами применяется целый арсенал прыжковых трюков, разделенных на две отдельные группы. Реберный получил свое название благодаря технике отталкивания ребром конька. К реберным прыжкам относится аксель, петля и сальхов.

Следующая группа - носковый прыжок в фигурном катании - требует отталкивания носком конька, на котором располагается ряд специальных зубцов. В данной группе прыжков спортсменами наиболее часто выполняются полюбившийся всем тулуп, лутц и флип.

Аксель

Аксель - прыжок в фигурном катании, который рассматривается фигуристами как наиболее сложный элемент в исполнения. Прыжок является единственным, выход на который осуществляется при движении вперед. Правильное выполнение акселя требует от фигуриста скольжения наружу и совершения выпада на правой ноге с разворотом вперед. Во время прыжка фигурист одновременно выбрасывает одну свободную ногу и слегка притормаживает другой.

Вращение в воздухе при выполнении акселя нуждается в быстрой перегруппировке, что обеспечивает гладкий упор на маховую ногу. Несмотря на отталкивание при разгоне вперед, спортсмен приземляется спиной к направлению движения. Поэтому данный прыжок в фигурном катании является уникальным элементом, где количество вращений вычисляется исключительно с половинами.

На протяжении длительного времени аксель считался мужским Лишь в середине прошлого века американка Кэрол Хейсс закрепила за собой титул первой женщины, которой покорился двойной аксель. Позже, в 1988 году, тройное вращение при выполнении элемента удалось японке Мидори Ито. С того времени достижение спортсменки на официальных соревнованиях удалось повторить лишь пяти девушкам. Впрочем, аксель для женщин не считается абсолютно обязательным элементом программы.

Сальхов

Наверное, для фигуриста-профессионала не существует более легкого прыжка по сравнению с сальховом. Этот одинарный реберный прыжок впервые исполнил Ульрих Сальхов в 1909 году. Через какое-то десятилетие спортсмены принялись демонстрировать двойные и тройные сальховы. Ну а четверной прыжок покорился юному фигуристу Тимоти Гейблу в 1998 году.

Если говорить о технике выполнения прыжка, то заключается она в следующем. Заход на вращение осуществляется дугой по направлению назад-внутрь. Параллельно с этим выполняется мах свободной ногой вокруг корпуса. Приземляется спортсмен на наружное ребро, после чего маховая нога опускается на площадку и продолжает движение.

Петля

Петля - реберный прыжок в фигурном катании, широко известный также как «луп». Впервые на международных соревнованиях элемент выполнен немецким фигуристом Вернером Риттербергером в далеком 1910 году.

Техника исполнения петли требует скольжения в направлении назад-наружу с опорой на правую ногу. При этом свободная нога заходит накрест по отношению к опорной, разворачивая корпус против часовой стрелки. Одновременно выполняется отталкивание с правой ноги.

Тулуп

Наиболее распространенный прыжок в фигурном катании называется тулуп. Именно с него многие спортсмены начинают знакомство с техническими элементами спортивной дисциплины. Впервые с единственным оборотом прыжок был выполнен в 1920 году американским спортсменом Брюсом Мейпом. Позже к сложности элемента были добавлены еще три вращения.

Сегодня фигуристы рассматривают тулуп как достаточно легкий прыжок в фигурном катании. Для технически верного выполнения элемента требуется отталкивание с носка левого конька, вращение назад и приземление на наружное ребро опорной ноги. Фигуристы, выполняющие прыжок в движении за часовой стрелкой, соответственно, меняют ногу для отталкивания и приземления.

Перекидной прыжок вполоборота

По сравнению с тулупом в три или четыре вращения перекидной прыжок в фигурном катании считается относительно несложным элементом. Выполняется он с подсечки по направлению против часовой стрелки. Далее осуществляется прокат на чуть согнутой в колене правой ноге. При движении на внешней поверхности лезвия конька с руками, разведенными во фронтальном направлении, происходит заход на прыжок.

Резко перемещая правую ногу впереди левой и распрямляя согнутое колено, можно выполнить довольно простое вращение вполоборота. При этом руки выступают в качестве выталкивающей силы.

Чтобы перекидной прыжок не сорвался, начиная с момента смены ног при отталкивании, нужно постараться зависнуть на мгновение в подвешенном состоянии. Полностью левая нога распрямляется лишь в прыжке.

Флип

Вторым по сложности элементом среди группы носковых прыжков в фигурном катании является флип. Свое название элемент получил благодаря характерному щелчку, который слышат спортсмены во время его исполнения. Тройной флип впервые выполнен в середине 70-х. К сожалению, четверной прыжок в фигурном катании пока так никому и не покорился.

Выполнение флипа требует захода по направлению назад, с упором на внутреннее ребро опорной ноги. Далее носок свободной ноги ударяется о площадку, после чего происходит отталкивание с вращением и выкат назад-наружу.

Лутц

Профессиональные фигуристы рассматривают лутц как самый сложный в техническом плане носковый прыжок. Впервые элемент был продемонстрирован австрийским спортсменом Алоизом Лутцом на международных соревнованиях в 1913 году. Потребовался какой-то десяток лет, чтобы фигуристы научились исполнять двойные и тройные лутцы. Примечательно, но четверной прыжок покорился американцу Брэндону Мрозу лишь век спустя после появления элемента в соревновательной практике.

Техника исполнения элемента заключается в прокате на левой ноге с упором носка свободной ноги в лед. Оборот происходит одновременно с касанием передней части конька площадки за счет резкого движения рук и туловища. Осуществляя несколько вращений по направлению против часовой стрелки, спортсмен опирается на правую ногу с выходом назад-наружу.

В итоге

Прыжки - наиболее захватывающий элемент фигурного катания. Именно вращение в полете составляет основную часть современной программы соревнований. Головокружительные прыжковые трюки не только заставляют аудиторию вскрикивать от страха, но и ощущать радость от всплеска адреналина.

Разобравшись в технике выполнения основных прыжковых элементов, спортсмен открывает для себя совершенно иную грань спортивной дисциплины, изменяет свое видение существующих программ и собственный взгляд на систему судейской оценки.

— это вид спорта, который характеризуется обязательным использованием различных элементов программы. Каждый фигурист должен уметь выполнять не только простейшие элементы, но и сложные. К ним и относят каскад лутц риттбергер. Прыжки обычно присутствуют в программе любого спортсмена, а от уровня их сложности зависит сумма баллов начисляемых фигуристу. Что такое флип, тулуп, риттбергер, лутц и аксель в ? Рассмотрим это далее.

Для усложнения произвольной программы обычно используют те прыжки, что принесут больше баллов. Мужчины включают четверные прыжки, а женщинам проще выполнять тройные. Сила отталкивания, мах свободной ногой и опора влияют на высоту прыжка, а красивый выезд обеспечивает безошибочное владение техникой. Пары в применяют выбросы, от сложности которых зависит полученный балл и итоговая позиция в таблице.

Принято разделять их на две группы:

  • реберные, в этом случае отталкивание происходит от ребра опорного конька.
  • зубцовые или носковые, в данном случае толчок приходится на носок или зубец свободной ноги.

В каждой из этих групп есть три разновидности прыжков. Сальхов, аксель и риттбергер традиционно считаются реберными, а флип, тулуп и лутц — зубцовыми. Сальхов, аксель, тулуп, риттбергер, лутц, флип — как все различить?

Обычный зритель не всегда может правильно определить элемент, который выполняет фигурист. Особенно это касается каскада лутц риттбергер — одного из самых зрелищных и сложных программе. За четверные прыжки могут вычислить от 10 до 15 баллов. Но их трудно выполнить, оценка лутца — 13,6, — 12,0.

Поэтому начинающие фигуристы стремятся как можно быстрее освоить прыжки повышенной сложности.

За не докрученный до 180 градусов прыжок обычно начисляют 70% от оценки. А если не удалось выполнить прыжок, то элементы оцениваются на ступень ниже. Например, тройной могут посчитать двойным, и вместо 6 баллов спортсмен получит 2,1 как за двойной прыжок.

Какие из прыжков совместимы?

Выполнение второго прыжка из той же позиции, в которой было приземление после первого, подразумевается техникой выполнения каскада. Запрещены любые шаги или перегруппировки спортсмена. И риттбергер и тулуп являются стандартными элементами для выполнения .

Фигуристы могут выбрать сальхов или флип как второй прыжок. Однако после введения обновленной судейства эти каскады становятся невпечатляющими, так как баллы за них недостаточно высокие. Нестандартным считается выполнение лутца, сделанного в другую сторону. Однако это требует большого мастерства. Программа катания для одиночных фигуристов обязательно включает в себя каскад, состоящий из первого тройного и второго двойного прыжков.

Известный тренер Мишин А.Н. подразделяет каскады на два вида:

  • Первый — второй прыжок делается за счет остаточного кручения с первого. В качестве примера можно привести любой стандартный прыжок, например, лутц, а затем риттбергер.
  • Второй — это выполнение раздельно первого и второго прыжков, например, одноногого или сальхова.

Техника выполнения

Она состоит из 5 этапов:

  1. Заход — спортсмен разгоняется, разворачивается и набирает скорость.
  2. Амортизация — фигурист приседает на одну ногу, чтобы получить толчок.
  3. Толчок — он происходит при помощи опорной ноги для реберных прыжков, а в носковых при помощи свободной. Техника выполнения лутца предполагает не только участие корпуса, маха свободной ноги и крутизны линии захода, но и наклон внутри дуги выезда. Это необходимо для того, чтобы спортсмен после того, как прыгнул, не упал.
  4. Полет — для осуществления нескольких оборотов за короткое время спортсмену нужно сгруппироваться, а при посадке разгруппироваться надо очень быстро. В тройном прыжке фигурист обычно крутится вокруг своей оси неполных три оборота от 2,25 до 2,5 оборота, примерно половина круга уходит на отталкивания, а ещё четверть на приземление.
  5. Приземление — техника осуществления любого предполагает, что фигурист, использующий левое вращение, приземляется на носок конька правой ноги, а затем делает выезд на нижнем ребре.

В парном катании и одиночном

В парном фигурном спорте принято катать любые элементы в технике синхронного движения. Оба партнера должны одновременно сделать выбранный , чтобы не только у зрителей, но и у судей осталось впечатление сбалансированности. Техника должна быть похожей, если же есть разница, то следует скоординировать выезд. После выполнения любого прыжка позы спортсменов должны быть идентичными. Среди сильнейших фигуристов тройной сальховый и тулуп или двойной аксель пользуются популярностью, а сложные элементы в программах встречаются очень редко. В коротких же их нет.

Лутц выполняется для одиночников как заход, затем назад и справа, выход на наружном ребре левого конька на позицию по длинной дуге в обратном направлении. Так его можно распознавать среди других видов. Туловище вправо наружу развернуто и в другую сторону. Затем выполняется прыжок, и нужно опуститься на левую ногу, опереться на правый носок и закрутиться при помощи рук и корпуса. Кручение — против часовой стрелки. Приземление — на правую ногу, чтобы двигаться назад и наружу. Одна из распространенных ошибок в технике данного сложного прыжка считается переход на внутреннее ребро с внешнего, и как следствие флип, его также называют флутцем.

Как отличить

Техника выполнения риттбергера начинается со скольжения наружу на правой ноге назад для левых фигуристов, а незанятая левая нога находится накрест к правой. Корпус необходимо развернуть против часовой стрелки и сделать толчок с приземлением. Фигурист опускается на правую ногу и двигается наружу назад. Чтобы его правильно выполнить необходимо при помощи троек разогнаться, они помогут достичь правильной скорости.

В парном , находясь параллельно или последовательно друг друга. Это их особенность, а если предполагается наличие , то его выполняют из зеркального положения. Оба партнера должны прыгать в одинаковом направлении без перестановки, изменения дистанции или интервала между ними. Судьи оценивают расстояние, оно не должно превышать 1,5 м. Длительность полета должна быть равной, а приземление также одинаковым и одновременным. Обычно к судьям ближе находится партнерша. Чтобы правильно оценить положение, пара много тренируется, поэтому важно долго практиковать выполнение.

Как видно, различать виды прыжков можно, главное знать, в чем их отличия, особенности и техника выполнения. Конечно, в разгар соревнований можно не сразу отличить от риттбергера, а сальхов от флипа. Но при определенной тренировке можно научиться и даже видеть ошибки, неточности.

Лутц - прыжок в фигурном катании, названный в честь фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в далёком 1913-м году. В исходном перед толчком положении спортсмен скользит назад-наружу по пологой дуге. Затем он приседает на опорной ноге, свободной упирается зубцами в лёд и выполняет прыжок. Вращательное движение в прыжке лутц создаётся двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубца конька толчковой ноги. Попытки предварительной ротации на льду меняют саму суть прыжка, так как именно силовой его характер (долгое время тройной лутц считался чисто мужским прыжком) и большее (относительно других прыжков) реальное количество оборотов в воздухе определяют его высокую базовую стоимость.

Но, благодаря мягкому отношению судей к этому, правильная техника исполнения лутца постепенно становится раритетом. Всё больше спортсменов и тренеров осваивают современные технологии с отталкиванием с использованием ребра и преротацией. Начнём с примеров анти-лутца.

Отрыв с чистейшего внутреннего ребра, отталкивание ребром. Можно рассматривать это как неправильный сальхов с дополнительным отталкиванием второй ногой. Можно - как флутцбергер (флутц + риттбергер), так как отрыв осуществляется с ребра правой ноги с преротацией, как в риттбергере. Одно очевидно - это никакой не лутц, а непонятное нечто, заслуживающее отметки "е" в протоколах и максимальной сбавки (-3 за неправильное ребро и -2 за плохой отрыв, итого -3 без вариантов, несмотря ни на какие руки на макушке).

Преротейшн 180 градусов на лутце, где в норме он должен быть от практически 0 до 90 (самый максимум).

Далеко не всё ладно с лутцем и у действующего чемпиона мира среди мужчин. Всё тот же Чемпионат Европы этого года, ракурс не очень хороший, но видно, что ребро как минимум сомнительное (обязательна пометка "!" в протоколе):

Всё то же использование ребра при отталкивании:

И всё та же предварительная ротация, превышающая допустимую для данного прыжка:

Но если Хавьер прыгает только один тройной и выигрывает на благосклонности судей копейки (по меркам мужского катания), то новое поколение уже вовсю учит дорогие четверные лутцы по новым методикам. Безусловным "лидером" здесь является чемпион мира среди юниоров Винсент Чжоу с недочетверным флутцбергером. Старается не отставать и серебряный призёр - Дмитрий Алиев:

Да, с таким лутцбергером немудрено выучить лутсик в три с небольшим реальных оборота и выдавать его за четверной. Недаром его последний лутц в инстаграме мало кто признал за четверной.

Однако в целом российские одиночники делают лутц очень качественно. Отталкиваются зубцами, градусы не скрадывают. К таковым относятся, например, Александр Самарин, Максим Ковтун, а самым ярким образцом, пожалуй, является Михаил Коляда:

Зубцы в лёд - и в воздух! Преротация околонулевая, точнее вообще отсутствует, так как это уже детали техники исполнения, а преротейшн - это превышающая пределы умышленная кража части оборота. Неудивительно, что Михаилу пока не даётся четверной лутц - с его правильным исполнением прыжка ему обычно не достаёт 45+ градусов докрута, которые обладатели "читерной" техники давно легко бы спрятали в прер.

Точно так же образцово исполняет лутц Артур Дмитриев-младший.

В женском катании среди топовых фигуристок правильным лутцем обладает Елена Радионова - судя по всему, Инна Гончаренко в целом сильна в постановке техники прыжков. Неудивительно, что с пубертатом Елене пришлось подкачивать ноги под её силовое исполнение лутца, и всё равно она его порой немного недокручивает, порядка 45-60 градусов, из-за чего страдает качество выездов. Но это совершенно не значит, что она чем-то хуже читерящих юниорочек.

А самая высокая концентрация правильных лутцев, конечно, в группе Алексея Николаевича Мишина. Часто люди спрашивают, что же у них со всей Мишинской техникой не всё получается и они, бывает, уступают тем или иным соперникам/соперницам? Так настоящий лутц СЛОЖНЕЕ! Елизавета Нугуманова:

Зубцы в лёд - и в воздух! По классике. Преротация в пределах 60 градусов и таковой, собственно, и не является - обычное закручивание в прыжок. Но у Лизы пока ещё не хватает сил и порой вылезают недокруты, которые легко можно было бы спрятать в прер с техникой а-ля Дудаков-Тутберидзе.

Схожее исполнение у Елизаветы Туктамышевой, с той лишь разницей, что с мощью у неё всё в порядке и недокруты вылезают крайне-крайне редко. Когда пишут, что идеальная техника Туктамышевой миф только потому, что она не штампует по 7 тройных в каждой произвольной, это сразу выдаёт ничего не понимающего в фигурном катании человека. Техника - это не стабильная долбёжка прыжков (зачастую с большими преротейшенами), а правильное и качественное исполнение:

Каролина Костнер, хотя училась и не у Мишина, также является обладательницей настоящего лутца. И вообще всегда отличалась эталонным исполнением прыжков и скручиванием их в воздухе, отсутствием недопустимых преротейшенов.

Самое интересное, что, несмотря на прописанные в правилах кары за указанные в посте нарушения при исполнении лутца, на практике они не применяются. Даже на неправильные рёбра судьи нередко закрывают глаза, что совсем уж финиш. Про неправильный отрыв нечего и говорить. Таким образом, "читерный" лутц выгоднее со всех точек зрения: он менее энергозатратен (после него легче чисто доделать остальную часть программы), его легче сделать (меньше оборотов за счёт преротации), его реже срывают, он позволяет потенциальный недокрут спрятать в преротейшн. Более того - критерий "лёгкости исполнения" в гое (оценке за качество исполнения) на нём также легче получить: подпрыжка а-ля Мияхара, конечно, будет выглядеть сделанной без усилий на фоне настоящего, силового исполнения. Для лутца - такого, каким он должен быть - это даже анти-критерий, получается.

Эпичнейшая преротация Мияхары

Вывод из всего этого, конечно, не в том, что завтра же все бежим разучивать читерскую технику лутца. А в том, что фигурное катание вплотную подошло к необходимости изменений в правилах, поощряющих правильное, техничное исполнение. Про рёбра в них уже есть, надо только соблюдать, а добавить надо ещё про отталкивание, причём прямо в базовую стоимость прыжка - в виде поощрений правильного исполнения или же понижений за "читерское". Иначе волны новых фигуристов с неправильной техникой захлестнут фигурное катание, а спортсмены с правильной и дальше будут оставаться в невыгодном положении. А те же женские соревнования окончательно скатятся к тому, чья Федерация лучше накрутит оценки своей "Мияхаре" - еле отрывающейся ото льда и скрадывающей на нём обороты, зато стабильной-престабильной.

Каролина с Лизой поднимают тост за правильный лутц. Присоединяйтесь!