Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы. Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения Условия, благоприятные для развития зритель

Коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения зрения, я осуществляю в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем мире с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.

В процессе коррекционной работы осуществляется комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами учителя-логопеда, тифлопедагога, воспитателя и педагога-психолога в системе разнообразных занятий с детьми.

В коррекционной работе огромное значение придается логопедическому воздействию на специально организованных занятиях, которые проводятся дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. В соответствии с этим я комплектую логопедические подгруппы. Учитывая специфику работы с детьми, имеющими нарушения зрения, занятия с ними значительное время я провожу индивидуально.

Совместно с воспитателями и тифлопедагогом я определяю задачи, направленные на коррекцию речевых нарушений. Коррекционно-логопедические задачи по развитию речевой культуры решаются в игровой, учебной и трудовой деятельности, а также на музыкальных ритмических занятиях.

При организации логопедических занятий с детьми со зрительным дефектом особое внимание я обращаю на возможность использования имеющегося зрения: использую дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности, рельефные картинки, "волшебные мешочки" с набором игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов и предложений. Задания, по возможности, предлагаю выполнять в вертикальной плоскости.

Большое значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира я придаю природной наглядности.

Обязательным элементом занятий является игра, так как у детей с патологией зрения /до обучения/ предпосылки игровой деятельности формируются позже.

При планировании коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими первый уровень сформированности речи, я учитываю их хорошую речевую базу. Основное внимание обращаю на работу по совершенствованию фонетической стороны речи. Провожу упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания.

Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяю приемы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения и т.д., использую элементы занимательности.

При планировании логопедической работы с детьми, имеющими второй уровень сформированности речи, учитываю и сохраняю все разделы, применяемые для детей первой группы. Но при этом особое внимание обращаю на словарную работу, развитие фонематического анализа и синтеза.

В работе с детьми третьего и четвертого уровнями сформированности речи использую элементы, направленные на коррекцию предметно-практической, игровой и познавательной деятельности /по согласованию с тифлопедагогом и воспитателями/. Неотъемлемым является совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эту работу я увязываю с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основе ее лежит формирование углубленных представлений и реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе я строю развитие их речи.

Учитывая особенности детей этих групп, я обращаю основное внимание на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи.

В основе работы лежит формирование речевых стереотипов, накопление которых строится посредством вычленения обобщающих или контрастных признаков. Накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическим строем обеспечивают переход к составлению предложений по картинкам, по опорным словам, а также по представлениям, которые могут быть сформированы у детей об окружающем мире, по описанию своего опыта.

В системе логопедических занятий я отрабатываю наиболее слабые звенья речевой деятельности детей. Но моя совместная работа с воспитателями, тифлопедагогом и педагогом-психологом создает ту целостную систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения. На сформированной речевой основе возможен переход к работе, например, с детьми, имеющими третий и четвертый уровни сформированности речи, к воспитанию навыков автоматизированного звукопроизношения и к обучению операциям по фонематическому анализу и синтезу.

Дети с нарушением зрения и с третьим и четвертым уровнями сформированности речи, т.е. с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, более быстрая истощаемость нервной системы. Поэтому я объединяю таких детей в подгруппы по годам обучения, с учетом уровня речевого развития. Я провожу следующие виды занятий:

  • - занятия по формированию связной речи;
  • - занятия по формированию произношения / см. Приложение/.

Занятия я провожу в индивидуальной и подгрупповой форме.

С детьми старшей группы я провожу еженедельно три подгрупповых занятия /два лексико-грамматических и одно фонетическое/, с детьми подготовительной к школе группе - четыре занятия /два лексико-грамматических и два фонетических/.

Для активизации коррекции и развития речи детей с нарушением зрения я работаю в тесном контакте и взаимосвязи с родителями. Еженедельно в индивидуальные тетради я вношу задания для работы родителей с детьми в выходные дни в целях закрепления усвоенных навыков.

В первом периоде обучения я включаю в логопедическую работу следующие разделы:

  • - формирование навыков готовности к логопедическим занятиям /направленность внимания на логопеда, понимание инструкций логопеда, осуществление контроля за своей деятельностью, и умение играть с образными игрушками-персонажами совместно с логопедом, сначала по подражанию, а потом по словесному указанию, выполнять простейшие драматизированные действия/;
  • - исправление дефектов звукопроизношения /развитие движений артикуляционного аппарата для формирования артикуляционной базы для постановки нарушенных звуков, постановка звука, за крепление навыка произношения звука в слогах прямых, обратных, со стечением согласных, в словах, в предложениях/;
  • - развитие слухового внимания целенаправленное восприятие с помощью слуха, осознанное различение звуков, различение на слух звуков в окружающей действительности, воспроизведение звуков по подражанию/;
  • - развитие фонематического слуха /нахождение звука в словах, воспринятых на слух, нахождение звука в названиях предметов/
  • - развитие речевого дыхания /развитие длительного речевого выдоха и вдоха/;
  • - развитие голоса /развитие тембра и силы голоса/;
  • - развитие моторики /общей, мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия/,
  • - воспитание умения говорить правильно, внятно, отчетливо. Проговаривание поговорок, загадок, четверостиший;
  • - развитие смысловой стороны речи /соотнесение предмета и образа со словом/.
  • - исправление дефектов звукопроизношения /развитие движений артикуляционного аппарата, которое помогает сформировать у ребенка артикуляционную базу для постановки нарушенных звуков речи, постановка нарушенных звуков, закрепление звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, закрепление звуков в самостоятельной речи/.

Во втором периоде я включаю в работу следующие разделы:

  • - развитие общих речевых навыков /разучивание стихов, потешек, поговорок, скороговорок, обучение соблюдать интонацию, знакомство с ударением/;
  • - развитие фонематического восприятия и представления обучение /преобразованию одного слова в другое путем замены, добавления, усечения звуков/;
  • - развитие речевого слуха /обучение интонационному анализу и синтезу/;
  • - развитие фонематического слуха /обучение нахождению звука в слове, в названиях предметов по картинке, различение отдельных звуков, разных звуков/;
  • - развитие моторики /общей: проведение физкультминуток, речевых игр с движениями, хороводов, сюжетно-ролевых игр, мелкой: формирование навыков рисования, обучение различению признаков по фактуре/;
  • - развитие лексической стороны речи /ознакомление с новыми словами, конкретизация новых и имеющихся слов, предметное со отношение слова и образа предмета, формирование обобщающих функций слова, используя темы по развитию речи: семья, игрушки, части тела, времена года, овощи, фрукты, ягоды, домашние и дикие животные, одежда, посуда, мебель, насекомые и др./;
  • - развитие правильной грамматической речи /обучение ответам на вопросы полным предложением, работа над усвоением связи между словами в предложении, обучение ответам на вопросы по содержанию с использованием игры-драматизации, кукольных спектаклей/;
  • - совершенствование грамматического оформления речи /обучение употреблению в речи имен существительных в ед. и мн. числе родительном падеже, имен существительных в уменьшительно-ласкательной форме, обучение согласованию глаголов с именами существительными в лице и числе, образованию глаголов совершенного и несовершенного вида, согласованию имен существительных с именами числительными/;
  • - развитие пространственных отношений и представлений /обучение практическому употреблению предлогов: в, на, за, над, из-за, из-под, между и др./;
  • - формирование и развитие звукового анализа и синтеза /знакомство с терминами "звук", "слог", «слова", "предложение"/.

В течение третьего периода обучения я занимаюсь следующими разделами логопедической работы:

  • - исправление дефектов звукопроизношения /развитие подвижности артикуляционного аппарата, постановка звука, автоматизация навыка произношения звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, текстах, автоматизация навыка произношения звука в самостоятельной речи, дифференциация звуков/;
  • - развитие общих речевых навыков и речевого слуха /обучение соблюдению интонации в предложениях, соблюдению ударения, работа над модуляцией голоса/;
  • - развитие фонематического восприятия и представления /обучение употреблению слов двух- и трехсложной структуры/;
  • - развитие моторики /общей: проведение физкультминуток, хороводов, сюжетно-ролевых игр и т.д., мелкой: работа с мозаикой, карандашом, формирование графических навыков/;
  • - развитие лексической стороны речи /конкретизация имеющихся слов, пополнение словарного запаса, классификация названий предметов, подбор слов, характеризующих действия и признаки предметов/;
  • - развитие связной речи /обучение ответам на вопросы, умению давать простейшую оценку прочитанного, связному рассказыванию без отступления от содержания, изложению своих мыслей и событий в логической последовательности, устному изложению не большого текста с помощью логопеда/;
  • - совершенствование грамматического оформления речи /обучение сравнению и сопоставлению имен существительных ед. и мн. числа с окончаниями -и, -ы, -а, правильному употреблению личных окончаний глаголов ед. и мн. числа, умению подбирать имена существительные к притяжательным местоимениям/;
  • - развитие диалогической и монологической речи /учить отвечать и задавать вопросы друг другу, учить осознанно воспринимать материал, уметь находить связь между описываемыми фактами и явлениями, уметь выражать свое отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам, драматизировать тексты, сказки/;
  • - развивать навыки звукового анализа и синтеза, формирование и развитие фонематического слуха, обучение выделению звука на фоне слова, звука в начале слова, в конце слова, в середине слова, определению последовательности звуков в слове, количества звуков в слове, места звука в составе слова по отношению к другим звукам, обучение звуковому анализу и синтезу одно - сложных слов, делению слов на слоги, используя для слуховой опоры отхлопывание, для зрительной опоры схемы, в которых длинной полоской обозначаются слова, короткой - слоги, гласные звуки - красными квадратами, согласные звуки - синими, твердые, зелеными - мягкие, знакомство с буквами, конструирование букв.

Данная статья адресована учителям-логопедам, как помощь при работе с детьми с нарушением зрения. Раскрываются особенности зрительного восприятия данной категории детей, основные акценты и приоритеты направления работы, для достижения лучших результатов в преодолении речевых нарушений.

Нарушения речи и сопутствующие заболевания

В настоящее время отмечается неуклонный рост детей с речевыми проблемами. Доля детей с речевыми дефектами (дислалия, дизартрические растройства, заикание, нарушение лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия и др.) все больше увеличивается. Но часто бывает так, что у детей не всегда существует одна проблема – нарушение речи, но и другие.

Например: минимальное нарушение слуха, нарушение форм поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания), минимальное нарушение зрения, с косоглазием и амблиопией и др.

При прохождении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), где проводится комплексное обследование малыша, родители получают рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания ребенка. В зависимости от сложности заболевания, предлагается посещать то или иное дошкольное учреждение.

Коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение зрения

Часто в специализированный логопедический детский сад приходят дети с сопутствующими заболеваниями, в том числе и с нарушением зрения. Все специалисты дошкольного учреждения всесторонне изучают воспитанника и разрабатывают меры педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей, речевых нарушений.

Однако, организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы является учитель-логопед. Он определяет индивидуальный маршрут каждому ребенку, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения.

Когда в группу приходит ребенок с сопутствующим заболеванием, учитель-логопед учитывает в коррекционной работе особенности и возможности данного ребенка. Если в логопедической группе есть ребенок с нарушением зрения, то учителю-логопеду важно знать, что его зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящего ребенка по степени полноты, точности и скорости отображения.

Из–за нарушения зрения ребенок может видеть не основные, а второстепенные признаки объектов, в связи с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти. Часто взгляд ребенка скользит по поверхности предмета, останавливаясь лишь на том, что практически значимо для него, связано с его эмоциональными переживаниями.

Нередко ребенок не улавливает смыслоразличительных, цветовых и других признаков. В значительной степени страдает восприятие формы предметов и их пространственное расположение. Нарушение функций зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации. Затрудняет выполнение мыслительных операций анализа и синтеза, отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности.

Для формирования речи ребенку необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми и насыщенность предметно-практического опыта за счет стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический). Дети группы риска по зрению, которые могут посещать логопедический детский сад, как правило, имеют относительно небольшие дефекты: задержка в становлении бинокулярной фиксации, развитие косоглазия, а в дальнейшем и амблиопии, дефекты прослеживающих движений глаз, ограничение поля зрения, снижение остроты зрения.

Учителю-логопеду необходимо знать зрительный диагноз ребенка, регулярно беседовать с родителями об этапах лечения и рекомендациях офтальмолога.

Условия, благоприятные для развития зрительного восприятия

Особое внимание стоит обратить на создание в процессе коррекционно-педагогической деятельности условий, благоприятных для развития зрительного восприятия.

Большое значение имеет правильное и достаточное освещение помещени я, где находится ребенок.

Необходимо дозировать зрительную нагрузку : не более 10-20 минут. Во время занятий, через 10 минут постоянной зрительной нагрузки рекомендуется проводить зрительные или двигательные гимнастики.

Ребенок должен близко, желательно по центру, находится к наглядному демонстративному материалу и с разрешения педагога иметь возможность подходить и рассматривать его.

Как наглядный, так и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту (зрительную нагрузку и размер раздаточного материала уточняйте у офтальмолога).

Для ребенка с нарушением зрения учителем-логопедом можно адаптировать наглядные пособия . Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста ребенка и его зрительных возможностей. Материал должен быть хорошо видимый и соответствовать естественным размерам (заяц не может быть больше медведя). Основные информативные признаки, имеющие наиболее важное значение следует выделять и подчеркивать. В изображениях важно выделять сигнальные признаки (контур, цвет, штриховка, размер, пропорциональные отношения). Не используются ламинированные, блестящие пособия, так как восприятию мешает отражение света, блики.

Для детей со сходящемся косоглазием используются подставки для пособий, чтобы взгляд был вверх, и рекомендуются игры со взглядом вверх, а при расходящемся косоглазии пособия и игры находится должны в горизонтальном положении на столе, чтобы взгляд был направлен вниз и вблизи.

Зная особенности и потребности дошкольника с нарушением речи и зрения, учитель-логопед, совместно с другими педагогами- специалистами, родителями и медицинским персоналом может создать модель коррекционно-развивающей деятельности с учетом ведущих линий развития ребенка и предупредить вторичные отклонения в развитии его познавательной, эмоциональной и личностной сфер.

Известно, что ранняя психолого-педагогическая коррекция улучшает прогноз формирования личности и ее социализации.

Социально-бытовая

ориентировка

дошкольников

с нарушением зрения

(перспективное планирование

и конспекты специальных

коррекционных занятий)

Из опыта работы

ГОУ детский сад компенсирующего вида

№2245 СЗОУО г. Москвы

(для детей с нарушением зрения)

Редактор-составитель Е.Н. Подколзина

Москва 2007

УДК 376.1-056.262+373.2.035

С69 Социально-бытовая ориентировка дошкольников с на­рушением зрения (перспективное планирование и кон­спекты специальных коррекционных занятий) / Под ред. Е.Н. Подколзиной. - М.: Город Детства, 2007. - 256с.

ISВN 978-5-903428-02-1

Сборник составлен на основе материалов опытно-экспериментальной работы ГОУ детский сад компенсирующего вида №2245 (для детей с нарушением зрения) СЗОУО г. Москвы по теме «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения».

Показана теснейшая взаимосвязь коррекционно-педагогической работы тифлопедагогов и психолога по формированию социально-адаптивного поведения у дошкольников с нарушением зрения с обще­образовательным и воспитательным процессами, осуществляемыми в детском саду.

Книга рекомендована учителям-дефектологам (тифлопедагогам) и психологам дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, преподавателям и студентам дошкольных отделений дефектологических факультетов (по специальностям «Тифлопедагогика» и «Тифлопсихология»).

УДК 376.1-056.262+373.2.035

ББК 74.3

© «Город Детства», 2007

© Оформление. «Город Детства», 2007

ISВN 978-5-903428-02-1

Предисловие........................................................................................................................................4

Подколзина Е.Н. Социализация дошкольников с патологией зрения в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида..................................................................7

социально-бытовой ориентировки дошкольников

с нарушением зрения

Меркулова Н.П. Перспективное планирование специальных коррекцион-ных занятий по социально-бытовой ориентировке (младшая группа)................................................................... 15

Меркулова Н.П. Конспекты специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (младшая группа).......................................................................................................29

Кузнецова О.А. Перспективное планирование специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (средняя группа).......................................... .......................52

Кузнецова О.А. Конспекты специальных коррекционных занятии по социально-бытовой ориентировке (средняя группа)........................................................................................................64

Тихонова Т.М., Уланова Т.В. Перспективное планирование специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (старшая группа)..................................................82

Тихонова Т.М., Уланова Т.В. Конспекты специальных коррекцион­ных занятий по социально-бытовой ориентировке (старшая группа)..................................................................................... 104

Гузенко В.П., Максименко Т.Е. Перспективное планирование специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (подготовительная группа)................................150

Гузенко В.П., Максименко Т.Е. Конспекты специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (подготовительная группа)......................................................................169

Литература.......................................................................................................................................212

Материалы опытно-экспериментальной работы по проблеме

социальной адаптации детей с нарушением зрения

старшего дошкольного возраста

Костенко С.И. Перспективное планирование коррекционной работы по социально-психологическому развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста........................................................................................................................................... 215

Костенко С.И. Конспекты занятий педагога-психолога (старший дошкольный возраст)............................................................................................................................................223

Литература......................................................................................................................................252

Предисловие

ГОУ детский сад компенсирующего вида № 2245 для детей с нарушением зрения (заведующая - Торгова Наталья Юрьевна, старший воспитатель по коррекционной работе - Тихонова Татьяна Михайловна, старший воспитатель - Махонькова Галина Вла­димировна) с сентября 2004 г. является опытно-эксперимен­тальной площадкой СЗОУО г.Москвы. Научное руководство опытно-экспериментальной работой по теме «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения» осуществляет старший научный сотрудник ГНУ «ИКП РАО», кандидат педаго­гических наук Подколзина Елена Николаевна.

В течение ряда лет учителя-дефектологи (тифлопедагоги) разрабатывали и апробировали перспективное планирование и содержание специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для всех возрастных групп (младшая, сред­няя, старшая, подготовительная) - в соответствии с коррекционной программой по социально-бытовой ориентировке (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И.Плаксиной. -М.: Экзамен, 2003).

При определении содержания занятий использовались сов­ременные общие методики (см. список литературы), модифи­цированные и адаптированные педагогами применительно к тре­бованиям коррекционного обучения дошкольников с патологией зрения.

Открывает сборник статья Подколзиной Е.Н. «Социали­зация дошкольников с нарушением зрения в условиях образо­вательного учреждения компенсирующего вида».

Обращается внимание на особую значимость специальных коррекционных занятий ти- флопедагога по социально-бытовой ориентировке в решении задач социализации дошкольников с нарушением зрения.

Материалы опытно-экспериментальной работы по проблеме социально-бытовой ориентировки, включающие работы учителей-дефектологов (тифлопедагогов), расположены по возрастным группам. Так, результаты своей опытно-экспери­ментальной работы представили учителя-дефектологи (тифло­педагоги) Меркулова Н. П. (младшая группа), Кузнецова О.А. (средняя группа), Тихонова Т.М. и Уланова Т.В. (старшая группа). Гузенко В.П. и Максименко Т.Е. (подготовительная группа).

Разработанное тифлопедагогами перспективное планиро­вание полностью охватывает учебный год каждой возрастной груп­пы. Приведенные конспекты занятий отражают некоторые этапы обучения социально-бытовой ориентировке дошкольников с нарушением зрения данного возраста. Перед каждым конспектом указано, в каком месяце проводится это занятие и его номер в соот­ветствии с перспективным планом. Обращаем внимание тифло­педагогов на то, что физкультминутка проводится только в тех занятиях (и это выделено в конспектах), где дети выполняют задания, связанные с повышенной зрительной и умственной нагрузкой. Многие занятия включают в себя элементы двига­тельной активности детей, поэтому нет необходимости проводить еще и физкультминутки. Причем, в одних конспектах просто обозначена необходимость физкультминутки (проведение физ­культминутки), в других - эти физкультминутки описаны.

Следует отметить, что в материале сборника отражена вза­имосвязь и преемственность коррекционно-педагогической ра­боты, осуществляемой учителями-дефектологами (тифлопе­дагогами) и воспитателями. Так, в каждом конспекте специально­го коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке есть разделы «Предварительная работа» и «Рекомендации вос­питателям», в которых обозначены мероприятия, проводимые

воспитателями по заданиям тифлопедагога. Такая организация коррекционно-педагогической работы позволяет создавать мак­симально благоприятные условия для овладения дошкольниками с нарушением зрения социально-бытовой ориентировкой, для закрепления, совершенствования формируемых у них навыков и постепенного включения детей в самостоятельную деятельность.

В данном сборнике представлены также материалы опытно-экспериментальной работы педагога-психолога ГОУ №2245 Костенко С.И. по проблеме социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения. При их разработке автором были учтены особенности психоэмоционального напряжения у дошкольников с нарушением зрения.

Костенко С.И. предлагает решение таких важнейших для полноценного психического развития детей с нарушением зрения проблем, как «Формирование социального доверия», «Развитие социальных эмоций», «Обучение самостоятельно решать свои проблемы».

Перспективное планирование (с октября по май) коррекци-онной работы по социально-психологическому развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста сопровож­дается конспектами занятий педагога-психолога (их 13).

Предлагаемый в данном сборнике материал может быть по­лезен как начинающим тифлопедагогам и педагогам-психологам, так и тем, у кого уже есть опыт работы с дошкольниками, имею­щими патологию зрения. Необходимо отметить, что возможность пользоваться разработанными педагогами ГОУ детский сад ком­пенсирующего вида №2245 (для детей с нарушением зрения) перспективными планами и конспектами занятий позволит зна­чительно лучше организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми, помочь им в полной мере овладеть навыками по социально-адаптивного поведения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно:

  • пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,
  • временные ограничения,
  • упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.
  • На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
  • Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
  • Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
  • Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
  • Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
  • На занятии использовать наглядный материал:
    • реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни;
    • игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета;
    • изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
    • демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
    • размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
    • размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Педиатры информируют о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Мне близка эта проблема, так как я работаю в МБДОУ д/с 54 г. Белгорода. В нашем учреждении функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.

Поэтому на первый план в ДОУ выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп. Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

1. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.

Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

2. В отдельную группу я выделила упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)

Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур».

Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

5. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

6. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.

7. Упражнение со стереотренером.

Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

8. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

9 . Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Тренажер «Бабочка»

Тренажер «Бабочки»

Тренажер «Маршруты глаз»

Методика:

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

Это схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.

1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

10. Метка на стекле (По Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

  • У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
  • Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Литература:

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.

3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7. Л.И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.