Инструкция по охране труда при выполнении ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов. Должностная инструкция электромонтера по ремонту и обслуживанию Руководство по эксплуатации ремонту техническому обслуживания автомобилей

Должностная инструкция электромонтера по ремонту и обслуживанию регулирует трудовые взаимоотношения. Она определяет порядок подчинения сотрудника, назначения и увольнения его с должности. Документ содержит требования к образованию, знаниям, умениям работника, список его прав, функциональных обязанностей, видов ответственности.

Образец типовой должностной инструкции электромонтера по ремонту и обслуживанию

І. Общие положения

1. Электромонтер по ремонту и обслуживанию принадлежит к категории рабочих.

2. Электромонтер по ремонту и обслуживанию непосредственно подчиняется главному энергетику.

3. На должность электромонтера по ремонту и обслуживанию назначается лицо, имеющее среднее специальное образование по профилю деятельности и опыт работы на аналогичной должности не менее одного года.

4. Назначение и освобождение от должности электромонтера по ремонту и обслуживанию производится приказом директора организации по представлению отдела кадров/непосредственного начальника.

5. Электромонтер должен знать:

  • основы электроники, электро-, радиотехники;
  • устройство электрических машин, агрегатов, средств измерения;
  • технические характеристики, устройство, принцип работы приборов, оборудования;
  • положения руководящих документов организации, определяющих деятельность электромонтера;
  • правила обслуживания электронных устройств;
  • правила, способы установления работоспособности электрических машин, механизмов, электроаппаратов, приборов;
  • схемы автоматического управления, способы их ремонта, обслуживания;
  • правила обращения с электротехническими материалами;
  • способы комплексных испытаний электроустановок, электроаппаратов, приборов;
  • нормативы, методы ремонта, монтажа кабельных сетей во взрыво-, пожароопасных условиях;
  • правила составления электрических схем и иной технической документации на электрооборудование;
  • принцип действия автоматических защит;
  • электрические схемы коммутации распределительного оборудования;
  • признаки повреждений электротехнического оборудования и методы их устранения;
  • допустимые нагрузки на трансформаторы, электродвигатели, электропроводящие линии различных сечений;
  • нормы использования запасных частей, материалов;
  • нормы, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной защиты;
  • организацию и технологию производства электромонтажных работ;
  • основы трудового права РФ;
  • правила внутреннего трудового распорядка.

6. В период отсутствия электромонтера по ремонту и обслуживанию его права, функциональные обязанности, ответственность возлагаются на иное должностное лицо, назначенное в установленном порядке.

7. Электромонтер по ремонту и обслуживанию руководствуется в своей деятельности:

  • данной должностной инструкцией;
  • приказами, распоряжениями руководства;
  • руководящими, нормативными актами организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • распоряжениями непосредственного начальника;
  • законодательством РФ;
  • Уставом организации.

ІІ. Должностные обязанности электромонтера по ремонту и обслуживанию

Электромонтер по ремонту и обслуживанию выполняет следующие должностные обязанности:

1. Следит за исправной, безаварийной работой и правильной эксплуатацией обслуживаемого оборудования.

2. Своевременно производит следующие работы:

  • наладку, ремонт и регулирование ответственных, экспериментальных электрических участков технологического оборудования, коммуникаций автоматических линий;
  • разборку, ремонт, сборку, установку высоковольтного электрического оборудования различных типов напряжением более 15 кВ;
  • обслуживание, наладку и регулирование электронных приборов;
  • наладку, обслуживание сварочных аппаратов различных типов конструкции, импульсных, ультразвуковых, электронных установок, дистанционных защит систем автоматического включения резерва, оборудования с использованием полупроводниковой элементной базы;
  • ремонт, монтаж и демонтаж кабельных линий в специальных трубопроводах, заполненных маслом, газом под давлением;
  • проверку классов точности средств измерительной техники;
  • ремонт эпоксидных концевых разделок в высоковольтных сетях, монтаж соединительных муфт между медными, алюминиевыми проводниками;
  • подготовку электрооборудования к сдаче в эксплуатацию;
  • испытания электро-, двигателей, аппаратов, трансформаторов после капитального ремонта.

4. Инструктирует сотрудников, эксплуатирующих электрооборудование, о способах предупреждения производственных травм.

5. Изучает режимы работы оборудования, устанавливает причины повышенного износа, принимает меры по их предупреждению, ликвидации.

6. Изучает, реализует передовые способы ремонта, технического обслуживания, монтажа по закрепленному типу оборудования.

7. Участвует в устранении неисправностей оборудования, монтаже, настройке, электротехнических испытаниях.

8. Размещает, подготавливает заявки на запасные части, материалы, инструмент. Обеспечивает их бережное, рациональное использование.

9. Ремонтирует, регулирует сложные, ответственные, экспериментальные электрические аппараты, приборы.

10. Участвует в подготовке мероприятий по повышению качества работы, надежности закрепленных технических устройств, в модернизации электрического оборудования.

11. Осуществляет комплексные испытания электро-, аппаратов, двигателей и трансформаторов после капитального ремонта.

12. Подготавливает электрооборудование к передаче в эксплуатацию.

ІІІ. Права

Электромонтер по ремонту и обслуживанию имеет право:

1. Действовать самостоятельно, в пределах своей компетенции.

2. Совершенствовать свою квалификацию, участвовать в обучающих мероприятиях.

3. Обращаться к консультантам по вопросам, выходящим за рамки компетенции электромонтера по ремонту и обслуживанию.

5. Взаимодействовать по служебным вопросам с подразделениями организации.

6. Получать информацию о решениях, относящихся к собственной работе.

7. Требовать от руководства организации формирования нормальных условий для выполнения обязанностей, обеспечения безопасности.

8. Сообщать руководству о выявленных недостатках в деятельности организации, направлять предложения по их ликвидации.

9. Не приступать к выполнению своих полномочий при появлении опасности для здоровья, жизни.

ІV. Ответственность

Электромонтер по ремонту и обслуживанию несет ответственность за:

1. Качество выполнения должностных обязанностей.

2. Нарушение правил техники безопасности.

4. Достоверность предоставленных сведений о работе оборудования.

5. Нарушение положений руководящих документов организации.

6. Результаты принятых решений, самостоятельных действий.

7. Нарушение правил трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, норм противопожарной защиты.

8. Нанесение ущерба организации, ее сотрудникам, государству.

9. Ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.

Настоящая инструкция по охране труда разработана для безопасного выполнения ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда и проведению безопасной работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов.
1.2. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов допускаются лица старше 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке.
1.3. При производстве ремонтных работ необходимо соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
1.4. Наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:
— узлы и детали автотранспорта (в процессе ремонта возможно падение вывешенного транспортного средства или снимаемые с него узлы и детали);
— гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием без прохождения обучения и инструктажа;
электрический ток;
— недостаточная освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата.
1.5. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
1.6. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты необходимо сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду, спецобувь; осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
2.2. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
— гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
— напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
— электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.3. Пол на рабочем месте должен быть сухим и чистым.
2.4. Переносной светильник должен иметь защитную сетку, исправный шнур и изоляционную резиновую трубку. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все виды технического обслуживания и ремонта транспортного средства на территории нефтебаз выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах.
3.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
3.3. После постановки транспортного средства на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможено ли оно стояночным тормозом, выключено ли зажигание, установлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение, подложены ли специальные противооткатные упоры не менее двух под колеса. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди!».
3.4. После подъема транспортного средства гидравлическим подъемником необходимо зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.
3.5. Ремонт транспортного средства снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
3.6. Для безопасного перехода через смотровую канаву, а также для работы спереди и сзади транспортного средства пользоваться переходными мостиками, а для спуска в смотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами.
3.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
3.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработанных газов.
3.9. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и что под транспортным средством и вблизи вращающихся частей нет людей. Осмотр транспортного средства снизу производить только при неработающем двигателе.
3.10. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
3.11. Снимать двигатель с транспортного средства и устанавливать на него только тогда, когда транспортное средство находится на колесах или на специальных подставках.
3.12. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть транспортного средства или прицепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры в количестве не менее двух.
3.13. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.д. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смазать керосином или специальными жидкостями.
3.14. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
3.15. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса путем поднятия передней или задней части с последующей установкой рамы на козелки.
3.16. Для проведения работ под поднятым кузовом самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма предварительно освободить кузов от груза и обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
3.17. Перед ремонтом цистерны для перевозки нефтепродуктов полностью очистить ее от остатков нефтепродукта.
3.18. Ремонт топливных баков производить после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.
3.19. Удалять разлитое масло или топливо следует с помощью песка или опилок, которые после использования необходимо ссыпать в специальные металлические ящики с крышками.
3.20. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещетками или шарнирной головкой.
3.21. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.22. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.23. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки необходимо с помощью специальных приспособлений.
3.24. Снятые с транспортного средства узлы и агрегаты необходимо помещать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
3.25. При работе на сверлильных станках следует устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
3.26. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
3.27. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
3.28. Подключать электроинструмент к сети следует только при наличии исправного штепсельного разъема.
3.29. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе необходимо отсоединять электроинструмент от сети.
3.30. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали необходимо щеткой-сметкой или металлическим крючком.
3.31. Запрещается:
— выполнять работы под транспортным средством или агрегатом, вывешенном только на подъемном механизме без подставки козелков или других страхующих устройств;
— поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т.п.;
— работать под поднятым кузовом самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— выполнять какие-либо работы на баллонах, находящихся под давлением;
— переносить электроинструмент держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или себя;
— хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— мыть агрегаты, узлы и детали, и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
— применять приставные лестницы;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— использовать гайки и болты со смятыми гранями;
— держать мелкие детали при их сверлении;
— устанавливать прокладки между звеном ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении аварийных ситуаций (возгорание, пожар) необходимо:
— остановить выполнение работ;
— сообщить руководителю работ.
4.2. При тушении пожара необходимо помнить:
— песок применяют при тушении небольших очагов горения твердых и жидких веществ;
— асбестовое полотно, брезент, кошму применяют для тушения небольших горящих поверхностей и одежды на человеке.
4.3. При невозможности своими силами ликвидировать очаг возгорания – воспользоваться системой оповещения людей о пожаре и вызвать пожарную бригаду по телефону 101.
4.4. При получении травм или внезапном заболевании сотрудников немедленно организовать первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
5.3. Если транспортное средство остается на специальных подставках, проверить надежность его установки. Запрещается оставлять транспортное средство, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.5. Вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.
5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы информировать непосредственного руководителя.

Книги были, есть и остаются актуальными подарками. Они по-прежнему востребованы, даже несмотря на наличие современных технологий и огромного количества электронных изданий. Тематические книги (например, инструкции по эксплуатации автомобилей) также весьма популярны, и спрос на них стабилен. Почему?

Все очень просто. Любой автовладелец хочет, чтобы с ним в дороге всегда было руководство или инструкция. Да и как еще узнать обо всех возможностях и особенностях «железного коня», как не из инструкции по эксплуатации автомобиля? Растущий спрос на подобную литературу позволяет нашему интернет-магазину постоянно пополнять свою книжную витрину. У нас на сайте Вы можете найти широкий ассортимент руководств, которые касаются эксплуатации автомобиля, его технического обслуживания и ремонта.

На рынке появляются свежие издания, которые сопровождают новинки автомобильного мира. Но и старые руководства не теряют своей актуальности. Разумеется, для того чтобы «железный друг» всегда был на ходу, владельцу часто приходится прибегать к инструкции по эксплуатации автомобиля, где он может почерпнуть необходимые знания и некоторые полезные советы по ремонту.

Оформить покупку руководства в нашем интернет-магазине можно в считаные минуты. В течение недели инструкция по эксплуатации автомобиля будет привезена Вам. Если Вас интересует особенное издание по эксплуатации какой-либо модели, доставка может занять больше времени.

В современных книгах по ремонту авто есть все, что необходимо: понятные и грамотные тексты сопровождаются иллюстрациями и схемами. В нашем интернет-магазине продается литература по эксплуатации автомобилей, которая прекрасно подходит как для новичков, так и для опытных водителей. С такой подсказкой можно самостоятельно провести несложный ремонт любого автомобиля.

Гиды по ремонту машин могут издаваться несколько раз. На это следует обратить внимание перед покупкой. Обычно переиздаются те книги, которые пользуются популярностью. Литература по ремонту может быть как переводом оригинала, так и отечественным изданием. Все материалы по ремонту удобно расположены на страницах. Если Вы все еще теряетесь в сомнениях и не знаете, что подарить автолюбителю, гид по ремонту поможет Вам решить эту проблему.

ПРОЕКТЫ ГРУППЫ КОМПАНИЙ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Инструкция
по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства
подвижных железных дорог

Глава
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

УТВЕРЖДЕНА:
Совет по железнодорожному транспорту
Государств-участников Содружества
(протокол от 20-21 октября 2010г.)

Введена в действие
распоряжением ОАО "РЖД"

2.1. Автосцепка
2.1.
2.2. Поглощающие аппараты
2.3. Тяговые хомуты
2.4. Клин, валик тягового хомута, упорная плита, передние и задние упоры, поддерживающая планка
2.5. Детали центрирующего прибора
2.6. Расцепной привод
2.7. Клеймение и окраска отремонтированных и проверенных узлов и деталей автосцепного устройства
2.8. Установка автосцепного устройства
3. Наружный осмотр
4. Проверка автосцепного устройства при техническом обслуживании вагонов и локомотивов
5. Срок гарантии автосцепного устройства

Приложение 1:
Примерный перечень оборудования и рекомендуемой технологической оснастки КПА и отделений автосцепки
Приложение 2:
Шаблоны (калибры) или другие средства измерения, применяемые при ремонте и осмотре автосцепного устройства
Приложение 3:
Перечень дефектов, при наличии которых детали автосцепного устройства не допускаются к ремонту и подлежат сдаче в металлолом
Приложение 4:
Образец бланка донесения о саморасцепе поезда
Приложение 5:
Образец бланка донесения об обрыве тягового хомута в поезде
Приложение 6:
Образец бланка донесения об обрыве корпуса автосцепки в поезде
Приложение 7:
Сроки гарантии заводов-изготовителей на детали автосцепного устройства

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2010 г. N 2745р
О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ
ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОСЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

На основании распоряжения президента ОАО "РЖД" В.И. Якунина от 23 ноября 2010 г. N 2387р и в соответствии с "Приказом" Минтранса РФ от 18 ноября 2010 г. N 257 объявляется для руководства и исполнения с 1 января 2011 г. "Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог" (далее - Инструкция) (не приводится), утвержденная решением пятьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 20 - 21 октября 2010 г., п. 34.6):

1. Начальникам департаментов: вагонного хозяйства Лосеву Д.Н., пути и сооружений Киреевнину А.Б., пассажирских сообщений Верховых Г.В., и.о. начальника Дирекции тяги Мишину С.П., начальникам: Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов Бочкареву Н.А., Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Лубягову А.М., Центральной дирекции по ремонту пути Бунину А.И., начальникам железных дорог и региональных дирекций обеспечить выполнение требований Инструкции.

2. Директору проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства Соколовскому М.С. обеспечить тиражирование, рассылку на дороги, региональные дирекции и размещение Инструкции на сайте ОАО "РЖД".

3. Начальникам железных дорог, начальникам региональных дирекций:
3.1. Организовать изучение Инструкции причастными руководителями и специалистами.
3.2. Внести изменения и дополнения в нормативную и технологическую документацию.

4. Инструкцию по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации (ЦВ-ВНИИЖТ-494 от 16 сентября 1997 г.) с 1 января 2011 г. не применять.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В.ВОРОТИЛКИН

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Ремонт и проверка автосцепного устройства подвижного состава производятся в контрольных пунктах автосцепки (КПА) депо и отделениях по ремонту автосцепки вагоно- и локомотиворемонтных заводов, а также в специализированных подразделениях предприятий по ремонту подвижного состава любой формы собственности, имеющих аттестат установленной формы, выданный железнодорожной администрацией.

1.2 Размещение технологической оснастки в пунктах ремонта автосцепного устройства должно обеспечивать выполнение требований настоящей Инструкции, а также техники безопасности и промышленной санитарии.

1.3 Контрольные пункты автосцепки депо и отделения ремонтных заводов должны иметь необходимую технологическую оснастку, не менее двух комплектов проверочных шаблонов в соответствии с приложениями N 1 и N 2 настоящей Инструкции. Шаблоны должны соответствовать действующим техническим условиям, утвержденным владельцем инфраструктуры. Шаблоны проверяются на ремонтных предприятиях не реже одного раза в год с постановкой даты проверки согласно РД 32 ЦВ 088-2007 "Методические указания. Контроль комплекта шаблонов Т416.00.000 для проверки автосцепных устройств при ремонте".

1.4 Изменения норм, допусков и дополнения к требованиям настоящей Инструкции согласовываются и утверждаются в порядке аналогичном утверждению Инструкции. Порядок применения шаблонов в зависимости от вида ремонта подвижного состава указан в приложении N 2 настоящей Инструкции.

1.5 Для поддержания автосцепного устройства в исправном состоянии установлены следующие виды осмотра: полный осмотр, наружный осмотр, проверка автосцепного устройства при техническом обслуживании подвижного состава.

1.6 Полный осмотр автосцепного устройства производится при капитальном и деповском ремонтах вагонов, капитальном ремонте локомотивов и вагонов дизель- и электропоездов, текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 тепловозов, электровозов и вагонов дизель- и электропоездов, подъемочном ремонте паровозов и специального подвижного состава. Наружный осмотр осуществляется при текущем отцепочном ремонте вагонов, единой технической ревизии пассажирских вагонов, промывочном ремонте паровозов, текущем ремонте ТР-1 тепловозов, электровозов и вагонов дизель- и электропоездов. Проверяют автосцепное устройство при техническом обслуживании во время осмотра вагонов в составах на пунктах технического обслуживания (ПТО), при подготовке вагонов под погрузку и при техническом обслуживании локомотивов ТО-2, ТО-3, а также в других случаях, установленных организационно-распредительными документами владельца инфраструктуры. Регламентный осмотр эластомерных поглощающих аппаратов производится при деповском или капитальном ремонтах подвижного состава. Регламентный осмотр эластомерного аппарата (РО) производится в соответствии со сроком очередного РО, указанным на консольной части концевой балки в верхней строке "РО 00 (месяц).00 (год)" при ближайшем плановом ремонте вагона. После РО или установки нового аппарата указывается дата следующего РО через 4 года. Ремонт в сервисном центре (СР) аппарата производится в соответствии со сроком очередного СР, указанным на консольной части концевой балки в нижней строке "СР 00.00" при ближайшем плановом ремонте вагона. После установки нового или отремонтированного в сервисном центре аппарата указывается дата следующего СР через 16 лет.

1.7 При полном осмотре съемные узлы и детали автосцепного устройства снимают с подвижного состава независимо от их состояния и направляют в КПА или отделение по ремонту автосцепки завода для проверки и ремонта в соответствии с требованиями, изложенными в главе 2 настоящей Инструкции. На каждый корпус автосцепки и каждый тяговый хомут составляется акт по форме, установленной железнодорожной администрацией, в котором указывается номер детали, год изготовления, условный номер предприятия-изготовителя, условный номер ремонтного предприятия, дата полного осмотра, вид и место ремонта сваркой и/или наплавкой. К несъемным деталям автосцепного устройства относятся: ударная розетка, передние и задние упоры, располагающиеся на хребтовой балке, детали расцепного привода (фиксирующий кронштейн, кронштейн и расцепной рычаг). Ремонт и проверку несъемных деталей производят на подвижном составе, за исключением случаев, требующих их демонтажа.

1.8 При наружном осмотре, а также при проверке автосцепного устройства во время технического обслуживания производится освидетельствование узлов и деталей в соответствии с требованиями, изложенными в главах 3 и 4 настоящей Инструкции, без снятия с подвижного состава. Снимают только неисправные узлы и детали с заменой их исправными.

1.9 Детали автосцепного устройства, снятые с подвижного состава и подлежащие проверке и ремонту, должны быть очищены от грязи средствами, имеющимися в распоряжении пункта ремонта. После очистки корпус автосцепки, тяговый хомут, клин (валик) тягового хомута, маятниковые подвески центрирующего прибора, болты паровозной розетки должны быть подвергнуты неразрушающему контролю. Стяжной болт поглощающего аппарата подвергают неразрушающему контролю только после его ремонта сваркой.

1.10 Неразрушающий контроль производится в соответствии с руководящими документами, принятыми железнодорожной администрацией.

1.11 Детали с дефектами, указанными в приложении N 3, или не имеющие читаемой маркировки предприятия-изготовителя, ремонту не подлежат и сдаются в металлолом. При этом на каждый корпус автосцепки и каждый тяговый хомут составляется акт по форме, установленной железнодорожной администрацией, в котором указывается номер детали, год изготовления, условный номер предприятия-изготовителя, условный номер ремонтного предприятия, дата утилизации, дефект в соответствии с приложением N 3.

1.12 Все сварочные и наплавочные работы при ремонте автосцепного устройства выполняются в соответствии с требованиями инструкций: "Инструкция по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов", утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств- участников Содружества от 30.05.2008 г., ЦЛ-201-03 "Инструкция по сварке и наплавке узлов и деталей при ремонте пассажирских вагонов", ЦТ-336-96 "Инструкция по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель поездов" и утвержденными изменениями к ним.

1.13 Слесарные, станочные работы и правка изогнутых деталей выполняются в соответствии с действующими технологическими инструкциями на производство этих работ и с требованиями Типовых технологических карт для ремонта автосцепного устройства.

1.14 Соблюдение действующих нормативно-технических требований по ремонту автосцепного устройства проверяют руководители вагонной, пассажирской и локомотивной служб, дирекций по ремонту грузовых вагонов, региональных дирекций по обслуживанию пассажиров, начальники отделов вагонного, локомотивного хозяйств и пассажирских сообщений отделений, начальники вагонного (локомотивного) депо или их заместители в соответствии с личными нормативами, а на ремонтных заводах - главный инженер и начальник отдела технического контроля (ОТК) с записью в журнале ремонта. Для предприятий, не входящих в структурные подразделения железных дорог, проверку производят уполномоченные в данной области лица. 1.15 Узлы и детали автосцепного устройства, не представленные в настоящей Инструкции, обслуживаются и ремонтируются в соответствии с требованиями ремонтных и эксплуатационных документов заводов- изготовителей.

Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог
Утверждена распоряжением от 28 декабря 2010 г. N 2745р